12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Абсолютно все, что происходит с ребенком в детстве, отражается на том, кем он будет себя чувствовать во взрослой жизни, какова будет его картина мира, и чего он добьется в глобальном смысле.

Мы предлагаем несколько примеров того, как поведение и воспитание родителей в детстве отразится на ребенке, когда он станет взрослым.

1. Не все родители видят в ребенке самостоятельного человека.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Они не стараются понять его желания и цели, а принимают решения за кроху самостоятельно. Это приводит к абсолютной беспомощности малыша. Такой метод воспитания делает детей зависимыми от мнения окружающих. Взрослым необходимо довериться детям и поддерживать их начинания.

2. Хорошо, если отец показывает сыну свою любовь и заботу.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Тесные взаимоотношения способствуют крепкой связи на эмоциональном уровне. Мальчик превращается в настоящего мужчину, способного создать нормальные отношения с девушками. Папа, связанный с ребенком духовной связью, способен научить правильно показывать свои чувства к девушке, заботиться о ней и проявлять доброту. Это станет фундаментом для будущей счастливой семейной жизни.

3. Усиленный контроль родителей над ребенком заставит того сопротивляться.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Малыш растет упрямым и непослушным. Включается защитный механизм, помогающий отстаивать свои интересы и бороться с решениями мамы и папы. С возрастом такая черта характера укореняется и не исчезает.

4. Частый просмотр телевизора может стать препятствием для социальных навыков в будущем.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Психологи не советуют увеличивать сидение перед телевизором более чем на 2 часа в день. Свободное время ребенок должен посвящать общению с другими детьми или любимым занятиям.

5. Фильмы со сценами насильственного характера могут спровоцировать у детей неосознанную агрессию и различные психические проблемы

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Это происходит из-за способности детей повторять за поведением взрослых, считая их поступки единственно верными.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Такие малыши отличаются коммуникабельными навыками и не стесняются высказывать свое мнение без испытания дискомфорта в общении.

7. Постоянные наказания заставят ребенка закрыться в себе.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Кроха учится хитрить и искать обходные пути, чтобы скрыть свои проступки. В результате в малыше проявляется привычка врать, упрямство и мстительность.

8. Если в семье имеется особое отношение к алкогольным напиткам или наркотическим веществам, дети в таких семьях отличаются серьезностью и повышенным чувством ответственности

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Зачастую у таких детей нет полноценного детства, так как они вынуждены взять на себя роль взрослого и заботиться о своих родителях.

9. Наличие психологических проблем или травм приводит к избыточному весу в будущем

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

10. Жесткость в отношениях с детьми развивает в них депрессивные наклонности и чувство подавленности на долгое время.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Подобные чувства отмечают у детей, подвергшихся жестокости в семьях, в 2 раза чаще.

11. Жизнь ребенка в бедной обстановке и постоянных проблемах с деньгами вызывает у него нарушение кратковременной памяти.

Эта часть мозга очень важна в повседневной жизни, так как приходится запоминать сразу большой объем информации.

12. Развод родителей в возрасте детей от 3 до 5 лет формирует в отношениях между родителями и детьми ощутимую напряженность.

Чаще всего страдает связь с отцом.

Как детство влияет на взрослую жизнь / Здравый смысл

Пост опубликован: 14.02.2018

Как формируются наши шаблоны и какую роль играют родители в этом процессе? Узнайте, какие проблемы у взрослых людей являются результатом жестокого обращения и небрежности с ними в детстве. Как воспитание в детстве влияет на взрослую жизнь с точки зрения психологии.

Одной из самых современных терапевтических направлений применяемых у взрослых при решении психологических проблем связанных с детством, является известная терапия по схеме Джефри Юнга. Он предполагает, что в первые годы нашей жизни создаются схемы или основные элементы психики. Они определяют наше типичное поведение и характер отношений с другими.

Схемы делятся на два типа:

  • Адаптивные — обеспечивают чувство единства, облегчают гибкость в действии, в целом способствуют психическому здоровью;
  • Неадаптивные — являются источником психических расстройств.

Влияние детства на взрослую жизнь — формирование схем

Если основные потребности ребенка удовлетворены, у него формируются адаптивные схемы: положительный образ самого себя, других людей и мира. Если потребности ребенка не удовлетворены, у него формируются неадаптивные схемы, которые полезны в детстве, но серьезно ухудшают функционирование во взрослой жизни.

Примерные потребности ребенка:

  • Безопасность — стабильный опекун, на которого можно положиться, и который обеспечивает хорошие условия для развития;
  • Связь с другими — свобода в выражении потребностей и чувств, интерес со стороны опекунов;
  • Автономия — пространство для познания мира, принятия решений в соответствии со своими потребностями;
  • Ощущение собственного достоинства — внимание и любовь со стороны родителей.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Влияние детства на взрослую жизнь огромно. Например, ребенок, который испытывает психологическое или физическое насилие, может развить модели недоверия, насилия, уязвимости, слабости и стыда. В свою очередь если ребенку позволять выходить за рамки норм поведения и мало уделять внимания его воспитанию, это может привести к формированию схемы зависимости, неосведомленности или уникальности и мании величия. Эти примеры поведенческих моделей не подходят для здорового функционирования во взрослой жизни и вызывают множество психических нарушений.

Как детство влияет на взрослую жизнь?

Нет идеальных семей. Нет родителей, которые знали бы, как полностью удовлетворить потребности своего ребенка и не переусердствовать с чрезмерной опекой. В результате большинство из нас сталкивались в детстве с незначительной или большой халатность со стороны родителей. Проблема может стать серьезной в случае пренебрежения потребностями ребенка.

Обидные слова

Существуют типичные типы слов, используемых родителями для замечания их ребенку. В основном они падают из уст опекунов как реакция на определенное поведение ребенка.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Мы делаем это для тебя. Ты должен быть благодарен! Если ребенок часто слышит, что родители делают все для него, у него развивается убежденность в том, что, если бы его не было, у его родителей не было бы и проблем. В связи с этим во взрослой жизни он будет чувствовать себя виноватым.

Нет времени отдыхать.

Не будь глупым! Родители, которые обеспокоены тем, что их ребенок слишком много и слишком мало работает, могут создать у него убеждение в том, что он или она не заслуживают отдыха.

В зрелом возрасте такой человек по-прежнему будет чувствовать, что ему нужно больше работать, чтобы почувствовать, что он заслуживает отдыха. Детство — это время не для работы, а для созревания.

Не думай что ты такой умный! Ребенок, чьи заявления подавлены и подвергнуты критике, может превратиться в человека, который боится выражать свое мнение. Его будет сопровождать страх, что он скажет что-то плохое. У таких людей также есть проблемы с доверием.

Ты делаешь из себя клоуна! Ребенок, чьи действия подвергаются критике и насмешкам будет испытывать большой страх перед неудачей во взрослой жизни. Он не будет предпринимать амбициозных задач из-за страха насмешки и мнения других.

Перестань реветь и ныть! Когда родители подавляют эмоции ребенка, он растет в убеждении, что должен держать свои переживания под контролем. Другими словами — подавлять и скрывать. В будущем это приводит к психологическим проблемам.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Учитывая влияние детства на взрослую жизнь, мы не можем забывать о ссоре родителей. Конфликты и недоразумения — это нормально. Вопрос в том, как родители с ними справляются.

Дети, по сути, моделируют отношения своих опекунов и создают похожие во взрослой жизни.

Кроме того, они могут использовать те же инструменты, которые родители использовали для решения конфликтов, такие как крики и насилие.

Частые ссоры на глазах у ребенка могут нанести ему психологический вред на всю оставшуюся жизнь, замедлить его развитие, вызвать проблемы с выражением и агрессию. Ссоры могут стать нормой и стандартом для ребенка, которые он будет использовать при общении с другими. Это, в свою очередь, приведет к большим проблемам с построением отношений.

Памятка для родителей! Когда вы начинаете ссориться, прерывайте конфликт в момент эмоционального пика, и возвращайтесь к обсуждению проблемы после того, когда эмоции стихнут.

Отсутствие теплого прикосновения

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

В первые годы жизни прикосновение особенно важно. Детей нужно носить на руках, обнимать, гладить и т. д. Дети, которые часто испытывают теплый физический контакт, в будущем более уравновешены, внимательны и чувствительны. Дети, которых редко обнимают родители, будут испытывать постоянное чувство стресса в будущем. Как вы можете видеть, влияние детства на взрослую жизнь начинается с первых дней.

Запреты для ребенка

Давайте рассмотрим, как детство влияет на взрослую жизнь, когда происходят следующие ситуации, которые, к сожалению, часто можно наблюдать:

  1. Когда ребенок протестует и слышит, «помолчи»;
  2. Когда он плачет и слышит «не реви и не ной»;
  3. Когда его достижения, страхи или беспокойства игнорируются;
  4. Он узнает, что его дела или мнение игнорируются, не одобряются.

Ребенок не избит, никто над ним не издевается. Родители заботятся о его материальном существовании. Несмотря на все это, он чувствует себя подавленным. Он не может рассказать своим родителям о проблемах, которые он испытывает в школе, потому что очень хорошо знает, что услышит: «не выдумывай/перестань ныть».

Читайте также:  Нужно ли водить детей в детский сад

Дети нуждаются во внимании. Если ребенок не получает внимания, он перестает его искать или наоборот — пытается доказать, что он его заслуживает.

Возможно, он пытается в какой-то способ это показать, что иногда доставляет хлопоты и ему, и родителям. У таких детей могут быть большие успехи в школе, а затем во взрослой жизни.

Самооценка путается с успехами, и они вынуждены работать все труднее, только чтобы почувствовать, что они заслуживают внимания других.

Взрослые, которые не получали достаточного внимания в детстве даже в банальных ситуациях, испытывают сильную эмоциональную реакцию, когда чувствуют себя обиженными. Они все еще должны доказать свою точку зрения. Такая жизнь полна напряженности и страхов отказа, неодобрения, неудачи.

Что вы думаете о влиянии детства на формирование личности? Напишите свое мнение или оставьте интересный комментарий. Расскажите о своей истории жизни и помогите другим. Научите людей быть сильными и целеустремленными. Ссылка на тему ниже ↙↙↙

  • ♠♥♣♦ Как детство влияет на формирование личности ♦♣♥♠
  • В заключении

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Мы — сложные существа, и неудивительно, что период нашего развития также является сложным. Однако жить становится намного легче, когда мы вспоминаем об основных ценностях, любви и уважении.

Влияние детства на взрослую жизнь является мощным. Поэтому так важна правильная подготовка родителей и осознание того, какую ключевую роль они играют.

Сильное беспокойство, ненависть, агрессия — это экстремальные эмоции, которые люди часто испытывают по той причине, что им было больно в детстве.

В следующий раз, когда вы сердитесь на чье-то поведение, помните, что вы узнали сегодня. Столько конфликтов можно избежать, если попытаться понять другого человека.

Ответы на ваши вопросы

На нашем сайте появился интересный вопрос: как бедность в детстве влияет на взрослую жизнь? Хочу ответить на столь важный вопрос затронув обе стороны медали: все зависит от ситуации и конкретного случая.

Для некоторых людей (огромнейшего меньшинства) это стало стартапом к новой жизни, начиная с самого раннего детства они боролись, выживали и с возрастом их мировоззрение становилось шире, они становились сильнее, самостоятельнее.

Бедность во всех своих проявлениях, дала им толчок к самоуверенности и надежде изменить жизнь в лучшую сторону, пройти все невзгоды, почувствовав стремление развиваться, быть влиятельней, авторитетней, пробиваться к большим возможностям самостоятельно, надеясь на личные качества и достоинства. Это стало отправной точкой и укрепило психологическое и физическое здоровье.

Но чаще бывает в точности наоборот, для львиной доли людей, познавших бедность это оказалось серьезным барьером на пути к счастливой жизни. Невозможность реализовать свои желания, получить больше, чем хотелось, невостребованность, призренное отношение со стороны стали фатальными причинами низкой самооценки и соответствующего поведения.

А вот это уже серьезная проблема, влияющая на все сферы жизнедеятельности. С низкой самооценкой и неверием в собственные силы человек страдает от фобий и страхов, ему трудно налаживать контакты, вести полноценный образ жизни, добиваться высоких результатов и т.д.

Он потерян и живет в полном смятении, выживая среди общества, которое не может понять его проблемы.

В ином свете, дети живущие в бедности вырастают и под влиянием пережитых лет пытаются доказать окружающему миру, и самим себе свою состоятельность и силу. Они постоянно работают, ставят высокие планки, ищут утешения в собственных успехах, стараясь рассказать окружающим о достигнутом.

Бегут вперед несмотря на препятствия, не могут остановиться и отдохнуть. В общей системе это хорошо, но в конечном итоге такая патологическая занятость и несчастные попытки доказать миру свою силу, показать богатство и мощь вредят здоровью.

Ищите золотую середину, тогда счастье придет само и вы ощутите себя сильной личностью, достойной большего.

До 30 лет: Как детство влияет на нашу взрослую жизнь

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

«Это всё из детства» — расхожая фраза для объяснения самых разных вещей. Детские годы действительно влияют на жизнь куда больше, чем мы предполагаем. Учёные выяснили, что в это время может измениться даже ДНК, повлияв на то, какие заболевания и когда разовьются у человека во взрослом возрасте. Исследование, в котором приняли участие пятьсот филиппинцев, за которыми следили от рождения до двадцати одного года, показало, что определённые ситуации и факторы из детства способны приводить к модификации генов, связанных с воспалением. Разбираемся, какие вещи действительно закладываются в детстве, а какие приходят с возрастом.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Распространено мнение, что многие проблемы психического здоровья, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте, связаны с событиями из детства. Многочисленные исследования на тему показывают, что это действительно так.

Доказано, например, что у мужчин с патологическими зависимостями часто есть история детских травм, включая физическое насилие или насилие в семье, а девочки с детскими травмами с большей вероятностью будут курить, когда вырастут.

Сильный стресс в детском возрасте — из-за изменения активности тучных клеток в мозге — увеличивает склонность человека к депрессии в будущем.

А просмотр телевизора в течение двух или более часов в день детьми в возрасте от двух до пяти лет может спровоцировать трудности с поведением и социализацией.

Кроме того, исследования одно за другим подтверждают, что между телом и психикой существует тесная связь. Так, например, учёные доказали, что травматические события детства увеличивают риск ранней смерти (причём чем их больше, тем этот риск выше).

А частоту инфекционных заболеваний в детском возрасте связали с риском психических расстройств. Новые исследования показывают, что негативное влияние на ментальное здоровье детей может оказывать и воздействие выхлопных газов.

В то время как загрязнение воздуха в целом почти наверняка провоцирует тревожность у детей и подростков.

Хорошие новости? Учёные сходятся во мнении, что взаимодействие с природой в детстве способно улучшить ситуацию. А если учесть, что общение с домашним скотом ещё и укрепляет естественный иммунитет ребёнка, бонусы летнего отдыха у бабушки в деревне окажутся неоспоримы.

Невероятно, но факт: если говорить о развитии мозга ребёнка, то время, проведённое за уроками, может быть менее важно, чем время, проведённое на игровой площадке возле дома.

Исследования показывают, что опыт игры изменяет связи между нейронами в областях мозга, ответственных за социальное взаимодействие и социальные навыки, которые, в свою очередь, по крайней мере частично определяют успеваемость ребёнка при взрослении.

Исследование 2015 года, проведённое в Гарвардской школе бизнеса, показало, что дочери работающих матерей чаще добиваются более высоких карьерных результатов и могут претендовать на более высокую заработную плату, тогда как их сыновья больше занимаются домашними делами и проявляют больше заботы о членах семьи, когда вырастают. А дополнительное исследование в рамках той же темы позволило утверждать, что в итоге дети работающих мам не менее счастливы в среднем, чем дети неработающих мам.

Каждый человек хоть что-нибудь да слышал о том, что если включать младенцам или ещё не рождённым детям музыку Моцарта, они вырастут умными людьми.

Идея стала невероятно популярна среди родителей после публикации в журнале Nature в 1993 году подтверждающего «эффект Моцарта» исследования.

Больше того, в 1998 году губернатор штата Джорджия просил выделить бюджет на диски с музыкой Моцарта, чтобы выдавать их молодым родителям.

Но проблема с оригинальным исследованием состояла в том, что в нём не только не использовался термин «эффект Моцарта» (упс!), но эксперименты вообще проводились не на детях, а на студентах в количестве 36 человек.

Метаанализ сразу 16 исследований на тему, проведённый в 1999 году, показал, что хотя музыка Моцарта улучшает способность человека к мысленным манипуляциям, этот эффект непродолжителен и он уж точно не делает нас умнее.

Ещё более масштабный анализ, опубликованный в 2010 году, продемонстрировал, что музыка в целом может дать небольшой положительный эффект в смысле улучшения продуктивности, однако это не относится только к Моцарту или только к классическим произведениям.

Учёные из Корнеллского университета говорят, что изучение второго языка не вызывает языковой путаницы, задержки развития или когнитивных нарушений. Больше того, дети, которые говорят на двух языках, удерживают внимание под влиянием внешних стимулов лучше, чем дети, которые знают только один язык.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Исследования предполагают, что у первенцев могут быть лучшие навыки мышления по сравнению с младшими братьями и сёстрами. Но дело здесь не в генетике.

Это, уверены учёные, объясняется тем, что при равной степени эмоциональной привязанности к детям родители больше поддерживают первого ребёнка в задачах, развивающих когнитивные способности.

Хотя здесь не обходится без недостатков: именно первенцы на 20 % чаще страдают близорукостью.

Что касается теории порядка рождения, выдвинутой в начале XX века австрийским психологом Альфредом Адлером, то её современная наука предлагает обходить стороной. Исследования убедительно доказывают, что на личностные черты ребёнка не оказывает влияния тот факт, был он в семье «старшеньким», «средненьким» или «младшеньким».

Ранние исследования показывали, что единственные дети в семье, как правило, якобы «избалованны» и «сверхчувствительны», однако в более поздних работах на тему было установлено, что единственное их отличие от сверстников, которые растут с братьями и (или) сёстрами, — более сильная связь с родителями. И, возможно, более нарциссическое поведение, хотя это ещё нужно проверить.

Впрочем, если версия о нарциссизме верна, то единственным детям будет чем крыть. Современной науке удалось доказать, что у детей без родных братьев и сестёр больший объём серого вещества в определённых областях мозга, что делает их мышление более гибким и творческим. Хотя на интеллекте, справедливости ради, это никак не отражается.

Многие считают, что маленькие дети очаровательны: маленький нос и подбородок, большие щёчки и глаза.

Исследования показывают, что как у родителей, так и у неродителей младенцы часто вызывают реакцию, которую невозможно контролировать, в областях мозга, связанных с вознаграждением.

Это приводит к повышенному вниманию, необходимому малышам для выживания. А ещё — к «миленькой агрессии», которую мы обычно испытываем и по отношению к детёнышам животных.

Пытаясь выяснить, почему дети растут значительно медленнее, чем детёныши млекопитающих, и дольше зависят от родителей, учёные из Северо-Западного университета в Эванстоне пришли к выводу, что всё дело в ресурсах и энергии, необходимых для развития сложного человеческого мозга. Рост тела отодвигается организмом на второй план, в то время как мозг растёт и развивается с невероятной скоростью.

Читайте также:  Почему ребенок до года плохо спит ночью: как наладить сон ребенка

Было бы здорово, если бы на что-то подобное были способны взрослые (особенно в пятницу), но именно дети могут прыгать и бегать часами, делая совсем небольшие перерывы.

И вот суровая правда: детская выносливость может конкурировать с выносливостью профессиональных спортсменов, в то время как их мышечная ткань восстанавливается даже быстрее.

Кроме того, мышцы в детском организме медленнее устают, что вообще удивительно, поскольку у детей более короткие конечности, так что при ходьбе и беге они вынуждены тратить больше энергии.

Эксперименты показали, что дело здесь в использовании аэробных (зависимых от кислорода) энергетических путей, которые производят энергию медленнее, но сохраняется она дольше.

Ну, а взрослые в это время — и особенно в случае необходимости быстро сделать что-то — полагаются в основном на анаэробные (независимые от кислорода) энергетические пути, которые обеспечивают мощный заряд энергии, однако расходуется она довольно быстро.

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

У большинства людей нет воспоминаний о первых трёх-четырёх годах жизни — и это нормально. Явление, также известное как «детская амнезия», занимает психологов десятки лет, но выяснить окончательно, почему она всё-таки возникает, пока не получается.

Но дело не в неспособности детей в этом возрасте формировать долгосрочные воспоминания — в одном эксперименте шестимесячные малыши в течение нескольких недель помнили, как управлять игрушечным поездом с помощью рычага (чему их обучили лишь однажды).

Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что, поскольку с возрастом точка отсчёта воспоминаний сдвигается (взрослые могут помнить себя уже с шести или семи лет), проблемным является не формирование воспоминаний, но их сохранение.

У науки есть основания предполагать, что на воспоминания влияет и освоение языка. Если в момент происходящего ребёнок может рассказать о событии, вероятность того, что он будет помнить о нём спустя годы, значительно возрастает. Кстати, большинство наших детских воспоминаний вымышлены.

Хотя если они позитивные, то это, возможно, помогает поддерживать самооценку.

Тесты, предлагающие определить психологический возраст, могут врать. Но учёные такой привычки не имеют, так что если они говорят, что мы взрослеем позже, чем принято считать, значит, так оно и есть.

О том, что подростковым следует считать возраст с десяти лет до двадцати четырёх лет, учёные заговорили ещё в 2018 году, мотивируя это более продолжительным образованием и отложенным браком и родительством, которые свойственны современным молодым людям.

Теперь же речь идёт не о строгой классификации, а том времени, когда человек окончательно становится взрослым. И последние данные выглядят крайне обнадёживающе: учёные из Кембриджского университета говорят, что изменения в мозге происходят в течение трёх десятилетий, так что и взрослеем мы где-то в районе тридцати лет. Не так уж плохо, правда?

Оказывается, в том, что в детстве три месяца лета длились бесконечно, а сегодня они пролетают за один миг, виноват наш мозг. А именно снижающаяся по мере старения тела скорость приёма и обработки поступающей информации, выяснили учёные из Университета Дьюка.

Поскольку нейроны со временем увеличиваются в размерах, а связи в мозге становятся сложнее, всё это приводит к более длинным путям прохождения сигналов. Кроме того, сами пути тоже стареют, так что сигналы вынуждены справляться ещё и с большим сопротивлением.

В итоге взрослый человек за день просматривает меньше изображений, чем подросток, так что ему кажется, что день прошёл «как-то слишком быстро».

Несмотря на то что зависимость от видеоигр внесли в МКБ-11, тлетворное влияние компьютерных игр на детей и подростков сильно преувеличивают. Хотя что касается компьютерных «стрелялок», то они, кажется, и правда могут несколько изменить поведение детей при взаимодействии с оружием.

С другой стороны, эксперты призывают родителей перестать обвинять во всех грехах компьютеры и мобильные устройства, напоминая, что, во-первых, социальные сети могут быть полезны, а во-вторых, если что-то и увеличивает риск опасных для общества действий с применением оружия, так это насилие в семье (анализ 2018 года показал, что это имело место в 54 % случаев массовой стрельбы в США).

ФОТОГРАФИИ: store.moma

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

Если родители требуют от ребенка слишком многого, то он вырастает непобедителем. Он привыкает ставить нереалистичные цели, лезть вон из кожи в тех областях, которые не соответствуют его способностям и интересам. Поэтому всю жизнь он работает много, но чуть-чуть не дотягивает до победителя.

Адекватные требования и ожидания, поддержка и помощь воспитывают победителей. Такие люди хорошо разбираются в себе и развиваются в тех областях, которые им интересны, в которых у них есть способности. При этом они знают, что быть идеальным нельзя ни в чем, как и нельзя быть лучшим во всем.

Если же родители балуют своего ребенка, воспитывают во вседозволенности, то он вырастает побежденным. Инфантильность мешает во взрослой жизни.

До и послеродовой период

Всем хорошо известно, что при беременности нельзя употреблять алкоголь и никотиносодержащие продукты, так как может развиться патология и другие проблемы со здоровьем плода.

Благодаря британскому исследованию, был выявлен еще ряд проблем у детей, родившихся от курящих и употребляющих алкоголь, матерей.

Эти дети имели худшие физические и интеллектуальные показатели по сравнению с теми, кто был рожден от матери без вредных привычек.

  Обсессивно-компульсивное расстройство – что это?

Еще одна взаимосвязь умственных способностей и интеллекта была замечена между грудным вскармливанием и кормлением из бутылочки.

В первом случае дети росли более развитыми как физически, так и интеллектуально, по сравнению с теми, кто находился не на грудном вскармливании.

Это было доказано исследованием, проведенным в 2015 году.

Функциональная или дисфункциональная семья

Дисфункциональная семья – это закрытая система с жесткими правилами и строго распределенными ролями. В ней не принято «выносить сор из избы», функциональность в одной из областей нарушена.

Например, родители отличаются инфантильностью, из-за чего ребенку приходится быть родителем для них, себя и своих братьев. В дисфункциональной семье чьи-то потребности постоянно подавляются. Как правило, страдает ребенок.

Функциональные семьи – это открытые и подвижные системы. Члены семьи тесно общаются друг с другом, правила и роли в семье распределяются и меняются согласно потребностям каждого из участников.

Из функциональных семей выходят люди со сценарием победителя. Из дисфункциональных – люди со сценарием побежденного. Приученный игнорировать проблемы и терпеть неудобства, ребенок испытывает сложности в построении отношений со сверстниками. А в будущем это отражается в работе и личной жизни.

Личностные качества и среда обитания

Определяющим фактором развития является достаток в семье и положение в социальном обществе. Это доказывают исследования, проводимые в течение пяти поколений, где был замечен один и тот же результат. Те, кто родился в бедной семье, хуже учился и имел коммуникативную некомпетентность, редко мог получить престижную работу.

В зрелом возрасте такие люди были подвержены ожирению и повышенному давлению, в пожилом – отмечалось нарушение памяти и мыслительных процессов.

Ситуация была чуть лучше, если родители принимали активное участие в воспитании, но социальное положение все же сказывалось на дальнейшей судьбе ребенка.

Почему так происходит, социология не дает ответ, а только представляет факты, причины поможет выяснить психология.

В 2004 году социологическое исследование было остановлено из-за нехватки необходимого количества желающих принимать участие в нем.

У людей появился дефицит доверия к подобным опросам и полученной статистике.

Однако опыт, приобретенный за все это время, безусловно очень полезен, и может послужить хорошим показателем того, как жили наши предки и как они преодолевали различные трудности того времени.

Эмоциональная зрелость и незрелость родителей

Если родители скупы на эмоции, телесные контакты в отношениях с ребенком и друг с другом, то и ребенок вырастает замкнутым, холодным. В будущем такому человеку сложно выстраивать доверительные отношения, заводить знакомства.

Если же родители научили ребенка разбираться в своих эмоциях, понимать других людей, выражать чувства, то у человека формируется установка «Со мной хорошо, мир безопасен». Люди, которые хорошо разбираются в своих эмоциях и умеют выражать их, реже болеют, добиваются большего успеха в личной жизни и на работе.

Вырваться из-под влияния родителей

Разрушительная сеть плохого родительского влияния может быть бесконечной и передаваться в такой скрытой форме из поколения в поколение, пока кто-нибудь не скажет: «Стоп, мне больно, но я не хочу причинять боль другим. Только я могу обеспечить своё счастье — я должен принять себя».

Он будет относиться к другим людям как к инструменту удовлетворения его собственных потребностей

Часто бывает так, что разрушительное влияние родителей возникает даже тогда, когда человек уже взрослый. Надеясь, что он в конечном итоге будет принят ими и достойно оценён по крайней мере один раз, он предпринимает ряд действий, направленных на его одобрение.

Например, берётся за занятия, которые вовсе ему не интересны, но которые, по его мнению, сделают его родителей счастливыми. Он пытается доказать им, что может чего-то достичь, и ему стоит верить.

К сожалению, даже в такие моменты он часто сталкивается с очень сильными, негативными эмоциями — хотя он принял меры, предпринял определённые шаги, его родители не изменили свои взгляды.

За все эти годы они так и не научились любить своего ребёнка, и всё, что они могут ему дать — это бесконечные ожидания или, что ещё хуже, безразличие.

Читайте также:  Последствия маминых криков: реальная история наблюдающего со стороны

Психологи утверждают, что в таких случаях дети отрезаны от своих родителей. И хотя биологически они самые близкие люди, эмоционально это источник страданий и бесчисленных ран.

Но таких родителей не следует полностью вычёркивать из жизни детей.

Цель состоит в том, чтобы защитить элементарное достоинство, повысить самооценку ребёнка, но прежде всего — получить хорошее психическое состояние, которое позволит ему относительно эффективно функционировать в мире.

Любая новая информация о несоблюдении требований родителей является шагом назад в процессе восстановления психики. Во избежание этого родителям нельзя злоупотреблять этой информацией, они не должны причинять вред своему ребёнку или снижать его чувство ценности.

Что еще влияет

Кроме факторов воспитания, на судьбу человека влияют биологические факторы. Это индивидуальные врожденные особенности, например, задатки, темперамент, специфика работы нервной системы, интеллектуальный уровень и прочее. Именно этот фактор объясняет ситуацию, когда дети из одной семьи, вырастая, живут совершенно по-разному.

Сценарий им закладывали общий, но из-за индивидуальных особенностей он проявил себя по-разному. Так, детям с сильным типом нервной системы удается выйти из сценария неудачника и добиться успеха в жизни.

Нельзя забывать и про социум. Не всегда ребенок сам выбирает окружение. Например, если по какой-то причине ребенок оказывается в детском доме, то его дальнейшая жизнь во многом зависит от того, какая семья примет его, какие друзья у него появятся.

Учителей ребенок тоже не выбирает, но и они могут повлиять на его жизнь. В конце концов, сам человек, набравшись личного опыта, может осознать, что ему плохо и обратиться за помощью к психологу, тем самым повлияв на свою жизнь. Или кто-то из окружения может подтолкнуть человека к работе над собой, если тот часто жалуется на жизнь.

  • depositphotos.com
  • Автор
  • Светлана Торшина
  • Психолог

Думайте больше: как наше детство предопределяет будущую жизнь

Какие «ментальные ловушки» мешают нам наладить более счастливую и гармоничную жизнь? Известный психиатр и психолог Дэниел Сигел написал об этом книгу «Майндсайт.

Новая наука личной трансформации», которая недавно вышла на русском языке.

Мы выбрали фрагмент книги, в котором Сигел обсуждает одно из важных исследований отношений детей и родителей, как эти отношения определяют развитие сознания и то, как мы описываем историю своей жизни, будучи взрослыми.

Начальный этап эксперимента проводился в течение первого года жизни детей. Специально обученные наблюдатели приходили домой к участникам и оценивали взаимодействие матери и ребенка по стандартизированной шкале.

Затем, в конце года, все мамы с детьми приходили в лабораторию и проходили двадцатиминутный тест, известный как «Незнакомая ситуация». Он изучает последствия разлуки годовалого малыша с матерью, оставленного с неизвестным ему человеком или в одиночестве.

 Идея состоит в том, что это вызывает у ребенка стресс и активирует систему привязанности — то есть установленную связь с родителем.

Исследование проводилось тысячи раз придумавшими его учеными и затем сотни раз повторялось по всему миру.

Реакция младенца на незнакомую ситуацию в лаборатории напрямую коррелировала с его взаимодействием с родителем дома. Ключевой оказалась фаза воссоединения.

На основании того, как быстро после возвращения мамы ребенок успокаивался и возвращался к игре, было выявлено четыре типа привязанности.

Около двух третей детей имели надежную привязанность. Когда мама уходила из комнаты, они явно демонстрировали, что скучают по ней, зачастую плакали.

Когда она возвращалась, ребенок активно приветствовал ее, искал прямого физического контакта. Но он быстро успокаивался и продолжал играть.

Родители таких детей тонко чувствовали потребность в связи с ними, считывали их сигналы и эффективно удовлетворяли потребности.

Около 20% детей демонстрировали избегающую привязанность. Они все время были сосредоточены на игрушках или на изучении комнаты, не проявляли никаких признаков беспокойства или злости, когда мама уходила, игнорировали или активно избегали ее, когда она появлялась снова.

В данном случае родители недостаточно эффективно и активно реагировали на сигналы ребенка дома, не обращали внимания и проявляли безразличие к стрессу у своих детей.

Поэтому постепенно дети вырабатывали примерно следующую установку: «Мама не помогает мне и не утешает меня, так какое мне дело, здесь она или нет?» Поведенческое избегание является адаптацией к отношениям такого типа. Чтобы справиться с ситуацией, ребенок минимизирует активацию каналов привязанности.

Еще 10–15% детей обладали амбивалентной привязанностью, обусловленной непоследовательным поведением родителей. Иногда они настраивались на ребенка, но не всегда. В незнакомой ситуации такой ребенок часто кажется тревожным еще до ухода мамы.

Он ищет воссоединения с ней, но недостаточно быстро успокаивается и продолжает плакать вместо того, чтобы играть, или прижиматься к родителю, но выглядит отчаявшимся и беспокойным.

Контакт с мамой явно не приносит ему облегчения, и каналы привязанности активируются слишком сильно. 

Четвертую привязанность — дезорганизованную — добавили на базе более поздних исследований. Она проявляется примерно у 10% среднестатистических детей, но возрастает до 80% в группах повышенного риска, например у наркозависимых родителей.

По возвращении родителя ребенок пугается, приближается к маме, но затем отдаляется от нее, замирает или падает на пол, прижимается к маме и плачет, но в то же время и отталкивает ее. Такое происходит, когда родители демонстрируют полное отсутствие настроенности на ребенка, когда они наводят на него ужас и когда сами испытывают страх.

В подобных случаях ребенок не может найти эффективные средства, чтобы справиться с происходящим. Его стратегии привязанности не работают.

За многими из участвовавших в эксперименте детей наблюдали более двадцати пяти лет. Несмотря на прочие влиявшие на их развитие факторы, личностные характеристики изменялись довольно предсказуемо.

Как правило, дети с надежной привязанностью реализовывали свой интеллектуальный потенциал, строили нормальные отношения с другими, пользовались уважением у сверстников и хорошо контролировали эмоции. Хотя исследователи не изучали мозг напрямую, общие выводы во многом соответствуют функциям медиальной префронтальной коры.

Дети с надежной привязанностью развили правильную телесную регуляцию, настроенность на других, эмоциональную уравновешенность, гибкость реакций, модуляцию страха, эмпатию, инсайт, а также представления о моральных нормах.

С точки зрения межличностной нейробиологии это говорит о том, что взаимосвязь ребенка и родителя по надежному типу способствует росту интегративных волокон в медиальной префронтальной коре мозга.

И наоборот: у детей с избегающей привязанностью обычно наблюдалась эмоциональная ограниченность, и, по мнению ровесников, они были замкнутыми, агрессивными и неприятными в общении.

Дети с амбивалентной привязанностью часто демонстрировали тревогу и чувство незащищенности. А те, у кого привязанность характеризовалась дезорганизованностью, с трудом устанавливали связь с окружающими и плохо управляли своими эмоциями.

У многих из них проявлялись симптомы диссоциации, а значит, они подвергались повышенному риску получения ПТСР.

Естественно, формирование личности помимо типа привязанности к родителям обусловлено многими факторами, включая гены, случайность и опыт. Однако любому сомневающемуся в значении родительского поведения нужно принять к сведению многочисленные исследования привязанности.

Создание связного нарратива

Интересно, а что определяет наши методы воспитания детей? Наши детские воспоминания — предположили исследователи. Звучит логично, но, как выяснилось, не совсем верно.

Настоящий вывод ученых изменил мое представление о принципах работы сознания. Оказалось, что наибольшее влияние имеет не детство нынешних родителей, а то, как они осмыслили свой детский опыт.

С помощью ряда вопросов можно разобраться, как их сознание сформировало воспоминания о прошлом, чтобы объяснить их личность в настоящем.

Наши чувства по отношению к прошлому, понимание поступков окружающих людей и воздействие определенных событий на наше взросление — все это составляет материал жизненных нарративов. Последние порой вынуждают передавать детям болезненное «наследие».

Если, например, кто-то из ваших родителей так и не смог осмыслить собственное тяжелое детство, он с большой вероятностью будет сурово обращаться с вами, а вы, в свою очередь, — с вашими детьми. Однако родителям, проанализировавшим свое непростое детство, удалось воспитать детей с надежным типом привязанности и остановить механизм передачи ненадежной привязанности.

Эти выводы показались мне очень интересными, но они вызывали и вопросы: что стоит за осмыслением? Как оно происходит в нашем сознании и как его добиться?

По мнению исследователей, нарратив — ключ к осмыслению, то есть то, как мы облекаем наш опыт в слова, передавая его другому человеку. Например, люди с надежной привязанностью отмечали как положительные, так и отрицательные аспекты детского опыта и его влияние на последующее развитие. Они могли связно рассказывать о своем прошлом и о том, как они стали самими собой.

И наоборот: те, у кого было сложное детство, часто повествовали о нем непоследовательно. Однако если в их жизни присутствовали гармоничные отношения хоть с кем-то: с родственником, соседом, учителем или психологом, — то такая связь помогала им осознать свой путь.

 У них развивалась так называемая приобретенная надежная привязанность, и их нарративы получали структуру, пригодную для последовательного описания. Таким образом, мы способны изменить свою жизнь, выстроив связную историю, даже если изначально она отсутствовала.

Это настолько важная мысль, что я хочу ее повторить: когда дело касается привязанности к нам наших детей, практически не имеет значения, было ли у нас сложное детство. Гораздо важнее, смогли ли мы осмыслить влияние данного опыта. За двадцать пять лет в психотерапии я тоже пришел к выводу, что осмысление становится источником силы и эмоциональной устойчивости.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *