15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Чтобы новорожденный младенец выжил после родов и быстрее адаптировался к новым условиям жизни, природа дала крохам рефлексы.

Так называют реакции на какие-либо раздражители, как действующие на малыша извне, так и внутренние.

При этом у только что родившегося малютки есть множество рефлексов, которые нужны ему лишь в первые месяцы жизни. Их проверка и оценка помогает определить, здоров ли младенец.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Для выживания новорожденного необычайно важны врожденные рефлексы, которые также называют безусловными.

Благодаря им ребенок может совершить первый вдох, найти мамину грудь, сосать молоко или ухватиться за маму, если ощутит падение.

Это физиологические рефлексы, которые должны присутствовать у всех здоровых малюток. Многие из них угасают и полностью исчезают к 3-4 месячному возрасту.

Если они остаются в возрасте, когда давно уже должны были отсутствовать, это будут патологические рефлексы. Однако есть немало безусловных рефлексов, которые не исчезают. К примеру, важные физиологические рефлексы, которые остаются у ребенка и после периода новорожденности, представлены рвотным, роговичным, глотательным и другими рефлексами.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Далее, по мере роста карапуза, в его жизни появляются новые рефлексы, основанные на опыте малютки.

Их называют условными, поскольку для их выработки нужны определенные условия, например, если мама будет кормить грудью карапуза в определенной позе, то, когда она уложит малютку в это положение, младенец сразу же начнет делать сосательные движения. К важным для крохи первого года жизни условным рефлексам можно отнести захватывание предметов руками, жевание и самостоятельную ходьбу.

Все врожденные рефлексы педиатры делят на группы в зависимости от их направленности. Они выделяют рефлексы, которые:

  • Обеспечивают жизнедеятельность. Младенец не сможет жить без сосательного, глотательного и дыхательного рефлексов, а также без спинальных рефлексов (так называют реакции, связанные с состоянием мышечного аппарата ребенка).
  • Защищают кроху от внешних раздражителей. Такими раздражителями могут быть жара, холод, яркий свет и другие факторы.
  • Нужны младенцу временно. Примером таких рефлексов можно назвать задержку дыхания, когда кроха продвигается по родовым путям, а также рефлекс выталкивания, благодаря которому малютка защищен от попадания в пищеварительный тракт твердой пищи до определенного возраста (чтобы ребенок не подавился).

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Безусловные рефлексы новорожденного, которые вызываются воздействием на рот или рядом с ним, называют оральными.

В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля), рефлекс Бабкина и другие.

Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. К ним относят рефлексы Моро, Галанта, Бауэра, опоры, хватательный, защитный и другие рефлексы.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Как проверить многие важные рефлексы, вы можете увидеть, посмотрев следующее видео.

Рефлексы могут быть ослабленными или отсутствовать при:

  • Гипоксическом поражении ЦНС во время родов.
  • ДЦП.
  • Внутричерепной родовой травме.
  • Гипотонии мышц.
  • Травмах спинного мозга.
  • Угнетении нервной системы медикаментами.
  • Парезах.

Для успешного развития условных рефлексов у ребенка раннего возраста важно действовать планомерно и регулярно. К примеру, для стимуляции хватательного рефлекса малышу нужно постоянно вкладывать в ручки разные предметы, подвесить над кроваткой игрушки, к которым крохе захочется дотронуться, предлагать захватить вещи, которые ему понравились.

Регулярными упражнениями родители могут развить рефлексы ползания, ходьбы, жевания и многие другие, которые кроха осваивает в первый год жизни.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

У некоторых младенцев рефлексы проявляются не сразу или их включение запаздывает, что нередко связано с родовыми травмами или заболеваниями ЦНС. Сразу после родов педиатр должен проверить основные рефлексы и оказать малышу помощь при их отсутствии.

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

Особенно важен сосательный рефлекс, ведь с помощью него малютка получает пищу. Если он отсутствует, кроху приходится кормить через бутылочку или зонд, а в некоторых случаях – вводить питательные вещества внутривенно.

После выписки из роддома всех деток ежемесячно осматривает педиатр и в ситуации, когда какой-либо рефлекс выражен плохо или сохраняется после того срока, в котором он должен угасать, врач направит младенца на более детальное обследование к неврологу. Специалист оценит все рефлексы и при необходимости назначит требуемое малютке лечение.

В следующем видео популярный доктор Комаровский расскажет еще больше о безусловных рефлексах новорожденного ребенка.

15 подвигов новорожденного

15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

На первый взгляд кажется, что новорожденный совершенно беспомощен, но это не так. Едва появившись на свет, ребенок тут же начинает искать ртом мамину грудь, а захватив сосок, принимается активно ее опорожнять. Так что «добыть» себе еду он точно в состоянии. Но это далеко не единственный жизненно важный навык.

Этапы эстафеты

Врожденные рефлексы – это наследие, доставшееся нам от далеких предков по воле эволюции. Они закладываются в первые недели беременности в период внутриутробного развития и проявляются в первые часы, дни или недели после рождения.

Все врожденные рефлексы считаются безусловными, то есть возникают помимо нашей воли и не поддаются осознанному контролю. По сути же это непроизвольные реакции нервной системы на раздражение, возникающее либо внутри самого организма, либо снаружи.

Регулируются они прежде всего средним мозгом, который развивается в первую очередь. Когда же начинает развиваться кора головного мозга (более совершенное серое вещество), то она берет под свой контроль основную часть нервной системы.

Как только это происходит, врожденные рефлексы уступают место условным. Причем угасание большинства непроизвольных реакций происходит уже на первом году жизни.

Тестовое задание

Зная сроки проявления и угасания безусловных рефлексов, родители могут вовремя заметить отклонения от нормы и обратиться за помощью к врачу. Но устраивая малышу экзамен, надо соблюдать некоторые правила. Многое зависит от того, голоден кроха или сыт.

В первом состоянии он будет реагировать на раздражение энергично, а во втором − вяло. Так что тестирование лучше устраивать не раньше чем через полчаса после кормления, при естественном освещении, то есть в первой половине дня.

Желательно, чтобы температура в комнате была 22−24 °С.

Оральные рефлексы − самые важные безусловные рефлексы, ведь благодаря им ребенок может «найти» пищу и съесть ее. Возникают в ответ на раздражение губ малыша.

Сосательный рефлекс начинает угасать ближе к году, а полностью исчезает к 1,5–2 годам. По мнению специалистов, таким образом природа определила оптимальный срок для окончания грудного вскармливания.

Сосательный. Стоит только дать новорожденному грудь, как он начинает делать ритмичные сосательные движения. Такая же реакция будет на собственный или чужой пальчик, соску, игрушку. Рефлекс проявляется чуть ли не с первого часа после рождения и проходит к 12−18 месяцам.

Хоботковый. Если быстро и легко прикоснуться к губам крохи пустышкой или пальцем, он выпятит губки трубочкой.Такая реакция проявляется в первые часы жизни и исчезает к концу 2−3-го месяца.

Поисковый. Осторожно и нежно погладьте малышу уголок рта или дотроньтесь пустышкой до щечки рядом с губами − и он мгновенно повернет голову в ту сторону, откуда шел стимул.

А если соской немного надавить на середину нижней губы, ротик откроется, шея согнется, и малыш попытается захватить пустышку губами. Этот рефлекс свидетельствует о слаженной работе глубоких структур мозга. На его основе формируются мимические реакции.

Навык проявляется в первый день жизни и сохраняется до 3−4 месяцев.

Ладонно-ротовой. Если уложить малыша на спину и, взяв его ручку, слегка надавить большим пальцем в центр ладошки, он откроет ротик и нагнет головку вперед. Проделайте то же самое с другой ручкой.

Реакция должна быть с обеих сторон одинаковая. Рефлекс подготавливает базу для осознанных движений рта и рук, с помощью которых кроха совсем скоро начнет исследовать мир.

Такая способность появляется у малыша в первые 2−3 дня жизни и угасает к 3 месяцам.

Спинальные рефлексы – это двигательные рефлексы, регулируемые спинным мозгом. При их участии наше тело принимает разные позы и перемещается в пространстве. Проверив силу этих «реакций», врач может оценить двигательную активность ребенка.

Хватательный. Вложите в ладошку малыша платочек, и он тут же бессознательно сожмет ее в кулачок. Порой захват настолько крепкий, что, если ребенок возьмется за пальцы мамы или папы, его можно будет поднять в воздух. Рефлекс способствует развитию мелкой моторики и речевой деятельности. Проявляется в первую неделю жизни и после 3−4 месяцев исчезает.

Некоторые энтузиасты тренируют новорожденных «ходить по столу» или «стоять» на ладони у мамы или папы. Однако во время таких экзерсисов возникают запредельные нагрузки на незрелую костную систему ребенка, что может вызвать проблемы с формированием опорно-двигательного аппарата (неправильную осанку, косолапость).

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Поверните карапуза лицом к себе, возьмите под мышки, фиксируя головку пальцами. Если приподнять его, он подожмет ножки. Если опустить на пол – будет стоять, опираясь на стопу.

Если наклонить вперед – начнет «переступать» ножками. Это и есть автоматическая ходьба. Если ножки ребенка перекрещиваются, ничего страшного: в первые 1,5 месяца жизни это нормально. Рефлекс подготавливает к ходьбе.

Проявляется он в первые недели жизни и к 3 месяцам угасает.

Рефлекс ползания. Положите кроху на животик и прикоснитесь своими ладонями к его подошвам. Он тут же оттолкнется от опоры и продвинется вперед. Рефлекс активизирует практически все зоны головного мозга, развивая координацию движений. «Ползать» так дети начинают на 3−4-й день жизни, а после 3−4 месяцев выходят на уже осознанный уровень.

Рефлекс Галанта. Положите ребенка на животик и проведите пальцем вдоль позвоночника, отступив слева от него 1 см и двигаясь сверху вниз. В ответ кроха выгнет спинку вправо.

Читайте также:  Как укрепить свою связь с детьми за 5 минут

Проделайте то же самое с правой стороны. Ребенок должен выгнуть спинку влево. Рефлекс готовит нервную систему к осознанной координации движений и укрепляет связь между полушариями головного мозга.

Проявляется с 5−6-го дня и проходит к 3−4 месяцам.

Защитный. Положите кроху на животик − и он тотчас повернет голову в сторону и попытается ее приподнять. Рефлекс помогает удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания (а во время родов позволяет малышу не захлебнуться). Он выражен уже в первые часы жизни и угасает к 1,5 месяца.

Рефлекс Переса. Положите малыша на животик и проведите пальцем по позвоночнику, двигаясь от копчика к шее и слегка надавливая на позвонки. В ответ малыш поднимет голову и таз, прогнет спину и согнет ноги в коленях. При этом он может закричать, помочиться или покакать. Рефлекс помогает врачу оценить работу спинного мозга. Проявляется на первой неделе жизни и испаряется к 3−4 месяцам.

Рефлекс Моро. Проверяется разными способами. Можно положить ребенка спиной на стол и внезапно ударить ладонями прямо по столешнице на расстоянии 15 см справа или слева от его головки.

В ответ кроха сначала разведет ручки в стороны, разожмет кулачки и выпрямит согнутые ноги. Через 2−3 секунды руки либо вернутся в исходное положение, либо кроха обнимет себя ими.

Первая и вторая фаза рефлекса могут быть выражены с разной силой – это считается нормой. Он вызывается с первых дней жизни и пропадает к 4−5 месяцам.

Подошвенный. Надавите большим пальцем на подошву малыша у основания указательного или среднего пальца − и они прижмутся к ступне.

Если так же простимулировать наружный край стопы, двигаясь от пятки вверх, то большой палец ноги разогнется, а остальные разойдутся веером.

Рефлекс подготавливает основу для осознанного управления пальцами ног. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 12−14 месяцам.

Шейно-тонические рефлексы отвечают за способность мышц фиксировать и удерживать нужное положение тела. Они позволяют оценить мышечный тонус малыша и развитие продолговатого и среднего мозга.

Асимметричный. Если повернуть головку ребенка вправо, он разогнет правую руку и правую ногу и согнет левую руку и левую ногу. Рефлекс помогает малышу «найти» и разглядеть ручки в первые месяцы жизни, координирует работу глаз и мозга и способствует развитию вестибулярного аппарата. Проявляется в первые дни жизни и проходит к 3−4 месяцам.

Симметричный. Аккуратно нагните головку малыша так, чтобы подбородок коснулся груди: ручки тут же согнутся, а ножки разогнутся. Если головку разогнуть, все будет наоборот: ручки разогнутся, а ножки согнутся. Такая «цепная реакция» подготавливает ребенка к осознанному ползанию. Проявляется в первые дни жизни и угасает к 3−4 месяцам.

Лабиринтный. В положении «лежа на животе» голова крохи падает на грудь или запрокидывается назад, спина выгибается, руки прижимаются к груди, пальцы сжимаются в кулачки, ножки сгибаются в коленях и прижимаются к животу.

Через несколько минут ребенок начинает выполнять плавательные движения, которые переходят в спонтанное ползание. Рефлекс помогает тренировать мускулатуру, чтобы впоследствии ребенок мог сесть и встать на ножки.

Проявляется в первые дни жизни и исчезает к 3−4 месяцам.

Врожденные рефлексы врач проверяет у малыша на каждом осмотре и в обязательном порядке. Эта рутинная процедура позволяет просто и эффективно отслеживать развитие центральной нервной системы: отклонения от нормы становятся заметны сразу. Так, рефлексы могут быть слабыми, слишком сильными или асимметричными.

В группу риска чаще всего попадают недоношенные малыши; дети, перенесшие гипоксию, асфиксию, внутриутробную инфекцию или родовую травму; младенцы с некоторыми наследственными заболеваниями (миопатией, фенилкетонурией и др.).

У ребенка, перенесшего любое заболевание в первые недели жизни, рефлексы, как правило, временно ослабевают: в этом возрасте каждый сбой вызывает снижение активности нервной системы.

В качестве лечения во всех трех случаях неврологи назначают классический лечебный массаж и гимнастику, а при необходимости прописывают ноотропы − препараты, улучшающие мозговую деятельность. Та же тактика применяется и при позднем угасании безусловных рефлексов.

15 способностей младенцев, которых нет у взрослых людей

Младенцы и малыши кажутся такими беззащитными, такими ранимыми созданиями, правда? Вероятно, после прочтения 15 фактов о новорожденных вам может потребоваться переосмыслить их возможности.

Нет, конечно, заботиться о детях нужно, но эволюционный процесс, похоже, позаботился о выживаемости детишек гораздо серьезнее, чем это могут сделать родные мать и отец.

Даже может сложиться ощущение, что детишки — это подобие супергероев, настолько они классно адаптировались ко всем возможным невзгодам жизни в суровом мире.

И как необычно и элегантно это было сделано! Крайне интересные данные.

1. Новорожденные чувствуют вкус по-другому

фото: huffpost.com

Язык младенца, слизистые оболочки рта и небо имеют больше вкусовых рецепторов, чем у взрослых людей. По мнению некоторых ученых, большее количество вкусовых рецепторов нужно младенцам для изучения окружающего мира. Поэтому когда дети облизывают вещи, они могут учиться больше, чем просто вкусу.

Согласно теории синестезии, сигналы одной системы чувств могут передаваться в другую систему. Например, когда человек видит цвет, он может наслаждаться им и получать моральное удовлетворение, радость, восторг. Похожая ситуация и у новорожденных.

Благодаря большому количеству нейронов и вкусовых рецепторов дети могут учиться больше и быстрее, чем взрослые, облизывая игрушки и другие вещи (это негигиенично, но так, по мнению некоторых исследователей, устроен этот мир и человек). Однако с возрастом наш организм сокращает количество ненужных неврологических связей, и мы начинаем видеть мир как обычные люди.

2. Младенцы могут излечивать внутренние органы своих матерей

фото: thefix.com

Ученые заметили, что состояние женщин с сердечной недостаточностью улучшается после родов. Почему так происходит, если вынашивание ребенка и роды — это крайне энергозатратный процесс? Причиной феномена, по мнению медиков, является плод в утробе матери. Работа сердечной мышцы может улучшиться благодаря стволовым клеткам в пуповине ребенка.

Это так же верно для других органов. Клетки эмбрионов можно увидеть в поврежденных легких, сердце и даже мозге беременных женщин. Таким образом, плод исцеляет тело своей матери, чтобы выжить. Такова одна из теорий.

3. Некоторые дети могут спать с полуприкрытыми глазами

фото: shutterstock.com

Врачи говорят, что не стоит беспокоиться, если ваш ребенок спит с полуоткрытыми глазами. Это физиологическое состояние называется «лагофтальм» и не является нарушением сна.

Сон с приоткрытыми или не полностью закрытыми глазами указывает на то, что малыш находится в фазе быстрого сна. В этот момент сна мы обрабатываем информацию, полученную нами в течение дня. Взрослые проводят 25% ночи в этой фазе сновидений, а дети — около 50%. Таким образом, природа позаботилась о том, чтобы дети улучшали свою память и укрепляли нервную систему.

По этой причине родителям может быть непросто убаюкать своих детей, поскольку фаза быстрого сна у малышей проходит в два раза чаще, чем у взрослых.

4. Младенцы способны дышать и есть/пить одновременно

фото: babysleepmadesimple.com

В чем причина? В анатомии гортани. Дело в том, что у взрослого человека она располагается достаточно низко, это сделано эволюцией для того, чтобы человек был способен использовать речь. Но у малышей, а также приматов и других животных она расположена достаточно высоко. У новорожденных анатомия изменится, у животных этого не произойдет никогда.

Так вот, при глотании вход в их дыхательные пути не перекрывается надгортанником, и новорожденные могут одновременно дышать и проглатывать пищу.

5. Новорожденные не потеют и плачут без слез

фото: boldsky.com

В первые несколько недель жизни дети плачут без слез и почти не потеют. Это потому, что слезные протоки и потовые железы у них пока не развиты.*

*В нашем организме есть два типа потовых желез. Один из них не развивается до начала полового созревания, а другой развивается сразу, всего через несколько недель после рождения.

Вот почему для родителей так важно следить за тем, чтобы их новорожденные (и не только) дети не перегревались. Опасно укутывать новорожденных, поскольку их тело не может включить защитную реакцию по снижению температуры, то есть охладить себя.

6. Полезное умение: совсем маленькие дети не боятся громких звуков

фото: breastfeedingbasics.com

Тсссс! Младенец спит! Знайте, что громкие звуки совершенно не беспокоят вашего малыша, пока он совсем кроха, хоть дом вверх дном переверните — он не проснется. А если и проснется и начнет капризничать, это произойдет совершенно по другой причине, но точно не из-за того, что его напугал шум.

В последующие месяцы, как советуют педагоги-психологи, детей лучше оградить от громких звуков, в противном случае они могут нанести ребенку психологическую травму.

7. Новорожденные могут чувствовать тепловые сигналы своей матери

фото: reddit.com

Природа дала новорожденным специальные «датчики тепла». Если ребенка сразу после рождения поместить на грудь матери, он определит, где находится сосок, доползет до него и начнет первый в своей жизни прием пищи.

Наличие интересного фактора обнаружили медики уже давно, но доказали, как работает система тепловой навигации, лишь пять лет назад. Сделали это врачи из Италии. Они выяснили, что «термодатчиком» у новорожденного выступают его губы. За счет пониженной температуры губ ребенок может ориентироваться в пространстве даже с закрытыми глазами.

Также ученые считают, что женщины могут посылать тепловой сигнал своим детям, а те могут это почувствовать. Именно из-за этой разницы температур дети и могут ориентироваться в пространстве, находя источник пищи.

Читайте также:  Как сбить температуру грудному ребенку в домашних условиях народными средствами

8. У новорожденных детей больше нейронных связей, чем у взрослых (и это влияет на гениальность или психические отклонения)

фото: developingchild.harvard.edu

  • Еще одна уникальная «фишка» растущего детского организма — генерация дополнительных нейронных связей в мозге, которые помогают малышам продуктивнее и гораздо быстрее изучать мир.
  • У детей порядка 90 миллиардов нервных связей в мозге, это почти вдвое больше, чем есть у взрослых.
  • Несмотря на значительно меньший, чем у взрослых, объем мозга, первый год своей жизни младенцам предстоит поглотить очень много информации; не зря говорят, что малыши — это самые большие трудоголики в мире.

И лишь с познанием основ мира, к 3 годам, количество связей снижается и малыши утрачивают свою очередную суперспособность. Сделано это природой для оптимизации последующей мозговой работы. Если бы количество нейронных связей не изменялось, то вокруг нас было бы полным-полно сумасшедших и гораздо больше гениев, чем существует сейчас.

Так что в какой-то степени все мы были гениями в младенчестве.

9. Половина детей рождаются с родимыми пятнами (особыми отметинами)

 фото: onedio.com

Эти пятна обычно исчезают сами по себе и не представляют опасности для здоровья малышей. Таких детей в народе называют «поцелованные Солнцем». На самом деле эти красные пятна — это расширенные кровеносные сосуды. С возрастом они проходят самостоятельно.

10. Дети могут менять цвет глаз

фото: bhmpics.com

Да, это, пожалуй, самая известная из необычных способностей детей. Младенцы способны менять цвет глаз. Как много родителей мечтали, чтобы у их чад остались светло-голубые глаза — радужки «цвета неба». Но природа — это искусный мастер точных наук, и она прекрасно научилась колдовать в своей химической лаборатории.

Главным образом изменение цвета глаз связано с тем, что цветной пигмент меланин в нашем организме вырабатывается не сразу и именно из-за него радужки становятся темнее. Исключение — младенцы с карими глазами, у них цвет радужки не изменится, поскольку меланина в организме уже достаточно.

11. Прирожденные пловцы

фото: zenaholloway.com

Детей нужно учить плавать, но вот парадокс: младенцы до 6 месяцев от природы прирожденные пловцы. Дело в том, что в первые месяцы жизни у малышей сохраняется целый ряд безусловных рефлексов. Они задерживают дыхание и начинают делать движения ручками и ножками, чтобы плыть…

12. Младенцы — химические манипуляторы

фото: shutterstock.com

Это может звучать необычно, но дети могут напрямую влиять на центры удовольствия своих матерей. Когда женщины вдыхают запах своих детей, происходит сложная химическая реакция, в результате которой в кровь женщины попадает нейромедиатор дофамин, также известный как гормон удовольствия. И вот мама готова ради ребенка на все!

13. До определенного времени младенцы не боятся высоты

фото: free-largeimages.com

Этот страх, уверяют педиатры, появляется у детей только после того, как они научатся ползать. Дело в том, что у младенцев в раннем возрасте недостаточно информации об опасностях окружающего мира.

Когда дети начинают действовать более-менее независимо (предпринимать самостоятельные попытки к изучению мира/кроватки/комнаты), их мозг учится собирать данные периферического зрения и регулировать баланс своих действий.

И как только опыт будет собран достаточный, малыш перестанет воспринимать мир как предсказуемый, когда он где-то лежит и не боится. Тогда и появится страх высоты.

14. Младенцы — золотоносные

фото: etsy.com

Золото содержится в небольших количествах в организме любого человека. В среднем в нашем теле растворено порядка 0,2 граммов чистого золота. Но когда дело доходит до грудничков, количество золота в процентах (в волосах малюток), по мнению некоторых ученых, может быть даже больше, чем его содержится в земной коре.

По мнению экспертов, причиной такой феноменальной для человека плотности золота является грудное вскармливание. Содержание металла возвращается к обычному уровню примерно через 3 месяца от рождения.

15. Почему младенцам не холодно?

фото: iStock

Очередная невероятная настройка, придуманная самой природой. Новорожденные не дрожат, когда им холодно.

Знаете, почему? У малышей есть специальный метод корректировки температуры, в котором главную роль играет так называемый бурый жир, который доходит в объеме до 5%.

Также, как у многих северных обитателей фауны, например. Находится в основном в районе шеи, почек, вдоль верхней части спины, на плечах.

  1. Для новорожденных бурая жировая ткань имеет очень большое значение, так как помогает избежать гипотермии, которая является частой причиной смерти недоношенных новорожденных.
  2. Обложка: iStock
  3. Оригинал статьи: Bebekleri Adeta Bir Süper Kahramana Dönüştüren, Yetişkinlerin Sahip Olmadığı 12 Havalı Özellik

Рефлексы новорожденных

Рефлекс – (от лат. reflexus — повёрнутый назад, отражённый), реакция организма, вызываемая центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды; проявляется в возникновении или изменении функциональной деятельности органов и организма в целом [«Большая советская энциклопедия»].

Какими же способностями обладает новорожденный?

  • рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, рефлексы пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений);
  • защитные рефлексы (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете);
  • ориентировочные рефлексы (поисковый рефлекс, поворот головы к источнику света);
  • атавистические рефлексы, т.е. те рефлексы, которые постепенно угасают и исчезают (например, хватательный рефлекс, или рефлекс Робинсона; рефлекс спонтанного ползания или рефлекс Бауэра; автоматическая походка и др.).

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает.
При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства из этих простейших рефлексов.

Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением.

Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам, в обеспечении которых решающую роль играет кора головного мозга

На сегодняшний день известно более семнадцати врожденных рефлексов новорожденных.

Зачем природа «придумала» такое количество врожденных рефлексов, сказать трудно, но некоторые из них молодые родители должны не только уметь определять у малыша, но и стимулировать их.

Зачем? Стимуляция врожденных рефлексов, которая сопровождается активным контактом ребенка с родителями, расширяет не только двигательную инициативность, но и его возможность общения с окружающей средой, а это способствует развитию малыша.

Рассмотрим основные рефлексы новорожденных:

  • Сосательный рефлекс
    Самый главный и самый любимый педиатрами. Если этот рефлекс у ребенка отсутствует, то прогноз не очень хороший. Определить сосательный рефлекс легко: при прикосновении к губам и языку новорожденного или при помещении указательного пальца исследующего в рот ребенка на глубину 1-2 см, новорожденный совершает ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс угасает к 12 месяцам, это одна из причин, по которой педиатры рекомендуют продолжать грудное вскармливание до 1 года.

Психологи отмечают, что нереализованный сосательный рефлекс у детей, находящихся на искусственном вскармливании, в последующем может приводить к неврозу навязчивых состояний: сосанию пальца, ручки, уголка подушки и т.д.

  • Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля
    Поглаживание в области угла рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головы в сторону раздражителя. Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы. При раздражении середины нижней губы губа опускается, а голова ребенка производит сгибательное движение. Рефлекс существует до 3-4 месяцев. Важно обратить внимание на симметричность рефлекса с двух сторон. Асимметричность рефлекса наблюдается при поражении лицевого нерва. При исследовании поискового рефлекса следует также отметить, какова интенсивность поворота головы, имеются ли хватательные движения губами.Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки. Наблюдая за кормлением ребенка, можно отметить, что он, прежде чем захватить сосок, совершает ряд качательных движений головой, пока крепко не захватит сосок.
  • «Хоботковый» рефлекс.
    Если резко прикоснуться к коже новорожденного у носогубной складки, то малыш вытягивает губки «хоботком» и начинает поворачивать головку в поисках соска. К 3-4 месяцам рефлекс угасает, за исключением у детей с поражением ЦНС.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина) – надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы. Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС). Быстрое становление рефлекса является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму. Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. В первые 2 месяца жизни рефлекс ярко выражен, а затем начинает ослабевать, и в возрасте 3-х месяцев можно отметить лишь отдельные его компоненты.При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.
  • Рефлекс задержки дыхания Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути и не наглотаться околоплодных вод. В дальнейшем его можно использовать при обучении малыша плаванию. Однако нужно помнить, что при первых полных погружениях в воду длительность рефлекторной остановки дыхания не более 5-6 секунд. К шести месяцам при регулярных занятиях можно довести ее до 25-30 секунд, а к году – до 40 секунд.

Внимание! Пребывание ребенка под водой дольше указанного времени может привести к тяжелым и даже необратимым последствиям. Перед началом обучения малыша плаванию проконсультируйтесь со специалистом, который Вас научит это правильно делать.

  • Плавaтельный рефлекс
    Погруженный в воду ребенок увеличивает двигательную активность ручек и ножек, свойственную ему во время сна. Ничего общего с настоящими плавательными движениями такая активность не имеет, но ребенок некоторое время может лежать на воде без поддержки. Научиться же сложным координированным движениям, требуемым при любых стиле плавания, ребенок может не ранее 2,5 – 3 лет. Однако дети, у которых стимулируется от рождения плавательный рефлекс, pастут физически более крепкими, стрессоустойчивыми, меньше болеют и в последующем очень любят воду и плавание. Даже если какое-то время в своей жизни у них не будет условий для занятий плаванием, при первом удобном случае они восстановят свое умение держаться на воде и быстро овладеют тем стилем, которому их будут обучать. В этом им поможет их младенческий опыт.
  • Хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона)
    Хватательный рефлекс – это усиление подкрепления общего тонуса мышц ладони, предплечья, плеча и всей скелетной мускулатуры. Он может быть настолько сильно выражен, что новорожденного, ухватившегося за пальцы взрослого, можно поднять: его хватка выдерживает вес тела.
    Погладьте ладошку малыша или попробуйте просунуть свой указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы почувствуете, как крепко он сожмет его своими пальчиками. Обнаружить хватательный рефлекс можно, если вложить игрушку в руку ребенка, а потом попытаться забрать ее у этого маленького Геркулеса. Хватательный рефлекс сильно выражен в первые два месяца. Если этот рефлекс не развивать, к третьему месяцу он ослабевает, а к полугоду исчезает.
    Стимуляция этого рефлекса ускоряет психофизиологическое развитие у младенца. Впервые целенаправленно его использовал в 70-х годах инженер Скрипалев, что и стало толчком к созданию знаменитого Скрипалевского спортивного комплекса для младенцев, который на сегодняшний день является самым лучшим и надежным спортивным комплексом для детей. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.
    Такой же хватательный рефлекс можно вызвать и с нижних конечностей. Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев. Если же пальцем нанести штриховое раздражение на подошву стопы, то происходит тыльное сгибание стопы и веерообразное расхождение пальцев (физиологический рефлекс Бабинского).
  • Подошвенный рефлекс (рефлекс Бабинского)
    Это рефлекторное движение вызывается раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы, проявляется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Это сочетается со сгибанием ножек в коленном и тазобедренном суставах и усилением сокращения остальных мышц тела новорожденного.
  • Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра)
    В положении на животе младенец отталкивается ножками от приставленной к его подошвам ладони и делает движение вперед словно ползет. Стимуляция рефлекса «ползания» укрепляет мышцы спины и живота, малыш на 2-3-й неделе уже начинает хорошо держать головку и с удовольствием лежит на животе. Рефлекс угасает к 3-4 месяцам.
Читайте также:  Как привлечь мужа к воспитанию ребенка

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.

  • «Стоп»-рефлекс. Если младенца прижать вертикально к груди и слегка прихлопнуть ладонью по его подошвам, то возникает активная двигательная реакция разгибания и напряжения всей скелетной мускулатуры. Малыш словно вытягивается по стойке «смирно!».
    Стимуляция этого рефлекса хорошо развивает скелетную мускулатуру, что является профилактикой в последующем нарушения осанки. Это упражнение хорошо проводить после кормления (при условии, что малыш не спит) для освобождения от попавшего в желудок во время сосания воздуха.
  • Пяточный рефлекс (рефлекс Аршавского)Вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость, что приводит к обобщенной разгиба-тельной днигательной активности, с гримасой «плача» и криком. Рефлекс хорошо выражен только у физиологически зрелых новорожденных.
  • Шаговый рефлекс
    Подержите малыша над столом так, чтобы одной ногой он опирался на его поверхность. Эта ножка подожмется, а другая, наоборот, опустится на стол, как если бы ребенок собирался пойти. Если вы оторвете его носок от поверхности стола, он подожмет ножку, будто собирается затопать на столе. Стимулируя шаговый рефлекс, обязательно заканчивайте упражнения прикладыванием к груди. Если рефлекс не стимулировать, он исчезает к двум – трем месяцам.
    Специалисты заметили, что стимуляция шагового рефлекса ускоряет общее физическое и психическое развитие младенца. Такие дети начинают ходить в 8-9 месяцев, у них прекрасно разминается мелкая моторика, говорят они уже к году фразами из 3-4 слов, нередко обладают абсолютным слухом и способностью к языкам.

Внимание! Стимуляция шагового рефлекса, а также «стоп»-рефлекса возможна только у младенцев, не имеющих ортопедических отклонений: дисплазии тазобедренных суставов, вывихов и подвывихов тазобедренных суставов, врожденного косолапия.

  • Рефлекс испуга (рефлекс Моро) Если неожиданно убрать руку, поддерживающую ребенка, он мгновенно постарается уцепиться за что-нибудь и, не найдя опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хватательное движение при испуге – защитный рефлекс малыша.
    Рефлекс испуга особенно заметен в течение первого месяца жизни и постепенно исчезает к 3-4 месяцам. Антропологи полагают, что этот рефлекс, как и хватательный, являются примитивными формами поведения, позволяющими детям «прикрепляться» к матери.
    Рефлекс также вызывается различными приемами: ударом по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки, приподниманием разогнутых ног и таза над постелью, внезапным пассивным разгибанием нижних конечностей. Новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки – I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение – II фаза рефлекса Моро. Рефлекс выражен сразу после рождения, его можно наблюдать при манипуляциях акушера.
    У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При гемипарезах, а также при акушерском парезе руки наблюдается асимметрия рефлекса Моро. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях.
    У здоровых детей рефлекс хорошо выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.
  • Рефлекс Галанта.
  • При раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника новорожденный изгибает спину, образуется дуга, открытая в сторону раздражителя. Нога на соответствующей стороне часто разгибается в тазобедренном и коленном суставах. Этот рефлекс хорошо вызывается с 5-6-го дня жизни. У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно.
    Рефлекс физиологичен до 3-4-го месяца жизни, при поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.
  • Рефлексы поддержания правильного положения или защитный рефлекс
    Поведение, нацеленное на выживание, называется рефлексами поддержания правильного положения. Такие рефлексы помогают младенцу удерживать туловище, голову, руки и ноги в позе, наиболее удобной для дыхания и нормального развития. Если положить младенца вниз лицом, он немного поднимет голову (ровно настолько, чтобы оторваться от поверхности) и повернет ее в сторону, чтобы был доступ воздуха для носа. Если накрыть голову ребенка пеленкой, он сначала как бы закусит ее, а затем начнет энергично вертеть головой из стороны в сторону и двигать ручками, пытаясь снять ее с лица, чтобы ничто не мешало смотреть и дышать. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать, и, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.
  • Рефлекс кляпа В период когда малыш учится сосать и глотать, этот рефлекс заставляет его выталкивать любой предмет из полости рта (это предохраняет ребенка от шока). Если воздействовать на заднюю часть глотки малыша, его нижняя челюсть и язык будут выполнять выталкивающие движения вниз и вперед, чтобы освободить глотку. Рефлекс кляпа сохраняется у человека на всю жизнь, но язык при этом участвует только в первые 6 месяцев. Теперь, когда мы знаем о таком рефлексе, становится понятно, почему малышам трудно глотать твердую пищу.
  • Рефлекс отдыхающей шеи (рефлекс фехтовальщика)
    Когда малыш лежит на спине, поверните его голову в сторону, и вы увидите, что он отведет в ту же сторону руку и ногу, приняв позу фехтовальщика, готовящегося к атаке. Этот рефлекс одновременно как способствует, так и препятствует развитию мускулов. С одной стороны, благодаря этому рефлексу ребенок смотрит на собственную руку и фиксирует внимание на игрушке, зажатой в ней. С другой стороны, рефлекс не позволяет находиться по центру голове, рукам малыша и игрушке. К 3-4 месяцам этот рефлекс исчезает, а ребенок начинает держать игрушки прямо перед собой.
  • Рефлекс отдергивания
    Этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика.

Источники информации:

  • Уход за ребенком с рождения до 5 лет. – М., 2008.
  • Участковый педиатр. Справочное руководство/Под ред. М. Ф. Рзянкиной, В. П. Молочного. – М., 2008.
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.
  • иллюстрации http://www.missfit.ru/

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *