Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Детский эгоизм – это пренебрежительное отношение ребенка к чужим интересам и возвышение собственных желаний над всем и вся. В младенчестве такая черта является естественным процессом, однако в школьном возрасте эгоизм становится настоящей проблемой.

Часто родители принимают за эгоизм желание ребенка самовыразиться, развить свое личностное «я».

Малыш может обижаться из-за отсутствия постоянной похвалы, его может ранить внимание родителей к успехам других детей.

В особенности кроха болезненно реагирует, если его родители проявят ласку и любовь к какому-нибудь другому малышу. Это не эгоизм, это обоснованная ревность, за которую наказывать ни в коем случае нельзя.

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Ребенок всегда будет стараться получить от родителей хвальбу, стать их поводом гордости. Если это ему не удается, и все, что он получает, звучит как: «посмотри на того мальчика, вот он просто ангелок», его благие намерения превратятся в сокрушительную месть. Баловство, злость и жестокость начнут проявляться в его поведении и все это – всего лишь защитная реакция своего «Я».

Если же у ребенка нет проблем в самовыражении, откуда берется эгоизм?

Причины эгоизма у детей

Причин детского эгоизма не так много и, на самом деле, чаще всего виноваты родители. Поэтому прежде чем принимать меры, советуем задуматься, в одном ли ребенке заключается проблема?

  • Чрезмерно мягкое отношение. Если вы не умеете сказать крохе твердое «нет», то и самолюбие его скажет «нет» эмпатии. Когда человек чувствует, что его семья «крутится» вокруг него одного, он начинает воображать, что так будет делать и весь мир.
  • Безучастность в жизни крохи. Противоположностью первому пункту является минимальная вовлеченность родителей в проблемы ребенка. Такой малыш начинает чувствовать себя одиноким, а значит обезопасить себя он вынужден сам. Его «занавесом» от мира становится эгоистичное поведение. Работает оно по логике «я не получаю ничего, значит и остальные этого не заслуживают».
  • Пример родителей. Если вы сами ставите свой поход в салон или просмотр матчей выше времяпрепровождения с семьей – так же поступит и малыш. Какое ему дело до остальных людей, их потребностей, когда в примере у него родители, видящие в жизни на первом месте себя?

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

С появлением ребенка, понятное дело, ставить крест на себе самих нельзя, но и уделять все свое время желаниям крохи тоже неправильно. Для того чтобы эго не выходило за пределы нормы, придется постараться соблюдать баланс.

Методы преодоления детского эгоизма

Все психологи как один говорят, что главное в воспитании ребенка – это пример его родителей.

  1. Самое первое, что нужно сделать – это прекратить драться с мужем/женой вечером за пульт/ноутбук/выбор фильма. Покажите ребенку, что в отношении двух людей всегда первичны уважение и поиск компромисса.
  2. Поощряйте добрые намерения малыша. Сводите его в приют и постарайтесь вызвать в ребенке сочувствие к животным. Сочувствие – это первый шаг к избавлению от эгоизма. Не запрещайте подавать монетки старушкам у церкви, рассказывайте, что кому-то в этом мире нужна помощь, а доброжелательное отношение нужно абсолютно всем.
  3. Правильно подберите контент для домашнего досуга. Фильмы и мультики, где персонажи заботятся друг о друге, покажут крохе, какими должны быть идеальные отношения между людьми.
  4. Не выясняйте отношений при малыше. Если в семье что-то пошло не так, решите этот вопрос за пределами его слуха. Поддержание картины счастливых взаимоотношений в семье формирует в ребенке положительное отношение к людям и за чертой дома.

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Ругать за эгоизм бессмысленно. Лучший вариант – это приводить аргументы и наглядно показывать, почему доброжелательное отношение к другим людям меняет жизнь к лучшему. Объясните, что отношение людей к нему будет ровно пропорционально его отношению к ним. Развивайте эмпатию, формируйте позитивную картину мира и тогда детский эгоизм навсегда искоренится из характера человека.

Детский эгоизм

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?Детский эгоизм относят к черте характера, демонстрирующей не лучшую сторону личности ребенка. Проблема детского эгоизма заключается в том, что он доставляет неудобство, не только малышу, но и взрослому окружению, вызывая у всех замкнутый круг бесконечного недовольства. Детский эгоизм обусловлен поведением о личной выгоде или пользе, при этом ребенок ставит свои интересы выше интересов других. Под здоровым эгоизмом подразумевается стремление малыша ко всему положительному, приятному, радостному, что благоприятствует росту и самоутверждению крохи. Поэтому малыш пристает с бесконечными просьбами посмотреть, что он сломал, нарисовал, построил, помыл, сделал. И это не зазнайство, а потребность заявить о себе и занять свое место среди других. Многое зависит от взрослых, каким малыш вырастит. Эгоизм не является врожденным качеством, его относят к приобретенному явлению, часто взлелеянному любящими родителями.

Если в семье постоянно преувеличивают значение детской личности, восхищаются ее поступками, обсуждают ее таланты, способности и сравнивают малыша с другими менее успешными детьми, то это неминуемо приведет к развитию себялюбия и формирования эгоизма у ребенка. Удовлетворение капризов и прихотей, задаривание малыша игрушками и потакание всем желаниям способно воспитать домашнего тирана.

С самого рождения крохи эгоизм выступает нормой и единственным способом выжить. На первом году жизни, как только малышу что-либо не понравится или понадобится, он об этом сообщает громким плачем. Ребенок не думает о других личностях, об их потребностях и желаниях, для него важно, чтобы его потребности были удовлетворены.

Постепенно подрастая, кроха учится ползать, ходить, говорить и по-прежнему все внимание взрослых фокусируется на нем единственном, однако об эгоизме говорить еще рано.

Переломным моментом является, когда малыш начинает отделять себя от других, противопоставляет и осознает свое «Я». Зачастую это осуществляется к трем годам, когда кроха начинает в своей речи использовать местоимение «Я».

Вот на этом этапе взаимодействия с социумом и необходимо искать способы предотвращения формирования детского эгоизма.

Эгоизм способен расцветать в семье, тогда как в детской среде он быстро получает отпор. Поэтому взрослым не стоит замыкать кроху в семье, а следует расширять его зону общения со сверстниками.

Малыш проходит адаптацию в социальной среде: отнял игрушку — дал игрушку, помог сверстнику забраться на горку – толкнул с горки, ударил — обнял и прочее.

Если родители отмечают только негативные поступки крохи, а хорошие не замечают, то у ребенка возникнет повод для озлобления.

Так постепенно появится форма отчужденного эгоизма, а систематические обвинения в эгоизме способны привести к принятию малышом образа «эгоиста». Зачастую это присуще в школьном возрасте.

Чем это опасно? Такой образ способен понравиться ребенку, поскольку эта позиция дает возможность освободиться от душевных переживаний за плохой поступок. Закрепление эгоистичного образа у школьника способно привести к самоуважению своей личности такой «крутостью», когда ребенок «всех взрослых строит».

В будущем сформированный таким образом эгоизм способствует появлению трудных подростков. Во взрослой жизни с таким «багажом» возникнут трудности в межличностных отношениях.

Проблема детского эгоизма заключается в том, что, взрослые, не улавливая возрастную грань и продолжая убеждать ребенка в том, что он самый лучший и единственный сами взращивают эгоиста.

С возрастом у подростка возрастут потребности и требования, и вымогательство превратится в черту характера с душевной черствостью. Эгоизм несет негативные последствия не только для окружающих, но и для самого подростка.

Иногда эгоизм принимает форму эгоцентризма, для которого характерна неспособность принимать и допускать отличную от своего мнения точку зрения.

Как бороться с детским эгоизмом? Борьба заключается в том, что малышу необходимо многое объяснять, не избегать запретов, ребенок должен понимать слово «нельзя». Родители должны воздерживаться от удовлетворения всех подряд требований «мне, хочу, дай». Важно малыша учить помогать взрослым, убирать после себя разбросанные вещи, складывать игрушки.

Как преодолеть детский эгоизм? Малышу стоит уделять достаточно много внимания, для того чтобы он не испытывал необходимость его выпрашивать капризами и слезами.

Если кроха знает, что его любят и он нужен, если ему комфортно и он не «борется» за внимание, то в этом случае малыш будет думать о других, поскольку другие думают о нем.

Для формирования полноценной личности необходимо постоянно хвалить ребенка, только важно не переусердствовать в сравнении с успехами других детей.

Искоренить эгоизм у ребенка можно, если не вестись на манипуляции крохи. Если было сказано «нет», то следует придерживаться своей линии до конца. Иначе ребенок быстро научится добиваться желаемого, при этом, не заботясь об интересах других.

Необходимо демонстрировать малышу пример заботы о других. Не стоит отдавать ему последнюю конфету, а нужно разделить ее между малышом и папой. Следует выражать искреннюю радость, если малыш сложил свои игрушки и помог убрать взрослым.

Забирая кроху из детского садика, важно интересоваться не только тем, чем он занимался сегодня, но и тем, чем были заняты его друзья: что рисовали, какие фигурки лепили из пластилина. Заметив признаки эгоизма у ребенка, не следует впадать в панику и наказывать малыша.

Следует понаблюдать за крохой, подумать, какие именно ошибки были допущены взрослыми в воспитании и, постепенно стараться искоренить их.

  • Перечислим типичные ошибки взрослых, ведущие к формированию эгоизма у подростков:
  • — преувеличение значения личности подростка. Здесь важна адекватность оценки: не следует хвалить без причины, не стоит замалчивать реальных достоинств подростка;
  • — навязывание ребенку личных прагматических установок и желаний, которые будут снижать интерес и мотивацию к жизни у ребенка;
  • — выполнение дел за ребенка, что лишит их собственной инициативы;
  • — личный эгоистический пример взрослых нарушающий нравственные представления ребенка из-за внутреннего конфликта;
  • — подкуп детей за работу по дому, за школьные отметки;
  • — чрезмерная, большая воспитательная активность семьи, которая снижает самооценку детской личности.
  • Советы психолога — как бороться с детским эгоизмом:
  • — снять мелочную опеку (разбудить утром, напомнить о важных делах; сидеть при выполнении уроков; обслуживать во время приема пищи и после);
  • — дать возможность ребенку получить отрицательный опыт за его действия или бездействия, позволить самостоятельно принимать решение;
  • — следует приучать к посильной помощи дома для всех;
  • — важно поощрять позитивные оценки в адрес его друзей;
  • — необходимо расширять социальную среду ребенка, учить его в ней жить.
Читайте также:  10 всемогущих слов для родителей

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Хотя, по уверениям психологов, детская капризность – это еще не эгоизм как таковой, а всего лишь нормальная реакция ребенка, с помощью которой он требует к себе внимания. Другими способами он пока что не умеет общаться с окружающим его миром.

И здесь очень важно, чтобы ребенок не переступил некую грань, за которой заканчивается естественная детская капризность и начинается самый настоящий детский эгоизм. Такая грань весьма зыбка и условна: переступить ее – легко, вернуться назад – почти невозможно.

Подробнее о детских капризах

Итак, детские капризы – это, большей частью, еще не эгоизм, а лишь способ общения ребенка с окружающим миром. Основные причины детских капризов известны всякому опытному родителю:

  • Ребенок начинает капризничать, потому что чувствует себя дискомфортно: он не выспался, ему жарко или холодно, он голоден;
  • Он может капризничать, когда у него что-то болит, повышается температура, его тошнит – то есть, ребенок заболел;
  • Кроха нуждается в эмоциональном общении с родителями, он хочет, чтобы его взяли на руки, поговорили и поиграли с ним;
  • Он также может капризничать, находясь вдалеке от мамы (скажем, в детском саду, с бабушкой, тетей и т. д.);
  • Ребенок не понимает, как ему себя вести в семье. Это случается, когда один из родителей ведет себя с малышом чрезмерно строго, а другой, наоборот, излишне мягко. В этом случае ребенок не может выработать собственную линию поведения, оттого и капризничает;
  • С помощью капризов ребенок реагирует на чрезмерно жесткое родительское «нельзя». В природе каждого ребенка заложено стремление исследовать окружающий мир. Чрезмерно строгие родительские запреты угнетают это естественное детское стремление. Пытаясь противостоять родительским запретам, малыш начинает капризничать;
  • Детскими капризами все заканчивается и тогда, когда родители неправильно относятся к попыткам ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Например, малыш произносит классическое «Я сам!» и пытается самостоятельно кушать кашу, не умея еще держать ложку. В принципе, родители всячески должны поощрять стремление крохи к самостоятельным действиям, а они, наоборот, отнимают у него ложку;
  • Капризничать ребенок может и тогда, когда в семье наблюдаются какие-то нелады и ссоры. Скажем, папа ссорится с мамой, старшие братья и сестры конфликтуют между собой, мама ругает старшего брата и т. д. Вариантов здесь может быть множество. Такие конфликты обычно пугают малыша, вселяют в него неуверенность, он перестает понимать свое место и роль в семье и не знает, как ему себя вести. Отсюда и капризы.

Разумеется, могут быть и другие причины для проявления детских капризов. Иногда капризы могут быть связаны с возрастной психологией ребенка. В других случаях они могут являться протестом на неправильные действия родителей. А иногда детский каприз – это уже первичное проявление детского

За капризами следуют детские истерики…

Если постоянно игнорировать детские капризы, то очень скоро они могут перерасти в полноценный детский эгоизм. Самым, пожалуй, ярким проявлением детского эгоизма являются истерики.

Каждый, наверное, видел и знает, что это такое.

Получив в чем-то отказ, ребенок начинает громко плакать, кричать, швырять предметы, бить старших, крушить все, что подвернется под руку, кататься по земле, иногда причинять себе физические увечья.

По уверениям психологов, в детских истериках имеется своя логика. Иногда истерика может быть психологической реакцией малыша, который таким образом пытается дать понять, что он нуждается в поддержке со стороны взрослых.

То есть, он в психологическом плане начинает чувствовать себя настолько дискомфортно, что интуитивно вынужден прибегнуть к крайней мере – истерике.

При этом, такое поведение может быть как у ребенка из вполне благополучной семьи, так и у того малыша, который растет в семье неблагополучной.

Однако большей частью детская истерика происходит совсем по другим причинам. Зачастую таким способом ребенок пытается манипулировать взрослыми.

То есть, хочет подчинить их своему влиянию и добиться от них всего, чего он пожелает.

Истерика – это своего рода «пробный шар», с помощью которого дети интуитивно определяют, насколько взрослые, что называется, поведутся на их требования. По сути, истерика – это самое яркое проявление детского эгоизма.

Оттого-то детская истерика – это всегда спектакль игра на публику. Получив отказ на свое «хочу», ребенок приступает к действию.

Чем больше внимания к ребенку, впавшему в истерику, тем дольше и красочней бывают детские истерические припадки. И наоборот: если в этом случае на ребенка не обращать внимания, он очень скоро успокаивается самостоятельно.

Интуитивно он понимает, что этот способ воздействия на взрослых успеха не принес, а, значит, надо искать другие способы.

Как родители помогают ребенку стать эгоистом

Увы, но это так: зачастую родители, сами того не подозревая и не желая, способствуют тому, чтобы их ребенок рос эгоистом. Во-первых, это происходит из-за неправильного родительского воспитания. Во-вторых, из-за некоторых специфических черт характера родителей. Вот лишь некоторые, самые распространенные родительские ошибки, из-за которых ребенок может вырасти закоренелым эгоистом:

  • Родительская любовь, которую принято называть «слепой».Большей частью «слепой» любовью любят своих детей матери-одиночки. Однако бывает «слепая» любовь и в полных семьях. «Слепая» любовь – это исполнение родителями всех детских прихотей и желаний, как полезных для ребенка, так и вредных. Это губительно действует на неокрепшую детскую психику. По причине «слепой» родительской любви ребенок очень скоро становится законченным эгоистом. «Кстати, большая часть опасных преступников и маньяков в детстве были развращены именно «слепой» родительской любовью»;
  • Чрезмерная родительская опека.По сути, это разновидность все той же «слепой» любви. Ребенку нужно предоставлять разумную самостоятельность. Если же родители стремятся все делать за ребенка (иногда это может продолжаться вплоть до его совершеннолетия), то это также делает из него эгоиста;
  • Ребенку недостает искренней родительской любви. Для нормального развития детям необходим постоянный контакт с родителями – как телесный, так и духовный: обнимания, поглаживания по голове, поцелуи, ласковый взгляд. Если этого нет, то ребенок может замкнуться в себе. Или – требовать всего этого с помощью истерик и прочих эгоистических приемов;
  • Родители сами являются эгоистами. Общеизвестно, что ребенок старается подражать своим родителям. И если мама или папа (а то и оба одновременно) являются эгоистами, то, подражая им, ребенок и сам становится таким же;
  • Чрезмерное стимулирование ребенка, поощряющее его хорошее поведение. Зачастую родители, действуя, как им самим представляется, из благих побуждений, поощряют всякий хороший поступок своих детей: деньгами, подарками, иными поступками, которые нравятся ребенку. Очень скоро ребенок начинает понимать такую родительскую логику, и старается казаться хорошим лишь тогда, когда надеется получить за это поощрение. Быть хорошим «по заказу» – это разновидность эгоизма;
  • Влияние внешних информационных источников на ребенка. Не только родители воспитывают ребенка, но и тот мир, в котором ребенок живет. Раньше это называли «влиянием улицы». Теперь – большую часть информации ребенок получает из телевизора, интернета, фильмов и пр. Если родители не уделяют этому достаточного внимания и, что называется, не фильтруют получаемую ребенком информацию, то это также может привести к тому, что ребенок в результате превратится в эгоиста.

Этапы детского эгоизма

Детский эгоизм принято делить на этапы – в соответствии с возрастом ребенка.

  1. Первый этап начинается от рождения и длится примерно до 3 лет. Этот этап можно назвать «естественным эгоизмом». В этом возрасте ребенок, как может, требует удовлетворения своих природных потребностей: чтобы его накормили, перепеленали, помыли, согрели, вылечили. В таком эгоизме нет ничего страшного.
  2. Второй этап развития детского эгоизма совпадает с дошкольным возрастом ребенка. В этом возрасте ребенок может считать себя едва ли не центром вселенной и требовать неукоснительного исполнения всех своих прихотей. В случае их неисполнения у него может начаться истерика и прочие неадекватные формы поведения. В особенности это случается, когда ребенка неправильно воспитывают.
  3. Третий этап – это школьный возраст ребенка. Ребенок попадает в новый для него мир, где ему, так или иначе, приходится бороться за место в жизни и доказывать другим свою роль в этом мире. Стать эгоистом гораздо проще, чем полюбить своего ближнего. И если ребенок попал в этот мир, будучи уже эгоистом, то в этом случае его эгоизм лишь окрепнет. Что непременно скажется на его взаимоотношениях с родителями, ухудшив такие отношения.

Консультация для родителей"Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?"

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Эгоизм присущ каждому человеку от рождения. Можно сказать, что эгоизм заложен в самой человеческой природе. А раз так, то первоначальные эгоистические черты проявляются в людях с самого детства. Недавно родившийся ребенок – уже эгоист. Когда он капризничает, кричит и плачет – это можно считать первичными признаками эгоизма.

Читайте также:  Как провести выходные с ребенком интересно и с пользой

Хотя, по уверениям психологов, детская капризность – это еще не эгоизм как таковой, а всего лишь нормальная реакция ребенка, с помощью которой он требует к себе внимания. Другими способами он пока что не умеет общаться с окружающим его миром.

И здесь очень важно, чтобы ребенок не переступил некую грань, за которой заканчивается естественная детская капризность и начинается самый настоящий детский эгоизм.

Такая грань весьма зыбка и условна: переступить ее – легко, вернуться назад – почти невозможно.

Подробнее о детских капризах

Итак, детские капризы – это, большей частью, еще не эгоизм, а лишь способ общения ребенка с окружающим миром. Основные причины детских капризов известны всякому опытному родителю:

  • Ребенок начинает капризничать, потому что чувствует себя дискомфортно: он не выспался, ему жарко или холодно, он голоден;
  • Он может капризничать, когда у него что-то болит, повышается температура, его тошнит – то есть, ребенок заболел;
  • Кроха нуждается в эмоциональном общении с родителями, он хочет, чтобы его взяли на руки, поговорили и поиграли с ним;
  • Он также может капризничать, находясь вдалеке от мамы (скажем, в детском саду, с бабушкой, тетей и т. д.);
  • Ребенок не понимает, как ему себя вести в семье. Это случается, когда один из родителей ведет себя с малышом чрезмерно строго, а другой, наоборот, излишне мягко. В этом случае ребенок не может выработать собственную линию поведения, оттого и капризничает;
  • С помощью капризов ребенок реагирует на чрезмерно жесткое родительское «нельзя». В природе каждого ребенка заложено стремление исследовать окружающий мир. Чрезмерно строгие родительские запреты угнетают это естественное детское стремление. Пытаясь противостоять родительским запретам, малыш начинает капризничать;
  • Детскими капризами все заканчивается и тогда, когда родители неправильно относятся к попыткам ребенка сделать что-нибудь самостоятельно. Например, малыш произносит классическое «Я сам!» и пытается самостоятельно кушать кашу, не умея еще держать ложку. В принципе, родители всячески должны поощрять стремление крохи к самостоятельным действиям, а они, наоборот, отнимают у него ложку;
  • Капризничать ребенок может и тогда, когда в семье наблюдаются какие-то нелады и ссоры. Скажем, папа ссорится с мамой, старшие братья и сестры конфликтуют между собой, мама ругает старшего брата и т. д. Вариантов здесь может быть множество. Такие конфликты обычно пугают малыша, вселяют в него неуверенность, он перестает понимать свое место и роль в семье и не знает, как ему себя вести. Отсюда и капризы.

Разумеется, могут быть и другие причины для проявления детских капризов.  Иногда капризы могут быть связаны с возрастной психологией ребенка. В других случаях они могут являться протестом на неправильные действия родителей. А иногда детский каприз – это уже первичное проявление детского эгоизма.

За капризами следуют детские истерики…

Если постоянно игнорировать детские капризы, то очень скоро они могут перерасти в полноценный детский эгоизм. Самым, пожалуй, ярким проявлением детского эгоизма являются истерики.

Каждый, наверное, видел и знает, что это такое.

Получив в чем-то отказ, ребенок начинает громко плакать, кричать, швырять предметы, бить старших, крушить все, что подвернется под руку, кататься по земле, иногда причинять себе физические увечья.

По уверениям психологов, в детских истериках имеется своя логика. Иногда истерика может быть психологической реакцией малыша, который таким образом пытается дать понять, что он нуждается в поддержке со стороны взрослых.

То есть, он в психологическом плане начинает чувствовать себя настолько дискомфортно, что интуитивно вынужден прибегнуть к крайней мере – истерике.

При этом, такое поведение может быть как у ребенка из вполне благополучной семьи, так и у того малыша, который растет в семье неблагополучной.

Однако большей частью детская истерика происходит совсем по другим причинам. Зачастую таким способом ребенок пытается манипулировать взрослыми.

То есть, хочет подчинить их своему влиянию и добиться от них всего, чего он пожелает.

Истерика – это своего рода «пробный шар», с помощью которого дети интуитивно определяют, насколько взрослые, что называется, поведутся на их требования. По сути, истерика – это самое яркое проявление детского эгоизма.

Оттого-то детская истерика – это всегда спектакль игра на публику. Получив отказ на свое «хочу», ребенок приступает к действию.

Чем больше внимания к ребенку, впавшему в истерику, тем дольше и красочней бывают детские истерические припадки. И наоборот: если в этом случае на ребенка не обращать внимания, он очень скоро успокаивается самостоятельно.

Интуитивно он понимает, что этот способ воздействия на взрослых успеха не принес, а, значит, надо искать другие способы.

Как родители помогают ребенку стать эгоистом

Увы, но это так: зачастую родители, сами того не подозревая и не желая, способствуют тому, чтобы их ребенок рос эгоистом. Во-первых, это происходит из-за неправильного родительского воспитания. Во-вторых, из-за некоторых специфических черт характера родителей. Вот лишь некоторые, самые распространенные родительские ошибки, из-за которых ребенок может вырасти закоренелым эгоистом:

  • Родительская любовь, которую принято называть «слепой». Большей частью «слепой» любовью любят своих детей матери-одиночки. Однако бывает «слепая» любовь и в полных семьях. «Слепая» любовь – это исполнение родителями всех детских прихотей и желаний, как полезных для ребенка, так и вредных. Это губительно действует на неокрепшую детскую психику. По причине «слепой» родительской любви ребенок очень скоро становится законченным эгоистом. «Кстати, большая часть опасных преступников и маньяков в детстве были развращены именно «слепой» родительской любовью»;
  • Чрезмерная родительская опека. По сути, это разновидность все той же «слепой» любви. Ребенку нужно предоставлять разумную самостоятельность. Если же родители стремятся все делать за ребенка (иногда это может продолжаться вплоть до его совершеннолетия), то это также делает из него эгоиста;
  • Ребенку недостает искренней родительской любви. Для нормального развития детям необходим постоянный контакт с родителями – как телесный, так и духовный: обнимания, поглаживания по голове, поцелуи, ласковый взгляд. Если этого нет, то ребенок может замкнуться в себе. Или – требовать всего этого с помощью истерик и прочих эгоистических приемов;
  • Родители сами являются эгоистами. Общеизвестно, что ребенок старается подражать своим родителям. И если мама или папа (а то и оба одновременно) являются эгоистами, то, подражая им, ребенок и сам становится таким же;
  • Чрезмерное стимулирование ребенка, поощряющее его хорошее поведение. Зачастую родители, действуя, как им самим представляется, из благих побуждений, поощряют всякий хороший поступок своих детей: деньгами, подарками, иными поступками, которые нравятся ребенку. Очень скоро ребенок начинает понимать такую родительскую логику, и старается казаться хорошим лишь тогда, когда надеется получить за это поощрение. Быть хорошим «по заказу» – это разновидность эгоизма;
  • Влияние внешних информационных источников на ребенка. Не только родители воспитывают ребенка, но и тот мир, в котором ребенок живет. Раньше это называли «влиянием улицы». Теперь – большую часть информации ребенок получает из телевизора, интернета, фильмов и пр. Если родители не уделяют этому достаточного внимания и, что называется, не фильтруют получаемую ребенком информацию, то это также может привести к тому, что ребенок в результате превратится в эгоиста.

Этапы детского эгоизма

Детский эгоизм принято делить на этапы – в соответствии с возрастом ребенка.

  1. Первый этап начинается от рождения и длится примерно до 3 лет. Этот этап можно назвать «естественным эгоизмом». В этом возрасте ребенок, как может, требует удовлетворения своих природных потребностей: чтобы его накормили, перепеленали, помыли, согрели, вылечили. В таком эгоизме нет ничего страшного.

  2. Второй этап развития детского эгоизма совпадает с дошкольным возрастом ребенка. В этом возрасте ребенок может считать себя едва ли не центром вселенной и требовать неукоснительного исполнения всех своих прихотей. В случае их неисполнения у него может начаться истерика и прочие неадекватные формы поведения. В особенности это случается, когда ребенка неправильно воспитывают.

  3. Третий этап – это школьный возраст ребенка. Ребенок попадает в новый для него мир, где ему, так или иначе, приходится бороться за место в жизни и доказывать другим свою роль в этом мире.

    Стать эгоистом гораздо проще, чем полюбить своего ближнего. И если ребенок попал в этот мир, будучи уже эгоистом, то в этом случае его эгоизм лишь окрепнет.

    Что непременно скажется на его взаимоотношениях с родителями, ухудшив такие отношения.

Детский эгоизм

Все чаще от родителей можно услышать фразу, что их ребенок – эгоист. Но произнося эти слова, каждый закладывает в них свой смысл. Одни родители говорят про эгоизм, совсем не понимая, что это такое на самом деле. Другие понимают, но гордятся происходящим, а третьи, понимая сложность ситуации, просто не знают, как ее исправить. Так что же это — детский эгоизм?

Юлиан Тувим: «Эгоист — это человек, думающий о себе больше, чем обо мне». Эгоистом можно назвать человека, который думает только о себе и своих потребностях. Такой человек не умеет сопереживать, и ему неважно, что происходит вокруг.

С момента рождения и примерно до 3 лет у детей наблюдается естественный детский эгоизм. Рождаясь, дети требуют  удовлетворить свою потребность, как только она возникла: накормить, переодеть, согреть животик, вымыть то, что раздражает тело. И это нормально.

С года до двух лет ребенок адаптируется в мире: начинает ходить, говорить, осваивать многие навыки. Он – в центре внимания семьи, вокруг него все вертится. От двух до трех лет для ребенка главным становится – игра Он готов отказаться от еды, удобств, и спать его можно уложить только с полюбившейся игрушкой. И это тоже нормально.

С трех лет (иногда чуть раньше, иногда – позже) ребенок начинает осознавать свое «я». Первый показатель этого – появление местоимения «я» вместо «он» (или своего имени в третьем лице). Слышим: «Я хочу…» –  вместо: «Маша хочет…» В этот период начинают прорастать зачатки эгоизма.

Читайте также:  Как поступить, если вы не можете купить ребенку подарок, который он заказал у Деда Мороза

Ребенок начинает стремиться к признанию со стороны окружающих, поэтому он требует от них внимания, похвал, выражения любви и гарантий благополучия. В своих притязаниях он может быть навязчив, упрям и капризен.

От взрослых, которые рядом с ним, зависит, каким сформируется взаимоотношение между самосознанием ребенка и миром окружающих его людей: научится ли он понимать чужие потребности и чувства, сопереживать им, оказывать бескорыстную помощь, либо привыкнет воспринимать все и всех только как средство удовлетворения своих потребностей и желаний. Поэтому ребенок пристает к взрослым с  бесконечными просьбами посмотреть, как он нарисовал (построил, сделал) что-то сам. «Я» не сходит с языка ребенка — это потребность заявить о себе и найти свое место среди других. Ребенку нужна оценка взрослого, потому что сам он еще не ориентируется что «хорошо» ,а что  «плохо». Только оценка со стороны позволяет ему научиться оценивать себя. А вот дальше многое зависит от взрослых. Если в семье преувеличивают значение личности ребенка, восхищаются всеми его поступками, – значит, неизбежно сеют семена чрезмерного себялюбия, формируют у ребенка эгоизм.

Постоянное захваливание приведет к тому, что малыш будет думать, что он самый-самый, а все окружающие — ничто. Удовлетворение прихотей и капризов, задаривание игрушками, потакание всем желаниям («купи», «хочу», «принеси») постепенно воспитывают домашнего тирана.

С возрастом растут требования, вымогательство становится чертой личности, а привычка думать только о себе порождает душевную черствость. К тем же последствиям приводит и привычка родителей демонстративно отдавать ребенку все самое вкусное, первому подавать за столом еду и т.п.

Вредной ошибкой является стремление освобождать ребенка от любого физического усилия, от самообслуживания, от участия в труде. Это лишает детей собственной инициативы. Так формируется иждивенческая жизненная позиция.

Холодное и безразличное отношение к ребенку порождает  бездушие к окружающим, агрессивную готовность отстаивать даже самый незначительный собственный интерес.

Часто встречаются родители, которые специально растят эгоиста. Они убеждены в том, что в современное время по-другому просто не выживешь.

В такой ситуации стоит подумать о следующем: человек, что с детства не знает ни в чем отказа, в  будущем не сможет получить желаемое по той причине, что просто не знает, как этого добиться. К тому же общение с людьми эгоистами в обществе сводится к минимуму. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки.

В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Чрезмерная воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.

Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество.

Эгоизму противостоит альтруизм. Альтруизм у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка».

А лучше всего начать воспитывать в ребенке эмпатиию – способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, умение поставить себя на их место, понять их состояние, мысли и чувства). Если ребенка научить сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям и т.д.

, это обеспечит ему профилактику от эгоизма, облегчит жизнь среди других людей и даст ему больше шансов на успешную жизнь в обществе.

4.09.2017

Детский эгоизм

Детский эгоизм – это вполне здоровое явление для ребенка, которое отличается лишь своей простотой и примитивностью в сравнении с взрослым эгоизмом, в котором больше расчетливости и лжи. Я уже писал в своих статьях про эгоизм, который наряду с остальным нашими качествами, является необходимым для нашего выживания.

Конечно, воспитание ребенка должно строится таким образом, чтобы его эгоизм не превысил все допустимые значения, из-за которых страдать будут все, включая его самого. Обратите внимание на то, как и в каких случаях, ваш ребенок проявляет свой эгоизм. Это обязательно буря эмоций, которые его вызывают и которые его поддерживают.

То есть очень красивая игрушка в магазине, вызывает в ребенке эмоциональное возбуждение, и эгоизм начинает давить на психику, требуя заполучить эту привлекательную вещь. И естественно начинается истерика, которая ставит вас в неудобное положение, да и ваш ребенок тоже не понимает на самом деле, чего ради, он так настаивает на своем.

Но ему-то это простительно, ибо дети многого не понимают в отличие от взрослых, они просто идут на поводу своих эмоций.

Вы же должны понимать, что чем меньше ребенок будет видеть такие вот внешние раздражители, тем спокойнее он будет себя вести, не надо провоцировать в нем эгоистические наклонности, это обойдется вам боком.

Если же ребенок проявляет свой эгоизм в отношении других детей, например не делится с ними игрушками, то не надо на него давить, тем самым вы принижаете значимость его для себя в его глазах.

Видя, как вы отстаиваете интересы других детей, ваш ребенок начнет ревновать вас к ним, и это только усугубит ситуацию, он будет более настойчив в отстаивании своих интересов.

И потом, честно сказать, вырабатывать в своем ребенке любовь к ближнему, не самая лучшая затея, лучше уж учить его проявлять эгоизм грамотно, так чтобы никто не догадался о том, что его используют. Это конечно делается на более поздних стадиях взросления, маленький ребенок этого понятное дело не поймет.

Но для него важна прежде всего ваша преданность его интересам, и если проявление эгоизма в отношении себя, вы можете пресечь жестким способом, дабы заручиться уважением к вам со стороны вашего ребенка.

То вот его эгоизм в отношении других людей, неважно кого, не должен встречать сильного препятствия с вашей стороны.

Не убивайте в своем ребенке чувство превосходства, а также стремление к соперничеству, ведь все подобные ошибки в воспитании, негативно сказываются на формировании личности человека в конечном итоге.

Так что если ваш ребенок проявляет эгоизм, то вам надо вести себя с ним мягко, спокойно, тихим и равномерным голосом объяснить ему, что вы его понимаете, что он поступает правильно, но эта игрушка или что там еще, того не стоят.

Просто будьте с ним, как вместе, против всего мира, не упрекайте его, а направляйте.

Поверьте, это сработает, пусть не сразу, но сработает, ведь вам важно заручится поддержкой своего ребенка, и тогда он будет вас слушать. Его эгоизм, это желание получить больше и лучше, это его возможность выжить, если смотреть глубже.

Так не стоит ему мешать, это делать, надо просто дать ему понять, что это нужно делать более грамотно, так, чтобы остальные не были настроены против тебя.

Ну это конечно если вы сами знаете как это делать, если же нет, то мои учебные материалы для того и созданы, чтобы вас этому научить.

Основной вашей задачей, является заставить вашего ребенка, слушаться вас, если он проявляет эгоизм, и это направлено против вас, вы должны это пресечь, неважно как, важно пресечь, иначе ваш ребенок увидев вашу слабость, будет давить на вас все больше и больше, а во-вторых, он перестанет вас уважать, чего допускать никак нельзя. Так что единственная ситуация, когда вам можно быть жесткими, это когда ваш ребенок лезет на шею вам, в остальных же случаях, как я уже сказал, просто будьте с ним.

Детский эгоизм, лишен ограничений, коими этот мир богат и которые он накладывает на слабых и я бы даже сказал с точки зрения тех, кто эти ограничения создает, второсортных людей.

Если вы не хотите чтобы ваш ребенок, рос таким вот второсортным, чтобы такие слова как нельзя, невозможно, нет, не убивали его, учите его маскировать свои эгоизм, учите его получать свое таким образом, чтобы никто его за это потом не упрекал и не ненавидел.

Наоборот, его должны любить, ведь все его действия символизируют о заботе, о других людях, в то время как на самом деле, он думает, как и в детстве, только о себе. Это нормально и естественно, такими нас сделала природа, так что не убивайте в своем ребенке эгоизм ни в коем случае, не делайте его неполноценным человеком, который легко может стать жертвой чужих интересов.

Приобретайте мои учебные материалы, и я научу вас правильно обращаться с эгоизмом вашего ребенка, поверьте, результат подобного подхода, великолепен, он проверен на практике и давно используется теми, кто воспитывает людей, а не рабов. Надо понимать, что от правильного воспитания вами своего ребенка, хорошо будет всем, и ему и вам, так что тут есть ради чего работать.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *