Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

В России наиболее часто используется понятие буллинга как синоним школьной травли. Различают также термин моббинг (от англ. mob— толпа), когда агрессорами являются несколько человек.

  • Виды буллинга:
  • Психологическое насилие: издевательства, обидные шутки, оскорбления, угрозы, унижение, социальная изоляция (например, бойкот), оказание психологического давления, распространение слухов и др.
  • Физическое насилие: избиение, жестокое обращение, порча имущества.

Каковы причины буллинга? Часто ситуации буллинга возникают вследствие целой совокупности факторов. И все же, даже при наличии многих факторов непосредственно буллинга может не быть. Тем не менее, давайте рассмотрим факторы, которые увеличивают вероятность травли:

Искусственно собранная группа. Сами дети не выбирали оказаться в данной группе, а также не могут добровольно из нее выйти. Группа не отвечает интересам ребенка, ребенок сам не выбирает деятельность.

Буллинг мало вероятен в ситуации, например, кружка по интересам или даже дворовой компании, ведь ребенок занят тем, что интересно ему, и может в любой момент покинуть группу.

То есть практически все школьные коллективы оказываются так или иначе в зоне риска.

Позиция педагога. Чаще всего травля зарождается на глазах педагогов. По какой-то причине педагоги не пресекают детскую жестокость, а, возможно, и неосознанно в чем-то поддерживают издевательства над, например, неудобным ребенком, ситуация продолжает набирать обороты.

«Некомфортно в группе». Часто буллинг начинается в группах, в которых недостаточно механизмов для регулирования правил. Кому-то из детей необходимо чувствовать свое влияние на группу, отслеживать свой статус в группе, кому-то важно, чтобы были понятно, что происходит и какая-то предсказуемость.

Насилие в семье агрессора. Ребенок, который в своей семье оказывается «под ударом», находится в стрессовой ситуации.

Часто дети, которые оказываются агрессорами и причиняют боль другим — в своей семье терпят насилие и унижение.

И в группе проявляют свою силу и возможности так, как умеют — проявляют насилие к другим и становятся, пусть на время, на более сильную позицию, в которой они могут что-то решать.

Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет. 8-е издание, дополненное

«Буквограмма» — комплексная современная развивающая методика, разработанная известным отечественным педагогом С. Ю. Шишковой. «Буквограмма» опробована тысячами родителей и воспитателей. Книга поможет вам обеспечить всестороннее развитие вашего ребенка, подготовить его к школе, в игровой форме усовершенствовать устную и письменную речь.

Вы ищете проверенное пособие, которое поможет вашему ребенку быстро развить навыки чтения и письма? Десятки тысяч родителей уже воспользовались удивительной методикой, которая получила название «Буквограмма»! И она действительно помогла: дети не только быстро освоили навыки чтения, но и полюбили это занятие! Эта книга поможет родителям, воспитателям, учителям и логопедам решить очень важные проблемы в развитии ребенка: повысить грамотность письма, увеличить скорость и усовершенствовать технику чтения путем развития пространственной ориентации, пространственного мышления ребенка. Книга выдержала несколько переизданий, и сейчас вы держите в руках самый новый вариант, дополненный интересным и содержательным практическим материалом в виде упражнений и занятий.

Купить

Кто подвержен буллингу? Мифы про буллинг

В обсуждении ситуации буллинга есть большой соблазн начать обсуждать «жертву» буллинга: что с ней/ним не так, и как сделать так, чтобы он/она поменяла свое поведение. На это направлены житейские советы: «не обращай внимания», «больше улыбайся», «похудей» и т.

д. К сожалению, по опыту работы, этот подход в коррекции ситуации оказывается не только неполезным, но и вредным. Вместо того, чтобы обсуждать особенности жертвы, стоит переключиться на ситуацию в группе, а также на недопустимость жестокого обращения /террора.

Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок. Ребенок с одними и теми же особенностями в одной группе будет подвергаться травле, а в другой — нет. Более того, дети, которые в классе становятся обидчиком и жертвой, в другой обстановке (например, в отсутствии других членов группы) могут мирно общаться. Травля — это групповой системный процесс.

Также при работе с буллингом стоит помнить, что буллинг — это не конфликт между детьми. В конфликте есть две стороны, которые не смогли договориться, не умеют общаться и проч. В ситуации буллинга недопустимые действия направлены только на «жертву».

Распространенный миф — что от буллинга страдает только «бедная жертва». Это не так, и в результате многочисленных исследований было показано, что психологическую травму могут получить и свидетели травли, и активные обидчики.

Пути профилактики и преодоления буллинга. Общие рекомендации.

Обычно, когда педагоги начинают беспокоиться о ситуации, начинаются поиски профилактических мер. Однако важно понять, на какой стадии развития буллинга находится ситуация, т.к. меры профилактики могут быть бесполезны, а также вредны для ситуации травли.

Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Как ходить в школу с удовольствием

Новая книга серии «Каждый ребенок желает знать» «Как ходить в школу с удовольствием» для младших и средних школьников, а также их родителей. Текст украшают и дополняют замечательные современные и веселые рисунки художника Муси Кудрявцевой.

Эта книга — о школе! Она расскажет: • Зачем ходить в школу? • Что самое главное в учебе? • Как не бояться неудач и победить лень? • Что делать, когда трудно? • Как научиться прилагать усилия и воспитать в себе чувство ответственности? • Как общаться с одноклассниками? В своей новой книге известный семейный психолог Ирина Чеснова предлагает поговорить обо всем, что связано со школой: что самое главное в учебе, как не бояться неудач, победить лень и воспитать в себе чувство ответственности. Книга развеет страхи и подскажет, как выстроить хорошие отношения с учителями и одноклассниками. Научит прилагать усилия, верить в себя и не сдаваться, когда трудно. Для младших и средних школьников.

Купить

Что может быть эффективной профилактикой буллинга?

Для того, чтобы заниматься профилактикой буллинга, достаточно того, что у вас есть учебный класс. Вот какие способы можно использовать для улучшения атмосферы в классе:

Командообразование. Тренинг на командообразование может провести педагог, школьный психолог или приглашенный специалист.

Взрослый берет на себя ответственность и собирает группу, учит ребят кооперироваться для достижения общих целей.

Желания лидеров класса быть в центре внимания может быть реализовано безопасным и достойным способом, ребята во время занятий учатся слушать и поддерживать друг друга.

Работа с групповыми правилами. Это очень полезная работа для группы, ее можно проводить также в рамках тренинга.

Самое важное — что дети будут обсуждать, как можно друг с другом поступать, а как — нет, договариваться вместе. В моменты обсуждений у детей часто появляется своя точка зрения, они подбирают аргументы и т.д.

Для такого процесса нужен специальный ведущий, который сможет уделить внимание всем и не продвигать правила, которые нравятся ему.

Сопровождение новых детей, курирование «бывалыми» новичков. «Новички» часто поначалу чувствуют себя в группе некомфортно.

Если класс заинтересован, можно выделить сопровождающих для новых детей (можно даже из старших классов), или поделить роли.

Если дети берут на себя ответственность за какую-то область жизни класса (подтягивание отстающих в учебе, организаторов концертов и чаепитий и т.д.) — это также возможность реализовать способности ребенка.

Обсуждения с детьми. Ситуации, когда педагог предлагает детям высказаться, обсудить что-то также может быть полезно для участников. Можно обсуждать ситуации в классе, можно — какие-то мировые ситуации, а также можно смотреть и обсуждать мультфильмы, в том числе про буллинг.

Обсуждение ситуации буллинга, когда дети могут сами придумывать, что можно сделать в разных ситуациях, как они могут помочь другу и т.д.— это также является профилактикой.

Смущаться такого разговора не нужно, наоборот, дети чувствуют себя взрослее и боеле ответственными, когда обсуждают разные реальные ситуации.

Рекомендации для работы с травлей:

Реакция на травлю. Травля часто происходит с ведома педагога. Для «жертв» травли страшно и непонятно, когда есть взрослый, который не может повлиять на ситуацию, и защитить ребенка. Очень важно, что педагоги реагируют, говорят о недопустимости насилия, террора, в том числе словесного, и останавливают это.

Не стоит жалеть и заступаться за «жертву», призывать остальных к жалости — часто это усиливает ситуацию травли.

Не стоит также разбирать и обсуждать, что с «жертвой» не так. Даже если у ребенка есть какое-то особое поведение/привычки и проч. — когда дело доходит до ситуации травли дело не в этом, а в насилии, которое совершается в отношении ребенка в школе. И даже перемены привычек эту ситуацию, в большинстве случае, могут не поменять. Дети могут не дружить, но не должны травить друг друга.

Педагог должен выступить — это можно сделать по-разному — с идеей, что травля недопустима. Отказаться от того, чтобы считать травлю «нормальной», «так уж получилось», «ничего не поделаешь». Одна позиция педагога по этому вопросу значит для учеников оень много. Ценность этой позиции многократно возрастает в начальной школе.

Очень важно не нападать на агрессоров, не стыдить их за травлю. К сожалению, многие дети и сами не всегда понимают, что с ними происходит, когда они травят кого-то — это бывает малоосознаное поведение.

Вместо этого стоит вместе с классом придумать, как бороться с травлей, как сделать так, чтобы ее не было, потому что травля это неправильно и недопустимо.

В видеолекции Людмила Петрановская предлагает технологию обсуждения с детьми ситуации травли в классе, когда травля уже есть.

Поддержка позитивных изменений. Детям важно, когда взрослые реагируют. Позитивная обратная связь — это то, что может поддержать ребят на пути к желаемому результату.

Иногда педагоги предпочитают «не обращать внимание» на небольшие достижения, потому что это еще далеко от цели. Однако более эффективно замечать и даже праздновать небольшие успехи.

Это может быть чаепитие или игра по поводу того, что уже неделя/2 недели из класса ушла травля или что-то другое — на ваш выбор.

Когда острая фаза травли завершается, стоит подумать о том, что может поддержать класс, сделать его более дружным и тд. На этом этапе хорошо индивидуально работать с «жертвой» травли, чтобы поддержать, помочь пережить негативный опыт. Если буллинга в классе нет, это хорошая точка, чтобы вернуться на стадию профилактики и снова подумать о квестах, играх и т.д.

Буллинг в школе: как защитить ребенка от травли

Школа Монтессори

Приемы методики раннего развития детей, разработанные Марией Монтессори, получили широкое распространение. Согласно ее методике, каждый ребенок особенный. Он должен развиваться и обучаться в свободном пространстве при поддержке любящих взрослых.

Цель этой книги — показать различие между дошкольными и школьными группами, а также выявить потенциал начальной школы, работающей по системе Монтессори, и перспективы ее развития в нашей стране. Сегодня дошкольные группы Монтессори получили достаточное распространение в России.

Но родители, желающие продолжить образование своих детей по системе Монтессори, задают справедливый вопрос о начальной школе. Эта книга призвана показать различие между дошкольными и школьными группами, как определила сама М.

 Монтессори, а также выявить потенциал этой начальной школы, широко распространенной в мире, и перспективы ее развития в нашей стране. Предназначенная родителям и воспитателям, книга будет полезна преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Купить

Буллинг в школе – как бороться с травлей ⋆ MAXIMUM Блог

Согласно информагентству ТАСС, каждый третий российский ребёнок сталкивается с таким явлением как буллинг в школе, и лишь каждый десятый родитель знает об этом. Этой статистики достаточно, чтобы как минимум задуматься об этой проблеме и чуть лучше в ней разобраться.

Буллинг в школе: как защитить ребенка от травлиБуллинг — как с ним бороться?

Что
такое буллинг?

Буллинг – это агрессивная
травля одного из представителей группы другим её представителем, имеющая
постоянный характер.

Буллинг может проявляться как в
физической, так и психологической форме, а также обретать как открытый, так и
скрытный характер. Видами травли являются: угрозы, преследование, физическая
агрессия, оскорбление, негативная оценка, постоянное недоверие, порча имущества
и другое.

Обычно организовывается одним
или несколькими буллерами, занимающими лидерские позиции в данной социальной
группе. Также в группе могут быть свидетели – те, кто просто наблюдает со
стороны, не нанося прямого вреда, но и не защищая жертву.

Три основных особенностей буллинга:

  • Повторяемость,
  • Намеренность действий обидчика
  • Неравенство сил.

Если в этом описании вы увидели что-то знакомое, то это уже сигнал о возможной угрозе.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам

Когда
пора бить тревогу?

Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:

  1.  Инаковость. Кто-то просто отличается от других
    внешностью, акцентом и прочим.
  2.  Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
    после которых всё встаёт на свои места.
  3.  Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
    появляется «сильная» и «слабая» стороны.
  4.  Самозащита. На этой стадии жертва
    начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
    нарываться на конфликт).
  5.  Злоупотребление. «Сильная» сторона
    регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону.
  6.  Растущая
    неуверенность жертвы.
    Жертва боится рассказывать о травле и винит в
    происходящем себя.
  7.  Изоляция
    жертвы.
    Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
    окружающим всё сложнее увидеть буллинг.
  8.  Длительный
    стресс.
    Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
    развивается хронический стресс.
  9.  Исключение
    жертвы из сообщества.
    Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
    (например, одноклассника из класса).
  10. Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
    проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
    мысли о суициде.

Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.

Как бороться с буллингом в школе?

Для начала стоит со всей серьёзностью отнестись к этому вопросу. Не стоит воспринимать буллинг в школе как простую детскую шалость, ведь иногда травля может привести к самым страшным последствиям – например, убийству или самоубийству.

Тем,
кого травят

Как НЕ НАДО делать:

  • Агрессивно спорить или отвечать тем же;
  • Угрожать буллеру;
  • Делать вид, что тебе всё равно или что тебе
    смешно, когда это не так;
  • Убегать, прятаться, плакать, жаловаться.

Как НАДО делать:

  • Спокойно пожать плечами и улыбнуться;
  • Задать встречный вопрос («Ты так думаешь?»);
  • Согласиться («Да, у меня есть недостатки, я и
    сам(а) о них знаю»);
  • Разрешить так думать («Это твоё мнение»).

Важнее всего понять, что слова и поступки буллера никак не меняют жертву буллинга и что равнодушное отношение к попыткам травли – то, что поставит буллера в ступор.

Буллинг: как остановить травлю

Родителям, чьи дети столкнулись с буллингом в школе

В первую очередь поговорить с
психологами и учителями.
К ним можно обратиться прямо в школе или в НКО.
Главное – донести, что это общая проблема, которую вы хотели бы решить, а не
предъявлять претензии.

Если разговоры не помогут и школа не сможет защитить ребенка от травли, можно подать иск в суд. Используйте Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Часть 2, Статья 5.57).

При физическом насилии
необходимо:

  • Перестать водить ребёнка в учебное заведение;
  • Собирать доказательства (справки о здоровье,
    испорченные вещи, скриншоты переписок и так далее);
  • Написать заявление в полицию прокуратуру;
  • Обратиться к чиновникам (местное Управление
    образования, Рособрнадзор, Уполномоченный по правам ребёнка);
  • Привлечь внимание общественности.

Совсем не лишним будет прислушаться к советам экспертов и обратиться к ним за помощью. Не все проблемы можно решить самостоятельно. Например, активисты АНО «БО «Журавлик» создали антибуллинговую программу для школ «Травли.Net». На сайте организации можно найти подробные инструкции по борьбе с буллингом для детей и для родителей.

Реальные истории буллинга в школе и борьбы с ним

Мы создали небольшой опрос и
удивились, насколько распространён буллинг. Почитайте истории школьников –
возможно, одна из них поможет вам прекратить травлю!

Ася:

Травили из-за большого лба! Выход – изменение своего восприятия красоты, работа с самооценкой и выработка умения не тратить эмоциональный ресурс на глупых людей. А вообще, самое лучшее средство от «глупой» травли – взросление, потому что у обеих сторон прибавляется ума.

Кстати, если нужно бороться с травлей здесь и сейчас в определенной ситуации, то лично для меня самый лучший способ такой: вместо того, чтобы проявлять стеснительность/обиду/молчать, или нападать в ответ, или, как советуют некоторые, смеяться вместе с агрессором, можно попробовать прямо и спокойно сказать человеку: «Это обидно/это меня задевает/мне неприятно такое слышать/не говори так, пожалуйста, это меня расстраивает». 

Короче, фишка в том, что этих чувств агрессор и добивается, поэтому такой ответ может поставить его в тупик.

Дима А.:

Я бы не сказал, что мне сильно досталось от буллинга — обходилось без рукоприкладства. Но всё равно рану оставило — издевки, подколы и подобное. Боролся, просто начав гуглить ответы на свои вопросы.

Именно это помогло мне обрести уверенность и противостоять обидам. Через пару лет, перестав реагировать на оскорбления и шутить над ними, я получил авторитет в классе, и позже моё слово стало иметь вес. Возможно, мне удалось преодолеть травлю потому, что люди сами выросли.

Ольга К.:

В седьмом классе на лабораторной работе по физике разбила мерный цилиндр. И то потому, что подставка была деформирована. Учитель сказал, что я бездарная, бестолковая и безрукая. При всем классе заставил все убирать. Сказал принести два цилиндра в качестве наказания.

Я гордо и молча принесла четыре на следующий день. Он извинился, но тихо и на перемене.

Осадок и всплывающие «бездарная, бестолковая, безрукая» во время неудач остались до сих пор, а ведь давно не школьница… В такие моменты я сдерживаю себя от самобичевания.

Говорю себе, что жестокость и непедагогичное поведение этого человека – следствие узости мышления и тупости, и не имеет ко мне никакого отношения, уж тем более не говорит о моих профессиональных качествах и «безрукости».

Владислав К.:

Начал рофлить тех, кто рофлил меня, и перестал реагировать на их шутки сердечно.

Таня К.:

В нашей школе достаточно много людей, которые не могут самоутвердиться за счёт своих знаний, поэтому самоутверждаются за счёт унижения своих сверстников. Многие советуют просто не обращать внимания на оскорбления, однако не всегда такое поведение остановит обидчика. В моём случае это не помогло.

Если нельзя просто молчать, надо действовать. Но как? Точно нельзя отвечать им в их же манере.»Если на вас лает собака, вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете рычать на неё», – слова, которые стоит запомнить навсегда.

Я поступила следующим образом: когда мои обидчики в очередной раз пытались оскорбить меня, я молча выслушивала всё, что они хотели мне сказать, а затем просто задавала вопрос: «Зачем ты это сказал?».

После этого обидчики теряются в мыслях, вряд ли у них будет достойный ответ. Если инцидент повторится, поступить стоит так же.

Со временем человек поймёт, что вы уверены в себе, и перестанет самоутверждаться за ваш счёт.

Даниил М.:

Были хамство и угрозы со стороны учителя. Примерно такие: «Да откуда ты такой взялся? Будешь рот открывать, выгонят за оценки».

Видимо, она чувствовала свою безнаказанность. Помогла запись диктофона. Ситуацию решили беседой с директором и администрацией школы.

Татьяна Я. (мама):

Третий год подряд в начале изучаемого курса детям в первой же четверти выставляют четвертные двойки. Потом дети только и слышат со всех сторон, что они двоечники и им ничего не светит.

В результате один ребенок, тихий и спокойный, перестал учиться вообще, а второй,  гордый, стал по отношению к учителям резким и агрессивным настолько, что они предпочитают уже его не задевать и мирно ставить тройку. Вот, кстати, и примеры удачного и неудачного сопротивления.

Мне пришлось обратиться к директору и в районный отдел образования. Кажется, что-то начало меняться. Но, возможно, это только кажется

Поскольку мы в силу некоторых причин не можем поменять школу, некоторые советуют пригрозить действиями по постановке под вопрос профессиональных качеств учителей.

Ольга Щ. (мама):

Сын пошел на карате. Все вопросы в школе быстро кончились.

И напоследок

Если вы столкнулись с буллингом в школе, вам нужно обратиться за помощью. Каждый день под гнетом страха и унижения ухудшает ваше душевное состояние, забирает силы и подрывает базовое доверие к людям. Вы в силах остановить это. Вы можете. Если вам плохо — не терпите.

Что делать, если ребёнка травят в школе

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону).

Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья.

Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

Читайте также:  Как объяснить ребенку 3-5 лет что такое ветер и почему он дует

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю».

Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель».

Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.
Читайте также:  Дюфалак для новорожденных (слабительное) - инструкция по применению

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

????

Как помочь детям справиться с буллингом – Развитие ребенка

По результатам различных опросов, большинство детей и подростков говорят о том, что в их школах существует буллинг (всевозможные издевательства, травля и запугивание).

Один такой школьный хулиган способен превратить в настоящий кошмар поход ребенка на автобусную остановку или его большую перемену в школе. Издевательства могут оставить глубокие эмоциональные шрамы на всю жизнь.

А в экстремальных ситуациях они могут завершиться угрозами насилия, порчи имущества или серьезными телесными травмами. Если ваш ребенок подвергается издевательствам, есть способы помочь ему справляться с ними на ежедневной основе и уменьшить их длительное воздействие.

И даже если издевательства не являются проблемой в вашем доме прямо сейчас, важно обсуждать такие вопросы, чтобы ребенок был готов ко всему.

Что такое буллинг?

Большинство детей в свое время дразнили родные братья, сестры или друзья. Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда. Но когда словесные подколки становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить. Буллинг (школьная травля) – это намеренное издевательство физическим, вербальным или психологическим способом. Оно может варьировать от ударов, толчков, брани, угроз и насмешек до вымогательства денег и ценного имущества. Некоторые дети издеваются, избегая, игнорируя других и распространяя о них неправдивые слухи. Другие используют электронную почту, чаты, мгновенные сообщения, социальные сети и текстовые сообщения, чтобы насмехаться над другими или обижать их чувства.

Очень важно принимать издевательства всерьез, а не просто отмахиваться от них, как от чего-то, что дети должны осилить сами. Последствия могут быть самыми серьезными, затрагивающими самооценку ребенка и его будущие личные взаимоотношения. В тяжелых случаях запугивания способствуют настоящим трагедиям, таким как стрельба в школах.

Почему одни дети издеваются над другими?

Дети издеваются друг над другом по целому ряду причин. Иногда они наседают на других детей, потому что им нужна жертва – кто-то, кто кажется эмоционально или физически слабее или просто ведет себя или выглядит не так, как все, – чтобы чувствовать себя более важным, авторитетным, популярным или уверенным в себе. Хотя некоторые хулиганы больше и сильнее своих «жертв», это не всегда так.

Иногда дети мучают других, потому что так уже поступали с ними. Они могут думать, что их поведение нормально, потому что в их семьях и окружении все регулярно злятся, кричат или обзываются. Некоторые популярные телешоу, кажется, даже способствуют подлости – людей выгоняют, избегают или высмеивают их внешний вид или отсутствие таланта.

  • Признаки издевательств
  • Помощь детям
  • Советы детям
  • Ключ к помощи детям в предоставление стратегий, которые научат их справляться с повседневными издевательствами, а также помогут восстановить детскую самооценку и вновь обрести чувство собственного достоинства.
  • Вот еще несколько стратегий для детей, которые могут помочь им улучшить ситуацию и свое самочувствие относительно происходящего:

Если ребенок не говорит вам о запугивании и издевательствах над собой или не носит на себе видимых последствий в виде синяков или травм, довольно трудно выяснить, происходит ли это с ним на самом деле. Но есть некоторые признаки. Родители могут заметить изменение в поведении ребенка, его беспокойство или отсутствие аппетита, сна, нежелание делать то, что раньше нравилось и приносило удовольствие. Когда ребенок выглядит унылым, огорченным и подавленным или расстраивается быстрее, чем обычно, или когда он начинает избегать определенных ситуаций, например, поездки в муниципальном (или школьном) автобусе, это тоже может быть признаком существующих по отношению к нему издевательств. Если вы подозреваете, что над ребенком издеваются, но он не хочет признаваться в этом, найдите возможность поднять этот вопрос окольными путями. Например, вы можете увидеть определенную ситуацию на ТВ-шоу и использовать ее в качестве начала разговора, спросив ребенка: «Что ты об этом думаешь?» или «Как ты думаешь, что нужно было сделать этому человеку?». Это может помочь вам в разговоре перейти к таким вопросам, как: «А ты когда-нибудь сталкивался с подобным?» или «Ты когда-нибудь испытывал такое?». Вы можете поговорить о своих схожих переживаниях в детском возрасте. Пусть ваши дети знают о том, что, если их запугивают, издеваются над ними, или они видят, как это происходит с кем-то еще, – нужно непременно поговорить об этом, с вами или другим взрослым (учителем, школьным психологом или другом семьи), братом и сестрой. Если ребенок рассказывает вам о хулигане, сосредоточьте внимание на комфорте и поддержке, неважно, насколько вы расстроены. Дети часто не хотят рассказывать взрослым о запугивании, потому что чувствуют себя оскорбленными и униженными или же беспокоятся о том, что родители будут очень переживать и волноваться. Иногда дети чувствуют, будто это их собственная вина, что если бы они выглядели или вели себя по-другому, то этого бы не произошло. Иногда они боятся, что, если хулиган узнает, что они кому-то все рассказали, будет еще хуже. Другие опасаются, что их родители не поверят им или не предпримут никаких действий в этом направлении. Или же дети переживают, что родители заставят их дать отпор хулигану, которого они боятся. Хвалите ребенка за то, что он набрался смелости поговорить об этом. Убедите его, что он не одинок – многие люди получают свою порцию издевательств в определенный момент. Подчеркните, что плохо поступает хулиган, а не сам ребенок. Убедите ребенка в том, что вы придумаете, как правильно поступить в этой ситуации, вместе учтете все тонкости. Иногда старший брат, сестра или друг могут помочь справиться с ситуацией. Вашей дочери может быть полезно услышать, как ее старшую сестру, которую она боготворит, дразнили из-за ее зубных брекетов, и как она справилась с этим. Старший брат или друг может также дать некоторое представление о том, что происходит в школе или там, где случаются издевательства, и поможет придумать лучшее решение. Примите всерьез то, когда ребенок говорит, что издевательства будут еще хуже, если задира узнает, что ваш ребенок рассказал о них. Иногда полезно обратиться к родителям хулигана. В других случаях стоит в первую очередь связаться с учителем или завучем. Если вы уже пробовали эти методы и все еще хотите поговорить с родителями ребенка-хулигана, сделайте это в официальных условиях, например, в присутствии завуча. Во многих странах есть законы и правила, касающиеся издевательств. Узнайте о подобных в вашем местном самоуправлении. В некоторых случаях, если у вас есть серьезные опасения по поводу безопасности вашего ребенка, вам, вероятно, потребуется обратиться в органы правопорядка. Может быть заманчивым предложить ребенку дать отпор задире. В конце концов, вы сердитесь, что ваш ребенок страдает, и, возможно, в детстве ваши родители советовали вам «постоять за себя», что вы успешно предприняли. И вы переживаете, что ваш ребенок все еще продолжает страдать от рук хулигана. Но важно посоветовать детям не отвечать на издевательства дракой или ответными издевательствами. Это может быстро перерасти в насилие, неприятности, травмировать кого-либо из них. Вместо этого лучше всего уйти от ситуации, пообщаться с другими детьми и рассказать о ситуации взрослым.

  • Избегай хулигана и находись в компании. Не заходи в туалет, если хулиган находится там, и не ходи в раздевалку, когда нет никого рядом. Постоянно находись в компании приятеля, чтобы не оставаться один на один с задирой. Находись в компании приятелей в транспорте (школьном автобусе), в коридорах или на перемене – везде, где можно встретить хулигана. Предложи то же самое своему другу.
  • Сдерживай гнев. Расстраиваться в связи с издевательствами естественно, но именно этого и добиваются хулиганы. Это заставляет их чувствовать себя сильнее. Старайся не реагировать плачем, не красней и не расстраивайся. Это требует большого количества тренировок, но это полезный навык отваживания хулигана. Иногда полезно практиковать стратегию приведения себя в полное равновесие, например, считать до десяти, записывать свои гневные слова на листе бумаги, делать глубокий вдох или просто уходить. Иногда нужно учить детей принимать непроницаемое выражение лица, пока они не избавятся от опасности (улыбка или смех могут провоцировать хулигана).
  • Действуй храбро, уходи и игнорируй хулигана. Твердо и четко скажи хулигану, чтобы он прекратил, а затем развернись и уйди. Старайся игнорировать обидные замечания, например, демонстрируй безразличие или притворись, что ты увлечен беседой по мобильному телефону. Игнорируя хулигана, ты показываешь, что он тебе безразличен. В конце концов, хулиган, вероятно, устанет доставать тебя.
  • Расскажи взрослым об издевательствах. Учителя, директор школы, родители могут помочь прекратить издевательства.
  • Рассказывай об этом. Поговори с кем-то, кому ты доверяешь, например, с завучем, учителем, братом, сестрой или другом. Они могут предложить некоторые полезные советы, и даже если они не могут исправить ситуацию, это поможет тебе почувствовать себя менее одиноким.
  • Устрани провокационные факторы. Если хулиган требует у тебя денег на обед, приноси обед с собой. Если он пытается отобрать твой музыкальный плеер, не носи его в школу.

Протяните руку помощи Дома вы можете снизить вред от издевательств. Учите детей общаться с такими друзьями, которые помогают развивать их уверенность в себе.

Помогите им знакомиться с другими детьми, посещая различные кружки или спортивные секции. И найдите такие занятия для детей, которые помогут им чувствовать себя уверенными и сильными.

Может быть, это будет секция самообороны, карате или тренажерный зал.

И помните: как бы огорчительны не были издевательства для вас и вашей семьи, существует много людей и способов решить эту проблему.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 8 оценок.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *