3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Оказывается, делать этого не следует: вы можете достичь совершенно противоположного эффекта! К такому выводу пришли совсем недавно исследователи из Северо-Западного университета в штате Иллинойс (США).

Ученые набирали две группы детей в возрасте от трех до пяти лет. Всем ребятишкам рассказывали историю о девушке, которая ела крекеры или морковь. Но при этом в деталях история различалась: так, первой группе говорили, что указанные продукты принесли героине конкретную пользу – сделали ее сильнее или помогли научиться считать. Второй группе о пользе крекеров или моркови не сообщали.

Затем малышам предлагали отведать тех продуктов, о которых говорилось в сказке. В итоге те, кто не знал об их преимуществах, съели больше, чем те, кому их «рекламировали».

Как же объяснить этот парадокс? С раннего детства нас приучают к тому, что лекарства часто бывают горькими и неприятными на вкус. Поэтому, услышав о пользе того или иного продукта, ребенок подсознательно ожидает, что пища окажется невкусной. И она действительно кажется ему не такой уж вкусной – по крайней мере не настолько, чтобы съесть ее в большом количестве…

Поэтому лучше давать детям еду без каких-либо комментариев или же рассказывать им только о том, какая она вкусная, но никак не о ее пользе для здоровья или ума, советуют эксперты.

Миф 3: Методики раннего развития необходимы

Сегодня большинство молодых мам озадачены вопросом: «А всё ли я делаю для того, чтобы ребёнок развивался полноценно?» И вот малыш буквально с пелёнок начинает изучать иностранный язык по суперсовременной методике, и учится читать, ещё не научившись справлять нужду на горшок. И никаких «сюси-пуси»! Ребёнок с рождения должен слышать чётко поставленную речь, желательно со сложноподчинёнными предложениями!

На самом деле:

Такое рвение чаще всего связано с нереализованными собственными амбициями или простым веянием моды, но никак не с желанием самого ребёнка. Более того, чрезмерное увлечение ранними методиками развития может привести к обратному результату: те навыки, которыми малыш должен овладеть в определённом возрасте, не будут развиты в полной мере.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Миф 4: Ребёнка нужно ограждать от любых стрессов

Согласно этому мифу детей надо ограждать от любых негативных эмоций: будь то мультфильм, где обижают главного героя, болезнь любимой кошки или мамино плохое настроение. Скрыть, загнать внутрь, даже обмануть – лишь бы на выходе была весёлая рекламная картинка.

На самом деле:

Конечно, жить в атмосфере, где постоянно «сверкают молнии», ребёнку вредно: он не развивается должным образом и в целом может чувствовать себя глубоко несчастным.

Но испытать весь спектр человеческих эмоций и чувств, будь то грусть, обида, сочувствие или разочарование, человек должен именно в детстве.

Как ещё ему научиться с ними справляться, если не с родительской поддержкой и на их примере?

3 Все дети одарённые

Передачу «Лучше всех!» нельзя смотреть без содрогания. Бедные дети! За что их так мучают? Родители выставляют их на всеобщее обозрение, как дрессированных животных. Надо же своё тщеславие потешить. Только им невдомёк, что ничего хорошего этих детей не ждёт. Их жизнь очень скоро превратится в ад. И руку к этому приложат сами родители.

В определённом возрасте все дети рисуют, лепят, поют или пишут стихи. Это нормальная часть взросления. Некоторые взрослые решают, что у ребёнка талант, и начинают мучить его кружками, секциями, репетиторами. У маленького человека отнимают детство.

Ещё хуже, если у ребёнка уникальные способности, как в передаче Максима Галкина. Он знает наизусть всего Шекспира или перемножает в уме шестизначные числа. Его начинают растить как «будущего гения». Жизненная катастрофа такому ребёнку обеспечена.

Память на Шекспира или умножение чисел в уме — весьма специфические навыки. Карьеру на них не построишь. Неужели это не понятно? Люди становятся гениями уже в зрелом возрасте, благодаря упорству и труду. Но у ребёнка, привыкшего с малых лет считать себя уникумом, такие качества никогда не разовьются. Лучше оставить «одарённых» детей в покое и дать им расти нормально.

Популярные мифы о правильном воспитании детей

Существует множество стереотипов по поводу воспитания ребенка. Молодые родители постоянно слышат их от друзей, своих родителей, по телевидению и т. д.

Возможно, сто лет назад они и имели что-то общее с реальностью, но сейчас они окончательно устарели.

Рассмотрим подробнее некоторые из них, чтобы вы могли отличить факты от вымыслов и не волноваться о ложных постулатах в воспитании и уходе за ребенком.

Миф 1. Если брать ребенка на руки каждый раз, когда он плачет, вы его испортите

Правда. Вы не можете испортить новорожденного. Если ребенок успокаивается, когда вы берете его на руки, – это нужно делать. Более того, малышу необходима уверенность в том, что родители рядом и всегда придут на помощь.

Первые полгода жизни основной его задачей является развитие уверенности в том, что окружающий мир позаботится о нем. Если он плачет и никто не берет его на руки, он не доверяет миру. Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему нужно будет усвоить то, что он способен выжить без посторонней помощи – хотя бы несколько минут.

Поэтому нужно на некоторое время оставлять его одного. Не беспокойтесь: хотя ребенок может при этом кричать, он знает, что вы рядом.

Миф 2. Употребление сахара приводит к гиперактивности ребенка

Правда. Ваш ребенок может любить сладости и при этом быть непоседливым. И, хотя вы связываете эти факты друг с другом, взаимосвязь между употреблением сахара и активностью детей научно не установлена.

Любой продукт питания, повышающий уровень сахара в крови (например, помидоры или леденцы), приводит к выделению адреналина, который, в свою очередь, вызывает прилив энергии. Клетчатка смягчает этот эффект, и ребенок остается спокойным.

Но большинство сладостей не содержит клетчатки, и поэтому ребенок становится гиперактивным. Как видим, сахар не является этому прямой причиной. Поэтому, если малыш слишком энергичен, включите в его рацион продукты, богатые клетчаткой (например, яблоки), и можете не ограничивать его в употреблении сахара.

Миф 3. Поведение ребенка в двухлетнем возрасте ужасно

Правда. Двухлетний возраст, а точнее, период между 18 и 30 месяцами кажется ужасным только тем, кто к этому не готов. Малыш в этом возрасте упрям, любит спорить, часто впадает в истерики.

Естественно, родителям бывает трудно справиться с таким поведением.

Но если вы сможете разглядеть позитивные стороны данного возраста и научитесь справляться с поведением ребенка, и вы, и он сможете с пользой пройти этот этап развития.

В данном возрасте ребенок начинает стремиться к самостоятельности и независимости. Если вы хотите, чтобы он осознал свое «я», позвольте ему проявить самостоятельность. Чтобы вы могли справиться с ребенком в этот период, установите ему четкие границы, давайте выбор («Какую пижаму ты сегодня хочешь надеть – красную или синюю?»).

По возможности избегайте ситуаций, когда вам приходится подавлять бунт ребенка. Например, если он не любит ходить с вами в магазин и устраивает из-за этого истерики, запланируйте покупки на день, когда супруг будет дома и сможет присмотреть за ребенком.

Миф 4. Нельзя говорить ребенку: «Я твоя мать, и ты должен делать так, как я тебе говорю!»

Правда. Эта фраза – распространенный способ закончить пререкания ребенка. Но следует аргументировано объяснять малышу, почему он должен поступать определенным образом. Например, если он не хочет ложиться спать, объясните ему, что дети должны спать, чтобы расти.

Малыш продолжает спорить с вами и настаивать на своем? Вы не обязаны больше доказывать свою правоту. В таком случае можно закончить спор фразой: «Потому что я твоя мама». Можете использовать более современный её вариант: «Потому что я – мать, а ты – ребенок, и мы уже всё обсудили по этому вопросу».

Миф 5. Нельзя задабривать малыша

Правда. Задабривание ребенка – почти всегда плохая идея. Но если в 98 % случаев это плохо, то в отдельных ситуациях к этой уловке можно прибегнуть. Например, когда вы хотите, чтобы 5-летняя дочь спокойно сидела во время свадьбы своей сестры, можно пообещать купить ей куклу в конце дня.

Если посмотреть на ситуацию с практической точки зрения, задабривание ребенка стоит нам денег и дает краткосрочный эффект. Более того, вы вряд ли хотите, чтобы малыш вел себя хорошо только в тех случаях, когда ему это выгодно.

Миф 6. Дети, которые раньше других учатся ходить, более развиты умственно, чем их сверстники

Правда. Если ребенок рано научился ходить или говорить – это не дает особого преимущества в старшем возрасте. При этом справедливо обратное утверждение: если у ребенка слишком поздно развиваются данные навыки, в дальнейшем его развитие также может идти медленными темпами.

Ученые утверждают, что ходьба и речь – это наиболее заметные, но не единственные показатели развития: нельзя научиться ходить, перед этим не научившись ползать, и нельзя научиться говорить, не развив перед этим речевой аппарат.

Оба навыка требуют развития нервной системы и никак не связаны с интеллектом.

Миф 7. Вы можете полагаться на материнский инстинкт

Правда. Не всегда. То, что мы привыкли называть материнским инстинктом, точнее можно назвать беспокойством матери за ребенка. Сколько раз на работе вы беспокоились о том, что с ребенком что-то случилось? Сколько раз вы проверяли, не звонил ли вам супруг, оставшийся дома с ребенком?

Читайте также:  7 вредных советов, как воспитывать девочку

Матерям свойственно беспокоиться о своих детях. Но это не значит, что не стоит прислушиваться к своему внутреннему голосу. Каждый из нас в той или иной степени обладает интуицией. И мы не можем к ней прислушаться, испытывая беспокойство или панику. Чтобы услышать свой внутренний голос, нам, прежде всего, следует успокоиться.

Миф 8. Если не наказывать ребенка за плохое поведение каждый раз, он станет неконтролируемым

Правда. Наказывать ребенка за плохое поведение каждый раз просто невозможно. Существует большое количество факторов, провоцирующих плохое поведение, поэтому наказывать его каждый раз было бы нерассудительно. Главное, чтобы ребенок понимал, когда ему стоит остановиться, и адекватно реагировал на ваши замечания.

Не каждое непослушание малыша должно быть наказано. Будьте гибкими в своем поведении. Например, вчера вас раздражало то, что ребенок шумит в доме, и вы сказали ему вести себя тихо. Сегодня вы относитесь к этому спокойно, поэтому можно дать малышу возможность выплеснуть свою энергию. Но если вы запрещаете ему делать что-либо, он должен это понимать и принимать правила.

Миф 9. В трехлетнем возрасте мозг ребенка достаточно развит для жизни

Правда. В течение первых трех лет жизни развиваются такие необходимые для выживания навыки, как зрение и речь. А более сложные навыки (например, умение играть на пианино или знание иностранных языков) в этом возрасте еще не могут быть развиты.

Как утверждают ученые, на протяжении всего детства и даже ранней юности у ребенка формируются и развиваются новые участки мозга. Поэтому юноши, например, могут мыслить абстрактно, а двухлетние дети – нет.

Если вы хотите максимально развить мозг своего ребенка, не используйте для этого электронные устройства, а обратите внимание на то, чем интересуется малыш. Двухлетние дети интересуются всем, что их окружает. Например, во время прогулки вы можете рассказывать ему занимательные факты из области биологии.

Когда ребенок учит цифры, играйте с ним в игры во время похода в супермаркет. Например, попросите его найти цифру 9 на ценниках. Обращайте внимание на интересы ребенка – так вы сможете мотивировать его к дальнейшему развитию.

Миф 10. Окружающий мир опасен, и ребенок постоянно нуждается в защите

Правда. Чрезмерная опека приносит больше вреда, чем пользы. Большинство наших страхов преувеличено. Статистика свидетельствует о том, что похищение детей и разные трагедии происходят довольно редко.

Вред от чрезмерной опеки заключается в том, что ваше беспокойство и страхи передаются детям. И когда они испытывают постоянную тревогу, это мешает им развить свой потенциал. Следует различать беспокойство и меры предосторожности.

Конечно, важно следить за тем, чтобы ребенок надевал шлем, когда катается на велосипеде, или учить его правилам поведения на дороге. Но вместо того, чтобы проявлять чрезмерную опеку, научите малыша заботиться о себе.

1 «Мы тебя вырастили»

Просто дико слышать упрёки родителей: «Мы тебя вырастили, а ты такой неблагодарный!». Простите, но разве ребёнок — растение? Насколько нам известно, детей вовсе не нужно «выращивать». Они сами растут. От родителей требуется только заботиться о них, защищать и лишний раз не «отсвечивать».

Самое странное, когда взрослые воспринимают заботу о детях как немыслимый подвиг. Как будто у них есть выбор. На самом деле, они обязаны это делать по закону. В Семейном Кодексе прописано, что родители обязаны растить детей с заботой и любовью. Если они будут отлынивать от своих обязанностей, их лишат родительских прав. У двух взрослых людей есть право выбора лишь в отношении трёх вещей:

  • вступать в интимную связь, или нет
  • предохраняться или заниматься незащищённым сексом
  • делать аборт или оставить ребёнка

С момента рождения младенца никакого выбора уже нет. Воспитывай нормально или отвечай по закону. Третьего не дано.

Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»

Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей.

Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента.

Лидер – это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.

3. Дети не должны плакать

«У хороших родителей дети не плачут», — третий миф о воспитании.

Малыш еще только опустил уголки губ и сделал глубокий вдох, а мама уже согласна на все, лишь бы он снова улыбнулся.

Проживая разочарование, ребенок укрепляет свою эмоциональную сферу и готовится к настоящей взрослой жизни, когда никто не будет бежать к нему по первому хныку. Дайте малышу выплакать свои слезы, если вы не можете изменить ситуацию. Просто обнимите его в этот момент и скажите: «Я понимаю, ты расстроен, но, к сожалению, тут ничего не поделать».опубликовано econet.ru

Топ-3 мифа о воспитании детей | Журнал

[artlabel id=»70974″]

Иногда родители, стремясь вырастить довольного ребенка, исходят из ложных убеждений. Опровергаем мифы воспитания.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Fotolia

1. Все лучшее — детям

«У моего ребенка должно быть все самое лучшее», — часто говорят родители.

Родители готовы себе отказать в чем-то важном, лишь бы их чадо не нуждалось ни в чем. Модная одежда, телефон последней модели, самые лучшие брендовые игрушки. А иначе малыш будет чувствовать себя несчастным и обделенным.

Американские психологи выяснили: стереотип, что детей из бедных семей ожидают трудности во взрослой жизни, неверен.

Согласно исследованиям в хорошо обеспеченных семьях чаще вырастают неудачники — реальная жизнь пугает и разочаровывает их, они лишены амбиций, так как все блага уже достались им при рождении.

Поэтому психологи рекомендуют родителям не стараться постоянно оберегать детей от тех или иных материальных проблем. Лучше, если они столкнутся с ними в раннем возрасте, нежели потом, когда совсем не будут готовы. Ребенку необходимо к чему-то стремиться, подчеркивают исследователи.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Fotolia

2. Счастливые дети растут в полных семьях

«Ребенок должен расти в полной семье», — еще одно частое устверждение.

Ради благополучия своих детей многие семейные пары способны долгое время жить в несчастливом браке. Правда, у них часто случаются ссоры и конфликты, зачастую у папы на малыша нет времени, а у мамы — сил. Но так ли это важно, ведь у ребенка есть они оба?

Ученые из научно-исследовательского института NatCen провели опрос среди 12 тыс. детей в возрасте 7 лет, а также 11-15 лет и сделали вывод: ребенок может быть счастлив вне зависимости от того, воспитывается он в полной семье или нет.

Дети из неполных семей так же часто, как и дети, растущие с мамой и папой, говорили, что они нередко бывают счастливы или что счастливы всегда.

Зато выяснили другую закономерность: счастливыми чаще называли себя дети, родители которых не ссорились и проводили с ними «качественное» время (веселились, беседовали, играли), пусть даже и по отдельности.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Fotolia

3. Дети не должны плакать

«У хороших родителей дети не плачут», — третий миф о воспитании.

Малыш еще только опустил уголки губ и сделал глубокий вдох, а мама уже согласна на все, лишь бы он снова улыбнулся.

Проживая разочарование, ребенок укрепляет свою эмоциональную сферу и готовится к настоящей взрослой жизни, когда никто не будет бежать к нему по первому хныку. Дайте малышу выплакать свои слезы, если вы не можете изменить ситуацию. Просто обнимите его в этот момент и скажите: «Я понимаю, ты расстроен, но, к сожалению, тут ничего не поделать».

Сыновья доставляют женщинам больше хлопот, чем дочки

Почему отцы должны воспитывать сыновей?

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Мифы XXI века о воспитании ребенка | Женский журнал Norra.ru

Многие женщины жалуются, что, когда они становятся мамами, им постоянно приходится бороться со стереотипами бабушек по вопросам воспитания и ухода за ребенком.

Непросто бывает убедить их не кутать малыша в одеяло, когда ему и так тепло, не сюсюкать вместо того, чтобы разговаривать по-человечески, не заставлять кушать за двоих, не утешать конфетами. Новое поколение осознало ошибки своих родителей и постаралось их исправить.

Однако мы сами не заметили, как создали собственные стереотипы. Поговорим о них в этой статье.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Когда я стала мамой, начала бороться с бабушкиными стереотипами о воспитании и уходе за малышом. Ох, как трудно было убедить не кутать ребенка, не заменять человеческие слова лялечными, не утешать конфеткой, не докармливать «за маму, за папу»… Отринув все старое, наше с вами поколение и не заметило, что породило новые стереотипы! Вот лишь некоторые из них.

Читайте также:  Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»

Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок отставал от своих сверстников и испытывал трудности с обучением, общением с людьми. Страх за будущее ребенка заставляет современных мам пичкать детей знаниями с самого раннего возраста. В результате детей пытаются обучать иностранным языкам, с года уже начинается чтение, а чуть позже малыша отдают на разные секции.

В магазинах и интернете сейчас можно найти всевозможные пособия и энциклопедии по воспитанию вундеркиндов, которые только подстегивают маниакальное желание современных мам быстрее развить интеллект малыша.

Создаются форумы, на которых родители делятся успехами — у одних двухлетние сыновья уже читают наизусть стихи выдающихся поэтов, у других годовалые дочки говорят первые слова на английском.

А еще повсеместно открываются садики с ранним обучением, в которых предлагается насыщенная программа.

Стремление обеспечить благополучное будущее для ребенка похвально. Однако специалисты предупреждают: чрезмерные нагрузки в раннем возрасте провоцируют общесоматические болезни, неврозы и часто даже убивают мотивацию к дальнейшему обучению. Родителям важно понять: ребенок должен играть и получать все радости детства, а для познания наук у него еще будет достаточно времени.

Распространенные заблуждения родителей

Стараясь ускорить развитие малыша, родители ошибочно полагают, что:

  1. Если ребенок будет слушать классическую музыку с первых дней жизни, то вырастет интеллигентным и культурным человеком.
  2. Грудничок быстро заговорит, если постоянно будет слышать человеческую речь — к примеру, из телевизора.
  3. Малыша необходимо учить ходить на горшок как можно раньше — с момента, как он встанет на ноги.
  4. Ребенок способен одновременно учиться говорить и читать.

Эти утверждения не выдерживают никакой критики педиатров и детских психологов, а также просто опровергаются здравым смыслом. Специалисты напоминают мамам простую истину: всему свое время.

Полугодовалый малыш может с интересом слушать как мама читает ему книжку, но это не свидетельствует о его гениальности или о том, что он понимает сюжет. Он просто весел и доволен от того, что с ним его мама, которая смешно озвучивает персонажей разными голосами, показывает цветные картинки.

Поэтому следите за тем, чтобы малыш развивался по возрасту, но не перегибайте палку. Иначе все закончится неврозами.

Читаем также: Воспитание ребенка до года: главные советы родителям

Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»

Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей.

Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента.

Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.

Заблуждения о воспитании лидерских качеств

Не правы родители, которые считают, что:

  1. Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
  2. Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
  3. Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.

По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.

Читаем также: Как воспитать ребенка лидером. Сборник персонализированных сказок №3

Стереотип №3. «Воспитаю настоящего мужчину (женственную девушку)»

Как часто от родителей маленьких детей можно услышать фразы наподобие «Не реви, ты же мужчина!» или «Как ты испачкалась, а ведь ты девочка, ты должна быть красивой!». Гендерные стереотипы порой превращаются в настоящий абсурд. Ребенку едва исполнилось 2-3 года, а от него уже требуют проявления мужественности или женственности.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Вначале разберемся, какие качества хотят видеть родители в мальчике. Это ответственность, самостоятельность, сила воли, решительность. Проявить такие черты в условиях постоянного принуждения невозможно.

Нельзя научиться принимать решения, если на тебя постоянно давят, говорят, как и что нужно делать. Чтобы ребенок вырос мужественным и сильным морально, меньше настаивайте, воспитывайте и насаждайте. Не мешайте природе — она сама подскажет малышу, как себя вести.

Дайте ему чуть больше самостоятельности, хотя это и непросто осуществить.

Гендерные мифы о воспитании

Методы воспитания мальчиков и девочек, конечно, должны различаться. Однако многие родители перегибают палку, попадая под власть следующих стереотипов:

  1. Мальчикам в качестве игрушек подходят машинки, а девочкам — куклы, но ни в коем случае не наоборот.
  2. Обязательные атрибуты девочки — длинные волосы, платья и юбки, но никаких штанов в повседневной жизни, они исключительно для спорта.
  3. Ребенок может заниматься только тем видом спорта или творчества, который соответствует его полу. Девочку нельзя отдавать на карате, а мальчика — на танцы.
  4. Девочкам можно многое простить, а мальчиков нельзя жалеть, их следует наказывать, причем пожестче.

Теперь посмотрим, какие требования современные родители предъявляют к своим маленьким дочкам. Это аккуратность и красота, причем абсолютно во всем — во внешнем виде, почерке, манере разговаривать и держать вилку.

Одна 40-летняя женщина на форуме описала типичную ситуацию: в детстве ее ругали за грязную одежду, за помарки в тетрадках. Она постоянно слышала от родителей: «Будь аккуратнее! Ты же девочка!». Ребенка это привело к мыслям о том, что родиться девочкой — большая неудача. Чтобы изменить это мнение, потребовалось время.

Мама должна объяснять дочке, что она девочка, но нельзя делать это через упрек. Чтобы развить женственность в малышке, предложите ей вместе лечить папу от простуды, заботиться о кошке, прихорашиваться перед зеркалом. Ребенку гораздо проще учиться, видя чей-то пример.

Читаем также: Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/mifyi-xxi-veka-o-vospitanii-rebenka.html

3 мифа о воспитании детей: что мы делаем неправильно

Воспитывая детей, мы чаще всего полагаемся на интуицию или нормы, принятые в обществе, но иногда все наши представления могут быть ошибочными. Чтобы правильно растить ребёнка, нужно смотреть на мир шире и действовать увереннее. А ещё — критически мыслить и отличать действительно хорошие методы воспитания от мифов.

Миф № 1. Нужно как можно чаще хвалить ребёнка

Разумеется, ваш ребёнок особенный. И вы считаете совершенно нормальным постоянно говорить ему об этом, поэтому похвала в его адрес звучит по меньшей мере десять раз в день.

Однако многочисленные исследования нейробиологов доказывают, что излишняя похвала может только навредить.

Если ребёнку с младенчества внушают, что он умный и одарённый, он начинает верить в свою исключительность. Но загвоздка в том, что эта убеждённость совсем не гарантирует того, что он будет хорошо учиться. Напротив, захваливание ребёнка приводит к трудностям в учёбе.

Хваля детей за то, что они умные, мы даём им понять, что самое главное — выглядеть умным и не рисковать, чтобы не допустить ошибок.

Иными словами: дети, которых постоянно хвалят, перестают стараться, поэтому со временем фактически перестают быть умными. Они хотят лишь выглядеть таковыми, но не привыкли прилагать усилия, чтобы заслужить такой высокий статус. Зачем что-то делать, если тебя в любом случае считают одарённым?

Вы спросите, что же делать? Неужели хвалить детей совсем не стоит? Ответ отрицательный. Хвалите на здоровье, но делайте это правильно.

Хвалите детей за усердие и приложенные усилия, тогда они усвоят, что награда и успех зависят от них самих. Если же вы хвалите сына или дочь за то, что они просто умны, вы лишаете их возможности контролировать ситуацию.

«Я умный, значит, мне не надо стараться. Если я начну что-то делать, все вокруг решат, что мне недостаёт природных данных. Если я не справлюсь с этой задачей, то все поймут, что я вовсе не умен». Таково мышление ребёнка, которого слишком много хвалят. Он не умеет переживать неудачи, сомневается в своих способностях. У него исчезает мотивация.

Такие дети делают всё не ради собственного удовольствия и самого процесса, а только для того, чтобы их похвали. В конечном итоге они отстают от сверстников и теряют уверенность в себе.

Миф № 2. Мой ребёнок никогда не врёт

Возможно, вы уверены, что ваш малыш никогда не врёт. А если и обманывает, то крайне редко.

Мы раскроем вам глаза: абсолютно все дети обманывают. Это не хорошо и не плохо. Это всего лишь неотъемлемая часть развития ребёнка. И ещё одно открытие: чем больше вы пытаетесь отучить ребёнка от лжи, тем чаще он обманывает.

Эти цифры вас удивят, но они подтверждены многолетними исследованиями учёных: четырёхлетние дети врут примерно один раз в два часа, а шестилетки — раз в час. 96% всех детей врут каждый день.

Как же малыши приучаются ко лжи? И так ли она опасна, как нам порой кажется?

Первая причина, по которой дети обманывают родителей, — желание скрыть провинность. Они с самого раннего возраста стараются избежать наказания, при этом не осознают, что за ложь тоже могут наказывать.

Читайте также:  Как научить и приучить ребенка от 2 - 3 лет убирать свои игрушки: приучаем малыша к самостоятельности

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенкаJamie Taylor/Unsplash.com

Пол Экман (Paul Ekman) из Калифорнийского университета — один из первых исследователей, который заинтересовался вопросом детской лжи. Он объясняет, как у детей формируется привычка к обману.

Представьте такую ситуацию. Мама пообещала шестилетнему сыну, что в субботу они пойдут в зоопарк. Вернувшись домой, она посмотрела в ежедневник и поняла, что на субботу у них запланирован визит к врачу. Когда мальчик об этом узнал, он очень расстроился. Почему? В восприятии взрослых мама никого не обманула. Но ребёнок воспринял эту ситуацию как ложь. Мама его обманула.

С детской точки зрения любое ошибочное утверждение воспринимается как ложь. То есть в глазах ребёнка мама неосознанно одобрила обман. Именно в таких ситуациях дети учатся обманывать. Они решают, что раз родители могут лгать, то им тоже можно.

Но так ли страшна ложь? Исследования показывают, что привычка к обману в раннем возрасте вполне безобидна и в чём-то даже полезна.

Дети, которые начинают врать в два-три года или в состоянии не выдавать себя к четырём-пяти годам, показывают лучшие результаты в академических тестах. Ложь связана с интеллектом, она развивает когнитивные способности, логику и память.

Родителям не стоит яростно бороться с ней. Дети лишь к 11 годам начинают понимать, что ложь — это плохо. До этого возраста они уверены, что главная проблема лжи лишь в том, что за ней следует наказание.

Если вы будете наказывать детей за ложь, вы добьётесь обратного эффекта. Они начнут ещё больше бояться наказаний, а следовательно — чаще врать. В конечном итоге это приведёт к тому, что дети так и не поймут, в чём истинная проблема лжи, не осознают, как она влияет на окружающих людей.

Учёные выяснили, что малыши, которых наказывают за вранье, не лгут меньше. Они просто приучаются виртуозно врать и реже попадаются на лжи.

Чтобы научить детей правильному отношению к обману, мы должны постоянно говорить им, что честность — это хорошо, то есть фокусироваться на положительной стороне.

Миф № 3. Детей нужно ограждать от родительских ссор и выяснения отношений

Мы ссоримся. В семье без этого не обойтись. Но многие из нас привыкли ограждать от конфликтов детей, считая, что это правильно.

Однако это заблуждение. Не стоит скрывать от детей конструктивные конфликты, и вот почему.

В одном исследовании учёные создавали искусственные ситуации, в которых родители ссорились на глазах у детей. Например, мама начинала высказывать претензии отцу по телефону, когда ребёнок находился в комнате.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенкаMichał Parzuchowski/Unsplash.com

Сразу же после разыгранной ситуации у детей измеряли уровень гормона стресса кортизола.

Оказалось, когда дети присутствовали при родительской ссоре до конца и узнавали, чем всё закончилось, они реагировали очень спокойно, а уровень гормона стресса оставался в пределах нормы или сразу же понижался после удачного разрешения конфликта.

«Мы экспериментировали с силой конфликта и накалом страстей, но эти факторы не имели никакого значения, — вспоминает один из учёных. — Даже после наблюдения бурной ссоры дети вели себя спокойно, если они видели концовку с примирением сторон».

Всё это означает, что родители, которые стараются завершить ссоры, начавшиеся на глазах у детей, в другой комнате, совершают ошибку.

Присутствие детей при конструктивных конфликтах родителей (без оскорблений) идёт им на пользу. Это развивает чувство защищённости, учит общаться и разрешать сложные ситуации. Если ребёнка полностью оградить от таких моментов, он не получит положительных примеров и так и не научится справляться с конфликтами во взрослой жизни.

На этой неделе наши друзья — издательство «МИФ» — празднуют одиннадцатилетие. В честь такого события они приготовили немало подарков для читателей. Вы сможете получить легендарную книгу «Мифы воспитания» и книгу-квест «Находилки» с играми и весёлыми заданиями для любознательных малышей. Кроме того, вас ждут отличные скидки на книги для детей и родителей.

Мифы XXI века о воспитании ребенка

Когда я стала мамой, начала бороться с бабушкиными стереотипами о воспитании и уходе за малышом. Ох, как трудно было убедить не кутать ребенка, не заменять человеческие слова лялечными, не утешать конфеткой, не докармливать «за маму, за папу»… Откинув все старое, наше с вами поколение и не заметило, что породило новые стереотипы! Вот лишь некоторые из них.

Стереотип №1. Мой ребенок – гений. Сверхраннее развитие

Мы боимся увидеть свое чадо в числе аутсайдеров. Естественный страх за ребенка превратил множество современных мамочек в педагогических маньяков. И мы пичкаем наших детей всевозможными знаниями: английский с 6 месяцев, чтение с года, школа развития с полутора, в оперный — с трех…

Рынок угодливо предлагает нам пособия, игры и даже энциклопедии для воспитания маленьких гениев. В ответ на спрос открываются  мини-садики с ранним обучением, но специалисты все чаще призывают к осторожности. Они уверяют, что большая нагрузка приводит к общесоматическим заболеваниям, неврозам и даже к уничтожению мотивации к обучению.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Популярные воспитательные «перегибы»:

  • Если ребенок часто будет слышать классическую музыку, то вырастет более культурным и гармонично развитым человеком.
  • Младенец быстрее начнет говорить, если постоянно будет слышать речь, например, из включенного телевизора.
  • Нужно приучать ребенка к горшку как можно раньше, как только он встанет на ножки.
  • Ребенок способен научиться читать и говорить одновременно.

Каждое из этих утверждений оспаривается психологами, педиатрами, просто здравым смыслом.

К счастью, я не была настойчива в своем педагогическом рвении. Я «грузила» сына огромным количеством информации, но не требовала от него демонстрации новых умений или знаний. Поэтому обошлось без неврозов.

С появлением второго ребенка я поняла, что действительно всему свое время. И полугодовалому ребенку интересны книжки вовсе не потому, что он, такой гениальный, следит за сюжетом.

А потому, что мама рядом, разговаривает смешно на разные голоса и картинки все время сменяют друг друга.

Стереотип №2. Мой ребенок должен стать лидером

Ответственность, инициативность, уверенность – основные качества лидера. Согласитесь, даже взрослые не всегда ими обладают в силу индивидуального темперамента и характера.

Так что лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов. Поэтому бессмысленно культивировать лидера в ребенке-интроверте, склонном к созерцанию и анализу.

Если он не станет душой компании и заводилой – это вовсе не означает, что будет несчастен.

Мифы о правильном воспитании лидерства:

  • Не стоит вмешиваться, когда малыши или дошколята ссорятся на площадке. Так они учатся отстаивать свою точку зрения и преодолевать трудности
  • В играх и соревнованиях взрослый должен проигрывать, чтобы у маленького победителя повышалась самооценка
  • Оставлять ребенка наедине с его проблемами, чтобы тот самостоятельно учился искать выход из трудной ситуации

Психологи говорят, что распознать задатки вожака можно лишь к трем годам. Такой ребенок с удовольствием общается с незнакомыми людьми, является душой компании сверстников, охотно участвует в концертах и конкурсах. Во многом ребенок перенимает стиль поведения родителей. Нам самим нужно быть инициативными и активными, чтобы дать пример чаду.

Стереотип №3. Я воспитываю настоящего мужчину (истинную женщину)

«Вытри слезы, ты же мужик!» — рычит папа на упавшего с велика трехлетку. «Не ходи по лужам, ты же девочка», — упрекает мамаша двухлетку в бантиках. 

Давайте сначала разберемся с мальчиками. Нам хочется видеть и развивать в них традиционно мужские качества: самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, силу воли.

Эти качества невозможно проявить в состоянии неволи и принуждения, правда? Значит, чем меньше мы воспитываем, насаждаем, настаиваем, тем больше у ребенка шансов вырасти мужественным и психологически сильным.

Лично я решила не мешать природе и давать сыну больше самостоятельности, хотя это порой бывает мучительно трудно.

3 главных мифа 21 века о воспитании ребенка

Гендерные мифы о воспитании:

  • Мальчики не должны играть девчачьими игрушками и наоборот.
  • Девочки должны носить длинные волосы, только юбки и платья, брюки только для спортивных занятий.
  • Ребенок должен посещать спортивную секцию или кружок в соответствии со своим полом. Никакого бокса для девочек, никакого рукоделия для ребят.
  • Мальчиков нужно наказывать более жестко, чем девочек.

Теперь о девочках.

На одном из форумов прекрасно описана самая популярная ситуация: «Мне все время говорили: нельзя, ты же девочка! Ты должна быть аккуратной, ты же девочка! Ты посмотри в свою тетрадь! Как ты пишешь?! Ты же девочка! Словом, я поняла, что худшее, что можно было сделать в жизни — это родиться девочкой.

И я попала на все 100. И с этим надо как-то жить. Мне уже за 40. И недавно мужчина рассказал часть анекдота со словами: «Я не хочу революцию! Я хочу новое платье, я же девочка!» С этих пор началось моё новое осознание себя».

Даже не хочется здесь ничего прибавлять. Лично я усвоила, что своей дочери буду говорить о том, что она девочка, не через упрек. Просто будем вместе осваивать сложную женскую науку: вместе заботиться о котенке, вместе наводить марафет, вместе лечить папе порезанный палец. Это по-нашему, по-женски.

Также вам будет интересно прочитать на эту тему нашу статью Гендерное воспитание или Как вырастить счастливого мальчика? и девочку?

globallookpress.com

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *