Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Современных детей и подростков всё чаще называют поколением потребителей, поскольку «им всё очень просто достаётся». Сменилась система ценностей, по первому требованию всё покупается (не важно – потерял, сломал и т.п.), у детей нет понимания, каким трудом зарабатываются деньги, нет навыков бережливости (мы говорим о среднестатистической российской семье). А в целом и дети, и родители финансово безграмотны, не умеют и не хотят разбираться в элементарных правилах и законах, зачастую поступают нерационально (например, влезают в долги, набирают кредитов и микрозаймов).  Экономисты, педагоги и психологи говорят о том, что культуру отношения к деньгам и основы финансовой грамотности надо воспитывать и закладывать с детства. И хорошим инструментом для этого являются так называемые карманные деньги.     

  • Как правильно давать детям деньги, на какие расходы, нужно ли контролировать траты – об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, деканом гуманитарно-правового факультета ТИ МГЭУ Татьяной Попковой.
  • Для начала советуем пройти небольшой личностный тест, который обозначит основные пункты в том, что вы делаете правильно или ошибочно в вопросе финансового воспитания детей, с точки зрения специалистов.    

Если говорить примитивно упрощая, то нынешние дети считают, что деньги родители берут из банкоматов.  Но отношение к деньгам складывается не стихийно и не в то время, когда ребенок стал подростком и требует самостоятельности и независимости, а значит и собственных финансов. 

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

— С малых лет ребенок, наблюдая в семье за экономическим поведением родителей (траты, сбережения, пожертвование и др.), вырабатывает это отношение.

В каждой семье есть много мифов, историй про деньги, про богатых и не очень, про зарабатывание и расставание с деньгами. Конечно, отношение к деньгам в целом трансформируется на фоне изменения общества.

Поэтому и дети сейчас другие, и думают по-другому.

В советские годы в семьях практика давать наличные карманные деньги была не особо распространена. Тогда дети на мороженое, как правило, получали деньги, просто забирая часть сдачи после похода в магазин.

Сегодня другие реалии – безналичный расчёт, высокие цены, огромное разнообразие финансовых организаций и банковских услуг, расцвет мошенничества. Всё это требует от нас и наших детей быть финансово грамотными.

Поэтому психологи советуют вводить ребенка в круг хозяйственных забот семьи уже с раннего детства.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, откуда деньги берутся (папа и мама зарабатывают) и что их количество ограничено. Ребенок должен знать прожиточный минимум семьи, участвовать в ведении домашнего хозяйства.

Не нужно скрывать от него семейных финансовых проблем, о них надо говорить вслух, устраивать общие советы по этому поводу. Следует учить детей обращаться с деньгами, а не оберегать их от этого вопроса.

Например, подарите копилку, при этом осторожно намекнув, что копить можно не только для себя, но и на подарок маме ко дню рождения.

Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено.

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.

Если в семье есть традиции благотворительности, то ребенок тоже должен быть к ним причастен. В данном случае финансовый вопрос тесно переплетается с морально-этическим воспитанием.

— Разумеется, в каждой семье к этому перечню могут быть добавлены какие-то собственные обстоятельства, позволяющие придать «денежному вопросу» воспитательный аспект. Но во всех случаях остается главное: надо научить ребенка относиться к деньгам как к ценности, в которой заключен нелегкий труд его родителей.

Потерял деньги, взял в долг – наказываем?

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять.

Надо заранее объяснять, что это такое в целом – брать в долг или в кредит, в каких ситуациях можно взять в долг, а в каких не стоит. Рассказать о своих примерах, когда брали взаймы (если были такие) или примерах друзей/знакомых.

Пояснить, чем чреваты займы и проценты, а также последствия задолженностей по платежам. 

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой.

Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги.

А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?».

Если ребёнок потерял деньги, не рубим с плеча. Важно выяснить причину потери: невнимательность, украли, пр. Можно сказать о том, что жалко потерянную сумму, что ситуация не приятна. Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось. Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать.

— Ругать вряд ли стоит. Категорическими суждениями, криком, бранью мы формируем страхи в отношениях с деньгами, блокируем свободу финансовой темы. Поэтому разговоры о деньгах должны быть открытыми, честными, корректными. Экономическое воспитание — это часть семейного воспитания.

Деньги на обеды и транспорт — это не карманные деньги

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Потребность в карманных деньгах возникает, как правило, со школьного возраста, когда у ребенка появляется в силу объективных причин больше самостоятельности, есть возможность проявить экономическое поведение (например, купить в столовой пирожок в дополнение к завтраку/обеду или какой-нибудь сувенир в поездке с классом). Важно, чтобы к этому моменту ребенок разбирался в деньгах, умел считать, мог соотнести цену товара и количество наличных, не боялся спросить незнакомых людей (продавцов, кассиров) нужную информацию и т.д.

Что такое карманные деньги по сути? Эксперты считают, что финансирование каких-то базовых нужд (перекусы в школе, транспорт, канцтовары) – это необходимость. Безусловно, такие траты тоже учат детей финансовой грамотности и могут помочь дисциплинировать ребёнка.

На эти потребности деньги следует давать без всяких условий, объясняя важность данных действий. А вот карманные деньги – это свободные финансы, которые ребёнок тратит по своему усмотрению.

И здесь уже всё зависит от возможностей семейного бюджета и установок самих родителей, семейных правил.

Контроль? Нет! Советы…

Траты и потребности можно и нужно обсуждать с ребёнком, чтобы предостеречь от ошибок или помочь разобраться в финансовых операциях и правилах. Можно давать советы, но не требовать и не указывать в авторитарном режиме. Отсюда возникает вопрос о контроле трат карманных денег.   

— Лучше изначально сформировать доверительные отношения с ребенком, которому будет просто вам рассказать о тратах. Объяснять, что может быть не совсем правильно в его монетарном поведении, призывать к рациональности. Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.

Откуда ребёнку взять карманные деньги?

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Источников получения карманных денег может быть несколько. Во-первых, специалисты советуют выдавать деньги системно, то есть периодически: раз в неделю, подросткам – раз в месяц. Это поможет научить планировать свои расходы. Важно не пополнять кошелёк на основании того, что ребёнок уже всё потратил раньше срока. 

Старшим можно предложить подработать, тем более что с 14 лет у ребят есть официальные возможности работать и биржи труда достаточно много уделяют внимания занятости несовершеннолетних.

Иногда деньги в качестве подарка дарят бабушки/дедушки на праздники и дни рождения. Многие дети предпочитают откладывать их в копилку на более крупную покупку, чем шоколадка или комиксы.

Кстати, если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.

Однако тут есть свои подводные камни: деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны.

—  Я против того, чтобы давать деньги за хорошие оценки, хотя знаю семьи, где это практикуется и родителям нравится. Мы должны помнить, что в учебе важен познавательный мотив.

При оплате оценок данный мотив смещается на выгоду. Кроме того, у ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.

«Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.

Правила выдачи карманных денег:

  • Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
  • С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  • Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  • У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
Читайте также:  Как не потерять ребёнка в незнакомом месте: 5 простых советов

Как научить ребенка копить

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.

Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Елена Глубко

мать двоих детей

Видео более позднего эксперимента с теми же условиями

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Избранные статьи для родителейВсе, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Мозг подстрекает: «Смотри, какая игрушка! Игрушка — это хорошо. Вот чего тебе не хватает для счастья». Дети испытывают эйфорию от предвкушения покупки. А после самой покупки эйфория пропадает.

Дети испытывают эйфорию от предвкушения, а не от самой покупки

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга.

Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки.

Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

Дети постарше могут вести такой список:

Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.

Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.

Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.

Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.

Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.

Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.

Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру.

Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку.

Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.

С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.

В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку : она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.

Калькулятор для быстрых расчетов:

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Детальный финансовый план:

Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.

Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.

Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.

Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.

Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.

Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.

Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».

Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.

Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 Р добавляйте еще 100 Р. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.

И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

  1. Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной.
  2. Позвольте ребенку выбирать. Не давите.
  3. Помогите составить наглядный план.
  4. Не покупайте сами — предложите накопить.
  5. Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений.
  6. Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.

Деньги и дети: Как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей…

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?  

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги. И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет. Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку  новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру —  детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей  семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на  части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный —  питание, зеленый — плата за квартиру, желтый — покупка игрушек, синий — домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку — выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках —  в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

 

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения.  Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех  желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Читайте также:  Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы — 100
  • Получено от папы  — 200
  • Заработано за выгул соседской собаки — 20
  • Получено от дедушки — 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег.

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

  • Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.
  • Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.
  • Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение — просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие  нельзя купить. 

Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми. 

Принеси хорошую оценку и получи 50 — этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление  получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах.  Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько — сколько захочет сам.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Карманные деньги. Взгляд известного детского психолога

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгами

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег? На эти и другие вопросы отвечает известный детский психолог, автор множества книг по детской психологии, Елизавета Филоненко.

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть. 

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Существуют несколько устойчивых убеждений о карманных деньгах, которыми, как правило, руководствуются родители, решая этот вопрос. Они не всегда точны, и нуждаются в рассмотрении. Остановимся на каждом из них в отдельности.

Убеждение: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Убеждение: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы.

В ряде случаев среди детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера.

Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни.

Также читайте: Карманные Деньги — Руководство для родителей. Сколько, Когда и За Что давать.

Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия.

После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным.

Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей.

Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию.

Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

На что тратить карманные деньги?

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики).

В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору.

Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.

Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно обращаться с деньгамиДети и Деньги — Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная  с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг. Смотрите здесь!

Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.

Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения.

Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка.

Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Нельзя путать карманные деньги с «целевыми»

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Читайте также:  15 ошибок, которые мамы не повторяют со вторым ребенком

Также читайте: 7 детских мифов о деньгах

Как давать карманные деньги?

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.  Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Сколько денег давать?

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи.

Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам.

Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок.

Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность.

Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться.

Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег.

Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка.

Однако, необходимо отдельно сказать, что случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Как часто давать карманные деньги?

Удобно давать ребенку деньги раз в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой.

Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями.

В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка.

То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу по дому.

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть.

В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной  мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы.

Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Также читайте: Как воспитать благодарных детей?

Платить ли за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей.

Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи.

Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Как ребенку заработать в собственной семье?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу.

Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему.

Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу.

Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семья и пример родителей.

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

  • Также читайте: Разговор с сыном, который изменит его жизнь навсегда
  • Как научить детей правильному обращению с деньгами?
  • Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:
  • не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.
  1. Ссылка на полную версию статьи здесь.
  2. Елизавета Филоненко, семейный психолог,
    специалист по детско-родительским отношениям

  3. Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».


Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

???? А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

ADD_THIS_TEXT

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *