Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

После рождения малыша каждая мама хочет, чтобы он выделял ее среди окружающих и дарил свою улыбку. То, когда новорожденный ребенок начнет узнавать свою маму, зависит от степени налаженного между ними контакта.

Эмоциональная связь между матерью и плодом устанавливается еще во внутриутробном периоде. Следующим крайне важным этапом являются первые 24 часа после рождения.

После прикладывания младенца к груди он запечатлевает образ мамы, запоминает ее запах и тепло кожи.

Строение глаза, как формируется зрение

Несмотря на тесную взаимосвязь между мамой и грудничком, осознанно узнавать ее он сможет не так скоро, так как в первые дни жизни он еще очень плохо видит. Бинокулярное зрение, или способность смотреть одновременно двумя глазами, появляется в 3 месяца.

У младенцев глазное яблоко имеет короткую переднезаднюю ось. Поэтому они обладают дальнозоркостью и плохо видят вблизи. Глазной нерв и мышцы у них недоразвиты, из-за этого косоглазие в этом периоде является обычным явлением. Роговица увеличена и лишена кровеносных сосудов. Рефлекторно грудничок щурится и часто закрывает веки.

Физиология процесса

Научным путем установлено, что человек рождается зрячим, но видеть полноценно окружающий его мир он не может. Это связано с тем, что у новорожденных еще не сформирована периферическая нервная система, и ей предстоит существенное развитие.

Для формирования полноценной зрительной картинки должны работать такие cистемы организма:

  • анализатор;
  • ощущение;
  • восприятие.

Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Упрощенно процесс выглядит таким образом: глаза получают картинку и отправляют ее в мозг, а головной мозг распознает ее и формирует окончательный образ. Взаимодействие этих составляющих и представляет собой зрение.

Что видит новорожденный?

Малыш может различать только предметы, находящиеся в непосредственной близости от его глаз, максимум на расстоянии 30 см. Все остальное ему представляется в виде размытых пятен, а предметы выглядят, словно в тумане. Для того чтобы что-нибудь рассмотреть, ему требуется время для фокусировки. Его глазки еще плохо слушаются и норовят смотреть в разные стороны.

Первые зрительные ощущения делятся на свет и темноту, а многие предметы представляются черно-белыми, все окружающее пространство представляет собой мир теней.

В 3-4 месяца малыш способен следить за двигающимися игрушками и предметами, а в 6 месяцев различать мелкие предметы и узнавать игрушки. Относительно нормальное зрение формируется у человека в 6-8 месяцев.

Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Новорожденные способны видеть:

  • яркое освещение или его полное отсутствие;
  • передвижение людей и крупных предметов;
  • некоторые предметы из окружающей обстановки.

Когда ребенок начинает узнавать маму?

Осознанное узнавание мамы происходит примерно в возрасте 1 месяца. Как правило, именно этот самый родной человек ухаживает за крошкой, постоянно находится рядом и часто к ней наклоняется.

Малыш запоминает родное лицо и начинает реагировать на его появление, оживляться и улыбаться.

В 3 месяца он уже четко знает мамино лицо, радуется и гулит при ее появлении, а также расстраивается, если она его покидает.

Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)?

Ребенок начинает запоминать те лица, которые с ним часто контактируют и проводят время. Как правило, это папа и бабушки.

Обычно к 4 месяцам он уже хорошо знает родителей и других близких, которых часто видит.

В то же время он начинает с опаской относиться к чужим людям и может заплакать при их появлении. В 8-10 месяцев ребенок узнает людей, которые часто появляются в доме. А после 10 месяцев он уже четко определяет своих и чужих.

Почему не узнает?

Новорожденный может не узнать маму и других близких, если они находятся сбоку от него или стоят позади друг друга. Это связано с тем, что его зрение еще резко сужено, и он не воспринимает людей под таким ракурсом.

Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Кроха может не узнать маму из-за того, что она сменила привычную одежду, поменяла прическу, надела что-то яркое, или что-то другое резко изменилось в ее внешнем виде и привычном для него образе.

На данном этапе ребенок воспринимает близкого человека по совокупности ощущений, и если в них что-то нарушается, этот хрупкий образ начинает таять, он может растеряться, запаниковать и не узнать маму.

Что нужно знать родителям?

Родители должны знать, что каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, поэтому темпы развития и сроки овладения навыками могут отличаться от общепринятых. Для правильного развития зрения следует соблюдать следующие рекомендации:

  • показывая новорожденному погремушки и игрушки, их нужно располагать на расстоянии не меньше 25 см, иначе это приведет к развитию косоглазия;
  • осматривать глаза новорожденного и не допускать наличия в них инородных тел и слизи;
  • перед сном использовать приглушенное освещение, а ночью можно оставлять включенным ночник;
  • не допускать попадания прямых солнечных лучей на глаза, но не прятать их от яркого света, так как он, действуя в качестве раздражителя, приводит в работу глазные мышцы;
  • часто брать малыша на руки и показывать ему окружающие вещи;
  • развешивать на расстоянии 20-30 см от личика игрушки и периодически их менять;
  • изменять расположение грудничка в кровати, чтобы он не скашивал глаза в одну сторону;
  • использовать мимику при общении;

Также для обучения фокусировке важно показывать движущиеся предметы.

Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Для малыша очень важны прикосновения мамы. Перед появлением на свет малыш долгое время находился в теплом убежище, где ему было спокойно под равномерный стук маминого сердца. На протяжении нескольких месяцев ничего в его окружении все было стабильно.

Сразу после рождения он оказывается в совершенно иных условиях: резко меняется температура окружающей среды с 37 градусов до комнатной температуры, ребенок начинает чувствовать вес собственного тела, слышать резкие звуки, видеть свет, самостоятельно дышать.

Новорожденному приходится нелегко принять эти изменения, и он засыпает на несколько часов, адаптируясь во сне к новым условиям. После рождения ребенку жизненно необходим телесный контакт с мамой, только она сможет придать ему уверенности в том, что все хорошо и что новый мир безопасен.

Мама успокаивает своим запахом, привычным сердечным ритмом, звуком голоса и теплом.

Теперь поговорим о том, что чувствует новорожденный, как органы чувств реагируют на воздействия и как они развиваются в первый месяц

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом.

Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого.

Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения.

Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Читаем также: Что делать, если папа боится оставаться с ребенком — 7 простых советов

Зрение новорожденных

В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы.

Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое.

К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.

Чего боится младенец?

В педиатрии и психологии есть понятие «тревога семимесячных детей». В этом возрасте с малышами происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев они всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то отныне неожиданно становятся робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.

Вот, например, впечатления Лены, мамы шестимесячной Анюты:

«Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это гораздо сложнее, чем в три месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается «поздороваться» с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки.

Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались. Да и к моим подругам и даже к бабушке с дедушкой Анюта стала относиться очень настороженно.

А те обижаются, дескать, не любит нас внучка… «

Между тем, это совершенно нормальное явление, оно свидетельствует о новой способности малыша – отныне он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда – тревога и страх, когда мама уходит.

Осязание

Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его.

Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку.

Читайте также:  4 примера неудачной адаптации к детскому саду

Одежда и пеленки новорожденного должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.

Полгода: страх незнакомцев

Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными.

Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях.

Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.

В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.

Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

Особенности чувств малышей после рождения в первый месяц

Малыши хорошо слышат и чувствуют прикосновения. Малыши быстро адаптируются, но в первое время ваш ребенок чувствует примерно так:

  • видит свет и тень, расплывчатые очертания предметов на расстоянии 20-30 см,
  • слышит, но не осознает значения звуков. реагирует на громкий резкий звук,
  • воспринимает мамин голос как успокаивающий,
  • развитое обоняние, отличает запах мамы,
  • отличает вкус сладкого, соленого, горького,
  • тактильные ощущения развиты неравномерно, не любит холодное и твердое, нравится теплое и мягкое,
  • плохая терморегуляция, ребенок чувствителен к перегреву,
  • мышцы недоразвиты и плохо управляемы,

Самое главное, что все органы чувств у новорожденного настроены таким образом. чтобы он мог обеспечить себе быстрое развитие и рост.

Малыш вполне способен сообщить миру о том, что ему нравится, а что – нет, он отличает полезное воздействие от плохого и сообщает об это взрослым громким криком.

Органы чувств настроены так, чтобы воспринимать и анализировать только необходимую информацию, а все лишнее отсекается, давая пространство для развития.

Комфортные пеленки и одежду со швами наружу для самых маленьких можно приобрести в нашем магазине на www.bagli.ru.

Как настроение мамы влияет на состояние малыша. Отвечает психолог

Связь между мамой и ребенком сохраняется на всю жизнь, а первые месяцы и годы жизни она особенно прочная. Доказано, положительные эмоции мамы оказывают огромное влияние на здоровое развитие ребенка. Анастасия Гавриленко – детский и семейный психолог — подробно рассказала нам, как настроение мамы влияет на состояние малыша.

Связь “мама и малыш” устанавливается ещё до рождения ребенка. Эмоции, которые мама испытывает во время беременности, передаются малышу. В утробе матери ребенок защищен плацентой от многих опасных веществ, но не от материнских гормонов.

Поэтому когда будущая мама о чем-то тревожится и переживает, в ее крови выделяются гормоны кортизол и адреналин, которые также поступают к малышу. Под влиянием гормонов ребенок перенимает психологическое состояние мамы. Научно доказано, что ещё не родившийся ребенок уже может грустить и плакать. Поэтому эмоциональное состояние будущей мамы очень важно.

Уже во время беременности происходит закладка психики и нервной системы ребенка, которые повлияют на всю его дальнейшую жизнь. Что такое эмоциональная связь с малышом? Эмоциональная связь — это то, что позволяет маме понимать своего ребенка без слов.

Именно качественная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и поддерживать его в нужный момент. Это работает и в обратную сторону — ребенок через звуки, интонации, прикосновения и взгляды понимает и чувствует маму. Это глубокая связь, основанная на близости и доверии.

Примеры эмоциональной связи: • мама формулирует желания малыша, когда он ещё не освоил речь и жестикуляцию • мама по тембру крика младенца распознает, в чем причина дискомфорта • мама на расстоянии может почувствовать, что ребенок проснулся — у нее вдруг приходит молоко Что помогает маме формировать эмоциональную связь? • Развитие и доверие интуиции • Множественный физический контакт с ребенком: носить в течение дня в разных положениях, обнимать, танцевать с ним, гладить и т.д. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями. • Грудное вскармливание (когда оно маме в удовольствие) • Внимательное общение, контакт глаз. Как настроение мамы влияет на поведение малыша? Даже самые маленькие дети считывают мамино настроение через «невербалику» и очень чутко понимают, что сейчас маме плохо. Какой бы она ни пыталась казаться радостной и веселой. • Дети смотрят на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд — тяжёлый, легкий. Они с рождения изучают маму по мимике и показывают то, что видят, копируют те же выражения лица. Как бы синхронизируются с мамой и начинают испытывать те же эмоции и чувства! • Голос — это один из мощных инструментов влияния на ребёнка. Дети чувствуют интонацию, тембр речи. В утробе и при рождении первые ощущения ребенка – тактильные. И только потом постепенно вступают в работу все органы чувств: он слышит, осязает, ощущает вкус. Поэтому прикосновения — это одна из базовых психологических потребностей ребёнка. Если их недостаточно, ребёнок обязательно будет об этом сигнализировать. Задача мамы — понять о чем этот сигнал! Если этот контакт есть, он нежный и ласковый — ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения менее ласковы или могут быть даже грубы. Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с малышом, это положительно отражается на всех сферах его развития: • Возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя мамину поддержку. • Физические данные развиваются по возрасту — те самые “вовремя сел, вовремя пошел”, о которых так беспокоятся мамы. • Формируется эмоциональный интеллект: ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознает свои потребности и желания, что станет залогом его счастливой жизни. Ребенок способен понять гораздо больше, чем можно подумать. Когда ваш малыш капризничает «без причины», обратите внимание на себя. Ведь вы и есть проводник в мир чувств и эмоций вашего ребёнка!

Вкус и обоняние

Новорожденный карапуз способен распознать сладкое, горькое, соленое и кислое. Если дать малышу капельку сладкой воды, он выявит желание попробовать это еще раз, а если капнуть на губы лимонным соком, то ребенок скривится и может даже заплакать.

С давних времен известно, что малыши с рождения имеют хорошо развитые вкусовые ощущения. Именно поэтому мамочки могли улучшить вкус грудного молока, употребляя укроп, анис или тмин.

Также новорожденные реагируют и на запахи. Неприятные ароматы могут вызвать у малыша приступы истерики и длительного плача.

Общайтесь с малышом!

Почаще обращайтесь к нему по имени, говорите о том, какой он хороший, красивый, любимый. Можно петь, можно комментировать то, что происходит вокруг вас.

Постарайтесь понять, что именно заинтересовало вашего ребенка, на что он устремил взгляд – на картину, висящую на стене, или на собачку, что пробежала мимо вас, или, может быть, на собственные крохотные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом.

Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе памперс, а сейчас – наденем штанишки. Так, на правую ножку надели, теперь на левую. А теперь наденем красные носочки и т.д.

Возможно, поначалу вам будет трудно говорить «в пустоту», и, казалось бы, не слышать никакого ответа на ваши речи. Однако, сделав паузу, присмотритесь к малышу.

В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить – улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Ваша задача – научиться «расшифровывать» эти послания.

Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха будет соглашаться, а на какие-то – отвечать решительным отказом.

Небольшие советы, с чего можно начинать развивать обоняние

Оставьте в кроватке ребенка одежду или маленький платок, который вы носили. Пропитанный вашим запахом, он будет оказывать на ребенка успокаивающее действие.

Не меняйте духи, мыло или лосьон, которыми вы пользуетесь, хотя бы в первые месяцы жизни ребенка, чтобы его не волновать.

Во время прогулки, во время приготовления пищи попросите ребенка понюхать цветы, воздух, напоенный ароматами, пищу, которая вкусно пахнет. Пусть он запомнит запах свежей земляники, сирени, сдобы, свежего хлеба, грибного супа и т.п.

Некоторые игрушки (книги, карандаши) также источают запахи. Они могут заставить ребенка связать воедино содержание интересной книжки и ее запах.

Вкус

Формирование вкусовых рецепторов происходит под конец беременности, то есть малыш рождается, уже имея возможность ощущать вкус пищи.

Тем не менее, новорожденный кроха воспринимает вкус не совсем так, как взрослые – он может отреагировать только на базовые вкусы, например, сладкая водичка ему понравиться, а капля лимона заставит скорчить недовольную гримасу.

Более тонкие нюансы он начнет распознавать позже, одновременно будут формироваться вкусовые приоритеты, на основе того, что ест кормящая его мама. Вкусовые рецепторы расположены почти по всей площади язычка, на губах, твердом небе и слизистой щек.

Как малыш относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста (от рождения до года)

Новорожденный ребенок не может понять с самого начала, как устроен мир. Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление.

Читайте также:  Как отучить ребенка сосать палец (Почему ребенок сосет пальцы)

Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей. Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках.

Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный. Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Полгода: страх незнакомцев

Примерно в полгода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными.

Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время. Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях.

Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко.

В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился. Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

В течении предыдущих месяцев его мама разделяла горести и радости крохи, ухаживала за ним во время болезни, оказывала поддержку в овладении своим телом, понимала его без слов. Это, а также физический контакт позволили стать маме главным человеком в жизни ребенка, с которым ему нравится проводить время больше всего.

Сейчас малыш знает, что кроме него и мамы есть целый мир, и пока еще боится его. Поэтому он обращается за поддержкой к человеку, к которому он так сильно привязался. Кого-то кроме мамы ребенок видеть не желает, но это временно.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом.

Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого.

Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения.

Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Читаем также:  Что делать, если папа боится оставаться с ребенком — 7 простых советов

Что видит и слышит ребенок?

Данный вопрос по-прежнему остается мало изученным. Еще в утробе матери плод слышит и узнает голоса своих родителей. Однако достоверно сказать, что слышит малыш в процессе родов, нельзя.

В первые моменты после рождения ребенок практически не видит, глазами он способен различать только размытые силуэты людей и предметов. Когда новорожденного прикладывают к груди матери, то на этом расстоянии он уже способен лучше рассмотреть очертания ее лица. Это очень важный для ребенка первый в его жизни визуальный контакт с мамой.

Привычка взрослых критиковать

Иногда родители грешат тем, что замечают в ребенке только недостатки и игнорируют достоинства.

От такого отношения страдает самооценка, и ребенок начинает недоумевать — с ним действительно что-то не так, или родители его разлюбили? Для полноценного развития личности необходимо чтобы замечтались все стороны характера, но акцент больше делался на положительных, достижениях, успехах. Это позволит детям перестать страдать, расслабиться и стремиться стать еще лучше, чтобы заслужить родительскую похвалу.

Вкус

Ребенок очень хорошо чувствует вкус при помощи вкусовых рецепторов, он различает сладкое и соленое, воспринимает изменение вкуса материнского молока. Отмечено, что если мама во время беременности ела пищу с ярким вкусом, например, с чесноком, то эту же пищу можно есть и при грудном вскармливании – малышу будет нравиться привычный вкус.

Несколько детей в семье

Ребенку может не хватать любви, когда детей в семье несколько.

В этом случае хорошо, если мать, отталкиваясь от возраста ребенка, станет проводить с ним больше времени наедине, не привлекая к занятиям других детей.

Иногда ребенку хватает доверительного разговора или нескольких дней, позволяющих «напитаться» маминой любовью и вниманием, чтобы он перестал грустить и вновь поверил в то, что нужен и любим.

Прикосновения и боль

Где-то начиная с 28 недели, ребенок уже реагирует на прикосновения, а с 35 недели отличает их от болевых воздействий. Иногда малышу даже может не понравиться излишне настойчивая стимуляция, к примеру, если мать слишком много и активно гладит свой живот. В этом случае плод уклоняется от прикосновений, толкаясь изнутри.

Именно по этой причине ребенку порой приходится не по душе слишком громкий и веселый смех матери. Испытывая чересчур сильные эмоции, женщина начинает активно двигать телом: ее живот трясется, перемешается и вниз и, тем самым, сильно раздражает малыша.

Как малыш ощущает схватки?

Врачи высказывают разные мнения относительно того, что ощущает младенец, когда начинаются схватки. Однако все они уверены, что эти ощущения не похожи на боль. Это скорее дискомфорт, который напоминает слишком крепкие объятия. Ощущения ребенка в процессе родов меняются:

  • До начала схваток плод находится в состоянии невесомости. Когда начинается родовая деятельность, оно пропадает. Этому способствует разрыв плодного пузыря и излитие околоплодных вод. На младенца начинает действовать сила притяжения.
  • В это же время начинаются схватки, которые он уже ощущал во время тренировочного процесса, но сейчас эти вибрации значительно усиливаются.
  • Действие гормонов, продуцируемых материнским организмом, заставляет раскрываться шейку матки, а маточные мышцы — активно сокращаться. Ребенок ощущает подталкивание и постепенно продвигается по родовым путям, испытывая недостаток кислорода из-за сужения сосудов плаценты.

Разделение братьев и сестер в семье

Ребенок может ощущать свою ущербность, когда видит и понимает, что родители уделяют больше внимания братьям и сестрам, чем ему.

Обычно с этим сталкиваются старшие дети — когда в семье появляется еще кто-то, родители склонны больше общаться с малышами, удовлетворять их потребности, уделять внимание им, потому что считают, что маленькие дети сильнее нуждаются в любви и заботе, нежели взрослые.

От этого ребенок может почувствовать себя брошенным или ненужным. Матери и отцу стоит помнить что повзрослевшие дети также нуждаются в том, чтобы с ними общались, их замечали, интересовались жизнью.

Даже вырастая, они не перестают нуждаться в родительской поддержке — просто меняется область их интересов и если взрослые понимают это, то и маленькие большие дети в семье чувствует себя хорошо.

Вкусы поглощаемой пищи

Естественно, вкусы продуктов ребенок ощущает не напрямую через ту пищу, которую съедает его мама. Смысл заключается в амниотической жидкости.

Ученые проводили исследования, изменяя «содержание» как раз-таки околоплодных вод.

В том случае, когда в них вводилась глюкоза, глотательные движения плода становились интенсивнее, а количество поглощаемой жидкости увеличивалось практически в дважды.

Если же в воды добавлялся йод, то результаты оказывались совершенно обратными – плод кривился и употреблял крайне малое количество «пищи». Считается, что еще в утробе ребенок знакомится с такими вкусами, как чесночный, имбирный, сладкий, пряный и другие.

Приблизительно с 15 недели у малыша уже начинают формироваться вкусовые предпочтения, которые останутся с ним и после рождения.

Слух

Сразу после рождения малыш способен различать звуки, особенно громкие и резкие – он поворачивает на эти звуки головку. Но полностью слуховой аппарат разовьется только к году.

Лучше всего ребенок воспринимает и выделяет звук голоса матери. Новорожденным и даже малышам постарше больше нравятся высокие звуки, чем басы. Лучшие звуки – это голоса его родных и близких.

Источник звука ребенок учится определять только к началу второго месяца.

Недостаток времени на ребенка

Так бывает, когда мать много работает или ее сфера деятельности не позволяет уделять столько времени малышу, сколько ему требуется. Чем младше дети, тем более травмирующим может стать такой опыт. Иногда женщина перегружена домашними делами и не находит лишнего часа, чтобы поиграть с малышом, почитать сказку дошкольнику, выслушать подростка и помочь ему решить проблему.

Так за стремление к карьерному росту или соблюдение чистоты в квартире мать и ребенок расплачиваются близостью и любовью.

«Спасти» отношения можно, если перестроить рабочий график так, чтобы для общения с ребенком в жизни оставалось достаточно места. В силу бытовой загруженности, следует разделить обязанности по дому между другими близкими людьми.

Осязание

Так как слух и зрение после рождения еще не до конца сформированы, то полную картину мира малыш формирует благодаря осязанию. Тактильная чувствительность помогает ориентироваться, испытывать новые ощущения, обогащать свой опыт. Для ребенка очень важны прикосновения мамы, поэтому надо как можно чаще гладить и трогать его.

Читайте также:  Маме в копилку: 260 КНИГ, КОТОРЫЕ НУЖНО ПРОЧЕСТЬ ДЕТЯМ!

Благодаря тактильному восприятию ребенок может чувствовать температуру (тепло и холод) и боль. После рождения осязание сильнее всего развито на губах и языке, и только позднее он начинает исследовать мир пальчиками. Все мы знаем, как любят малыши что-нибудь взять в рот, в том числе одежду или пеленку.

Одежда и пеленки новорожденного должны быть мягкими и натуральными, чтобы не вызывать дискомфорта при соприкосновении.

Отсутствие внимания со стороны родителей

Не все родители знают, что если они совсем не уделяют внимания детям, то те могут сильно страдать от недостатка тепла и близости в семье.

Не уделять внимание ребенку это означает: мало видеться с ним, не отвечать на вопросы, которые его интересуют, давать понять, что он лишний, надоедливый, глупый, отказывать каждый раз, когда он просит почитать или поиграть с ним, показывать, что есть более важные дела, чем время, проведенное с ним.

  Можно ли беременным майонез?

Что делать, если родители относятся к ребенку тепло и любят его, однако у них нет возможности общаться с ним столько, сколько ему хотелось бы? Иногда детям, для того чтобы почувствовать себя любимыми и счастливыми, достаточно небольшого количества времени в день, проведенного с матерью или отцом — главное, чтобы оно было подарено только им, отличалось теплотой, заботой, весельем и общением. Также родители должны знать характер ребенка, его интересы и общаться с ним на темы, которые его привлекают.

Световое воздействие

Где-то на 7 месяце ребенок открывает глаза, однако еще на 15 неделе он начинает воспринимать яркий солнечный свет. Конечно, напрямую он ничего не видит, но чувствует перепады освещения.

Это можно сравнить с ситуацией, когда взрослый человек лежит в комнате, закрыв глаза, но все-таки понимает, что ночь сменилась днем, и солнце заглянуло в окно. Когда глаза откроются, плод начнет сильнее реагировать на световые колебания.

Например, если пройти в комнату с выключенным светом и посветить на живот карманным фонариком, то он это почувствует.

Свет у ребенка неприятных ощущений не вызывает, но может мешать, и потому он примется разворачиваться к световому источнику спиной.

Дети не чувствуют себя наравне со сверстниками

Для того чтобы пребывать в хорошем настроении, развиваться в соответствии со своей природой, ребенку важно понимать и чувствовать, что он такой же, как все дети вокруг него — друзья, приятели, одноклассники.

Иногда родители не могут создать условий, которые бы способствовали тому, чтобы ребенок чувствовал свою принадлежность к социальной группе — у него невзрачная одежда, нет игрушек, он выглядит неопрятно, не умеет общаться.

Чаще всего такие дети воспитываются в неблагополучных семьях, и тогда понимая то, что они не такие как их сверстники или хуже их, они чувствуют себя несчастными.

Что делать? Помочь ребенку влиться в коллектив так, чтобы он был принят там. Для этого необязательно иметь модную одежду или дорогие игрушки — потому что не все могут себе это позволить — достаточно не выглядеть хуже других и понимать ценности своей личности, которые были бы интересны другим.

Курение

Если беременная женщина курит, это всегда негативно сказывается на состоянии плода, независимо от частоты и объемов обращения к вредной привычке. Нехватка поступаемого кислорода приводит к довольно ощутимым судорогам у ребенка.

Обоняние

Ребенок способен различать запахи, и он безошибочно узнает мать именно по тому, как пахнет ее кожа и материнское молоко. К 2-3 месяцам ребенок уже сформирует отношение к запахами, и будет показывать, что какие-то запахи ему приятны, а какие-то – нет.

Зрение новорожденных

В первое время после рождения ребенок способен видеть на расстоянии 20-30 сантиметров. Природа ограничила круг обзора для того, чтобы малыш не испытывал стресса, и видел только самое необходимое для выживания – лицо мамы.

Первые дни ребенок не может фиксировать взгляд и быстро переводит глаза с одного места на другое.

К концу первого месяца малыш уже начинает различать цвета и учится фокусировать зрение, на втором месяце малыш уже видит на расстоянии до 50 см и задерживать взгляд на 20-25 секунд.

Испытывает ли малыш страх?

Психологи считают, что в процессе родов у ребенка появляется чувство страха, так как ощущает потерю своего уютного теплого домика, где он всегда слышал мамин голос.

Этот страх связан с неизвестностью и чувством отрыва от мамы, которая ему так необходима. Утверждать это с уверенностью невозможно.

Такие предположения имеют место, так как роды, являются тяжелой стрессовой ситуацией для младенца.

  • http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/kak-rebenok-otnositsya-k-mame-rodnyim-i-chuzhim-lyudyam-v-zavisimosti-ot-vozrasta-ot-rozhdeniya-do-goda.html
  • https://VseProRebenka.ru/rody/process-rodov/chto-chuvstvuet-rebenok-vo-vremya.html
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/psikhologiya_detey/ot_chego_deti_chuvstvuyut_sebya_neschastnymi/
  • https://bagli.ru/chto-chuvstvuet-novorozhdennyi/
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/mat/v_kakikh_sluchayakh_detyam_ne_khvataet_materinskoy_lyubvi/
  • https://mama66.ru/journal/6-veshhej-kotorye-rebenok-chuvstvuet-v-utrobe-materi

Как ребенок относится к маме, родным и чужим людям в зависимости от возраста

Ваш малыш родился и познает этот мир. Для него все ново и необычно. А как он относится к окружающим его людям? Как реагирует на родных и близких, а как на незнакомых людей? Читайте!

С рождения до 6 месяцев: каждому друг

Каждый раз, когда мама его берет на руки, малыш узнает ее запах, прикосновения, голос, и вскоре начинает понимать, что за ними следует ласка и кормление. Таким образом, ребенок вносит маму в пределы своего маленького мира. Он может ее отличить от остальных людей по голосу, запаху, ласковым прикосновениям.

Примерно в 3 месяца ребенок четко распознает ее лицо, в котором раньше он лишь улавливал знакомые черты. Также он оживленно отвечает на мамино приближение, выделяя ее от других людей.

Однако, на протяжении всего полугода ребенок дружелюбен и улыбается каждому, а также позволяет всем держать себя на руках. Родителям доставляет особенное удовольствие слушать от знакомых о том, какой их ребенок дружелюбный.

Однако, на фоне общего дружелюбия, ребенок постепенно все больше и больше привязывается к своей маме.

Полгода: страх незнакомцев

Около полугода поведение младенца меняется очень сильно. В это время ребенок очень привязан к маме, он хочет видеть ее и только ее, и начинает плакать при приближении незнакомцев. Мама становится его безопасным убежищем. Отец, бабушки и дедушки могут почувствовать себя ненужными. Отцу может быть неприятно осознание того, что ребенок не желает проводить с ним время.

Старшие родственники могут быть озадачены и обеспокоены тем, что их ангелочек больше не светится от радости, сидя у них на коленях. Ребенку не нравится находиться вдали от мамы, поэтому он начинает плакать всякий раз, как она далеко. В таком поведении нет ничего неправильного, оно не означает, что ребенок испортился.

Необходимый шаг в развитии малыша – научиться распознавать чужих.

Эта фаза «узнавания своих и чужих» может смутить и утомить родителей, но она является нормой и обязательным условием социального и эмоционального развития. Это первый шаг, который делает ребенок на пути к тому, чтобы научиться различать чужих и тех, кого он по-настоящему любит. Также эта способность поможет построить прочные отношения во взрослой жизни.

После 9 месяцев: построение настоящих взаимоотношений

Страх перед чужими длится от 2 до 8 недель. В течении этого периода ребенок может замкнуться даже от отца. Однако между 8 и 9 месяцами он снова возобновит отношения с папой, но в более зрелом смысле. Степень привязанности ребенка к отцу зависит от того, насколько тот вовлечен в процесс ухода за малышом.

Ребенок может узнавать отца и любить играть с ним, но все же нередко он занимает не такую близкую позицию, как мама, поскольку роль добытчика в семье предполагает меньшую занятость в повседневных заботах. Отец становится гораздо более значимым в глазах ребенка по прошествии нескольких месяцев, или даже лет.

Постепенно ребенок устанавливает более тесные отношения с другими членами семьи или близкими друзьями родителей, но привязанность ребенка определяется степенью вовлеченности взрослого.

Поведение малыша по отношению к взрослым вне семьи очень сдержанное. Сейчас он четко определяет разницу между близкими родственниками, дружелюбными знакомыми и незнакомцами. Кровное родство не имеет для него значения.

Его отношения с соседом могут быть ближе, чем с бабушкой, которая живет далеко.

К концу первого года ребенок умеет ползать, а иногда и ходить, интересуется окружающим миром, храбро проходит несколько метров без мамы и папы, но сразу возвращается под их защиту, как только видит место, несущее потенциальную опасность, а также если он устал или поранился; дружелюбный к знакомым людям даже вне семьи, но не без разбора, каким он был в 4 или 5 месяцев.

Старше года

В течении 2 и 3 года привязанность ребенка к родителям становится понятнее. В его отношении к ним появляется новый аспект отдачи любви взамен.

Ему хочется делиться, даже если у него есть только кусочек засохшей булочки. Малыш проявляет беспокойство, если ему кажется, что родитель поранился или чем-то расстроен.

В таких случаях ребенку хочется оказать поддержку, он может поцеловать в знак утешения. В этом возрасте дети учатся любить.

По мере взросления родители начинают ожидать более сдержанного поведения, а поскольку ребенок любит своих маму и папу, он не хочет разочаровать их ожидания и делает, что говорят ему взрослые. Постепенно от него начинают ждать, что он сам справится с разочарованием, научится ходить в туалет и вместо необдуманных действий сначала будет все проговаривать.

Ребенок может принять ограничения, поскольку их налагают те, кого он так любит. Он хочет чем-то порадовать родителей, хочет быть с ними в гармонии, хочет быть на них похожим. Родители связаны с ребенком, с пониманием относятся к внутренней борьбе ребенка, и дают ему время. Они терпеливы и в любой момент готовы приободрить своего сына или дочь в их стремлении вести себя подобающим образом.

Сначала ребенок делает то, что ему говорят, только потому, что ему об этом напоминают. Спустя немного времени многие шаблоны поведения перенимаются и становятся естественны для ребенка, что формирует основу поведения в обществе вне семьи.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *