Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Альтернативы постсоветским ДОУ есть, и их достаточно много. Все зависит от того, сколько времени могут выделить родители своему ребенку и сколько денег потратить на его развитие. Все-таки, вальдорфский детский сад и другие частные заведения стоят дороже посещения государственных. Есть несколько основных вариантов.

Частные детские сады

Вначале надо определиться, что в семье ждут от детского сада, и только потом определяться с выбором платного заведения. За последние годы появилось много разновидностей частных ДОУ, среди которых можно выделить несколько основных.

Облагороженная классика

Частный садик – это наиболее дешевый вариант, хоть многое зависит от педагогического состава и услуг, предоставляемых дополнительно.

Это своего рода стандартный детский сад, который имеет несколько преимуществ:

  1. Вежливый персонал. Воспитатели и няни на детей не кричат, на родителях не срываются. А если это и случится, то вопрос быстро и кардинально решается.
  2. Маленькие группы. В среднем это 10-15 малышей. Благодаря этому внимание воспитателя больше сосредоточено на каждом и реже случаются непредвиденные ситуации. Но от болезней это все равно не спасает.
  3. Оснащение. Родители сами платят за более дорогие игрушки, качественные материалы для творчества и вкусную еду.
  4. Дополнительное развитие. Частные сады обычно предоставляют возможности раннего обучения языкам, основам школьной программы или логическому мышлению. В комбинации с индивидуальным подходом от воспитателя это дает хорошие результаты.

Иногда в качестве дополнительной услуги родителям предоставляется возможность вступить в местный семейный клуб. На встречах разные семьи общаются и играют вместе, учатся новым методам воспитания.

В остальном такие частные заведения не предоставляют ничего принципиально нового.

Вальдорфский сад

  • Это популярная немецкая методика обучения, помогающая вырастить творческую личность.
  • Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки
  • Внешне все выглядит прекрасно:
  1. Воспитатель выступает в роли “мамы”, изначально обучая детей всем домашним обязанностям на собственном примере. Каждый малыш учится ухаживать за собой и соблюдать порядок.
  2. Основная деятельность — прогулки, музыка и рукоделие во всех его проявлениях. Это отличный старт для развития креативных возможностей.
  3. Детям прививается любовь к природе, проводятся регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Ребенок растет в натуральной среде. Синтетика запрещена. Отделка, мебель, только из природных материалов, а игрушки — самодельные.
  5. Проводится профилактика зависимости от игр и Интернета. В садике запрещены любые телефоны, планшеты, компьютеры и телевизоры.
  6. Личность в приоритете. Отсутствует принуждение в любом виде. Запреты только в ситуациях, когда может пострадать ребенок или имущество.

Вальдорфский подход интересен, но он развивает у детей завышенную самооценку.

Также руководство сада не приветствует любое интеллектуальное развитие, обучение счету, чтению и письму, спортивные тренировки, занятия в музыкальной или изостудии.

У ребенка искусственно ограничивается сфера интересов и поощряется эзотерическое мышление, воспитанное на волшебных сказках, мифах и легендах.

Система Монтессори

Это не только альтернатива детскому саду. В некоторых муниципальных учреждениях руководство формирует отдельные группы обучения по итальянской методике.

Они кардинально отличаются от стандартных:

  1. Вместе занимаются дети разных возрастов, что стимулирует интеллектуальное развитие у младших и формирование эмпатии у старших.
  2. Обучение основано на принципе саморазвития. Воспитатель только предоставляет возможность обучения, но никого не заставляет. Каждый ребенок занимается только тем, что ему интересно.
  3. Формируется безоценочное мышление и стимул к познанию на основе интереса к предмету.

Методика Монтессори плохо подходит гиперактивным детям.

Также нужно учитывать, что в школе ребенку будет тяжело привыкнуть к “принудиловке” и кардинально отличающемуся подходу к получению знаний.

Соответственно, первый класс может стать испытанием для родителей.

Реджио-педагогика

Еще одна итальянская методика, созданная на основе идей Монтессори и советского мэтра психологии Льва Выготского.

Объяснить, как работает Реджио-педагогика и что это за система, можно основываясь на 3 принципах:

  1. Опуститься до уровня ребенка. Вместо нравоучений используются только обсуждения, пояснения и разговоры, как со взрослым человеком.
  2. Отказаться от категоричности. Надо забыть о любых убеждениях и односложных ответах (да/нет). Каждый возникающий вопрос, проблема или конфликт — повод провести исследование и найти новое решение.
  3. Поощрять фантазию и выбор. Любой вопрос и действие должны иметь альтернативу, пусть даже на уровне: “Чай с сахаром или без?”.

Методика подходит для развития воображения, творческого и исследовательского подхода к жизни. Единственный минус — минимум внимания классическому обучению чтению, счету и письму.

Кружки и секции

Это другая возможность развития для несадиковского ребенка. В этом случае уже не получится отдать малыша на весь день воспитателям и полностью посвятить себя работе. Необходимо подобрать и оплатить занятия в различных заведениях, а потом еще и лично возить ребенка.

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Такой выбор поможет развить разностороннюю личность и уделить максимум внимания тем сферам, которые родители считают более важными.

Современные группы раннего развития позволяют начать эффективное обучение уже с 3 лет, отлично подготовить детсадовца к школе и начать раннюю творческую или спортивную карьеру.

Благодаря постоянной смене коллектива, из-за занятий в разных местах, ребенок будет лучше социализирован, приспосабливаясь к различным правилам и нормам поведения.

Но нужно учитывать, что необходимость постоянного посещения развивающих центров отнимет практически все свободное время у одного из родителей. К тому же это будет стоить дороже, чем частный детский сад. Бесплатные кружки и секции в основном ориентированы на детей от 5 лет и редко помогают подготовиться к школе.

Общение с няней

Этот вариант по праву можно считать одним из наиболее спорных. Насколько такое решение позитивно повлияет на развитие ребенка, во многом зависит от личности няни.

Если она обладает достаточной квалификацией и готова действительно посвящать свою жизнь чужому ребенку, то это отличное решение. Так у малыша появится индивидуальный воспитатель, охранник и повар.

Недостаток контактов со сверстниками можно компенсировать:

  • занятиями в кружках и секциях;
  • регулярным посещением детских площадок;
  • общением с друзьями семьи, родственниками, приглашенными в гости;
  • посещением кинотеатров, цирка, клубов для детей и их родителей.

Но всегда сохраняется шанс, что няня, как чужой человек, будет халатно относиться к своим обязанностям. Проконтролировать этот процесс очень сложно. Если есть такая возможность, то лучше обратиться за помощью к родственникам или близким друзьям. Это надежнее и безопаснее.

Где ребенку будет лучше

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Многое зависит от финансовых возможностей, индивидуальной жизненной ситуации в семье и прочих факторов.

С точки зрения финансовой нагрузки — проще всего оставлять ребенка в муниципальном садике, хотя бы на полдня. В дальнейшем можно отправить малыша к родственникам или на кружки, обеспечивая социализацию и развитие за приемлемую стоимость.

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Если необходимо высвободить максимум времени, то стоит обратить внимание на частный детский сад. Только стоит внимательно отнестись к изучению методики обучения. В противном случае можно неприятно удивиться полученному результату.

Развивающие детские центры, кружки и секции — это возможность разнопланово развивать ребенка. Особенно, если водить на занятия малыша сможет бабушка или дедушка. Только вопросом социализации будет лучше заняться отдельно, не забывая давать крохе возможность общаться и играть со сверстниками, а не только учиться.

Читайте также:  5 ошибок взрослых, столкнувшихся с детским плачем

Заключение

Выбор альтернативы детскому саду родителям лучше делать, ориентируясь на комфорт ребенка, как физический, так и психологический.

Только в этом случае он будет развиваться гармонично, не впадая в истерики из-за нехватки внимания от родителей. А знания и навыки общения всегда можно изучить чуть позже.

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Малыш растет, и детский сад уже не за горами. Перед родителями встает вопрос: а не оставить ли ребенка дома? Комфортная обстановка, мама всегда рядом, никто не обидит… Правда, есть и минусы. Эта статья призвана помочь родителям сделать правильный выбор, взвесив все «за» и «против» детского сада и домашнего воспитания.

Преимущества домашнего воспитания

В 21 веке наравне с ростом частных детских садов растет количество детей воспитывающихся дома. Чем же привлекает новоявленных родителей воспитание на дому? Комфортная обстановка или естественная среда.

На протяжении первых лет жизни малыш растет в домашней обстановке. Родители максимально подстроили ее к нуждам и потребностям маленького человечка.

Знакомые предметы, любимые игрушки, близкие люди создают уют и безопасную среду.

Домашнее окружение естественным образом подходит под физиологические потребности дошкольника, создавая психологический комфорт. Домашний уход. Никакой детский сад не заменит маму: атмосферу любви, заботы и тепла. Даже мелочь не ускользнет от ее зорких глаз.

Мама переоденет, если испачкалась одежда, почистит ушки, помоет личико. Туалет, прогулки и сон не по расписанию, а по требованию дитя. Малыш ударился — мама пожалеет, расплакался — обнимет, загрустил — поиграет. Она всегда рядом! Нет стресса.

Каждый родитель знает, как тяжело дается детям первые месяцы адаптации к детскому саду.

Оторванность от привычной обстановки и мамы — это сильный стресс, который негативно сказывается на психическом состоянии ребенка. Домашние дети ограждены от нервного расстройства. Они не испытывают дискомфорта, понятие «адаптация» им не знакомо.

100% индивидуальный подход. Этот аспект можно рассматривать разносторонне. Это и воспитательный процесс, и режим дня, и физиологические особенности, и развитие способностей, и акцент на интересы и нужды дошкольника.

Каким бы не был педагог профессионалом, учесть интересы 15 — 20 детей нереально. Подстроиться под одного «сорванца» гораздо легче. А учитывая, что мама его знает с пеленок, она интуитивно чувствует нужды и настроение родного человечка. Воспитание под наблюдением.

Когда отдаете ребенка в садик, нет гарантии, что попадется тактичный и грамотный педагог.

А если не повезет? Какие убеждения, нормы и моральные ценности он заложит в сознание маленького человека? Какую модель поведения продемонстрирует? Если учесть, что основа личности формируется до 5 -7 лет, это большая ответственность.

Воспитание в семье — гарантия, что малыша никто не обидит, не сломит его волю и не травмирует детскую психику. Антиморальные уставы, недопустимые примеры и недостойные поступки остаются вне досягаемости дошкольника. Он перенимает образцовое поведение и ценности семьи. Нет уравниловки.

В детском саду групповое воспитание, где детей подстраивают под нужды коллектива. С одной стороны это хорошо — учитывать мнение других людей, с другой — нет. Присутствует стадное чувство — делать как все. А если не как все, то мешаешь группе.

Обучение и развитие на дому дает почувствовать маленькому человеку собственную уникальную личность с широкими возможностями. Проявить индивидуальность. Здесь нет давления, и не присутствует чувство, что ты винтик некой системы.

Ребенок сам система, цельный механизм. Подходит каждому. Все дети со своими особенностями характера и иммунитетом. Есть замкнутые, шумные, шустрые. Есть болезненные, тревожные.

Детский сад подходит не каждому. Застенчивому и скромному малышу тяжело «раскрыться» среди активных и шумных. Шустрых тормозят и подстраивают под «удобные стандарты».

Часто болеющим детям садик — лишняя нагрузка на иммунитет.

Воспитание на дому — это лояльный подход и подстраивание под особенности характера и иммунной системы конкретного ребенка.

Недостатки домашнего воспитания

Казалось бы, оставил дошкольника дома и никаких проблем. Не нужно просыпаться рано, любимые игрушки под рукой, родные рядом, никто не обидит. Но не все так просто: дома телевизор, мама занята готовкой, стиркой, уборкой… А еще нужно найти время на прогулки, игры и занятия с малышом. Недостаточная социализация.

Детский сад максимально адаптирует дошкольника под социальное окружение. Здесь широкий круг общения, где малыш взаимодействует с различными типами характеров. Познает, что такое справедливость, дружба, сопереживание.

Учится: находить способы общения с группой, играть по правилам, конкурировать, договариваться, учитывать мнение других, подбирать друзей по интересам, примерять социальные роли, отстаивать свое мнение. Домашнее воспитание не компенсирует социальную адаптацию, оно значительно сужает круг общения дошкольника.

Есть риск вырастить эгоиста, не общительного ребенка, «белую ворону». В школе могут возникнуть трудности общения с детьми и педагогами. Неквалифицированная подготовка к школе.

Сидя дома, ребенок не получает тех знаний, умений и навыков, что детсадовские дети. Некоторые родители думают, что выучить буквы и научиться читать — достаточная подготовка. Нет! В саду развивают мышление, память, речь, расширяют кругозор, подготавливают к обучению чтению и руку к письму.

Воспитатели работают по специальной программе, где расписано, что должен знать и уметь дошкольник определенного возраста. Если мама взяла на себя ответственность воспитать малыша, то хорошо бы ей ознакомиться с программой дошкольного образования. Немаловажное значение имеет и методика обучения.

Родителям придется постигать основы дошкольной педагогики. Не сформирован навык дисциплины и усидчивости. Каким бы не был сообразительным ребенок, если он не усидчивый и не дружит с дисциплиной — будет отставать в учебе.

Умение концентрировать внимание, высидеть несколько занятий, сдерживать и контролировать свое поведение — эти навыки оттачиваются в дошкольных группах. На занятиях, в коллективных играх, в повседневной деятельности детей.

Статья ( группа) на тему: Детский сад или домашнее воспитание? | Образовательная социальная сеть

Детский сад или домашнее воспитание?

Воспитатель ГБДОУ №120

Белая Л.Е.

В чем привлекательность домашнего воспитания и обучения и в чем преимущество детского сада?

Есть масса аргументов и доводов о пользе домашнего воспитания и обучения. Останавливаться на всех не будем. Отметим очевидное преимущество. Ребенок, окруженный дружественно настроенными близкими людьми, получает больше возможностей развиваться согласно законам природы естественно и гармонично.

Сама идея детского сада – не искусственно придуманная человеком модель. Эта модель подсмотрена в природе. Многие животные, например, пингвины также устраивают детские сады. Пингвины-воспитатели оберегают подопечных, помогают им, защищают их в случае необходимости,

Читайте также:  Лактационная аменорея: метод предохранения от беременности

И в чем недостатки домашнего воспитания и обучения?

Отметим самый очевидный недостаток. В условиях домашнего воспитания и обучения ребенок не получает практических навыков коммуникации.

Ребенок оказывается в ситуациях искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития.

Он не видит других детей, других образцов социального поведения, перед ним встают реальные задачи усложнения взаимодействия с миром и людьми. Это факторы способны создать в будущем массу поведенческих проблем.

Домашние дети испытывают трудности в организации социальных контактов, но они также испытывают и потребность в них. Если в ситуации вне дома ребенок потерпит неудачу в контактах со сверстниками, это разовое огорчение будет переживаться им болезненно.

Полученный отрицательный опыт затрудняет будущие попытки социальной адаптации.

В стенах детского сада даже после отрицательного опыта следует новая попытка контакта, и, соответственно, увеличивается шанс интуитивного нахождения и обретения требуемой модели поведения и общения.

Школьная жизнь домашнего ребенка может носить механистический характер. Он может усвоить общие стереотипы правильного поведения и, научаясь не мешать другим, существовать рядом со всеми.

Формально правильно отвечать на вопросы учителя, знать имена учителей, одноклассников, но не обращаться к ним, не принимать участия в реальной жизни класса.

Словом, без дополнительных педагогических усилий он не осваивает более сложные, более гибкие формы отношений с другими людьми, которые мог бы освоить в стенах детского сада.

Такой ребенок в подростковом возрасте часто проходит период отчуждения со стороны своих более благополучных одноклассников. Они могут получать удовольствие, провоцируя его на неправильное поведение.

Социальная наивность домашнего ребенка делает его удобным объектом для таких «развлечений». Только страстная тяга учиться, быть вместе с другими позволяет ему в это время продолжать ходить в школу.

Ребенку жизненно необходимы социальные контакты с другими людьми, со сверстниками. И домашняя теплая атмосфера не заменит эту потребность. Можно найти компромиссы для тех, кто яростно отстаивает домашнее воспитание и образование.

Можно организовать посещение детского сада на короткое время (время прогулок или игр).

2-3 часа в день могут дать ребенку возможность восполнить важный пробел в домашнем воспитании – возможность налаживать контакты с посторонними людьми.

В чем сложность организации домашнего воспитания и обучения?

Во-первых, потому, что у мамы есть масса других обязанностей и интересов, и даже при большом желании и готовности самой заниматься со своим малышом, делать это регулярно непросто — нужно еще и просто гулять на улице, играть и общаться с ребенком и без развивающих целей.

Во-вторых, вообще позиция мамы или няни и позиция репетитора разные. От близких взрослых ребенок ждет безусловного принятия, понимания и поддержки, ценит в них способность радоваться его идеям, быть сопричастным его переживаниям.

Поэтому сколько-нибудь строгие требования и ограничения в исследовательской деятельности ребенок может расценить как недружественный шаг со стороны «своего» взрослого, что не замедлит сказаться на взаимоотношениях. Репетитор, воспитатель интересен ребенку именно тем, что он новый, чужой для него человек.

И ради поддержания контакта с интересным человеком ребенок готов действовать по тем правилам, которые ему предлагают: «Ты хочешь рисовать вместе со мной, тогда одевай фартучек и садись за столик, иначе дать тебе кисточки я не могу», «Ты уже устал, но давай доклеим этот домик, он нам нужен, чтобы поиграть с тобой в новую игру». Соответственно и эффект для развития ребенка от таких занятий как правило выше.

Вообще общение с благожелательным посторонним взрослым дает ребенку очень важный в жизни опыт условного принятия. В абсолютно комфортной и психологически безопасной обстановке малыш начинает понимать, что есть требования, которые надо выполнять, чтобы быть принятым в игру, коллектив, общество.

В-третьих, так как возможности удерживать внимание на одном предмете у маленького ребенка ограничены, во время занятий очень важно выделить то существенное, что стоит донести до малыша. Важно, чтобы объем информации или сложность навыка, который формируют у ребенка, не превышали его энергетических возможностей.

Поэтому кроме хорошей обучающей программы важен и профессиональный подход к занятиям.

Специалист по раннему развитию на то и специалист, чтобы понимать причины затруднений ребенка и грамотно помогать ему — не делать за него и не заставлять все переделывать самому, а быстро находить то, что мешает правильному выполнению и совместно исправлять ошибки.

Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье

Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А.

Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г.

Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека.

Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества — общества нового типа.

Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства.

Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А.

Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания.

Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».

Читайте также:  Острый момент: нужна ли ёлка, когда в доме дети

Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый изсоциальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции — формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах — официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача — преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей — об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Консультация на тему «Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье»

Подготовила воспитатель: Гапоненко Е.В.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *