Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

Авторы: Богданова Н.В.

Малыша невозможно заставить поделиться ни одной игрушкой? На прогулке он ревностно охраняет свое «добро», игнорируя Ваши увещевания? В возрасте 2-3 лет большинство детей настоящие маленькие Скруджи. Но стоит ли пытаться учить их делиться с другими детьми?

Всем мамам знакома такая ситуация: малыш начинает вопить всякий раз, когда кто-то пытается позаимствовать его лопатку, ведерко или грабли.

Вы наверняка не раз пытались объяснить своему маленькому собственнику, что с ним никто не захочет играть, если он будет поступать подобным образом. Но его это не убеждает.

Не пытайтесь рассказывать ему о братском чувстве, об альтруизме, о возможности отказаться от чего-то ради удовольствия другого человека. Для двухлетки это слишком высокие материи. И это нормально!

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

Около двух лет или немного позже ребенок впервые осознает, что существуют вещи, которые принадлежат только ему. Кроватка, одежда, игрушки — про все это малыш теперь уверенно говорит «мое». Но ребенок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя.

Поэтому попытки других детей завладеть ими он расценивает как посягательство на него самого. В этот период ребенок проходит фазу построения собственного «Я2, психологически отделяясь от мамы. Обретая чувство автономии, он выстраивает и обозначает границы своей личности.

Для малыша он сам и то, что ему принадлежит, еще не отделимо, и то, что находится вне его, также является его частью, составляя с ним одно целое. Когда ребенок подрастет, он будет просто знать, что есть предметы, которыми он владеет, и что они не перестанут быть таковыми, если кто-то возьмет их в руки.

Но пока малыш должен чувствовать свою собственность в буквальном смысле — прижимая к себе игрушки во время прогулки и ни на минуту не выпуская их из поля зрения.

Поэтому, когда мы просим его одолжить своему маленькому другу всего-навсего лопатку или машинку, это то же самое, как если бы мы попросили его одолжить свою рубашку, кроватку или зубную щетку.

И негативная реакция ребенка — это не каприз и даже не проявление эгоизма, а категоричное заявление о том, что ему необходимо иметь все свое при себе, чтобы чувствовать свою целостность. Поэтому не стоит стыдить ребенка за проявление жадности, таким образом игнорируя его чувства и лишая его поддержки. Не отрицайте право ребенка принимать собственные решения, скажите ему, что понимаете, как ему сложно отдавать что-то свое. Проявив поддержку и уважение к чувствам ребенка, вы облегчите ему прохождение этой фазы развития.

Но, несмотря на понимание того, что эта фаза необходима для развития ребенка, нас не перестает волновать вопрос о том, как он адаптируется к действительности, где в цене совсем иные принципы. Ведь нам хотелось бы, чтобы наш ребенок научился вести себя социально приемлемым образом, был щедрым, вежливым и готовым поделиться с другими.

Значит, все-таки необходимо преподать ему основы правил жизни в обществе? Да, вы действительно можете простым языком объяснить ребенку, как строятся отношения в человеческом обществе, что является приемлемым и что вызывает негативный отклик. Будьте готовы к тому, что даже если ваши объяснение будут доступны пониманию ребенка, он не примет их.

«Урок» пригодится ему немного позже.

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

Вы наверняка обратили внимание на тот факт, что дети, прекрасно знающие, что такое «мое», еще не понимают, что означает «чужое».

Это зачастую и является причиной конфликтов, разгорающихся на детской площадке: ни на минуту не забывая о своей собственности, малыш без страха и сомнений пытается завладеть приглянувшейся игрушкой товарища.

Это происходит оттого, что ребенок еще не в состоянии учитывать интересы и желания других людей. Он пока не умеет контролировать и сдерживать свои сиюминутные порывы — желанный предмет должен немедленно оказаться у него в руках.

И его нисколько не огорчит обиженный рев малыша, у которого он взял игрушку. Постепенно с вашей помощью юный экспроприатор поймет, что у других детей также есть вещи, которые принадлежат только им и они испытывают по отношению к ним те же собственнические чувства, что и он.

Но что любопытно: не у всех детей прохождение через стадию эгоцентризма характеризуется трепетным отношением к своей собственности. Действительно многие дети, окружая себя предметами, которые им принадлежат, чувствуют себя увереннее и спокойнее.

Но есть дети, которые ведут себя совершенно иначе. В этом же возрасте они проявляют себя как настоящие альтруисты, с легкостью делясь своими игрушками с другими детьми.

Значит ли это, что формирование их личности происходит как-то неправильно? Должно ли это настораживать и как родителям относиться к такой «щедрости»? Некоторых родителей действительно беспокоит то, насколько легко ребенок отдает свои игрушки, не проявляя при этом особых эмоций. Их интересует, не является ли это проявлением слабохарактерности, неспособностью постоять за себя?

Здесь нет особого повода для беспокойства, просто эти дети нашли иной способ построения и утверждения собственного «Я». Они черпают уверенность и ощущение своей целостности в чем-то другом. Возможно, им достаточно подпитки одобрением, исходящим от родителей, — их уверенностью, похвалой.

Для них именно это — их собственность, то, чем они владеют и в чем нуждаются. «Мой сын — самый красивый, добрый, щедрый». Так родители наполняют «Я» своего ребенка, при этом, со своей стороны, ему не приходиться прилагать особых усилий. Здесь есть свои преимущества и недостатки.

Ребенок умеет проявить великодушие и не слишком привязан к материальным ценностям, но чаще всего таким образом он поступает, поддерживая желания родителей, подпитывая их гордость. Во многих случаях такому ребенку труднее позаботиться о себе, когда он один, отстоять себя, свои интересы. Несомненно, оптимальным будет стремление к достижению баланса.

И если поддерживать в ребенке его желание делиться с другими и относиться с уважением и пониманием к собственническим проявлениям, то постепенно равновесие будет достигнуто.

Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в обществе других людей

— Не заставляйте его одалживать свои вещи, сначала спросите, что он об этом думает. Возможно, малыш категорически не желает расстаться с любимой игрушкой. Но может оказаться и так, что он не против, но просто не знает, как это сделать, или опасается, что игрушку ему не вернут.

В этом случае можно сказать: «Твой друг немного поиграет с твоей игрушкой и потом отдаст ее тебе». Если вы видите, что малыш беспокоится, просто будьте рядом с ним и комментируйте все происходящее.

Когда любимый предмет вернется к нему в целости и сохранности, похвалите его и скажите, что теперь он вновь может играть со своей игрушкой.

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

— Чтобы временное расставание с собственностью было менее болезненным, предложите детям произвести обмен: «Ты можешь положить свою куклу в его машинку? Она немного покатается и вернется к тебе. Твой Бэтмен может погостить в его замке, думаю ему там понравится». При этом содержание игр взаимно обогащается, и каждый участник обмена сохраняет свой «капитал».

— Если вы идете в гости, не забудьте взять свои игрушки. В гостях наверняка найдутся игрушки, которые заинтересует Вашего ребенка, а маленькому хозяину будет легче поделиться с гостем, который пришел не с пустыми руками.

Обязательно заранее скажите ребенку, что когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать обратно. Для детей 2-3 лет это далеко не очевидно и может вызывать сильное беспокойство, препятствующее обмену и взаимным уступкам.

— Если Вы испытываете неловкость оттого, что на людях малыш ведет себя как неумолимый собственник, не стыдите его публично и не сравнивайте с другими детьми. Признайте, что на данный момент это так и ему действительно сложно расставаться со своими вещами. Через некоторое, довольно короткое время, это пройдет.

Богданова Наталия Владимировна — детский психолог, психоаналитик, член Российского психологического общества. Сотрудник центра реабилитации и коррекции детей и подростков и журналов “Счастливые родители” и “Мой ребенок”.

  • Источник: Институт гармоничного развития и адаптации “Игра”

Что делать, если ребенок жадный? Почему ребенок становится жадиной? Как отучить жадничать?

Сколько неприятных эмоций доставляют своим родителям жадные дети! Маме стыдно перед окружающими, она постоянно пытается вразумить маленького скупердяя, убедить, что необходимо делиться с другими. В материале статьи мы поговорим о том, откуда берется детская жадность, стоит ли ломать подобную «хозяйственность» и выясним мнение психологов по этому поводу.

Почему дети становятся жадными?

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

Есть несколько довольно весомых причин, которые поясняют, почему дети жадные:

Слишком сильная привязанность к собственным вещам

Часто ребятишки занимаются накопительством: собирают игрушки из «Киндер-сюрпризов», создают свою коллекцию моделек автомобилей. Подобное собирательство формирует педантизм у дошкольника. Совсем не обязательно, что из маленького «собирателя» вырастет прижимистый взрослый. При правильном воспитании родители могут развить у него бережливость.

Необходимость торговаться

В некоторых семьях растут настоящие предприниматели. На все просьбы помочь по дому или поделиться они соглашаются это сделать только в обмен на приятные бонусы для себя.

Например, когда мама просит дать младшему брату поиграть в приставку, за это сынишка требует взамен купить ему новый телефон. Родителям стоит запастись терпением и успокоиться. Вряд ли ребенок осознает всю степень отклонения в собственном поведении.

Задача родителей объяснять сыну или дочери недопустимость подобных поступков и пресекать его «рыночные взаимоотношения» с членами семьи.

Излишняя скромность

Иногда причиной, почему ребенок стал жадным, является отсутствие навыка общения с одногодками, стеснительность. Попав в некомфортное общество, дошкольник может крепко прижимать к себе любимую игрушку, чтобы придать себе уверенности. Подобный жест родители могут расценить, как нежелание делиться своими вещами с другими.

Недостаток внимания

Если родители постоянно на работе, а недостаток своего внимания пытаются трансформировать в дорогие игрушки и подарки, то для ребенка они становятся предметом, который утешает и заменяет родительскую любовь.

Поэтому, когда кто-то решит посягнуть на эти предметы, естественной реакцией будет желание отобрать важную для него вещь. Если причина кроется именно в этом, наказывать не стоит, важно сформировать правильную тактику поведения с таким ребенком.

Данное поведение требует поменять отношение родителей к своим обязанностям.

Стремление к лидерству

Желание выделиться из толпы сверстников может заставить дошкольника хвастать теми вещами, которых не имеют другие ребята. Вещи – это некий символ власти и лидерства, первенства.

Если в такой момент его попросят поделиться игрушкой, он поймет, что другие дети испытывают к нему зависть, откажет товарищу и утвердится в мысли, что он выше и лучше других.

Читайте также:  Кефир кефиру – рознь или как выбрать полезный напиток для ребенка до года?

Цель родителей в данной ситуации дать возможность развития лидерских качеств через занятия в кружках, секциях. Таких детей важно поощрять и хвалить.

Ситуативная жадность

Иногда жадность детей может быть направлена только на некоторых людей. Тут стоит задуматься о том, что, быть может, ребенок испытывает неприязнь именно к этому человеку.

Возможно, когда-то он чем-то обидел его, и ребенок просто проявляет свой характер. Другой причиной подобного поведения может быть усталость или плохое настроение.

В такой момент лучше воздержаться от критики и дать ему успокоиться.

Ревность

Когда в семье появляется еще один наследник, старший с возрастом начинает проявлять признаки алчности. Ведь маленький брат претендует на его игрушки, вещи, даже на любовь родителей. Маме и папе необходимо с пониманием относиться к подобным проявлениям скупости.

Что делать, если ребенок жадный?

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

Когда родители заметили, что ребенок в семье растет очень жадным, им следует стараться придерживаться следующих практических советов, которые помогут научить делиться:

  1. Учите совместным играм. Пригласите лучших друзей сына или дочери. Предложите им поиграть в командную игру, в которой для того, чтобы добиться результата, необходимо работать быстро и слаженно. Для этого прекрасно подойдут собирание пазлов, построение замка из конструктора, оформление дизайна детской комнаты и так далее. В процессе работы предложите ребенку угостить своих друзей сладостями. Или, попросите раздать специальные призы за результативную и творческую работу.
  2. Не наказывайте за проявление скупости. Избегайте называть своего ребенка «жадиной» или применять наказания за проявления скаредности. Кроме того, считается непедагогичным заставлять силой делиться вещами с окружающими. Так можно спровоцировать развитие обиды и озлобленности на весь мир. Применяйте позитивное мотивирование, помните, что для ребенка 2-3 лет считается совершенно нормальным нежелание отдавать некоторые важные для него вещи другим людям. Со временем, когда личность друга займет достойное положение в жизни ребенка, он научится делиться. Не угрожайте: «Если не поделишься, я выброшу твою игрушку» или «Не станешь убирать свои вещи, я их отдам более послушным детям». Так можно развить только страх лишиться личных вещей.
  3. Не замалчивайте проблему. Разговаривайте со своим сыном/дочерью, постарайтесь, чтобы он рассказал вам о причинах нежелания делиться. Поясните другим детям, почему ваш не хочет дать им поиграть со своей новой игрушкой. Помогайте своему маленькому сыну или дочери облекать в слова те чувства, которые он сейчас испытывает. Стимулируйте его на проговаривание проблемы, возможно причина его жадности достаточно уважительная, например ценность вещи, подаренной любимым дедушкой или родителями.
  4. Учите выходить из проблемы. Возрастные кризисы тоже не стоит сбрасывать со счетов. Иногда дошкольники считают, что «подарить» – синоним слова «отдать на всю жизнь». Предлагайте компромиссы: пусть 5 минут с ценной игрушкой развлекается один ребенок, а следующие пять минут – другой. Учите меняться с друзьями вещами.
  5. Организуйте удобное место для игр с товарищами. Перед тем как пригласить в гости товарищей, предложите своему ребенку убрать в недоступное место все те ценные игрушками, которыми он не хочет делиться. А те, которые ему не жалко пустить в игру с товарищами, следует поставить на виду. Попросите гостей тоже принести свои игрушки, которыми они могли бы поделиться.
  6. Уважение превыше всего. Не позволяйте себе распоряжаться детскими вещами на свое усмотрение. Важно спрашивать разрешение у сына или дочери перед тем, как взять ту или иную вещь из его комнаты. Важно уважать права маленького человека, чтобы не спровоцировать развитие еще одной пагубной привычки – воровства.
  7. Показывайте пример. Будьте щедрыми. Родителям важно, во что бы то ни стало делиться с ребенком вещами, вкусными продуктами. Применяйте в своем лексиконе слово «делиться», поясняйте, что можно разделить с другом не только вещи, но и чувства, впечатлении, эмоции, любовь, хорошие и плохие новости.
  8. Поощряйте проявление щедрости. Акцентируйте внимание на благородном поступке дошкольника, если он от всего сердца поделился с соседским мальчиком своим ведерком и совочком. Говорите о пользе, которую может принести щедрость: сегодня ты дал Мише покататься на велосипеде, а завтра он может дать тебе то, чего нет у тебя.

Что делать, когда ребенок-жадина? Мнение психологов

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

В сети очень много научных статей и видео по проблеме жадных детей. Некоторые популярные психологи тоже имеют свою точку зрения по данному вопросу.

  • Инна Морозова, автор проекта «Быть родителем – это просто», семейный психолог, считает, что именно с 2-3 лет у ребенка начинается процесс формирования чувства собственного достоинства. Оно в корне отличается от чувства собственного достоинства у взрослого человека. Поэтому ребенок по-настоящему плохо себя чувствует, когда другие ребята берут его игрушки, ведь все свои вещи он считает продолжением себя самого.
  • Не стоит заставлять насильно делиться своими вещами с другими людьми, можно только очень тактично попросить его об этом. Если же товарищ, с которым играет ваш ребенок, болезненно реагирует на отказ, плачет, настаивает на том, чтобы с ним поделились, поговорите его мамой. Тактично поясните, что ваш ребенок не готов сейчас делиться своими вещами.
  • Практикуйте обмен. Перед тем как обменяться с товарищем игрушками, обязательно поясните, что потом чужое нужно будет вернуть хозяину. Если ребенок начинает устраивать истерику и не отдает понравившийся ему предмет, не выдергивайте его из рук. Спокойным голосом посочувствуйте его горю, обнимите и скажите, что вернуть игрушку все равно придется. Утешайте, рано или поздно он вернет так понравившуюся ему чужую вещь хозяину.
  • Составьте вместе с ребенком список гостевых игрушек, которыми разрешено играть всем, сделайте для них специальный ящик, позвольте ребенку менять в нем одни предметы на другие.
  • Относитесь к возрастной жадности, как к новой ступени в развитии вашего наследника. Задача ответственного родителя не пресекать, а поддерживать подобное стремление к собственничеству.
  • Если в вашей семье подрастает двое, постарайтесь не смешивать вещи старшего и младшего. Пусть ребята делятся игрушками только по собственному желанию. Помните, что с момента рождения младшего, игрушки старшего не становятся автоматически общими. Они все так же принадлежат вашему первенцу, и он не обязан по первому требованию отдавать их даже своему любимому братишке. У ребенка должно быть право распоряжаться своими собственными вещами и не выслушивать претензии в свой адрес из-за страха, что младший может сломать ценный для него предмет.
  • Обязательно рассказывайте о тех ребятах, которым в жизни не так сильно повезло, и они не имеют возможности купить новые игрушки. Раз в месяц вместе выбирайте и дарите в детские дома, нуждающимся семьям, приютам часть игрушек. Пусть ребенок ощутит радость и счастье от того, что он делится своими вещами с другими людьми.
  • Бизнес-коуч, психолог Марина Романенко советует перед приходом, например трех маленьких гостей купить три одинаковых альбома, три набора карандашей или три пачки пластилина, чтобы разрешить проблему нежелания делиться вещами, которые есть в доме в одном единственном экземпляре. Каждый может в конце вечера забрать свой набор домой, а ваш наследник будет избавлен от неприятных эмоций. Психолог считает, что нельзя принуждать старшего делиться с младшим своими игрушками. Ничего кроме страха и жадности у детей подобное принуждение и беседы: «Не будь жадиной! Ты же старше, пусть он поиграет!», не развивает. Приучите младшего спрашивать разрешения, а старшему дайте возможность разрешить или запретить пользоваться своими вещами.

Если вы заметили в своем ребенке проявления такого качества, как жадность, не стоит думать, что в будущем из него вырастет настоящий скряга. Относитесь к этому, как к новой стадии развития, позвольте детям побыть жадинами и постарайтесь не усугубить ситуацию своим неправильным поведением.

(1

Ребенок жадина в 2, 3, 4, 5, 7 лет: что делать с детской жадностью

Почему ребенок жадничает и как с этим боротьсяВсе дети разные и это вполне нормально. Кто-то бывает шумным и активным, кому-то свойственно желание побыть наедине с собой и насладиться чтением любимой сказки. Есть дети добрые и ласковые, как котята, а есть и такие, кто каждый день пытается доказать свою самостоятельность несмотря ни на что. Если один малыш не может уснуть без маминой ласки, то другой будет яростно сопротивляться родительским объятиям.

Любой человек уникален в своем характере и самоощущении. Любой родитель мечтает вырастить своего ребенка добрым, отзывчивым и чутким и теряется, когда сталкивается с негативными особенностями поведения своего чада.

Некоторым детям присуще такое качество, как жадность. Речь идет об отказе ребенка делиться важными для него вещами по разным причинам.

Родители, наблюдая, как их милый малыш превращается в этакого скрягу, теряются и не знают, как себя вести. Но не стоит заранее паниковать.

Детская психика отличается особой гибкостью, несмотря на свою ранимость, и обычно без проблем поддается коррекции. Главное – не терять время и предпринять решительные действия.

Всегда ли детская жадность — проблема

Родители должны понимать, что игрушки и другие вещи крохи — это его личное пространство, границы которого он пытается отстоять, отказываясь делиться ими. Во-первых, дети в возрасте до 4 лет эгоцентричны, у них есть четкое понимание «мое», во-вторых, психика ребенка не понимает, что его вещь или игрушка берется другим «на время», он уверен, что теряет любимый предмет навсегда.

Потому взрослым, прежде чем убеждать ребенка, что «надо делиться», надо постараться понять логику детей. В его маленьком мире, когда он отдает игрушку, он уверен, что вещь больше не будет принадлежать ему.

Это как, если придет Вася из соседнего дома, сядет в ваш автомобиль и уедет со словами «я покатаюсь и отдам». Успокойте себя тем же самым «надо делиться»… Так что позволить ребенку отстаивать свои границы, отказываясь одалживать свои вещи не так уж и плохо.

Другой момент, когда детская жадность начинает принимать патологические формы, тут, конечно, надо принимать меры.

Причины детской жадности

В воспитании ребенка особую роль играет индивидуальный подход. В случаях, когда родители ищут способы для борьбы с жадностью у ребенка, стоит постараться наладить контакт с малышом и найти причины его поведения.

Чаще нежелание детей делиться со сверстниками возникает из-за следующих факторов:

  • Почему ребенок жадничает и как с этим боротьсяНехватка внимания со стороны родителей. Каждый ребенок хочет чувствовать себя нужным и любимым. Если он начинает сомневаться в любви родителей в силу того, что они стали обращать на него меньше внимания, то в нем зреет неуверенность в себе и своей роли в семье. Занятые на работе мама и папа просто забывают о том, что их чадо остро нуждается в совместном времяпрепровождении. Для многих современных мам и пап намного проще откупиться от ребенка очередной новомодной игрушкой, чем провести с ним вместе пару-тройку часов вечером. Для таких детей подарки, полученные от любимых и самых дорогих людей, становятся чуть ли не сокровищами, с которыми они ни за что не согласятся расстаться, даже на короткое время.
  • Конфликт с братом или сестрой. Нередко после рождения второго ребенка первому начинает уделяться меньше времени, что практически всегда приводит к возникновению ревности к младшему брату или сестре. Старший ребенок видит в младшем угрозу своему счастью и привычному укладу жизни. Он начинает воспринимать его как конкурента и соперника в борьбе за родительскую любовь. Именно поэтому ребенок и начинает жадничать по отношению к малышу.
  • Некорректное поведение родителей. Иногда на детской площадке можно услышать гневный окрик матери, призывающей свое чадо поделиться игрушками с другими детьми. Видимо таким образом ей хочется произвести благоприятное впечатление на других родителей, но вот беда: ребенок воспринимает подобное требование как попытку лишить дорогой для него вещи. В итоге все заканчивается слезами и безобразной истерикой.
  • Статус сироты. Дети, оставшиеся без родителей и вынужденные жить в приютах и детских домах, не могут похвастать наличием вещей, которые принадлежали бы только им. Если ребенок получает подарок, например, в результате распределения спонсорской помощи, то начинает считать его сугубо личной вещью и будет оберегать всеми доступными силами, что со стороны будет выглядеть именно как жадность.
Читайте также:  Подруга в роли няни: "ЗА" и "ПРОТИВ"

Вышеперечисленные причины можно устранить без особых сложностей, но в большинстве случаев вина за появление у ребенка жадности лежит все-таки на родителях. Они своими действиями провоцируют его на подобную модель поведения, а потом с недоумением выслушивают претензии в адрес своего чада и судорожно ищут способы решения этой проблемы.

Важно

В редких случаях можно определить только один фактор, влияющий на проявление жадности у ребенка. В основном, на подобное поведение его толкает совокупность ряда причин.

Классификация жадности

Детская жадность весьма различна в своем проявлении и у каждого ребенка выражается индивидуально. Специалисты выделяют следующие разновидности нежелания детей делиться с другими личными вещами:

  • Собственник. Есть определенная категория детей, которые по своей натуре не могут осознать понятие «общее». Для них существует только «свое» и «чужое». Бороться с таким видением действительности весьма сложно, но успех становится более реальным, если обратиться за помощью к психологу.
  • Забияка. Такой тип жадности выражается в жестком отказе делиться своими вещами, но при этом присутствует четкое желание завладеть чужими игрушками. Если ребенок не получает желаемого, то вполне может устроить потасовку.
  • Страдалец. Это дети, сильно сомневающиеся в родительской любви или живущие в неблагоприятных условиях. Им кажется, что мама и папа думают только о себе, в частности, если им отказывают в покупке понравившейся вещи. В результате такие дети имеют все шансы вырасти в скупердяев.
  • Агрессор. Гиперопека и потакание капризам также могут оказаться весьма щедрыми на различные «сюрпризы». Родители, которые слишком нянчатся со своими детьми в итоге рискуют вырастить из них законченных эгоистов. А эгоизм всегда идет рука об руку с жадностью.
  • Одиночка. Есть дети, которые отличаются излишней бережливостью. Они очень дорожат своим «имуществом» и стараются оградить его от возможных «вредителей».

Что делать, если ребенок – жадина?

Большинство родителей пытаются донести до своего ребенка мысль о том, что жадность – это плохо, с помощью чтения нотаций и порой даже криков. Но такая стратегия не то, что не решит проблему, она ее только усугубит. При коррекции детского поведения стоит быть весьма терпеливым и мудрым и не совершать необдуманных действий.

Если вы хотите отучить своего чадо от жадности, то вам помогут следующие советы психолога:

  • Не упустите время. Не думайте, что у вас впереди целая куча времени и избавиться от жадности у своего ребенка вы сможете в любой момент. Не отмахивайтесь от проблемы, ведь если верить психологам, то после 9 лет коррекция заметно снижает свою эффективность и вам придется потратить намного больше времени и сил.
  • Семейный совет. Не стоит рассчитывать только на себя. Обратитесь за поддержкой и советом к родным и близким. Обсудите возможные причины проблемы и попросите их поделиться своим мнением. Вполне возможно, что вы просто упустили из виду что-то важное и своевременный совет старших родственников сможет стать ощутимым подспорьем в борьбе с жадностью малыша.
  • Беседы с ребенком. Современные производители предлагают широкий выбор игрушек и гаджетов, рассчитанных на детей разных возрастов. В компании сверстников дети часто хвастаются друг перед другом игрушками, нередко от «крутости» вещей зависит и статус внутри группы. Если родители не могут позволить себе покупать ребенку самые брендовые вещи и игрушки, то он начинает капризничать и устраивать истерики. Стоит проводить профилактические беседы, нацеленные на то, чтобы объяснить ребенку, что у каждой семьи свои финансовые возможности. А затем плавно перевести разговор на то, что зависть и жадность – плохие чувства, от которых нужно избавляться.
  • Учите своим примером. Помните, что для своего ребенка вы являетесь образцом и идеалом. Как говорится «мать в глазах ребенка — бог». Поэтому показывайте своими поступками, что нужно быть щедрым и уметь сопереживать тем, кто оказался в беде. Соберите ненужные детские вещи и игрушки и вместе с ребенком отвезите их в детский дом или купите что-то вкусненькое и поделите на всех, говоря, что жадничать не стоит.
  • Избегайте сравнений с другими детьми. Одной из грубейших ошибок со стороны родителей является их порыв сравнить своего маленького жадину с чужим ребенком, который всегда делится с друзьями. Если вы позволите себе подобное, то будьте готовы к смертельной обиде со стороны своего малыша. Он воспримет ваши слова в штыки, а в других детях будет видеть исключительно врагов.
  • Поощряйте за успехи. Помните, что ребенка следует хвалить за хорошее поведение. К сожалению, многие родители забывают об этом, зато наказания у них всегда отличаются оперативностью. Если вы не будете говорить ребенку, что гордитесь его хорошим поведением, то он решит, что вам все равно и перестанет стараться в дальнейшем.

Важно

Если все ваши усилия так и не принесли ожидаемого результата, то не сомневайтесь и посетите вместе с ребенком психолога. Возможно в вашем случае без его участия не обойтись.

Почему ребенок жадничает, или как научить ребенка делиться

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

Почему ребенок жадничает? Примерно к 1,5-2 годам любимыми словами крохи становятся – моё, мне, я, сам, не трогай. В этом возрасте дети жадничают и никак не хотят делиться своими игрушками. На самом деле, в этом нет ничего безнадежного.

Именно в этом возрасте ребенок начинает становиться личностью. Он понимает, что он человек, что он и мама – 2 разных существа, дополняющих друг друга, но существующих раздельно.

В этот момент появляются «свои» игрушки, делиться которыми малыш ни с кем не намерен. Даже просьба мамы поделиться с ней чем-нибудь может восприниматься в штыки. Что уж говорить о чужих детках. С какой это радости вдруг малыш должен отдавать кому-то свою игрушку… Примерно так и думает маленький жадина.

  • Читайте так же:
  • Как научить ребенка самостоятельности.
  • Развитие навыков общения у ребенка.

Почему ребенок жадничает?

Всё просто – у малыша формируется чувство собственности. Моё и всё тут! Кстати, кому как не взрослым знакомо это чувство?! Никто из нас не захочет делиться дорогими для нас вещами.

Если к вам на улице подойдет незнакомый человек и попросит дать ему ваше обручальное кольцо или телефон? Вы покрутите у виска и пойдете дальше. Такие же мысли возникают и у ребенка.

Каждая игрушка ему дорога, поэтому просьба поделиться с другом, подругой,  братом, сестрой воспринимается агрессивно.

Большинство родителей даже не пытаются объяснить малышу, зачем ему отдавать кому-то свою любимую вещь. Немногие из родителей стараются объяснить, что игрушка всё равно останется у ребенка, он всего лишь на время одолжит ее другому человеку.

Отсюда и такие бурные эмоции, ребенок жадничает. А вы уверены, что ваш ребенок — жадина? Ведь, скорее всего, ему просто никто доступно не объяснил, зачем делиться игрушками или другими вещами с кем-то.

Как нельзя себя вести родителям если ребенок жадничает?

Не ругайте ребенка, если он жадничает и не делится игрушками или чем-то еще с другими. Постарайтесь объяснить, что если поделится он, поделятся и с ним.

Не вещайте ярлыки – жадина-говядина, вредина и пр. Малыш будет делать все назло. «Если мама называет меня жадиной, значит, я буду вести себя соответственно».

Не заставляйте насильно ребенка делиться. Он должен сам понять, зачем ему это нужно. Ни в коем случае не отнимайте игрушку. Если мама заберет силой игрушку, чтобы отдать ее другому малышу, у ребенка возникнут не самые приятные эмоции.

А если этим малышом окажется брат или сестра, у ребенка-жадины кроме обиды возникнет еще и чувство ревности.

Как научить ребенка делиться?

Самое ценное, что должны сделать родители, чтобы научить ребенка делиться – объяснить ему, зачем он должен это делать. Расскажите, что если он даст на время другу лопатку, тот даст ему машинку.

Почему ребенок жадничает и как с этим бороться

А когда вы соберетесь идти домой, игрушки снова вернутся к своим хозяевам. Ребенок-жадина должен усвоить самое главное – никто не претендует на его вещи, никто не собирается забирать у него любимый самолетик или куклу навсегда.

Подкрепите свои слова действием. Покажите наглядно ребенку-жадине, как нужно делиться. Например, возьмите 2 яблока и отдайте одно из них ему. Не забудьте прокомментировать свой поступок.

Малыш должен понять, что именно вы сделали. Возьмите за правило делиться каждый день, ребенок должен видеть, что мама тоже делится. Детки повторяют все за взрослыми – слова, поступки. Если вы на собственном примере покажете, что делиться – хорошо, ребенок-жадина запомнит это и сделает выводы.

Только не надейтесь, что на следующий день мир перевернется и ребенок-жадина в один миг начнет делиться с окружающими игрушками, яблоками и конфетами. Крохе нужно время для принятия и понимания новой информации. Он привык поступать именно так, а с привычками бороться не так уж и просто.

Читайте также:  Газики у грудничка - причины возникновения, как и чем помочь ребенку

Поощряйте желание делиться. Понятно, что иногда жадность ребенка выводит родителей из себя, но нужно уметь контролировать себя и направлять свои эмоции в нужное русло. В нашем случае – это похвала.

То есть, если ребенок не хочет делиться, не настаиваете на этом. А может быть у малыша именно сегодня такое настроение, а может, ему просто неприятен тот, кто хочет забрать его любимую вещь.

Не заостряйте внимание на нежелании делиться. Лучше дождитесь того момента, когда малыш сам решит дать поиграться любимым медвежонком другому ребенку, и обязательно похвалите. Скажите, какой он молодец, что поделился с другом. Со временем ребенок-жадина поймет, что делиться лучше, чем продолжать жадничать.

Дорогие мамы и папы, теперь вы понимаете, почему ребёнок жадничает, и сможете направить эти знания в нужное русло. Единственное, что вам нужно, это сохранять терпение и быть хорошим примером своему малышу, и у вас всё получится.

Причины детской жадности – что делать родителям, если ребенок жадный

Причины детской жадности – что делать родителям, если ребенок жадный

Ответственность за воспитание малыша всегда лежит на родителях. Именно они воспитывают в маленьком человечке, как положительные стороны характера, так и прямо противоположные. Родитель – это, своего рода, художник – что нарисует, то и увидит мир. Поэтому и причины детской жадности следует искать, в первую очередь, в воспитательных методах папы и мамы.

Как растет детская жадность – проявления жадности у ребенка на разных этапах возраста

Нежелание делиться своими игрушками, вещами и даже едой замечают у своих малышей многие родители.

Нередко мамам приходится краснеть за своих крох в гостях или на детской площадке, когда маленькая жадина кричит сверстникам «Не дам!» и прячет за спину совочек или машинку.

Или прячет дома свои игрушки от брата (сестры), категорически не желая делиться вещами даже «ненадолго, просто поиграть». В чем причины?

  • 1,5-3 года. В этом возрасте понятие «свое/чужое» у малыша еще не сформировано. Потому что сейчас крохе принадлежит весь обозримый им мир.
  • К 2-м годам малыш уже осознанно произносит слово «мое!» и перестает говорить о себе, любимом, в 3-м лице. Это означает, что начался первый серьезный этап психологического развития ребенка. Сейчас он формирует представление о себе самом и начинает устанавливать границы, разделяющие «свое» и «чужое». Слово «мое» от ребенка – это обозначение его личного пространства, включающего все, что дорого крохе. Это естественный процесс формирования психики и появления понятия «чужое». Соответственно, и ругать малыша в этом возрасте за жадность не следует.
  • К 3-м годам малыш приобретает способность говорить «нет». При отсутствии такой способности малышу будет тяжело «балансировать» в более старшем возрасте. Неумение говорить «нет» ведет к потаканию капризов окружающих людей в ущерб себе, к одолженным деньгам, которые потом месяцы (а то и годы) просишь вернуть обратно, и к прочим последствиям. Научиться говорить «нет» — важно. Но также важно и научить ребенка четко отслеживать грани – где именно естественная реакция на действия окружающих переходит в жадность.
  • После 3 лет начинается новый этап социализации. На передний план выходит общение. Игрушки и личные вещи становятся инструментами, связующими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться – это располагать к себе людей, а жадничать – значит, настраивать их против себя.
  • В возрасте 5-7 лет жадность – это внутренняя дисгармония малыша, свидетельствующая о внутренних проблемах. Родителям следует «копнуть глубже» и разобраться, прежде всего, в своих методах воспитания.

Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?

Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:

  • Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
  • Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
  • Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
  • Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
  • Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.

Что делать, как бороться с жадностью ребенка – практические советы для родителей

Как лечить детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями:

  • Маленький ребенок всегда замечает все новое, красивое и «блестящее» у своих сверстников и друзей. И, конечно, требует того же и для себя. Причем, чтобы обязательно совпали цвет, размер, вкус и пр. Не следует сразу лететь в магазин и удовлетворять каприз крохи: в 5 лет малыш потребует такой же, как у друга, велосипед, в 8 лет – такой же компьютер, в 18 – автомобиль. Эффект «снежного кома» обеспечен. Объясняйте ребенку с пеленок – что купить можно, а что нельзя, почему все желания не могут исполняться, почему вредна зависть и жадность. Учите своего малыша принимать мир таким, каков он есть, ценить чужой труд.
  • Мягко и спокойно объясняйте крохе – почему он испытывает такие чувства, почему жадность – это плохо, почему важно делиться. Учите его своевременно распознавать свои эмоции, разделять свой негатив от позитива и останавливаться, когда нехорошие чувства начинают возобладать над хорошими.
  • Закладка моральных ценностей длится до 4-5 лет. В 10 лет уже будет поздно бороться с тем тираном внутри ребенка, которого вы сами создали или не досмотрели.
  • Не корите и не ругайте маленького жадину – устраняйте причины, которые ведут к его жадности. Не идите на поводу у своего страха «ой, что народ-то подумает» — думайте о ребенке, ему придется жить с этой жадностью в социуме.
  • Не переборщите и сами четко отделяйте жадность ребенка от его нормального естественного желания – защитить свою территорию, отстоять свои права или свою индивидуальность.
  • Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее тому хнычущему карапузу из песочницы против воли своего ребенка. Ребенком это приравнивается к предательству. Нужно объяснить ребенку – почему важно делиться, и сделать так, чтобы малыш сам этого захотел.
  • Учите ребенка собственным примером: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в питомниках, делитесь со своим малышом всем – кусочком торта, мыслями, домашними заботами и отдыхом.
  • Не вешайте на кроху ярлык «жадина» и не перегибайте в демонстрации своего неприятия этого чувства. «Ты – жадина, я с тобой не дружу сегодня» — это неправильный подход и обычная родительская манипуляция ребенком. Малыш в такой ситуации готов на что угодно, лишь бы мама снова его полюбила. В итоге воспитательные цели не достигнуты (ребенок «перестает жадничать» от банального страха), а внутри малыша растет неуверенный в себе человечек.
  • Любому ребенку для понимания любой ситуации нужна мотивация. Будьте готовы всегда объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо именно в такой «подаче», чтобы ваш ребенок заинтересовался, понял и сделал выводы.
  • Не стыдите ребенка при окружающих – «все будут думать, что ты – жадина, ай-яй-яй!». Это тоже неправильный подход. Так вы воспитаете человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Зачем ребенку думать, что о нем подумают окружающие? Ребенок должен думать о том, чтобы перед самим собой оставаться честным, добрым и отзывчивым.
  • Заранее готовьте ребенка перед прогулкой или походом в гости, что «там будут детишки». Возьмите с собой игрушки, которыми ему не жалко поделиться.
  • Рассказывайте крохе о плюсах и минусах: о радостях обмена игрушками, о том, что с добрым нежадным человеком всегда все с удовольствием общаются, а с жадинами играть не любят, и пр. Приведите примеры из «личного опыта». Главное – не «тыкайте» малышу, говорите о гипотетическом «третьем лице», чтобы ребенок не подумал, будто вы его линчуете, но понял, что жадность – это плохо.
  • Если карапуз свои игрушки прячет за пазухой, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не является честным.
  • Подарите ребенку часы и научите разбираться во временных отрезках. Если кроха так сильно боится, что игрушку сломают или не вернут, то определите время, в течение которого «Маша поиграет машинкой и отдаст». Пусть ребенок сам решит – на 5 минут или на полчаса он меняется игрушками.
  • Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками, или когда помогает посторонним детям и взрослым.
  • Учите ребенка уважать и чужие желания (то есть чужие границы личного пространства). Если друг вашего малыша не хочет делиться игрушками – это его право, и это право нужно уважать.
  • Если малыш хочет выгулять свой любимый автомобиль на детской площадке и совершенно не планирует им с кем-либо делиться, то захватите с собой игрушки, о которых ваш ребенок волноваться не будет. Пусть он выберет их сам.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Со временем, если вы станете для крохи хорошим учителем, жадность пройдет сама. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от добрых поступков, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно.

  • Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство (Уэйтли)
  • Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно (В. Гюго)
  • Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *