Чему дети учатся у взрослых, а взрослые — у детей?

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Концепция одной профессии на всю жизнь больше не актуальна: ей на смену приходит lifelong learning — обучение на протяжении всей жизни. Что такое андрагогика и как она помогает в ее реализации — в материале РБК Тренды

Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. При этом обучение взрослых имеет ряд отличительных особенностей, изучением которых занимается андрагогика.

За последние 15 лет мир изменился быстрее, чем менялся в предшествующие 100 лет.

К 2010 году за всю свою историю создало 1,5 зеттабайт информации, что равно 34 млрд смартфонов с самым большим объемом памяти. Исходя из динамики, к 2025 году мы создадим 175 зеттабайт информации, и эту цифру сложно выразить в понятных человеческому мозгу величинах.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Скорость создания и накопления информации и ее доступность меняют традиционное отношение к знаниям и обучению.

Энциклопедическое знание и механистические навыки стремительно теряют свою актуальность, а значит формы обучения, рассчитанные на «зубрежку» и повторение монотонных действий становятся неактуальными.

Появляется необходимость в развитии навыков иного порядка — метанавыков, которые помогают синтезировать знания из разных источников, соединяя их со своим опытом и создавая в результате свою уникальную базу знаний.

Что такое андрагогика и почему взрослым вдруг понадобилось учиться

Недавняя беседа об андрагогике в подкасте «Все сложно» началась с вопроса ведущего «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и представляем себе, что это такое, и совершенно ничего не слышали про раздел андрагогики, само это понятие многим неведомо. Хотя эти науки и подходы к развитию личности зарождались одновременно. Почему так?

Традиционно упор всегда делался на развитии человека, приобретении им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть, на педагогике.

Профессиональное развитие, освоение непосредственных умений происходило либо через цехи и мастерские для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, к которым до середины XX века имели доступ лишь избранные слои населения.

Профессию, как правило, получали в молодом возрасте и на всю жизнь. В связи с этим андрагогика как подход и наука до 1980-х годов была не востребована.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей? Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

У большинства взрослых не было необходимости переучиваться или получать кардинально новые навыки: например, наши бабушки, дедушки и даже родители работали на одном предприятии или в одной сфере всю жизнь, и это было нормально. Такую ситуацию практически невозможно представить в наши дни.

В 1980-х годах, и особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании стали выходить на мировой рынок, и у огромного числа людей появилась возможность выйти на глобальный рынок труда.

Стремительное развитие технологий заставило предприятия менять методы производства, автоматизировать их, переносить в страны с более дешевой рабочей силой.

Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни столкнулись с нестабильностью и необходимостью менять свою деятельность, набор компетенций и даже профессию в середине карьерного пути.

Возникла необходимость переучиваться — быстро, эффективно, основываясь на практике, а не на теории. В этот момент произошло рождение андрагогики. Тогда же американский ученый Малком Ноулз выпустил свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых.

Как мы будем учиться в постиндустриальном мире

Сейчас механический труд все чаще выполняется роботами при помощи современных технологий.

Одновременно с этим растет спрос в креативных областях, где нужны другие навыки и отношение к организации работы — больше самостоятельности, свободы и инноваций.

Активно развиваются маркетплейсы фрилансеров: один человек часто может одновременно выполнять проекты для разных компаний, больше не связывая свою жизнь с одной организацией. Этот тренд будет развиваться и дальше.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей? Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Нарастает необходимость в развитии иных образовательных моделей, которые бы давали принципиально новые компетенции. Учитывая скорость социально-экономических изменений и глобальность рынков труда, обновлять их будет нужно гораздо чаще, чем это требовалось всего десять лет назад.

Возникает большой запрос от бизнеса и государств на инновации и технологическое развитие всех сфер общества. Все это не делается механистически, это — креатив, открытия, идеи, коммуникация между специалистами из разных сфер.

В инновациях унифицированные действия большого количества людей не приведут к результату, но креативный подход и индивидуальность каждого имеют значение.

Более важную роль начинает играть сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и институт.

Особенности обучения взрослых

Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.

Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.

В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.

Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация.

У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д.

Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.

Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.

Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни.

Как создать условия для обучения, которые подходят именно вам

Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.

  • Вспомните весь свой образовательный опыт и выберите из него моменты, когда вы чувствовали себя максимально уверенно, учились с удовольствием и чувствовали пользу. То, что заставит вас хотеть туда вернуться.

Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.

Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт.

  • Выпишите все позитивные составляющие образовательного опыта — это ваша идеальная среда для обучения. Пробуйте ее воссоздавать. В отдельный столбик выпишите все негативные составляющие образовательного опыта — это ваша худшая среда обучения.

Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.

  • Организуйте обратную связь. Знание коллективно, а человек социален. Новые знания и практики усваиваются только в случае, если вы можете обсудить свой прогресс с другими.

Совет: обратную связь можно организовать в семье, рабочем коллективе.

Можно найти единомышленников в интернете: вести блог, получая обратную связь от читателей или слушателей, написать статью или принять участие в подкасте, делиться результатами в социальных сетях.

Можно написать экспертам отрасли, с кем-то встретиться лично на профильной конференции или деловом мероприятии.

  • Прислушивайтесь к себе и начинайте изучать свои индивидуальные особенности.

Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.

Примеры тестов:

Тест Майер-Бриггс на определение типа личности. Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения.

Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.

Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.

К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.

Как определить цели обучения

Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия.

Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше.

Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей? Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

  • Подробнее про метод можно прочитать здесь.
  • Целеполагание должно стать одной из ваших регулярных практик и вызывать только положительные эмоции.

Как мотивировать себя пройти обучение до конца

Мотивация — это движущая сила образовательного процесса у взрослых. Если детей можно заставить учиться с помощью дисциплины и наставлений, то со взрослыми метод кнута вряд ли будет работать.

Метод пряника также не совсем надежен. Если взрослый проходит программу только для того, чтобы, например, получить приятный годовой бонус, и при этом не фокусируется на ней, то толку от нее будет мало. Метод кнута и пряника относится к внешней мотивации. В андрогогическом подходе важно уметь раскрывать свой ресурс внутренней мотивации, пользоваться и управлять им.

Мотивация в обучении у взрослого человека складывается из двух составляющих:

  1. умение ставить процессные цели, то есть самостоятельно выбирать какой навык, знание или компетенцию вы «прокачиваете».
  2. умение управлять фокусом внимания, то есть организовать себе среду с постоянной обратной связью.
Читайте также:  5 страхов мамы двоих детей: заболеет, упадет, не дышит...

Поразмышляйте над каждым из этих пунктов. Задавайте себе вопросы: что я получаю от процесса обучения? Какая зона развития сейчас находится в моем фокусе внимания? Чем я могу поделиться и от кого могу получить обратную связь?

Как научиться замечать негативные установки и преодолевать их

Когнитивные установки бывают позитивными и негативными и сформировались как ответная реакция на внешний опыт. Они защищают психику от лишних раздражений и предлагают готовые схемы мышления, которые гарантированно не позволят повторить отрицательный опыт или, наоборот, позволят повторить позитивный.

В обучении и жизни в целом крайне важно распознавать негативные установки и трансформировать их в позитивные. Это достаточно сложная работа, которая требует высокого уровня саморефлексии и осознанности.

Например, для многих актуальна негативная установка «у меня нет предрасположенности к языкам, поэтому я не могу выучить английский». Обратите внимание, как она проявляется в поведении, заметьте ограничения, перефразируйте в позитивную установку.

Как наслаждаться процессом обучения

В педагогике огромное значение уделяется результатам образовательного процесса и его оценке — вспомните всякого рода экзамены, тесты, зачеты, контрольные. Наверняка, у вас иногда возникало ощущение, что вы учитесь не ради знаний, а ради экзамена, после которого все благополучно забывалось.

Один из важнейших принципов андрагогики — обращение одинакового внимания как на результаты, так и на процесс, а также наслаждение им и отслеживание изменений установок, взглядов и ценностей в режиме реального времени, а не после завершения обучения.

Это позволит моментально соотносить образовательный опыт с реальной жизнью, корректировать процесс и получать позитивные эмоции, которые положительно влияют на запоминание и осмысление информации.

  1. Онлайн курсы, которые помогают учиться осознанно:
  2. Книги об андрагогике:
  3. Телеграм-каналы для тех, кто хочет выстроить свою систему обучения:
  • Учись пока (не) молодой
  • Учусь как умею

Телеграм-каналы для тех, кто хочет профессионально разбираться в обучении взрослых:

Инстаграм-аккаунты про обучение взрослых:

  • Надежда Хорт
  • «Цех»
  • FULL HOUSE
  • Dedu Center

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

10 важных вещей в жизни, чему можно научиться у детей

Не раз все мы слышали выражение – «Учитесь у своих детей!», но мало кто всерьез задумывался – а чему, в действительности, можно научиться у наших крох? Мы, «умудренные жизнью», родители, даже не догадываемся, что собственные дети могут дать нам кратно больше, чем все психологи, вместе взятые — достаточно прислушаться и приглядеться к ним пристальнее. Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

  1. Самое главное, чему могут научить нас наши крохи – жить сегодня. Не в каком-то канувшем в забвение прошлом, не в иллюзорном будущем, а именно здесь и сейчас. Причем, не просто жить, а наслаждаться этим «сегодня». Посмотрите на детей – они не мечтают о далеких перспективах и не страдают о прошедших днях, они счастливы, даже если условия их жизни оставляют желать лучшего.
  2. Дети не умеют любить за «что-то» — они любят за то, что мы есть. И от всего сердца. Бескорыстие, преданность и наивность живут в них гармонично и вопреки всему. Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?
  3. Дети – психологически гибкие существа. Этого качества не хватает очень многим взрослым. Дети легко приспосабливаются, подстраиваются под ситуацию, перенимают новые традиции, учат языки и решают проблемы.
  4. Сердце маленького человека нараспашку открыто миру. И (закон природы) мир ответно открывается ему. Взрослые же, запираясь внутри себя на сто замков, на это практически не способны. И чем больше обид/предательств/разочарований, тем крепче замки и тем сильнее страх, что снова предадут. Проживающий жизнь по принципу «Чем шире раскроешь объятья, тем легче тебя будет распять», ждет от мира исключительно негатива. Такое восприятие жизни возвращается бумерангом. И мы не можем понять – почему мир так агрессивен в отношении нас? А, оказывается, причина в нас самих. Если мы запираемся на все замки, выкапываем вокруг себя ров с острыми кольями на дне и, для верности, забираемся в башню повыше, то незачем ждать, что в твою дверь постучатся, радостно улыбаясь. Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?
  5. Дети умеют удивляться. А мы? А мы уже ничему не удивляемся, наивно полагая, что это подчеркивает нашу мудрость. В то время как наши малыши с замиранием сердца, распахнутыми глазенками и открытым ртом восхищаются первым выпавшим снегом, ручьем посреди леса, трудягами-муравьишками и даже бензиновыми разводами в лужах.
  6. Дети видят во всем только позитив (не берем в расчет детские страхи). Они не страдают от того, что не хватает денег на новые шторы, что начальник отругал за нарушенный дресс-код, что любимый «мальчик» валяется на диване и не хочет помогать мыть посуду. Дети видят бело в черном и большое в малом. Они радуются каждой минутке своей жизни, используя ее по максимуму, впитывая впечатления, разбрызгивая на всех свой солнечный задор.
  7. Дети непосредственны в общении. Взрослый человек скован законами, правилами, различными привычками, комплексами, установками и пр. Детям эти взрослые «игры» не интересны. Они в лоб вам скажут, что ваша помада, как у той полуголой тети возле дороги, что у вас толстая попа в этих джинсах, и что ваш суп пересоленный. Они легко знакомятся с новыми людьми (любого возраста), не стесняются вести себя «как дома» в любом месте – будь то квартира друзей или холл банка. А мы, связанные всем тем, что сами себе напридумывали, боимся говорить, что думаем, стесняемся знакомиться, комплексуем из-за ерунды. Конечно, полностью избавиться от таких «оков» взрослому человеку очень сложно. Но ослабить их воздействие (глядя на своих детей) – вполне по силам. Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?
  8. Дети и творчество – неразделимы. Они постоянно что-то мастерят, рисуют, сочиняют, лепят и конструируют. А мы, завистливо вздыхая, тоже мечтаем вот так сесть и как нарисовать что-нибудь шедевральное! Но не можем. Потому что «не умеем». Дети тоже не умеют, но их это абсолютно не смущает – они просто наслаждаются творчеством. А через творчество, как известно, уходит весь негатив – стрессы, обиды, усталость. Смотрите на своих детей и учитесь. Заблокированные взрослением творческие «каналы» никогда не поздно разблокировать.
  9. Дети делают только то, что им доставляет радость – им не свойственно лицемерие. Они не будут читать скучную книжку, потому что это модно, и не будут общаться с нехорошими людьми, потому что это «важно для бизнеса». Дети не видят смысла в действиях, которые не приносят удовольствия. Мы об этом, взрослея, забываем. Потому что есть слово «надо». Но если приглядеться к своей жизни, несложно понять, что весомая часть этих «надо» просто высасывает из нас силы, не оставляя ничего взамен. И мы были бы гораздо счастливее, игнорируя «нехороших» людей, сбегая от сатрапов-боссов, наслаждаясь чашкой кофе и книжкой вместо стирки/уборки (хоть иногда) и пр. Любое занятие, которое не приносит радости – это стресс для психики. Поэтому следует либо отказываться от такого занятия вообще, либо сделать так, чтобы оно приносило положительные эмоции. Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?
  10. Дети умеют смеяться от души. Даже сквозь слезы. Во весь голос и запрокинув голову – непринужденно и легко. Для них не имеют значения условности, окружающие люди и обстановка. А смех от души – это лучшее лекарство для организма и психики. Смех, как и слезы – очищает. Вы когда в последний раз так смеялись?

Посмотрите на своих детей и учитесь вместе с ними – удивляться и изучать этот мир, получать удовольствие от каждой минуты, видеть положительные стороны во всем, просыпаться в хорошем настроении (дети крайне редко «встают не с той ноги»), воспринимать мир без каких-либо предрассудков, быть искренними, подвижными, никогда не сдаваться, не переедать (дети выпрыгивают из-за стола, едва насытятся, а не с полным животом), не расстраиваться из-за пустяков и отдыхать, если кончились силы.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи

Об авторе

Редакция журнала

Данный материал является коллективным творческим исследованием нашей редакции.

+5 Загрузка…

Чему взрослые могут научиться у детей?

Прежде всего, у детей хорошо развита логика. Они любознательны, поэтому стремятся изучить все, что попадается им на глаза. Для ребенка каждый день приносит новые ощущения. Дети способны замечать те мелочи, на которые взрослый человек никогда не обратит внимание. Поэтому стоит попробовать посмотреть на мир глазами ребенка.

Этот метод позволит вам вновь обрести свежесть восприятия мира, всех его красок. Также это позволит по-новому взглянуть на имеющиеся проблемы, найти новый способ их решения. Стоит помнить, что самые гениальные решения приходят тогда, когда образ мыслей «освежается». Попробуйте мыслить и творить так, чтобы это не вписывалось в обычные понятия логики, и вы станет очень креативным человеком.

Любопытство

Говорят, что любопытство может довести до беды. Но не в случае с детьми. Для них любопытство — это норма. Они стремятся узнать как можно больше фактов о мире, в котором живут, об окружающих предметах и, конечно, о людях. Естественно, что дети растут и развиваются. Однако они не теряют свою способность запоминать и впитывать огромное количество информации.

Такой метод очень пригодится в предпринимательстве. Поэтому не бойтесь быть в меру любопытными. Тогда вы будете расти, придумывать новые идеи.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей? Depositphotos

Находчивость

Дети очень находчивы. Они постоянно придумывают что-то новое, примеряют роль творца. Ребенку достаточно найти какой-то новый предмет, и он тут же придумывает, как использовать его по-новому. Кроме того, детям легче вырабатывать новые решения для проблем. Причем решают они эти проблемы по мере поступления. Дети не бояться допустить ошибки, у них на все имеется свое мнение.

Читайте также:  60 занятий с ребенком по методике Монтессори

Коммуникабельность

Еще одна способность, которая присуща детям — это коммуникабельность. Попадая в незнакомое окружение, они очень быстро находят новых друзей. Когда человек взрослеет, он теряет эту способность. Поэтому не может общаться так же легко и просто, как в детстве.

Простота в решении проблем

Если ребенок сталкивается с какой-то проблемой, то решает ее он при помощи тех знаний и инструментов, которые у него уже есть. Поэтому препятствия его никогда не пугают. Нет стремянки? Ребенок воспользуется велосипедом вместо нее!

Движение — это жизнь

Вы наверняка замечали, что дети очень подвижны. Они двигаются практически весь день до того времени, пока их не отправит спать мама. Дети — словно машинки, которые сжигают калории.

Они бегают, прыгают, постоянно находят себе новые занятия. Вместо того чтобы сидеть на стуле, ребенок усядется на пол. Вместо того чтобы идти, дети бегают. Поэтому всегда берите пример с детей.

Старайтесь больше двигаться.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей? Depositphotos

Время отдыха

Дети умеют отдыхать. Если ребенку хочется спать, то он уснет там, где находится. Это еще одна удивительная детская способность. Дети точно знают, когда их силы на исходе и их пора восстанавливать. По мере взросления эта способность теряется. Поэтому взрослым так трудно правильно рассчитать свои силы и энергию, из-за чего они сильно устают.

Разборчивость в еде

Многие родители скажут вам, что дети очень капризны в еде. На самом же деле они очень разборчивы в этом вопросе. Ребенок никогда не будет есть то, что ему не нравится.

Обиды

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей? Depositphotos

Дети очень впечатлительны. Их легко расстроить даже самым незначительным пустяком. Однако они быстро забывают о неприятностях и продолжают дальше беззаботно играться и радоваться жизни.

Отсюда мудрость: не зацикливайтесь на своих проблемах. Отпускайте свои обиды в пространство, не копите их в себе!

Чему взрослые должны заново учиться у детей

Вера у каждого человека формируется с самого рождения. В детстве мы безоговорочно верим в своих родителей, они для нас Боги, которые могут сделать всё.

Мы верим в волшебство и чудеса, в Деда Мороза, зубную фею и что игрушки оживают, пока нас нет дома, что Сейлор Мун существует и кошки разговаривают. 

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Есть много свидетельств того, что в детстве, когда ум ещё не ограничен, когда общество не успело наложить установки и представления о жизни, ребёнок способен видеть тонкий мир, ангелов, помнить свои прошлые воплощения и вообще быть совершенно социально опасным персонажем, рушащим все представления о взрослой картине мира.

Игра, лёгкость, спонтанность, непосредственность, тотальное проживание каждого момента, будь то смех и радость или плачь и боль – всё это характеризует каждого ребёнка.

А ещё вера! Ведь дети всегда верят в лучшее и позитивное.

А теперь вопрос: «Куда всё это потом уходит у большинства людей с взрослением? Как быть адекватным взрослым, сохраняя осознанность, лёгкость, непосредственность и веру?»

Учиться этому заново, вспоминая тот позитивный опыт, который уже проживали и наработали в детстве. Учиться этому у детей, а также стремиться к приобретению нового опыта, потому что истинная вера – это и есть чистый опыт! Вера без опыта, слепа и фанатична. Приведу пример. 

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Существует море информации об энергии, энергетических каналах и центрах в нашем теле (чакрах), о тонком строении человека и различных его телах. Можно в это не верить или слепо верить, а можно попробовать получить свой личный опыт. 

Самый простой способ: представить у себя между ладонями энергетический шар, ощутить его плотность и упругость, попробовать направить его с одной ладони на другую.

Занимаясь йогой, цигун или медитацией, почувствовать движение энергии в теле или во время пранаямы явно ощутить свои энергоканалы.

Учиться чувствовать энергополе своё, других людей и даже вещей, приложить усилие и сконцентрироваться, чтобы ощутить свои чакры, учиться работать с энергией исцеления, а ещё лучше – научится чувствовать свою душу и жить в согласии с ней! 

Оговорюсь, что только при этом, не употребляя никаких психотропных веществ, можно быть уверенным, что это твой реальный опыт, а не глюк. Да, с первого раза вряд ли получится, придётся приложить усилия. Но эта игра точно стоит свеч! 

Так возрождается вера в своё божественное происхождение, в огромный потенциал и сверхвозможности, которые заложены в каждом человеке. Так открывается совершенно иной мир, наполненный чудесами и новыми откровениями. То же самое можно и сказать относительно веры в Бога. Только опытным путём мы можем прийти к истинной вере, всё остальное догмы и фанатизм.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Главное – остаться адекватным и всегда помнить, что духовное тесно переплетено с материальным и что есть такое понятие, как земная дхарма каждого человека.

Семейный мужчина, круглые сутки сидящий в медитации и читающий молитвы и мантры, семью не прокормит и не сделает свою жену счастливой.

Так и женщина не будет счастлива, если уйдёт в «духовность», не будет обращать внимания на свой внешний вид, пространство дома и покинет детей и мужа. 

Если уже создали семью, то ваша святая обязанность постараться сделать друг друга счастливыми и процветающими, а отношения гармоничными. И при желании можно найти тысячу способов, сделать это. А благодаря любимому делу и совершенствованию в нём мы делаем мир лучше и одновременно учимся истинному Богопроявлению, становимся настоящими Творцами.

Я не претендую на истину в последней инстанции, просто делюсь своими знаниями, видением и опытом. А как у вас обстоят дела с верой и чистым опытом?

Чему ребенок может научить взрослого

Мы сильно меняемся повзрослев и многое теряем из того, что даровано нам детством… Мы учим наших детей правилам, нормам, знаниям, но как редко задумываемся над тем, чему нас могут научить они. Вернее, у нас есть возможность вернуть то, чего мы лишились поднимаясь по ступенькам взрослости, стоит только понаблюдать за детьми.

Пауло Коэльо говорил:

“Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого.”

  • Правильно воспитывать ребенка — важно, а воспитывая ребенка, воспитывать себя, куда более прекрасно.
  • Давайте окунемся в детство, так мы сможем лучше понять нашего ребенка и расширить собственные горизонты.
  • Чему же дети нас — взрослых — могут научить:
  • Дети знакомятся так, будто бы знают друг друга уже много лет, и прощаются так, будто не увидятся больше никогда
  • Искренне радоваться каждому пустяку
  • Легко переключаться и быстро забывать о прошлых неудачах и мелких неприятностях
  • Задавать вопросы. Да, дети иногда просто засыпают вопросами, но они ведь не боятся их задавать. Дети знают, что чем больше вопросов задашь, тем больше ответов получишь, им не важно, как они выглядят при этом. Взрослые утратили эту возможность… Мы мало спрашиваем, много додумываем сами и боимся выглядеть со своими вопросами глупо
  • Дети умеют смотреть на вещи по-новому. Они могут пересматривать несчитанное количество раз одни и те же мультфильмы, просить прочесть  им сказку, которую знают наизусть, и при этом делать совершенно новые выводы
  • Им не знакома лень, они активны, бодры и всегда готовы к новому
  • Замечать прекрасное в обыденном: красивые одуванчики на с детства знакомой старой клумбе, новый цветок распустившийся на рабочем столе коллеги, необычные образы облаков в небе…
  • Воображать, фантазировать, выдумывать. Дети в этом деле профессионалы. Когда они воображают, что пол это океан, а диван и кресло небольшие острова, то переубедить их не представляется возможным. Они прыгают между островами, опасаясь сорваться в воду и утонуть. А как часто фантазируем, воображаем или в лучшем случае мечтаем мы?
  • Искренне любить животных. Дети переживают за бездомных котов и собак, выпрашивают купить им что-то поесть, просят приютить. Мы же порою их даже не замечаем.
  • Дети умеют любить без корыстно, только за то, что вы есть.
  • Жить в настоящем. Дети не живут памятью о прошлом, мечтами о будущем либо накручивая себя изо дня в день. Они радуются каждому новому дню и живут “здесь и сейчас”.
  • Верить в чудеса. Дети верят в сказочных героев, выдуманную реальность, словам людей, которых уважают. Для них игра в “пока-будки” обыденное дело. Разрешайте чудесам входить и в вашу жизнь, ведь чудеса случаются, когда в них верят!

Расширьте свою “зону комфорта” и выпустите своего внутреннего ребенка на волю! Откройте в себе новые ресурсы, расширьте свои горизонты, начните радоваться каждому новому дню и чаще улыбайтесь открытой и искренней улыбкой!

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

Чем обучение для взрослых отличается от обучения для детей? | Блог Advance

Самое большое отличие в мотивации. Тему, как устроена мотивация ребенка, мы затрагивали в статье “Как замотивировать ребенка на обучение”. На самом же деле, разница между нами и нашими детьми огромна. Я всегда советую родителям принять простую истину: “Детям учеба не нужна”.

Она нужна их родителям, потому что взрослые мыслят логически и поступают в соответствие с волевым аспектом. Они работают сверхурочно ради конкретной цели, например, выплатить ипотеку раньше, получить повышение по службе, занять высокую должность.

У детей горизонт планирования куда скромнее. Если рассказывать ему, что нужно учить математику, чтобы потом стать главным бухгалтером в Газпроме и получать достойную зарплату, вы ничего не добьетесь.

Ну не может ребенок просчитывать свою жизнь на 15 лет вперед, если ему всего 10 (и не будет). Что же важно для него?

  • удовольствие от процесса (ребенку должно банально нравиться то, что он делает). Это должен быть крутой преподаватель, который весело рассказывает или интересный онлайн-курс, который захватывает внимание, как современная компьютерная игра. Чтобы попробовать такой формат, запишите ребенка на онлайн-курсы для детей. Дети очень сильно зависят от эмоции в обучении. Например, малыши сами не могут создавать такой “фон”, им нужно помогать, заинтересовывать. А старшеклассники уже сами могут оживить атмосферу;
  • позитивная мотивация (всевозможные наказания, страх, боль и т.д. имеют отрицательный результат в долгосрочной перспективе). Другими словами, ребенка нужно не запугивать, а хвалить и всячески поощрять, разумеется, за успехи и даже самые маленькие достижения.
Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц: навыки, умения, правильный уход

Второй аспект различий в обучении детей и взрослых, это адаптация материала под конкретный возраст ребенка. Меняется сложность материала, длительность занятия, способ подачи (чем младше ребенок, тем больше игровых механик используют преподаватели) и т.д.

Чему дети учатся у взрослых, а взрослые - у детей?

По опыту нашего центра, у взрослых больше комплексов. Они уже сами знают, умеют, понимают, привыкли делать так, а не иначе. Нужно чуть больше времени, чтобы взрослые приняли и поверили методикам (это все равно происходит), а дети готовы сразу с головой окунуться в новые технологии.

Ну и, конечно же, время. У взрослых, как правило, очень мало времени, чтобы учиться. И ценность этого обучения должна значительно превышать цену. Современный человек все делает на ходу: в перерывах между работой, кастрюлькой супа и пробежкой между офисом и магазином. – Поэтому для выполнения домашнего задания должна быть железная воля и развитый навык планирования и дисциплина и мотивация.

Учиться не поздно: как быстро освоить новое, если вам за тридцать

Может ли взрослый человек учиться так же легко, как и молодой, и для чего вообще взрослому человеку изучать новое? Психолог и HR-консультант Елена Давыдова рассказала о способах быстрого и эффективного обучения.

Каждые 15 лет количество научной информации в мире удваивается. Это настолько быстро, что часть исследований устаревает сразу после публикации. Сегодня теория превращается в практику раньше, чем в новое научное учение.

Новые знания каждый день меняют мир: согласно атласу новых профессий, уже к 2030 году исчезнут 57 профессий (в том числе провизор, копирайтер, бухгалтер и системный администратор). Всех этих специалистов заменят искусственный интеллект и умные машины.

На смену ушедшим профессиям придут 186 новых специальностей: к примеру, оператор медицинских роботов или биофармаколог. И осваивать все эти профессии придется не только школьникам, но и взрослым людям.

Возможно, вскоре сменить профессию придется всем нам — и это замечательно!

Почему важно учиться в любом возрасте

Еще со школы мы знаем, что «нервные клетки не восстанавливаются», а «старую собаку не научишь новым трюкам». Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, действительно ли изучать иностранный язык или осваивать новую профессию во взрослом возрасте — заведомо бесполезная затея.

Обучение — естественный процесс, в результате которого формируется новое знание или навык. Новая информация сохраняется в мозге благодаря связям между нервными клетками, по которым передается импульс к определенному участку нервной системы.

Как и любой физиологический процесс, скорость формирования нейронных связей меняется с возрастом. Но этот процесс не прекращается ни на минуту — ни у молодых, ни у пожилых.

В 60-х годах 20 века исследователи доказали, что у мозга нет фиксированной структуры. Так, взрослые слепые люди способны научиться «видеть» руками, когда осязают предметы. При этом мозг слепых меняется — в нем возникают новые клетки. То же самое происходит с мозгом взрослых космонавтов, организм которых адаптируется к невесомости.

Оранжевым цветом выделены участки мозга, которые увеличились у космонавтов, побывавших в невесомости.

В 60-х годах коллеги попросту не верили ученым, утверждавшим, что своими глазами видели новые клетки в мозге животных и людей. Но прошло тридцать лет, и в 1997 году шведский нейробиолог Питер Эрикссон доказал, что в мозге взрослых людей есть стволовые клетки. Из этих клеток всю жизнь формируются новые нейроны.

После открытия Эрикссона говорить, что нервные клетки не восстанавливаются, стало попросту ненаучно. Это открытие подтолкнуло ученых к простой мысли: если у людей всю жизнь появляются нервные клетки — значит, и учиться люди могут всю жизнь.

Прошло еще несколько лет, и исследователям удалось доказать, что учиться взрослые люди не только могут, а попросту обязаны.

8 плюсов обучения для взрослого человека

Улучшает моторику

Человек, который занимается спортом или учится играть на музыкальном инструменте, в целом начинает лучше двигаться. Он проще запоминает последовательность движений и точнее их выполняет.

Повышает скорость адаптации

Умение ориентироваться в чужом районе или городе помогает быстрее освоиться в любой незнакомой обстановке.

Защищает от старческого слабоумия

Физические упражнения, изучение иностранных языков или обучение игре на музыкальном инструменте защищают от болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

Благодаря обучению разум становится устойчивым к повреждениям. Тренированный мозг учится компенсировать негативные возрастные изменения за счет привлечения дополнительных нейронных ресурсов.

Развивает интеллект

Люди, которые учатся концентрировать и расфокусировать внимание, в целом становятся умнее — они лучше справляются с тестами на интеллект, быстрее принимают решения.

Улучшает внимание

Обучение меняет мозг: после обучения появляются новые нейронные связи

Обучение иностранным языкам, вокалу или игре на музыкальном инструменте повышает уровень произвольного внимания. Человеку становится проще концентрироваться на задаче, даже если она не связана с английским или с музыкой Рахманинова.

Ускоряет мышление

Физические упражнения улучшают мыслительные функции — для видимого результата хватает короткой тренировки в 45-60 минут, состоящей из аэробных упражнений, тренировки на выносливость, функционального тренинга или тай-чи.

Увеличивает креативность

Чем больше мы узнаем, тем выше наша креативность. Творчество требует крепкого фундамента. Таким базисом и становятся знания, которые мы комбинируем, изобретая новый продукт или решая нестандартные задачи.

Повышает осознанность

Человек, который изучает новое, больше узнает о самом себе, показывает большую осознанность в поступках, легче мотивирует себя и в целом находится в контакте с самим собой.

Как учиться, если вы уже выросли

Взрослые люди отличаются друг от друга еще сильнее, чем дети. В этом «виноват» жизненный опыт, который получает каждый из нас. Обучение взрослого человека должно строиться с учетом этого опыта.

Эйнштейн применял непрерывное обучение, когда это еще не было мейнстримом.

Когда ученые накопили достаточно сведений о развитии и изменении человеческого мозга, пришло время концепции «непрерывного обучения» (lifelong learning) взрослых людей. Это понятие придумал Лесли Уоткинс, а профессор Клинт Тейлор начал использовать его в своих работах и выступлениях.

На первый взгляд, в идее непрерывного обучения нет ничего революционного. Но только сейчас, когда у нас появились интернет, возможность учиться на рабочем месте и всевозможные обучающие девайсы, человечество получило шанс превратить теорию в практику.

12 секретов обучения взрослых людей

Тренируйте нейронные связи

Уделяйте внимание факторам, влияющим на образование нейронных связей: упражнениям, режиму сна, медитации, нагрузке на наши органы чувств, социальным связям и самоопределению.

Эти факторы — их еще называют «драйверы» — формируют и изменяют наш мозг. Научившись управлять драйверами, мы можем заставить мозг работать на полную мощность.

Решайте практические задачи

Приближайте обучение к реальности. Чем больше обстановка класса напоминает условия, в которых вы будете применять полученные знания и навыки, тем лучше.

Выстраивайте логику обучения

Обучение должно быть не спонтанным, а структурированным, организованным и направленным на конкретную цель. Важно не запоминать факты, а находить закономерности и принципы, объединяющие эти факты.

Активно участвуйте в обучении

Хорошие преподаватели не зря постоянно задают ученикам вопросы и спрашивают их мнение. Благодаря активному участию мозг формирует нейронные связи, чего не происходит во время пассивного слушания лекции за партой.

Лучше попробовать сделать задание на тренажере или отработать полученные знания в игре, чем просидеть два дня за столом, конспектируя слова лектора.

Подключайте яркие эмоции

Все обучение строится на эмоциях. Быть отстраненным и рациональным во время занятий вредно, ведь в реальной жизни мы редко бываем невозмутимыми и отрешенными.

Включайте в обучение эмоциональный опыт: например, обсудите, какое задание было самым сложным и почему.

Расслабляйтесь

Для усвоения новой информации требуется внимание и концентрация. Однако мозг устроен так, что непрерывная концентрация ослабляет внимание.

Чтобы успешно учиться, нужно чередовать концентрацию, периоды расслабленного медитативного состояния и периоды получения новой информации. Старайтесь переключаться не реже раза в 20 минут.

Учитесь не дольше 20 минут за один урок

Обучение должно быть коротким, ведь мы отчетливо помним только начало и конец урока. Чем короче учебная сессия, тем прочнее запоминается информация. Тех же 20 минут будет достаточно.

Визуализируйте информацию

Студенты лучше усваивают материал, если записывают, пересказывают, зарисовывают и обсуждают его с товарищами. Перескажите то, что узнали на занятии, коллегам во время кофе-брейка, или быстренько зарисуйте схему в блокноте.

Не торопите события

Мы далеко не всегда сознательно участвуем в обучении. Когда мы спим или находимся в расфокусированном состоянии (например, расслабляемся на пляже), наш мозг продолжает обрабатывать информацию и создавать новые синаптические связи.

Некоторым навыкам требуется время, чтобы сформироваться. Не забывайте об этом и не торопите события.

Применяйте знания на практике

Мозг взрослого человека развивается и изменяется, когда мы приобретаем новые навыки. Но если не применять эти навыки на практике, мозг быстро вернется к «не обученному» состоянию.

Для закрепления навыка используйте электронное обучение. Этот формат позволяет учиться прямо с рабочего места, когда выпадет свободная минутка.

Избегайте многозадачности

Многозадачность, которую иногда практикуют на рабочем месте и в жизни, мешает понимать и запоминать информацию. Дело в том, что сознание может фокусироваться только на одном стимуле в один момент времени.

Если мы пытаемся одновременно выполнять две задачи, мы перегружаем память и внимание, ведь нервной системе требуется время, чтобы переключаться с одной задачи на другую. В итоге два дела одновременно делаются дольше, чем каждое по отдельности.

Поэтому, когда учитесь, не читайте почту и не переписывайтесь в чате.

Выбирайте собственный стиль обучения

Исследуйте свой стиль обучения. Ищите то, что сработает именно для вас. Пробуйте разные источники для получения знаний: от аудио-подкастов и тестов на 5 минут до традиционных занятий в классе с преподавателем.

Обучение взрослых: итоги

На иллюстрации показано, как в процессе обучения разрастаются нейронные сети.

Взрослые люди могут и должны учиться — конечно, если собираются вести долгую и успешную профессиональную жизнь.

Вопреки распространенному мнению, с возрастом объем накопленных знаний только увеличивается. Снижение мыслительных способностей у взрослых людей — миф.

Напоследок скажем пару слов в защиту дедушек и бабушек. Ученые выяснили, что пожилые люди «глупеют» всего по двум причинам (если речь идет не о болезни, конечно):

После увольнения человек не получает новой информации. Окружающая обстановка становится однообразной, и нейронные связи исчезают за ненадобностью.

Стереотип о «глупости» и неприспособленности пожилых людей настолько силен, что пожилые люди следуют ему, сами того не сознавая.

Поэтому повторяем еще раз: и взрослые, и пожилые люди не теряют способности усваивать новую информацию. Если научиться управлять умственными способностями, жизнь навсегда останется полноценной и насыщенной.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *