5 заблуждений о тревожных детях

365 дней вместе

Спокойные: гид по детским тревогам и страхам

15 октября 718 просмотров

Екатерина Ушахина

Все дети время от времени испытывают тревогу и страх. Но иногда беспокойство становится настолько сильным, что начинает влиять на жизнь ребенка, мешая общаться, учиться и познавать мир.

Книга детских психологов Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс «Спокойные», основанная на результатах 15-летних клинических исследований, поможет родителям научить ребенка (и самих себя) не прятаться от страхов, а постепенно, шаг за шагом, самостоятельно с ними справляться.

Под обложкой вы найдете научные исследования, опыт сотен реальных семей и пошаговую стратегию борьбы с тревогой и страхами.

Опыт психологов и родителей

5 заблуждений о тревожных детях
Спокойные

У детей из-за тревожности появляются проблемы дома, в школе, в отношениях с друзьями. Родителям трудно понять, как правильно себя вести в такие моменты. Интуиция подсказывает одно, в интернете советуют другое, а окружающие рекомендуют третье.

Кэти Кресвелл и Люси Уиллеттс — практикующие психологи и основательницы клиники по лечению тревожных расстройств у детей. Они уверены, что именно родители (да, не врачи!) в первую очередь могут помочь детям справиться с тревожностью.

5 заблуждений о тревожных детях

Книга основана на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Она эффективна в разных ситуациях, будь то боязнь общения со сверстниками или взрослыми, страх разлуки с близкими, фобии или опасения по поводу каких-то страшных событий.

  • Именно родители могут помочь детям преодолеть все типичные страхи: от боязни собак до страха высоты.
  • В книге вы найдете:
  • — 5 шагов, которые помогут справиться с любыми тревогами и страхами;
  • — типичные детские страхи и фобии, методы работы с ними;
  • — истории других родителей о том, как они помогли своим детям преодолеть тревогу и страхи;
  • — советы для детей разного возраста: 5-12 лет, малышей до 3 лет и подростков;
  • — страхи и проблем со сном, поведением и успеваемостью;
  • — краткое руководство для учителей по работе со страхами и тревогами в школе.

Как мама

Представление о мире дети получают от окружающих людей. Если родители думают о мире с тревогой и многого боятся, то и ребенок может начать воспринимать мир так же.

5 заблуждений о тревожных детях

Если родитель подходит к тревожным ожиданиям разумно, это поможет ребенку сформировать новое мировосприятие. Поэтому, вместо того чтобы пытаться скрыть свои страхи, используйте их как возможность показать хороший пример.

Подумайте, каким из ваших страхов уместно поделиться с ребенком, и покажите ему, как можно справляться с этим страхом.

Время для беспокойства

Если ребенок тратит большую часть дня на переживания, стоит выделить ему специальное «время для беспокойства». Это фиксированный отрезок (например, полчаса), когда вы можете обсудить любые проблемы.

Постарайтесь выбрать такой момент, когда вы сможете общаться, ни на что не отвлекаясь. Не откладывайте «время для беспокойства» на конец дня, ведь подобные разговоры могут стать причиной плохого сна у ребенка. Если в течение дня появляется какой-то страх, запишите его и продолжайте заниматься тем, что делали.

Например, используйте «особенную тетрадь» для страхов. Или сделайте почтовый ящик, куда ребенок будет «отправлять» сообщения о страхах в течение дня.

5 заблуждений о тревожных детях

Спонтанность полезна

Тревожным детям часто трудно вынести неизвестность. У них возникает множество вопросов типа «что, если?..». Здесь важно принять неопределенность и справиться с ней, а не пытаться ее избежать. Поэтому вместо того, чтобы всегда сообщать ребенку, что происходит (например, всегда иметь четкий распорядок), полезно внести некоторую спонтанность в его жизнь.

  1. Тут помогут эксперименты. Вот несколько примеров:
  2. — Договориться, чтобы кто-то другой забрал ребенка из школы.
  3. — Запланировать спонтанную встречу с другим ребенком, чтобы поиграть вместе.
  4. — Изменить планы на выходные.

Если малыш боится всего нового

Вот три простых упражнения, которые помогут, если малыш боится всего нового:

Поиграйте в новое. Постарайтесь привнести элемент веселья в освоение новых вещей. Допустим, если ребенок боится говорить вслух в присутствии незнакомых людей, то можно справиться со страхом при помощи забавных приложений (например, гася пламя на экране или разговаривая измененным голосом).

Игры, помогающие детям делать то, чего они боятся, дают возможность попробовать что-то новое и обнаружить, что это не так страшно, как казалось.

5 заблуждений о тревожных детях

Смените фокус. Выясните, что особенно увлекает ребенка, и побуждайте к этому занятию, когда им начинает овладевать беспокойство. Если вы в дороге, заключите пари, сколько красных машин он увидит, прежде чем доедет до места назначения, и предложите ему считать. Это поможет переключиться с беспокойства.

Инсценируйте страх. Маленьким детям часто легче описать то, что происходит с кем-то другим, а не с ними самими.

Говоря с ребенком, придумайте историю о том, как друг или известный персонаж попал в ситуацию, которая испугала бы вашего малыша, и посмотрите, что, по мнению вашего ребенка, с ним произойдет.

Можно превратить это в ролевую игру с помощью фигурок. Так ребенок поймет, что даже если его что-то расстроит, в конце концов все равно все будет хорошо.

Когда дети тревожатся, их мозг не отдыхает, а вот когда прыгают на батуте — другое дело! Эта книга навсегда изменит привычное отношение к страхам. Пять простых шагов и советы психологов сделают вашего ребенка счастливым и уверенным в себе человеком, которому тревоги не смогут помешать жить полноценной жизнью.

По материалам книги «Спокойные».

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

5 мифов о тревожных детях

Я постоянно слышу от родителей, которые приходят ко мне на консультацию: «Да из-за чего же ему тревожиться?!» Они столько дают ребенку, балуют его, у него есть многое из того, о чем они сами в детстве могли лишь мечтать…

В основе этого заблуждения идея о том, что причиной тревоги могут стать лишь внешние факторы и что у беспокойства должен быть явный повод. На самом деле это не так. Мы не удивляемся, почему у ребенка с диабетом первого типа организм не способен вырабатывать инсулин, точно так же нас не должно удивлять и то, что детей может мучить тревога.

Размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы

Склонность к тревоге во многом зависит от генов. Иногда причины ее – чисто физиологические, и тогда она возникает независимо от каких-либо внешних раздражителей. Тревожный человек начинает терзаться вопросом: «А что, если…?» Одни только размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы.

Дети могут жить в постоянном страхе, опасаясь каких-то событий и ситуаций, которые никогда с ними не происходили и, вполне возможно, никогда и не произойдут.

Мне всегда больно это слышать. Родителям тревожного ребенка и так тяжело, и обвинять их в случившемся в большинстве случаев несправедливо.

Родители часто рассказывают мне, какие жесткие и даже жестокие комментарии позволяют себе друзья и родственники. «Ему просто нужна дисциплина» или «По-моему, она просто очень избалована» – зачастую после таких высказываний и без того измученный взрослый совсем падает духом.

Тревогу нельзя «вылечить дисциплиной». Она не является следствием плохого или слишком мягкого воспитания. Людям со стороны может показаться, что у ребенка просто истерика, но они не знают, что ей предшествовало. Они не видят, что ребенок едва держится. Он круглосуточно сражается с тревогой и проигрывает это сражение.

Дети не носят на груди значок «тревожный ребенок». Они могут быть прекрасно воспитанными, хорошо учиться, у них может быть много друзей. Они обычно не хулиганят и не создают проблем. Из-за этого большинство окружающих и понятия не имеет, что ребенка мучает постоянная тревога.

Часто учителя, дальние родственники и даже близкие друзья не подозревают о страданиях ребенка. Из-за этого и возникает заблуждение о том, что тревожные расстройства у детей встречаются редко.

5 заблуждений о тревожных детях

Худший совет, который можно дать родителям тревожных детей: «Потерпите, с возрастом это пройдет». Так часто говорят учителя, друзья и родственники и даже врачи-педиатры. К сожалению, тревога с возрастом не уходит. Она меняется и принимает другие формы, но не исчезает.

Что могут сделать родители? Для начала разобраться, что такое тревожные расстройства: изучив литературу или проконсультировавшись с психологом. А потом объяснить ребенку, что с ним происходит, и научить его бороться с тревогой. И чем раньше они это сделают, тем лучше.

Особенно склонны в это верить отцы. Мне часто приходится работать с мужчинами, которые стыдятся страхов и тревог своего ребенка (особенно сына), воспринимая их как слабость.

Важно понимать, что тревога никак не связана с храбростью или ее отсутствием. На самом деле тревожные дети – одни из самых смелых, ведь они день за днем сражаются с переполняющими их голову иррациональными мыслями.

Очень важно бороться с перечисленными выше заблуждениями, ведь и детям, страдающим тревожными расстройствами, и их родителям нужны поддержка, любовь и понимание, а не осуждение и критика.

5 заблуждений о тревожных детях

Наташа Дэниэлс (Natasha Daniels) – детский психолог и мать троих детей.

Тревожность у детей

5 заблуждений о тревожных детяхТревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием.

Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги.

Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  •  неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты.

Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность.

Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности.

Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Отлучение ребенка от груди: как не надо делать

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  •  необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  •  полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  •  противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  •  неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

  • Итак, признаки тревожности:
  • 1. Малыш не способен работать долго, быстро устает
  • 2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то
  • 3. Беспокойство вызывает любое задание
  • 4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен
  • 5. Часто смущается
  • 6. Говорит что напряжен
  • 7. Краснеет в новой обстановке
  • 8. Сетует на кошмарные сны
  • 9. Руки зачастую влажные и холодные
  • 10. Часто отмечается расстройство стула
  • 11. Потеет при волнении
  • 12. Имеет плохой аппетит
  • 13. Беспокойно спит и долго засыпает
  • 14. Пуглив, всего боится
  • 15. Легко расстраивается, беспокоен
  • 16. Зачастую не сдерживает слезы
  • 17. Не переносит ожидание
  • 18. Новые дела не радуют
  • 19. Всегда не уверен в своих силах и себе
  • 20. Боится сложностей
  • Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».
  • О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
  • О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями.

Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

  1. Критерии для выявления страха разлуки:
  2. 1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство
  3. 2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо
  4. 3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей
  5. 4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение
  6. 5. Страх быть и остаться одному
  7. 6. Непреодолимый страх одному засыпать
  8. 7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается
  9. 8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль
  10. Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.
  11. Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему.

Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать.

Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Читайте также:  Как отучить ребенка от бутылочки

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях.

А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них.

Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Коллекция родительских и взрослых заблуждений о детях

МАРКОСЯН ДАВИД СЕРГЕЕВИЧ  — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРОССМЕЙСТЕР, ТРЕНЕР ПО ШАХМАТАМ, ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ-СТУДИИ ПОБЕДИ ВЕЛИКАНА

1. Если ребёнок плачет после неудач, проигрышей или неприятных событий, то он неустойчив, у него слабый характер или таким образом он привлекает к себе внимание.

Нет, в ребёнке сохранилась непосредственность и его пластичная психика реагирует наиболее «естественным» образом на неприятные события — слезами.

2. Ребёнок неусидчивый, не может сконцентрироваться, не может удержать внимание. Потому что у него на уме только игра и его ничего не интересует.

Нет, скорее всего дома у него неспокойная обстановка и атмосфера, много бурных эмоций, агрессии, и поэтому ребёнок тревожен, беспокоен и неусидчив. А игра позволяет ему увлечься и расслабить, разгрузить психику.

3. У ребёнка слабая мотивация и слабо выражен интерес, Потому что ему ничего не интересно и он ничего не хочет.

Нет, в большинстве случаев у родителей тоже слабо выражена мотивация, у них нет сильного интереса к чему-либо и они не способны «заразить» и увлечь. Как известно, увлечь может только увлечённый.

Сразу оговорюсь — волевые или слишком волевые родители не считаются мотивированными и, тем более, способными увлечь.

Слишком развитая воля родителей почти всегда подавляет мотивацию и желания ребёнка. Воля способна ДИКТОВАТЬ, но не мотивировать и тем более увлечь.

4. Ребёнок ругается матом, потому что нахватался в классе, на улице и от сверстников.

Нет, почти всегда он ругается матом потому, что дома также принято ругаться матом и/или же родители зримо или незримо поощряют такой стиль общения, сами могут подобным образом общаться вне дома и семьи, хотя внешне демонстрируют обратное.

Конечно, всегда бывают исключения из правил, но в своей собственной практике, если ребёнок позволяет себе ругаться матом — я всегда обращаю внимание на ВНУТРЕННЕЕ, то есть истинное отношение родителей этого ребёнка к мату и на их ОТНОШЕНИЕ к внешнему миру.

5. Ребёнок не умеет выражать свои мысли и у него ограниченный лексикон потому, что он мало читает и мало знает слов.

Нет, часто подобная ограниченность лексикона идёт от родителей, которые общаются с ребёнком также c помощью очень ограниченного количества слов и выражений и которые сами не могут чётко излагать свои мысли.

Кроме того, многое зависит от того, какие понятия объясняются и преподносятся дома ребёнку. Если, к примеру, ребёнку не рассказывали, что такое доброта, честность, счастье, радость, доверие, то это сильно сужает и общий кругозор, и эмоциональный кругозор ребёнка, а это влияет на его лексикон и на способность выражать свои мысли и эмоции.

Если человек не знаком с эмоциями и с эмоциональной сферой, то это делает ограниченным и взрослого человека, даже при его начитанности — мое твёрдое убеждение.

6. Ребёнок агрессивен, дерётся и не считается ни с кем потому, что никого не слушает, ничего не хочет и просто обнаглел.

Нет, чаще всего проблемы с дистанцией идут из семьи, в которой не умеют соблюдать границы других людей и постоянно их испытывают. Родители подобных детей на людях могут внешне демонстрировать соблюдение границ и чужого пространства. Но в реальности им это даётся с огромным трудом, а дети это видят и впитывают.

Кроме того, нарушая чужие границы, ребёнок невольно выпускает подобным образом пар. Ведь дома постоянно нарушаются его границы и ему в силу возраста приходится терпеть.

7. Дома ребёнок очень вежлив, учтив, «удобен» родителям и остальным членам семьи. Соответственно, родители делают вывод, что именно дома он «настоящий» и именно от домашнего «образа» и надо отталкиваться, когда речь идёт о различных проявлениях ребёнка на секциях, кружках и в школе.

Далеко не всегда. Дети очень хорошо улавливают «нужное» поведение, которого от них ждут родители и демонстрируют его. Также в силу того, что многие блага, в том числе материальные, зависят от родителей — дети с удовольствием демонстрируют дома то поведение, за которое родители готовы их поощрить.

Казалось бы, дети выставлены в этом пункте в неблагоприятном свете. Разумеется, нет. В неблагоприятном свете выставлены взрослые, которые не видят ничего неестественного в подобном поведении и которые не реагируют ни на внешние сигналы, ни на звоночки, ни на проявления детей вне дома.

У такого родителя очень удобная модель — считать своего ребёнка идеальным, не иметь с ним конфликтов и не обострять с ним отношения, одаривать его за идеальное поведение подарками и на фоне идеальности собственного ребёнка считать идеальным И СЕБЯ.

Разумеется, такого родителя не смущает, что он делает подарки ЗА ОПРЕДЕЛЕННОЕ поведение. Конечно, поощрять успехи нужно и правильно. Но неужели взрослому человеку не будет интересна ПРИРОДА подобной идеальности и почему она достигается только дома?

Две установки родителя не позволяют этого увидеть. Уверенность в том, что он идеальный родитель (или говоря иначе — в нем самом все правильно и у него нет проблем) и в том, что его ребёнок ЛУЧШЕ всех.

Соответственно, как это не печально, но и многочисленные призы и подарки дарятся родителем себе. Хотя получает их ребёнок.

8. Ребёнок постоянно обвиняет во всех своих ошибках, в своём поведении и в своих поступках одноклассников, друзей, окружающих. Потому что они все настроены против него, они его провоцируют, мешают, он сам делать этого не хочет.

Бывают, конечно, исключительные случаи травли всем классом, всей группой одного ребёнка. Но чаще всего это означает, что родитель осознанно или неосознанно растит «жертву», поощряет ребёнка на подобную модель поведения.

Осознанно — если родитель сам находится в роли «жертвы» и сам живет в этом образе. Неосознанно — если основу родительской любви составляет только склонность жалеть, считать ребёнка слабым, обиженным и несчастным.

Есть подобная категория людей, которые способны испытывать какие-то эмоции только тогда, когда кто-то беспомощен, ждёт жалости к себе и нуждается в том, чтобы его пожалели.

Увы, ребёнок подобного родителя будет попадать постоянно в подобные ситуации, чтобы «получить» эмоции, любовь и внимание папы или мамы. А заодно услышит лишний раз, что все равно он прав и он самый лучший.

9. Ребёнок не слушается, не делает того, что я (мы) ему говорю(им). Потому что он не уважает старших, потому что упрямый и хочет, чтобы все было по нему.

Далеко не всегда. Очень часто подобное имеет место быть потому, что «модель жизни», которую предлагают родители, не подходит ребёнку.

Также это имеет место быть тогда, когда родитель(ли) не являются достаточным авторитетом для ребёнка. Разумеется, ребёнок не всегда в этом признается, да и не всегда он сам это понимает и осознаёт.

Ведь и у взрослого человека бывает такое, когда родные и близкие что-то советуют ему, долго и упорно, а он не хочет их слушать и делает все иначе. А потом ему то же самое говорит кто-то со стороны и человек мгновенно меняет свой алгоритм.

Читайте также:  Не променяйте ребёнка на интернет!

Важно, чтобы родители были действительно значимыми людьми для своего ребёнка. В этом случае ребёнок спокойно поделится своими сомнениями, обсудит их с родителем/со значимым лицом и придет к определённым выводам и решениям как раз БЛАГОДАРЯ ПОМОЩИ И МНЕНИЮ своего родителя.

Главному действующему лицу — ребёнку, в описываемых случаях от 5 до 15 лет. Родительский же возраст не ограничен никакими цифрами.

И, конечно же, коллекция заблуждений намного больше.

Сайт школы 1874 — Как помочь детям вернуться к привычному распорядку учебной жизни и избежать стресса

x

Check Also

Тест на компьютерную зависимость для детей и родителей Тест на компьютерную зависимость. Зависит ли ваш ребенок от компьютера В последнее время различные компьютерные игры, форумы, социальные сети, онлайн общение приобретают все большую популярность среди детей и подростков.

Свобода и любопытство 151; главные составляющие учебного процесса Максимальная свобода для детей и учителей, практическое использование школьных знаний, отсутствие каких-либо тестов и экзаменов 151; именно эти компоненты позволили создать школьную систему, которую считают лучшей в мире.

Финансовая болезнь, грозящая вашим детям [советы родителям] Вы задумывались когда-нибудь о том, как сделать своих детей богатыми и обеспеченными? Хотели бы вы, чтобы дети не повторяли ваших финансовых ошибок и выросли грамотными в денежных вопросах? Все ли вы знаете о том, чему нужно учить детей? Каждый родитель на свете мечтает дать своим детям все самое лучшее на свете.

НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ? Вопрос, конечно, интересный. Каждые родители решают его по своему, и даже у мамы и папы бывает разное мнение по этому поводу. Давайте разберемся и получим полезные советы от психологов как быть? Давать детям денег или нет? В первую очередь все зависит от зарплаты и доходов в семье.

Ребенку нужны ваши объятия и ласка. Ему необходимо знать, что мама здесь, рядом, любит его и не бросит. Часто даже дети 2–4 лет, играя со сверстниками, подбегают к родителям, чтобы обнять их и затем спокойно продолжить общение в песочнице.

Обеспеченные родители часто задумываются о том, как воспитать своих детей нормальными, не избалованными капиталом и вседозволенностью. Деньги стали одним из основных инструментов воспитания и наказания.

Пословицы, поговорки, афоризмы и цитаты о маме ГОД СЕМЬИ – КАЖДЫЙ ГОД С ТИХИ ВИКТОРИНЫ СЕМЕЙНЫЙ ЮМОР 🙂 ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ Маме Дарит мне и надежду, и веру! Твои руки в жару или в холод Лёгким бризом овеют… согреют.

Нужна ли детям классическая музыка? а сегодняшний день влияние классической музыки на детей, бесспорно, имеет огромное значение. В наш век компьютерных технологий, когда у ребенка больше развит интерес к жизни виртуальной, формировать эстетическую и художественную культуру у детей просто необходимо.

160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания запрещены и в школах, и дома 160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания запрещены в школах 160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания не запрещены Теле́сное наказа́ние в семье́, также родительское телесное наказание 160;— телесное наказание ребёнка родителем, другим родственником или опекуном, осуществляемое обычно посредством шлёпания, пощёчин, либо порки ремнём, паддлом, тростью [en] , домашней обувью [en] . Во многих культурах считалось, что на родителях лежит обязанность наказывать детей, телесные наказания считались приемлемыми.

Плач – это пожалуй самый основной способ общения ребенка с окружающим миром и людьми. Через плач ребенок выражает свои потребности и говорит нам о дискомфорте. В первые месяцы родители пытаются угадать, чем же обусловлен плач ребенка и как его можно успокоить.

Любовь через прикосновение нежных родительских рук Какое же это счастье — любить своих детей. воспитывать, ругать, хвалить, учить, и очень очень очень ЛЮБИТЬ . Взрослая жизнь для того, чтобы исполнять свои детские мечты! Детей не надо любить за то, что они хорошие, детей надо любить просто так.

Список составлен учителем начальных классов ВЕРОНИКОЙ ФИЛИЧЕВОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО 3-Х ЛЕТ Потешки («Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой моё личико…», «Сорока, сорока…», «Идёт коза рогатая» и т.д.) Русские народные сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Козлята и волк») А.

Барто «Игрушки» («Мишка», «Бычок», «Слон» и др.), «Машенька» З. Александрова «Мой мишка» Е. Благинина «Алёнушка» Т. Давыдова «Первые слова» И. Гамазкова «Учимся говорить» Е. Благинина «С добрым утром!» Э. Мошковская «Утренний приказ», «Капризы» П. Синявский «Кто не умывается» И. Токмакова «Каша» А. Рождественская «Варись, варись, кашка» Н.

Саконская «Где мой пальчик?» В. Берестов «Кисточка» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Русские народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Маша и медведь», «Снегурушка и лиса», «Как коза избушку построила») Украинская сказка «Рукавичка», словацкая сказка «У солнышка в гостях» Л. Толстой «Три медведя» Б.

Заходер «Вот так мастера!» («Слесарь», «Строители», «Шофёр», «Портниха», «Сапожник», «Переплётчица»), «Кискино горе» К. Чуковский «Цыплёнок», «Путаница», «Радость», «Чудо-дерево», «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку Чудо-дерево», «Закаляка», «Мойдодыр» С.

Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Тихая сказка», «Курочка Ряба и десять утят» В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок», «Три котёнка», «Кто сказал «Мяу»?, «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Кораблик» Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» С. Михалков «Песенка друзей», «Котята (считалочка)» В. Берестов «Про машину» А.

Барто «Младший брат» («Звенели птичьи голоса…», «Две сестры глядят на братца» и другие) Я. Тайц «Кубик на кубик», «Волк», «Поезд», «Впереди всех», «Карандаш», «Зверь», «Сколько» С. Прокофьева «Про башмачки», «Маша и Ойка» Л. Воронкова «Маша-растеряша» Н. Павлова «Земляничка» А.

Гарнич «Курочка-хлопотунья» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Русские народные сказки («Зимовье зверей», «Бычок – смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Коза –дереза», «Мужик и медведь», «Крылатый, мохнатый да масленый») Украинская народная сказка «Колосок», венгерская сказка «Два жадных медвежонка», мордовская сказка «Как собака друга искала», узбекская сказка «Упрямые козы» Английские детские песенки в переводе Маршака, Чуковского («Храбрецы», «Робин Бобин» и другие). Песенки народов мира.

Составить перечень русских народных сказок для чтения детям 4-5 лет. Выбор обосновать возрастными особенностями и особенностями видов сказок. Русские народные сказки для удобства пользователей разделены по группам сказки для детей, волшебные сказки, сказки о животных, бытовые и сатирические сказки, героические сказки и былины, страшные сказки, и народные анекдоты, прибаутки.

160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания запрещены и в школах, и дома 160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания запрещены в школах 160; 160; 160; 160; 160;Телесные наказания не запрещены Теле́сное наказа́ние в семье́, также родительское телесное наказание 160;— телесное наказание ребёнка родителем, другим родственником или опекуном, осуществляемое обычно посредством шлёпания, пощёчин, либо порки ремнём, паддлом, [en] , [en] . Во многих культурах считалось, что на родителях лежит обязанность наказывать детей, телесные наказания считались приемлемыми.

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей Советы родителям «Отцовская забастовка или почему папы равнодушны к собственным детям» Попова Марианна Александровна, воспитатель МБДОУ д/с «Ласточка» г. Ноябрьск Роль мужчины в семье заметно изменилась и во многих домах сводится лишь к функции добытчика.

Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее, с использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей.

«Группы смерти» перекочевали из «ВКонтакте» в «Инстаграм» и другие соцсети и стали еще опаснее. Детей приглашают играть в квесты и закрытые игры порой со смертельным финалом.

Таблица показателей навыков и умений детей до года. Нервно-психическое развитие ребенка до 1 года. Основные показатели и величины. Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные.

Недавно, смотрела одну семейную телепередачу, в которой три мамаши рассуждали на тему карманных денег ; давать или не давать детям карманные деньги? Три мамы и три разных мнения.

В разделе Прочие дела домашние на вопрос Что делает наших детей СЧАСТЛИВЫМИ? Всегда ли счастливы желанные дети? заданный автором Осень золотая (Танюша) лучший ответ это Если родители любят дур друга, живут душа в душу-они счастливы.

Семь вещей, которые генетически передаются детям только от отцов Однажды коллега предложил Аманде Горман и ее мужу Райану провести генетическое исследование, чтобы узнать, унаследовала ли их дочь семейный недуг, которым страдали родственники мужа и он сам, — гиперхолестеринемию.

Святки святые дни, или святые вечера, главный зимний многодневный праздник на Руси и в России, который начинается 7 января и длится до Крещения (19 января). Во многих странах по-своему отмечают этот праздник, но в чем-то традиции разных стран схожи, ведь они уходят своими корнями далеко в древность.

Как подготовить первенца к рождению второго ребенка Муж о беременности знает, родители с обеих сторон тоже.

А вот как рассказать старшему ребенку, что скоро у него появится сестричка или братишка? Как подготовить своего подрастающего малыша к тому, что скоро мамину любовь, комнату и игрушки придется делить пополам с тем кричащим комочком, принесенным мамой от аиста ? Не волнуйтесь и не впадайте в панику даже на этот случай есть простая и понятная инструкция.

Дети и подростки активные пользователи интернета. Помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *