6 советов, как правильно мотивировать ребенка

6 советов, как правильно мотивировать ребенка

Мы хотим, чтобы ребенок проявлял интерес, но интерес к чему? Мы хотим, чтобы он что-то делал, но что именно? «Что угодно, лишь бы не сидел перед телевизором» — это не самый лучший ответ. Несколько советов о том, как мы можем помочь детям почувствовать интерес к чему-либо, дает Алан Каздин, доктор психологических наук и директор Йельского центра воспитания детей и клиники по работе с детьми.

Составьте четкий список тех видов деятельности, к которым вы хотели бы привлекать ребенка. Отличный вариант — так называемые «пробные занятия». Ребенок мог бы получить представление о таких вещах, как танцы, спорт, музыкальные инструменты, науки, садоводство. Вы поймете, что именно вызывает интерес ребенка, что можно бы изучать глубже.

Она любит животных? Он обожает фильмы о боевых искусствах? Почему? Постарайтесь выяснить, как можно более четко определить, в чем суть возможного интереса. Она может в результате пойти, скажем, волонтером в приют для животных или начать учиться верховой езде. А он, возможно, захочет больше узнать о кунг-фу или о том, как снимать фильмы.

Очень полезно как можно раньше установить разумные и не слишком сложные в выполнении требования к ребенку. Например, договориться о делах, которые он должен выполнять дома. Это не окажет вам особой помощи в хозяйстве, но будет чрезвычайно полезно для отношений. Да и ребенку так гораздо легче понять, чего вы от него ожидаете.

Мотивацию можно развивать, как любую привычку. Когда вы постоянно ожидаете от ребенка выполнения каких-то обязанностей, которых с возрастом становится все больше, это приучает его к мысли, что активность и участие в жизни — совершенно нормальное дело. Это осознание может стать мощной силой, противостоящей пассивности и потере интереса.

Родители часто склонны к поучениям и нравоучительным беседам и гораздо меньше внимания уделяют возможности влиять на детей собственным примером. А ведь именно личный пример родителей особенно важен. Вы можете использовать собственную модель жизни, чтобы развивать характер, интересы ребенка и его мотивацию.

Например, если вы любите чем-то заниматься вне дома, то по возможности берите его с собой. Музеи, социальные или политические события, спорт, волонтерство — неважно, что именно. Главное, что вы получаете удовольствие. Беря ребенка с собой, вы, во-первых, мотивируете его, а во-вторых, укрепляете ваши отношения.

Конечно, совместное выполнение обычных домашних дел, например, походы в магазин за продуктами, уборка, тоже служат этой цели.

Но сейчас мы говорим о другом: вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему определить собственные интересы, развить навыки, получить знания и умения.

Они подпитывают его желание заняться чем-нибудь вне дома. А ваше непосредственное участие оказывает влияние на его восприятие.

Многие навыки можно развить у ребенка и без личного примера. Но важно помочь ему приобрести новые знания и умения, познакомить его с новыми видами деятельности. Возможно, чем-то он будет заниматься еще долгие годы и это принесет плоды в виде его социальной вовлеченности.

Например, уроки музыки — это не только обучение игре на музыкальном инструменте. Участвуя в концертах, школьном оркестре, он заведет новые знакомства из числа музыкантов, и это будет мотивировать его развиваться.

6 советов, как правильно мотивировать ребенка

Как уговорить пассивного ребенка проявить интерес хоть к чему-то? Делать это нужно осторожно, ни в коем случае не давя, используя любые возможности. Мы часто даже не осознаем тех мелочей и деталей, которые влияют на наши решения и действия. Мозг постоянно занят обработкой информации, и чаще всего это происходит на бессознательном уровне.

«Во время исследований мы наблюдали, как сканируемый мозг реагирует на определенные раздражители, но объект исследования обычно на вопрос «Что случилось?» отвечал: «Ничего», — рассказывает Алан Каздин.

— Во время наших исследований мы также выяснили, что если подсказку демонстрировать слишком быстро для того, чтобы испытуемый заметил ее, то подсознание все равно использует ее для принятия решений. Например, легкий запах моющих средств заставляет людей начать наводить порядок на рабочем столе.

Но если спросить их, почему они это сделали, они не скажут про запах, а скорее приведут какие-то убедительные доводы, совершенно с ним не связанные».

Книги, журналы, музыкальный инструмент, готовый к игре… Пусть эти (мотивирующие) предметы всегда будут в поле зрения ребенка. Это не требует больших усилий, пусть они просто лежат там, где их очень легко заметить. Такой прием обещает серьезный результат, но при этом важно позволить ребенку самому взаимодействовать с такими зацепками.

Только представьте: дочь только бегло взглянула на журнал, а вы уже врываетесь в комнату и начинаете восклицать: «О, ты видела эти фотографии? Они восхитительные, правда? Я забронировала нам билет, чтобы поехать туда на выходные!» Скорее всего, этим вы убьете всякий интерес. Позвольте ребенку самому придумать, что делать с этой зацепкой. Используйте силу личного примера, чтобы ненавязчиво показать, как это делается.

Поощряйте ребенка, когда он приглашает домой друзей. Тогда ваш дом станет центральным местом и будет оказывать влияние на ребенка в течение долгого времени.

Достигнув подросткового возраста, дети часто отделяют вас от своих друзей. Но если вы готовы принять его новый мир, у вас появляется шанс избежать такого отторжения.

Кроме того, вы можете наблюдать за ним и защищать, не ведя себя с ним как с маленьким.

В этом случае подростку тоже легче устоять, когда ровесники будут оказывать на него негативное влияние. Если вы планируете заняться чем-нибудь вне дома, позвольте ребенку пригласить друзей. Постепенно необходимость в вашем участии отпадет, потому что ребенок начнет сам выбирать, куда пойти, у него появятся собственные предпочтения.

Если вы примете его друзей в свою семью, то сделаете первый шаг к сохранению близких отношений на долгие годы, не подавляя его и не заставляя выбирать между вами и общением с ровесниками.

6 советов, как правильно мотивировать ребенка

Почему мы действуем так, а не иначе? Что заставляет нас добиваться цели? Ради чего мы готовы преодолевать препятствия? В теории Витиса Вилюнаса синтезированы разнородные представления о таком сложном и многоуровневом предмете, как мотивационная сфера человека. Автор рассматривает самые разные факторы, влияющие на нее, — от сиюминутных мелочей до отдаленных жизненных целей — и иллюстрирует классические и современные исследования примерами из жизни, знакомыми каждому из нас.

6 советов, как правильно мотивировать ребенка

Желание дать ребенку побольше всего, и самого лучшего, — игрушек, одежды, знаний, развлечений — часто приводит к тому, что он капризничает и быстро устает. Родители недоумевают: почему их любовь не приносит радости? Иногда самое лучшее, что можно сделать, — это оставить детей в покое.

6 советов, как правильно мотивировать ребенка

Наслаждаться жизнью, как в детстве, можно и даже нужно, считает журналист Тим Лотт. Он предлагает десять приемов, которые помогут почувствовать себя ребенком в 30, 40 и даже 80 лет.

6 способов, как мотивировать ребенка правильно — Дети в безопасности

Родители часто сталкиваются с тем, что их дети недостаточно мотивированы. Отсюда проблемы с учёбой, нежелание помогать по дому и вообще решать какие-либо проблемы. Так как же помочь ребёнку с мотивацией? Как мотивировать ребенка правильно?

Мало какому ребёнку нравится заниматься делами: наводить порядок, мыть полы, идти с самого раннего утра в садик или школу.

Ему с детства внушают, что необходимо делать не только то, что тебе нравится, но и то, что нужно. Но ребёнку не интересно, когда его заставляют, и часто такие ситуации приводят к конфликтам, истерикам и ругани.

В этой статье собраны несколько советов психологов, которые помогут вам правильно мотивировать ребёнка.

Система поощрений

Дети – гораздо хитрее и умнее, чем вы думаете, и тому есть немало подтверждений. Вот, например, реальная история, рассказанная отцом маленькой девочки.

Он использовал конфеты в качестве поощрения за то, что ребёнок сходил на горшок.

Однажды, когда конфет под рукой не оказалось, и он попытался отделаться “воображаемой шоколадкой”, девочка вскочила с горшка, который остался абсолютно пустым. Девочка же заявила, что только притворилась, что пописала.

Для бойкого и азартного ребёнка такая система поощрений – всё равно что призыв к поиску возможности получить поощрение, не совершая при этом ничего, за что их можно было бы поощрить. К тому же психологи сходятся во мнении, что система поощрений приносит только кратковременную пользу.

Да, небольшие поощрения помогают преодолеть временный кризис, например, когда ребёнок учится читать или писать, они придают необходимую мотивацию. Но в дальнейшем, когда награда уменьшается или исчезает, то же происходит и с мотивацией. Это работает так же, как и у взрослого с зарплатой. Никто не хочет трудиться бесплатно.

Психологи из Стенфордского университета провели исследование. Группе детей предложили заниматься интересным для них делом – рисовать маркерами, причём за вознаграждение.

Читайте также:  «маша и медведь» признан самым опасным для детской психики мультфильмом

Детям было интересно и весело рисовать, однако рисовать “бесплатно” они практически сразу отказывались. Мотивировать детей с помощью поощрений – лёгкий путь.

Но, как показывает эксперимент, можно уничтожить и любовь к какому-то действительно интересному для ребёнка делу.

Не забывайте, что дети – энергичные и любопытные создания, им всё на свете интересно.

Общайтесь с ними, хвалите их за определённые достижения, рассказывайте ему, как непросто было достигнуть цели, но, не смотря на все трудности, он справился.

Ребёнку будет приятна ваша похвала и то чувство гордости, которое вы испытываете, и ему захочется совершенствоваться дальше. Ваша задача – вдохновить ребёнка на дальнейшие свершения, а не заплатить ему за них.

Обращайтесь с ребёнком, как со взрослым

Иногда достаточно просто объяснить ребёнку, для чего нужно делать то или иное действие, это улучшает его логическое мышление, помогает строить причинно-следственные связи и даёт возможность в полной мере насладиться результатом проделанной работы.

Если вы не понимаете, почему ребёнок упорно игнорирует ваши просьбы что-то сделать, то просто поставьте себя на его место. Так вам будет легче объяснить ребёнку, почему именно важно выполнить то, что вы просите, и именно сейчас.

Если ваш ребёнок отговаривается усталостью или плохим самочувствием, не отмахивайтесь от него, не повторяйте, как попугай, про его обязанности. Лучше предложите ему, например, вкусно покушать и набраться сил, а потом приступить к делам.

Если ребёнок совсем не справляется без вашей помощи, не поленитесь ему помочь.

Если же ребёнок взялся за какое-то дело, не забывайте интересоваться у него о его успехах и самочувствии. В таком случае в качестве мотивации выступает ваше внимание, которое любому ребёнку приятно. Не забывайте почаще предлагать вместе решить возникшую проблему, таким образом вы покажете ребёнку, что вы на его стороне и всегда готовы его поддержать.

6 советов, как правильно мотивировать ребенка

Учитывайте возможности ребенка

Не принуждайте ребёнка выполнять то, что он ещё не умеет, ведь в этом случае любое наказание окажется бессильным. Лучше помогите ему разобраться, как решить эту новую для него задачу, и тогда это будет для него не непосильной работой, а новой увлекательной игрой.

Избегайте критики и принуждения

Постарайтесь проявить терпение, если вам кажется, что ребёнок часто отвлекается или делает что-то медленно, не забывайте, что малышу ещё трудно концентрироваться длительное время на одном и том же. Сдерживайте желание критиковать или высмеивать его достижения и интересы, ведь этим вы можете навсегда лишить его какой-либо мотивации.

Дайте ребёнку почувствовать контроль над ситуацией

Ребёнку будет интереснее выполнять дело, которое он сам себе выбрал, поэтому, если есть возможность, лучше предоставьте ребёнку право небольшого выбора, например: помогать протирать пыль или мыть полы, смотреть мультики до обеда или после и т.д.

Таким образом дети будут чувствовать ответственность за свой выбор и азарт, ведь нужно же доказать, что именно их выбор был правильным и лучше так организовать день.

Хвалите их, если они справились со взятыми на себя обязанностями, тогда в следующий раз им будет ещё приятнее выполнять ваши поручения.

Проявляйте свою благодарность

Не забывайте демонстрировать ребёнку, как для вас важно любой его шаг вперёд, показывайте, как вы благодарны даже за выполнение несложной с виду посьбы, ведь если реебёнок сделал что-то, о чём вы его просили, то он сделал это именно для вас, и ему важно почувствовать от вас отдачу.

Будьте примером для своих детей

Помните, дети – это в первую очередь отражение родителей. Поступайте с ребёнком так, как вы бы хотели, чтобы он поступал с вами.

Не отмахивайтесь от него, ведь, однажды увидев такое отношение к себе, ребёнок его запомнит и в дальнейшем будет проецировать на вас.

Не требуйте от него того, что не можете сделать сами и подчиняйтесь всем установленным для него ограничениям, либо объясните, почему именно это вы можете делать, а он – пока нет. Относитесь к своим детям с уважением и вниманием, и они ответят вам тем же.

Людмила Разумова

Приглашаю почитать статью “Как мотивировать ребенка читать книги?”.

А сейчас предлагаю посмотреть отрывок из фильма “В погоне за счастьем”. Мечта.

10 способов правильно мотивировать ребенка

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать — рассказывает Ксения Букша.

https://www.youtube.com/watch?v=s_w0PFGZeIg

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

  • Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:
  • Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…
  • Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

Примеры:

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки.

Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию.

Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело — в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание.

Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто.

А не было бы доверия и контакта — и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова).

Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно.

Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет — стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

  1. «За каждую красивую букву — одна изюминка».
  2. Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу — пирожное».
  3. И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти — гаджет».

  4. Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой
Читайте также:  Домашние дела, которые можно доверить двухлетнему ребенку

Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра. Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе. Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) — станет вечно добиваться одобрения людей.

Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло.

Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли.

Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается.

Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения.

Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда.

Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг

Это просто с малышами — они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться — вполне достижимо.

Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что «спорт воспитывает».

Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще не рукой подать.

Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо.

И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее.

Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.

Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было.

Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все — по мере сил.

Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право — весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить

И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве — скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться.

Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель — продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.

  • И еще немного примеров для иллюстрации:
  • Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.
  • Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации — забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).
  • Доиграть уже фактически проигранный командный турнир — коллективная мотивация.

Решать задачки по математике: если не получается — забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается — внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни — поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности — маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.

Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».

Как мотивировать ребенка: 6 полезных советов

Родителям бывает непросто заставить ребенка заниматься полезными делами. С правильной мотивацией все получится!

Давайте выясним, от чего зависит мотивация детей и как эффективно побудить ребенка к чему-то нужному, не задев его чувств. А когда вы попробуете эти полезные уловки, ваши дети станут не только самостоятельнее, но и счастливее!

Пересмотрите систему поощрения

Дети часто ведут себя хитрее родителей, когда дело касается похвалы или вознаграждения за их поступки.

Случается, что вознаграждение — это единственный способ заставить ребенка сесть за уроки и выучить наконец новое правило по математике. Но такой метод работает лишь временно: когда награды не будет, то и мотивация делать что-либо взамен исчезает.

Если бы вам перестали платить заработную плату, продолжили бы вы ходить на работу? Сомнительно. Вы перешли бы на оплачиваемую работу, чтобы получать вознаграждение за свой труд.

Самое интересное: если платить за приятное занятие (скажем, детям за рисование на стенах), а потом неожиданно перестать это делать, то система мотивации снова нарушится.

В краткосрочной перспективе поощрение ребенка не принесет вреда, например, если вы успокоите испуганного в самолете малыша конфетой.

Читайте также:  Что подарить на Новый год бабушкам и дедушкам: 6 интересных идей на новый 2019 год

Но если вы приучите его, что за каждый поступок он будет получать вознаграждение, то характер и ценности ребенка сформируются под ложными убеждениями. Стоит ли говорить, что убираться в комнате нужно не для того, чтобы получить за это конфету или игрушку, а чтобы было чисто? А ложиться спать до полуночи — не ради похвалы родителей, а для хорошего самочувствия?

Мотивация ребенка — это интересный для него прогресс.

Когда малыш учится кататься на велосипеде, он наслаждается процессом. Он поглощен интересным занятием, и ему уже не до поощрения.

Разговаривайте с толком

Налаживайте контакт с вашим ребенком. Дети от природы любопытны. Если вы будете рассказывать ему о том, как устроены многие вещи, то его интерес к обучению возрастет.

Вместо того чтобы дарить ребенку новую игрушку за то, что он уберется в своей комнате, расскажите ему, как легко ему будет держать свои вещи в порядке.

Если ребенок упрямится, то попробуйте посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Может, он устал после тренировки? Тогда предложите ему отдохнуть и только потом прибраться в комнате. Скажите, что это поможет ему быстрее найти все необходимое для выполнения домашнего задания.

Воздержитесь от слова «должен», не давите на ребенка

Будьте рядом, если ему понадобится ваша помощь. Спрашивайте, как он себя чувствует, когда занимается каким-либо делом. Так вы покажете ему, что интересуетесь его ощущениями, а это вызовет в нем еще больший энтузиазм.

Не зацикливайтесь на идеальном исполнении

На самом деле, многие дети любят заниматься ежедневными активностями. Проблемы начинаются тогда, когда родители слишком давят на детей, требуя лучшего или более быстрого результата. Например, некоторым малышам нравится помогать взрослым сортировать постиранные вещи.

Но родители часто выходят из себя, потому что спешат и хотят закончить дело быстрее, чем на это способны дети.

Вам может не понравиться, что полотенце висит не на своем месте. Вместо этого порадуйтесь, что ребенок сделал это сам, без вашей помощи. Хоть и получилось у него неидеально, но он старался.

Будьте креативнее. Если ребенок отказывается помыть обувь, возьмите его любимую игрушку, и пусть она «попросит» малыша сделать это. Сможет ли он отказать милой зверюшке?

А что, если в кровать он не пойдет, а побежит с папой наперегонки?

Вот увидите, ваш малыш тотчас окажется в постели!

Дайте ребенку выбор, хоть и ограниченный: например, почистить зубы до или после купания. Чувство самостоятельности подогреет его внутреннюю мотивацию.

Учитывайте возможности ребенка

Представьте ситуацию: вас остановили на улице и предложили 1000 долларов за то, что вы сделаете обратное сальто прямо сейчас. Согласитесь или откажетесь? Конечно, если вы не профессиональный спортсмен, то вряд ли вы станете рисковать своим здоровьем, несмотря на хорошую внешнюю мотивацию.

А если вам на это скажут: «Какой упрямый! Нужно с ним пожестче!», вероятнее всего, вы не поймете человека, и ситуация покажется вам смешной.

То же самое и с детьми.

Бывает так, что они просто не могут сделать то, чего вы от них просите.

Поговорите с ребенком о том, что у него не получается и что вы можете сделать вместе, чтобы улучшить ситуацию. Если вы чувствуете, что вам нужен совет, то всегда можно обратиться к воспитателю, учителю или врачу.

Цените старания

Представьте, что ваш ребенок встал по будильнику и самостоятельно собрался в школу. Или не стал будить вас посреди ночи, чтобы громко и нежно плюхнуться к вам в кровать.

Давайте понять ребенку, что вы цените его усилия. По дороге в школу не забудьте сказать ему, как вы рады, что он собрался вовремя, ведь теперь можно не бояться опоздать на урок. И каким отдохнувшим вы себя чувствуете благодаря тому, что сумели хорошенько выспаться ночью.

Дети хотят, чтобы родители были ими довольны.

Хвалите детей, но акцентируйте ваше внимание не на результатах действия, а на стараниях и постепенном улучшении поведения.

Показывайте пример

Все очень просто: чтобы отучить детей драться друг с другом, покажите им, с каким пониманием и любовью вы разрешаете конфликты с вашим партнером или супругом.

Чтобы дети учились хорошим манерам, говорите им «пожалуйста» и «спасибо».

Если малыш просит вашего внимания, когда вы разговариваете по телефону, не говорите ему: «Еще пару минут!», если не планируете завершать звонок раньше, чем через полчаса. Это показывает ребенку, что вы хотите отложить общение с ним на столько, на сколько это возможно. А еще учит его не исполнять обещания.

Не удивляйтесь, когда на дне рождения вы скажете ребенку, что пора идти домой, на что он ответит вам: «Еще пару минут!» и совершенно не станет торопиться. Так же, как делаете это вы.

Говорите искренне и думайте, прежде чем что-либо сказать.

Это будет мотивировать и вас, и вашего ребенка.

Методы мотивации ребенка: виды и способы мотивации детей дошкольного и старшего возраста

Внутренняя мотивация — это искреннее желание ребёнка заниматься чем-то. Никто не принуждает и не заставляет, нет жёстких требований и обязательств, лишь чистый интерес к деятельности.

Внутренняя мотивация — идеальный вид мотивации детей. Но, как и любого идеала, достичь её трудно — особенно в дошкольном возрасте и младшеклассникам.

С подростками легче — те, как правило, уже понимают ценность обучения; возможно, даже знают, чем хотят заниматься в жизни. 

Совет психолога: Важно понять, что внутренняя мотивация — формирующаяся категория, которая должна пройти этап внешней мотивации, войти в привычку и обрасти личными смыслами. Нужно научиться разбивать большие задачи на маленькие, после которых можно получить безоценочную обратную связь, поддержку и одобрение со стороны родителей. Для мам и пап важно также найти альтернативные авторитеты, интересные ребёнку, иначе он найдёт их сам, и их ценности могут не совпадать с ценностями семьи, но уже трудно будет встроиться. 

Работа над внешней мотивацией

Исходящая извне мотивация не такая эффективная, как внутренняя. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем. Но и внешняя мотивация приносит плоды — главное, знать, как пользоваться этим способом мотивации детей. 

Совет психолога: хвалите ребёнка, отмечайте его достижения, интересуйтесь им. Говорите: «Мы поддержим тебя во всём, ты всегда можешь прийти и обсудить что угодно, мы найдём решение вместе». Делитесь своими переживаниями и страхами. Здорово, если родитель может не только поддержать на словах, но и поделиться опытом, рассказать о своём пути, достижениях, трудностях и их преодолении. Другой приём мотивации детей — демонстрируйте пример. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору. Читайте, ведите планировщик, который будет доступен ребёнку. Будьте постоянны и обязательны. 

Как поддерживать положительную мотивацию

Похвала, хорошие оценки, деньги, сладости, подарки и другие позитивные методы мотивации детей формируют положительную ассоциацию.

Похвалить ребёнка за что-то или поставить хорошую оценку, когда школьник действительно заслужил — отличный способ поднять его уверенность в себе и вдохновить на дальнейшие свершения.

Что касается материальной мотивации — важно разобраться, как не перегнуть палку. Бытует мнение, что дети теряют «радость от учёбы» из-за частых вознаграждений.

Совет психолога: похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математику и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее. Но все специалисты рекомендуют с осторожностью относиться как к чрезмерной похвале, так и постоянному неодобрению. В идеале полноценная личность независима от оценок окружающих. Похвала должна быть по возрасту и по нарастающей. Мы не хвалим взрослого подростка за вымытую чашку, но делаем это по отношению к младшему школьнику. Похвала не равно материальным поощрениям. Не путайте подкуп и одобрение. 

Как использовать отрицательную мотивацию

Скандалы, ругань, нотации, наказания, низкие отметки, угрозы — примеры отрицательной мотивации. Яркий пример отрицательной мотивации — «будешь плохо учиться, станешь дворником». Методы обмана и запугивания разрушат связь с ребёнком и не приведут к результату.

Ежедневные скандалы над домашкой и вопли мамы «я тебе сто раз уже эту задачу объясняла» тоже не работают. Даже если ребёнок что-то сделает под страхом наказания, эффективность такой учёбы будет нулевая.

Но есть отдельный приём отрицательной мотивации детей, который заслуживает внимания, — критика. 

Совет психолога: критика бывает деструктивная и конструктивная. Первая говорит, что плохо сделано, а вторая — как сделать лучше. Это когда вы не просто говорите ребёнку, что его сочинение неудачное, а вместе рассуждаете о том, что реально хотел сказать ребёнок и что вышло, почему это так не читается и как сделать лучше. Главное — преподносить конструктивную критику дружески, с позиции «я вместе с тобой», а не «я по другую сторону, я лучше знаю». 

Резюме

Система мотивации ребёнка включает четыре вида: внутренняя и внешняя, положительная и отрицательная. Как правило, методы мотивации детей редко используются по отдельности. Применяйте то, что комфортно вам и ребёнку. Все дети разные, и нет универсальных рекомендаций.

Если чувствуете, что корни проблем с мотивацией у ребёнка лежат слишком глубоко и нет сил распутывать их самостоятельно, тьюторы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» придут на помощь. Задача тьютора — исследовать интересы ребёнка и создать индивидуальный образовательный маршрут. Вместе с тьютором дети формулируют цели, расставляют приоритеты и получают внутренний стимул к развитию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *