7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

365 дней вместе

7 привычек, которые помогут воспитать здорового и счастливого ребенка

11 мая 40 113 просмотров

Екатерина Ушахина

Счастливый и здоровый ребенок — лучшая награда для родителя. Сегодня хотим рассказать вам о 7 семейных привычках, которые помогут и детям, и родителя чувствовать себя отлично и жить радостно.

1. Развивайте эмоциональный интеллект

Именно родители играют определяющую роль в развитии эмоционального интеллекта ребенка — роль, которая потребует от них терпения, сочувствия и выдержки.

Всем нам хорошо известно, как трудно сохранять спокойствие и оказывать поддержку ребенку, когда тот бьется в истерике, — это, пожалуй, самое сложное в отношениях детей и родителей.

Такие минуты эмоционального накала — настоящее испытание для нашей собственной способности контролировать эмоции и управлять ими.

Однако обсуждение эмоций в семье учит детей, что иметь чувства нормально. Дети также учатся «опознавать» эмоции, управлять ими и преодолевать их под контролем взрослых.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
Учите малышей с детства принимать и обозначать разные эмоции. Источник

Когда мы проявляем эмпатию и принимаем эмоции детей, те учатся выражать и принимать свои чувства и легче преодолевают негативные эмоции. Устанавливайте границы, чтобы обеспечить безопасность ребенка, но исходя из уважения к нему и добрых побуждений. Не ограничивайте ребенка чрезмерно, не запрещайте все подряд: это вызовет сопротивление и недовольство.

2. Ешьте вместе

Хотя хаотичный образ жизни современных семей делает совместные приемы пищи редкими, ваше присутствие за столом дает гораздо больше, чем просто компанию.

Дети копируют то, как их родители выбирают еду, вслед за родителями пробуют что-то новое и учатся распознавать чувство голода или насыщения, чтобы вовремя остановиться.

Чем чаще ваша семья ест вместе, тем больше возможностей у ваших детей сформировать здоровое отношение к еде и собственному телу. Более того, ритуалы совместной еды способствуют гармоничному развитию детей.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
Старайтесь почаще устраивать семейные трапезы. Источник

Исследования показывают, что подростки, которые часто едят вместе с семьей, реже употребляют наркотики, проявляют жестокость и страдают депрессией и расстройствам питания.

3. Любите книги

Чтение перед сном — старая добрая традиция, которая у большинства из нас вызывает теплые воспоминания. Чтение снижает стресс, а значит, помогает расслабиться перед сном. И даже когда ребенок научился читать самостоятельно, не стоит прекращать замечательные вечерние чтения. Всем детям, и малышам, и даже подросткам, нравится, когда им читают.

Да и плюсы такого времяпрепровождения очевидны. В отличие от просмотра телевизора или видео, чтение — это процесс, активирующий нейронные связи в мозге, а значит, делающий нас умнее.

В ходе одного исследования ученые сканировали мозг детей в возрасте от трех до пяти лет, пока те слушали аудиозапись книги, и обнаружили активность в нескольких областях левой части мозга.

И активность эта была выше у тех детей, в чьих семьях чтению уделялось большее внимание.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
Чтение перед сном очень полезно детям всех возрастов. Источник

Читая своим детям, обеспечивая им доступ к книгам и различной литературе, вы способствуете развитию нейронных связей в их мозге, что ведет к улучшению навыков понимания, расширению словарного запаса и лучшему владению языком.

4. Двигайтесь

Сейчас как никогда детям необходимы физические упражнения, поскольку, по утверждению экспертов, сегодняшнее поколение ведет самый малоподвижный образ жизни в истории. Однако огромное влияние на эту статистику оказывают и родители.

Исследования выявили: вероятность того, что у родителей, которые поощряют физическую активность и сами занимаются спортом, дети также будут вести активный образ жизни, повышается в шесть раз.

Особенно ярким примером служат мамы, которые занимаются спортом.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
Любая физическая активность помогает быть здоровее и счастливее. Источник

Совместные физические упражнения помогают детям развить здоровые привычки, которые сохраняются и во взрослой жизни. Это также может послужить отличной мотивацией для родителей, которым сложно найти время для физических упражнений: нравится нам это или нет, дети перенимают наши пристрастия и увлечения.

5. Улыбайтесь

  • Вот вам повод улыбаться чаще: масса исследований показывает, что люди, которые часто улыбаются, имеют больше друзей, ведут более яркую жизнь и чувствуют себя счастливее, говорит доктор Мэтью Гертенштейн, доцент кафедры психологии и руководитель лаборатории осязания и эмоций Университета Депоу.
  • Дело в том, что мимика не только отражает наше внутреннее состояние, но и демонстрирует окружающим, что мы собой представляем.
  • 7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
    Улыбайтесь чаще, чтобы быть счастливее. Источник

Одно из недавних исследований Гертенштейна: он изучил старые фотографии выпускников и выявил связь между интенсивностью улыбки и качеством отношений. Те, кто на фотографии улыбался слабее, в пять раз чаще разводились.

6. Спите

Качественный сон очень важен для здоровья и долголетия членов вашей семьи. Во время сна иммунная система восстанавливает и омолаживает тело. Во время сна также идут процессы, регулирующие эмоции, настроение и поведение. Активность мозга во время сна даже выше, чем во время бодрствования.

Одна бессонная ночь снижает иммунные реакции и способствует воспалительным процессам.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
Таблица из книги «Одна привычка в неделю для всей семьи».

Исследования показывают, что недостаток сна не только вызывает сонливость и вялость у детей, но и является причиной проблем с вниманием, самоконтролем, поведением и успеваемостью в школе. У недосыпающих детей также более вероятно развитие тревожности и депрессии в будущем.

Нехватка сна отражается и на физическом здоровье. Она может стать причиной набора веса, ослабить метаболизм и иммунные функции организма.

Сделать здоровый сон частью жизни — задача, напрямую связанная с родительским авторитетом.

7. Слушайте музыку

Музыка — это универсальный язык. Она исцеляет и наполняет нас, снижает стресс и тревожность. Научно доказано, что музыка снижает возбуждение, повышая активность опиоидных рецепторов в крови.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни
Музыка помогает детям быть спокойнее и лучше развиваться. Источник

У детей прослушивание музыки развивает языковые и когнитивные навыки.

Во время одного эксперимента девятимесячные малыши проходили через ряд повторяющихся игровых сессий, как с музыкой (например, вальсами), так и в тишине.

Через четыре недели (по окончании двенадцати сессий) выяснилось, что у детей, которые слушали музыку, укрепились нейронные связи, отвечающие не только за восприятие мелодий, но и за понимание речи.

По материалам книг «Лучше с каждым днем. 365 полезных привычек», «Одна привычка в неделю для всей семьи».

Обложка поста отсюда.

Как приучать детей к здоровому образу жизни — Психологос

Пожалуй, никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребенка.

Строгий режим – распорядок дня – являются важнейшей предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия. По этому поводу М. Пришвин писал: «…не само здоровье дает долголетие, а правильное расходование его».

В результате многочисленных исследований, ученые установили, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны отделы вегетативной нервной системы ( части нервной системы, которые регулируют деятельность внутренних органов и систем кровообращения,пищеварения, дыхания и т.д.)

Например, особенности деятельности органов пищеварения таковы, что их максимальная активность приходится на период от 12 и 14 ч дня, следовательно, в этот период съеденная пища лучше усваивается организмом.

Исходя из выше изложенного, предлагается следующий распорядок дня для учащихся.

Пробуждение в 7-00 – 7-10. Резкий переход от сна к бодрствованию для неокрепшей НС ребенка может быть очень труден, поэтому некоторым необходимо «поваляться» в постели. Сразу после подъема желательно посещение туалета. Далее ребенок заправляет свою постель. Если он делает это достаточно энергично, то ему вполне хватает 2-3х минут.

Затем следует выполнить утреннюю гимнастику, примерно в течение 10 мин. Умывание, чистка зубов, переодевание – на все это должно уходить около 20 мин. Далее, в течение 20-30 минут ребенок завтракает. Этого времени достаточно и на то, чтобы убрать со стола и помыть за собой посуду. Дорога в школу у него отнимает 10-30 мин (в зависимости от места жительства).

Занятия в школе продолжаются с 8-30 до 14-00. После уроков ребенок идет домой. 15-00 – 15-30 – обед. После обеда каждому необходимо пребывание на свежем воздухе, а не приготовление уроков, как считают многие взрослые. В этот период времени можно посещать различные кружки и спортивные секции. С 17-00 до 19-00 необходимо выполнять домашнее задание. Затем ужин, с 19-00 до 19-30.

До 22-00 у ребенка есть свободное время с дальнейшей подготовкой ко сну. Сон с 22-00 до 7-00.

Ребенок, выполняющий режим дня или старающийся его выполнять, нуждается на первых порах, когда идет формирование привычки, в похвале со стороны родителей. В дальнейшем соблюдение режима дня должно восприниматься родителями и ребенком, как норма поведения.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делом. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку.

  • Итак, предлагаем рекомендации для родителей:
  • 1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью,
  • 2) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка,

3) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.).

  1. 4) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание,
  2. 5) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность,
  3. 6) помните, что вы лучший пример не только для своих детей, но и для других.

Хотелось бы затронуть проблему сегодняшнего времени – вредные, отрицательные привычки взрослых – табакокурение и употребление и даже злоупотребление алкогольных напитков, в частности – пива. Уважаемые родители, начинать надо с себя. Ведь культура пития, как и стиль поведения прививаются в семье.

Ребенку интересно знать, что именно взрослые пьют из красивых бутылок, почему это им нравиться, почему родители и гости, выпив пару рюмок, становятся веселыми, смеются и поют. Он не понимает причину запрета. И может начать тайком подражать старшим. Важно выработать у ребенка правильные жизненные установки.

Читайте также:  Низкий гемоглобин у грудного ребенка - причины и как повысить

У него не должно сложиться ложное убеждение, что алкоголь помогает решать проблемы, что это безобидный способ улучшить настроение и непременный атрибут любого праздника.

Чтобы ребенок понимал, чем опасен алкоголь, ему надо об этом рассказать. Детям надо знать, что спиртное в их возрасте может вызвать рвоту, расстройство желудка, головную боль, снизить внимание, ухудшить память.

Если вы хотите, чтобы ваши дети не попали в неприятную историю, старайтесь больше общаться с ними: внимательно выслушивайте, обсуждайте их проблемы, расспрашивайте о друзьях.

Когда ребенок приходит домой, интересуйтесь, где он был, что видел, с кем провел время, что ему понравилось.

С помощью ненавязчивого контроля за поведением ребенка можно заметить малейшие изменения в его поведении, а доверительные отношения помогут вовремя узнать, что с ним происходит, и принять необходимые меры.

Чтобы у ребенка не оставалось времени на безделье, постарайтесь увлечь его спортом, танцами, музыкой, туризмом и т. п. Выезжайте всей семьей на природу. Заведите домашнее животное. Пусть ребенок, заботясь о нем, поймет, что такое ответственность.

Если у вас появились подозрения, что с ребенком не все ладно, понаблюдайте за тем, в каком состоянии он приходит домой.

Плохое настроение, тоска, тревога или раздражительность, чувства вины и собственной неполноценности, потеря интереса к учебе говорят о том, что нужно срочно обратиться за советом к психологу или психиатру-наркологу. Только ни в коем случае не угрожайте ребенку, не унижайте его.

К встрече со специалистами ребенку необходимо подготовить, убедив его в том, что вы желаете ему только добра, любите его, готовы ему помочь, а вместе будет легче преодолеть полосу неудач.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни 7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни 7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Как приучить детей к ЗОЖ и гарантирует ли это здоровые привычки на всю жизнь?

Существуют такие понятия: генотип (наша генетика) и фенотип (наши привычки). Фенотип играет огромную роль в формировании пищевых привычек человека.

Если ребёнок с детства будет есть колбасу, сосиски, фастфуд, сладкое, то, конечно же, эти привычки останутся с ним и когда он вырастет. В будущем это может обернуться заболеваниями сердца и ожирением.

Поэтому чем раньше родитель начинает приучать ребёнка к здоровому питанию, тем лучше.

Однако каждый родитель подразумевает под словосочетанием «здоровое питание» что-то своё. Кто-то не даёт ребёнку сладкого, кто-то держит его на определённой диете, кто-то выбирает для него вегетарианский рацион.

Если посмотреть на адекватные правила здорового питания, то сладкое есть можно – оно не запрещено, и по официальным рекомендациям в рационе допустимо 10% от суточной калорийности продуктов с добавленным сахаром. То есть если у ребёнка среднесуточный калораж составляет около 1800 калорий, то около 180 калорий шоколада, сгущённого молока или конфет ему, безусловно, можно.

Необходимую для мозга глюкозу можно получить из тех же круп – гречки, булгура, пшеницы и так далее.

Если ребенок настаивает на потреблении сладкого, то не стоит его полностью в нём ограничивать или сильно зацикливаться на калориях. Если родитель решает чаще давать ему сладости, то необходимо привить ему привычку заниматься спортом. То есть привычка есть сладкое должна быть равнозначна физической активности.

Самое худшее, что мама может сделать для себя и для ребёнка, – слепо потакать желаниям сына или дочери. Порой родители настолько сильно привязывают ребёнка к сладкому, что он считает обязанностью родителей приносить ему его и даже не утруждает себя прийти из спальни на кухню, чтобы взять конфетку или бутерброд.

Они кричат родителям из своей комнаты и не могут даже встать из-за стола, чтобы сделать себе этот сэндвич самостоятельно. Таким образом, физическая активность ребёнка очень сильно падает. Ситуация это плоха вдвойне: мало того, что мама потакает желаниям ребёнка и несёт ему сладкое, так ещё и сам ребёнок ленится, чтобы прийти за ним самостоятельно.

При этом ни в коем случае нельзя предлагать ребёнку сладкое в качестве награды. Нельзя, чтобы оно становилось для ребёнка «запретным плодом».

Есть и продукты, которым, на мой взгляд, нет места в детском рационе, да и в любом районе вообще, – это продукты с ароматизаторами, трансжирами, консервантами и красителями. Например, трансжиры удешевляют производство, увеличивают риск онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Конечно, последствия проявляются не сразу – лет через 20–30. После нескольких лет употребления консервантов и ароматизаторов вырабатываются привычки, и избавиться от них не так уж и легко.

Поэтому если с детства не приучать ребёнка к продуктам с их содержанием, то можно избавить его от вредных привычек и заболеваний в будущем.

Также питание ребенка стоит здоровым образом ограничивать потому, что в пяти-семилетнем и 10–12-летнем возрасте существует большой риск набора веса. Доказано, что если ребёнок имеет избыточный вес в детстве, то очень велика вероятность наличия избыточного веса – а также различных заболеваний – во взрослом состоянии.

В связи с этим, безусловно, нужно с детства поддерживать здоровый рацион, чтобы избежать негативных последствий. Важно не путать его с диетами – ЗОЖ не равен дефициту калорий. Если посадить ребёнка на строгую диету, то в будущем у него может развиться расстройство пищевого поведения.

На ранних порах очень важно сформировать именно культуру здорового питания и дать ребёнку понять, что лучше съесть салат, а не банку сгущёнки, для его же блага. Всё это нужно не для того, чтобы поддерживать вес ребёнка в критические периоды, а для того, чтобы сформировать его дальнейшие привычки.

Как я часто говорю, снижение веса – это лишь мягкий и приятный побочный эффект от здорового питания.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Стоит упомянуть ещё одну разновидность родителей – тех, кто создаёт для детей веганский или вегетарианский рацион. Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Каждый родитель сам выбирает, как питаться его ребёнку.

Главная задача питания – получение всех необходимых питательных веществ для роста и развития детей.

В детстве ребёнку важно получать кальций, жирные кислоты для развития головного мозга, минеральные вещества, железо, витамины, участвующие в процессах метаболизма, в том числе витамины группы B.

Гарантирует ли веганство получение всего этого перечня? Ответ на этот вопрос дискуссионный. В данном случае родитель берёт на себя всю ответственность за здоровье ребёнка и должен полностью осознавать, что в его обязанности входит поиск всех путей для предоставления растущему организму необходимых веществ.

Несмотря на всё вышесказанное, привитый с детства ЗОЖ не гарантирует того, что взрослый человек будет его придерживаться. Может произойти такое, что человек пресытиться и в будущем пойдёт в обратную.

Но в моей практике встречались примеры людей, которые с детства и по сей день соблюдают ЗОЖ.

Сложно говорить за всех, но есть много примеров, подтверждающих то, что детские привычки переносятся и во взрослую жизнь.

Ренат Хайров, сосудистый хирург, флеболог, врач первой категории, веган

Питание веганов или строгих вегетарианцев по-научному называется цельный растительный рацион, и в нём нет каких-либо ограничений ни по калориям, ни по макро- и микронутриентам. В основе цельного растительного рациона лежит употребление цельных злаков, бобов, свежей зелени и овощей, фруктов, ягод, орехов и семян.

Медицинские ассоциации США, Канады, Австралии, педиатры Италии согласились с тем, что растительный рацион полностью подходит для детей всех возрастов, начиная с младенчества, при условии что он сбалансирован, то есть каждый день в меню ребёнка включены все основные группы растительных продуктов.

Важным моментом следует приём витамина В12 и витамина D3 в виде добавок, поскольку в условиях города люди часто испытывают дефицит этих витаминов.

7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Что касается вредной еды в целом, то если родитель хочет с самого детства приучать ребёнка к здоровому питанию, то самим родителям нужно подавать ему пример. Если отец ест пельмени, глупо ждать от ребёнка понимания пользы фасоли с салатом.

В этом отношении смысла воспитывать детей нет, ведь они всегда берут пример с родителей, в том числе в вопросах выбора еды. Важно регулярно вести диалоги с ребёнком, объяснять, почему питание в его семье отличается от того, что едят другие дети. Мой ребёнок с удивлением смотрит на детей, уплетающих неполезную пищу.

Он тоже любит сладкое, но может вовремя остановиться, поскольку знает, что это вредно для здоровья.

Обучение ребёнка азам здорового питания – планомерный процесс. Каждый день нужно вести беседы и объяснять, чем полезны конкретные овощи и фрукты. На моей практике дети очень быстро привыкают есть сочные фрукты и каши.

Если ребёнок не хочет есть определённые овощи и бобовые, то их можно замаскировать в разнообразных блюдах – благо их сейчас очень много. В рационе важно убрать вредные продукты и сладкое, но также важно предложить вкусную альтернативу.

Большинству мам не составит труда получить новые кулинарные навыки и освоить пять – семь базовых рецептов ради здоровья своего ребёнка.

На мой взгляд, если приучить ребенка с детства питаться правильно, то в будущем он будет придерживаться привычек ЗОЖ. А начать питаться «сорной пищей», употреблять алкоголь или курить выше вероятность у тех людей, в чьём детстве имеет место соответствующий пример поведения.

Консультация на тему: Как приучить дошкольника вести здоровый образ жизни | Образовательная социальная сеть

  • Консультация для воспитателей
  • Здоровье и мы! Как приучить дошкольников вести
  •  здоровый образ жизни

Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье.

Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост.

Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.

  1. Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.
  2. Опыт многих детских садов и школ показывает, что систематические комплексные мероприятия по приобщению детей к основам здорового образа жизни дают
  3. Что дошкольник должен знать о своем здоровье?
  4. Приступая к знакомству детей с понятием «здоровье», нужно четко представлять себе, что здоровье для дошкольников начинается с познания своего тела и воспитания у них элементарных культурно-гигиенических навыков, а затем охраны своего тела.
Читайте также:  Почему ребенок ломает игрушки: как реагировать родителям

Самой главной задачей является не только дать детям знания о здоровье.Наиглавнейшей задачей в дошкольном возрасте было и остается ВОСПИТАТЬ у малышей потребность быть здоровым, научить умению владеть собой и своим телом.

Ребенок 3–х лет (в детском саду вторая младшая группа)

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1.Познакомить ребенка с самим собой и детьми из группы.

Это значит, что ребенок должен знать и отвечать на вопрос, как его зовут, сколько ему лет (малыши любят показывать на пальчиках), называть свой пол – мальчик или девочка, через образец взрослого знать свои индивидуальные особенности – цвет волос и глаз, сколько и какие пальчики на руке (для этого используйте потешки) и т.д.

2. Знакомить со своим телом.

Ребенку надо объяснить, что его тело состоит из множества клеточек. Клеточки надо поить чистой водой, кормить полезной пищей и ухаживать за ними. Тело состоит из рук и ног, туловища и головы. На руках и ногах есть пальцы. Все они имеют свое название. На голове есть глаза, уши, рот, нос и волосы. Все они имеют свое назначение.

Расскажите об этом детям. Используйте кукол или любимых игрушек-зверушек. Покажите малышу, что произойдет, если заболит глазик (не видит), заболит ушко ( не слышит), заболит носик ( не дышит) и т.д.

3.Научить культуре гигиены.

С трехлетнего возраста научите ребенка чистить зубы, выполаскивать рот и горло, причесываться, следить за своим внешним видом.

С трехлетнего возраста учите ребенка пользоваться носовым платком. Им можно вытирать глаза и в него можно сморкаться.

Учите ребенка смело и открыто выражать эмоциональные состояния: радость, удивление, страх. Показывайте на своем примере или на примере окружающих эти состояния, называйте их и поощряйте у ребенка проявлению.

Помните! Все последующие проблемы возможны из-за «зажимов» именно в этом возрасте.

4.Научить быть осторожным.

Познакомьте малыша с опасными предметами (нож, ножницы, вилка, карандаш, кисточка). И опять на конкретных примерах и любимых игрушках покажите и расскажите, что произойдет с малышом, если он сделает неправильно: ему будет больно, плохо.

Ребенок 4-5 лет (в детском саду – средняя группа).

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1. Познакомить с собой.

Расскажите ребенку, кто такой человек и чем он отличается от животных. Помогите ребенку увидеть сходства и различия друг друга. Научите ребенка оценивать себя.

2. Познакомить со своим телом.

Ребенок может знать и называть все части тела, знать их назначение.

Взрослые учат ребенка содержать тело в чистоте без напоминания взрослых. (придумайте свои мотивы этого). Вы, конечно, помните, что самые лучшие ваши помощники в этом – любимые игрушки ребенка. Что будет, если мишка не почистит зубы (флюс –надуется вся щека и будет болеть) или кукла не помоет ножки (амбре- плохой запах).

3. Научить культуре гигиены

Ребенок должен знать и понимать, почему он пользуется ИНДИВИДУАЛЬНЫМ полотенцем, расческой, зубной щеткой, носовым платком. Пришла пора рассказать о микробах. Полезные — есть на всем нашем теле, а опасные — на всех предметах вокруг. Полезные нас защищают, а опасные нас заражают болезнями.

Поэтому дети носят только СВОЮ одежду и обувь, пьют из своего стакана, при чихании и кашле – закрывать нос и рот носовым платком или ладошкой, едят только мытые и чистые фрукты и овощи, сидят на расстоянии 1, 5-2 метра от телевизора, говорят тихим спокойным голосом, рассматривают книги и картинки сидя, а лежа – отдыхают или спят.

Обратите внимание! Ни одного запрета, ни одной частицы НЕ. В этом возрасте, да , наверное, и всегда – запретный плод ох как сладок!

Теперь пришла пора научить ребенка понимать эмоциональные состояния других людей: удовольствие, радость, страх. Лучший пример – родители и любимые игрушки.

От чего родители и любимые получают именно такие состояния, показывайте и рассказывайте. Превратите это в замечательную привычку — рассказывать, что вы чувствуете в конкретной ситуации.

Знаете, как это пригодится вам и вашим детям в самом ближайшем будущем.

4.Учите быть осторожным.

Пришла пора трудиться. Учите ребенка пользоваться опасными предметами: иголками, спицами, граблями, лопатой и расскажите ребенку про правила их хранения (почему иголка дружит с ниткой, почему на грубли наступают дважды…)

Расскажите, почему нельзя забираться на высокие предметы и покажите реальные картинки травмированных детей. Очень красочно опишите те чувства, которые испытал «переломанный» ребенок. Как бы вы не любили животных, научите ребенка НЕ трогать чужих собак и кошек.

Электричество – это наука. Популярно расскажите про розетку, ее пользу и опасность.

Чье лекарство можно пробовать? Можно пробовать только свою микстуру. Это такое табу, которое даже в подростковом возрасте поможет сто раз подумать, прежде чем попробовать.

  • Летом покажите опасные ягоды, растения, которые нельзя есть.
  • Ребенок 5-6 лет (в детском саду старшая группа)
  • Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1. Познакомить ребенка с собой.

Пришла пора купить большой красивый альбом или тетрадь и вместе с ребенком оформить-составить паспорт здоровья.

В нем могут быть такие странички –фамилия, имя, отчество, возраст, дата рождения, вес, рост, пол, цвет глаз и волос, интересы, любимая и нелюбимая еда, лучшие друзья, любимые игрушки-игры, любимые животные, ярко выраженные поступки (помог бабушке подмести пол, помог папе – держал отвертки, помогла маме- чистила морковку)

2. Учите охранять свое тело и здоровье.

К пяти годам ребенок знает и понимает, что существуют разные болезни и симптомы их проявлений.

Расскажите ребенку о простуде и способах ее проявлений (насморк, кашель, герпес, головная боль, першение в горле..), а также о том, как с ней справится, как предупредить простуду.

Существуют разные способы и ребенок должен знать о них. Первое – одежда. Одеваться надо по погоде, чтобы было не жарко-не холодно.

Простуда любит переохлаждение, мокрые ноги, перегрев.

Простуда боится полезную пищу – лук, чеснок, мед, малиновое варенье, картофель на пару, баню. Простуда боится закаливания.

Закаливание начинается с рождения ( открытая форточка, хождение босиком, закатывание рукавчиков, мытье рук теплой- прохладной водой, летом – хождение босиком, полоскание горлышка…). Вы сами знаете! А учите этому своего ребенка?

Настала пора, рассказать и показать способы оказания первой доврачебной помощи. Ушиб любит холод, поэтому его надо быстро «заморозить» подручными средствами. Царапина любит чистоту, поэтому промыть чистой водой, потом смазать зеленкой или йодом, можно приложить чистый подорожник или чистый носовой платок.

3. Учите культуре гигиены.

Повторение – мать учения. Поэтому, закрепляйте те навыки, которые ребенок приобрел ранее.

Предупрежден — значит вооружен. Вооружите ребенка знаниями о том, как себя вести, если в доме или детском саду есть больные гриппом или ангиной. (Что за болезни, как проявляются, для чего нужны средства индивидуальной защиты.)

4. Учите понимать состояния.

Продолжайте ребенка учить понимать свое состояние. Побеседуйте с ребенком о том, что у него есть пять чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Все они важны, проявляются по-разному и имеют разное назначение.

Дети этого возраста готовы к закладке первых кирпичиков в фундаменте нравственного здоровья. Учите детей сочувствовать, определять состояние человека по лицу, по жестам, речи.

5. Учите ребенка быть осторожным.

Вот и пришла пора рассказать ребенку, что такое экстренный случай и как позвать на помощь. Для этого научите ребенка пользоваться телефоном- обращаясь за помощь надо назвать свои фамилию, имя, адрес, номер телефона, рассказать, что именно случилось, где ребенок находится.

  1. Ребенок должен знать, что «болтун — находка для шпиона», поэтому незнакомым людям лишнего рассказывать не надо.
  2. Ребенок 6-7 лет (в детском саду подготовительная к школе группа)
  3. Задачи ознакомления с понятием «здоровье».

1.Учите ребенка знакомиться с собой.

Беседуйте с ребенком о том, что со временем все живые существа меняются внешне, меняются его поступки. За добрые поступки человека уважают, им гордятся.

2. Учите ребенка охранять свое тело и здоровье.

Пришла пора познакомить ребенка с витаминами: что это и для чего они нужны, например,

А — есть в морковке и масле.( полезен для глаз.)

С – есть в смородине, яблоках, луке,.(полезен для всего организма)

В – есть в черном хлебе, бобовых и зерновых ( защищают нервные клетки, снимают усталость, предохраняют от нервных расстройств. )

Расскажите ребенку о полезной пище и вкусных продуктах. (может быть, вы станете дегустаторами на некоторое время?)

  • Научите использовать первые приемы доврачебной помощи:
  • Укус комара, пчелы – 1 столовая ложка соли на стакан воды и прикладывать к больному месту, растереть свежесрезанной долькой чеснока =супер!
  • Ушиб – сегодня холод, завтра – тепло.
  • Замерзшая кожа — нежная и ранимая, не растирать.

4. Учите понимать ребенка его состояния.

А для этого поощряйте рассказывать вам и вы рассказывайте о том, что чувствуете в те или иные моменты. Ребенок может рассказать воспитателю о состоянии своего здоровья.

Читайте также:  Желтушка у новорожденных: причины, симптомы, лечение и последствия после желтухи

Учите понимать состояние человека через его изображения (фото, рисунок, пантомима)

5. Учите ребенка быть осторожным.

  1. Ребенок должен знать, что надо делать при пожаре,
  2. Как вести себя на улице,
  3. Как вести себя во дворе,
  4. Как вести себя в лесу.
  5. Методы и приемы взаимодействия с детьми
  6. Немаловажным фактором в приучении к здоровому образу жизни играют методы и приемы взаимодействия с детьми.
  7. Какие приемы наиболее эффективны в данной работе.

Педагогии и психологи рекомендуют использовать приемы, которые действуют на органы чувств: наглядные, практические, словесные. Словесные методы — беседы, чтение, рассказ, пояснение, поощрение, восхищение — присутствуют в любом другом методе. Слово — помогает детям соотнести и понять, что и как надо сделать.

Большое значение в формировании понятия «здоровье» и здорового образа жизни имеют предметы домашнего обихода, продукты питания. Прекрасно, что ребенок хорошо их знает.

Немаловажно для успеха в этом деле, не столько заранее спланированные и организованные беседы и рассказы о чем-то, сколько от умело использованных, спонтанно возникающих педагогических ситуациях, в которых дети могут наблюдать, сравнивать, использовать в качестве примера.

Обратите внимание, что все действия взрослые словесно комментируют, обращая внимание на те эмоциональные состояния, которые они вызывают.

— «Какие чистые ручки! Для организма это полезно, а мне и другим людям на тебя приятно смотреть».

Это будет побуждать ребенка сравнивать себя, свое поведение, свои умения, свои состояния с образцом.

У детей в качестве образца может выступать взрослый. Важно то, чем меньше ребенок, тем больше положительных оценок он должен слышать и оценка должна как бы предопределяющей и, конечно, доброжелательной.

-«Сейчас ты умоешься и станешь красивым и здоровым. Мне будет так приятно видеть тебя и твое радостное лицо».

При объяснении новых понятий важно рассказывать и показывать ребенку приемы ухаживания за своим телом (причесаться, почистить зубы, помыть руки)и организовывать ситуацию, в которой ребенок сможет поупражняться, потрогать, попробовать. Такие упражнения должны быть систематическими, чтобы выработать у ребенка автоматизированный навык, т.е. привычку. Психологи утверждают, что некоторым детям достаточно 5 повторов, а другим 15-17 .

Особое место в дошкольном возрасте занимают игры, потому что это та среда, в которой дети развиваются как бы в комфортных условиях и именно игры способствуют развитию положительных эмоций детей.

Эмоциональное воздействие взрослых: образное изложение, яркие примеры, музыкальное сопровождение, чтение стихов, потешек, использование к месту пословиц, поговорок, загадок — всё это помогает ребенку легко и радостно усвоить новые знания и сформировать желательные умения и навыки.

Можно применять один из любимых видов деятельности детей – рисование. Когда ребенок уже знаком с понятием, можно его закрепить с помощью рисования. Можно предложить ребенку следующие темы для рисования:

  • -Нарисуй себя.
  • -Нарисуй веселого (грустного) человечка.
  • -Нарисуй добро(здоровье), как ты его себе представляешь.
  • -Нарисуй полезную пищу.
  • -Нарисуй предметы, которые опасны для здоровья.

Большое влияние на воспитание культурно-гигиенических навыков оказывает не только специально организованные занятия, педагогические ситуации, но и окружающая внешняя среда. Самое убедительное объяснение теряет свою воспитательную ценность, если взрослый делает отступления от правил.

Для трехлетних детей важными в воспитательном плане остаются игры-забавы, игры-развлечения, связанные с собственным телом (с пальчиками, с лицом, с конечностями). Дети этого возраста легче воспринимают рассказ взрослого, чем чтение. По времени такие игры занимают не больше 10-15 минут.

Для детей четырехлетнего возраста также важны игровые методы и приемы, по длительности до 15-20 минут.

Для старших дошкольников интересны беседы, рассказы, рассматривание картинок и иллюстраций, рисование, сравнения, дидактические игры. По времени до 30 минут.

Здоровый образ жизни — с чего он состоит и как приучить к нему ребенка

Приучать ребенка к здоровому образу жизни должен каждый родитель и лучше єто делать как можно раньше, с самого раннего возраста.

Под «здоровым образом жизни» понимают комплекс ежедневных мероприятий, включающих в себя рациональное, сбалансированное питание малыша, регулярное занятие спортом и физическими нагрузками, а также полноценный и здоровый сон.

Чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни, необходимо чтобы этих же принципов придерживались и родители. Это важно, поскольку каждый ребенок берет пример с родителей и старается им подражать. Прекрасно, если родители занимаются спортом вместе с ребенком — совместные занятия увлекают детей.

Старайтесь чаще выходить с ребенком на прогулки на свежий воздух, поиграть в активные игры или покататься на велосипеде, а в выходные — сходить в лес или к озеру. Взрослым свежий воздух тоже пойдет только на пользу. Прогулки на свежем воздухе учшают аппетит и сон. 

Следите за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня — это дисциплинирует малыша и помогает ему все успевать. Важно предусмотреть, чтобы ребенок в течение дня достаточно двигался.

Занимайтесь всей семьей закаливанием. Закаливание укрепляет иммунитет ребенка и взрослых, поднимает настроение и улучшает самочувствие.

Запишите Вашего малыша в спортивную секцию. Предложите ребенку выбрать ту спортивную секцию, которая ему больше всего по душе.

Также объясните ему, как много друзей он найдет там и как там будет интересно. Главное, чтобы ребенок сам выбрал, чем он хочет заниматься.

Не важно, что это будет — танцы, плаванье или занятие каким-то видом борьбы, самое важное – чтобы это нравилось малышу.

Старайтесь, чтобы на Вашем столе были только полезные продукты и здоровая пища.

Исключите из рациона семьи вредные продукты, к примеру, газированные напитки, чипсы, фаст-фуд, шоколадные батончики, а также ограничьте жирное, жареное и копченое.

Следите за объемом пищи, который кушает малыш, и не допускайте переедания. Не приучайте ребенка к вредной прывычке есть перед телевизором — это отрицательно сказывается на пищеварении и приводит к перееданию.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени возле телевизора или компьютера.

Безусловно, приучение ребенка к здоровому образу жизни не является легкой задачей, но это стоит усилий, поскольку от этого зависит здоровье и самочувствие ребенка. Приучив ребенка к здоровому образу жизни, Вы сможете укрепить его здоровье и избежать многих заболеваний.

Понравилась данная статья?

Поделитесь ей с Вашими друзьями

Как приучить ребенка к здоровому образу жизни

Становясь родителями, мы берем на себя много обязательств. Нужно понимать, как воспитывать малыша, чтобы он вырос счастливым и не оброс психологическими комплексами, стараемся дать ему разностороннее развитие, окружать любовью и заботой. Любой родитель хочет, чтобы его чадо выросло здоровым, но не все знают, что для этого нужно.

К сожалению, многие педиатры некомпетенты в вопросах здорового питания и рекомендуют «по старинке» допаивать грудничков водой, вводить прикорм в 5 месяцев, а на взрослый стол переводить с года.

На этом часто их рекомендации заканчиваются, и родителям остается или пустить все на самотек, или самим искать информацию о том, как привить ребенку привычку вести здоровый образ жизни.

Почему это важно?

В детстве закладывается фундамент здоровья, иммунитета. Поэтому если начать кормить малыша сосисками, а в три года уже познакомить с чипсами, то есть вероятность, что ребенок, когда подрастет, столкнется с аллергиями, заболеваниями пищеварения и ослабленным иммунитетом.

Кроме того, неправильный образ жизни может привести к образованию лишнего веса, развитию диабета типа 2, повышенному давлению. Какой родитель захочет разрушать здоровье своего ребенка? Поэтому очень важно следить за образом жизни питания своего ребенка.

Даже если в подростковом возрасте он пройдет через неизбежный период вредных привычек и фаст-фуда, его организму будет проще справить с нагрузкой.

Пример заразителен

В первую очередь родители должны начать с себя. Нельзя приучить ребенка к овощам, приготовленным на пару, если мама с папой питаются чем-то жареным и залитым майонезом. Ребенок не имеет собственного опыта, поэтому впитывает привычки родителей.

Так что если вам хочется, чтобы малыш научился выбирать здоровую пищу и делать зарядку, только своим примером можно этого добиться. Сделайте утреннюю зарядку семейным ритуалом, когда ребенку будет год или два. Пусть она будет короткой, но регулярной. Гуляйте всей семьей, играйте в активные игры.

Измените свой рацион, чтобы ребенок видел, что вы заботитесь о своем здоровье.

Следите, чтобы в вашем рационе было много овощей, фруктов, круп. Выбирайте нежирное мясо, исключите сосиски и колбасы. Сделайте выбор в пользу натуральных йогуртов, а не «химических» десертов.

Не забывайте о воде. Именно вода лучше всего утоляет жажду. Можно варить несладкие компоты, для детей существуют натуральные травяные чаи. Не приучайте ребенка к сладким газированным напиткам, они разрушают зубы и вредят органам пищеварительной системы.

Для перекусов между приемами пищи ребенку лучше всего предлагать кусочки фруктов, овощей, йогурт, орехи (когда уже позволяет возраст). Внимательно читайте состав детского печенья. Чем меньше в нем консервантов, красителей, ароматизаторов и сахара, тем лучше. Во многих супермаркетах существует стойка диетического или здорового питания, где в числе прочего продаются и детские «закуски».

Вместе в движении

При любой возможности ходите пешком вместе с ребенком. Пройдите пару остановок из школы, прогуляйтесь по парку, поиграйте в туристов в той части города, где редко бываете.

В выходные не валяйтесь перед телевизором, а выбирайтесь всей семьей в зоопарк, на пляж, покатайтесь на велосипедах, или просто попиннайте вместе мяч во дворе. Это будет полезно не только в качестве спортивных занятий, но и сплотит семью.

Если у вас есть собака несколько раз в неделю устраивайте длинные совместные прогулки.

Запишите ребенка в спортивную секцию, которая ему по душе. Поощряйте любой интерес к активным играм и уменьшайте количество времени, проведенного за компьютером или перед телевизором.

Только родители могут приучить ребенка заботиться о своем здоровье, научить, что здоровое питание и спорт — это не скучно, а интересно и полезно.

ИСТОЧНИК — Студия Счастья http://www.happylife-studio.ru/#!Как-приучить-ребенка-к-здоровому-образу-жизни/c17hf/BD659869-A592-46C5-A7C4-1CCB9024E3D5

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *