6 ошибок родителей, которые вызывают тревогу у детей

08.09.2020 5 минут чтения 244

Оглавление

6 ошибок родителей, которые вызывают тревогу у детей

Вторая по распространённости проблема после поведенческих расстройств у детей — это повышенная тревожность. Признаки её встречаются у 8% детей. И к сожалению, это показатель растёт.

Что такое тревожность? Этот эпизодические проявления страха. В каждом возрасте они свои и об этом поговорим ниже. Тревожность абсолютно нормальное проявление, если она вызвана конкретными обстоятельствами. Если же она присутствует в «фоновом режиме» можно говорить о патологии.

Другими словами, любой ребёнок может разволноваться и начать тревожится, если в его жизни происходит какое-либо волнующее событие, пусть даже и приятное, но при этом в обычной жизни он спокоен и радостен.

Ребёнок с признаками повышенной тревожности практически не может расслабиться, и постоянно испытывает беспокойство — когда он в знакомой обстановке, при походе в гости, на праздник, в парк, когда к нему обращается незнакомый человек и т.д.

Основная сложность в диагностике повышенной тревожности у детей заключается в том, что пока они маленькие они не могут точно рассказать о проблеме, а ближе к подростковому возрасту могут настойчиво их отрицать. Вот какие признаки повышенной тревожности у вашего ребёнка должны насторожить:

Поведенческие:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся навязчивые движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

Соматические признаки (о них ребёнок может не рассказывать, а также они могут быть связаны с некоторыми заболеваниями). Если вы подозреваете повышенную тревожность у вашего ребёнка, стоит ориентироваться на совокупность соматических и поведенческих признаков.

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затруднение дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд советуют обратить внимание на то, есть ли в поведении ребёнка следующие признаки: постоянное беспокойство, трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чём-либо,мышечное напряжение (например, в области лица, шеи), раздражительность, нарушение сна.

Тест на уровень тревожности ребёнка

Если вы заметили у своего ребёнка признаки повышенной тревожности, рекомендуем вам провести небольшой тест, для уточнения.

Опросник Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.

Отвечайте да, если согласны с утверждением и нет, если высказывание не относится к вашим сыну или дочери: 1. Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая 2. Ему трудно сосредоточиться 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство 4. Очень напряжён и скован вовремя выполнения заданий 5. Смущается чаще других 6. Часто говорит о напряжённых ситуациях 7. Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны 9. Руки у него обычно холодные и влажные 10. Нередко страдает расстройством стула 11. Сильно потеет, когда волнуется 12. Не обладает хорошим аппетитом 13. Засыпает с трудом, спит беспокойно 14. Пуглив, многое вызывает у него страх 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается 16. Часто не может сдержать слёзы 17. Плохо переносит ожидание 18. Не любит браться за новое дело 19. Не уверен в себе и своих силах

  • 20. Боится сталкиваться с трудностями
  • За каждый положительный ответ засчитайте 1 балл:
  • Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов— средняя; 1-6 баллов— низкая

6 ошибок родителей, которые вызывают тревогу у детей

Причины тревожности у детей

Большинство психологов уверены, что основная причина возникновения повышенной тревожности у ребёнка — это тревожность взрослых, которые его окружают. При этом это не наследственная черта, а особенности воспитания. Вот некоторые стили воспитания, которые могут привести к повышенной тревожности ребёнка.

  • Гиперопека. Такие родители стремятся уберечь дитя от любых угроз, в том числе и мнимых. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.
  • Повышенные требования. Эти родители или мало чего добились в этой жизни и хотят, чтобы дети воплотили их мечты или,наоборот, высоко поднялись по социальной лестнице и требуют от ребёнка соответствия высоким стандартам. И в том и в другом случая личность маленького человека и его истинные потребности игнорируются. Ребёнок боится не оправдать завышенных ожиданий, потерять любовь родителей и это формирует у него тревожность
  • Авторитарный стиль. Такие родители сами воспитывались в спартанских условиях, и своих отпрысков растят так же. Есть только обязанности и нет никаких чувств. Эмоции ребёнка отвергаются, страхи высмеиваются, мечты обесцениваются. Это формирует низкую самооценку, неуверенность в себе и как следствие повышенную тревожность.

Тревожность у детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет)

У малышей формирование тревожности зависит в основном от тревожности взрослых. Чем более выражена она у родителей, тем больше шансов, что ребёнок ещё в малом возрасте приобретёт подобные черты.

Чем комфортнее чувствует себя малыш в семье, тем спокойнее и расслабленнее он будет. Основные страхи, которые могут стать триггерами повышенной тревожности в этом возрасте, это страх темноты, одиночества, замкнутого пространства.

С 5-7 лет добавляется страх смерти.

Тревожное расстройство у детей школьного возраста (от 7 до 10 лет)

Начиная со школы к основной причине повышенной тревожности — неблагоприятному семейному воспитанию добавляются социальные взаимодействия самого ребёнка.

Если он вынес из родительской среды неуверенность в собственных силах и самом себе он может начать тревожиться из-за возможной потери уважения сверстников, учителей, страха не оправдать ожидания взрослых и страха наказания, конфликтов с друзьями, если он не сможет соответствовать их требованиям и желаниям.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Коррекция тревожности у детей

Если вы видите,что ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности и хотите ему помочь, нужно помнить, что это комплексная работа:

  • Пересмотрите свои отношения с миром, если вы или ваш муж тревожны и с недоверием относитесь к будущему, избавить ребёнка от тревоги вряд ли получится
  • Поменяйте стиль воспитания, если узнали его в одном из перечисленных выше
  • Возможно, вам стоит обратиться к психологу, для того чтобы провести работу над собой, чтобы стать спокойней и уверенней, тогда ребёнок избавится от тревоги даже без посторонних вмешательств.

Важно

«Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребёнком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо».

М. Лабковский

  1. Вот несколько конкретных приёмов помощи вашему тревожному малышу, которые помогут ему и научат некоторым методам совладания с тревожными мыслями и стрессом:
  2. Приём № 1: Дайте страху имя
  3. Первая психологическая тактика заключается в том, чтобы помочь разрядить тревогу ребёнка, и заняться снятием страха.

То, как это работает, довольно просто. Всё, что вы делаете —это просите малыша придумать глупое название для тех неприятных чувств, которые он испытывает. Очень важно, чтобы имя было как можно менее угрожающим. Это поможет убрать серьёзность и снизить страх.

Как только дети находят имя, которое их устраивает, следующий шаг — приказать эмоциям уйти. Например, если он решит назвать свои эмоции «Глупый ослик», он может сказать примерно следующее:

«Оставь меня в покое, Глупый ослик!»

«Глупый ослик, уходи, ты мне надоел!».

Давая своим чувствам глупое название и разговаривая с ними вслух, он будет отнимать силу у этих эмоций. И тогда ребёнок сможет успокоиться гораздо быстрее, и что очень важно, научившись этому приёму, он сможет использовать его, даже когда вас нет рядом, и самостоятельно регулировать свои чувства.

Приём № 2: Слушайте

Когда кто-то рассказывает вам о своих проблемах, в том числе и наш ребёнок, первый порыв обычно состоит в том, чтобы помочь ему с этим незамедлительно.

Однако этот импульс и эти чувства не так уж полезны, когда имеешь дело с детьми (со взрослыми зачастую тоже). Они действуют менее рационально, чем взрослые, и тревоги их не так ясно выражены.

Поэтому использование логики для объяснения того, что всё хорошо, не всегда работает так, как хотелось бы.

Попытка показать или объяснить маленькому человеку, что на самом деле ничего плохого не происходит, и причин для страха нет, на самом деле повысит его уровень тревожности, так как всё, что он поймёт, что ему не верят, а его страхи никого не волнуют.

Его чувства и эмоции пока ещё, в силу возраста не поддаются логике и разумным объяснениям, и страх не уйдёт. Вместо этогостарайтесь активно слушать ребёнка, пока вы проявляете привязанность. Например, используйте физический контакт:поцелуи или объятия, это поможет его чувствам успокоиться.

В общем, если ваш ребёнок чувствует, что его слушают и слышат, защищают, а родитель доступен, его тревога исчезнет почти сразу, и решение проблемы произойдёт легче.

Приём № 3: Дайте ребёнку»волшебный» успокаивающий предмет

Различные исследования показывают, что можно связать объект с определённой эмоцией. Так что если у маленького члена семьи есть специальная мягкая игрушка или защитное одеяло, например, используйте его в своих и его интересах для снятия напряжения!

Недавние исследования показывают, что сон с мягкой игрушкой помогает детям с ночными страхами. Тот же принцип применим и во многих других ситуациях снятия любого кошмара. Если он боится в первый день занятий в школе, почему бы не позволить ему взять с собой что-то, что делает его счастливым? Если объект довольно мал, другие дети даже не будут знать, что он у него есть.

Эта техника работает ещё лучше, если вы будете выбирать «защитника» вместе, их может быть несколько: для каждой ситуации свой. Попросите их выбрать предмет, который поможет им в минуту тревоги. Таким образом, ребёнок будет более вовлечён в этот процесс, и эффект будет многократно увеличиваться.

Читайте также:  10 вещей, за которые мама не должна себя винить

Советы родителям

6 ошибок родителей, которые вызывают тревогу у детей

  • Вот ещё несколько психологических советов по комплексной работе с тревогой и страхами у детей:
  • Основой всего будут работа по этим трём направлениям:
  • 1. Повышение самооценки:
  • Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  • Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  • Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  • Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  • Практикуйте разговоры по душам. Это должно быть то время, когда вы полностью принадлежите ребёнку и слушаете его со всем вниманием, не отвлекаясь на телефон, других членов семьи. Время, когда он может рассказать вам всё, что его беспокоит и волнует. Ваше безраздельное внимание покажет ему, насколько его чувства и он сам важны для вас.
  • Отделяйте поступки ребенка от самого ребенка. Не говорите ему, что он плохой, если он получил двойку обидел младшую сестру. Обсуждайте и осуждайте сам поступок: «Я тебя люблю, ты очень хороший, но сейчас ты поступил нехорошо»

2. Обучение ребёнка методам совладания:

  • Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  • Обучите его тем методам, что перечислены в гл. 6
  • Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  • Научите его дыхательным методикам и осознанности

3. Снятие мышечного напряжения:

  • Заведите ритуалы, например, каждую субботу мы танцуем,
  • Делайте ребёнку массаж перед сном — это к тому же укрепит ваши отношения
  • Занимайтесь с ним спортом — это помогает снять напряжение и избавиться от стресса, и кроме того, сближает
  • Как можно больше обнимайтесь и целуйтесь — детям (и взрослым,впрочем, тоже)жизненно необходим тактильный контакт

Заключение

Так как тревожность ребёнка базируется на семейных напряжённых взаимоотношениях, постарайтесь поменять тот стиль воспитания, который привёл к формированию хронического стресса у вашего сына или дочери — а повышенная тревожность, это он и есть.

Для того чтобы воспитание было эффективным совсем не нужна излишняя строгость или жестокость, достаточно быть понимающим, принимающим и последовательным:

  • Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребёнок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за тоже самое.
  • Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  • Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  • И главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения, и то срываетесь, то,наоборот, попустительствуете, то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы отмечаете повышенную тревожность у ваших детей, проконсультируйтесь со специалистом!

Тревожность у детей: что это, тест Филлипса, коррекция

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния.

Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями.

То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

6 ошибок родителей, которые вызывают тревогу у детейУвеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша.

Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс.

А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность.

Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая.

В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;

Какие ошибки родителей вызывают тревогу у ребенка

Детские страхи иногда кажутся взрослым чем-то несущественным. Но не стоит забывать, что ребенок воспринимает все значительно ярче, эмоциональнее. И любой страх может полностью «захватить» его внутренний мир и даже привести к развитию невроза. А ведь причина детских страхов нередко кроется в ошибках воспитания, которые допускают родители.

От вас слишком много защиты и заботы

Гиперопека, по мнению психологов, не имеет ничего общего с проявлением заботы о ребенке, а является одним из способов при помощи которого родители избавляются от своих комплексов.

Взрослые члены семьи стремятся оградить ребенка от любых, чаще мнимых, рисков и опасностей, создать условия, чтобы он всегда находился в поле их зрения.

Они приучают малышей всегда поступать так, как им кажется безопасно.

В результате ребенок уже не имеет права выбора. Ведь родители постоянно преподносят ему самое верное и единственно правильное решение. В итоге ребенок оказывается неспособным к самостоятельному преодолению трудностей. У него формируется состояние, называемое психологами «выученная беспомощность». И он начинает воспринимать как непреодолимое любое, даже совсем несложное препятствие.

При гиперопеке чувство постоянной тревоги родителей передается их детям, которые еще в силу своего возраста и маленького жизненного опыта не в состоянии мнимую опасность отличить от реальной. Это и становится причиной формирования детских страхов, чувства неуверенности в себе, попыток избежать любого риска и ответственности за свои поступки.

Вы пытаетесь исправить все слабые стороны своего ребенка

С самого момента рождения ребенок – это уже личность, со своими сильными и слабыми сторонами. И родители должны любить его таким, какой он есть. Попытки «переделать» его, особенно если они предпринимаются достаточно агрессивно, не приводят ни к чему хорошему.

Детям нередко навязываются взрослыми различные модели поведения, обусловленные стереотипами. Например, девочкам внушают, что они должны быть аккуратными, а мальчикам, что нельзя плакать. Но только вот жизнь далеко не всегда соответствует этим стереотипам, да и мы сами тоже очень далеки от идеалов.

Читайте также:  Когда ребенку можно начинать давать суп на мясном бульоне

Требование «совершенства» от своего ребенка заведомо обрекает его на неудачи в последующем. Малыш пытается постоянно соответствовать стереотипу поведения, который ему навязывают родители.

Он боится сделать что-то не так и вызвать их разочарование. Затем ему начинает казаться, что родители его не любят, он им не нужен, потому что очень «плохой».

Все это и становится причиной формирования годами сохраняющегося страха, неуверенности в себе.

У вас завышенные ожидания от своего ребенка

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым здоровым, счастливым, талантливым и умным. И в современном обществе сформировался своеобразный воспитательный тренд, главными направлениями которого можно назвать:

Пытаясь соответствовать ему, родители выкладываются по полной. С самых первых лет жизни дети занимаются спортом, изучают иностранные языки, посещают музыкальную или художественную школу. И с каждым годом нагрузка на них увеличивается.

В дальнейшем родители начинают диктовать ребенку, как ему проводить свободное время, какие увлечения и хобби выбрать.

Однако такое «счастливое» детство порождает у ребенка множество психологических проблем. Среди них:

  • повышенная тревожность;
  • невроз;
  • подверженность чужому влиянию;
  • неумение самостоятельно принимать решения;
  • неспособность полноценно переживать такую эмоцию как радость.

Вы пропагандируете строгие моральные ценности

Далеко не всегда попытки родителей воспитывать своих детей в точном соответствии с традиционными моральными ценностями (полное послушание, семейная иерархия, страх перед Богом, отсутствие полового воспитания) приносят благо.

По мнению современных психологов «идеально» послушный ребенок, безотказно выполняющий все, что ему говорят взрослые, в будущем становится человеком с рядом психологических проблем, таких как:

  • низкая самооценка;
  • подавленная воля;
  • неверие в собственные силы.

При нормальном развитии ребенка уже в трехлетнем возрасте он должен начинать учиться отстаивать свои интересы, защищать свою точку зрения. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою личность. Попытки постоянно подавлять собственное «Я» ребенка в конечном итоге приведут к тому, что спустя много лет родители начнут сетовать на его безынициативность, неумение добиваться поставленных целей.

Дерзновение – это стремление познать окружающий мир и понять свое место в нем. И «бунты» — это не попытка детей и подростков идти наперекор взрослым, а необходимый элемент их социального развития и взросления.

Вы замалчиваете свои проблемы

Дети остро чувствуют любые изменения, происходящие в семье, настроение своих близких. И конфликты в доме, болезни или смерть родных людей, особенно когда взрослые замалчивают проблемы и стараются тем самым оградить от них ребенка, могут стать причиной формирования устойчивых детских страхов.

Психологи рекомендуют никогда не замалчивать проблемы, а делиться ими с ребенком, естественно в доступной форме и с учетом возраста. Только тогда малыш будет чувствовать доверие взрослых, научится сопереживанию и его психологическое развитие будет происходить правильно.

  • iarriba
  • Распечатать

6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка. Тревожный ребенок: признаки, характеристика, коррекционная работа

В школе у ребенка так много проблем — часто несправедливое отношение учителей, придирки со стороны старших ребят, ссоры с одноклассниками. Услышав об этом, родители начинают волноваться и показывать свои эмоции.

Беспокоиться за свое чадо — абсолютно нормально. Вот только бурно демонстрировать свои переживания, наверно, не стоит.

Дети чутко реагируют на эмоции родителей, принимают их близко к сердцу, а в итоге начинают еще сильнее тревожиться от того, что волнуются их близкие.

Родители должны быть сильными, чтобы ребенок брал с них пример. Если же он будет видеть, что взрослые реагируют на проблемы волнением, он будет расти с уверенностью, что это нормально.

Поэтому держите под контролем переживания и тревогу, разбираясь с проблемами своего чада.

Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей, понимать, что они всегда внимательно его выслушают, подбодрят, помогут дельным советом.

2. Стремление защитить ребенка от всех бед

Родители считают своим долгом защищать детей. Это благородный порыв, но он нередко становится причиной повышения тревожности у ребенка.

Узнав о проблемах в школе, первое, что хочется сделать, — пойти и разобраться с обидчиками. Вряд ли стоит поддаваться этому порыву, ведь в таком случае ребенок получит 2 сигнала: первый — он не может откровенничать с родителями, второй — самые близкие люди думают, что он не в состоянии разобраться со своими проблемами.

Поэтому родителям нужно убедить свое чадо в том, что они станут защищать его только тогда, когда он сам этого захочет. Лучше помогите ребенку найти решение его проблемы, которое он воплотит в жизнь.

Только так у вас получится воспитать самостоятельного человека, способного справляться с жизненными трудностями.

3. Компенсация слабых сторон

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился, получал похвалу от учителей и вообще был всеобщим любимцем. Поэтому они сразу приходят на помощь, когда у чада что-то не получается.

Если ребенок провалил контрольную по алгебре, ему нанимается репетитор, если произошла стычка со школьным хулиганом — его записывают на айкидо. Вполне понятно и логично желание родителей подтянуть слабые стороны детей, чтобы они выросли успешными людьми.

Нужно осознать следующее: постоянно помогая ребенку справляться с тем, что у него не получается, вы концентрируете внимание на негативе.

Обрести уверенность в себе людям обычно помогает не компенсация слабых сторон личности, а фокусировка на сильных.

Секрет счастья прост: нужно делать то, что у вас хорошо получается, и не принимать близко к сердцу неудачи.

Вместо того, чтобы раздувать трагедию из-за одной плохой отметки и нанимать репетитора, лучше займитесь с ребенком тем, в чем он показывает успехи. Так он снова поверит в себя и в свои способности.

Фокусируясь на сильных сторонах ребенка, вы вырастите его уверенными в себе человеком.

4. Повышенное внимание к сильным сторонам

Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом. Фокусироваться на сильных сторонах ребенка действительно нужно, но здесь важно не переусердствовать.

Это сложная задача — не перейти грань, после которой появляются завышенные ожидания. Хвастаясь знакомым, что сын — будущий олимпийский чемпион, а дочь — отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели.

В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной.

Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить.

5. Стремление воспитать человека с высокими моральными ценностями

Пожалуй, всем хочется, чтобы их дети выросли высоконравственными людьми. Проблема в том, что в каждом возрасте свои ценности. Подростки и вовсе протестуют, все ставят под сомнение. Поэтому не совсем правильно наказывать ребенка за то, что он не следует вашим правилам.

Бывает, что дети совершают поступки, о которых впоследствии сами жалеют. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни.

Иногда дети принимают неверные решения — от размещения в сети голых фотографий до просмотра порнографии — и мысль о том, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти.

Убедите своего ребенка, что, хоть моральные ценности и важны, вы понимаете, как много соблазнов вокруг. Иначе он не сможет подойти к вам и рассказать о своих ошибках, потому что будет бояться осуждения и порицания.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность.

Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая.

В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;

Какие ошибки совершают родители тревожных детей

Чем могут помочь родители? Для начала, понять, чего делать не стоит. Тревога у подростков проявляется одинаково, а вот реакция родителей разительно отличается, в зависимости от стиля воспитания, принятого в семье. Вот 5 типичных ошибок родителей, которые я встречаю в своей практике психотерапевта.

Родители жалеют ребенка. Им хочется избавить его от тревоги. Они пытаются сделать для этого все возможное.

Дети перестают ходить в школу и переходят на удаленное обучение.

Дети боятся спать одни. Родители разрешают им постоянно спать вместе с ними.

Дети боятся пробовать что-то новое. Родители не побуждают их выйти из зоны комфорта.

Помощь ребенку должна быть сбалансированной. Не давите, но все же призывайте его к попыткам преодолеть свои страхи и поддерживайте его в этом. Помогите ребенку найти способы справляться с приступами тревоги, всячески поощряйте его борьбу.

Эта ошибка – полная противоположность предыдущей. Некоторые родители слишком агрессивно пытаются бороться с подростковой тревогой. Им тяжело смотреть, как страдает ребенок, и они пытаются заставить его встретиться со своим страхом лицом к лицу. Намерения у них самые лучшие, но реализуют они их неправильно.

Потакание страхам не поможет подростку, но и излишнее давление может также дать нежелательный результат

Такие родители не понимают, что такое тревога. Они верят, что если заставить детей встретить страх лицом к лицу, то он сразу пройдет. Заставляя подростка делать то, к чему он еще не готов, мы можем лишь усугубить проблему. Проблема требует сбалансированного подхода. Потакание страхам не поможет подростку, но и излишнее давление может также дать нежелательный результат.

Научите подростка преодолевать небольшие трудности. Большие результаты складываются из маленьких побед.

Некоторые родители понимают, что такое тревожность. Понимают настолько хорошо, что пытаются сами решить проблему за своих детей. Они читают книги. Занимаются психотерапией. Пытаются за руку провести ребенка по всему пути борьбы.

Читайте также:  Персонализированные чудо сказки про вашего ребенка

Неприятно видеть, что ребенок решает свои проблемы не так быстро, как вам хочется. Обидно, когда вы понимаете, какие умения и навыки необходимы ребенку, но он их не применяет.

Подросток должен решать свои проблемы сам. Вы можете лишь помогать

Вы не можете провести «сражение» за своего ребенка. Если вы пытаетесь бороться сильнее, чем сам подросток, возникают две проблемы. Во-первых, ребенок начинает прятать тревогу, в то время как нужно делать обратное. Во-вторых, ощущает на себе непосильный груз. Некоторые дети в результате просто опускают руки.

Подросток должен решать свои проблемы сам. Вы можете лишь помогать.

Мне встречалось много родителей, которые были уверены, что дети используют тревожность как предлог, чтобы добиваться своего. Они говорят что-то вроде: «Он просто ленится ходить в школу» или «Она не боится спать одна, ей просто нравится спать с нами».

Большинство подростков стыдятся своей тревожности и готовы на все, что угодно, лишь бы избавиться от проблемы.

Если вам кажется, что подростковая тревога – способ манипуляции, вы будете реагировать с раздражением и применять наказания, и то и другое усугубит страхи.

Я часто слышу от родителей: «Не понимаю, почему она этого боится. С ней же никогда ничего плохого не случалось». Родителей терзают сомнения: «Может, над ним издеваются в школе?», «Может, она переживает психологическую травму, о которой мы не знаем?». Обычно ничего такого не происходит.

Предрасположенность к тревоге во многом определяется генами и передается по наследству. Такие дети с рождения склонны к тревожности. Это не значит, что они не могут научиться бороться с проблемой и побеждать ее. Это лишь значит, что вам не стоит бесконечно искать ответ на вопрос «Почему?».

Подростковая тревога зачастую иррациональна и не связана ни с какими событиями.

Чем помочь ребенку? Во многих случаях нужен психотерапевт. А что могут родители?

1. Распознать тематику тревоги и найти, что ее провоцирует.

2. Научить ребенка справляться с приступами (йога, медитация, спорт).

3. Призывать ребенка преодолевать препятствия и трудности, вызванные тревогой, начиная с легкого, постепенно переходя к более сложному.

Наташа Дэниэлс, детский психолог с 11-летним стажем и мать троих детей. Ее сайт: anxioustoddlers.com

Слова родителей, которые помогут успокоить тревогу ребенка

За годы учебы в области позитивной психологии и работы в качестве психолога я разработала множество советов для родителей тревожных детей. В момент острого беспокойства попробуйте эти простые фразы, чтобы помочь вашим детям идентифицировать, принять и переработать их тревожные моменты.

Это случается с каждым ребенком в той или иной форме – тревожность. И мы хотели бы оградить наших детей от тревожных моментов в жизни, но умение справляться со страхами – важный навык, который будет служить им в жизни.

Как успокоить ребенка: 49 фраз, которые помогут это сделать

1. “Ты можешь нарисовать его?”

Рисование, живопись или каракули дают детям выход для своих чувств, когда они не могут использовать слова.

2. “Я люблю тебя. Ты в безопасности”

Для человека, которого вы любите больше всего, высказанная вами уверенность о его безопасности является для него мощным утверждением. Помните, беспокойство заставляет детей чувствовать, что их разум и тело находятся в опасности. Повторение фразы о его безопасности может успокоить нервную систему.

3. “Давай притворимся, что мы взрываем гигантский воздушный шар. Мы сделаем глубокий вдох и взорвем его на счет “пять”

Если вы скажете ребенку глубоко вздохнуть посреди панической атаки, скорее всего, вы услышите: “Я не могу!” Вместо этого превратите это в игру. Притворитесь, что взрываете воздушный шар, издавая смешные звуки при этом. Сделав вместе с ним три глубоких вдоха и выдоха, вы уберете стрессовую реакцию организма и, может быть, даже похихикаете в процессе.

4. “Я скажу кое-что, и я хочу, чтобы ты сказал это точно так же, как я: “Я могу это сделать”

Повторите 10 раз с различной громкостью. Бегуны на марафонских дистанциях все время используют этот трюк, чтобы “преодолеть стену”.

5. “Почему ты так думаешь?”

Это особенно полезно для детей старшего возраста, которые могут лучше сформулировать, что они чувствуют.

6.  “Что будет дальше?”

Если ваши дети озабочены событием, помогите им продумать это событие и определите, что произойдет после него. Тревога бывает вызвана у ребенка представлением, что после тревожного события жизнь отсутствует.

7. “Мы – непобедимая команда”

Разлука с родителями может вызвать сильную тревогу у маленьких детей. Убедите их, что вы будете вместе, даже если они вас не видят.

8. Используйте боевой клич: “Я воин!”; “Меня не остановить!”; или “Посмотри мир, я пришел!”

Есть причина, по которой фильмы показывают, как люди кричат, прежде чем отправиться в бой. Физический акт крика замещает страх выработкой эндорфинов и, как следствие, приподнятым настроением. Кроме всего прочего, это может быть весело.

9. “Если бы твое чувство было монстром, как бы он выглядел?”

Давая беспокойству характеристику, вы рассматриваете беспокоящие вас чувства и делаете их конкретными и ощутимыми. Когда у детей беспокойный характер, они могут поговорить со своим беспокойством.

10. “Я не могу дождаться _____”

Интерес к будущему моменту является заразным и отвлекает ребенка от беспокойства.

11. “Положим твое беспокойство на полку, пока мы _____ (слушаем любимую песню, бежим вокруг квартала, читаем эту историю). Потом мы подберем его снова”

Те, у кого есть склонность к тревоге, часто чувствуют, что им надо беспокоиться, пока то, о чем они беспокоятся, не закончилось. Это особенно сложно, когда ваши дети озабочены тем, что они не могут изменить в будущем. Отложив это в сторону, чтобы сделать что-то интересное, вы можете помочь направить их заботы в перспективу.

12. “Это чувство пройдет. Давай пока устроимся покомфортнее”

Акт получения комфорта успокаивает ум и тело. Было показано, что более тяжелые одеяла могут уменьшить беспокойство за счет увеличения мягкого физического давления.

13. “Давай узнаем побольше об этом”

Пусть ваши дети исследуют свои страхи, задавая столько вопросов, сколько им нужно. В конце концов, знание – это сила.

Эта техника отвлечения не требует предварительной подготовки. Подсчитывая количество людей в сапогах, количество часов, количество детей или количество головных уборов в комнате, ребенок вынужден наблюдать и думать, что отвлекает его от беспокойства.

15. “Мне нужно, чтобы ты сказал мне, когда пройдут две минуты”

Время – мощный инструмент, когда дети беспокоятся. Наблюдение за стрелками часов дает ребенку точку фокусировки, отличную от того, что происходит.

16. “Закрой свои глаза. Представь, что ты находишься…”

Визуализация – мощный метод, используемый для облегчения боли и беспокойства. Управляйте своим ребенком, помогите ему представить безопасное, теплое и счастливое место, где он почувствует себя комфортно. Если он будет внимательно слушать, физические симптомы тревоги будут рассеиваться.

17. “Иногда я боюсь/нервничаю/тревожусь. Это не весело”

Эмпатия побеждает во многих ситуациях. Вы можете поговорить со своим ребенком о том, как вы преодолели беспокойство.

18. “Давай вытащим наш успокаивающий список”

Тревога может захватить мозг; ведите список с перечнем навыков, которые помогают ребенку успокоиться. Когда возникает такая необходимость, отталкивайтесь от этого списка.

19. “Ты не одинок в своих переживаниях”

Обращая внимание на других людей, которые могут делиться своими страхами и тревогами, ребенок понимает, что преодоление тревоги является универсальным.

20. “Скажи мне, что самое худшее может случиться”

Как только вы представили себе наихудший возможный результат, поговорите о вероятности того, что так может произойти. Затем спросите своего ребенка о наилучшем возможном результате. Наконец спросите его о наиболее вероятном исходе. Цель этого упражнения – помочь ребенку более точно мыслить во время его тревоги.

21. “Беспокойство иногда полезно”

Эта фраза кажется совершенно странной, но объяснение, почему беспокойство бывает полезным, успокаивает детей, и они перестают тревожиться о том, что с ними что-то не так.

22. “Что говорит твой мысленный пузырь?”

Если ваши дети читают комиксы, они знакомы с мысленными пузырями и тем, как они изменяют историю. Говоря о своих мыслях как сторонние наблюдатели, они могут оценить их.

23. “Давай найдем доказательства”

Сбор доказательств для поддержки или опровержения причин беспокойства вашего ребенка помогает ему понять, основаны ли его опасения на фактах.

24. “Давай поспорим”

Старшие дети особенно любят это упражнение, потому что у них есть разрешение обсуждать своих родителей. Подумайте о том, как дискутировать о причинах их беспокойства. Вы можете много узнать о своих рассуждениях в процессе.

25. “О чем нам в первую очередь нужно беспокоиться?”

Беспокойство часто делает из мухи слона. Одной из наиболее важных стратегий преодоления тревоги является разбиение проблемы на управляемые части. При этом мы понимаем, что не вся ситуация вызывает беспокойство, а всего лишь одна или две ее части.

26. “Перечисли всех людей, которых ты любишь”

Анаис Нин приписывают цитату: “Тревога – величайший убийца любви”. Если это утверждение верно, то любовь также является величайшей убийцей тревоги. Вспомните всех людей, которых любит ваш ребенок и спросите его почему. Любовь заменит тревогу.

27. “Помнишь, когда…”

Компетентность порождает уверенность. Уверенность подавляет тревогу. Помогая своим детям вспомнить время, когда они преодолели тревогу, они испытывают чувство компетентности и, таким образом, уверенность в своих способностях.

Источник

Новое видео:

Новое видео:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *