Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

  • Памятка мамам (бабушкам), папам РїРѕ общению СЃ врачом-педиатром
  • В 
  • Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

Среди молодых мам зачастую возникают разговоры на тему плохих педиатров. Такое недовольство сейчас не редкость, но в чем его истинные причины? Умеете ли вы разговаривать с детским доктором?

Вера или недоверие?

Пациенты РІ первую очередь люди, Р° потому Рё отношение Рє медицинскому персоналу Сѓ всех разное. РћРґРЅРёРј может нравиться тот доктор, РѕС‚ которого РґСЂСѓРіРёРµ пребывают РІ шоковом состоянии. Безоговорочное доверие Рє доктору — это или жизненная установка конкретного человека или РїРѕС…РѕРґ РЅР° прием РїРѕ рекомендации друзей.

В большинстве же случаев встречается недоверие.

Непонятно почему, но многие мамочки предпочитают посещать участкового педиатра «для галочки» и даже не воспринимают всерьез назначенную ими терапию.

Лечить своих детишек при этом предпочитают в платных клиниках. А зачем вам тогда полис? Эта «бумажка» дает вам право на бесплатную помощь медиков.

Умейте спрашивать

Стандартная ситуация — мама выходит РёР· кабинета педиатра, осознает, что РѕРЅР° ничего РёР· сказанного РЅРµ поняла Рё начинает «гулять» РїРѕ просторам интернета.

А особенно по форумам. Дорогие мамочки! На форумах такие же люди, как и вы, но отнюдь не специалисты. �сключите подобную ситуацию из своей жизни.

Нужно уметь спрашивать. Задавайте любой вопрос, который вас волнует.

Не стесняйтесь уточнять, особенно такие моменты, как: ● суть диагноза; ● возможные последствия заболевания; ● способы лечения.

Обязательно расспросите об образе жизни, который должен вести малыш в период болезни: ● можно ли посещать многолюдные места; ● не отрицательно ли скажется купание;

● режим сна и т. п.

Памятка мамам по общению с врачом-педиатромКстати, врач обязан отвечать РЅР° РІСЃРµ ваши РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Р� эта обязанность закреплена законодательством Р Р¤.

Фразы вам в помощь: ● Будьте добры, расскажите поподробнее. ● Доктор, мы очень тревожимся по этому поводу, не могли бы вы уточнить некоторые моменты?

● Мы понимаем, что время на прием ограничено, но объясните нам, пожалуйста, что означает этот диагноз.

Памятка мамам по общению с врачом-педиатромВозьмите РЅР° заметку! Врач РЅРµ должен делать выводы РїРѕ результатам фактического осмотра. РћРЅ обязательно должен расспросить вас Рѕ поведении ребенка Рё его физических способностях РІ домашних условиях.Готовимся Рє посещению доктора

Р’С‹ — мама, Р° значит, РѕС‚ вас РЅРµ ускользнет малейшее изменение РІ самочувствии или настроении ребенка.

Собираясь посетить детского доктора, важно рассказать ему все в подробностях, тогда постановка диагноза не вызовет затруднений.

Поэтому перед походом к педиатру нужно немного подготовиться, а именно:

Памятка мамам по общению с врачом-педиатромв—Џ Посвятите немного времени наблюдению Р·Р° РєСЂРѕС…РѕР№. Постарайтесь РІ этот период РЅРµ заниматься РґСЂСѓРіРёРјРё делами, чтобы ничего РЅРµ упустить РёР· РІРёРґР°. РўРѕРіРґР° РІС‹ сможете выяснить, что же вас насторожило, Рё СЃ уверенностью расскажете доктору Рѕ СЃРІРѕРёС… наблюдениях Рё подозрениях.

в—Џ Р’СЃРµ симптомы, которые РІС‹ заметили Сѓ ребенка, нужно обязательно озвучивать педиатру. Подробный рассказ Рѕ малыше — половина успеха РїСЂРё постановке диагноза. Пусть РєСЂРѕС…Р° кашлянул всего РѕРґРёРЅ раз, РѕР± этом РІСЃРµ равно забывать нельзя. в—Џ Мамы, которые рассказывают только Рѕ тревогах Рё сомнениях, воспринимаются врачами, как тревожные РѕСЃРѕР±С‹, которые РјРѕРіСѓС‚ Рё напридумывать лишнего. Начните рассказ СЃ положительных моментов, поведайте, что малыш уже умеет Рё знает. РўРѕРіРґР° РІ глазах педиатра РІС‹ предстанете РЅРµ тревожной, Р° наблюдательной мамочкой, которая РІ состоянии отличить малейшие изменения РІ развитии или поведении ребенка.

Памятка мамам по общению с врачом-педиатромПостарайтесь РЅРµ задавать РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ РёР· серии «напоследок». Любой РІРѕРїСЂРѕСЃ, заданный РІ дверях после окончания приема, повлечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ совет прийти еще раз.

Озвучиваем все сомнения и волнения

Жизнь без интернета уже не та.

Заметив какие-то отклонения в самочувствии или настроении ребенка, мамы тут же «окунаются» в просторы всемирной сети и начинают ставить диагноз сами.

Запомните следующее: ● Не ищите ответы на форумах, лучше озвучьте свои опасения доктору.

● Только специалист и только при личном осмотре способен поставить точный диагноз.

● Перестаньте мучиться сомнениями, просто хорошенько поговорите со своим врачом и расспросите его обо всем подробно. ● Любой хороший доктор способен развеять ваши сомнения не просто на словах, но и подтвердить их на деле. Вам кажется, что малыш плохо слышит? Опытному специалисту под силу доказать вам, что это не так.

Дополнительное консультирование

Возникли сомнения? Попробуйте узнать альтернативное мнение. Обратитесь к другому доктору, а лучше к нескольким. Тогда и картина сложится более четкая, и вы будете уверены, что все сделано правильно.

Чтобы лишний раз не мучить малыша всевозможными анализами и процедурами, возьмите в своей поликлинике историю болезни и копии всех анализов. Вы имеете на это право, отстаивайте его в случае необходимости.

Памятка мамам по общению с врачом-педиатромОбратите внимание! РќРµ стоит отказываться РѕС‚ приема назначенного препарата, если РІ аннотации Рє нему РЅРµ указана возможность его применения для возрастной категории вашего РєСЂРѕС…Рё. Зачастую РґСЂСѓРіРёС… аналогов Сѓ таких препаратов нет, РёС… безопасность подтверждена положительным опытом приема лекарства Сѓ детей младшей возрастной категории.

Почему же этого нет РІ описании? Да потому, что текст инструкции утвержден РјРЅРѕРіРёРјРё инстанциями Рё его изменение — слишком дорогостоящая процедура для фармакологической компании.

  1. В 
  2. Нарушены права?
  3. Если это произошло, не стоит впадать в панику. Алгоритм действий достаточно прост:
  4. Меньше доверяйте форумам
  5. Памятка мамам по общению с врачом-педиатромРќРµ доверяйте Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ своего ребенка сомнительным людям Рё РёС… РЅРµ менее сомнительным советам.
  6. Что нужно уточнить?

1. Спокойным голосом и ровным тоном напомните медицинскому персоналу о своих правах и, соответственно, их обязанностях. Любые крики и истерики могут быть в дальнейшем истолкованы не в вашу пользу. 2. Не помогает? Снова спокойствие. �дем к главному врачу поликлиники (или отделения) и пишем жалобу. Не забудьте в ней подробно описать суть ситуации и указать, какие права были не реализованы. 3. Если и это не действует, начинаем привлекать сотрудников ФОМС, страховую компанию, которая выдала вам полис, вышестоящее учреждение здравоохранения и даже прокуратуру. Во все эти инстанции желательно написать подробную письменную жалобу с просьбой не «спускать» вопрос на рассмотрение в вашу же поликлинику. Много шума в сети вызвала история о непутевой мамаше, которая вместо похода к врачу «сходила» на форум. В результате такого «лечения» ее 4-месячная дочка умерла. Вы хотите повторить эту ошибку? Мы уже говорили, что на форумах такие же люди, как и вы. Назвать их специалистами нельзя, так зачем же доверять им самое дорогое? К тому же большинство хвалебных отзывов являются заказными и пишутся специально для поднятия рейтинга конкретной клинике. Справедливости ради отметим, что часть отзывов написана реальными людьми. Но ведь восприятие одного и того же события у всех разное, поэтому одну и ту же больницу одни будут ругать, а другие хвалить. А некоторые молодые мамы вдобавок не в состоянии отличить благие дела от красивых «фантиков». К примеру, мамочку хорошо кормили в роддоме. Положительная эмоция и комфорт затмили мелкие проблемы со здоровьем крохи, но отзыв она все равно оставит положительный. А в другой больнице нянечки ни с кем не церемонились, зато детки все здоровенькие. Но ведь маме было психологически некомфортно, вот она и пишет негатив про работников заведения. В первую очередь любая мама должна знать название диагноза, поставленного ребенку. Помимо этого стоит выяснить у врача следующие моменты: ✔ какими симптомами проявляется болезнь конкретно у вашего ребенка; ✔ какие исследования и анализы могут подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз; ✔ возможные причины возникновения заболевания; ✔ насколько часто педиатр сталкивался с таким заболеванием на практике; ✔ характер дальнейшего развития болезни, что будет происходить с ребенком и какими могут быть последствия; ✔ какими препаратами доктор собирается лечить ребенка, какие у них есть аналоги и почему лечить будем именно этим средством; ✔ какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме назначенных средств; ✔ влияние назначаемых препаратов на пищеварительную систему, интеллект и эмоциональное равновесие ребенка; ✔ существуют ли другие способы лечения заболевания, кроме уже названных; ✔ при назначении дорогостоящих исследований стоит выяснить, помимо стоимости, для чего этот тест нужен, как готовиться и сколько это длится по времени, что будет ощущать ребенок и возможные последствия проведения исследования; ✔ наилучший и наихудший прогнозы. Узнайте о мерах профилактики для других членов семьи. Особенно, если у вас еще есть дети. А в некоторых случаях стоит озвучить свое желание по поводу консультации со специалистом более узкого профиля.

Читайте также:  Почему ребенок ломает игрушки: как реагировать родителям

Также можно настаивать на проведении дополнительных исследований, таких, как УЗ� или МРТ.

При этом у вашего педиатра не должно возникнуть ни капли возмущения по поводу проверки поставленного диагноза.

Уважающий себя доктор адекватно реагирует на желание пациента услышать еще одно мнение.

В 

инет

свернуть

Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

Среди молодых мам зачастую возникают разговоры на тему плохих педиатров. Такое недовольство сейчас не редкость, но в чем его истинные причины? Умеете ли вы разговаривать с детским доктором?

Вера или недоверие?

Пациенты в первую очередь люди, а потому и отношение к медицинскому персоналу у всех разное. Одним может нравиться тот доктор, от которого другие пребывают в шоковом состоянии. Безоговорочное доверие к доктору – это или жизненная установка конкретного человека или поход на прием по рекомендации друзей.

В большинстве же случаев встречается недоверие. Непонятно почему, но многие мамочки предпочитают посещать участкового педиатра «для галочки» и даже не воспринимают всерьез назначенную ими терапию. Лечить своих детишек при этом предпочитают в платных клиниках. А зачем вам тогда полис? Эта «бумажка» дает вам право на бесплатную помощь медиков.

Умейте спрашивать

Стандартная ситуация – мама выходит из кабинета педиатра, осознает, что она ничего из сказанного не поняла и начинает «гулять» по просторам интернета. А особенно по форумам. Дорогие мамочки! На форумах такие же люди, как и вы, но отнюдь не специалисты. Исключите подобную ситуацию из своей жизни.

Нужно уметь спрашивать. Задавайте любой вопрос, который вас волнует. Не стесняйтесь уточнять, особенно такие моменты, как:

  • *суть диагноза;
  • *возможные последствия заболевания;
  • *способы лечения.
  • Обязательно расспросите об образе жизни, который должен вести малыш в период болезни:
  • *можно ли посещать многолюдные места;
  • *не отрицательно ли скажется купание;

*режим сна и т. п.

Кстати, врач обязан отвечать на все ваши вопросы. И эта обязанность закреплена законодательством РФ.

  1. Фразы вам в помощь:
  2. *Будьте добры, расскажите поподробнее.
  3. *Доктор, мы очень тревожимся по этому поводу, не могли бы вы уточнить некоторые моменты?
  4. *Мы понимаем, что время на прием ограничено, но объясните нам, пожалуйста, что означает этот диагноз.

Возьмите на заметку! Врач не должен делать выводы по результатам фактического осмотра. Он обязательно должен расспросить вас о поведении ребенка и его физических способностях в домашних условиях.

Готовимся к посещению доктора

Вы – мама, а значит, от вас не ускользнет малейшее изменение в самочувствии или настроении ребенка. Собираясь посетить детского доктора, важно рассказать ему все в подробностях, тогда постановка диагноза не вызовет затруднений. Поэтому перед походом к педиатру нужно немного подготовиться, а именно:

*Посвятите немного времени наблюдению за крохой. Постарайтесь в этот период не заниматься другими делами, чтобы ничего не упустить из вида. Тогда вы сможете выяснить, что же вас насторожило, и с уверенностью расскажете доктору о своих наблюдениях и подозрениях.

*Все симптомы, которые вы заметили у ребенка, нужно обязательно озвучивать педиатру. Подробный рассказ о малыше – половина успеха при постановке диагноза. Пусть кроха кашлянул всего один раз, об этом все равно забывать нельзя.

*Мамы, которые рассказывают только о тревогах и сомнениях, воспринимаются врачами, как тревожные особы, которые могут и напридумывать лишнего. Начните рассказ с положительных моментов, поведайте, что малыш уже умеет и знает. Тогда в глазах педиатра вы предстанете не тревожной, а наблюдательной мамочкой, которая в состоянии отличить малейшие изменения в развитии или поведении ребенка.

Постарайтесь не задавать вопросов из серии «напоследок». Любой вопрос, заданный в дверях после окончания приема, повлечет за собой совет прийти еще раз.

Озвучиваем все сомнения и волнения

Жизнь без интернета уже не та. Заметив какие-то отклонения в самочувствии или настроении ребенка, мамы тут же «окунаются» в просторы всемирной сети и начинают ставить диагноз сами. Запомните следующее:

  • *Не ищите ответы на форумах, лучше озвучьте свои опасения доктору.
  • *Только специалист и только при личном осмотре способен поставить точный диагноз.
  • *Перестаньте мучиться сомнениями, просто хорошенько поговорите со своим врачом и расспросите его обо всем подробно.

*Любой хороший доктор способен развеять ваши сомнения не просто на словах, но и подтвердить их на деле. Вам кажется, что малыш плохо слышит? Опытному специалисту под силу доказать вам, что это не так.

Дополнительное консультирование

Возникли сомнения? Попробуйте узнать альтернативное мнение. Обратитесь к другому доктору, а лучше к нескольким. Тогда и картина сложится более четкая, и вы будете уверены, что все сделано правильно.

Чтобы лишний раз не мучить малыша всевозможными анализами и процедурами, возьмите в своей поликлинике историю болезни и копии всех анализов. Вы имеете на это право, отстаивайте его в случае необходимости.

Обратите внимание! Не стоит отказываться от приема назначенного препарата, если в аннотации к нему не указана возможность его применения для возрастной категории вашего крохи.

Зачастую других аналогов у таких препаратов нет, их безопасность подтверждена положительным опытом приема лекарства у детей младшей возрастной категории.

Почему же этого нет в описании? Да потому, что текст инструкции утвержден многими инстанциями и его изменение – слишком дорогостоящая процедура для фармакологической компании.

Нарушены права?

Если это произошло, не стоит впадать в панику. Алгоритм действий достаточно прост:

1 Спокойным голосом и ровным тоном напомните медицинскому персоналу о своих правах и, соответственно, их обязанностях. Любые крики и истерики могут быть в дальнейшем истолкованы не в вашу пользу.

2 Не помогает? Снова спокойствие. Идем к главному врачу поликлиники (или отделения) и пишем жалобу. Не забудьте в ней подробно описать суть ситуации и указать, какие права были не реализованы.

  1. 3 Если и это не действует, начинаем привлекать сотрудников ФОМС, страховую компанию, которая выдала вам полис, вышестоящее учреждение здравоохранения и даже прокуратуру.
  2. Во все эти инстанции желательно написать подробную письменную жалобу с просьбой не «спускать» вопрос на рассмотрение в вашу же поликлинику.
  3. Меньше доверяйте форумам

Много шума в сети вызвала история о непутевой мамаше, которая вместо похода к врачу «сходила» на форум. В результате такого «лечения» ее 4-месячная дочка умерла.

Вы хотите повторить эту ошибку? Мы уже говорили, что на форумах такие же люди, как и вы.

Назвать их специалистами нельзя, так зачем же доверять им самое дорогое? К тому же большинство хвалебных отзывов являются заказными и пишутся специально для поднятия рейтинга конкретной клинике.

Справедливости ради отметим, что часть отзывов написана реальными людьми. Но ведь восприятие одного и того же события у всех разное, поэтому одну и ту же больницу одни будут ругать, а другие хвалить. А некоторые молодые мамы вдобавок не в состоянии отличить благие дела от красивых «фантиков».

К примеру, мамочку хорошо кормили в роддоме. Положительная эмоция и комфорт затмили мелкие проблемы со здоровьем крохи, но отзыв она все равно оставит положительный. А в другой больнице нянечки ни с кем не церемонились, зато детки все здоровенькие.

Но ведь маме было психологически некомфортно, вот она и пишет негатив про работников заведения.

  • Не доверяйте здоровье своего ребенка сомнительным людям и их не менее сомнительным советам.
  • Что нужно уточнить?
  • В первую очередь любая мама должна знать название диагноза, поставленного ребенку. Помимо этого стоит выяснить у врача следующие моменты:
  • *какими симптомами проявляется болезнь конкретно у вашего ребенка;
  • *какие исследования и анализы могут подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз;
  • *возможные причины возникновения заболевания;
  • *насколько часто педиатр сталкивался с таким заболеванием на практике;
  • *характер дальнейшего развития болезни, что будет происходить с ребенком и какими могут быть последствия;
  • *какими препаратами доктор собирается лечить ребенка, какие у них есть аналоги и почему лечить будем именно этим средством;
  • *какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме назначенных средств;
  • *влияние назначаемых препаратов на пищеварительную систему, интеллект и эмоциональное равновесие ребенка;
  • *существуют ли другие способы лечения заболевания, кроме уже названных;
  • *при назначении дорогостоящих исследований стоит выяснить, помимо стоимости, для чего этот тест нужен, как готовиться и сколько это длится по времени, что будет ощущать ребенок и возможные последствия проведения исследования;
  • *наилучший и наихудший прогнозы.
Читайте также:  Питание кормящей мамы - рекомендации доктора комаровского

Узнайте о мерах профилактики для других членов семьи. Особенно, если у вас еще есть дети. А в некоторых случаях стоит озвучить свое желание по поводу консультации со специалистом более узкого профиля.

Также можно настаивать на проведении дополнительных исследований, таких, как УЗИ или МРТ. При этом у вашего педиатра не должно возникнуть ни капли возмущения по поводу проверки поставленного диагноза.

Уважающий себя доктор адекватно реагирует на желание пациента услышать еще одно мнение.

Советы врача-педиатра молодым родителям (часть 1)

Здравствуйте уважаемые читатели! Я участковый врач-педиатр и вот уже более 20 лет занимаюсь этой трудной, но нужной и важной работой.

Ведь педиатр широкого профиля – это врач «первого контакта», который первым посещает ребенка после выписки из родильного дома на дому, и в дальнейшем наблюдает малыша до подросткового возраста.

Он приходит на помощь родителям по первому их зову, отвечает на все волнующие их вопросы и поверьте, переживает о здоровье ребенка, как и Вы.

В педиатрию я пришла сразу после окончания педиатрического факультета медицинского университета, имею семью – мужа и дочь. Моя семья – это опора и поддержка, счастье и радость, и я им за это безгранично благодарна.

В этой статье я постараюсь ответить на наиболее распространенные вопросы родителей, которые возникают в период от рождения и до первого месяца после выписки из родильного дома.

Материнство и отцовство – это невероятное счастье, непередаваемая радость и в тоже время постоянная тревога о малыше, особенно если это первый ребенок в семье.

Ведь первый месяц новорожденности – это период адаптации малыша к новым для него условиям существования, начало функционирования многих органов и систем организма: дыхательной (при первом вдохе и крике), пищеварительной (при первом кормлении), выделительной, а также изменение работы и приспособление к новым условиям сердечно-сосудистой, эндокринной, системы терморегуляции и многих других систем организма. Хочется отметить также, что у детей рост и дифференцировка (созревание) всех систем организма продолжается до 16-18 лет, поэтому все рекомендации, которые дает врач-педиатр по вскармливанию, уходу, профилактике заболеваний напрямую связаны с особенностями растущего детского организма в любом из периодов развития ребенка.

Период адаптации новорожденного сложен и для ребенка и для мамы: роды это стресс.

И если нормально протекающие роды – обычный стресс, то патологические: затяжные, с неправильным положением плода или путем Кесарева сечения (что в настоящее время не редкость) – это двойная нагрузка для организма роженицы и новорожденного. В данном случае адаптация малыша проходит сложнее, ему необходимо дополнительное внимание и уход.

Первый патронаж участкового врача-педиатра проходит на первый- третий день после выписки из родильного дома – это возможность для родителей получить ответы на уже возникшие вопросы. Обычно это вопросы вскармливания и ухода за новорожденным.

Что делать, если мало грудного молока? Можно ли перевести ребенка на искусственное вскармливание?

Как педиатр уверенна, что и для ребенка и для мамы нет ничего лучше, чем естественное грудное кормление, поэтому при вопросах о переходе на адаптированные молочные смеси – я принимаю только полное отсутствие грудного молока или веские медицинские показания (их не много и они определяются еще в родильном доме). Во всех остальных случаях за грудное вскармливание нужно бороться.

Трудности при грудном вскармливании могут возникать: при недостатке молока, плоских сосках, назначенном лечении антибактериальными или другими препаратами, которые являются противопоказанием к кормлению грудью.

Хочется отметить, что недостаточное количество молока у мамы сразу после родов – это физиологично и не является причиной даже мыслей о переводе малыша на искусственное вскармливание.

Правильное сбалансированное питание, отдых и положительный психо-эмоциональный настрой, а также легкий массаж грудных желез и предварительное сцеживание первых струй непосредственно перед кормлением, позволяют со временем полностью нормализовать лактацию.

При недостатке грудного молока и беспокойстве ребенка можно докормить ребенка адаптированной молочной смесью с ложечки или бутылочки, но с очень маленьким отверстием в соске, только после кормления грудью с предварительной консультацией с участковым врачом по вопросам количества и наименования смеси.

При этом обязательным условием нормализации лактации является достаточный питьевой режим и полноценное питание – отварное нежирное мясо, рыба, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты. В тоже время необходимо избегать жирной, жареной и острой пищи, копченостей, продуктов, вызывающих брожение и газообразование (бобовые, сдоба, сладости).

Как кормить ребенка, если маме назначены антибиотики или другие препараты противопоказанные при кормлении грудью?

В настоящее время эта ситуация встречается достаточно часто и это может стать причиной временного перевода малыша на искусственное вскармливание, но с обязательным сохранением лактации (сцеживания грудного молока).

После окончания курса терапии можно возобновить кормление ребенка, но желательно посоветоваться с участковым врачом-педиатром о необходимости приема пробиотиков, препаратов защищающих и восстанавливающих нормальную микрофлору кишечника.

Что делать, если ребенка появилась желтушность кожи?

Желтушность кожных покровов и склер, возникающая с конца вторых и с начала третьих  суток – это физиологическая желтуха. Причиной ее возникновения является распад плодного гемоглобина и его замена на обычный гемоглобин. При этом в крови накапливается  билирубин, который связывается клетками печени и выводится из организма. Максимальная желтуха наблюдается на 4 — 5-е сутки и постепенно уменьшаясь, полностью исчезает до 11 – го дня. Она не требует специального лечения, но для улучшения связывания билирубина рекомендуются солнечные ванны при солнечной погоде или выкладывание малыша под лампу дневного света в осенне-зимний период. Обязательным условием является комфортная температура в комнате, ведь малыша придется раздеть полностью и наличие хорошей инсоляции – солнечного света из окна.

В данном случае необходимо контролировать интенсивность желтухи, если после пятого дня не происходит ее уменьшение или наоборот отмечается нарастание желтушного окрашивания кожи и склер, опускание процесса на ножки и окрашивание ладоней и стоп – это признаки затяжной гипербилирубинемии и необходимо немедленно обратиться за консультацией к участковому врачу-педиатру. При накоплении непрямого билирубина в крови, он может токсически воздействовать на все органы ребенка, но наиболее опасно его действие на головной мозг малыша.

У ребенка кишечная колика, что делать?

Кишечная колика у малыша достаточно распространенная проблема, с которой сложно бороться.

Это связанно с недостаточной зрелостью и недостатком выработки ферментов пищеварительной системы, достаточно тонким кишечником и затрудненным выделением газов, поэтому даже небольшое скопление газов вызывает выраженное беспокойство ребенка.

Кишечная колика может возникать у малышей в период от рождения до 3-х месяцев, у малышей постарше она возникает реже, только в случае наличия заболеваний желудочно-кишечного тракта, его нестабильной работе или постоянных погрешностей в диете у мамы.

Наиболее часто приступы колик возникают у детей с конца 1-го до 2-го месяца, а затем их периодичность постепенно уменьшается.

В этот период мамам нужно проследить за своим питанием, обычно возникновение колик всегда связано с погрешностями в диете – много сладкого, сдобного, жареного, бобы, горох, яблоки, молоко, виноград (иногда может вызвать даже срыгивания и рвоту), капуста и другие продукты.

При возникновении приступа, а это чаще происходит вечером или ночью, необходимо взять малыша на руки,  положить тепло на живот (проглаженная пеленка, маленькая грелка) и массажировать животик по часовой стрелке. В настоящее время нет эффективных медицинских препаратов для купирования приступа.

Наиболее эффективной была и остается свежеприготовленная укропная вода (несколько зерен укропа прокипятить в стакане воды и настоять в течение 15-20 минут). Применяется укропная вода по ½ чайной ложке 3-4 раза в день и это средство является прекрасной профилактикой возникновения кишечной колики.

Также хорошим эффектом обладают ванны из отваров трав (ромашка, череда и мята) с добавлением 1-2 капель настойки валерианы – это расслабляет кишечник и способствует лучшему отхождению скопившихся газов. При неэффективности этих методов производится постановка газоотводной трубки.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Общение с родителями на педиатрическом приеме

В последние годы медицинский мир вынужденно сталкивается с новыми вопросами, которые синхронизируются с общемировыми тревогами по поводу этики.

Читайте также:  Какие овощи можно есть при грудном вскармливании

Медицина сегодня – это прежде всего сфера услуг, и она, как рабочая зона контакта человек-человек, подвержена общим сопутствующим факторами риска: конфликтности как следствия непонимания, завышенных ожиданий пациентов; «сбоям» в реализации лечебной схемы, отдаляющим выздоровление; сильного включения эмоционального компонента участников взаимодействия, нередко ведущего к профессиональному выгоранию с одной стороны и недовольству качеством обслуживания  — с другой.

В связи с этим новую силу набирает волна интереса к деонтологии, понятие о которой в отечественную медицинской литературе ввел онкохирург, академик Н.Н. Петров (1876 – 1964). Этические вопросы взаимодействия врача и пациента – это не только нормы дистанции, представления о границах знания пациента, регуляция интимных связей, но и глубинные вопросы «правильного» общения.

Медицинская психология, в своей теории затронув отдельные аспекты взаимодействия врача и пациента, не освещает важных моментов о грамотных способах построения контакта. Здесь особую ценность приобретает т.н.

психологическая компетентность врача – интегральная характеристика собственной личности специалиста, включающая свободную и осознанную активность (по Адлеру), опыт и мудрость (Фрейд), умение выстраивать зрелые межличностные отношения (К. Роджерс).

Достижение компетенции как способности брать на себя ответственность за решение определенного круга вопросов во взаимодействии с пациентом – во многом вопрос личной мотивации самого врача, однако общий уровень психологической компетентности персонала влияет на качество всей системы медицинского обслуживания.

Большинство современных исследователей вопросы обращения с больными предлагают рассматривать в качестве прикладной отрасли психотерапии.

Однако важно понимать, что психотерапевтические навыки требуют не просто особенной компетенции врача, но и предусматривают обладание им особенными человеческими качествами.

Желание постигнуть глубинную методологию психотерапии зачастую справедливо отсутствует у медицинского специалиста узкого профиля.

При этом существует целый ряд психологических приемов эффективного общения, освоение которых доступно любому. Результатом применения этих приемов будет снижение конфликтности (а конфликты с врачом – неизменный спутник медицинской отрасли), повышение эффективности самого врачебного приема, и – как следствие —  удовлетворенности специалиста от своей работы.

В простой системе врач-пациент применимы общие навыки эффективной коммуникации, однако в усложненной, педиатрической схеме врач-родитель-ребенок взаимодействие протекает по специфичным законам, имеет выраженные особенности, что требует от врача совершенно особой компетенции.

Формально пациентом на приеме педиатра выступает ребенок, однако по сути коммуникация врача происходит со взрослым, который (особенно на ранних порах, в довербальный период развития малыша) выступает как идентифицированный пациент.

Таким образом, родитель в такой ситуации принимает на себя несколько ролей: пациента, посредника и ответственного взрослого, который отвечает за правильность выполнения всех медицинских предписаний, любых назначенных манипуляций.

Такой широкий круг ролей с одной стороны осваивается родителем естественным образом уже с появлением ребенка, с другой – вызывает тревожные переживания в связи с новизной и сомнением в правильности их выполнения. Сложное ролевое сочетание – не единственный фактор возникновения тревоги, зачастую мешающей установлению контакта с врачом.

В первые годы жизни, когда маленький человек еще не владеет способами точного словесного выражения собственных ощущений, его транслятором становится родитель. Точность такого «перевода» будет зависеть от нескольких факторов: особенностей личного склада взрослого, его психологического состояния, качества его контакта с ребенком.

Особенность компетенции педиатра заключается в способности быстрого «считывания» всех этих факторов одновременно, потому что именно с установления контакта с родителем начинается грамотный педиатрический прием.

В случае отсутствия взаимопонимания между педиатром и родителем, недоверия взрослого к врачу не происходит формирования т.н. «комплаентности» (от англ.  сompliance – уступчивость) – явления правильного выполнения врачебных рекомендаций и фармакологических назначений.

Здесь знания в области практической психологии и системного семейного подхода должны найти сочетание с личными навыками эмпатии, тонкой наблюдательности.

Одним из главных и первичных факторов успешной коммуникации на педиатрическом приеме должно стать снижение тревожности родителя. Наиболее действенными будут прежде всего слова поддержки в его адрес, уверения в достаточно хорошей компетенции его как взрослого.

Необходимо, даже если времени не так много, выслушать его рассказ о тех действиях, которые он предпринимает ради здоровья малыша; неизбежная критика от врача должна быть конструктивной, с указанием других эффективных способов помощи и обязательно сочетаться со словами поддержки по поводу грамотных решений, примененных способов помощи.

Сегодня, в век доступности информации даже по узкоспециализированным темам, врачам часто приходится сталкиваться с начитанными, «всезнающими» пациентами.

Неравнодушный родитель, особенно молодой, при возникновении волнующих явлений в состоянии ребенка, стремится незамедлительно обратиться к разнообразным источникам: от интернета до знахарки.

Информация, полученная таким хаотичным образом, помимо прочего зачастую содержит противоречивые данные, грешит гипертрофированностью угроз, что приводит к повышению общего тревожного фона.

В таких случаях педиатр должен проявить некоторую долю авторитаризма, которая послужит укреплению медицинского авторитета. Очевидно, что авторитет должен быть основан прежде всего на высокой профессиональной компетенции, однако врачу необходимо развивать также навык доброжелательной убедительности.

В условиях строгого ограничения отведенного времени на прием педиатру необходимо не только провести необходимое обследование ребенка, но и предоставить родителю информацию, наиболее точно отражающую его результаты и имеющую при этом практическую ценность.

Для того, чтобы эта информация была правильно услышана, она должна быть: во-первых, структурированной и не содержать противоречий; во-вторых, сформулирована на понятном родителю языке; в-третьих – содержать в себе элементы «человечности»: искреннего выражения не только своих опасений, но и позитивных прогнозов.

Общеизвестно, что эффективная коммуникация возможна только при обоюдном настрое на конструктивное взаимодействие. И если взрослый, самостоятельно выступая пациентом, чаще всего действительно желает помощи и готов ее принимать, то в случае «представителя» не всегда проявляет себя так осознанно, его поведение может быть конфликтным, противоречивым.

Краеугольным камнем здесь служит характер его личных отношений с ребенком. Наблюдательный педиатр по разнообразным поведенческим проявлениям, а также по вербальной информации, которую он получает от родителя на приеме, должен уметь определить стиль родительского поведения.

Признаки адекватного стиля — адекватное эмоциональное сопровождения ребенка, ориентация на его состояние, раннее развитие родительской компетентности; тревожного стиля – усиленное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и своего состояния, поздно появившаяся родительская компетентность, неуверенность взрослого в себе, ярко проявляющиеся опасения за развитие ребенка; эмоционально отстраненного – игнорирующий характер эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как к объекту, ориентация на приучение к режиму, на знания о развитии ребенка и мнения других, претензии к особенностям ребенка и жалобы на необходимость отдавать ему все силы, нехваткой времени на себя, неудовлетворенность условиями, отношением других; амбивалентного —  резкая конфронтация ценности ребенка, противоположные тенденции в сопровождении отрицательных и положительных состояний ребенка,  конфликт между своим состоянием и необходимостью подчиняться мнению других, неудовлетворенность собой, отношением других к ребенку и себе, осуждение себя наряду с оправданием; аффективно отвергающего – низкая или отрицательная ценность ребенка, сочетание игнорирования и агрессии в эмоциональном сопровождении ребенка, низкая родительская компетентность и некачественное удовлетворение потребностей ребенка. Большинство классиков системного семейного подхода считает соматические нарушения ребенка симптомами разлада в межличностных отношениях внутри семьи, особое внимание уделяется отношениям ребенка с матерью. Знание о стиле материнского отношения к ребенку будет способствовать формированию объемной терапевтической картины, поможет дополнить набор практических рекомендаций и в большой степени обусловит поведение самого педиатра с присутствующими на приеме. В задачи педиатра не входит коррекция стиля, который часто обуславливает возникновение определенных проблем со здоровьем ребенка, однако важно понимать, что вышеперечисленные рекомендации по установлению успешного контакта с родителем должны корректироваться под каждый конкретный пример. В каждом из них, даже в случаях возникновения антипатии к родителю, возмущения его поступками или словами, важно занимать не оценивающую или осуждающую, но поддерживающую позицию.

Таким образом, педиатр – это совершенно особый тип врача, который при мотивации к повышению психологической компетентности  может создать уникальную систему терапевтического воздействия. Помочь в ее формировании могут специальные тренинги профессионального контакта, организованные по инициативе руководства медицинского учреждения.

Шмелева Д.С. — клинический психолог, арт-психотерапевт

ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Г. Филиппова «Психология материнства» — Москва, 2002
  2. И. Харди «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными» – Будапешт, 1988
  3. Журнал «Медицинская психология в России» № 1(1) – 2009
  4. Косырев В.Н. Психологическая модель диагностической компетентности врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *