5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Одним из главных и необходимым качеством для людей является общение.

Благодаря ему люди получают возможность познавать мир, ставить перед собой цели, достичь желаемого, найти свое предназначение, стать счастливым… Как известно речь не является врожденным фактором, и у новорожденного она отсутствует.

Стимулом для ее развития и является необходимость в общении, передачи эмоций. Так от чего же происходит задержка развития речи у ребенка и как это предотвратить?

Первые признаки задержки речи

Первые признаки речи у ребенка начинают проявляться с двух месяцев.

Это является одним из наиболее важных сигналов для родителей, от которых напрямую зависит, насколько хорошо и правильно будет говорить их ребенок.

Если они его проигнорируют, то впоследствии это приведет к плачевным результатам, развитие речи у ребенка затормаживается, что в итоге отрицательно сказывается на его полноценном развитии.

К сожалению статистика печальна, установлено, что почти у 40% малышей четырех-шести лет обнаруживаются такие отклонения.

Не имея возможность общаться, ребенку тяжелее удается познавать мир, заводить друзей, учиться, а хуже всего-то, что задержка речи приводит к отставанию в умственном развитии. Такой диагноз специалисты обычно ставят, начиная с трех лет, но первые признаки можно заметить намного раньше, первый год-два.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Факторы отклонений развития речи у ребенка

Факторы, из-за которых происходит задержка развития речи у ребенка делятся на внутренние и внешние. Внешний — заключается в не совсем благоприятной домашней среде. Близкие мало общаются и занимаются с малышом или у родителей сжатый словарный запас, ограничивающийся несколькими короткими фразами, содержащие как грамматические, так и речевые ошибки.

Второй – внутренний, связанный с замедленным развитием речевых клеток головного мозга, как следствие патологий при беременности или родов, а также с заболеваниями первых лет жизни ребенка.

Причиной могут стать частые его падения, оставленные без внимания, а также следствия черепно-мозговых травм.

Не редко бывает, что причина скрывается в пониженном слухе, который не всегда вовремя выявляют на ранней стадии.

В некоторых случаях задержкой в развитии речи является генетический фактор, передаваемый из поколений, а также отставание в общем или умственном развитии.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Формирование речи у ребенка

Речь у здорового ребенка формируется поэтапно и длится на протяжении нескольких лет:

  • Обычно в первый месяц, полтора, он прислушивается к голосам, начинает узнавать знакомые и радостно на них реагировать, понемногу учится произносить гласные, а в полгода, вовсю лепечет.
  • В 1,5 говорит первые несложные слова, может понимать и отличать голоса окружающих.
  • 2-3 года появляются первые словосочетания и фразы, содержащие еще ошибки в звуках и произношении, но со временем это проходит.
  • К пяти годам речь полностью формируется, ребенок полноценно может разговаривать, общаться, легко познавать мир на понятном всем языке.
  • В шесть лет он уже самостоятельно пересказывает небольшие тексты и стишки, описывает разные события, связанно и осмысленно.

Важно знать, что чем раньше будет выявлена у ребенка задержка в развитии речи, чем быстрее родители и близкие обнаружат у него отклонения, тем эффективнее и успешнее будет протекать лечение.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Когда стоит бить тревогу, если у ребенка задержка речи?

Родителям необходимо тревожиться и принимать меры если:

  • К трем месяцам ребенок плохо реагирует на знакомые голоса, не проявляет к них никаких эмоций.
  • Не лепечет после восьми месяцев и не пытается произносить гласные.
  • Если к полутора годикам не может говорить первые несложные слова, отвечать на простые вопросы родителей.
  • После двух лет имеет скудный словарный запас и его не удается пополнить.
  • В два с половиной года не связывает слова во фразы и предложения.
  • В 3 года ребенок разговаривает настолько плохо, что его понимают только родные и близкие ему люди.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Куда обращаться при первых симптомах задержки речи?

Первичное обследование если у ребенка задержка развития речи лучше всего пройти сразу у трех специалистов: психиатра, логопеда и детского невролога, это поможет поставить правильный диагноз и качественно пройти лечение. В первую очередь необходимо выявить причину, в чем она состоит. В этих целях проводится беседа с родителями: как проходила беременность, если не было осложнений во время родов, как малыш развивался первые месяцы жизни.

После разговора с родителями будет проводиться диагностика ребенка, состоящая из нескольких тестов, для выявления соответствия развития малыша его возрасту. Если причина задержки является неврологической, связанная с дисфункцией головного мозга, тогда будет назначено медикаментозное лечение. Ребенку пропишут препараты для повышения и улучшения мозговой активности.

Если причина в недостатке общения, в этом случае родителям укажут на это, и помогут с предложениями и рекомендациями для применения их в ходе дальнейшего воспитания своего малыша, и конечно в обязательном порядке посещение логопеда.

Специалист подойдет к этому вопросу комплексно, и наряду с развитием у ребенка речи будет вестись работа по развитию над его мышлением, внимание, памятью и воображению.

Все эти функции взаимосвязаны между собой, способные привести к активизации друг друга.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Наряду с этим логопед проведет занятия для развития фонематического слуха, то есть восприятие звука при разговоре. Дети часто путают похожие при произношении согласные такие как, в и ф, т и д, из- за этого речь искажается, а если над этим не работать тогда она такой и останется.

Налаживания структуры правильного произношения слов и моторики — если малыш при разговоре путает местами, переставляет в словах слоги, тоже логопед сможет помочь.

Также будет уделено внимание пополнению словарного запаса малыша, расширению его кругозора, формированию речевых навыков и артикуляции. Для этого существует ряд занятий и упражнений, разработанные специалистами, которые при комплексном применении приведут к хорошим результатам.

Главное не упустить время, ведь нет ничего важнее для родителей, чем здоровое и полноценное развитие своего малыша, его улыбка и веселый лепет, первое слово, первые стишки, сказки и бесконечные, почемучки….

5 признаков задержки речи о которых стоит волноваться

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Задержка речевого развития (ЗРР) – это патология, возникающая у детей с сохранными интеллектуальными способностями, при которой нарушены сроки появления речи, имеется скудный словарный запас, дефекты произношения, страдает грамматическое оформление речи и образование звуков.

Различают три степени задержки речевого развития:

  1. Первая степень — это самая легкая степень задержки речи у ребенка, так как у таких детей отсутствует поражение нервной системы. При внимательном наблюдении можно заметить небольшие эмоциональные и волевые нарушения. Хотя отставание развития речи здесь проявляется в легкой степени, такие дети без помощи специалистов не могут самостоятельно догнать своих сверстников.
  2. Ко второй степени ЗРР относят отставание речевого развития, сочетающееся с нарушениями психики и патологиями нервной системы. У ребенка могут быть эмоциональная неустойчивость, нарушения памяти и внимания, мелкой моторики. Органы артикуляции (особенно язык) тоже страдают из-за легких параличей, тремора (дрожания) и насильственных движений. Такие дети медлительны, или, наоборот, расторможены. Они нуждаются в специальном обучении.
  3. При третьей степени задержка речевого развития вызвана поражением речевой зоны головного мозга. Нарушения речи обширны: ребенок затрудняется в произношении многих слов, не формируется фраза, нарушена грамматика речи, у него отсутствует чувство языка. Кроме явно выраженных речевых нарушений у таких детей страдает память, внимание, мышление, волевые и эмоциональные качества.

Задержка речи у ребенка, относящаяся к третьей степени, наиболее сложна для коррекции. Такие дети нуждаются в длительном лечении и сопровождении специалистов. Но даже тщательно проведенная коррекционная работа не гарантирует, что ребенок избавится от речевой патологии.

В норме речевое развитие детей проходит несколько возрастных этапов:

  1. Доречевой, от рождения до года, когда малыш осваивает гуление, лепет, наращивает пассивный словарь (понимание слов).
  2. Этап первичного освоения языка, длящийся от года до 2 лет, когда ребенок первые 20-50 слов и в его речи появляется фраза.
  3. Этап освоения грамматики родного языка (2-7 лет), когда ребенок осваивает сложную систему формирования предложений, изменения слов по родам, падежам и числам.

Чтобы этапы речевого развития детей соответствовали возрасту, нужно, чтобы ребенок не имел нарушений нервной системы и неблагоприятной наследственности. Малышу нужно уделять достаточно  внимания, целенаправленно заниматься развитием речи. Родители должны много разговаривать с ребенком, обращая его внимание на предметы и явления. Вокруг детей должна звучать чистая правильная речь.

Иногда родители не замечают отставания в речевом развитии ребенка. Они считают, что речь появится самопроизвольно, до тех пор, пока не поймут, что их малыш говорит гораздо хуже сверстников. Его речь малопонятна, поздно появляется. Он не может озвучить свои мысли, хотя понимает то, что ему говорят. Как понять, что у ребенка задержка развития речи?

Основные симптомы, на которые надо обратить внимание в возрасте 3-5 лет:

  • Нарушено произношение, не сформированы несколько групп звуков: сонорные (Р, Л), свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Щ, Ж, Ч), мягкие и твердые, глухие и звонкие.
  • Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ и другие).
  • Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
  • Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова.
  • Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам («высокий елка», «ухаживал собака», «дотронулся нос»).
  • Фраза при задержке речевого развития простая, дети старшего дошкольного возраста с такой патологией не могут построить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, в них перепутан порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.

Почему у ребенка возникла задержка речевого развития? Причиной этого могут быть нарушения внутриутробного развития и процесса родов, неблагоприятные воздействия, возникшие в первые несколько лет жизни ребенка.

Наиболее тяжелые нарушения формируются во время 3-4 месяца внутриутробного развития. В это время нервные клетки плода формируют структуры головного мозга.

Причины задержки развития речи у детей, связанные с течением беременности и родов:

  • нейроинфекция, перенесенная беременной женщиной;
  • интоксикация химическими веществами, алкоголем, никотином, лекарствами;
  • ранний и поздний токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и ребенка по группе крови и резус-фактору;
  • глубокая недоношенность;
  • асфиксия в родах;
  • родовая травма.

На отставание в речевом развитии может повлиять генетический фактор, неблагоприятная наследственность.

Не всегда причины общего недоразвития связаны с патологией беременности и родов. Иногда нарушения обусловлены факторами, влияющими извне на здоровье и воспитание ребенка. Это причины биологического и социального порядка.

Общие сведения

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Читайте также:  Мамины будни: Подготовка к Новому Году с детьми

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Задержка речевого развития

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией).

В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е.

с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.

Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.

В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I – 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно – повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности.

В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии.

Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Проявления задержки речевого развития

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Ника Вейкхам

Вот вы пережили беременность, роды, грудное вскармливание и первый год, и кажется: ну, наконец-то, скоро заговорит, и наступит полное счастье.

Я должна признаться, что в свои 20 лет, когда я думала о материнстве, я видела активного, любопытного, сразу трехлетнего ребенка, без умолку болтающего и задающего бесперестанно миллион вопросов. Я бы часами смогла вести с ним интеллектуальные беседы на тему космических кораблей, бороздящих просторы вселенной.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Первые два года, честно сказать, меня очень напрягали. Сначала у меня ничего не получилось с приучением к горшку (смотрите как приучить к горшку), причем, я, как самая порядочная мать, пыталась это сделать много раз, регулярно, чуть ли не каждые пять месяцев. Но об этом я расскажу попозже и детально, потому что это интересный взгляд и опыт, стоящий особого внимания.

Второй момент тотального провала меня как матери – это приучение есть все или хотя бы многое. Мой ребенок с самого младенчества проявил свой характер, и он не просто отказывался есть, он давился едой, каждый раз, если это было не то, что он есть хотел, привык и «будет».

  • Помню в год, под давлением бабушки, моей мамы, у которой мы гостили тогда в России, я практически насильно накормила сына гречневой кашей и курицей, и он съел почти пять ложек каши и целую ножку курицы, после чего на последнем кусочке, стал давиться и выплюнул все съеденное вместе с моими гигантскими усилиями.
  • Читаем также: насильно сыт не будешь: почему нельзя заставлять ребенка есть через силу
  • Но самый страшным моим грехом в глазах ближайшей общественности было то, что сын серьезно запаздывал с речью.
  • Ничего, говорила я себе, он учится говорить на двух языках, он вот-вот заговорит…

Первый раз я забила тревогу в 18 месяцев. Мы пришли на регулярную проверку к медсестре, и выяснилось, что в 18 месяцев у него не было не то что первых слов, а даже звуков, которые бы означали любимую чашку, тарелку, еду, игру, или что-то другое любимое.

На самом деле, у него были три любимых слова-звука: машина, это собственно было его первое слово, он реально к году сказал один раз “сar”. Возможно, он сказал это еще раз, но я не могла точно сказать, было ли это слово или был спонтанный звук. Но машину он обозначал всегда точно и вовремя -“брррррр”, и это ни с чем нельзя было спутать.

То же самое случалось с поездами и самолетами. На этом все его звуковые выражения слов заканчивались.

К двум годам сын стал повторять слова и даже знал какие-то цифры. Вообще-то он умел считать до 10-ти, а еще стал говорить. Он повторял слово за видео, в котором детей учили читать, и мы радовались, выдыхая, ну, наконец-то, теперь-то его будет не остановить и детская мимишная болтовня польется рекой. Не тут-то было, это новое слово больше нигде и никогда не появлялось.

Третьим странным, сложным и действительно волнительным моментом стало то, что казалось, он меня не понимал. То есть, «садись в коляску», «пошли домой», и очень знакомые фразы, он понимал, с пятисотого раза.

Но такие просьбы, как «неси маме», «кидай мячик», «закрой двери», «где папа?» вызывали полную потерю, ребенок катил машинку не мне, а куда-то в сторону, кидал мячик отвернувшись от меня, и делал все совершенно противоположное.

Заставить его выполнить просьбу так, как это предполагалось, было совершенно невозможно.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Но я уговаривала себя, что это двуязычие, это такой характер, он еще очень маленький, и вообще, вот он завтра заговорит, и тут же начнет все понимать, ему можно будет объяснить все до деталей, и все трудности решатся сами собой.

Как я была наивна… Наивна, как и многие другие родители, считающие, что дети у них типичные, и что речь – это когда человек произносит слова и предложения, принимая речь за коммуникацию. И в этом самое грубое заблуждение таких же замечательных мам, которым выпал счастливый билет, другого материнства.

Первое. Все дело в том, что речь – это всего лишь верхушка айсберга. Речь не развивается сама по себе, она является естественным и логическим продолжением огромного пласта человеческой способности коммуницировать. Оказывается, что ребенок сначала постигает эту науку в совершенстве, прежде, чем он заговорит.

Другими словами, если развитие речи задерживается, то сразу стоит обратить внимание, насколько хорошо ребенок разговаривает на других невербальных языках: знаковое общение (указание пальцем,рукой или взглядом на предмет его желаний или интереса), звуковая коммуникация (интонация, возгласы, визги, плач, он тоже бывает разный, и если ты никогда не слышала разного типа плача своего ребенка, в комплексе с отстуствием других коммуникативных навыков, то стоит задуматься и насторожиться), язык тела (мимика, улыбка, удивление, любопытство, сопровождение взглядом взрослого – мамы, папы, бабушки, воспитателя и человека, заботящегося в основном о ребенке).

Второй важный момент, который необходимо иметь в виду: даже двуязычные дети не отстают в развитии коммуникации, и даже если отстают, но не намного от своих сверстников. Если ребенок не использует регулярно слова в свои два с половиной года на одном или двух языках, его можно смело вести к специалистам и выяснять причины задержки.

Третье, ребенок должен понимать простые просьбы и вопросы, он может отвечать невербально «да-нет», мотая головой, но вопросы “это или это”, “да-нет” не должны вызывать у него полный ступор или тотальную потерю ориентации в этом возрасте.

Далее, сверху на эти знаки, необходимо наложить базовые ступени развития ребенка в этом возрасте, и, если есть задержки, идти выяснять их причины.

Четвертое, на что я бы обратила внимание, это то, что не только аутизм является причиной задержки развития речи и общего развития. Такие нейрологические отклонения, как апраксия, дислексия и др., также влияют на появление трудностей.

Апраксия, как и аутизм, очень важна в идентификации и диагностике в раннем возрасте, просто потому, что интервенцию в данном случае необходимо производить, чем раньше, тем лучше.

И самое главное, пятое, что было очень сложно сделать мне: это не бояться, принять, что что-то идет не так, начать искать причины и быть готовой пройти весь этот путь до конца.

Лично для меня, было невыносимо согласиться с тем, что ребенок остает. Под давлением высоких ожиданий и возложенных надежд, мне было ужаснее всего на свете не оправдать этого доверия, провалить жизненный тест, не получив Оскар за Материнство.

Именно поэтому, я продолжала искать оправдания во всем.

В общем, имейте в виду, и помните, даже если ваш ребенок не разговаривает, вы можете с легкостью понимать его речь, но это обязательно должна быть коммуникация.

Привести за руку к шкафу с игрушками или книжками, поднять вашу руку, показав, что то, что хочет ваш ребенок наверху или внизу – не совсем означает невербальное общение.

И уж точно единичные случаи не считаются за общение без других невербальных знаков и индикаторов.

Читайте также:  Как быстро сбросить вес после родов: несколько простых советов

Помните, любая трудность – это возможность к покорению новых вершин, опыту и приключениям.

Ника Вейкхам. Сыну Ники в 2012 был поставлен диагноз аутизм – источник

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Путь к материнству не легок – беременность, роды, недосыпание, посещения педиатра… И все это ради того, чтобы после идти за ручку со своим малышом, который любознательно смотрит по сторонам и что-то увлеченно рассказывает маме.

Когда мне было 20 лет, я представляла своего кроху именно так – веселым болтуном, с которым можно поговорить о машинках и космических кораблях. Однако все случилось совершенно по-другому сценарию.

В первые года взросления моего ребенка я столкнулась с массой проблем, которые мне никак не удавалось разрешить. Сначала у меня не получилось приучить ребенка к горшку. Я все делала по советам педиатров и уделила процессу обучения несколько месяцев, но все происходило очень тяжело, казалось, ребенок просто не понимает, что от него хотят.

После меня ожидал еще один провал и касался он питания. Я пыталась приучить ребенка к тому, что он должен кушать все со взрослого стола. Однако меня ожидал отпор – малыш не отказывался от еды, он ею буквально давился, если это было не то, что он хотел кушать или что до этого он не пробовал.

Когда мы с сыном поехали в Россию, чтобы проведать его бабушку, я решила накормить его гречневой кашей с мясом. Так как ребенок в очередной раз отказывался от еды, я делала это насильно. В итоге сын, конечно, проглотил все 5 ложек каши и ножку курицы, но потом начал давиться и все съеденное оказалось на столе.

Однако эти неприятности были ничем по сравнению с тем, что у нас так и не удавалось научить ребенка разговаривать. Я учила его говорить на двух языках, надеясь, что он вырастит двуязычным.

Впервые я поняла, что у малыша задержка с речью, когда ему исполнилось 18 месяцев. Посетив в очередной раз медсестру я с ужасом узнала о том, что у него задержка речи и он не произносит звуков, которые бы означали у него чашку, игру или еду.

Единственное, что меня успокаивало, это то, что у него были любимые слова-звуки, с помощью которых он показывал машину, поезда и самолеты. Так, к году он сказал “сar” и всегда, когда рядом проезжала машина, говорил -“брррррр”.

Правда, больше слово “сar” от него я не слышала, только один раз и то я не была уверена, что это было именно это слово. Кроме этих трех слов-звуков ребенок больше ничего не произносил.

К двум годам, к моему счастью, сын знал некоторые цифры и от него часто можно было услышать слова. Вскоре он научился считать до десяти и когда видел какое-то видео, повторял слова, которые там звучали.

Мы надеялись, что все страхи остались позади и вскоре наш мальчик будет говорить и радовать нас своей болтовней. Однако наши ожидания снова не оправдались – после этого ребенок больше не говорил новых слов.

Также очень странным казалось то, что сын, казалось, вообще меня не понимает. Когда я говорила ему «садись в коляску», «пойдем домой», он не понимал, что от него хотят.

Какие-то действия с его стороны начинались только после того как повторяла просьбу 500-й раз. Когда говорила «неси маме» или «закрой двери», малыш делал все наоборот – я никогда не добивалась желаемого.

Слова «где папа?» также приводили кроху в замешательство, он не знал, чего от него ожидают.

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Теперь спустя много лет, вспоминая о происходящем, я понимаю, насколько была наивна. Я искренне полагала, что если сын говорит слова, это и есть его общение со мной. Подобно и другим мамам, у которых растут «особенные» дети, я глубоко заблуждалась и теперь готова поделиться тем, что знаю о проблемах речи детей.

  1. Ребенок не сразу начинает говорить, сперва у него развивается способность к коммуникации, взаимодействию с другими людьми. То есть сперва он должен научиться выражать свои эмоции и желания с помощью звуков, а после только когда придет время – начинает разговаривать. Поэтому если малыш запаздывает с речью, насторожиться стоит только в том случае, если ребенок не общается с окружающими другим невербальным способом. То есть он, к примеру, не указывает маме или папе пальцем, что ему нужно достать, он не меняет интонацию, когда протестует или же доволен. Также стоит присмотреться, каким образом у ребенка меняется выражение лица во время смены эмоций, когда он видит бабушку, приехавшую в гости, или чему-то удивляется, чего-то боится. За этим наблюдать легче родителям, которые проводят с малышом большую часть времени.
  2. Важный момент и то, что некоторые родители считают, что если малыш учится разговаривать на двух языках, то значит, он будет запаздывать с речью. На самом деле это не так, если задержка речи и происходит, то не значительно. Переживать стоит в тех случаях, когда малыш в 2,5 года не имеет постоянного словарного запаса пусть даже и в несколько слов, но таких, которые он использует регулярно. Если вы видите, что в 2,5 года малыш не общается с вами, сразу же обращайтесь к специалистам, не запуская ситуацию.
  3. Ребенок должен понимать, что от него хотят окружающие и должен соответственно на это реагировать. Так, если он не согласен, он может не сказать «нет», но тогда должен помотать головой в разные стороны, чтобы окружающие поняли, что он протестует. Также его не должны вводить в заблуждение простые вопросы по поводу выбора предметов. Если малыш отстает в речевом развитии, нужно проконсультироваться с врачом и выявить причины этого.
  4. Не стоит думать, что если у вашего ребенка происходит задержка с речью, то у него однозначно аутизм. На самом деле такие проблемы могут вызвать и неврологические отклонения, по типу – апраксии, дислексии и тому подобное. Эти нарушения в развитии важно выявить сразу в раннем возрасте, когда они поддаются лечению.
  5. Бояться этого не стоит, это только можно принять, только тогда вы сможете пройти весь путь до конца без потерь и напрасных ожиданий. Конечно, для меня, как и для каждой матери было тяжело смириться с тем, что мой малыш отстает в развитии. Став матерью, я была полна надежд и грез о том, как будет выглядеть мое идеальное материнство. С каким ужасом я осознала, что я не стану самой лучшей мамой и у меня не будет самого талантливого и самого одаренного ребенка.

И снова хочу сделать акцент на том, когда родителям стоит переживать о том, что их малыш сильно отстает в речевом развитии. Даже если ваш ребенок не разговаривает, вы в принципе можете его понимать благодаря невербальным способам общения.

Но следует помнить о том, что это обязательно должна быть коммуникация. То есть если кроха взял вас за руку и подвел к столу, показывая пальцем, что он хочет печенья, это не коммуникация.

Происходящие единичные случаи такого способа взаимодействия не являются общением, если не сопровождаются определенными невербальными знаками и индикаторами.

Не стоит бояться трудностей, ведь это возможность выполнять другие более сложные задачи, приобретать новый опыт и становится участником новых приключений.

На основе истории Ники Вейкхам. В 2012 году ее сыну врачи поставили диагноз – аутизм.

Что считать задержкой речи у ребенка? (видео)

Когда начинать волноваться при задержке речи?

Вопрос о речи встает в той или иной мере у большинства родителей. Надо понимать, что фразу “ребенок не говорит” люди воспринимают совершенно по-разному, поэтому не ориентируйтесь на других детей когда хотите оценить развитие речи. Есть общепринятые нормы, о которых мы сейчас и поговорим.

Что нужно знать про появление и развитие речи у детей?

  1. Существуют современные нормы развития речи и появления слов и предложений, и отклонения от этих норм должны Вас насторожить даже если соседская девочка говорила в этом возрасте еще хуже, а потом у нее было все хорошо.
  2. Помимо речевого развития необходимо оценить также и другие параметры в сфере коммуникации:
    1. понимание речи;
    2. общение жестами;
    3. способность строить игру;
    4. эмоции;
  3. Речь можно и нужно развивать. Профессионально этим должен заниматься логопед (не зависимо от возраста ребенка и степени владения им речью), но самостоятельно это могут делать родители.
  4. Задержка речи может быть проявлением большого количества заболеваний, в том числе аутизма, расстройствами аутистического спектра, нарушений слуха, и других психоневрологических расстройств (кинестетическая апраксия, афазия, ринолалия и различного типа дизатрии и дислексии, моторная, сенсорная или комбинированная алалия).
  5. Задержка речи влияет на общее развитие, на развитие интеллекта и эмоциональной сферы и чем позже происходит коррекция речи, тем меньше возможностей для саморазвития у Вашего ребенка. Становление речи у ребенка напрямую взаимосвязано с интеллектом, степенью социальной адаптации, эмоциональностью, социоэкономическим статусом, отзывчивостью и речью взрослого человека [источник, еще и еще].

Нормальное развитие речи.

Речь – это способ коммуникации ребенка с нами.

  1. 0-3 месяцев. Первая коммуникация ребенка с мамой происходит через взгляд: ребенок смотрит на маму- мама реагирует на него. Далее коммуникация происходит через улыбку: ребенок улыбается- мама улыбается в ответ. Далее ребенок гулит – мама отвечает ему и реагирует. Основной способ общения ребенка с мамой – это крик и плач: ребенок плачет- мама реагирует.
  2. 3-6 месяцев. Примерно с 3 месяцев ребенок начинает гулить: ааа, гууу, гыыы, гэээ и т.д. Ребенку важно слышать как мама повторяет за ним или еще лучше — пропевает эти слоги.
  3. 6-12 месяцев. В 6 месяцев ребенок запоминает свое имя и может узнать знакомые звуки (например, лай собаки или звон ключей при открытии двери). Ребенок начинает активно лепетать и повторять слоги: дада, мама, тата, баба. Эти фразы одинаковы на всех языках мира. Повторяйте и реагируйте на эти слоги ребенка.
  4. 12-15 месяцев. В определенный момент весь коммуникативный опыт, полученный ребенком на первом году жизни позволяет ему понимать слова, обращенные к нему и помогает начать речевое развитие для общения с окружающими.
    1. В этот период ребенок начинает произносить свои первые слова (10 и более слов)
    2. может повторять мелодию или песню за Вами
    3. имитирует звуки животных
    4. понимает простые просьбы
    5. играет в “ку-ку”, показывает на нужный предмет, показывает на простых животных и части тела на себе и на окружающих предметахлюдях.
    6. ребенок понимает гораздо больше слов, чем он произносит.
  5. 18-24 месяцев. Словарный запас начинает расти с огромной скоростью.
    1. появляются фразы с двумя словами (“мама иди”, “ляля бах”, “кушать нет”)
    2. дети начинают использовать слова в своих ролевых играх (например, во время кормления куклы или игр с собачкой)
    3. появляются простые вопросы (“ляля где?”, “идем куда”)
  6. 24 и более месяцев. К двум — трем годам ребенок:
    1. говорит предложениями
    2. в речи появляется вопрос “почему” и “как”
    3. общается и разговаривает с другими детьми. Крайне важно объяснять ребенку, что именно при помощи речи он может решать все вохникающие конфликты и проблемы с другими детьми.
  7. К 4м годам ребенок
    1. начинает говорить сложными предложениями
    2. комбинирует 4 и более слова
    3. понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему
    4. дети поют, разговаривают эмоционально
  8. К 5ти годам
    1. словарный запас ребенка превышает 2000 слов
    2. ребенок понимает более 10 000 слов
    3. знают свое имя и фамилию, могут запомнить свои адрес и номер телефона
    4. ребенок может рассказать историю с выраженным началом, комбинацией и концовкой
    5. ребенок задает множество вопросов о природе и жизни
    6. уделяйте время для разговоров с ребенком, терпеливо отвечайте на его вопросы и внимательно выслушивайте его речь. Исследования говорят о том, что речь взрослого напрямую взаимосвязана с развитием речью ребенка.
Читайте также:  Как у грудничка берут кровь из вены

Итак, в каких случаях необходимо начать волноваться при задержке речевого развития?

  1. ребенок говорит меньше слов, чем положено по нормам речевого развития
    1. в 4 месяца не реагирует на обращенную к нему речь взрослого и не узнает маму;
    2. в 6-9 месяцев не произносит слоги дадада-мамама-бабаба;
    3. к 18 месяцам не говорит простых слов и не понимает просьб;
    4. в 2,5года не строит предложения и знает менее 20 слов;
    5. к 3 годам не строит фразы самостоятельно, а лишь повторяет фразы взрослых)
  2. ребенок отстает в развитии по другим параметрам помимо речевого развития, в том числе, при нарушении моторного развития
  3. ребенок не использует аналоги речи (жесты, звуки). Это называется невербальным общением и особенно часто бывает в случаях, если родители хорошо понимают ребенка. Если ребенок не говорит, то он должен использовать невербальный язык вместо речи: указывать пальцем, рукой или взглядом на желаемый предмет, кивать или мотать головой вместо того чтобы говорить “да” и “нет”. Насторожить Вас должно отсутствие невербального языка при отсутствии речи.
  4. ребенок не понимает обращенную к нему речь, понимает ее выборочно, не реагирует на обращенную к нему речь и просьбы.
  5. речь ребенка не совсем адекватная: ребенок не использует слова по назначению, ребенок повторяет одни и те же любимые цитаты из мультиков или фильмов,
  6. у ребенка нет интонации, нет возгласов, визгов, восхищенных и удивленных вздохов. В норме у детей даже плач по-разному звучит.
  7. если эмоции у ребенка скудны, и мимические изменения минимальны, если ребенок не улыбается, не проявляет любопытство или удивление, совхищение,
  8. если ребенок не смотрит или не проводит взглядом близких людей.
  9. Если ребенок играет в игрушки необычным способом, не может играть со сверстниками, не хочет чтобы взрослый играл с ним
  10. Если у ребенка с задержкой речи нарушен сон
  11. если ребенок с задержкой речи не умеет жевать твердую пищу и давится ею.
  12. Если происходит регресс словарного запаса по сравнению с тем что было раньше

Что нужно делать если у ребенка выявлено нарушение речи? В первую очередь нужно удостовериться, что ребенок здоров с точки зрения неврологии и психиатрии.

  1. Необходимо проверить слух
  2. 3. Необходима консультация специалиста, который занимается развитием детей, хорошо представляет себе нормы развития детей и возможные отклонения от нормы (таким специалистом может быть невролог, психиатр, психолог, логопед)
  3. при необходимости сделать ЭЭГ, исследование сосудов головного мозга, МРТ и КТ головного мозга.

Если ребенок здоров, то как можно помочь ему развить речь?

  1. Стимулировать общение ребенка со сверстниками, отдать ребенка на развивающие занятия где не будет пониающего родителя, в секции где есть командные игры, почаще стараться оставлять его одного с другими детьми. Научите ребенка комуницировать с другими: меняться предметами, гладить если другой упал, делиться печеньками и т.д.
  2. В играх дома покажите ребенку как играть в ролевые игры, как катать машинку, как причесывать куклу, кормить животных и т.д.
  3. Заниматься развитием речи. Большинство логопедов считают, что они должны заниматься только артикуляцией и не беруться заниматься с детьми до 4-5 лет. Однако, есть очень много того, что Вы можете сделать с ребенком гораздо раньше. Если Вы не можете найти профессионального логопеда, который занимается не только артикуляцией, но и развитием речи, то нужно начинать заниматься с ребенком как можно раньше самостоятельно. Это может включать в себя:
    1. дыхательную гимнастику (надувать шарик, задувать свечку, выдувать мыльные пузыри, надувать щеки, свистеть с свисток, дуть в дудочку, пускать пузыри в воду, дуть через трубочку в стаканчик, дахание через нос, медленное выдыхание с полузакрытым ртом, задержка воздуха на несколько секунд и т.д.)
    2. языковую гимнастику (предлагать ребенку языком дотронуться до верхнейнижней губы, до уголков рта, свернуть язык в трубочку, высынуть язычок, облизат губы и зубы, вытягивание губ в трубочку и т.д.)
    3. занятия по альбому развития речи. Сейчас много всяких пособий, они очень удобные и четкие.
    4. перестать понимать ребенка если он изъясняется жестами. Пытаться вынудить ребенка говорить с Вами словами.
    5. начинать общение с ребенком с упрощенных слов типа биби, баба, мама, ав-ав и т.д. (звукоподражание и облегченные фразы), особенно сделать акцент на облегченных глаголах (кач-кач, бабах, куп-куп, баю-бай, прыг, бух, биби, туту и т.д.).
    6. когда ребенок освоил упрощенные слова, желательно прекращать их использовать и говорить правильно, но продолжать понимать искаженные слова ребенка
    7. произносить правильно все звуки в слове (не говорить ты мой «холёсый» вместо «хороший»), не сюсюкаться с ребенком
    8. побольше говорить с ребенком, комментировать все подряд, все ваши и его действия
  4. пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, массаж пальцев рук.
  5. развитие мелкой моторики, пинцетного захвата (предлагать ребенку сортировать мелкие предметы, втыкать зубочистки в пластилин, проталкивать пальчиком предметы в отверстия и т.д.), игры со шнуровкой, сенсорной развитие (сенсорные коробки), мелкие сортеры (важно знать, что при сортировке предметов ребенок должен с усилием просовывать предмет в отверстие). Все вышеперечисленное должно быть в игровой форме.
  6. предлагать ребенку твердую пищу как можно раньше, чтобы ребенок научился сортировать язычком пищу во рту, это также влияет на развитие речи.
  7. исключить планшет, компьютер и телевизор (большой обзор по влиянию “экрана” на ребенка я написала ЗДЕСЬ; в нем говориться о том, что доказано, что просмотр телевизора замедляет развитие речи; это происходит за счет того, что во время просмотра мультфильма или фильма у ребенка не возникает потребность использовать активную речь с целью коммуникации)
  8. Прочитать литературу на тему развития речи, например:
    1. книги “Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет”, Елена Янушко. Елена Янушко также ведет вот этот сайт и  вот этот .
    2. кроме того, можно почитать об опыте мамы ребенка с аутизмом ЗДЕСЬ
    3. вся информация о детях с аутизмом с понятными картинками есть вот на этом сайте  , здесь же есть очень важный онлайн тест для раннего выявления аутизма для родителей

И последнее: любите ребенка таким, какой он есть и помогайте ему, каким бы он не был. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Просто примите его таким какой он есть.

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

  • Лепет – появляется в 4-5 месяцев.
  • Лепетные слова – примерно с 8 месяца.
  • Первые слова – появляются в интервале 9 — 12 месяцев. Исследователями доказано, что половая принадлежность ребенка играет роль во времени появления первых слов. Девочки развиваются быстрее, поэтому первые слова у них появляются раньше, чем у мальчиков.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным.  Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет.

Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь.

Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *