11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

К сожалению, многие родители не уделяют этому моменту должного внимания. Отвечают абы что, либо «вырастешь – узнаешь», или, что ещё хуже, посылают его гуглить вопрос лично. А ведь ребёнка это совершенно не удовлетворяет и он начинает искать ответы самостоятельно, что может привести к проблемам. Так что Joinfo.ua сейчас расскажет вам, как, по мнению психологов, нужно отвечать детям на различные каверзные вопросы.

Как я родился?

Только не надо всех этих рассказов про аистов, капусты и прочую ерунду! Ведь когда дети правду узнают, ваш авторитет это сильно подорвёт.

Расскажите правду, только без подробностей, особенно биологических и физиологических. Более того, дети вполне воспринимают концепцию того, что когда-то они из чьего-то живота вылезли.

Сюда же можно приплести и объяснение, почему мальчики и девочки устроены по-разному.

Почему вы ссоритесь?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать Pediatriya

Очень сложный вопрос. Особенно если ссоры – регулярные и систематические. Но если вы после этого миритесь, то обязательно обратите внимание ребёнка на этот факт. И на то, что у людей очень часто мнения могут не совпадать, для чего и приходится спорить. Команда Joinfo.ua и журналист Артём Костин напоминают, что даже семейные ссоры можно проводить так, чтобы они не воспринимались как травмирующие.

Почему та тётя толстая?

Для начала, надо объяснить, что указывать на людей пальцами – не вежливо. И задавать такие вопросы – тоже. Потом объяснить, что полнота может быть обусловлена различными болезнями. И добавить, что если он будет неправильно кушать и не заниматься спортом, то и с ним такое может произойти. Пусть лучше ребёнок сразу извлечёт правильный урок из ситуации.

Почему доктор делает мне больно?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать Mchildren

Вам придётся объяснить ребёнку, зачем врачи будут колоть его иголками. Если это прививка, то рассказать про болезни. Если анализ крови, то сообщить, что это для того, чтобы доктора лучше понимали, что происходит у него внутри. И да, всё это надо сделать до того, как вы пойдёте в поликлинику. А дальше просто напоминать то, что ребёнок уже знает.

А вы умрёте? а я? а когда?

Дети не очень хорошо воспринимают саму концепцию смерти. Тем не менее, даже это им можно объяснить. Рассказать, что это нормальный жизненный процесс, что смерть придёт ещё очень и очень не скоро и у него впереди ещё целая жизнь. Как, впрочем, и у вас.

Почему ты меня бросаешь и уходишь?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать Time4u

Ребёнку надо объяснить, что работа – то самое неизбежное зло, с которым он тоже когда-нибудь столкнётся. И ради того, чтобы можно было делать то, что хочется и нравится, приходится сначала делать то, что совершенно не нравится и не хочется.

Почему вам можно, а мне нельзя?

Очень часто ребёнок видит, как вы делаете то, что ему запрещаете. И чтобы вас не заподозрили в лицемерии, придётся как следует постараться. Оправдание должно быть убедительным, а также включать объяснение, почему ему это всё же делать надо. Но лучше, честно говоря, до такого не доводить – осадочек будет в любом случае оставаться.

А вдруг из-под кровати вылезет чудовище?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать Viline

Детские страхи – не повод для шуток и смеха. Но и каждый раз в ответ на такую просьбу забирать его спать с собой – тоже не выход. Поэтому стоит предложить ему какое-нибудь интересное решение проблемы. Например, кнопку включения телевизора или ночника. Ведь все же знают, что монстры боятся света. Да и тот факт, что под одеялом они его не достанут – тоже должен быть озвучен.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать, как воспитывать ребёнка, чтобы он вырос реально умным и талантливым. Между прочим, для этого тоже придётся регулярно отвечать на его вопросы.

Как отвечать на «каверзные» вопросы детей

В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают активно интересоваться миром, собой и окружающими и, соответственно, задают много вопросов, ответить на которые родителям, порой, очень сложно.

Чтобы помочь ребенку разобраться с окружающим миром (почему земля круглая, почему солнце светит только днем и т.д.) достаточно перевести трудный для детского понимания научный язык в простой и доступный.

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

Сложнее дело обстоит с вопросами о взаимоотношениях. Здесь важно и не соврать, но и не быть настолько правдивым и прямолинейным, чтобы травмировать. Родителям стоит подбирать слова в зависимости от возраста ребенка, его душевного состояния.

Так, например, биологически неродному ребенку не стоит говорить о факте усыновления в подростковом возрасте или в те периоды жизни, когда он сильно уязвим (во время болезни, развода родителей и т.д.

) Однако стоит еще раз подчеркнуть, что говорить ребенку правду необходимо: наличие семейных тайн может сыграть в будущем злую шутку.

Общих шаблонов ответов на детские «сложные» вопросы, к сожалению, нет. Все зависит от эмоционального состояния ребенка и его возраста. Однако приведенные ниже примеры можно использовать как ориентиры.

Откуда берутся дети?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

Как правило, дети в возрасте 3-5 лет удовлетворяются ответами: 

Из маминого животика.Естественным путем.Потому что мама и папа очень тебя хотели.

Становясь постарше, ребенок начинает «копать» глубже, продолжая задавать вопросы типа «а как именно?», «что это за естественный путь?» В этом случае можно рассказать о процессе вынашивания:

Ты появился у мамы в животике, рос-рос и стал таким большим, что не смог больше там помещаться и родился.

Можно затронуть биологическую сторону вопроса:

Одна мамина и одна папина клеточки объединились, так ты и появился.

А можно просто дать детскую книжку на данную тему.

Ты (мама, папа) умрешь?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

Все люди когда-то умирают, но это будет очень и очень нескоро. Тогда ты будешь совсем большим и жить далеко от нас, у тебя будет своя семьи, и свои дети. Но пока ты маленький, мы всегда будем рядом.

Я умру?

Все люди когда-то умирают, но это будет очень и очень нескоро. Я думаю, ты проживешь долгую и счастливую жизнь.

Далее нарисуйте своему ребенку картинку счастливой жизни. Переключите ребенка с темы смерти на тему жизни.

Почему ночью надо спать?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

Мы очень устали, и нам надо отдохнуть.

Объяснять ребенку до 5-7 лет, что с утра он будет хотеть спать вместо того, чтобы идти в детский сад, если сейчас не заснет, бессмысленно. Дети в этом возрасте не умеют мыслить «на будущее». Поэтому нужно просто настоять на своем.

Кого ты больше любишь: меня или брата (сестру)?

Я люблю вас одинаково сильно, но каждого по-своему. Тебя как старшего сына, а его как младшего. А почему ты спрашиваешь?

Здесь важно узнать, почему у ребенка появился такой вопросы. Скорее всего, он возникает у того ребенка, которому по каким-то причинам стали уделять меньше внимания. Объясните ситуацию и заверьте малыша, что вы любите его и брата (сестру) одинаково сильно.

Почему вы с мамой (папой) ссоритесь?

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

Все люди иногда ссорятся. Мы с тобой тоже иногда ссоримся, но это не значит, что мы любим друг друга меньше. Просто бывает, ты хочешь сделать по-своему, а я по-своему. Так и у нас с мамой (папой) бывает. Но ты не переживай, мы все равно потом помиримся.

Почему наш папа (мама) не живет с нами?

Мы с папой (мамой) давно-давно познакомились и полюбили друг друга, от этой любви появился ты. А теперь любовь между нами прошла, а жизнь без любви мы не можем, поэтому папа (мама) живет в другом месте. Но мы все равно остаемся твоими родителями, и мы оба любим тебя. И ты будешь видеться с папой (мамой) на выходных.

Ольга Григорьева, психолог

Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на нашу рассылку!

Алименты на ребенка: все, что вы хотели знать →← Куда пойти с ребенком в Самаре? 30 ? 31 июля

Каверзные вопросы о воспитании, которые задаст вам дошколёнок

У каждого ребёнка наступает период, когда он просто заваливает вас сотней «почему». И если на вопросы о том, «зачем коту хвост» или «как светит солнце» вы способны ответить (хвала гуглу и техническому прогрессу), то другие вгоняют вас в ступор.

Ответ «потому что я так сказала» и «пойди спроси у папы» – заманчивое решение, но непедагогичное. Рассказываем, как правильно выстроить диалог с маленьким «почемучкой».

 Почему нельзя драться?

Неправильно: «Потому что это плохо». Плохо – туманное и расплывчатое понятие. Кроме того, раз нехорошо, но некоторые всё равно это делают, то почему нельзя-то?

Правильно: «Потому что это не решит проблему». Не бойтесь разговаривать с дошколёнком, как со взрослым – простое и чёткое объяснение без сюсюканий он вполне способен уяснить. Дерется тот, кто неправ, кто не может доказать свою правоту без помощи кулаков. А что решает драка в итоге? Остаются только синяки и шишки!

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

 Почему нельзя ложиться спать поздно?

Неправильно: «Потому что ты не выспишься». Это опять же трудно понять ребёнку. Не выспишься! Когда это будет, да и будет ли вообще? Зато сейчас я хочу играть!

Правильно: «Потому что это Правило».

В семье обязательно должны быть непреложные истины – ложиться спать вовремя, мыть руки перед едой, принимать душ – это аксиомы, которые не требуют доказательств.

Правил не должно быть чересчур много, но те, что есть, обязательны к выполнению. Пространные обсуждения пользы сна и вреда недосыпа приведут к еще большему потоку очередных «почему».

Неправильно: «Потому что он полезный». Может, и полезный, но конфеты-то вкуснее? Почему нельзя их съесть на обед?

Правильно: «Потому что сегодня у нас на обед суп. Еще у нас есть котлеты и рис, хочешь суп на ужин?» Разумная альтернатива не повредит. Вы можете, конечно, рассказать ребенку, чем именно полезно первое блюдо («Вырастешь большой и сильный»), но это подействует на двухлетнего малыша, дети постарше на такие речи обычно не реагируют.

Почему надо мыть руки?

Неправильно: «Потому что я так сказала!» Ребенок, может, и послушается и отправиться в ванную, но вопрос-то останется без ответа, а вы рискуете потерять авторитет («Даже мама не знает, почему нужно мыть руки»).

Правильно: «Потому что они грязные, а грязь вызывает болезни. Да и некрасиво это – посмотри, ты такой симпатичный, а руки в песке».

Тут опять же важна привычка – ребёнок, который с младенчества привык к регулярным гигиеническим процедура, может, и задаст такой вопрос, но не из духа противоречия и не бунтуя, а ожидая действительно конкретного ответа – про микробы, про последствия и важность чистоты.

Почему Васе можно, а мне нельзя?

Неправильно: «Нельзя, и все!» Да, ну а Васе-то почему можно?

Правильно: «Я не могу сказать, почему Васе можно – об этом знают только его родители. Но я могу сказать, почему нельзя тебе». И далее по ситуации методично объясняйте, почему вашему Коле нельзя, например, ходить без шапки, в то время как счастливцу Васе повезло есть сосульки.

Читайте также:  Как лучше кормить – по требованию или по часам

Почему ты на меня кричишь?

Неправильно: «Потому что ты меня достал (плохо себя ведешь, не слушаешься)». «Я плохой, мама меня не любит» – так слышит ваши гневные вопли ребёнок.

Правильно: «Извини, пожалуйста. Я неправа, я очень расстроилась от твоего поступка и не сдержалась». Умейте признать свою неправоту, вовремя остановиться и не потерять контакт со своим сыном или дочкой.

11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать

Почему нельзя ковырять в носу?

Правильно: «Пойди спроси у папы, он точно знает». Надо же, в конце концов, и мужу дать почувствовать на себе коварность вашего дошколёнка?

11 ответов на детские вопросы, которые ставят взрослых в тупик

Помните, как малышами мы часто задавали взрослым такие вопросы, на которые они не могли ответить четко, и говорили: «Так придумала природа». В этой статье мы собрали популярные темы, которые интересуют детей, и разобрались с ответами на них.

Нам в AdMe.ru было интересно вспомнить забавные «почему» и узнать, как отвечают на них специалисты.

К сожалению, нет: чтобы «построить» глаз, нужно много живых клеток, а у большинства микробов их слишком мало или вообще одна — он сам.

Но даже если бы у микробов вдруг появились глаза, они все равно навряд ли увидели бы собратьев. Ведь глаз просто воспринимает свет, а зрение — это уже плод деятельности нервной системы. Поэтому даже если бы глаз и поместился на микробе, нервной системе там все равно места нет.

Однако «общаться» между собой бактерии могут. Ученые выявили, что некоторые виды бактерий излучают определенные сигналы. Это позволяет им определять размер своего сообщества.

  • Объяснение для ребенка: микробы могут чувствовать, что рядом с ними находится другой микроб, но увидеть не смогут, потому что такую сложную систему, как зрение, невозможно создать на таком маленьком существе, как бактерия.

Все на свете имеет свое состояние — жидкое, твердое или газообразное. Но вот вода еще и «мокрая», потому что молекулы воды имеют между собой определенную связь и способны «прицепиться» к рукам, предметам, одежде, передав им часть своих свойств, смочить.

Понятие «мокрый» — это наши тактильные ощущения, то, что мы можем описать, касаясь воды. Рецепторы посылают сигналы мозгу, и комбинация движения, температуры, давления воды говорит ему: «вода мокрая».

  • Объяснение для ребенка: мы не смогли бы говорить, что вода мокрая, если бы наша кожа не могла чувствовать. Частички воды прикрепляются к коже, делая ее на время мокрой.

Самолет держится в воздухе за счет подъемной силы. Она, в свою очередь, возникает, когда потоки воздуха движутся навстречу крылу. Крыло повернуто под точным углом и при определенной скорости самолета начинает «взлетать», стремиться вверх. Встречный поток воздуха постоянно поддерживает крыло, не давая ему упасть.

Разгоняют самолет, конечно же, двигатели. Реактивные толкают самолет вперед, а винтовые как бы тянут его за собой.

На работу самолета влияют 4 силы — тяга, сопротивление, вес, подъемная сила. Их взаимодействие и позволяет самолетам держаться в воздухе.

  • Объяснение для ребенка: самолет может подняться в воздух, потому что инженеры придумали специальную форму крыльев, они помогают воздуху держать его, тогда как двигатели заставляют самолет двигаться.

Практически все крупные планеты, и Земля не исключение, — шарообразные. Эту форму они приняли потому, что очень тяжелые. И их собственная сила тяготения (гравитация) придает им форму шара.

Если бы вдруг появилась другая сила и захотела бы придать планете, например, форму куба, то, когда действие этой силы закончится, сила тяготения снова начнет «собирать» планету в шар. Выступающие части начнут втягиваться, пока вся поверхность не станет гармоничной с «точки зрения» силы тяготения.

Но все же Земля не идеальный шар — она приплюснута со стороны полюсов.

  • Объяснение для ребенка: наша планета очень тяжелая, и поэтому другие формы ей принять тяжело. Невидимая сила, которая действует на нашу Землю, «заставляет» ее быть круглой.

Кролик, курица, говядина, рыба… А почему не производят корм с самым «кошачьим» вкусом — вкусом мышей? Все просто: люди, которые создают корм, не знают вкуса мышей и не собираются пробовать.

Были бы рады кошки такому корму — это большой вопрос. Ведь многие домашние кошки, даже если и ловят мышку, практически никогда не едят ее, а только хвастают добычей перед хозяином и играют с ней.

Ученые говорят: чтобы кошке захотелось съесть мышь, ей нужно показывать этот процесс в детстве, выработать навык.

Иными словами, если мама-кошка не научила охотиться, а потом есть мышь, то кошке не особо приходит это в голову, если только она не потерялась в лесу и не голодна.

  • Объяснение для ребенка: чтобы знать, что корм будет вкусным, его нужно попробовать, а никто из людей не станет есть мышь. К тому же домашним кошкам тоже может не понравиться вкус мышки, потому что они ловят их, но редко едят.

Для того чтобы глаза у кошки засветились в темноте, немного света все же должно присутствовать в комнате. Потому что это свечение не что иное, как отражение света, в абсолютно темной комнате глаза светиться не будут.

У глаз кошки очень тонкий отражающий слой глаза, состоящий из прозрачных клеток. Свет поглощается кошачьим глазом не целиком, а отражается прозрачными клетками и узким пучком выходит наружу. Такое свойство позволяет кошкам видеть в темноте гораздо лучше.

  • Объяснение для ребенка: в глазу у кошки есть специальные прозрачные частички, их можно сравнить с кусочками зеркала. Если в темной комнате есть хоть немного света, он обязательно отразится от этих «зеркал», и нам будет казаться, что глаза у кошки горят.

Есть забавная байка, которую рассказывают детям, о том, что кровь на самом деле синяя и, только выходя наружу и соприкасаясь с воздухом, становится красной. Конечно, это просто шутка.

Кровь красная всегда, а вены кажутся нам синими. Это объясняется законами физики об отражении света. Ткани нашего тела поглощают лучи красного спектра, а синего — отражают. Мозг «сравнивает» цвет сосудов с теплым цветом кожи и «показывает» нам синий цвет.

  • Объяснение для ребенка. Наши глаза воспринимают цвета по-разному, в зависимости от того, как падает свет. Через слой кожи красный цвет кажется нам синим.

Именно этот цвет скажет нам о здоровье, а вот другие оттенки заставляют беспокоиться, что в организме что-то пошло не так. Коричневый цвет получается потому, что из желудка пища поступает в тонкий кишечник. А в его верхний отдел — двенадцатиперстную кишку — поступает желчь.

Взаимодействие желчи с остатками пищи, образование специального вещества стеркобилина и придает коричневый оттенок.

Другие цвета говорят о неполадках в организме. Зеленый — дисбактериоз или инфекции, светло-желтый — проблемы со стороны печени, красный — может свидетельствовать о кровотечениях, только если вы накануне не ели свеклу или помидоры.

  • Объяснение для ребенка: коричневыми какашки становятся потому, что их так окрашивает специальное вещество, которое вырабатывает организм здорового человека. Другие цвета могут означать то, что тело сообщает нам о нездоровье и стоит показаться врачу.

Рожицы и чрезмерные улыбки, на которые уже подросшие малыши могут реагировать с недоумением, зачем они? А от избытка эмоций! Взрослый хочет быть ближе к ребенку, насмешить его, вызвать улыбку или заразительный смех.

Поэтому делает для этого все. Иногда вспоминая свое детство и от души веселясь.

Этот риторический вопрос беспокоит не только детей.

Нередко такая ситуация происходит от несоблюдения технических моментов при укладке асфальта.

Одна из причин, по мнению специалистов, — размыв грунта. Там, где регулярно лопается покрытие, есть проблемы под землей. А вот уже к размыву грунта может привести халатность по отношению к коммуникациям — дырявые водопроводные и канализационные трубы.

  • Объяснение для ребенка: если дорога опять провалилась, это может значить, что рабочие сделали ошибку, когда укладывали асфальт или где-то недалеко под землей есть дырявые трубы или подземные ручейки, которые размывают дорогу.

Объясняя ребенку отличия между полами, формулируйте свои ответы согласно возрасту, отмечают психологи. Стоит отвечать на конкретные вопросы ребенка, если малыш не спрашивает об отношениях, не нужно ему объяснять это навязчиво. Он спросит об этом тогда, когда ему будет интересно.

Рассказывая о физических отличиях, называйте вещи своими именами, не стесняйтесь названий половых органов. Вообще, смущение и какое-то особенное выделение этой темы служит плохую службу, малышу начинает казаться, что он спрашивает что-то неправильное.

Иллюстратор Natalia Breeva специально для AdMe.ru

10 каверзных детских вопросов, которые озадачат любого взрослого

Узнайте, какие каверзные вопросы задают малыши в детском саду и как нам, взрослым, на них лучше всего отвечать!

Как только ребенок начинает говорить, на родителей и воспитателей незамедлительно обрушивается шквал вопросов: «почему?», «зачем?», «откуда?».

На большинство из них мы отвечаем, не задумываясь, однако некоторые могут застать нас врасплох. Да, конечно, все мы изучали биологию в школе и знаем, что такое фотосинтез.

И все же, услышав вопрос «Почему трава зеленая?», мы не пускаемся в долгие объяснения о химических реакциях. Согласитесь, тут нужен совершенно другой подход.

Ребенок только начинает познавать мир, и невозможно даже представить, сколько мыслей и вопросов обрабатывает юный пытливый ум ежеминутно. Спрашивая, ребенок надеется получить четкий и понятный ему ответ.

Так уж вышло, что на самые интересные и важные вопросы ответы далеко не всегда могут быть простыми!

Давайте попробуем подготовиться заранее и ответить на каверзные вопросы так, чтобы это удовлетворило детское любопытство. Представляем вам подборку самых интересных вопросов и ответов, которые прозвучали в нашем саду.

Как отвечать. Некоторые органы человека симметричны, а некоторые только в единственном экземпляре. Два глаза и два уха даны живым существам для того, чтобы видеть и слышать со всех сторон.

К тому, кто всегда наготове, очень сложно подкрасться незаметно.

Рот у нас один для того, чтобы еда не заблудилась по дороге в наш желудок, который, в свою очередь, тоже в единственном экземпляре и прекрасно справляется со своей функцией самостоятельно.

Как отвечать. У человека пять чувств: глазами ты видишь, ушами слышишь, руками можешь потрогать, ртом пробуешь на вкус, а носом чувствуешь запах.

Природа подарила нам так много возможностей для того, чтобы все живые существа могли как можно полнее прочувствовать ее многообразие, а также для того, чтобы они могли общаться друг с другом или, наоборот, избегать чего-то неприятного или опасного. Запах — это крошечные невидимые частички вещества, летающие в воздухе и попадающие к нам в нос. Они предупреждают нас о приближении этого предмета.

Как отвечать. Ну, во-первых, очень даже падают. Ведь дождь и снег — это не что иное, как пролившиеся на землю облака, не так ли? А во-вторых, белые облака, которые мы видим на небе, не падают, потому что они легче воздуха!

Вокруг нас не пустота: воздух состоит из крошечных частиц, которые не заметны нашему глазу.

Читайте также:  Как выстроить отношения с невесткой: шесть полезных советов для свекрови

Мы совершенно не чувствуем их, потому что привыкли к тому, что эти частицы всегда вокруг нас. Именно они и поддерживают легкие белые облака до той поры, пока те не станут слишком тяжелыми и не прольются на землю осадками.

Как отвечать. Этот вопрос и самый сложный, и самый простой одновременно. Однако, когда его задает маленький ребенок, ответ напрашивается сам собой: дети не «зачем», а «от чего»!

От очень большой любви родителей, у которых этой любви было так много, что им просто необходимо было ее кому-то подарить.

Семья — это то, к чему все люди стремятся, а ребенок — важная ее часть.

Ну и, конечно, стоит упомянуть, что все люди когда-то были детьми, потом выросли и стали взрослыми, завели своих детей, чтобы у тех тоже родились дети — так и продолжается жизнь на планете.

Как отвечать. У каждого вещества бывают три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Вода жидкая, а значит, частички, из которых она состоит, прикреплены друг к другу не очень плотно. Когда мы касаемся воды, часть этих частичек остается у нас на руках, создавая впечатление, что нас намочили. Так происходит не только с водой, но и с любой жидкостью.

Как отвечать. Этот вопрос из совершенно другой области. Можно сказать, философский. Да, взрослым действительно позволено больше, чем детям, но далеко не все.

В жизни каждого человека, который живет в обществе, существует немало ограничений. Правила и запреты просто необходимы нам для того, чтобы комфортно уживаться с другими людьми. И пусть взрослым можно не ложиться спать вовремя, есть очень много вещей, которые делать не стоит никому, вне зависимости от возраста.

Как отвечать. Время — это то, что помогает людям отмерить определенный срок. Минуты, часы и годы придумали для того, чтобы проще было считать, сколько кому лет, как долго варить суп или когда нужно прийти на встречу, чтобы не опоздать.

Время нельзя увидеть или потрогать, время не витает вокруг нас, как частички воздуха.

Зато за движением времени очень легко следить по движению секундной стрелки на часах.

Как отвечать. Потому что это самолет, а не птица. Птица машет крыльями, чтобы поднять себя в воздух, а у самолета для этого есть двигатели. Крылья нужны самолету, чтобы держаться в воздухе, так что лучше бы им быть прямыми и несгибаемыми.

Как отвечать. Кто бы спорил, спать порой бывает скучно, а засыпать еще скучней. Тем не менее сон — важнейшая часть нашей жизни. Все живые существа на планете обязательно проводят немало времени во сне.

Даже если кажется, что ты совсем не устал, организм может думать иначе.

Во сне расслабляются мышцы, а мозг получает возможность переработать всю информацию, полученную за день, и тоже немножко отдохнуть. А еще во сне организм растет с удвоенной силой.

Как отвечать. Слова — способ общения людей. Слов в нашей речи невероятное множество, и каждое из них обозначает что-то свое. Слово — своеобразный сигнал, который мы подаем другому человеку.

Кошки используют для этого «мяу», собаки «гав», а вот у человека намного больше поводов пообщаться, поэтому еще очень давно простые звуковые сигналы он стал создавать так, чтобы они отличались друг от друга.

Многие слова достались нам от наших предков, но многие мы придумываем и сейчас. К примеру, еще несколько лет назад никто не знал слова «Фиксики», но однажды новый мультик решили назвать непохожим ни на что словом, и теперь мы знаем его и используем.

Shutterstock/VOSTOCK

Самые каверзные детские вопросы и ответы на них

vsegda_tvoj

Почему небо голубое, а трава зеленая? Почему вода мокрая? Ребенок в возрасте до 10 лет задает порядка 300 вопросов в день, подсчитали дотошные ученые. На одни вопросы родители отвечают легко, почти не задумываясь, а от некоторых просто хватаются за голову – настолько каверзными и неожиданными они бывают.

Здесь представлены самые необычные детские вопросы, способные не просто удивить взрослого, но и поставить его в тупик. В качестве бонуса под каждым вопросом помещен развернутый ответ специалиста из соответствующей области. Читаем и берем на заметку.

Вдруг именно сегодня ваш ребенок задумается о том, «сколько весит небо»?Ответ родителя № 1. Потому что провода опасны лишь в том случае, если касаться их и одновременно находиться на земле.

Если бы птица одной лапой держалась за провод, а второй стояла на земле, тогда ее бы убило током.

Ответ родителя № 2. Это можно сравнить с прикосновением языком лишь к одному концу батарейки – в этом случае ты не почувствуешь покалывания.

Однако если прикоснуться к обоим концам, то это обязательно произойдет. Так вот в случае с птицами – они как раз дотрагиваются до одного конца условной батарейки.

Ответ эксперта-физика. Удар током предполагает прохождение электричества сквозь тело. Чтобы это произошло, необходимо, чтобы птица касалась сразу двух проводов с разницей потенциалов. Однако она этого не делает, так как сидит лишь на одном проводе и разницы в напряжении нет.

При этом если птица взмахнет крылом и заденет соседний кабель, то ее ударит током, и она погибнет.Ответ родителя. На самом деле Луна на небе задерживается гораздо чаще, чем мы можем видеть. Но из-за того, что солнце слишком ярко светит, мы попросту не замечаем ее присутствия.

Например, включенный уличный фонарь мы не сможем увидеть днем издалека, потому что будет очень светло. В то же время ночью тот же самый фонарь будет виден за много метров, так как вокруг – темнота.

Ответ эксперта-астронома. Когда Луна вращается вокруг Земли, часть времени она находится на той же стороне, что и Солнце, а какое-то время – на противоположной стороне. Так вот, когда Луна и Солнце находятся на одной стороне, то спутник Земли виден днем.

В то же время, когда Луна и Солнце на противоположных сторонах, этого не происходит.Ответ родителя № 1. Примерно столько же, сколько весят 10 миллионов слонов.Ответ родителя № 2. Кусок неба, покрывающий каждые 2,5 квадратных метра Земли, весит 6,5 килограммов.

Значит, все небо весит более 5 миллиардов килограммов.

Ответ родителя № 3. Больше, чем ты думаешь, сынок. Поверхность земли – 317 миллионов квадратных километров. Атмосферное давление составляет в среднем 6,6 килограммов на 2,5 квадратных метра. Значит, небо весит где-то 5,2 миллиарда тонн. А теперь иди спать.Ответ эксперта.

Примерный вес может составлять около одной миллионной от массы Земли – эквивалент веса 570.000.000.000.000 взрослых индийских слонов.Ответ родителя №1. Молния распространяется на все море, поэтому тока недостаточно, чтобы убить рыбу. Скорее всего, каждое живое существо в воде получает лишь небольшой разряд, который не представляет опасности.

Ответ родителя № 2. Представь, что ты поместишь каплю яркой газировки в чайную ложку. В данном случае, ты сможешь ее видеть – яркое пятно будет заметно на столь малой площади. А теперь представь, что ты ту же самую каплю помещаешь в ванну, наполненную водой. Капля через несколько секунд просто исчезнет, и ты не сможешь ее больше видеть.

Так вот молния – как капля цветной газировки. Попадая в море, она быстро распространяется и становится безвредной, исключение составляет то место, куда она ударяет.

Ответ эксперта-физика. Когда живое существо погибает от удара молнии, это означает, что существо оказалось на ее пути, и ток прошел через тело. К счастью, молния не может навредить всем живущим в море. Лишь самая невезучая рыба может стать ее жертвой. Морская вода проводит электричество.

Как только молния попадает в нее, она тут же распространяется по всем направлениям. Множество рыб могут получить в это время небольшой электрический разряд. Однако погибнуть может лишь то существо, которое окажется у поверхности воды в том месте, куда ударяет молния.

При этом, скорее всего, рыба, которая будет находиться хотя бы в 30 сантиметрах от поверхности, не пострадает.Ответ родителя №1. У многих людей есть какой-то любимый цвет. Они называют его любимым, потому что он их радует, глядя на него, они чувствуют себя хорошо.

Сегодня тебе нравится розовый цвет, но позднее, когда ты вырастешь, возможно, твое восприятие изменится, и тебе будет нравиться другой цвет.Ответ родителя № 2. Потому что он красивый. Этот цвет ассоциируется у тебя с массой приятных вещей: с цветами, розовыми щеками, определенной едой.

Ответ родителя № 3. Любимые цвета, как правило, связаны с какими-то вещами, которые нас радуют и делают счастливыми. Так вот розовый цвет чаще всего ассоциируется с весельем или сладостями.

Ответ эксперта-психолога. Традиционно считается, что женщин больше привлекают оттенки красного, а мужчин – оттенки синего.

Некоторые биологи полагают, что склонность представительниц слабого пола к розовому объясняется тем, что в первобытное время женщины часто занимались сбором фруктов красных оттенков, в результате у них сформировалось особое восприятие этого цвета.

Эта же особенность, по версии некоторых исследователей, позволяет женщинам лучше различать оттенки кожи – например, ее покраснение – а значит, лучше считывать чужие эмоции.

Ответ родителя № 1. Время – это такой длинный шнурок из бисера, тянущийся и уходящий вдаль. Каждая бисерина – это какой-то момент из нашей жизни, в который мы испытывали определенные чувства: печаль или радость.Ответ родителя № 2.

Время – это специальное понятие, которое было придумано людьми, чтобы организовывать свою жизнь и следить за тем, когда происходят те или иные события.

Например, когда человек «А» хочет встретиться с человеком «Б», они выбирают одно и то же время – приходят на встречу в один и тот же год, один и тот же месяц, один и тот же день, один и тот же час. Время – это система, которая исчисляется годами, месяцами, неделями, днями, часами, минутами и секундами.

Ответ родителя № 3. Все в этом мире стареет. Стареет трава, старее стол в комнате, сыр в холодильнике, люди и животные тоже становятся старше… Время – это определенный способ измерять, насколько постарели животные, люди и вообще все вокруг.

Ответ эксперта-физика. Это весьма сложный вопрос. Одни ученые могут назвать время потоком причин и следствий.

Другие дали бы более подробное объяснение в соответствии с общей теорией относительности, однако эту позицию принимают далеко не все исследователи.

©

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

12 правил успешного общения и ответов на каверзные вопросы

Умение правильно формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом помогает достичь лучшего взаимопонимания участников коммуникации.

В дискуссии или в беседе вопросы задают в основном ради достижения понимания обсуждаемой проблемы. Каждый раз, когда собеседники задают их, они должны быть уверены, что эти вопросы понятны. Для этого целесообразно:

  • делать вопросы короткими;
  • убедиться, что они корректны и участники способны ответить на них;
  • исключить отгадывание;
  • избегать вопросов, требующих публичных откровений;
  • не отвечать самому на собственные вопросы.
Читайте также:  12 правил выдачи детям карманных денег (личный опыт). плюс видео консультации специалистов

Для начала двусторонней коммуникации целесообразно задавать партнерам открытые вопросы с целью собрать необходимую информацию. Обычно они начинаются со слов «что?», «где?», «когда?», «как?», «почему?». Кроме того, открытые вопросы часто начинаются с вводных оборотов (например, «расскажите о…», «как вы считаете…», «что вы думаете о возможностях?..»).

  • Привлекательность открытых вопросов состоит в том, что они:
  • позволяют устанавливать контакт, создают вовлеченность и заинтересованность;
  • предоставляют слушающему возможность свободного ответа с самостоятельным выбором слов и способа ответа;
  • поощряют немедленную обратную связь;
  • помогают более детально анализировать мнения и ценности;
  • проверяют степень понимания.

Закрытые вопросы требуют однозначного ответа, состоящего чаще всего из одного слова: «согласен», «да», «нет». Вместе с тем специалисты по коммуникации не рекомендуют злоупотреблять закрытыми вопросами, так как они препятствуют активному взаимодействию, а вот в ситуациях проверки информации или малой возможности выбора такой вопрос вполне уместен (например, «эта технология эффективна?» или «часто ли вы поступаете таким образом?»).

  1. Закрытые вопросы применяются:
  • когда достаточно бывает прямого ответа «да» или «нет»;
  • для получения или уточнения информации;
  • подтверждения понимания фактов;
  • подтверждения согласия или договоренности;
  • принятия решения в случае существования только двух альтернатив.

Наводящие вопросы используются для того, чтобы подвести говорящего к ответу, который ожидают от него услышать. Правда, такой подход в коммуникации считается манипулятивным, поэтому во взрослой аудитории злоупотреблять им не стоит. Во-первых, говорящий, как правило, может сформулировать собственную мысль, во-вторых, такое поведение может вызвать защитную реакцию собеседника, что проявится, например, в его неприемлемой позиции.

Наводящие вопросы, как правило, заканчиваются так называемыми «зацепками», не позволяющими участнику ответить отрицательно.

Возвратные вопросы позволяют говорящему проявить внимание к собеседнику и к тому, что он уже сказал, и таким образом, поощряя его, вести дальнейший разговор (например, «вы отметили, что для того, чтобы изменить ситуацию в учебном заведении, нужно создать необходимую мотивацию участников взаимодействия, это так?»).

Зондирующие вопросы — это дополнительные вопросы, позволяющие получить полную информацию, не предоставленную в ходе ответов на предыдущий вопрос.

Предоставление неполного ответа может быть связано с самыми разными причинами, поэтому зондирующие вопросы могут использоваться также для проверки мотивации и чувств, истинных намерений собеседника, когда в этом вопросе нет ясности.

Задавать зондирующие вопросы труднее всего. Они могут включать в себя комплекс открытых, закрытых, рефлексивных, подтверждающих и гипотетических вопросов. Их преимущество состоит не только в том, что с их помощью можно получить недостающую информацию, но и в том, что они помогают осознать проблемы или факторы, не лежащие на поверхности.

Две следующие зондирующие техники являются основными в дискуссии и во время беседы:

  • «техника воронки», когда вы начинаете с общих, глобальных вопросов и постепенно сужаете фокус, вплоть до той специфической информации, которую стремитесь получить;
  • «техника сверла», когда вы заранее определяете области, о которых необходима дополнительная информация, и постепенно в них углубляетесь, пока не наталкиваетесь на нужный ответ.

Гипотетические вопросы задают ситуацию или выдвигают предположение: «А что если?..», «Как насчет того, что?..». Они могут быть полезными в случае, когда обсуждаются новые идеи или направления деятельности, когда нужно поставить собеседника в ситуацию вызова, не рискуя обидеть его или заставить защищаться, или же если вы хотите проверить, правильно ли оцениваете последствия ранее полученного ответа. Такой вопрос целесообразен во время коммуникации лишь по отношению к тому собеседнику, который обладает достаточными знаниями и пониманием ситуации, о которой вы просите его поразмышлять.

  • Ведущему дискуссию или беседу целесообразно воспользоваться коммуникативной техникой по применению вопросов на основе правила Сократа. Его можно легко запомнить, пользуясь аббревиатурой ЗИППО:
  • 3 — знание ответов, которые вы хотите услышать от собеседника;
  • И — использование открытых вопросов, чтобы добиться желаемых ответов;
  • П — повторение ответов собеседником теми же словами;
  • П — подчеркивание и обобщение всех полученных ответов;
  • О — обеспечение дополнительной информации или необходимых разъяснений перед тем, как задавать дальнейшие вопросы.

С помощью правильно сформулированных и поставленных вопросов можно успешно передать свои мысли, попросить разъяснения сказанного и построить цепочку умозаключений, приводящую к необходимым выводам. Они служат одним из наиболее эффективных путей вовлечения собеседников в общение.

12 правил, способствующих успеху собеседников

1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее 7 секунд) для размышления. Или скажите: «Благодарю вас за вопрос, он оказался для меня неожиданным» (или: «я его ожидал(а)»).

2. Своими словами повторите вопрос так, как он был вам задан, или в своей собственной интерпретации. Например: «Спасибо за вопрос (следование правилу 1). Насколько я понял, вас интересуют вопросы сертификации качества (следование правилу 2). Я сейчас дам вам необходимую информацию».

3. Если вопрос оказался сложным по составу (из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой отвечать вначале. Практика свидетельствует, что зачастую сложный по составу вопрос задают те, кто необходимую информацию закладывает именно в последнюю часть сложного вопроса.

4. Если перед вами поставлен трудный по содержанию вопрос, то:

  • попросите повторить его, поскольку вы не уверены, что поняли все как нужно. Скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше сформулирован. В то же время в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл. Ваша задача — незаметно помочь собеседнику самому разобраться в том, что его беспокоит и смущает, а уж потом отвечать;
  • повторите сами вопрос так, как вы его поняли (следование правилу 2), что заставит собеседника внести поправки в ваши поправки, и у вас окажется больше времени на то, чтобы подумать над ответом;
  • попросите несколько минут на размышление: за это время вы сможете лучше подготовиться или о вопросе могут просто забыть;
  • если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию, излагаемую в вопросе участника взаимодействия. Это позволит избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.

5. Если вам задают вопрос открытого типа, то сначала уточните, какая конкретно информация интересует его автора, что сэкономит вам время на обдумывание ответа, позволит не сказать лишнего и более точно спрогнозировать ожидания собеседника.

6. Не следует воспринимать вопросы, возникшие после вашего сообщения, как знак агрессии против вас, поэтому отвечайте в корректной и доброжелательной манере, не защищайтесь и не оправдывайтесь.

В случае, когда вопросы представляют собой настоящий вызов, человека хотят поставить в тупик, в трудное положение, подорвать доверие или опровергнуть сказанное или сделанное им ранее, необходимо использовать вариант ответа на вопрос-вызов, заключающийся в репозиционировании этого самого вызова путем перефразирования сути вопроса.

Можно дать ответ на вопрос таким образом, что он перевернет смысл того, о чем спрашивалось. Именно так поступил художник Диего Веласкес в пору, когда был живописцем при дворе короля Филиппа IV.

Как известно, нет работы вреднее придворной: появляется масса завистников, распускающих слухи. Художник терпел их, пока они не коснулись его творений.

Однажды король вызвал его к себе и озабоченно спросил:

Скажите, маэстро, что вы думаете о разговорах при дворе? Говорят, будто вы ничего, кроме голов, писать не умеете. Это так?

Своим вопросом ваше величество оказывает мне слишком большую честь. Я не встречал еще и не знаю человека, который умел бы писать головы так, как это делаю я.

7. Если вам задают непредвиденный вопрос и вы не знаете, как на него ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы ответить на него чуть позже. Если не можете ответить на неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким, энергичным ответом типа «да», «нет».

Не следует отвечая использовать деструктивные техники, такие, как:

  • прикидываться непонимающим: «Что-то я никак не пойму, о чем вы спрашиваете?»;
  • давать негативную оценку самого вопроса: «Это наивный вопрос» или «Это незрелый вопрос»;
  • использовать сарказм и насмешки, придавая вопросу меньшую значимость, чем он того стоит: «Вы задаете такие «глубокомысленные» вопросы» или «Вопрос такой трудный, что вряд ли на него можно ответить в принципе», или «И вы считаете свой вопрос серьезным?» и т.п.

8. Не затягивайте ответы на вопросы. Отвечайте коротко, не вдаваясь в детали. Не превращайте ответ в выступление.

9. Если заданный вопрос уводит от темы разговора или выступления, непременно вернитесь к своему сообщению — всего каких-нибудь две-три фразы, но ответ должен возвратить собеседников к обсуждаемой проблеме — не дайте увлечь себя в сторону.

10. Если при ответе вас неправильно поняли, тут же признайте свою ошибку, сообщив собеседнику, что, по-видимому, вы не очень удачно сформулировали свою мысль или не так выразились.

Сделайте это еще раз, с учетом особенностей понимания и восприятия информации.

Никогда не используйте фразы типа «Не знаю, как вам еще объяснить»; «Нужно было лучше (внимательнее) слушать»; «А теперь повторяю для тех, кто плохо слышит (для слабослышащих)»; «Не знаю, ежу и то понятно».

11. Отвечая на вопросы, ведите себя как человек, у которого всегда есть выбор разных вариантов:

  • вежливый отказ от ответа;
  • отсрочка ответа;
  • переформулирование вопроса;
  • прямой ответ;
  • вы не обязаны отвечать всегда на все поставленные вопросы.

12. После ответов на вопросы поблагодарите участников общения, завершите общение на позитивной ноте. Тем самым вы продемонстрируете свое благородство и некоторое превосходство. Будьте позитивны и кратки, не отклоняйтесь от темы обсуждения.

  1. Помня эти правила, следует предусмотреть некоторые аспекты общения:
  • заранее составьте список возможных вопросов;
  • подготовьте и отрепетируйте на них ответы, чтобы быть твердо уверенными в своих фактах и аргументах;
  • всегда повторяйте или перефразируйте вопрос;
  • выявляйте суть каждого, пересказывайте именно эту суть.

Вместе с тем целесообразно избегать неэффективных действий:

  • не думайте над ответом, не успев перефразировать вопрос; если соблюсти правильную последовательность, то ответ сам собой придет в голову;
  • не отвечайте, обращаясь к спрашивающему напрямую, так он непременно задаст еще несколько вопросов. В публичном общении необходим диалог со всеми его участниками, а не с одним человеком;
  • не уверяйте себя, что можно обойтись и без репетиции ответов на возможные вопросы, лучше не экспериментируйте, от этого зависит ваш авторитет;
  • не стоит возражать спрашивающим, обычно собеседники (и тем более аудитория) этого не прощает.

***

  • Таким образом, для того чтобы общение дало позитивные результаты, необходимо не только организовать процесс вопросов и ответов на них, но и действовать определенным образом.
  1. Используйте открытые вопросы: «как?», «что?», «зачем?»
  2. Настаивайте на описательном, а не на оценочном характере комментариев и высказываний.
  3. Говорите только о том, что было сказано, а не о том, что могло бы быть.
  4. Ищите альтернативные теории, практические примеры, аналогии для объяснения иных возможностей.
  5. Добивайтесь подведения итогов в виде конкретных действий со стороны участников общения.
  6. Выявляйте самых активных и компетентных участников взаимодействия, благодарите их, поощряйте, закрепляйте успех.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *