Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Nicolas Picard / Unsplash

Успех человека в профессии на 85% зависит от soft skills. Вместе с Наталией Гатановой, психологом, мамой и научным руководителем фонда МиКЭБИ разбираемся, что это и как развивать их у детей младшего возраста

Что такое soft skills и почему они важны для ребенка

Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.

  1. Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. hard skills можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.
  2. Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Простая модель профессиональных компетенций в виде матрешки. Внутри «жесткие» навыки, снаружи — «гибкие» ( МШУ «Сколково»)

Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.

В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому.

VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility), неопределенности (uncertainty), сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity).

Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не потеряться в будущем.

Какие soft skills развивать у детей

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.

  • Коммуникативные навыки. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
  • Лидерские качества. Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
  • Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

Шесть основных мегатрендов, которые меняют мир. Из доклада «Навыки будущего»

Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:

  1. Управление вниманием и концентрация. Поможет справиться с информационным шумом и перегрузом, управлять процессами и решать сложные проблемы.
  2. Творческое мышление. В будущем рутинные задачи автоматизируют, поэтому навыки творческого мышления и создания креативных идей помогут оставаться востребованным специалистом на рынке труда.
  3. Логику. Логика развивает вычислительное мышление. Помогает решать сложные проблемы и принимать взвешенные решения.
  4. Пространственное мышление и воображение. Помогает соотносить себя с окружающим пространством, представлять новые объекты и ориентироваться в нем.
  5. Навыки работы с информацией. Цифровая грамотность и умение программировать также важно как умение читать. Это базовые навыки, необходимые каждому в новом сложном мире.
  6. Самоорганизация и тайм-менеджмент. Зумеры и миллениалы чаще выбирают свободный график и меняют работу. Удаленная работа становится нормой и задает новую эпоху — самоорганизации. Навыки помогут управлять временем, проектами и жизнью.
  7. Эмоциональный интеллект. Через эмоции мы реагируем на происходящее вокруг. Навык помогает управлять своим эмоциональным состоянием, избегать неврозов, депрессии и апатии.
  8. Межкультурную коммуникацию. Глобальные изменения заставляют экономики, корпорации и сообщества объединятся для решения общих проблем. Навыки межкультурной коммуникации помогают строить отношения с людьми из других сфер и стран.
  9. Умение учиться, разучиваться и переучиваться. Самообучаемость помогает самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире и адаптироваться к изменениям.
  10. Критическое мышление. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы.

В своем выступлении на TED преподаватель Римма Раппопорт рассказывает, как на уроках русского языка можно развивать гибкие навыки у детей

Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует.

То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть.

Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

  1. Быть принимаемым — ребенок играет с другими детьми, ощущает себя нужным и полезным.
  2. Быть независимым — ребенок понимает, что может что-то поменять, если этого захочет. Например, поставить по-своему игрушки или выбрать одежду.
  3. Быть успешным и компетентным — ребенок знает, что если перед ним ставят сложную задачу, он с ней справится. Взрослые могут не обращать на это внимания, объясняя фразой «вырастешь — поймешь», но это неверно. Нужно относиться к ребенку, как к полноценному человеку.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Как развивать «гибкие» навыки у ребенка

Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.

  1. Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
  2. Отношение. Ребенок — это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко — мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите, что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.
  3. Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые — ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером — не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме. Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.

Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением.

Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности.

Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников. Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.

Психотерапевт Андрей Курпатов в книге «Счастливый ребенок. Универсальные правила» пишет, что не понимая при­чин детского плача, родители демонстратив­но оставляют ребенка один на один с его бедой, допуская массу ошибок эмоционального воспитания

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь.

Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы.

Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Чтобы развить soft skills своего ребенка:

  • Правильно реагируйте на потребности в раннем возрасте, давайте своевременную обратную связь. Так ребенок научиться понимать себя и удовлетворять базовые потребности.
  • Обратите внимание на коммуникацию, лидерство и работу в группе — это самые важные гибкие навыки у ребенка.
  • Личным примером показывайте образцы поведения, коммуникации и работы вместе с другими людьми.
  • Относитесь к ребенку, как к полноценному взрослому со своим мнением.
  • Следите за ближним окружением — попросите родственников показывать правильный пример, отдавайте ребенка в группы развития с атмосферой взаимоуважения.
  • Обратитесь к специалисту, если у ребенка трудности с развитием коммуникации и гибких навыков.
  • Любите и уважайте своего ребенка.
Читайте также:  Ребенок проснулся: 3 важных утренних ритуала

Навыки, которым обязательно нужно обучить ребенка (иначе пожалеешь)

Детство далеко не самое беззаботное время, как принято о нем говорить и думать. Да, это период, когда и мороженое кажется вкуснее, и обычная прогулка в парке — целое путешествие.

Но такой же насыщенностью в детстве обладают не только хорошие эмоции и события, но и отрицательные. То, что взрослым кажется мелкой неурядицей, для ребенка — трагедия.

Что вполне логично, ведь в каждом возрасте дети сталкиваются с ситуациями, опыта решения которых у них нет. 

С годами, само собой, они обрастут «броней» и научатся справляться с эмоциями. Но для того, чтобы этот процесс прошел как можно легче и безболезненнее родители должны научить своих детей базовым навыкам. И чем раньше, тем лучше. 

Узнали у психолога Елены Сюр, какие ключевые знания мамы и папы должны вложить в голову своих дочерей и сыновей в дошкольном, раннем школьном и подростковом возрастах. 

Это ключевой базовый навык, о котором знают все родители. Отпуская своего ребенка гулять одного на детскую площадку, мамы и папы, словно мантру, твердят дошкольнику: «Не разговаривай с незнакомцами, никуда и ни с кем не ходи и ни у кого ничего не бери».

Однако, по словам Елены Сюр, важно проговаривать ребенку не только это, но и объяснять, почему он не должен этого делать. 

«Нужно обязательно объяснить ребенку, что есть такие люди, которые специально заманивают детей, могут предлагать конфеты или говорить, что покажут что-то интересное, или применять иные уловки.

Не пугайте малышей «бабайками», «Бабой-ягой» и другими страшными выдуманными персонажами. Говорите ему все, как есть. Этот же принцип используйте во всех ситуациях, когда что-либо запрещаете ребенку.

Он должен знать, почему ему нельзя что-то делать», — сказала психолог. ​

Развивать критическое мышление можно и нужно с малых лет. Для этого, отмечает эксперт, достаточно задавать встречные вопросы на всевозможные «почему», «зачем» и «как», которыми закидывает вас ребенок. 

«Когда малыш, например, дошкольного или раннего школьного возраста задает вопросы, постарайтесь не сразу ему отвечать. Вместо этого встречно поинтересуйтесь: «А как ты думаешь?».

К этому возрасту у детей уже есть какие-то минимальные знания, пусть они включают их в работу. Может, они даже окажутся в небольшом замешательстве сначала, но после начнут рассуждать. В этот момент можно и «встроить» правильный ответ.

Такой подход развивает мышление и логику», — отметила Сюр. 

Нередко родители навязывают свои желания ребенку и буквально заставляют его делать то, что он не хочет. Это неверный подход. Важно научить ребенка понимать, что хочет именно он, какие у него есть мечты. 

«Очень часто «хотелки» детей игнорируются, а желания не исполняются. В результате ребенок может прийти к мысли, что он больше не хочет ничего желать, потому что это все равно ни к чему не приводит.

Из таких детей получаются взрослые, которые не умеют мечтать, а, соответственно, у них нет мотивации двигаться вперед — они не знают и не понимают, зачем и для чего это нужно», — уточнила психолог.

 

Чтобы этого избежать, эксперт советует, как можно больше разговаривать с ребенком — спрашивать его, чего он хочет, кем видит себя в будущем, что для него самое важное, какая самая главная мечта. Вводите эти вопросы в ваши разговоры с 2-3 лет.

«Помогайте ребенку придумывать цели, ориентируясь на его интересы и потребности. Это поможет ему в будущем. Здорово, если у детей и родителей есть действительно совместная, а не навязанная мечта», — добавила эксперт.

Очень важно научить ребенка доводить дела до конца, но не все взрослые сами с этим справляются или, наоборот, не имеют терпения и вмешиваются в процесс, начатый их сыном или дочерью. 

Три ценных умения, которым нужно научить своих детей

«Некоторым родителям проще самим доделать что-то за своего ребенка. Это губительно сказывается на детях. У них со временем атрофируется желание сделать что-то самим, они всегда будут оглядываться на своих мам и папа в надежде, что те, если что, подхватят и завершат дело вместо них.

Во избежание развития ситуации по такому сценарию, нужно научиться сдерживать подобные порывы и позволять детям самим поставить финальную точку.

Также не мало мам и пап, которые, наоборот, позволяют своим чадам бросить все на полпути, потому что либо сами не считают это важным (то есть обнуляют интерес своего ребенка), либо привыкли поступать также.

В обоих случаях у ребенка может сформироваться шаблон «не доводить начатое до конца». Если мы хотим вырастить успешного человека, то нельзя допускать подобного мышления у детей», — сказала Елена Сюр. 

Ребенка необходимо не только хвалить, но и научить его самого объективно оценивать себя. Причем похвала мальчиков, по словам психолога, отличается от похвалы девочек.

«Мальчикам нужно говорить слова поддержки и поощрения за конкретные действия и результаты. Например, если он самостоятельно прибил гвоздь или отличился на тренировке, или получил грамоту. Девочек, в свою очередь, нужно хвалить за процесс.

За то, как она все красиво сделала или какой у нее красивый почерк, или походка. Необходимо, конечно же, всегда отмечать красоту своей дочери. Для этого поводы не нужны. Просто ежедневно говорите ей о том, какая она замечательная, прекрасная, стройная, умная и так далее.

Таких слов никогда не бывает много», — подчеркнула эксперт. 

Также, говоря о словесном поощрении, Елена Сюр отметила, что методы, предусмотренные для мальчиков, к девочкам лучше не применять или применять очень дозированно. Подобная рекомендация работает и в обратную сторону. 

«Само собой, девочек тоже нужно нацеливать на результат, но делать это стоит тактичнее, иначе в их характере начнут развиваться мужские черты. Это неплохо, особенно в бизнесе работа на результат это отличный навык, как и в любых других соревновательных аспектах.

Однако в воспитании девочек с этим следует быть аккуратнее, чтобы после это рвение не сказалось отрицательно на их будущем. С мальчиками, соответственно, аналогичная история. Нахваливая внешние данные сына, родители рискуют вырастить самовлюбленного парня, который навряд ли будет думать о результате своих действий.

Его фокус будет сосредоточен исключительно на себе. Такие мужчины встречаются очень часто», — сказала психолог. 

В школе некоторые дети боятся проявить себя, особенно, когда нужно отстоять свои границы физически. Зачастую это результат таких воспитательных фраз, как: «Ты должен (-на) быть хорошим (-ей)», «Не надо драться», «Не ввязывайся в драку, лучше расскажи учителю или кому-то из взрослых». Подобные установки, по словам Елены Сюр, категорически нельзя допускать. 

«Ни девочек, ни тем более мальчиков провоцировать на мелкие доносы — делать из них ябед. Если, например, вашего ребенка обидели в школе, и он вам об этом рассказал, то не надо тут же нестись и защищать его. Разберитесь в ситуации, поговорите с ним без критики его действий. Не надо сразу заниматься нравоучениями, заявляя: «Ты должен был сделать так…

» или «Почему ты не ответил так…». Эти фразы убивают доверие, а его, наоборот, нужно выстраивать. Если вы понимаете, что ситуация выходит за рамки, то действуйте не на эмоциях. Сначала поговорите с родителями тех детей, которые отравляют жизнь вашему ребенку. Если вы начнете действовать напрямую, то подорвете и без того шаткое положение вашего ребенка.

Все это не значит, что за него вовсе не нужно вступаться. Защищать сына или дочь надо обязательно, но делать это нужно с умом, не лишая их возможности самим отстаивать свои границы. Им это пригодится в будущем.

Прежде чем вмешаться, сделайте упор на развитии взаимного доверия, поддерживайте своего ребенка во всех решениях и действиях, не дистанцируйтесь от него ни в коем случае», — советует психолог.

Три ценных умения которым нужно научить своих детей

Восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление — психические познавательные процессы, из которых складывается умение и желание учиться. У большинства детей развитие познавательного интереса — естественный процесс, заложенный природой. В дошкольном возрасте пытливые дети более всего желают открывать для себя что-то новое.

Ближе к 5-7 годам ребёнок уже не просто воспринимает информацию в готовом виде, как это было ранее. Пытливый ум стремится находить ответы на вопросы самостоятельно. Любознательный дошкольник учится приводить разные понятия в одну систему, анализирует их, сравнивает, отыскивает закономерности и делает выводы.

Горячий интерес и любознательность — основа самостоятельной мотивации дошкольника и первоклассника к учёбе.

Программа начальной школы не содержит отдельных занятий, посвященных развитию познавательных способностей. Поэтому задача научить ребёнка учиться во многом ложится на родителей.

Высокий познавательный интерес плюс развитое внимание, память, мышление и другие познавательные способности помогут без стресса привыкнуть к школе, стать более самостоятельным, инициативным и избежать хронической неуспеваемости.

Все родители стараются прививать ребенку навыки самостоятельной жизни. Мы учим детей самостоятельно одеваться, следить за своими вещами, вести школьный дневник и контролировать школьную ситуацию. Кажется, что наш ребенок такой же, как все. При необходимости мы всегда поможем, подскажем, поддержим, пожалеем.

В первый раз родители задумываются над детской самостоятельностью, когда дети уезжают из дома. Это может быть небольшая экскурсия на каникулах, соревнования или конкурсы, отдых в лагере или детском санатории. Именно в этот момент возникает ряд вопросов:

  • бытовые ежедневные ситуации: сможет ли правильно одеться, приготовить себе чай, постирать носочки;
  • психологический комфорт: сумеет ли наладить отношения с другими детьми.

В голове родителей масса проблем: вдруг что-то заболит, чего-то испугается, потребуется помощь. Можно сойти с ума от проигрывания всех возможных ситуаций.

Можно просто оставить ребенка дома и продолжать растить инфантильного человека, можно начать курс ежечасных «лекций» по правилам поведения вне дома.

Но только ни один из этих методов не будет эффективным за несколько дней до предполагаемого отъезда.

Естественно, что в подобных ситуациях родители жалеют, что не начали раньше учить детей трем главным навыкам самостоятельной жизни:

  • саморегуляции,
  • самообслуживанию,
  • самоподдержке

Каждый из этих навыков содержит целый ряд разнообразных умений. Главное их отличие кроется в приставке «само», т.е. ребенок должен все делать сам.

Психологи сейчас все чаще говорят о двух основных типах отношения к миру. Первый тип называется “фиксированным”, при этом человек воспринимает самого себя и свои способности как нечто неизменное. Люди с таким мировоззрением чаще других сталкиваются с необходимостью снова и снова доказывать себе и окружающим, что они достойны всяческого уважения.

Читайте также:  Как поступить, если вы не можете купить ребенку подарок, который он заказал у Деда Мороза

Мировоззрение ребенка во многом зависит от родителей, а это значит, что в наших силах повлиять на то, как он будет относиться к своим победам и поражениям.

Столкнувшись с неудачей, ребенок с “фиксированным” мировоззрением может сломаться, а может оправдывать себя всеми возможными способами.

Такие дети либо очень переживают из-за поражения, либо полностью игнорирует его, делая вид, что ничего не случилось.

Дети с “подвижным” взглядом на события, напротив, попытаются преодолеть сложности, чтобы в следующий раз показать лучшие результаты. Конечно, они тоже расстраиваются, сталкиваясь с отказом или поражением, но по прошествии определенного времени могут правильно оценить, что же случилось на самом деле, и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию.

Чтобы помочь ребенку сформировать “подвижный” взгляд на мир и научить его извлекать уроки из поражений, а затем и превращать их в настоящие победы, прислушайтесь к советам психологов.

Как научить ребенка проигрывать без слез?

Консультации для родителей «Как научить ребенка проигрывать без слез?»

Как научить ребенка проигрывать без слез?

Умение принимать поражение – социальный навык, который очень важен на любом этапе жизни. Поэтому так необходимо воспитывать в ребёнке достоинство проигравшего. Отношение к победам и неудачам не только формирует самооценку ребенка, но и определяет его отношения с окружающими людьми.

Часто можно наблюдать картину на детской площадке: ребята играют, и когда становится очевидны, кто терпит поражение, проигравший начинает плакать, и его, в истерике, родители срочно уводят с поля боя.

Такая модель поведения абсолютно не действенна.

Более того, она пагубно сказывается на формировании сильных сторон личности, умении противостоять жизненным обстоятельствам, проявлять принципиальность и целеустремлённость.

Задача родителей – научить ребёнка радоваться успехам и принимать поражения. Как известно, дети стараются во всём копировать своих родителей. Вот почему так важно не только следить за своими словами, но и за действиями и реакциями.

Психологи разработали ряд рекомендаций для взрослых, которые помогут научить ваше чадо проигрывать без слёз.

Естественно, что говорить ребёнку, как себя вести в случае неудачи легко, но гораздо важнее то, как ведут себя мама и папа, если у них что-то не получается. Поэтому играйте с малышом как можно чаще, причём давайте ему возможность не только выиграть, но и проиграть.

Каким бы не был результат соревнования, пожмите руку маленького соперника, покажите, что вы получаете удовольствие от процесса игры, а результат ключевой роли не играет.

Ведь главное не показать, что ты лучше всех, а понять, что выигрыш – это один из вероятных исходов соперничества.

Для детей в любом возрасте нет ничего важнее любви близких им людей. Уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть, помогает справляться с любыми жизненными трудностями на пути. Обязательно хвалите за успехи, но и проигрыши не игнорируйте: анализируйте с ребёнком, почему это произошло, как не допустить такого в дальнейшем.

Объективный анализ ошибок – залог дальнейших побед. Но не бросайтесь сразу утешать ребенка. Пусть он сначала сам свыкнется с тем, что в этот раз стать «лучше всех» у него не получилось. Через какое-то время, когда эмоции улягутся, будет проще разобраться в причинах неудачи. Вера в успех вопреки всему.

Если ребёнок знает и чувствует, что родители верят в него, то это многократно повышает шансы малыша на успех в любом деле.

Спокойное отношение к проигрышу со стороны родителей, их собственный пример, безусловно, даст положительный сдвиги. Чтобы ребенок научился проигрывать, ему необходима ваша поддержка и одобрение.

Начните со сравнивания новых результатов с результатами не кого-то, а его собственными, это будет большим шагом, ребенок поймет, что может больше.

Очень важно, не врать и не преувеличивать положительный результат!

Объясните ребенку, что у всех есть свои достоинства, все люди разные — кто-то танцует, кто-то хорошо поет, кто-то красиво рисует, кто-то быстро бегает.

Если ребенок не умеет проигрывать, можно просто спокойно поговорить о том, что игра должна приносить удовольствие, неважно, проиграл ты или выиграл, не сегодня — значит завтра. Ведь постоянно выигрывать неинтересно и это уже не игра, а сценарий.

В конце концов, найдите другое занятие, в котором ваш ребенок будет чувствовать себя успешным.

Как принять поражение? Не спешите сразу после проигрыша утешать ребенка, дайте ему немного времени свыкнуться с мыслью о том, что он в данный момент времени не оказался «самым лучшим», а спустя некоторое время (полчаса-час) спокойно поговорите с ним, делая акцент не на эмоциях, а на действиях, и на причинах, которые помешали добиться победы.

Играя с ребенком, не поддавайтесь постоянно! Это приведет к тому, что ребенок привыкнет выигрывать и других вариантов не будет.

Если проиграли вы, похвалите ребенка за выигрыш, будьте примером для своего ребенка, покажите, как можно достойно выйти из проигрыша. Если же вы выиграли, ни в коем случае не хвастайтесь и не упрекайте ребенка.

Проигрывать не любит никто, но очень важно научиться достойно принимать проигрыш, такое качество пригодится во взрослой жизни.

1. http://deti-chudo.ru/kak-nauchit-rebenka-proigryvat/

2. http://paidagogos.com/?p=8519

3. http://klub-drug.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-proigryivat.html

С уважением, педагог-психолог ДО 3

Боровиченко Ю. А.

Ученые назвали три самых важных качества, которые гарантируют вашему ребенку успех в жизни

Мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми.

Прилагаем для этого все усилия: покупаем им лучшие игрушки, отводим как можно раньше на развивающие занятия, потом — заставляем зубрить уроки, взращивая «компьютер» с большим объемом информации, а не личность.

Ведь нужно хорошо учиться в школе, потом поступить в престижный вуз, иначе как можно преуспеть в жизни? Хотя в глубине души чувствуем, что не в одной учебе тут дело. Тогда в чем же? В генах, судьбе, везении?

AdMe.ru проанализировал советы многих ученых и психологов и вывел всего три качества, которые принесут вашему ребенку успех в жизни.

Кто из родителей хочет, чтобы его ребенок вырос заурядным, бедным человеком без большой цели в жизни? Пожалуй, таких родителей нет. Все хотят, чтобы дети стали более успешными, богатыми и счастливыми, чем мы сами. Так что же нужно для того, чтобы малыш рос уверенным в себе, умным и свободным человеком?

Есть много научных исследований на тему успеха, подтверждающих, что врожденные способности, интеллект и наследственность играют далеко не главную роль в жизни. Экономист Джеймс Хекман подтвердил эту теорию: он доказал, что показатель IQ практически не влияет на финансовое благополучие.

А вот усердие, настойчивость и способность сотрудничать, напротив, имеют решающее значение. Однако воспитанию этих навыков не принято уделять должного внимания. Но в наших силах все изменить.

Вот три главных навыка, развитием которых надо заниматься сегодня, чтобы завтра наши дети преуспевали в жизни.

Ученые из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка провели любопытное исследование. Они наблюдали за жизнью около 700 американских детей, начиная с ясельного возраста и до 25 лет, чтобы проследить связь между их социальными навыками в детстве и успехами во взрослой жизни.

Оказалось, что общительные малыши чаще, чем их замкнутые сверстники, добивались успеха в жизни: в большинстве случаев они окончили колледж, получили к 25 годам хорошую работу и не имели судимостей.

Вероятно, причина в том, что социально развитые дети могут спокойно находить язык с окружающими, избегать конфликтных ситуаций, быть полезными другим людям и уважать их чувства.

Причем умение общаться не сводится только к умению говорить.

Автор бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови называл умение общаться — то есть не столько говорить, сколько стараться понять собеседника — самым важным умением в жизни человека. «Когда мы не спим, мы почти все время общаемся.

Но подумайте вот о чем: мы тратим годы на то, чтобы научиться читать и писать, годы на то, чтобы научиться говорить. А как насчет слушания? Какой курс обучения вы прошли, чтобы научиться слушать?»

Важно научить ребенка с уважением относиться к другим, уметь избегать конфликтных ситуаций и не быть эгоистичным. Этот навык пригодится ребенку еще в песочнице: дети, которые умеют договариваться, не будут лезть в драку за чужую лопатку, а придумают, как можно играть вместе на общую радость.

В школе такой ребенок не будет получать «неуды» за поведение и лишний раз портить отношения с учителями и сверстниками. А в случае неуспеваемости по какому-либо предмету просто попросит о помощи одноклассников.

Что тут говорить о взрослой жизни, где обладатели научных степеней зачастую не могут достичь успеха и хорошего дохода из-за своей замкнутости, неумения общаться и работать в команде. А более активные, пусть и не всегда отличающиеся высоким IQ люди занимают серьезные должности и становятся руководителями.

При этом важно помнить, что успех вовсе не измеряется одной лишь работой. Он складывается из многих факторов, главным из которых часто называют поддержку близких людей.

Человек считает себя успешным, когда он становится профессионалом в своем деле, заводит крепкую семью и поддерживает отношения с друзьями, которые разделят с ним радость и поддержат в трудные периоды.

А без развитых коммуникативных навыков завести близкие отношения бывает нелегко.

Известный американский психолог и писательница Анжела Дакворт, автор книги «Твердость характера. Как развить в себе главное качество успешных людей» считает главным в обретении успеха именно страстность и настойчивость в отношении долгосрочных целей.

Ее труд ярко проиллюстровал пословицу «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Вместе со своей исследовательской группой профессор Дакворт потратила несколько лет на наблюдение за кадетами в военной академии Вест-Пойнт, участниками конкурса орфографии, учителями и менеджерами по продажам.

Целью исследования было предугадать, кто и благодаря чему окажется успешным в своем деле. У всех этих таких непохожих, на первый взгляд, людей, связанных с разными сферами, было нечто общее.

И это не красота, сила или высокий IQ — это то, что профессор Дакворт назвала словом grit, или «твердостью характера».

Врожденные способности и талант почти никак не связаны с реальными достижениями во взрослой жизни, уверена психолог. А настоящий успех приносят целеустремленность и упорство. И помимо многолетнего исследования, существует множество примеров из жизни, когда целеустремленный середнячок достигает более высоких результатов, чем неорганизованный и ленивый человек с задатками гения.

Читайте также:  69 фактов о родах, которые стоит знать каждой женщине

Альберт Эйнштейн сказал: «Успешный человек — всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение — беспредельно».

Именно творческое мышление помогает нам находить порой неочевидный выход из самых трудных ситуаций и решать проблемы, которые нам подбрасывает жизнь. А это уже половина успеха.

Никто не знает, как будет выглядеть работа будущего, но ясно одно: она будет отличаться от нашей. Креативное мышление позволит нашим детям быстро ориентироваться на рынке труда, идти в ногу со временем и, возможно, создавать свои рабочие места.

Каким образом вы воспитываете в своем ребенке стремление к успеху? Нужно ли это делать вообще? Поделитесь своим мнением в х.

Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.ru

Как научить ребенка проигрывать?

Как только дети становятся достаточно взрослыми для того, чтобы участвовать во всевозможных играх и соревнованиях, очень часто выясняется, что они совершенно не умеют проигрывать. Потерпев поражение, они устраивают истерики и скандалы или замыкаются в себе. Как же научить их достойно и красиво проигрывать? Что может помочь овладеть им этим великим искусством?

Умение красиво и достойно проигрывать – это один из самых важных психологических навыков, которому родители могут научить своих детей до того, как они отправятся в бурный океан взрослой жизни. Это поистине великое искусство, учиться которому (особенно представителям сильной половины человечества) нужно с самого детства. Почему это имеет такое большое значение?

Все дело в том, что практически вся жизнь мужчин, по сути дела, представляет собой одну большую игру, одно большое соревнование.

Они конкурируют друг с другом не только в различных играх и в спорте, но и в бизнесе, в повседневной работе, в личной жизни и во многих других сферах.

Конкуренция и борьба, хорошо это или плохо, является основой современной жизни, и кто-то в этом вечном противостоянии обязательно становится победителем, а кто-то – проигравшим.

Фактически вся наша жизнь состоит из маленьких и больших побед и поражений, и ни один человек не может все время выигрывать или все время проигрывать (хотя, конечно, встречаются хронические неудачники). Поэтому умение достойно себя вести в этой бесконечной череде побед и поражений важно не только для игрового и спортивного периода в жизни ребенка, но и для всей его дальнейшей судьбы.

Женщин это, конечно, касается в меньшей степени, но и в женском мире тоже существует своя конкуренция, свое соперничество. Поэтому разъяснительные, философские беседы о смысле побед и поражений нужно вести не только с мальчиками, но и с девочками.

Как стать мастером побед и поражений

Для того, чтобы стать мастером побед и поражений нужно много выигрывать и много проигрывать. Самое благоприятное время для знакомства ребенка с системой побед и поражений – это начало «игрового» возраста, когда он начинает участвовать во всевозможных игровых развлечениях сначала с родителями, а затем и со сверстниками.

Для того, чтобы приучить ребенка к тому, что поражение – это вполне естественная часть игры и жизненного процесса лучше всего начать его соревновательную деятельность с таких домашних развлечений, в которых победителя и проигравшего определяют удача и случай, а от возможностей и талантов игроков ничего не зависит (это всевозможные игры, в которых выпадают загаданные числа и т.д.). Неоднократно пережив победу и поражение, ребенок научится адекватно их воспринимать, и не будет сильно расстраиваться при проигрыше.

В настольно-спортивных играх, входящих в программу домашней Олимпиады, ребенку тоже нужно давать возможность как выигрывать, так и проигрывать, приучая его к тому, что победа и поражение – это неотъемлемая часть любого соревновательного процесса. Он быстро поймет, что главная интрига любой игры как раз и заключается в том, что непонятно, кто станет победителем, а кто проигравшим. Если бы это было заранее известно, играть было бы абсолютно неинтересно и бессмысленно.

Впоследствии, когда ребенок станет играть не только с родителями, нужно давать ему возможность соревноваться как с более слабыми, так и с более сильными противниками.Это станет для него еще одним отличным опытом на бесконечном пути побед и поражений, который будет сопровождать его всю жизнь.

Побежденный получает то, что теряет победитель

Конечно, ребенок не сразу научится достойно проигрывать. Для того, чтобы ускорить этот процесс, нужно объяснить ему, что поражение очень часто является гораздо более значимым в плане жизненного опыта, чем победа.

Как говорил американский писатель Уильям Фолкнер, «побежденный получает то, что теряет победитель».

Именно поражение, а не победа, заставляет искать новые пути и новые возможности, пробовать какие-то альтернативные варианты, развиваться и активно тренироваться, чтобы достичь цели.

Жизненная философия непобедимых людей

Объясните ребенку, что, проигрывая, он становится сильнее, поскольку приобретает очень важный жизненный опыт. Он должен научиться превращать любое поражение в победу и уметь извлекать плюсы из любых минусов.

Эта жизненная философия создает непобедимых, великих людей, которые многого добиваются в этой жизни.

Несмотря ни на какие ошибки и поражения, они продолжают двигаться дальше, развиваются в своем направлении и добиваются успеха (если не внешнего, то внутреннего).

Ребенок должен научиться правильно и достойно вести себя при проигрыше – улыбаться и поздравлять противника, ни в коем случае его не обзывать, не наносить вреда интерьеру, окружающим людям и себе.

Объясните ему, что настоящий мужчина – это не тот, кто постоянно выигрывает, а тот, кто умеет достойно проигрывать, потому что для этого порой нужно гораздо больше мужественности, чем для выигрыша.

Если вы научите ребенка такой мужественной философии, то ему не будут страшны в жизни никакие преграды, несчастья, провалы, катастрофы, маленькие и большие поражения. Этому великому искусству не учат ни в одной школе, и вы можете восполнить этот пробел в его образовании.

Конечно, если ребенок все время проигрывает – это тоже не есть хорошо. Значит, надо выбрать какое-то одно направление, которое получается у него лучше всего, и сконцентрироваться на нем. Не нужно стремиться быть первым во всем. Нельзя объять необъятное.

Главное – это не победа, а участие, потому что жизнь – это не триумф, а борьба

Вы должны убедить своего ребенка, что его проигрыш в игре или в спортивном соревновании никак не повлияет на ваше отношение к нему. У ребенка не должно быть страха поражения, иначе он будет скован и напряжен, из-за чего как раз и может проиграть.

Кроме того, необходимо объяснить ребенку, что гораздо важнее выявления победителей и побежденных удовольствие от процесса игры и сам факт участия в соревнованиях. Процитируйте ему великое выражение основоположника современного олимпийского движения Пьера де Кубертена «Главное – это не победа, а участие, потому что жизнь – это не триумф, а борьба».

Если он научится получать удовольствие от процесса, то никакие победы и поражения не будут иметь для него никакого значения. Говоря словами Бориса Пастернака, пораженье от победы он сам не будет отличать.

Научитесь сами достойно и красиво проигрывать

Не забывайте, что дети до 8-10 лет во многом копируют поведение своих родителей. Поэтому, если вы будете недостойно себя вести при проигрыше, есть большая вероятность того, что ребенок будет подражать вам в этом аспекте. Если же вы будете спокойно относиться к любым поражениям, то и ваш отпрыск со временем позаимствует это ценное качество.

Награждайте ребенка за ошибки!

Если в играх и в спорте дети бояться поражения, то в интеллектуальной и в творческой деятельности – ошибок. Именно к этому их приучает система школьного образования, которая наказывает детей за ошибки плохими оценками.

Вы должны научить ребенка обратному – доказать ему, что ошибки и поражения – это естественная часть любого творческого и предпринимательского процесса, и без них невозможно добиться ничего значимого и существенного в этой жизни.

Поэтому вместо того, чтобы наказывать ребенка за ошибки, поощряйте и награждайте его за них.

Только пройдя сложный, но интересный путь провалов и неудач можно открыть что-то по-настоящему новое. Без ошибок и поражений можно пройти только проторенной дорожкой. Но гении и таланты ходят иными путями.

Выигрывать тоже нужно уметь

Нужно научить своего ребенка не только красиво проигрывать, но и достойно выигрывать. Объясните ему, что не нужно добиваться победы любой ценой, жульничая и подставляя противника.

Победа должна быть добыта в честной борьбе. И, конечно же, ни в коем случае не нужно оскорблять проигравших, обзывая их всяческими нехорошими словами. Противника нужно уважать.

Если он проиграл, нужно подойти к нему, пожать ему руку и пожелать удачи.

Самое главное соревнование — с самим собой

В конце обучения великой науке побед и поражений, объясните ребенку, что самое важное соревнование в жизни у него должно быть с самим собой. Внешняя конкуренция не имеет особого значения.

Гораздо важнее и сложнее – победить себя вчерашнего, развиваться и улучшать свои собственные личные рекорды. Если ваш ребенок научится этому прекрасному искусству, то в будущем он скажет вам «большое спасибо» за то, что уже в детстве вы заложили в нем фундамент того, что сделало его непобедимым в жизни.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *