Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Электронный журнал

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

  • КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • Безобидные фразы, которые на самом деле воспитатель не должен говорить детям
  • Татьяна Авдуловапрофессор кафедры возрастной психологии МПГУ, кандидат педагогических наук

Расскажите воспитателям, какие фразы не следует говорить дошкольникам, чтобы не травмировать их. Примеры фраз и рекомендации, чем их заменить.

1. Фразы, в которых скрыты психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника1

Примеры фраз. «Отойдите от него все, пусть один сидит»; «Я смотреть на тебя даже не хочу».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли. Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство.

Рекомендация. Задача педагога – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давайте поможем Ане».

2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание

Примеры фраз. «Будешь баловаться, в другую группу отведу»; «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Ведущие в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.

3. Фразы, которые занижают самооценкуи унижают личность ребенка

Примеры фраз. «Посмотри, на кого ты похож…»; «С таким мальчиком никто не будет дружить»; «Не занимаешься – будешь глупым»; «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, нужно избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. У дошкольников здоровая самооценка – завышенная. Педагог должен разбирать вместе с ребенком его поведение в конкретной ситуации.

4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем

Примеры фраз. «Если так будешь себя вести, непонятно, в кого ты превратишься!»; «Еще раз сделаешь так – тебя выгонят из садика», «Плохо ешь – будешь маленьким».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».

5. Фразы, которые содержат гендерные ограниченияили полоролевые нарушения

Примеры фраз. «Ты ведешь себя, как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика); «Будешь вредной, никто замуж не возьмет»; «Настоящие мальчики не плачут».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Нужно создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. Особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка

Примеры фраз. «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»; «Из какого места у тебя руки растут?»; «С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!».

7. Фразы, которые пугают ребенка отвержениемсо стороны родителей

Примеры фраз. «Мне маме рассказать, что произошло?»; «Ну что, будем папу расстраивать?»; «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама.

8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи

Примеры фраз. «Не перестанешь кричать, вызову милиционера (чаще, чем полицейского)»; «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»; «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Педагогу следует исключить фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. Тогда не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

9. Фразы, которые ограничиваютдвигательную активность детей

Примеры фраз. «Стой на месте»; «Замри!»; «Перестань крутиться».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

Рекомендация. Чтобы остановить или затормозить чрезмерную двигательную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься», или «Возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями». Исключение – гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход и участие педагога-психолога.

Плакат для читателей в подарок к 1 Мая

  1. СКАЧАТЬ плакат в PDF
  2. О чем не нужно говорить дошкольникам, рассказывая о войне
  3. 1 Статья подготовлена совместно с журналом «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». Вернуться в текст
  4. Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
  5. (сервис доступен на сайте

e.psihologsad.ru)

8 фраз, которые ЗАПРЕЩЕНО говорить ребенку перед походом в детский сад

21 августа 2017 08:00 Евдокия Розумовская

Скоро осень и многие малыши впервые переступят порог детского сада. Мамы и папы уже сегодня стараются настроить ребенка на эти первые самостоятельные шаги, объяснить, что детский сад – это весело и совсем не страшно, рассказать, как он должен вести себя в коллективе. Однако подчас родители, сами того не желая, добиваются обратного эффекта.

Предлагаем вашему вниманию фразы, которые (по мнению психологов) лишь вредят быстрой и безболезненной адаптации. Итак, перед вами – 8 фраз, которые ЗАПРЕЩЕНО говорить ребенку перед походом в детский сад.

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

«Учись кушать самостоятельно, в детском саду тебя никто кормить не будет!» Фраза, которая формирует негативную установку ребенка на детский сад. Малыш воображает, что это страшное место, где ему никто не поможет, и он будет предоставлен сам себе.

Лучше скажите: «Ты уже такой большой и можешь кушать сам. Мне нравится смотреть, как ты управляешься с ложкой».

«Ну-ка поделись игрушкой, пойдешь в садик придется делиться, там все игрушки общие». Еще одна негативная установка, которая к тому же не стимулирует к щедрости. Когда ребенок впервые придет в сад, он будет накрепко прижимать любимого зайца к себе, чтобы тот вдруг не стал общим.

Лучше скажите ребенку так: «Смотри, мальчик хочет поиграть с твоей машинкой, он поиграется и отдаст». Так вы сохраняете за ребенком право собственности, ведь вам тоже неприятно было бы, чтобы кто-то распоряжался вашими вещами.

«Не плачь, а то отдам тебя в детский сад». Детский сад в качестве наказания, формирует у ребенка представление, что это очень плохое место, куда отдают непослушных детей, и где его будут обижать.

«Успокойся немедленно, иначе отдам тебя в детский сад и там оставлю». Эта установка еще хуже предыдущей. Когда ребенок пойдет в детский сад, он все время будет бояться, что за ним не придут и оставят здесь навсегда.

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

«Там не страшно, не бойся, воспитательница и дети не будут тебя обижать». Даже если ребенок до этого момента не беспокоился относительно садика, теперь начнет. Раз мама его утешает, значит, нужно бояться, что в саду страшно и там его будут обижать.

«Я останусь с тобой в группе». Не обещайте ребенку то, чего на самом деле не собираетесь делать. Обманывая ребенка, мы подталкиваем его к недоверию, а когда он подрастет – ко лжи. Поэтому, если уж вы пообещали остаться, не уходите пока ребенок сам не согласится вас отпустить.

Кстати, если у вас действительно есть возможность в течение первой недели оставаться с ребенком в садике –это очень здорово, поскольку поможет ребенку проще и безболезненнее адаптироваться на новом месте.

«Если ты пойдешь в садик, я тебе куплю…» Таким образом, вы воспитываете манипулятора, который будет вымогать покупку за то, что поел, пошел в сад, убрал игрушки, отправился спать и т.д.

«Не плачь! Смотри, другие детки не плачут». Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми. Чувство вины и собственной неполноценности – не лучшие помощники в жизни.

Оставьте малышу право на негативные эмоции, проявите понимание и скажите: «Я понимаю, что тебе грустно. Мне тоже грустно расставаться с тобой, но скоро я приду и мы пойдем на детскую площадку».

Угрозы от воспитателей в детском саду: 6 страшных фраз, которые надолго остаются в памяти ребенка

И, наконец, не позволяйте себе негативных высказываний и интонаций в отношении детского садика, воспитателя и другого персонала в присутствии ребенка.

Малыш безоговорочно верит всему, что вы говорите, и составляет представление об окружающем мире с вашей помощью. Поэтому, если вы говорите или намекаете на то, что воспитатели плохие, ребенок не сможет ощущать себя в детском саду в безопасности. Будьте мудрыми и все получится!

Кроме этого, предлагаем узнать о новой системе регистрации в детский сад, как правильно подобрать для малыша дошкольное учреждение и что делать, если ребенок часто простужается в детском саду. 

Сын 6 лет не слушается и дерётся в детском саду| Консультация детского психолога

Ребенку 6 год не слушается воспитателя в садике. Творит что хочет,сам по себе,дерется с детьми. Помогите воспитатель жалуется каждый день. И родителей не слышит.

Спрашивает: Шодиева Татьяна Александровна

Ответ

Здравствуйте, Елена Викторовна!

К сожалению, такого рода проблемы решаются довольно сложно, поскольку самоконтроль и сила воли у детей дошкольного возраста еще не так развиты, чтобы им можно было сделать внушение «вести себя хорошо» дома, и они бы в детском саду придерживались этой установки.

Так что то, как ребенок ведет себя в саду, конечно обусловлено его воспитанием родителями, и особенностями его характера, но в достаточной степени зависит и от непосредственной обстановки в детском саду, отношений ребенка с воспитателями и сверстниками, от тех стереотипов, которыми принято реагировать на разные ситуации в группе.

Поэтому вы конечно можете дома разговаривать с сыном о том, что взрослых нужно слушаться, что бить других нельзя, и проблемы нужно решать словами, но в первую очередь озаботиться тем, что они не могут справиться с мальчиком, должны сами воспитатели.

Читайте также:  Как делать покупки с детьми?

Обычно дело осложняется тем, что детей в группе много и уделять внимание кому-то одному более пристально, чем всем другим, воспитателям крайне сложно.

Однако если они хотя бы некоторое время будут успевать перехватывать руку вашего сына до того, как он ударит, только замахнувшись, и будут сообщать ему «Драться мы не будем, если ты что-то хочешь, скажи словами», то со временем мальчик перестанет драться, поскольку увидит, что такое поведение недопустимо. Недопустимо — то есть не допускают, а не (как, видимо, происходит сейчас) допускают, но потом по факту осуждают, недовольны, ругают.

Что касается «не слушается», чаще всего взрослые в состоянии смоделировать сами обстоятельства таким образом, чтобы от послушания или непослушания ребенка конечный исход ситуации не зависел.

Особенно если речь идет о чем-то действительно важном и принципиальном для взрослых.

Если, например, вы хотите, чтобы ребенок положил что-то и не трогал, не обязательно сто раз просить его положить и раздражаться от того, что он не слушается, можно просто взять вещь самой и сообщить, что трогать ее вы не разрешаете.

Если ребенок не одевается, например, вы можете одеть его сами, если не идет, его всегда можно взять на руки, разумеется, не стоит постоянно пользоваться преимуществами размера и силы, но иногда бывает полезным и детям увидеть, что что-то от их решений не зависит, и вам будет полезно не испытывать лишний раз собственное терпение.

Если под словами «и родителей не слышит» вы имели в виду, что мальчик не слушается и дома вас, то действовать нужно таким же образом, как я описала выше.

Если же вы имеете в виду, что сын не слышит вас, когда вы стараетесь объяснить ему, что он «плохо ведет себя» в детском саду, то тут лучше заручиться поддержкой, например, штатного психолога, чтобы он помог воспитателям наладить отношения с вашим сыном, поскольку, как я говорила в самом начале своего ответа, повлиять из дома на поведение ребенка в детском саду крайне сложно.

Отвечает: Ясинская Анна Михайловна, Детский психолог

Не говорите эти фразы ребенку, который идет в детский сад

Безболезненная адаптация малыша к детскому саду

Ану-ка поделись игрушкой — в саду придется делиться! Там все игрушки общие! Для ребенка это не аргумент, а для того, чтобы малыш смог взаимодействовать с другими детьми, ему нужно этому научиться. Лучше скажите: «Смотри, как мальчик хочет твою игрушку, давай дадим ему немного поиграть, он поиграет и вернет!»

Не плачь, если не замолчишь — отдам в детский сад! Так мы запугиваем ребенка, формируем впечатление, что в саду плохо и там могут обидеть.

Успокойся, иначе оставлю ночевать в садике! Опять же, пугаем ребенка еще и тем, что мама может хотеть избавиться от него, а значит, не любит …

Там не страшно! Не бойся! Воспитательница не будет тебя обижать! «Не» ребенком не воспринимается. Ребенок слышит: «Нужно бояться, в саду страшно, а воспитательница может обидеть»

Я буду с тобой в группе сидеть! (если на самом деле вы не собираетесь этого делать). Это обман. Обманывая малыша, мы сами себе роем яму, так как со временем он перестанет нам доверять, начнет обманывать сам. Поэтому, если вы пообещали остаться с ребенком — останьтесь, и не уходите, пока малыш на это не согласится.

Я тебе куплю …, если ты пойдешь в садик! Малыш привыкнет к тому, что каждый раз мама что-то покупает, и со временем начнет манипулировать и требовать все больше и больше.

Любой негатив о воспитателях, помощниках воспитателя ребенка, о садике в общем, даже просто интонация (в присутствии ребенка). Малыш формирует впечатление о воспитателях с ваших слов. Если вы негативно отзываетесь — значит воспитатели плохие, поэтому с ними оставаться опасно.

Не плачь! Смотри, другие дети не плачут! А ты … Не стоит сравнивать ребенка с другими. Никогда. Ни в коем случае! Лучше скажите: «Тебе грустно/горько, что приходится оставаться без мамы. Я тоже буду скучать по тебе!»

В саду так весело! Там столько игрушек! Там столько детей! Все играют, веселятся! Эти фразы способны вызвать у ребенка завышенные ожидания и сформировать впечатление, что садик — это развлечение, и в саду сразу с первого же дня будет так прекрасно. Поэтому лучше говорить правду, более сдержанно. Предупреждайте, что с детьми придется сначала познакомиться, что в саду будут занятия и воспитатель, которую нужно будет внимательно слушать.

Новое видео:

Новое видео:

Детский сад: советы по адаптации

Анастасия Поздякова

09.07.2019

Статья

Кто может дать самые лучшие советы по адаптации ребёнка в детском саду? Конечно, воспитатель, которая и сама мама – как наш блогер Анастасия Поздякова.

Многие родители, получая путёвки в садик, выбирают именно лето для периода адаптации, не дожидаясь 1 сентября. Летом дети в саду много гуляют на улице, и привыкание к новому месту проходит легче для малышей. 

Уже несколько лет я работаю с малышами. Сколько раз мне доводилось, как им трудно адаптироваться к новому для них месту обитания – детскому саду. Накопив определённый опыт, хочу перед началом учебного года дать родителям советы, которые помогут вам и вашим детям пережить этот трудный период.

6 советов воспитателя родителям новичков

  1. За день до первого дня в детском саду побеседуйте с ребёнком. Говорите ему о том, как хорошо ходить в садик, для чего это нужно, что он там будет делать, как там хорошо и весело с другими детками. Обязательно проговорите имена воспитателей, чтобы малыш уже знал их, и ему было легче к ним обратиться.

    Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!

  2. Первое время в детское дошкольное учреждение можно носить с собой любимую игрушку. Ребёнку легче, когда в незнакомом месте рядом с ним что-то родное и любимое. Кроме того, это хорошая мотивация для малыша: воспитатель предложит рисовать для игрушки, лепить для неё или учить игрушку держать карандаш, смешивать краски и т.д.

  3. Если ребёнку сложно оторваться именно от мамы, то рекомендую, чтобы в сад приводил кто-то другой: папа, бабушка, дедушка. Тот, с кем попрощаться легче, чем с любимой мамочкой. А мама пусть забирает – вот будет радости!

  4. Ни для кого не секрет, что чем быстрее расставание, тем оно менее болезненно. Поэтому в садике как можно скорее переодевайте ребёнка и уходите. Никаких долгих прощаний и объятий! Так будет только больше слёз и у ребёнка, и у мамы.

  5. Можно придумать какой-то ритуал и выполнять его каждый раз во время прощания. Например, малыш может помахать маме рукой в окно. Тогда в группе он будет быстрей бежать к окну, а не плакать на стульчике. Потом будет махать вся группа! Проверено на своём опыте.

  6. Будет здорово, если вы заранее подружитесь с детьми, которые посещают эту же группу. Встречайтесь с ними не только в стенах детского сада, но и, например, на детской площадке, в парке, ходите друг к другу в гости. Тогда в группе малышам не будет так страшно оставаться в незнакомом месте без мамы.

Как работают эти советы? Необычную историю про одеяло с именем «Гу-гу» рассказала наш блогер Александра Коробка:

«У нас привыкание к саду шло очень непросто. Набор в группу был в июне, и Ване на тот момент был только 1 год и 7 месяцев. Он у нас рано начал разговаривать, любил смотреть мультики, лёжа на диване со своим одеялом. Ключевое слово здесь «одеяло»: он настолько его любил, что нам приходилось брать его в дорогу, в гости, особенно если мы оставались где-то надолго. Ваня даже дал ему имя – «Гу-гу».  Когда я его отводила в садик первые дни, сердце моё разрывалось. У меня постоянно лились слёзы градом. Сыну было нелегче. И тут помогло наше одеяло! Мы взяли его в садик, и, когда воспитатель отводил Ваню в группу, он сидел на стульчике и обнимал своё одеяло, ни с кем не играя. На тот момент он был одним из самых маленьких, остальные дети были в возрасте 2-2,5 года. Наша адаптация длилась месяца полтора. Первое время мы ходили на 2-4 часа, с каждым разом прибавляя по полчаса. Когда Ваня начал привыкать, воспитатель тихонечко забрала у него наше «Гу-гу». Он немного повозмущался, но зато стал играть с детками.  Теперь в садик мы ходим с удовольствием. Бывает, конечно, немного капризов по утрам, что хочу ещё поспать. Но есть у меня пара фраз, которые всё-таки вызывают у него желание встать из тёплой кроватки и пойти умываться. Например, такие: «Сынок, а сегодня вы будете лепить из пластилина?». Он шепчет: «Не знаю…». Я ему в ответ: «Давай сходим и узнаем». Или заранее спрашиваю, что они будут делать завтра. Его это заинтересовывает. И да, дома мы до сих пор спим с нашим одеялом».

А у вас есть свои приёмы, которые помогут малышам освоиться в детском саду? Поделитесь в х!

Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!

«Мы вкладываем душу в детей»: монолог воспитателя детского сада в небольшом российском городе — Истории на TJ

В чем отличия современных детей от миллениалов, насколько низкой может быть зарплата и почему героиня ещё не уволилась.

Детская площадь в Тэби, Швеция​ Фото Ильи Варламова

Я работаю воспитателем детского сада уже 21 год и живу в небольшом российском городе с населением 26 000 человек. Стать воспитателем я хотела с тех пор, когда сама ходила в садик. Это была мечта и она осуществилась, правда, всё не так радужно, как я себе представляла.

Сразу после школы я пошла в педагогическое училище и отучилась на специальность дошкольного работника. Ещё во время учёбы меня отправили работать в детский сад, там и осталась работать ещё на 10 лет, а прервал работу декрет. Снова на работу я вышла уже в 2008 году, с тех пор выпустила три группы детей, теперь набрав четвёртую.

Миллениалы и их дети

Поначалу было интересно, отличаются ли дети 1990-х от нынешних. Оказалось – отличаются, но не сильно. Дети сейчас, как и тогда – замечательные. То, каким растёт ребёнок, сильно зависит от его окружения: родителей, родственников, от того, в какие игры он играет и как с ним общаются близкие.

Сейчас дети менее дисциплинированы, чем раньше, но это и не так плохо, как кажется. Родители имеют доступ к большому количеству литературы, статей и видео психологов, которые помогают правильно воспитывать детей и общаться с ними. У воспитателей подход к детям направлен на личность каждого ребёнка, а не на группу детей в целом.

​Площадка для прогулки одной из групп детского сада

Программа выстраивается таким образом, чтобы каждый ребёнок раскрывал свои таланты, работал в своём ритме и был услышанным.

Конечно, модель дошкольного образования сейчас не идеальная, но мы стараемся сделать её лучше. Мои дети дисциплинированы, потому что уважают меня.

Если детей в группе шакалит и они шумят, то я громко начинаю обратный отсчёт: «Три, два», – и на «один» в группе уже тишина.

Я не наказываю их, все конфликты мы решаем разговором. Если разговор не помогает, то ребёнок отправляется на «волшебный» стульчик и думает о жизни, как правило, он понимает, в чём был не прав. Важно наблюдать за детьми и переменами в их настроении, поведении. Часто агрессия, апатия, гиперактивность говорит о проблемах в семье, из-за которых ребёнок отдаляется от коллектива и уходит в себя.

​Детская беседка

Большое влияние на родителей и детей оказали современные технологии, и не всегда это влияние положительное. Дети с самого раннего возраста пользуются телефоном и компьютером, что в целом хорошо, если бы это не было в ущерб их развитию.

В конце 1980-х немногие семьи имели машину, поэтому в основном водили детей до садика пешком. Было время, чтобы пообщаться с ребёнком, услышать, как прошёл его день, рассказать об окружающем мире, растениях и поучить названия улиц. Такие прогулки расширяют кругозор, улучшают речь, развивают не только способности ребёнка, но и делают крепче семью.

Сейчас большинство родителей привозят ребёнка на машине, а учитывая, что город у нас небольшой и доехать от дома до сада можно за пять минут, пообщаться семья особо не успевает.

​Детская площадка

В большинстве семей работают оба родителя с утра и до вечера, чтобы обеспечить ребенка необходимым. Жизнь стала лучше, вещей и игрушек больше, но общения в семьях меньше.

Мы в садике стараемся давать детям много времени на общение с друзьями и игры, не перегружая их строгим графиком и информацией.

Отношения с родителями

Работа воспитателя ассоциируется со сложностями с детьми. Это и правда сложно – контролировать 25 маленьких детей, которые временами дерутся, справляют нужду в колготки и отказываются есть или сидеть на занятиях. Но сложнее работать с их родителями, потому что у каждого есть свой взгляд на воспитание и иногда ко мнению воспитателя не прислушиваются, возникают разногласия.

Большая часть родителей адекватна и охотно идёт на контакт, но есть те, которые будто специально хотят конфликта. Была одна семья, в которой родители приводили ребёнка в сад пару раз в месяц.

Из-за этого у девочки был бесконечный период адаптации к режиму, занятиям и коллективу.

Я входила в их положение и тактично просила родителей принять решение: либо ребёнок ходит в сад регулярно и не страдает от постоянной адаптации, либо ребёнка забирают и не мучают.

Решение не принималось, вдобавок семья девочки намеренно искала со мной конфликтов, вплоть до того, что они ходили к заведующей детского сада и просили меня уволить, потому что я не уделяю их золотцу достаточно внимания. Заведующая человек адекватный, так что я продолжаю работать.

​Шкафчики детей в саду

В нашем городе много цыган. Обычно они не водят своих детей в сад, но недавно у меня в группе их было двое – Соломон и Ярослав. Дети как дети, правда, перед выпускным ходить они перестали, чтобы не тратиться. Обычно цыганские дети немного отстают в развитии, но ведут себя нормально: стараются учиться, играть со всеми и не просят мелочи у прохожих, как мог бы кто-нибудь предположить.

Соломон и другие дети сделали мышей. Ярослав остался без мыши​

Всю нужную информацию до родителей я доношу утром или вечером, когда они приходят за ребёнком, но часто пишу в общий чат в WhatsApp.

В нём нет тысячи сообщений обсуждения покупки туалетной бумаги, как вы могли подумать. В этом чате родители меня любят. Есть и второй чат, где меня, скорее всего, любят уже не так сильно.

В нём есть только родители и там они обсуждают свои недовольства и решают, что дарить воспитателям на праздники.

Бывают случаи, когда разговор с родителями предстоит не самый приятный и не знаешь, чего от них ожидать. У меня была группа пятилетних детей.

Во время прогулки дети разбрелись по площадке и каждый играл, во что хотел. Моё внимание привлекли двое ребят: Настя и Костик, они стояли в конце площадки у заборчика и имитировали половой акт.

«Не в мою смену», – подумала я, подбежала к ним и оборвала их ниточку любви.

Вечером пришлось тактично объяснять родителям, что ничего страшного в самой ситуации нет – дети часто повторяют то, что видят. Вопрос: где они это увидели? Больше таких случаев не было, видимо, Костика переселили спать на кухню.

Зона с игрушками​

Мы разрешаем родителям приходить на занятия, смотреть, как учат их детей. Это особенно полезно, когда ребёнок только приходит в сад и ещё не адаптировался. Он видит родителей и успокаивается.

Я работаю в маленьком городе, где практически нет богатых семей – все или среднего достатка, или бедные, или очень бедные. Шикарных подарков нам не дарят, но вниманием не обделяют.

Обычно нам вручают что-то вроде коробок конфет, цветов или набора полотенец. Пару раз дарили наборы хорошего чая, пледы, постельное бельё, прочий текстиль и сладости.

Я рада любым подаркам, но никогда ничего не прошу.

Столовая​

Однажды моим коллегам, воспитателю и няне, родители подарили по маленькой колбасе. Видимо, чтобы при таких зарплатах те с голода не умерли.

Сейчас в стране повсеместная проблема с неуважением к учителям и воспитателям. Многие родители и дети считают, что мы работаем на них. А мы не на них работаем, а для них.

Обидно слышать, что мы предоставляем «воспитательные услуги», я ведь учу детей с самого маленького возраста – с двух лет — приучаю к туалету, учу держать вилку, учу читать, рисовать, писать.

Всё, что ребёнок учится делать с двух до семи лет – всему этому учу именно я, потому что ребёнок проводит в саду практически всё время.

В то же время в интернете много видео, на которых воспитатели унижают детей, оскорбляют, а то и бьют. Я категорически против этого и насилия в целом. Всё можно решить общением. Воспитание – это долгая, кропотливая, комплексная работа родителей и воспитателя.

Детский туалет​

Роль государства

В России труд воспитателей не ценится и государство не вкладывается в ребенка тогда, когда это больше всего необходимо. Самое главное – сделать детство ребенка счастливым, дать хорошие развивающие детские площадки, современное образование и тогда в будущем он станет полезным обществу, ведь этого же хочет государство?

Когда я работала воспитателем в молодости, родители ничего сами не покупали в сад и не сдавали деньги на ремонт и прочие нужды – всё делало государство.

Сейчас родители сами покупают все принадлежности для занятий: бумагу, пластилин, ножницы, карандаши, краски и прочие мелочи. Периодически я выдаю им список того, что нужно, и они приносят.

На замену окон, мебели и ремонт тоже сдают деньги родители, а оформляется это как договор добровольного пожертвования.

Развлечения вроде театра и цирка тоже оплачивают родители, а мы уже ведём всю группу детей на представления. Не у всех есть деньги на развлечения и экскурсии, даже на минимум товаров для ребёнка, из-за этого иногда чувствую себя вымогателем. Я понимаю родителей, хочется, чтобы государство больше заботилось о детях – это же действительно наше будущее.

Детские умывальники

Кормят детей не очень хорошо – не хватает свежих овощей и фруктов. На кухне нет для них отдельных столов, что обязательно, поэтому пока без них.

Часто удивляюсь, что родители с невысоким достатком охотнее отдают деньги в «казну» сада. Зажиточные семьи часто тянут до последнего, лишнего рубля в садик не принесут, хотя мы же тратим эти деньги не на себя, а на вашего ребёнка. Небогатые семьи без вопросов сдают всё необходимое сразу.

Наш детский сад муниципальный, так что его финансирует город. По факту муниципалитет платит только за аренду помещения под детский сад, на зарплаты персоналу и коммунальные услуги. Помимо постоянных «пожертвований» саду, родители платят за обучение детей 1000 рублей в месяц, из них 180 рублей за питание, а остальное на «воспитательные услуги».

Недавно на бессменного мэра нашего города завели уголовное дело, связанное с коррупцией, так что надеемся на увеличения финансирования в дальнейшем. И на нормального мэра.

Обязанности воспитателя

Ещё одно различие в работе воспитателя 20 лет назад и сейчас – это объём работы с бумагами. Самое ненавистное и угнетающее занятие – бесконечное ведение планов, списков и отчётов.

Их так много, что после работы вместо отдыха я сижу и пишу.

Часто приходится писать два плана, в которых есть незначительные различия, но оба нужно показать муниципальной комиссии, которая проверяет всю документацию.

Времени на эти дела в рабочее время просто нет – в группе около 30 детей и нужно следить за всеми, чтобы ничего не произошло, потому что на нас лежит не просто ответственность, а уголовная ответственность. Если что-то случится с ребёнком, то я просто сяду в тюрьму.

Рисунки трёхлетних детей​

Я считаю своей заслугой то, что на работе занимаюсь исключительно общением с детьми, а не написанием планов, как другие. Я слежу за их эмоциями, что они любят, что им интересно, и исходя из этого составляю свой план работы.

Начать изменения в дошкольном образовании нужно именно с этого – уменьшить объём бумажной работы, чтобы воспитатели могли заниматься детьми.

Зарплата

Зарплата очень низкая, и я не понимаю, как можно такую важную работу оценивать на такие смешные деньги. Я работаю 50 часов в неделю – пять дней по 10 часов.

Когда я только возобновила работу в 2008 году, оклад был 3500 рублей. Работали мы по семь часов в день, то есть на 15 часов в неделю меньше, чем сейчас. До обеда работал один воспитатель, а после обеда другой – не так уставали, как теперь.

Ближе к 2014 году зарплаты выросли – были хорошие доплаты к окладу за активную деятельность, я получала почти 20 000 рублей. После Олимпиады в Сочи стало намного хуже.

Сейчас оклад у меня 7125 рублей плюс выплата стимулирующих. Стимулирующие формируются из твоей «внеклассной» работы. В течение года я провожу открытые занятия, пишу работы для конкурсов и прочее. Сдаю доклад о проделанной работе и за это начисляют баллы каждый месяц, в сумме зарплата не доходит и до 12 тысяч рублей. Сами понимаете, как это мало.

​Игровая комната

Раньше за наличие высшего образования доплачивали, а сейчас без него тебя просто сократят. Я училась в училище, поэтому недавно пришлось отучиться еще и в институте. Обучение никто, естественно, не оплачивает, но без него тебя сократят.

Помимо этого, раз в три года нужно проходить курс повышения квалификации. Сначала нужно онлайн изучать информацию курса, проходить тесты и выполнять задания.

Если всё удачно сдаёшь, то тебя отправляют в ближайший город для прохождения обучения офлайн. Нас отправляли в город в 200 километров от дома.

Само обучение бесплатное, но нужно оплатить дорогу, проезд по городу, жильё и питание в течение 14 дней.

Игровая комната​

Сложно воспитателям, у которых семьи с детьми – приходится уезжать и оставлять их одних, но иначе работать нельзя. Я за то, чтобы проходить обучение в интернете. Это доступно каждому, намного проще и эффективнее.

Дети, которых жаль

Я уже говорила об основных недостатках: куче бумажной работы и низкой зарплате. Ещё один недостаток – дети из неблагополучных семей. Не дети сами по себе недостаток, а эмоции, которые испытываешь, глядя на них. Я же люблю детей и мне трудно иногда оставаться тактичной с родителями, которые не умеют или не хотят растить детей.

Был случай с нормальной семьёй – мать логопед, отец был – и хорошо. Практически каждый день ребёнок приходил неухоженный: грязный, от него неприятно пахло. Он ходил всегда в одних и тех же колготках, которые настолько протёрлись, что я уже даже не могла их зашить – просто не за что было цепляться нитке. Сколько раз я говорила об этом маме – бесполезно.

Однажды я добавила экстрима в свою жизнь и «случайно» порвала их. На следующий день мальчика привели в новых колготках. У него же на шее от верёвочки с крестиком было раздражение, она ему натирала. Говорила маме, но, опять же – бесполезно. На коже у него был постоянный дерматит и ничего с этим родители не делали. Грустно смотреть на всё это.

Здание детского сада​

В другой группе была девочка, мама которой ушла из семьи и никак не участвовала в воспитании – занималась устройством личной жизни. Отец её был алкоголиком, так что однажды администрация нашего сада пришла к нему в гости, чтобы посмотреть, в каких условиях живёт ребёнок.

Маленькую девочку застали на полу с газировкой и чипсами, на диване днём спала женщина, которую эта девочка не знала, а отец после этиловой вечеринки плохо соображал, что происходит. Ребёнка передали матери, которая в дальнейшем от неё отказалась. Сейчас девочка в интернате.

Помимо таких случаев, иногда приходится работать с семьями, в которых родители плохо понимают, как воспитывать ребёнка.

С детьми мало общаются, поэтому речь не развивается, ребёнка не понимают окружающие, отчего он злится, проявляет агрессию или замыкается в себе.

Нужно обязательно обращать внимание на изменения в настроении ребёнка, быть чутким и не забывать, что ребёнок – не взрослый и его всему нужно учить и наставлять на верный путь. Нельзя требовать от детей того, что даже взрослые иногда не в состоянии сделать.

Идеальное дошкольное образование

Чтобы сделать детский сад идеальным для ребёнка, нужно начинать с самого здания. Сады должны быть современными, с детскими площадками, которые развивают воображение и безопасны для детей.

Конечно, все расходы за ремонт сада и покупку мебели должно взять на себя государство. Хочется, чтобы дети занимались в светлых, тёплых и красивых помещениях, ели полезную вкусную еду и имели всё, что им необходимо для обучения.

Центр дошкольного обучения Hobsonville Point, Новая Зеландия​ Фото Ильи Варламова

Хорошо, если воспитателям выделят компьютеры для работы и проекторы в группы. Хочется, чтобы город отправлял детей на экскурсии, чтобы они хотя бы видели, как выглядит трамвай или троллейбус – в нашем маленьком городе и этого нет.

Детский сад KM, Япония​ Фото Ильи Варламова

Несмотря на все минусы и сложности, я люблю свою работу. Человек, который бы её не любил, просто уволился бы через месяц работы. Мне нравится, что я нахожусь в коллективе, у которого одна цель – воспитать детей, дать им новые знания и сделать детство счастливым.

В системе дошкольного образования много проблем, основные – низкие зарплаты, отсутствие финансирования, сокращения персонала и обесценивание деятельности воспитателей. Дайте детским садам больше денег и вы увидите, насколько лучше станет дошкольное образование, а с ним и школьное.

То, какое общество будет в России через 20 лет, зависит от того, что вы вложите в нынешних детей. Мы – воспитатели – вкладываем душу в детей, переживаем за них, поддерживаем и помогаем. Учим, видим первые успехи и стараемся для детей и для их будущего. Очень хочется, чтобы наши старания не прошли напрасно.

Эта статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

#истории #личныйопыт #дети #родители #лонгриды #лигаавторов

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *