8 мифов о педагогическом виде прикорма

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.

Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.

8 мифов о педагогическом виде прикорма

  • Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
  • Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
  • Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
  • Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
  • Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
  • Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
  • Научной базы по введению такого прикорма не существует.
  • Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
  • При первых пробах кроха может давиться пищей.
  • Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.

О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.

Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.

Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.

  • Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
  • Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
  • Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.

Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Педагогический прикорм вводят так:

  1. мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
  2. кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
  3. когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
  4. как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
  5. малыш ест продукт или выплевывает;
  6. если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
  7. в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
  8. далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.

8 мифов о педагогическом виде прикорма

  • Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
  • Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
  • Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
  • Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
  • Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
  • Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
  • Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
  • Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды.

Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит.

К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.

Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает.

Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами.

Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.

Оценить статью можно здесь

Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась

Еще раз о прикорме: мифы, факты и мнение эксперта из Германии

Чем и как кормить малыша до года? Казалось бы, ответ прост — грудное вскармливание. Если же здоровье диктует другую диету, есть специально произведённые смеси. Однако под вопросом остаются вода, а также прикорм, который по рекомендации ВОЗ необходимо вводить с 6 месяцев.

Правильный прикорм сегодня понятие спорное. Государство больше не реализует единой медицинской политики на этот счет. То, что раньше казалось закономерным, — вода с 2 месяцев и каши вначале прикорма — сегодня совсем не тянет на прописную истину.

И всё же, есть несколько ориентиров, на которые можно положиться, формируя рацион своего малыша.

За новейшей информацией о прикорме, его системе и наполнении, о необходимости воды и европейских нормах ввода продуктов в рацион малыша мы обратились к Виктории Прикуле, врачу и маме двоих детей, которая сейчас получает второе медицинское образование в Institut für Lernsysteme (Германия).

Вода

Вода есть жизнь — это известно всему живому. Но строгая дозировка — обратная сторона любого процесса на нашей планете.

Слишком много тепла, солнечного света и той же H2O способны очень сильно навредить. В советское время, да и сегодня встречается в рекомендациях врачей и мам слово «допаивать».

Так вот, при условии нормально протекающего грудного вскармливания, это совершенно не нужная процедура.

Вода в рацион ребёнка должна начать поступать тогда же, когда и прикорм, то есть твёрдая пища. Грудное молоко на 90% состоит из воды.

  • Поэтому допаивание детей от 0 до 6 месяцев не полезно, поскольку оно: а) снижает общий объем выпитого молока, а значит, ребёнок при полном животе может недоедать; 
  • б) грозит отёками, проблемами с почками и даже судорогами.

При этом обезвоживания при грудном вскармливании по требованию практически не встречается. Если же у вас есть опасения, следует проверить наличие симптомов обезвоживания и обратится к вашему педиатру.

Конечно, некоторые лекарства необходимо сочетать именно с водой, а не молоком, но многие медикаменты для малышей есть в суспензиях и свечах. Кроме того, случаи бывают разные, однако это уже — частная врачебная практика.

Виктория Прикуле:

«Детям не рекомендуют пить компоты — в проваренных фруктах мало пользы и добавляется сахар. Самый лучший напиток для ребёнка после молока мамы — это вода. Но если чистая вода не нравится малышу, оптимальный вариант — часть дневной нормы жидкости дополнять водой пополам со свежевыжатым фруктовым соком. В пропорции: 2 части воды и 1 часть сока».

Читайте также:  15 способностей (рефлексов) новорождённого, помогающих ему выживать и развиваться

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Первая еда

Начинать прикорм лучше всего с овощей. Почему не с фруктов? Овощи содержат не меньше витаминов и других полезных веществ, при этом в них меньше сахара. А значит, начиная своё питание с овощей, ребёнок учится любить натуральные вкусы, не гоняться за сладким, и маленький организм не перенасыщается глюкозой.

Есть и второе золотое правило — лучше всего начинать прикорм с сезонных продуктов. Поэтому, если именно сейчас у вас спеет вишня и абрикос, можно начинать давать и их, но маленькими порциями.

Допустим, вы постепенно замещаете одно кормление овощами — вначале гомогенным пюре из одного овоща, затем этим же пюре с кусочками, добавляете в него картофель и мясо. Всего 100-150 мл.

В таком случае это условно обед, а на полдник пусть будут фрукты — 50 мл. в день. Примерно с 8 месяцев же можно заменять свежими фруктами и кашами с фруктами еще одно кормление.

Пока кормление не замещено полностью — через 20 минут после приёма пищи допаиваем грудным молоком.

Виктория Прикуле:

«Начинать прикорм вы можете с любого любимого в семье овоща. Самыми полезными и вкусными считаются тыква и морковь, поэтому именно с них советуют стартовать в самостоятельном питании малыша в Германии. В обоих овощах содержится витамин А, который малышам нужен. В кабачке его, например, нет».

Виктория совместно с блогерами-мамами разработала таблицу, где подобно описаны плюсы, минусы, пищевые свойства, «подводные камни» большинства овощей и зелени. С ней очень удобно решать, что вы будете вводить в рацион ребёнка следующим.

Каша — пища наша

В былые времена каша была универсальной едой — и на завтрак всей семье, и малышу практически с рождения. Сегодня пользы круп также никто не отрицает. Но есть несколько «но».

Во-первых, если вы начинаете прикорм с овощного пюре с мясом, то каши лучше давать примерно с 8 месяцев. При этом делаем их с добавлением грудного молока мамы или же со смесями, соответствующими возрасту. Варим крупу на воде и добавляем грудное молоко в готовую, измельченную в блендере смесь. Смеси нужно употреблять согласно инструкции.

Второе важное правило здесь — готовим детям всё, что едим сами. Никаких специальных каш.

Гречка, рис, овсянка, просо, амарант, киноа, кукуруза. На счет последнего одна поправка — давать надо вареную, затем смолотую и уже тогда, когда малыш хорошо ест пюре с кусочками.

Конечно, относительно всех продуктов — не только круп — надо учитывать такие факторы, как накопление нитратов, особенности приготовления, наличие витаминов, то, слабит или крепит ли стул такая еда.

Виктория Прикуле:

«Раньше детям каши с глютеном до года запрещали.

Сегодня исследования показали, что если в первые 12 месяцев этого компонента в еде избегать, то с большей вероятностью у подросших детей будет выявлена непереносимость глютена.

Поэтому теперь педиатры советуют вводить до года глютеносодержащие продукты. Важная поправка: риск непереносимости снижается, если параллельно продолжать грудное вскармливание».

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Полезные, вредные и опасные продукты

Опасный продукт — это рыба фуга. Помидор — это не опасный продукт. Да, он может вызывать аллергию. Но тем не менее, европейское медицинское сообщество рекомендует давать детям разнообразные овощи, фрукты и мясо.

Разнообразие воообще — залог полноценного питания. Продукты с высоким индексом аллергичности надо давать обдуманно, возможно, посоветовавшись с вашим педиатром, и следить за реакцией.

Если не пошли, то повторить спустя 3-6 месяцев.

Виктория Прикуле:

«Есть секрет — с 4 до 6 месяцев открывается так называемое гипоаллергенное окно. То есть продукты, которые введены в этот период в рацион ребёнка, с меньшей вероятностью вызывают аллергию. Поэтому, если у вас сезон овощей и фруктов, то можно начинать прикорм с 4 месяцев, проконсультировавшись с врачом. Конечно, начинать нужно осторожно — с маленьких порций и в первой половине дня.

В России очень трепетно относятся к понятиям „можно“ и „нельзя“, часто научно не обоснованным. Например, детям нельзя цитрусовые (как и мамам). Тогда как в Испании прикорм часто начинают с этих продуктов.

Любое детское „нельзя“ должно быть обосновано: например, ягоды малины, клубники и крыжовника советуют давать после 8-9 месяцев из-за мелких косточек, которые они содержат.

Если же ягоду перетереть через сито, то в сезон можно давать и более раннем возрасте.

А вот мёд детям до года давать нельзя — без вариантов. Потому что детки могут заболеть ботулизмом. Но кормящей маме есть мёд можно, как и женщине до родов. У взрослых в кишечнике данные бактерии чаще всего ведут себя неагрессивно».

Пейте дети молоко

Молоко других млекопитающих, кроме родной мамы, детям от 0 до 12 месяцев не полезно — это факт, признанный во всём мире. По градации пользы можно построить следующий ряд: мамино молоко, адаптированная смесь, коровье молоко.

Причин отказаться от главного сельхоз продукта несколько. Во-первых, у молока очень высокая молярная масса, а это значит, что оно нагружает почки младенца в 3 раза сильнее, чем грудное. Во-вторых, очень высок риск развития аллергии на белок коровьего молока.

А это высыпания, зуд и пенистый стул с кровью. Такая аллергия может начаться даже у малышей на одном грудном вскармливании, если мама употребляет в пищу цельное молоко, а также у детей на смесях. Если вы заметили эти симптомы, следует попробовать на время отказаться от молока или же сменить смесь. А вот кисломолочные продукты до года давать можно, но не особенно нужно.

Виктория Прикуле:

«В йогуртах содержится много белка, а это лишняя нагрузка на почки. В рационе малыша и так достаточно белковых продуктов, из того же грудного молока. Если вы всё-таки решили кормить малыша кисломолочным лакомством, обязательно следите, чтобы он выпивал не менее 200-250 мл воды в день».

Не грудным вскармливанием единым?

Грудное молоко по требованию до двух лет — это то, к чему призывает ВОЗ и каждый разумный педиатр. Однако нет ни одной научной рекомендации о том, что должно быть только оно. С полугода ребёнка состав молока меняется, в нем не достаточно, например, железа, чтобы снабжать растущий организм.

Именно поэтому ЖКТ готов к принятию пищи с 6 месяцев. Чтобы к 8, когда запасы истощатся, их уже пополняли овощи и мясо. Разумно вводить прикорм и оставлять грудное вскармливание по требованию — тогда и сколько малыш хочет.

Ведь у прикладывания младенца есть и другие — психологические, иммунологические и социальные аспекты, кроме пищевых.

Три вопроса эксперту

Виктория, чем отличаются рекомендации немецкого института питания от российских?

Меньшей строгостью и разнообразием. Например, не обязательно начинать прикорм с морковки или кабачка, а каши, если они вам по вкусу, можно давать и раньше 8 месяцев. Свежие соки можно добавлять и в еду. Так, пюре стоит разводить водой с каплей овощного сока, красного перца, например, и обязательно добавлять туда растительного масло.

В своём блоге я основываюсь не только на немецких диетических рекомендациях. Если есть интересное и авторитетное исследование, то я включаю его в контент. Вот яйца — и Германии, и в России — пока детям до года не рекомендованы. Австралийская же ассоциация педиатров и аллергологов даёт четкую схему по введению куриных яиц в детское меню с 5-6 месяцев.

Как вы относитесь к педиатрическому прикорму?

Оба понятия — педиатрический и педагогический прикорм — являются неверными. Конечно, ребёнка не стоит заставлять есть, чтобы осилить положенную норму, но нельзя и забывать, что с 6 месяцев малыш должен получать те вещества из нормального прикорма, которые ему необходимы. А ждать от младенца осознанного пищевого поведения, определения норм и количества своей еды — разумно ли?

Есть ли какие-то секреты успешного начала питания малыша?

Последовательность и разумность. Если у ребёнка возникают проблемы при прикорме — виновата не морковка или брокколи, а что-то есть в анамнезе. Необходимо всё время держать связь с вашим педиатром. В идеале, перед такими ответственными шагами можно и на приём сходить, и анализы сдать.

Считается, что у большинства детей ЖКТ «дозревает» к 6 месяцам, то есть ребёнок может переваривать твёрдую пищу. Но есть два «но»: гипоаллергенное окно и сезонность прикорма. Вообще, принцип сезонного прикорма — один из моих любимых.

Профиль Виктории Прикуле в Insyagram: @doctor_prikule_mamam

Читать дальше

Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Столько вопросов в последнее время про особенности  педагогического прикорма: что это за штука такая? Не опасно ли для ребеночка? Каждому ли подходит или есть какие-то ограничения?

Чтобы было проще понять для себя этот процесс — объясню все в этой статье.

Чем отличается педагогический прикорм от традиционного педиатрического. Разберёмся в особенностях знакомства грудничка с новыми вкусовыми ощущениями. Какие существуют преимущества и недостатки педагогического вида прикорма.

Прикорм — что такое?

  • Прикормом называется введение в рацион малыша дополнительных продуктов, с целью знакомства с новой едой;
  • Его вводят постепенно, учитывая готовность ребёнка;
  • ВОЗ рекомендует приучать детей ко взрослой пище после полугода. Позже можно, раньше не желательно, так как ферментная система малыша незрелая;
  • Если ваш кроха на грудном вскармливании, хорошо прибавляет в весе и росте, торопиться с прикормом не стоит, но и запаздывать тоже не рекомендую! При появлении признаков готовности к новым вкусам и консистенциям, имеет смысл начать приобщение ко взрослому столу.

Виды прикорма

В современной практике выделяют два вида: педагогический и педиатрический прикорм. Отличия между ними заключаются в технике, правилах, способах, сроках введения новых продуктов в меню грудничка.

  • Это традиционный способ введения дополнительных продуктов, который берёт начало с советских времён;
  • Врачами разработана специальная таблица, с рекомендуемыми видами блюд, где чётко расписаны: возраст, название пищи, количество в граммах;
  • Подобное обновление рациона постепенно заменяет грудное кормление и вытесняет его совсем к 1 году.

Подробнее о педиатрическом прикорме>>>

  • Существовал всегда и еще 70 лет назад люди бы удивились, что для такого знакомства с продуктами есть такое заумное название;
  • Он основан на постепенном приучении малыша ко взрослому столу на комфортных для всей семьи условиях.
Читайте также:  Обратная сторона материнства или о чем не говорят вслух до рождения ребенка

Что такое педагогический прикорм

Если вам интересно, что такое педагогический прикорм, то суть его заключается в употреблении ребёнком тех же продуктов, что едите и вы.

При этом кроха остаётся на грудном вскармливании и оно является приоритетным в режиме питания.

  1. Вы постепенно приучаете малыша к общему столу;
  2. Во время завтраков, обедов и ужинов ваш грудничок наблюдает, как вы принимаете пищу и вы даёте ему крошечную дозу (в объёме рисового зёрнышка) из своей тарелки, внимательно наблюдая за реакцией;
  3. Разумеется, вы должны начать с безопасной дозы, по размеру и консистенции;
  4. Тактика педагогического прикорма основана на осознании того факта, что прикорм — это знакомство малыша с новой пищей. причем, желательно знакомить сразу с той пищей, которую ребенок будет кушать всю дальнейшую жизнь.  Это, конечно, очень кратко.

Мне даже сложно называть это каким-то типом прикорма, поскольку это просто определенный подход к введению прикорма, который можно успешно совмещать с обычным прикормом  в виде пюре.

Главнейший плюс такого подход — ребенок имеет устойчивый и крепкий аппетит на протяжении всей дальнейшей жизни +  хорошее пищеварение и отсутствие проблем с желудком.

Важно! Педагогический прикорм успешно применяют и мамы детей-искусственников. Ведь принципы прикорма и обучение поведению за столом подходят любому ребенку.

Основными целями педагогического прикорма являются:

  • приобщить малыша к семейным традициям принятия пищи (также интересная статья: Семейные традиции и годовые праздники>>>);
  • научить пользоваться столовыми приборами;
  • научить аккуратно кушать и правильно вести себя за столом;
  • сформировать у ребенка хороший аппетит, чтобы исключить насильственное кормление.

Главная задача в педагогическом приёме: не накормить грудничка любыми способами, а познакомить с новыми вкусами и консистенциями еды.

По мере роста и созревания желудочно-кишечного тракта ребенка, вы постепенно увеличиваете дозировку новой пищи. Можно предлагать продукт небольшим куском, который малыш с удовольствием мусолит: яблочко, сухарик, баранка.

Так грудничок учится держать в руках продукт, самостоятельно подносить ко рту, пережёвывать. Обязательно следите за безопасностью.

После года вы уже можете полностью перевести кроху на общий стол.

Плюсы и минусы этого типа прикорма

Педагогический прикорм при грудном вскармливании считается наиболее физиологичным процессом приучения ребёнка к общему столу. Вас может шокировать то, что малышу предлагается не пюрированная еда.

Но подумайте, каким образом вводили прикорм наши прапрабабушки, когда не было ни мультиварок, ни блендеров, ни прочих приспособлений современного века? Вся семья имела единый рацион без различения возраста.

Рассмотрим положительные моменты педагогического прикорма:

  1. Научить пониманию ценности еды. Вы не заставляете малыша кушать.

Замечено, что дети, выросшие на этом типе прикорма, имеют прекрасный аппетит и едят предложенное без копания.

  1. Ощущение и следование сигналам своего организма.  Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько людей страдают от переедания или тяги к сладкому.   Это полное игнорирование потребностей тела, сформированное в результате советского прикорма.
  • При педагогическом подходе идет учет такой важной особенности рудничка: ребенок ест, подражая родителям, а не из чувства голода (по крайнем мере в самом начале прикорма).
  • Кстати, именно поэтому большинство детей, которых мамы начинают кормить по граммам из распечаток, выданных педиатром, сталкиваются к 7-8 месяцам с полным отказом ребенка от прикорма.
  • Если в 6 месяцев ребенок с удовольствием пробовал новые вкусы и съедал приличные объемы, то сейчас начинает сжимать губы и мотать головой.

Поздравляю! Вы своими действиями уничтожили пищевой интерес ребенка.

Самое лучшее, что можно сделать — это прекратить попытки накормить ребенка и начать действовать с учетом принципов восстановления и сохранения пищевого интереса.

В советские времена очень часто практиковалось форма манипуляции и насилия в принятии пищи: ложечка за маму, за папу и всех остальных. Такое поведение ведёт к устойчивому регулярному перееданию в дальнейшем и формированию нездоровых пищевых привычек.

  1. Ребёнок  учится жевать и глотать в  благоприятный для этого период.  Суть в том, что у ребенка есть физиологическая программа — научиться жевать и глотать твердую пищу в период с 7 до 9 месяцев. Если этот период упускается, а если вы кормите ребенка пюре, то точно пропускаете этот важнейший возрастной этап, то в дальнейшем сталкиваетесь с тем, что ребенок давится любым кусочком и может есть только пюре.
  1. В моей практике были случаи, когда 2-3 летние дети оставались на питании жидкой пищей или могли есть только пюре, поскольку при попадании хоть малейшего твердого кусочка им в рот, у них начиналась рвота или они поперхивались и давились.
  2. Коррекция такого состояния весьма сложна, требует времен и много терпения от мамы.
  3. Гораздо проще все сделать правильно сразу, особенно сейчас, когда вы  об этом прочитали.
  4. В курсе Азбука прикорма, вас будет ждать подробный блок о том, как правильно знакомить ребенка с кусочками, как соблюсти технику безопасности и как научить ребенка жевать.
  5. Подробнее о курсе смотрите здесь>>>
  1. Приучать к правилам поведения за столом;
  • Этот процесс вы начинаете задолго до прикорма: месяцев с 3 – 4 держите кроху у себя на коленях за столом, сначала он выступает в роли наблюдателя;
  • После полугода, когда грудничок готов к знакомству с новой едой, даёте ему микродозы блюд;
  • Как только малыш научится устойчиво сидеть, устраивайте его в специальный стульчик для участия в общей трапезе (актуальная статья по этой теме: Когда ребенок начинает сидеть?>>>);
  • Можно выдать безопасную ложечку, крышечки с целью изучить предметы. Покажите, как пользоваться столовыми приборами. Также читайте близкую по теме статью: Как научить ребенка кушать самостоятельно?>>>
  1. Вам не придётся готовить отдельное меню малышу. Соблюдая элементарные правила здорового питания, составляете ежедневный общий рацион для всей семьи. Конечно, имеются продукты, которые противопоказаны маленьким детям. Это нужно учитывать и не предлагать.

Важно! Кормить грудью вы можете, как до взрослой еды, так и после. На этапе введения прикорма ребенок может все запивать маминым молоком и это нормально.

Когда вы только начнете  прикорм у вас могут появляться сомнения, трудности и многочисленные вопросы. Это нормально!

  • Чтобы вам было проще, для всех участниц курса Азбука прикорма я записала практические видео по тому, как и что нужно делать с ребенком за столом.
  • Вы сможете увидеть, как правильно сидеть с ребенком за столом,
  • как ребенок кушает кусочки,
  • как давать еду, чтобы укреплять пищевой интерес, а не разрушать.
  • Вы увидите видеоразборы прикормов других мам с детьми в возрасте от 6 до 11 месяцев.
  • Гораздо проще  вводить прикорм по понятным рекомендациям от практика.
  • Проходите по ссылке, выбирайте вариант участия и до встречи на курсе по введению прикорма!
  • :

Людмила Шарова

Мифы о прикорме

8 мифов о педагогическом виде прикорма

Молоко на завтрак, молоко на обед, молоко на ужин. Первые 4-6 месяцев жизни, диета новорожденного состоит исключительно из молока, поступающего из маминой груди или адаптированная молочная смесь из бутылочки. Однако, в возрасте примерно 6 месяцев, потребности малыша резко возрастают и пора вводить прикорм. Для некоторых родителей это – радостное событие, они празднуют начало прикорма, записывают на видео первые «ложечные» достижения. Но есть и те, для которых это своего рода испытание.

Многочисленные источники информации приводят часто противоречивые советы. Даже доброжелательный совет от одного из членов семьи может ввести новоиспеченных родителей в заблуждение, ввиду того что рекомендации диетологов и педиатров значительно изменились со времен родительства предыдущего поколения.

Доктор Рональд Клейнман, заведующий отделением Детской гастроэнтерологии в одной из клиник штата Массачусетс, говорит «Несколько поколений назад, порядок введения прикормовых продуктов был достаточно жестким. Например, педиатр говорил вводить рисовую кашу, затем горох, а после любой овощ желтого цвета. И в этих жестких рекомендациях часто не было здравого смысла».

Но с другой стороны, некоторым родителям по душе такой догматичный подход; по крайней мере, они знают, что и за чем вводить, у них есть полный список. Мысль о некоторых вольностях в плане введения продуктов в рацион питания малыша несколько щекочет нервы.

Возникает много вопросов и страхов.

С какого продукта начать? Сколько мой малыш должен съедать в день? А что если у него появится аллергия на какой-нибудь продукт, который я ему дам? И огромное количество мифов, бытующих в сети и среди мам, вовсе не помогают взять себя в руки и разобраться что к чему.

Ниже мы приведем образчики «укоренившейся мудрости», многие из которых на самом деле не более чем мифы, в то время как другие нуждаются в некоторых поправках.

Читайте также:  Плюсы и минусы многодетной семьи

Миф №1: Первый прикорм должен состоять только из рисовой каши

В Американском медицинском сообществе это утверждение является фактически аксиомой. С точки зрения консистенции и питательности этот продукт практически идеален. Согласно Американской Академии Педиатров рисовая каша – идеальный продукт для начала прикорма в возрасте около 6 месяцев.

«Злаковые каши – традиционное питание для младенцев, а повышенное содержание железа и, иногда, цинка, делает их более богатыми в плане питательности», утверждает доктор Клейнман. «Однако, подход к прикорму изменился за последние годы – другие продукты, которые вводят в более позднем возрасте, также являются отличными претендентами на кандидатуру первого продукта для прикорма.

Когда малышу исполняется 6 месяцев любая мягкая и гипоаллергенная пища подойдет для прикорма, включая мясные продукты». Если Вы хотите ввести первым мясо или картофельное пюре – почему бы и нет? Главное – убедиться в том, что у малыша нет аллергии на этот продукт – внимательно следите за малышом последующие 3-4 дня после введения этого продукта и можете смело вводить следующий.

Миф №2: у малышей высокий риск возникновения пищевых аллергий

Многих новоиспеченных родителей беспокоит вопрос, связанный с пищевой аллергией. Куда ни глянь – предостережения о возможной пищевой аллергии и не зря. Пищевая аллергия может спровоцировать ряд серьезных реакций организма, от самых безобидных до более тяжелых, включая анафилактический шок.

Так или иначе, сложилось впечатление, что огромное количество младенцев обладают аллергией на те или иные продукты питания. Однако, на самом деле это не так.

Американская Академия Аллергий, Астмы и Иммунологии сообщает, что только 8% малышей возрастом до 6ти лет имели неблагоприятную реакцию на употребленные продукты и только 2-5% случаев подтвердили наличие аллергии.

Люди часто путают реакцию на продукт с аллергией. Например, у малыша какая-либо желудочная инфекция и вследствие этого у него может появится непереносимость лактозы, сроком на 1 неделю. Это – негативная реакция, но никак не аллергия. «Существует уйма негативных реакций на продукты питания и аллергия входит в их число как подгруппа», говорит доктор Клейнман.

В медицинском сообществе все еще не утихают пылкие споры по поводу возраста, в котором можно вводить продукты с высоким риском аллергических реакций. Но в одном все сходятся во мнении – для семей, члены которых имеют аллергические реакции на любые продукты, лучше подождать трехлетия малыша для введения следующих наиболее аллергенных продуктов:

  • арахис и арахисовое масло;
  • белок куриного яйца;
  • ракообразные (крабы, креветки, лобстеры, раки, устрицы);
  • рыба;
  • орехи (включая грецкие орехи и кешью).

Что касается семей с низким риском развития аллергий – здесь царит разногласие. Особенно досталось арахису и продуктам с его содержанием. Арахис – наиболее распространенный аллерген и реакция на него одна из самых опасных. Большинство аллергологов считают, что лучше отсрочить знакомство с этим продуктом до 3х лет.

Миф №3: Малыш отказывается есть этот продукт, значит ему он не по душе

Одно дело аллергия, а другое – отказ от того или иного продукта. Что делать, если маленький кулинарный путешественник наотрез отказывается есть, к примеру, овощи зеленого цвета.

«Существует огромное количество исследований, который показывают, что дети оказываются невероятно упрямыми что касается новых продуктов», утверждает доктор Клейнман. Очень часто необходимо предлагать отвергаемый продукт снова и снова.

Линн Берч, исследователь в области физической антропологии, опубликовала научную работу по пищевым предпочтениям у детей.

В своем труде она неоднократно подчеркивает тот факт, что часто приходится предлагать новый продукт 6-8 раз чтобы малыш принял его.

Не запихивайте силком, но и не сдавайтесь легко. Вам-то больше известно о питательных компонентах, витаминах и калориях, чем Вашему чаду и оно ожидает от Вас настойчивости.

Миф №4: Малыши точно знают что им нужно есть

Этот распространенный миф вызывает доктора Клейнмана смех. Дети вовсе не обладают никакой мистическим знанием или чувством относительно продуктов питания и не способны выбрать из всего ассортимента именно те, которые будут лучше всего удовлетворять потребности их организма. Именно по этой причине Ваш малыш полностью рассчитывает на Вас – именно Вы должны сделать выбор что касается еды

На протяжении первых несколько месяцев прикорма, большую часть процесса кормления, скорей всего, придется выполнять Вам. С увеличением количества прикорма, моторные навыки малышей возрастают и они способны есть сами.

Эми Лану, автор книги «Здоровое питание в жизни ребенка», советует начать предлагать еду, которую можно есть руками.

Лану, которой ближе всего рацион питания, основанный на продуктах растительного происхождения, предлагает следующие продукты:

  • кусочек слегка поджаренного овсяного хлеба;
  • небольшие кусочки хорошо отваренного сладкого картофеля;
  • кусочки спелого банана; авокадо;
  • бобовое пюре.

Такие продукты внесут нотки разнообразие в рацион малыша, вместе с тем поставят необходимые элементы быстро растущему организму. Не рассчитывайте на выбор Вашего малыша – предлагайте ему разнообразную еду.

Миф №5: Готовая еда для малыша предпочтительнее еды, приготовленной в домашних условиях

Прогуляйтесь с малышом мимо полок с детским питанием и Вы будете просто ошеломлены ассортиментом! Родители склонны полагать, что в таком питании есть что-то особенное, говорит доктор Браун. Это миф, на самом деле, те же продукты у Вас дома нисколько не хуже.

Родители боятся кормить малышей тем, что лежит у них самих в тарелках. Доктор Браун утверждает: «Предлагать малышу попробовать те или иные блюда с собственной тарелки, со специями, приготовленные так как это любите Вы, совершенно нормально. Малыш потихоньку приучится к вкусовым предпочтениям семьи».

Когда дома Вы измельчаете в блендере отваренный на пару кабачок или брокколи, Вы совершенно уверены что Ваш малыш получит именно то, что Вы ему приготовили. «Ни один производитель детского питания не будет честным на 100% что касается состава, происхождения сырья и способа приготовления этого самого питания», предупреждает доктор Чарльз Шубин, директор Центра Детского Здоровья.

Просто будьте осторожны и внимательны во время приготовления еды для Вашего малыша; тщательно промывайте сырье, а также посуду, ввиду того, что пищеварительная система детей очень восприимчива. Всегда тщательно мойте руки, следите за тем, чтобы еда была тщательно приготовлена, храните согласно требуемым условиям хранения.

Следите за консистенцией пюре и размером кусочков еды, которую можно есть руками во избежание удушья. «Начните с овощей или фруктов, тщательно проваренных и размолотых до кремообразной консистенции», говорит Лану.

Доктор Браун согласен с этим советом и предлагает родителям еще одну формулу: «Консистенция с пюреобразной становится более густой, с небольшими комочками, и доходит до небольших кусочков, которые можно легко прожевать – по мере взросления малыша».

Миф №6: Родителям следует предлагать небольшой ассортимент пресных на вкус продуктов

Доктор Клейнман уверен, что во второй половине первого года жизни малыша, лучше всего предлагать разнообразные виды блюд. Нет необходимости избегать введения насыщенных вкусом продуктов. Если мама, будучи беременной и в период грудного вскармливания, наслаждалась этнической кухней, то велика вероятность, что и малыш, развил определенные вкусовые предпочтения.

Многие медики отмечают, что американские родители склонны кормить своих малышей однообразными пресными продуктами, в то время как в других странах, в которых чеснок, карри и тмин являются чуть ли не самыми главными ингредиентами национальных блюд, малыши имеют более разнообразный рацион и более широкие вкусовые предпочтения.

Миф №7: Если я кормлю своего малыша хорошо, то вовсе не важно, что ем я

Дети очень быстро подозревают неладное, когда им дают здоровое питание, а остальные члены семьи употребляют фаст-фуд. И пройдет не так уж и много времени, пока Ваш малыш сообразит, что жареная курица или мороженое вкуснее, чем пюре из брокколи в его тарелке.

«Одна из главных причин детского ожирения – неправильные привычки питания семьи в целом», утверждает доктор Шубин. Делайте все возможное, чтобы подавать своему чаду здоровый пример для подражания, чтобы в будущем он питался правильно.

Ранние годы жизни Вашего малыша во многом определяют его здоровье в будущем. «Предлагая широкий ассортимент полезной и здоровой пищи, Вы усиливаете природный интерес ребенка к еде», говорит доктор Браун.

Таким образом, в будущем у Вашего ребенка будет правильный рацион питания, только не забывайте и сами употреблять в пищу то, что Вы хотите, чтобы Ваш ребенок употреблял.

И помните, мы то, что мы едим и то, что мы думаем.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *