Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила

Развитие ребенка

Финансовая грамотность: учим подростка управлять карманными деньгами

28 мая 2019 9 896 просмотров

Лиана Хазиахметова

Подростковый возраст — отличное время, чтобы научиться отвечать за личный бюджет. Подростки начинают получать карманные деньги от родителей или зарабатывают, выполняя работу по дому или подрабатывая в компаниях, поэтому неплохо им объяснить, как планировать бюджет.

Карманные деньги

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
Как помочь ребенку повзрослеть

Это основа для обучения финансовой грамотности. Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, он должен получать их регулярно (как зарплату). Карманные деньги не должны быть средством манипулирования: «придешь поздно — денег не получишь», или «выучи уроки — дам тебе больше денег». Также не стоит ругать за неоправданные, по вашему мнению, траты. Ребенок может истратить все деньги на развлечения, а потом сидеть дома весь месяц из-за отсутствия финансов. Но как раз такие ситуации послужат ему уроком, он будет учиться тратить деньги разумно.

У ребенка есть траты, без которых нельзя обойтись, — обеды, проездной, мобильная связь. Не стоит сразу же взваливать на ребенка ответственность за это.

Иначе вы можете поставить себя в неудобное положение: например, ребенок потратил карманные деньги, и теперь не обедает в школе.

Что сделает родитель? Даст денег на обеды, но в этом случае ребенок и в следующий месяц может все потратить («мама все равно даст еще денег!»).

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
Источник

На первом этапе лучше регулярные траты взять на себя, а ребенку выдавать карманные деньги, которые он будет тратить по своему усмотрению. При этом вы договариваетесь, что развлечения, сладости он будет оплачивать сам и больше денег на это не получит. Договоритесь с ребенком о правилах заранее и не забывайте их соблюдать.

Подать хороший пример

Из книги «Как помочь ребенку повзрослеть» приводим советы для родителей, как стать примером для подражания в финансовом вопросе.

  • Если для вас привычно планировать доходы и расходы и откладывать средства, ваш ребенок, скорее всего, именно от вас узнает о таких возможностях.
  • Если в прошлом у вас были финансовые проблемы, полезно поговорить об этом с вашим ребенком, чтобы он понял, как избежать ошибок.
  • Отличный способ мотивации и воспитания подростка в отношении денег — вовлекать его в финансовые решения семьи, например, в выбор лучших условий страхования автомобилей или отпуска.

Ниже — еще несколько советов по планированию детского бюджета.

Планирование бюджета

Бюджет — это оценка будущих доходов и трат. Хороший бюджет основывается на реалистичных прогнозах. Подросток может начать с определения того, сколько он получает (карманные деньги, частичная занятость и прочее).

Это нужно записать, потом отметить необходимые траты, например, на канцелярские принадлежности для школы (если ребенок уже самостоятельно несет какие-то расходы, то можно расширить зону ответственности, если нет — лучше начать с какой-то одной статьи трат), развлечения.

Если после этих расходов останутся деньги, их можно отложить на то, что очень хочется себе позволить (видеоигры или музыка).

Сбережения

Откладывая свободные деньги, подросток сможет в будущем позволить себе купить необходимые или желанные вещи. Во многих банках подросткам предлагаются простые сберегательные счета, но стоит изучить ситуацию и выбрать оптимальные условия. Можно настроить регулярные платежи на сберегательный счет, и тогда откладывать деньги на будущее станет проще.

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
Если ребенок достаточно взрослый, можно познакомить его не с копилкой, а со сберегательным счетом в банке. Источник

Объясните ребенку, что откладывать надо не в конце месяца, а в самом начале, иначе можно не заметить, как потратились все деньги.

Неполная занятость

Если ребенку не хватает карманных денег, предложите ему поработать (работодателем можете стать и вы).

Работа на неполный день — отличный способ получить новый опыт, завести новых друзей и обрести финансовую независимость.

В законодательстве указано, в каком возрасте подростки могут начать трудиться (в России это 14 лет), сколько часов в неделю им разрешено работать. Такая работа не должна мешать учебе, особенно во время экзаменов.

Как научить ребенка не тратиться на мелочи

В блокноте для подростков «Твои финансы» есть методы, которые помогают относиться к деньгам бережно. Вот что вы можете предложить ребенку.

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
«Твои финансы»

Записывай каждую свою трату. Это поможет тебе увидеть необязательные расходы и посчитать деньги, потраченные зря.

  • МЕТОД НЕКУПЛЕННЫХ ТОВАРОВ

В следующий раз, когда тебе сильно захочется приобрести новые кроссовки или очередной модный аксессуар, отложи покупку на пару дней. Эмоции улягутся, и ты сможешь принять взвешенное решение.

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
Источник

Посчитай, сколько денег в месяц дают тебе родители. Постарайся сразу отложить не менее 10% от этой суммы, чтобы они не превратились в лишние шоколадки.

Ты когда-нибудь зарабатывал деньги сам? Представь, сколько времени придется работать, чтобы купить, например, еще один свитшот. Такая мысль делает трату менее приятной.

Действует, если тебе дают карманные деньги на месяц вперед. Возьми четыре конверта, рассортируй деньги на четыре недели. К концу недели конверты

не должны пустеть. Клади остаток в общую копилку.

  • ПОЛЬЗУЙСЯ МОБИЛЬНЫМ БАНКОМ

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
«Твой первый миллион»

Заведи банковскую карточку и расплачивайся ей. Банковские приложения позволяют следить за расходами и планировать траты в личном кабинете.

В книге «Твой первый миллион» есть подробная схема, как вести бюджет.

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила
Смотреть в полной размере

Вы видите три столбика. Средний — это неправильно сформированный бюджет, так как баланс доходов и расходов получился отрицательным. Ребенку полезно заранее расписать траты, которые он планирует совершить в ближайшем месяце.

Подростки обычно рисуют более радужную картинку, а потом неожиданно деньги заканчиваются. Предложите расписать бюджет так, чтобы расходы не превышали доходы (как в правом столбике). Обратите внимание, что в расходах первой строчкой стоит пункт «сбережения».

Это нужно не только для того, чтобы накопить на какую-то вещь (о чем мы говорили выше), но и, например, для того, чтобы заработать первый миллион и открыть собственное дело. Кажется, что это не имеет отношения к вашему ребенку? Полистайте книгу-челлендж «Твой первый миллион».

В ней подросток найдет советы, идеи и мотивацию, чтобы стать финансово независимым и мыслить, как миллионер!

Обложка поста: unsplash.com

О правилах обращения с карманными деньгами. дети и деньги

Содержание:

Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, они должны быть по-настоящему его. Рассмотрим подробно.

Определенную сумму стоит выдавать детям независимо от школьных успехов-неуспехов. Я бы начала давать понемножку (рублей по 10 в неделю) с первого класса и смотрела: как ребенок будет с ними обращаться. Необходимо с самого начала установить внятные и простые правила:

  • с деньгами надо обращаться аккуратно, для чего выбираем и дарим кошелек или копилку;
  • нельзя покупать опасные и запрещенные вещи (фейерверки, например, или спиртное);
  • потерянные деньги не возвращаются;
  • если в семье по каким-то причинам не употребляют определенные продукты, этот запрет тоже должен соблюдаться (мороженое и газировка, к примеру, или чипсы и жвачка);
  • если в школе или во дворе у тебя вымогают деньги — немедленно сообщи об этом родителям. Даже если тебе угрожают расправой.

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила

Как быть, если ребенок на свои деньги покупает себе сладости и съедает, не делясь ни с кем?

Во-первых, он имеет на это право, ведь именно для того, чтобы научился обращаться с деньгами, мы и даем их, не забыли? Во-вторых, у любого человека должно быть что-то свое, личное, частное, иначе границы личности становятся размытыми и трудноопределимыми.

…В их семье ни у кого не было ничего своего. В смысле — все было общим. Такой коммунизм в отдельно взятой ячейке общества. Отчасти от нехватки средств, но главное — по идейным соображениям.

Глава семьи, инженер-гуманитарий (было такое), воспитывал детей в духе шестидесятничества и буддизма одновременно: про еду и вещи думать было запрещено, потому что мещанство, сначала позаботься о других, а потом о себе, духовные ценности — превыше всего.

Сын и дочь делили комнату, стол, одежду и обувь, апельсины и конфеты, что в общем-то хорошо и полезно, если в меру. Если вы думаете, что дети стали сильнее друг друга любить и больше заботиться — вы глубоко заблуждаетесь. Если думаете, что они стали идейными борцами с капитализмом — сто раз ошибаетесь.

При первой же возможности они уехали из дома и начали истово строить свои собственные, отдельные дома. Кстати, оба очень рано обзавелись семьями и детьми: это-то уж точно делить не придется.

В результате такой педагогической политики дети могут приучиться ничего не хотеть и ни к чему не привязываться, потому что все равно заставят поделиться, отнимут, застыдят. На самом деле мы делимся чем бы то ни было от желания разделить эмоцию: радость, удовольствие. Иногда — боль, грусть. Заставлять делиться радостью, на мой взгляд, пустая трата слов.

Так что ничего страшного в том, что шести-семилетний ребенок купил на свои карманные деньга пять киндер-сюрпризов и съел их, как говорится, «в одно лицо», я не вижу.

Попробуйте обсудить эту ситуацию с малышом, взывайте к его лучшим качествам, постарайтесь вызвать в нем понимание, что съеденное вместе с кем-то лакомство окажется вдвойне слаще. Используйте эту ситуацию, чтобы поговорить о важных вещах: щедрости, дружбе, любви.

Но только не стыдите, не угрожайте («Будешь жадиной — никто не будет тебя любить!»), не навешивайте ярлыков («жадина-говядина!»). Любовь ведь не купишь, и если дети не дружат — вряд ли насильственная дележка что-то изменит.

Как быть, если ребенок потратил все деньги за один раз? Давать ли ему еще?

Чаще всего так и случается в начале финансовой карьеры. Ни планировать, ни считать толком «деть» еще не умеет. Вот прекрасный повод для обучения планированию бюджета! Давайте вместе с ребенком проговорим несколько важных моментов.

  • Какие планы?
  • Чего хотим?
  • Сколько это стоит?
  • Сколько у нас есть средств?

Первый этап: формулируем цели. Спросите сына/дочку: «Ты хочешь какую-то определенную дорогую вещь? Или тебе нужно постоянно что-то покупать, например еженедельный журнал комиксов? Или для занятий моделированием нужно периодически докупать материалы? Если долгоиграющих целей нет, на что ты хочешь тратить деньги?»

Убедитесь, что ребенок четко осознает, что можно, а чего нельзя. И время от времени устраивайте «учебную тревогу»: ты не забыл, что в нашей семье запрещено играть на игровых автоматах?

Читайте также:  5 самых распространенных и типичных ошибок в уходе за новорожденным ребенком

Второй этап: сколько это стоит. Я бы не стала нацеливаться на то, что стоит больше трехмесячного содержания — в возрасте до 10 лет. Подросток 10-12 лет уже в состоянии «задерживать дыхание» на полгода. Устанавливаем, сколько будем откладывать на покупку, а сколько оставим на поддержание жизни: увеселения, перекусы, покупку необходимых мелочей.

Как контролировать расходы ребенка?

Как я уже раньше говорила, деньги — это только часть нашей жизни. Поэтому скорее всего с деньгами ребенок будет обращаться точно так же, как и с любыми другими вещами.

Аккуратная, спокойная, уравновешенная девочка будет откладывать на покупку дорогого телефона или плеера, у нее будет красивый кошелек и несколько «нычек» в разных местах.

Когда у вас случится тяжелый финансовый период, вы всегда сможете у нее перехватить до зарплаты. Контролировать ее не надо, это она еще вас построит и объяснит, как нужно жить.

Возможно, вам придется как раз стимулировать ее что-то потратить, иначе она может стать излишне скупой.

Другая девочка, склонная к капризам и истерикам, привыкла, что папа выполняет все ее требования (потому что у папы другая семья, и он чувствует свою вину), а мама может поупираться, но потом все равно уступит (потому что у нее нет другой семьи и она чувствует себя в ловушке). Она быстро потратит всю сумму на какую-нибудь ерунду, а потом примется вымогать у родителей следующую порцию.

В этом случае деньги могут стать прямым эквивалентом любви: кто девочку больше любит, тот ей больше дает. При такой политике родители рискуют вырастить манипулятора и шантажиста. Конечно, девочке и самой не сладко, но родителям лучше принять меры прямо сейчас, чем потом разгребать более опасные ситуации.

А вот мальчишка — в голове ветер, идеи клубятся и роятся, хочется всего и немедленно, но быстро остывает и забывает, чего хотел. Этот может потерять крупную сумму, а может забыть, что у него вообще есть деньги. Ему лучше помочь вести учетные записи и выдавать деньги совсем небольшими порциями, хоть ежедневно.

А вдруг он попадет в плохую компанию, или попадет в зависимость, или проиграет большую сумму?

Опасность грозит тому, кто склонен к риску, азартен, не способен критически воспринимать рекламу.

Если вы проводите время с ребенком, не только делая уроки, вы заметите проявления холерического темперамента еще в раннем детстве.

Для таких малышей выигрыш является чем-то сверхценным, на проигрыш они реагируют бурными слезами, даже агрессией. Во время игры могут мухлевать, менять правила, требовать для себя особых условий.

При совместном просмотре телевизора стоит обратить внимание чада (а еще — пожилых родственников) на рекламу: «Как ты думаешь, можно ли получить много денег за просто так? Интересно, что же надо сделать, чтобы выиграть такую шикарную машину? Ты что, правда думаешь, что собрать крышечки от кефира?» Допустимы даже прямые оскорбления потенциальных счастливчиков, которые бодро бегут получать потребительский кредит «без справок и поручительства»: «Интересно, где эти безработные люди, у которых нет друзей, собираются брать деньги, чтобы вернуть долг?» Не стесняйтесь, реклама идет таким мощным валом, что и взрослым-то трудно устоять, где уж тут рассчитывать на сознательность второклассника, которому развеселый малый в телевизоре обещает миллион за правильный ответ на вопрос: «Как называется животное с длинным хоботом?». Все эти навыки легко тренируются в домашних условиях, просто вспомните об этом в следующий раз, когда увидите призывный плакат на дороге.

У соседей скандал. 10-летний Донат просадил 10 тысяч рублей с мобильного телефона, играя в какую-то «призовую игру».

Ситуация усугубляется тем, что воспитывает Доната одинокая мама и постоянного дохода у нее нет, так, перебивается случайными заработками.

Маму искренне жаль, но все-таки ей стоило позаботиться и донести до сына простейшие правила безопасности, первое из которых: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Плохо еще и то, что Донат привык к тому, что мама выручит из любой ситуации, не важно, какой ценой. Мама улаживала его проблемы с одноклассниками, писала ложные записочки классному руководителю, прятала мелкие вещи в сумку в магазине, если Донат пытался их стащить. Но огромный долг телефонному оператору подкосил ее сильно. Донат лишился карманных денег на год.

И еще. Подумайте о себе. Как вы сами относитесь к азартным играм — необязательно к картам, есть ведь еще и лотереи, и игровые автоматы. Самый простой пример: автомат, который вынимает мягкие игрушки. Их очень удачно ставят в местах скопления детей: у входа в кафе, кинотеатр, детский центр.

Можно провести следственный эксперимент: выделить сумму, приблизительно равную стоимости игрушки, и потратить полчаса времени, чтобы убедиться: чудес не бывает. Игрушка «не ловится», пока вы не отдадите ее стоимость. Но ведь стоят, и ловят, и расстраиваются, когда железные щупальца разжимаются, не доехав до окошка выдачи каких-нибудь два сантиметра, и бранят собственную неуклюжесть.

Резюме. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок знал правила безопасности. Время от времени освежайте в памяти их основные принципы. Контролируйте расходы, но давайте возможность совершать ошибки и попадать в неприятности.

Глава из книги «Дети и деньги»Статья предоставлена Издательским домом «Питер»

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила

Карманные деньги. Взгляд известного детского психолога

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правила

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег? На эти и другие вопросы отвечает известный детский психолог, автор множества книг по детской психологии, Елизавета Филоненко.

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть. 

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Существуют несколько устойчивых убеждений о карманных деньгах, которыми, как правило, руководствуются родители, решая этот вопрос. Они не всегда точны, и нуждаются в рассмотрении. Остановимся на каждом из них в отдельности.

Убеждение: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Убеждение: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы.

В ряде случаев среди детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера.

Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни.

Также читайте: Карманные Деньги — Руководство для родителей. Сколько, Когда и За Что давать.

Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия.

После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным.

Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей.

Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию.

Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

На что тратить карманные деньги?

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики).

В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору.

Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.

Читайте также:  Топ-20 лучших фильмов для беременных

Азы обращения с карманными деньгами для детей: важные правилаДети и Деньги — Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная  с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг. Смотрите здесь!

Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.

Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения.

Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка.

Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Нельзя путать карманные деньги с «целевыми»

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Также читайте: 7 детских мифов о деньгах

Как давать карманные деньги?

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность.  Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Сколько денег давать?

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи.

Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам.

Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок.

Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность.

Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться.

Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег.

Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка.

Однако, необходимо отдельно сказать, что случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Как часто давать карманные деньги?

Удобно давать ребенку деньги раз в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой.

Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями.

В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка.

То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу по дому.

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть.

В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной  мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы.

Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Также читайте: Как воспитать благодарных детей?

Платить ли за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей.

Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи.

Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Как ребенку заработать в собственной семье?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу.

Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему.

Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу.

Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Читайте также:  8 опасностей, подстерегающие детей летом

Семья и пример родителей.

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

  • Также читайте: Разговор с сыном, который изменит его жизнь навсегда
  • Как научить детей правильному обращению с деньгами?
  • Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:
  • не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.
  1. Ссылка на полную версию статьи здесь.
  2. Елизавета Филоненко, семейный психолог,
    специалист по детско-родительским отношениям

  3. Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».


Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

???? А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

ADD_THIS_TEXT

5 важных правил, как давать ребёнку карманные деньги

Большинство детей получают первые карманные средства в 7–8 лет, попадая в требующую относительной самостоятельности младшую школу. Но, вручая подрастающему чаду его первые «личные» рубли, родители нередко допускают ряд ошибок, практически полностью перечёркивающих ту пользу, которую могли бы нести в себе карманные деньги.

Лайфхакер разобрался, как именно надо выдавать «свою копеечку» ребёнку, чтобы сын или дочь научились ценить полученное и грамотно им распоряжаться.

1. Выдавайте деньги осознанно

Давать маленькую сумму со строгой оговоркой типа «На булочку в столовой!» так же вредно, как и вручать деньги без счёту. В обоих случаях у ребёнка почти не остаётся шанса самостоятельно прикинуть собственные потребности.

И уж совершенно точно не возникает мотивации ранжировать эти потребности с точки зрения приоритетов.

Ведь целевое назначение средств либо излишне жёстко определено (ни на какой другой вариант, кроме «булочки», денег уже не хватит), либо излишне размыто (условно говоря, хватит на всё).

Между тем ключевой смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления.

Поэтому каждый транш — по крайней мере, в первое время, пока ребёнок не научится проводить подобные подсчёты самостоятельно, — должен сопровождаться словами: «Давай подсчитаем, сколько денег понадобится тебе завтра и на что».

В ходе обсуждения вы с ребёнком выясните, что карманные деньги включают в себя следующие статьи расходов:

  • Необходимые — это, например, траты на проезд, питание в школе, оплата иных школьных потребностей, от которых не отказаться.
  • Дополнительные — траты на стыке необходимости и удовольствия. Это может быть пирожное в дополнение к школьному супу и второму. Красивая авторучка вместо более дешёвой стандартной. Покупка нового пенала вместо старого износившегося.
  • Сбережения — это тоже крайне важный пункт. Каждый ребёнок мечтает о той или иной дорогой игрушке: новой кукле, скейтборде, футбольном мяче. На примере сбережений можно объяснить малышу, как достичь мечты и как можно ускорить это достижение, если начать экономить. «Если ты будешь откладывать по 10 рублей каждый день, то через 50 дней сможешь купить себе куклу. А если будешь откладывать по 20 рублей, например экономя на пирожном, то купишь её уже через 25 дней».

Когда ребёнок осознает, какие статьи расходов заключены в тех 100 рублях, которые вы готовы выдать ему с собой, деньги станут для него прикладным инструментом, а не малопонятными фантиками.

2. Выдавайте карманные деньги раз в неделю или месяц

Один из лучших способов научить вести бюджет — давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае подростков) ежемесячно. Естественно, к этому пункту надо переходить уже после того, как вы разобрались в структуре расходов, научившись делить траты на необходимые и дополнительные.

Получив определённую сумму на неделю вперёд, школьник должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности: и, скажем, на покупку проездного, и на оплату школьных обедов, и на мелкие радости.

Не нервничайте, если окажется, что ребёнок потратил бюджет слишком рано.

Так случается со многими: дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное — не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдёт, зато это станет хорошим уроком.

Если всё же у ребёнка остались необходимые расходы, денег на которые больше нет, можно поступить так: добавить сумму на неотложную покупку как бы «в долг». Не забудьте при этом предупредить, что вычтете эту сумму из следующего транша.

Всегда выдавайте карманные деньги в чётко оговорённый срок, не раньше и не позже. Если вы даёте деньги хаотично и разными суммами, это может запутать ребёнка.

Ребекка Шико, британский эксперт по детскому развитию и автор книги «Спокойный и счастливый малыш»

3. Демонстрируйте ценность денег

В первое время дети получают карманные деньги «просто так». Но чем старше становится ребёнок, тем важнее внушать ему мысль: финансирование — это не безусловное право, а скорее возможность, которая во многом зависит от самого ребёнка.

Например, ваш школьник может начинать каждую неделю с нулевым балансом и зарабатывать карманные деньги к выходным. «Заработком» может быть плата за помощь по дому — но только ту, что выходит за рамки стандартных детских обязанностей.

Уборка в своей комнате не оплачивается, но если ребёнок наведёт порядок на кухне или в ванной, он заработает дополнительные 20–30 рублей. Другой вариант получения «зарплаты» — доплата за оценки выше оговорённого балла. Или прочтённую и пересказанную книгу.

Или сочинённый стих длиной не менее 10 строк. Или помощь с младшими детьми.

Вы можете выбрать любые устраивающие вас с сыном или дочерью варианты дополнительного заработка, установив его размеры и пересматривая в зависимости от старательности выполнения или иных факторов. Всё это научит ребёнка тому, что деньги зарабатываются трудом и изобретательностью, а уровень оплаты можно обговаривать.

4. Показывайте личный пример

Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

Старая британская поговорка

Личный пример — один из лучших способов научить ребёнка управлять деньгами. Пусть сын или дочь видят, как вы распределяете зарплату по статьям расходов: оплачиваете коммуналку, выделяете определённую сумму на продукты и одежду.

Можно приобщить ребёнка к планированию семейного отдыха: «Если мы хотим поехать на море летом, нам понадобится каждый месяц откладывать вот такую сумму».

Также объясняйте ему механизм покупки дорогих вещей и техники — через кредитование или сбережения.

5. Поощряйте благотворительность

Часть своих денег ребёнок может пожертвовать, куда посчитает нужным. Со стороны родителей важно лишь обратить внимание на эту возможность, ведь зачастую дети считают, что слишком малы, чтобы кому-то помогать или участвовать в неких общегородских или общегосударственных проектах.

Благотворительность помогает воспитать социальную ответственность, а она, в свою очередь, повышает уровень ответственности у ребёнка в целом. В будущем это позитивно скажется и на отношениях повзрослевшего сына или дочери с деньгами, и на его жизни вообще.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *