4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.

Мы предлагаем анкету, посмотрев которую вам станет понятнее, стоит ли «звонить во все колокола» или все и так идет прекрасно. Этот опросник поможет родителем малышей c cамого раннего возраста и до 3 лет распознать проблему в самом начале.

Ведь помощь специалистов наиболее эффективна, когда к ним обращаются вовремя!

КРУПНАЯ МОТОРИКА

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаДовольно часто развитию крупной моторики не предается большого значения, повсюду мы слышим о важности развития мелкой моторики. Однако именно крупная моторика закладывает основу для полноценных движений, в которых задействованы самые крупные мышцы в нашем организме. Формируется она постепенно: первым делом малыш учится фокусировать свой взгляд, замечает яркие и интересные объекты, приноравливается держать и поворачивать голову, а затем включаются ручки и ножки. По мере взросления ребенок шаг за шагом учится управлять своим телом и координировать движения.

Стоит насторожиться, если ваш ребенок:

  1. Не переворачивается на живот к 7 месяцам;
  2. Не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам;
  3. Не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам;
  4. Не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам;
  5. Не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам;
  6. Не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам;
  7. Не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам;
  8. Не может самостоятельно стоять к 14 месяцам;
  9. Не может ходить к 18 месяцам;
  10. Не прыгает к 30 месяцам;
  11. Не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам;
  12. Опирается руками на тело, чтобы встать;
  13. Ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню;
  14. Часто падает/спотыкается без явных причин;
  15. Продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам;
  16. Необычно ползает.

ТОНКАЯ МОТОРИКА4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаТонкая, иначе говоря, мелкая моторика — это те движения, в которых участвуют мелкие мышцы рук и пальцев. Навыки мелкой моторики мы используем, когда требуется взять в руки небольшой предмет, вдеть нитку в иголку, завязать шнурки, нарисовать рисунок или написать текст на бумаге. Для выполнения этих действий необходимо хорошо владеть своим телом и координировать движение глаз и рук.

Нужно проконсультироваться со специалистом, если малыш:

  1. Часто держит руки в кулачках после 6 месяцев;
  2. Не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам;
  3. Не сталкивает объекты к 10 месяцам;
  4. Не хлопает в ладоши к 12 месяцам;
  5. Не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам;
  6. Не может наклонять и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам;
  7. К 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой;
  8. Не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам;
  9. Не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам;
  10. Не может работать ножницами к 30 месяцам;
  11. Использует только одну руку, чтобы выполнить задания;
  12. Не может двигать/разжимать пальцы на одной руке;
  13. Пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания;
  14. Совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий;
  15. Делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые.

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаДавайте определимся, что же такое когнитивные способности? Когнитивный — обозначает познавательный. Когнитивными процессами называют те психические процессы у человека, которые выполняют функцию рационального познания. Это память, внимание, мышление, восприятие, понимание речи, способность к принятию решений, составлению плана деятельности и его реализация. Словом, это врожденная способность человека к самостоятельному познанию для применения накопленных знаний и опыта в повседневной жизни.

У малыша есть отставание в когнитивной сфере, если он:

  1. Не имитирует действия с куклой к 15 месяцам (просим поцеловать куклу, покормить куклу, покачать, уложить спать и так далее);
  2. Не может рассортировать два набора предметов к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
  3. Не может воспроизвести действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
  4. Не может рассортировать два набора предметов по цвету к 31 месяцу;
  5. Испытывает трудности с «решением задач» во время игр, по сравнению со сверстниками;
  6. Не замечает изменений в окружении и распорядке дня (такой ребенок может казаться «удобным», «невнимательным»).

СЕНСОРНАЯ СФЕРА4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаСенсорная информация — вся информация, которая поступает в мозг от наших органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи и языка. Способности ощущать — видеть, слышать, обонять, распознавать вкус, чувствовать холод и тепло, воспринимать глубокие, тонкие и вестибулярные ощущения называют сенсорными способностями. Ребенок с нарушением сенсорной обработки может быть очень чувствительным к определенным раздражителям или, напротив, не замечать ярких стимулов — например холода или высокой температуры. Он может находиться в постоянном поиске ощущений: гладить стены, крутить что-то в руках, нюхать или облизывать предметы. Малыш может не чувствовать страха — залезать на высокую мебель, ходить по карнизам или наоборот — быть слишком аккуратным, медленным…

У ребенка есть трудности сенсорной обработки, если:

  1. Очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий;
  2. Часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна);
  3. Избирателен в еде (ест строго ограниченный рацион пищи, предпочитает пищу определенного вида, не ест ничего нового и так далее);
  4. Не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на боль);
  5. Боится качаться/двигательной активности. Не любит быть перевёрнутым вверх ногами — такие дети производят впечатление очень осторожных;
  6. С трудом осваивает новые движения: езду на беговеле, самокате, велосипеде, опасается горок и сложных переходов на детских площадках. Ему как будто трудно спланировать схему нового движения и реализовать ее;
  7. Тяжело успокаивается;
  8. Постоянно находится в движении, даже когда сидит;
  9. Не устанавливает зрительный контакт совсем или устанавливает его крайне редко;
  10. Часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы;
  11. Ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других;
  12. Постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей;
  13. Имеет сниженный тонус (у таких деток вялое тело, «как тесто»);
  14. С трудом переключается с занятия на занятие или переходит с места на место;
  15. Чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей;
  16. Не любит купание и гигиенические процедуры (отторжение могут вызывать чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей);
  17. Боится/испытывает отвращение/избегает трогать траву, песок, ковер, краску, пластилин и другие сенсорно яркие объекты окружающего мира.

ЗРЕНИЕ4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаНаши глаза — это окна во внешний мир, через которые визуальная информация поступает в мозг. Человек воспринимает 70% информации через зрение. Наша способность к успешному познанию, общению, обучению и даже наша уверенность в себе во много зависит от того, насколько четко мы видим.Возможно, у ребенка нарушено зрение, если:

  1. Он не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз;
  2. Он не тянется к близко расположенному объекту.

СЛУХ4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаСпособность слышать не только помогает нам ориентироваться в окружающем пространстве, но и является одной из определяющих функций для успешного освоения речи. Еще до рождения малыш начинает слышать звуки окружающего мира, речь мамы и папы. С каждым годом он все точнее анализирует входящий звуковой поток, расширяет свой словарный запас, совершенствует понимание речи.

Родителям необходимо обращать пристальное внимание на развитие слуха ребенка, чтобы успеть вовремя оказать помощь, если это необходимо.

У ребенка может быть нарушен слух, если он:

  1. Не откликается и не поворачивается на голос знакомых ему людей;
  2. Не поворачивается на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки;
  3. Не реагирует должным образом на шумы разной громкости;
  4. Не лепечет.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаНавыки самообслуживания обеспечивают комфортную жизнь и самому ребенку и его родителям. Сами по себе они не сформируются, им необходимо обучать малыша с самых ранних лет. Мы обучаем деток одеваться, умываться, самостоятельно есть, намыливать себя мочалкой и вытираться, убирать за собой постель, складывать по местам игрушки и личные вещи.

Проблемы в освоении навыков самообслуживания могут быть связаны со спецификой развития сенсорной, двигательной и эмоциональной сферы.

У малыша есть задержка в обучении навыкам самообслуживания, если:

  1. Испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи;
  2. Долго жует и/или глотает;
  3. Регулярно закашливается/давится во время или после еды;
  4. Изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или похрипывает при разговоре);
  5. С трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому;
  6. Не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам;
  7. Не пытается использовать ложку к 15 месяцам;
  8. Не берет в руки кружку и не пьёт самостоятельно из чашки к 15 месяцам;
  9. Не может сам снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам;
  10. Не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам;
  11. Не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам;
  12. Не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам.

СОЦИАЛЬНЫЕ /ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ/ ИГРОВЫЕ НАВЫКИ4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаСоциальные навыки нужны нам для взаимодействия и общения друг с другом. К ним относятся: способность сопереживать, способность подражать действиям других людей, умение соблюдать нормы общения. Взаимодействие с окружающими не мыслимо без таких социальных навыков, как умение обозначать свои желания словами, говорить о своих эмоциях и наблюдениях, предлагать близким свою помощь.

А еще для успешной коммуникации с окружающими важно уметь управлять своими эмоциями и контролировать собственное поведение.

Тревожные сигналы, которые указывают на то, что развитие социальных/эмоциональных/игровых навыков у малыша задерживается:

  1. Не улыбается в возрасте 4 месяца;
  2. Не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми;
  3. Не привлекает к себе внимание в компании к 12 месяцам;
  4. Не подражает действиям и движениям окружающих к 24 месяцам;
  5. Не играет в ролевые игры к 24 месяцам;
  6. Не демонстрирует навыки правильной, общепринятой игры с объектом (расставляет игрушки в ряд друг за другом, бесконечно раскручивает колесики на машинке — вместо того, чтобы катать ее с горки и так далее);
  7. Слишком долго фиксирует внимание на качающихся и вращающихся предметах (например, часами «залипает», наблюдая за волчком, неваляшкой, маятником, качелями);
  8. Постоянно пытается раскручивать предметы, которые для этого не предназначены.
Читайте также:  7 советов, как превратиться из обычного родителя в мудрого. Часто упускаемые детали воспитания

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенкаЕсли вы нашли у своего ребенка комплекс «тревожных сигналов», вам необходимо проконсультироваться со специалистом, который проанализирует темп развития малыша и даст рекомендации для дальнейшей работы по развитию сфер, в которых есть задержка. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше будет результат!

Консультацию с психологом можно пройти в сенсорно-двигательном зале «Шалтай-Болтай»

Консультацию с логопедом можно пройти в любом из филиалов логопедического центра «Территория речи» Мы консультируем родителей с детками начиная от 1,5 лет.

Поделитесь статьей в социальных сетях, чтобы и другие родители узнали, при каких симптомах у ребенка стоит насторожиться.

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Капризы и непослушание — это норма для всех детей, которые только вступают на путь социализации и еще не знают норм поведения в обществе.

Проблема в том, что, когда ребенок совсем маленький, родителям бывает сложно понять природу его агрессивности, истерик, невнимательности.

Что это — проблемы с развитием малыша, которые требуют обращения к неврологу и другим специалистам? Или же странности в поведении объясняются обычным недостатком воспитания? Советы профессионального психолога помогут родителям найти ответы на эти вопросы.

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Тест на воспитанность

Чтобы быстро понять причину странностей в поведении ребенка, маме и папе полезно на несколько дней стать идеальными родителями. В этот период времени в любой ситуации следует сохранять спокойствие, не кричать на малыша, не ругать его, не показывать раздраженности и недовольства.

Идеальным родителям не нужно требовать безупречного поведения от ребенка, ведь он еще не владеет этикетом, хорошими манерами, не отвечает полностью за свои слова и действия.

 При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Если проблема кроется в ошибках воспитания, то во время эксперимента поведение малыша улучшится. Конечно, он сразу не превратится в ангелочка.

Однако, чувствуя позитив и понимание со стороны родителей, ребенок будет охотнее слушать их, начнет соглашаться выполнять их просьбы.

Главный вывод теста на воспитанность таков: чтобы ребенок вел себя хорошо, родители должны быть внимательными к нему, отзывчивыми и доброжелательными.

Когда вы себя хорошо ведете, ребенок тоже ведет себя лучше.

Дневник поведения

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств.

Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике.

В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.

  1. Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
  2. Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения. Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
  3. Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
  4. Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
  5. Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.

Симптом №1. Агрессивность

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша.

К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее.

Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.

Когда начинать беспокоиться?

Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием.

Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену.

Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.

Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.

Симптом №2. Застенчивость или аутизм?

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

В 21 веке считается, что человек должен быть открытым и общительным, коммуникабельным, чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни.

Если малыш предпочитает спокойные игры в одиночестве, мало контактирует со сверстниками в песочнице, родители воспринимают в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Важно понимать, что характеры и темпераменты у всех разные.

Желание побыть одному может быть и психологическим «свойством», в котором нет ничего страшного.

Когда начинать беспокоиться?

Родители должны забить тревогу, если их ребенок вообще не стремится общаться с кем-либо: не участвует в шумных играх, не выходит из комнаты даже к тем гостям, которые принесли ему подарки, игнорирует знакомых детей и в целом контактирует лишь с некоторыми членами семьи.

Чтобы исключить аутизм, важно проследить, становится ли малыш менее застенчивым, когда общение длится уже некоторое время. Если, например, к концу детского праздника или доброжелательного разговора он «оттаивает», то речь идет об обычной замкнутости.

В противном случае необходимо сводить его к психологу.

Симптом №3. Невнимательность

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны.

Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений.

Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.

Когда начинать беспокоиться?

По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности.

Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка.

Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.

Симптом №4. Повышенная активность

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Каждый ребенок — это любознательный непоседа, которому нужно все посмотреть, потрогать, попробовать на зуб. Эту обычную детскую черту можно легко спутать с гиперактивностью. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер.

Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Когда здоровый малыш лезет на шкаф, он представляет себя альпинистом или ищет припрятанные мамой сладости. Гиперактивный ребенок делает это просто так, без определенной цели.

Когда начинать беспокоиться?

Родителям стоит начать беспокоиться, если чрезмерная активность ребенка заставляет его совершать неловкие и опасные действия, которые угрожают его здоровью. Например, если малыш прыгает с большой высоты, если ребенок лезет к большим собакам во дворе, выбегает на дорогу, не реагируя на предупреждения взрослых. В таких случаях требуется консультация специалиста.

(текст для публикации взят из Интернета)

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания, Дошкольный возраст

Специалисты утверждают, что за так называемой «невоспитанностью» могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша.

Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем.

Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.

Читайте также:  С какого возраста можно давать детям хурму?

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Каждому родителю знакома ситуация, когда ребенок начинает плохо себя вести и постоянно капризничать. В принципе, это совершенно нормальное явление, поскольку малыш еще только находится в процессе социализации и учится тому, как нужно поступать в той или иной ситуации. Но только не в том случае, если капризы ребенка приобретают систематический характер.

Специалисты утверждают, что за так называемой «невоспитанностью» могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша.

Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем.

Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.

Воспитательный эксперимент

Чтобы быстро определить, нуждается ли ребенок в консультациях невролога, психолога и т.д.

, или нужно пересмотреть методы воспитания, родителям достаточно провести простой воспитательный эксперимент.

Нужно всего лишь на несколько дней превратиться в идеальных родителей, которые отличаются внимательностью, предельным спокойствием и сдержанностью. Другими словами, вам нужно постараться:

  • сохранять спокойствие в любых ситуациях – не ругать ребенка, не кричать на него, не показывать своего недовольства (даже если малыш нарисовал рисунок на новых обоях вашей любимой и очень дорогой помадой);
  • максимально окружить ребенка вниманием – читать ему сказки, принимать активное участие в спортивных играх, разучить новые стихи, вместе с ним рисовать, лепить, петь, танцевать и т.д. (даже если вам безумно хочется включить ему мультик, а самому спокойно «посидеть» в интернете);
  • постоянно демонстрировать малышу свою любовь — обнимать, целовать, хвалить, поддерживать все начинания, говорить о своей любви к нему и т.д. (даже если вы очень устали, и хотите отдохнуть в тишине);
  • создать атмосферу счастливой семьи – не выяснять отношения с супругом/супругой и другими родственниками при ребенке, не подрывать авторитет другого родителя (например, если папа решил пойти погулять с малышом, маме не следует отменять это решение, выдвигая в качестве аргумента заявление, что папа не понимает когда можно гулять).

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Если капризы ребенка являются следствием использования неподходящих методов воспитания, то во время воспитательного эксперимента поведение малыша обязательно изменится в лучшую сторону. Конечно же, за несколько дней вчерашний капризуля не превратится в ангелочка.

Однако он начнет слушаться, без скандалов выполнять просьбы родителей, чаще смеяться и меньше плакать. А родителям нужно сделать однозначный вывод: чтобы ребенок всегда хорошо себя вел, нужно изменить свое отношение к нему – быть доброжелательными, внимательными, отзывчивыми и т.д.

Если же во время проведения воспитательного эксперимента поведение ребенка абсолютно не изменилось, то, скорее всего, родителям понадобиться помощь специалистов. Чтобы специалисту было легче выявить проблему, вам нужно понаблюдать за ребенком и определить, что провоцирует его истерики, капризы или замкнутость. Систематизировать свои наблюдения родителям поможет ведение дневника.

Дневник поведения ребенка

Заполняя дневник поведения ребенка, нужно обращать особое внимание и фиксировать:

  • дату и время – возможно ваш ребенок остро реагирует на плохую погоду, яркий свет или неприятные звуки, также плохое поведение может быть следствием его усталости и сонливости;
  • жажду и голод – возможно ребенок капризничает потому, что он нуждается в усиленном питании (то есть, он постоянно ощущает чувство голода/жажды и через капризы пытается рассказать об этом родителям);
  • температурный режим – возможно у вас чрезмерно теплолюбивый или «морозостойкий» малыш, который испытывает дискомфорт при температурах, комфортных для родителей;
  • реакции на похвалу и порицание – возможно ваш малыш своеобразно реагирует на похвалу/порицание (смеется, когда его ругают и плачет, если его хвалят);
  • поведение при зрителях – возможно ваш ребенок прирожденный манипулятор, который совершенно по-разному себя ведет на глазах у зрителей и тогда, когда думает, что его никто не видит.

ТОП-4 проблем, с которыми сталкиваются родители

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания ребенка

Проявление агрессии

Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).

Чрезмерная застенчивость

Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.

Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.

Невнимательность

Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).

А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться.

В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия.

Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.

Гиперактивность

Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или «покоряет» тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).

Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания

Довольно часто взрослые расценивают агрессивные реакции малыша как немотивированные. Однако чтобы понять, так ли это, нужно взглянуть на проблему глазами ребенка.

Например, если очень хочется покататься на качелях, то толкнуть сидящего на них «пользователя» – самый быстрый и эффективный способ добиться своего, ведь переговоры могут надолго затянуться и их результат непредсказуем.

А если у ребенка еще и плохо развита речь, его выбор в пользу физической агрессии вполне оправдан.

Когда начать беспокоиться. Если в течение года при условии регулярных и доброжелательных объяснений, демонстрации приемлемых форм поведения малыш продолжает взаимодействовать с окружающими с помощью физической агрессии.

Тревожным симптомом является и аутоагрессия – агрессия, направленная на себя: кусание, царапание самого себя, битье головой о твердые предметы и т. д. Отсутствие различий в поведении с близкими и с посторонними людьми – тоже нехороший знак.

В современном мире существует определенная мода на коммуникабельность. Считается, что она – одна из составляющих успеха, поэтому нежелание ребенка водить хороводы воспринимается в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Но родители должны учитывать такое психологическое «свойство» ребенка, ка к темперамент.

Когда начать беспокоиться. Если практически отсутствуют ситуации, в которых ребенок стремится к общению. Например, он отказывается не только от шумных игр, но и от мысли выйти из комнаты к гостям, которые принесли ему интересный подарок.

Или вообще отказывается говорить даже с хорошо знакомыми детьми и поддерживает общение лишь с некоторыми членами семьи. Также стоит обратить внимание на то, уменьшается ли застенчивость в зависимости от времени общения.

Если ребенок не «оттаивает», например, к концу детского праздника, визита в гости или в процессе спокойного разговора, необходимо получить консультацию психолога.

«Глупые» ошибки и неспособность сосредоточиться на занятиях часто беспокоят родителей, т. к. это основные врачи успеха в обучении.

Однако многие взрослые чересчур требовательны к малышам: они забывают о том, что до 6 лет ребенок способен сохранять высокий уровень работоспособности в течение всего лишь 15-20 минут.

При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений, яркого и наглядного материала.

Когда начать беспокоиться. Если, несмотря на интересное, разнообразное и доступное для детского понимания задание, ребенок не способен сосредоточиться больше, чем на 5 минут. Это должно относиться абсолютно ко всем видам деятельности.

А вот если у малыша есть любимая игра, в которую он может долго играть, или книжка, которую он листает в течение продолжительного времени, значит, проблема не в его невнимательности, а в том, что вы неверно подбираете задания.

Понаблюдайте за тем, на что именно отвлекается ребенок: если он предпочитает бесцельно ходить по дому и трогать все, что попадается под руку, это тревожные признаки!

Консультация на тему

  • Тревожный ребенок
  • Что такое тревога и тревожность?
  • Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.
  • Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.
  • Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.
Читайте также:  Что умеет и должен уметь ребенок в 7 месяцев

Портрет тревожного ребенка.

Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего.

Ребенок чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичны. Уровень его самооценки низок.

Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

  1. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
  2. Признаки тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.5. Смущается чаще других.6. Часто говорит о напряженных ситуациях.7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.9. Руки у него обычно холодные и влажные.10. У него нередко бывает расстройство стула.11. Сильно потеет, когда волнуется.12. Не обладает хорошим аппетитом.13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.14. Пуглив, многое вызывает у него страх.15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.16. Часто не может сдержать слезы.17. Плохо переносит ожидание.18. Не любит браться за новое дело.19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

  • Причины тревожности:
  • Некоторые психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки.

При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Имеется и такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.

В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как помочь тревожному ребенку.

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

2. Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим.

Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других.

Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу.

Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

4. Работа с родителями тревожного ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви.

Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты.

Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *