Вредные и плохие привычки у детей до года — и такие ли они вредные на самом деле

  • Вредные и плохие привычки у детей до года - и такие ли они вредные на самом делеС ростом и развитием ребенка у него нередко появляются привычки, которые со временем, если на них не обращать внимания, становятся вредными, и могут не только вредить в детстве, но и преследовать человека всю его сознательную жизнь.
  • Что такое привычка и какую из них можно отнести к вредным?
  • Привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.
  • Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).

К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.

  1. К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: сосать пальцы; грызть ногти, карандаши, ручки; брать в рот посторонние предметы; ковыряться в носу; ябедничать; обманывать сверстников и старших; брать чужие вещи; сквернословить (употреблять ненормативную лексику); курить, пить, употреблять наркотики; быть зависимым от телевизора и компьютера и другие.
  2. Советы родителям: что делать, если ребенок курит
  3. Причины появления вредных привычек у детей

Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени.

Одной из причин (может быть самой главной) появления вредных привычек у детей является недостаток внимания к ребенку со стороны родителей, прежде всего матери, родных и близких. Другими причинами могут быть:

  • желание ребенка обратить на себя внимание взрослых;
  • психологические или физические проблемы у ребенка;
  • стремление избавиться от скуки или успокоиться;
  • особенности характера ребенка и методы его воспитания в детстве;
  • подражание старшим или своим сверстникам и др.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Если у ребенка вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то родителям необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а именно преодолевать ту или иную вредную привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.

Что делать: ребенок матерится

Как же помочь ребенку освободиться от вредных привычек?

Привычка «сосать пальцы» – если малыш тянет пальчик или кулачок в рот, то это может означать, что он голоден, у него не удовлетворён сосательный рефлекс, что он скучает, беспокоится, его что-то мучает.

Некоторые дети уже после года забывают про пальчик, иные сосут палец или соску вплоть до трёх лет. Всё это нормально.

Задуматься стоит, если даже и на четвёртом году жизни ребёнок продолжает сосать палец или только начинает это делать.

Распространённой ошибкой родителей является то, что они стараются подавить привычку «агрессивными» способами: наказывают, стыдят… А ведь такие методы вызывают совершенно обратную реакцию, данная вредная привычка у ребенка только закрепляется.

Что же делать? Выяснить причину и устранить её. Установить с ребёнком доверительные отношения.

Своевременно замечать, когда он напуган, чем-то встревожен, стараться приласкать и успокоить его, поговорить, отвлечь… И никогда не скупиться на похвалу!!! Ребёнку нельзя запрещать, нужно стараться объяснить почему, например, вредно сосать пальцы. Разнообразить жизнь малыша, сделать её яркой и насыщенной.

Советы родителям: ребенок обзывается

Привычка «грызть ногти, карандаши, ручки» – самое распространенное мнение на этот счет – ребенок грызет ногти, когда он нервничает. Иногда это беспокойство внутреннее, которое сам ребенок может не сознавать, и попытки родителей выяснить причину ни к чему не приводят.

Было замечено, что некоторые дети школьного возраста при возникновении трудностей в общении со сверстниками или усвоении школьной программы, начинают грызть ногти. Слишком строгое отношение к ребенку со стороны отца или матери может дать толчок этой привычке. По мере взросления ребенка эта привычка угасает, но у 15 % взрослых людей она сохраняется на всю жизнь.

В подростковом возрасте примерно 45% детей грызут ногти. Как же помочь этим детям?

Наказаниями и постоянными окриками: «не грызи ногти» здесь не поможешь. От взрослых требуется убедительно доказать вред этой привычки для человека. Использовать все возможные примеры из жизни: можно показать под микроскопом сколько микробов находится под ногтями.

Привычка «брать в рот посторонние предметы» – многие мальчики и девочки любят брать в рот различные мелкие предметы: монеты, пуговицы, детали конструктора.

Играя, они о них забывают и могут случайно проглотить или, что еще хуже, предмет может попасть в дыхательное горло. Дети грызут ручки, карандаши, рукава, пододеяльники и т.п.

Следует внушить ребенку, что во рту могут находиться только пищевые продукты, питье и еще лекарства во время болезни. Жестко контролировать, держит ребенок что-нибудь во рту или нет. Это избавит его от опасности.

Воспитание ребенка: ошибки мам

Привычка «ковыряние в носу» – то, что это некрасиво понимают все. Но ведь это ещё и вредно. Дети, при ковырянии в носу, зачастую выдёргивают из ноздрей крошечные волоски, которые служат естественными фильтрами, защищающими от пыли и грязи вдыхаемого воздуха.

Самой распространённой причиной ковыряния в носу у детей является сухость слизистой, из-за которой ребёнок чувствует сильное раздражение и зуд. Необходимо позаботиться о том, чтобы вдыхаемый воздух был не слишком сухим. Для этого можно купить увлажнитель воздуха или расставить в комнатах ёмкости с водой. И обязательно научить ребёнка пользоваться носовым платком.

Зачастую этого достаточно, чтобы избавиться от неприятных ощущений в носу, а соответственно и от вредной привычки.

Привычка «ябедничать» – ребенку до трех лет слово «ябеда» будет не совсем понятно. Он еще не осознает последствия своего поступка и фактически своей жалобой он делится со взрослым увиденным. В старшем же дошкольном возрасте ребёнок вполне представляет какая реакция последует за его словами.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку разницу между доносом и сообщением о чём-либо. Например, рассказать о том, что кто-то попал в беду – это ответственный поступок. Дети должны рассказывать взрослым о том, что кто-то поранился, кому-то угрожает опасность. Необходимо научить ребёнка не ябедничать.

Малыш должен понимать, что вы будете слушать только полезную информацию.

И ещё: стараться, чтобы ребёнок учился самостоятельно справляться с проблемами. Одной из причин «ябедничества» как раз является то, что дети не знают, как им справиться с проблемой, поэтому и обращаются ко взрослым.

  • Советы, как воспитать послушного ребенка
  • Привычка «обманывать сверстников, старших» – ее истоки выходят, как правило, из перенимаемого примера от сверстников.
  • Если родители узнали, что их ребенок склонен говорить неправду, то необходимо:
  • понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался;
  • как можно чаще демонстрировать ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы;
  • исключить жестокие наказания, в том числе за ложь;
  • постараться самим, быть правдивыми, честными, и искренними, – это лучшее лекарство ребенку в искоренении этой пагубной привычки.

Привычка «брать чужие вещи (воровство)». Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие.

А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых.

Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства и если ситуация не меняется с возрастом, – значит, это уже не проступок, а болезнь.

Родителям, воспитателям, и учителям необходимо:

  • Не осуждать ребенка публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.
  • Ни в коем случае не наказывать детей физически. Достаточно на первый раз ограничиться рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребенку, что даже если он в чем-то очень нуждается, воровство – не способ решения проблемы.
  • Не напоминать все время о проступке и не уделять ему большого внимания. Лучше подумать о том, как вы можете проводить с ребенком больше времени.

Воспитание ребенка: жестокость детей

Привычка «сквернословить» – ругательства ребенок узнаёт задолго до того, как идет в первый класс. И сам их произносит до тех пор, пока не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается для того, чтобы показать себя взрослым и независимым. Чтобы исправить ситуацию родителям и близким нужно:

  • Не использовать в своей речи ненормативную лексику.
  • При каждом новом «словечке» ребенка объяснять ему, что так говорить неприлично.

Привычка курить, употреблять спиртное и наркотики – одна из самых тревожных и беспокойных для родителей – получила в последние годы широкое распространение среди школьников, причем к курению дети приобщаются нередко уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, а тяга к спиртным напиткам (слабоалкогольным) и наркотикам появляется в старших классах. Иногда простое любопытство, желание «все попробовать» со временем приводит к трагическим последствиям.

Узнав о таком «опыте», родители должны бить тревогу, исключить возможность его повторения и продолжения, принять самые разнообразные меры для спасения своего ребенка, в т.ч. обратиться к подростковому врачу-наркологу.

Привычка «быть зависимым от телевизора, компьютера» – это порождение цивилизации, с одной стороны; подражание родителям и друзьям – с другой.

Теле-компьютеромания приводит к тому, что многие дети, просиживая часами за компьютерами и телевизорами, «садят» зрение, «зарабатывают» искривление позвоночника, анемию (снижение кислородтранспортной способности крови), проблемы с пищеварением и лишним весом.

У таких детей появляются частые головные боли, быстрая утомляемость и как результат – пропуски занятий, низкая успеваемость.

Выход из ситуации – изменение образа жизни, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе и т.п.

Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить если бороться с ней от случая к случаю.

Родителям необходимо помнить: только заботливое и внимательное отношение к своему ребенку, взаимное расположение и доверие помогут воспрепятствовать формированию у детей и подростков вредных привычек!

Как разговаривать с детьми о вредных привычках

Психиатр, психотерапевт, доктор наук Екатерина Сигитова написала книгу «Как бы тебе объяснить. Находим нужные слова для разговора с детьми» (издательство «Альпина.Дети», 2020).

Автор рассматривает сложные темы, на которые родителям желательно хотя бы немного поговорить с детьми: о безопасности, о поведении в интернете, о здоровье и болезнях, о теле, о еде, о наркотиках и зависимостях, о привычках, о разводе и об отсутствующем папе, о различиях и неравенстве, о войнах и насилии. Публикуем отрывок, посвященный разговорам с детьми о вредных привычках:

Начав писать эту главу, я поняла, что все очень запутанно. В СССР было принято подразумевать под вредными привычками в основном курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Современная же наука доказала, что основы формирования любой зависимости — вовсе не привычки, а довольно много разных факторов, включая наследственность, факторы окружающей среды, особенности воспитания в семье и много всего прочего.

А то, что является именно привычками с психологической и медицинской точки зрения — неважно, вредные они или полезные, — называется в русском языке как угодно, только не так. Так что давайте сначала отделим мух от котлет

Необходимые вводные

Что такое привычка? Это повторяющееся поведение или действие, позыв к которому очень похож на настоящую потребность, нужду (хотя по факту не является ею). Привычка появляется, когда действие было повторено много раз, при этом было нетрудным и повлекло за собой хотя бы маленькую награду.

Читайте также:  10 заповедей здорового купания крохи

Как правило, привычка — штука крепкая и стойкая, поэтому может сохраняться месяцами и годами, даже тогда, когда уже не нужна. Стоит отличать привычку от привыкания. Привычка — это поведенческий акт, а привыкание — состояние, при котором старая «доза» (лекарства, эмоций и т.д.

) уже не действует так, как должна, поэтому нужно что-то более интенсивное.

Давайте окончательно проясним, что на самом деле является вредными привычками у детей, а что нет, и устраним утаницу в терминах. Курение, употребление наркотиков и алкоголя, а также зависание в интернете, страсть к видеоиграм и азартным играм — это зависимости, в которых, конечно, может спрятаться кусочек привычки. Но привычка никогда не составляет 100% зависимости и не вызывает ее.

Например, желание зажечь сигарету или автоматическое движение руки в карман за телефоном — это части привычки. Но сама потребность в курении сигарет и сидении в соцсетях — гораздо более сложная штука, и, даже если убрать из нее все-все привычки, останется много другого.

Поэтому разговоры с детьми о курении, наркотиках и алкоголе, а также о других видах зависимостей я буду рассматривать в отдельной главе.

Вот что ошибочно относили к детским вредным привычкам в СССР в прошлые десятилетия, когда наука еще не продвинулась так далеко, как сейчас:

  • вранье, воровство (сейчас считается, что это либо психологический симптом личностных нарушений у ребенка, либо показатель внутрисемейных проблем, либо норма в отдельных случаях, если ребенок так делает не всегда);
  • драки (сейчас считается, что это следствие проблем в семье, в группе сверстников или же последствия социального научения в случае, если ребенок проводит много времени в агрессивной среде);
  • ябедничество (сейчас считается, что это особый вид поведения в группе и либо он нормален для этой конкретной группы и ее законов, либо его практикуют дети, желающие быть на особом положении);
  • ругательства (сейчас считается, что это следствие социального научения либо способ проверять границы — в случае, если происходит не постоянно);
  • грызение ногтей, ручек и карандашей, сосание пальцев, засовывание в рот посторонних предметов (сейчас считается, что это вид невроза, развивающийся из-за стресса, неблагоприятной семейной обстановки или из-за того, что ребенок не вполне благополучно преодолел так называемую оральную фазу развития);
  • выдергивание волос, выдавливание прыщей, расцарапывание себя, самопорезы и другие виды самоповреждений (сейчас считается, что это симптом аутоагрессии и возникает у детей с проблемами во внутрисемейных отношениях, а также у тех, кто пережил психотравмирующие ситуации);
  • мастурбация, онанизм (сейчас считается, что это либо норма — если происходит не слишком часто и ребенок способен усвоить социальные правила на эту тему, либо тревожный сигнал о возможном сексуальном использовании ребенка. Если количество мастурбации резко увеличилось, это может говорить о переживании ребенком сильного стресса, о преждевременном половом созревании и т.д.);
  • ерзание на стуле, невозможность усидеть спокойно и сосредоточиться, отвлекаемость (сейчас считается, что это симптом особого состояния мозга, которое называется «синдром дефицита внимания и гиперактивности» — СДВГ);
  • раскачивание из стороны в сторону, дрыганье ногой, стереотипные движения, постоянное кручение в руках разных предметов (сейчас считается, что это способ стабилизации, характерный для детей и некоторых взрослых с тем же СДВГ, аутизмом и синдромом Аспергера, задержкой психологического развития и т.д.);
  • недержание мочи, энурез (сейчас считается, что это вид невроза, который может развиваться из-за психологических проблем у ребенка, негативных внутрисемейных взаимоотношений, последствий травмы и пр.).

Если у вашего ребенка есть много привычек из этого списка, вероятно, что-то в его жизни идет не так уж хорошо. Возможно, стоит обратиться к детскому или семейному психологу.

Но раз все это НЕ вредные привычки детей, то что же такое настоящие вредные привычки? Ничего ведь и не осталось! Не совсем так.

Вот некоторые из настоящих вредных привычек, которые являются именно привычками, а не неврозами и не сигналом о том, что в семье есть проблемы:

  • включать телевизор (компьютер, телефон, планшет);
  • щелкать суставами пальцев;
  • перебивать;
  • сутулиться или лежать/сидеть в определенной позе;
  • разбрасывать вещи (строго говоря, это скорее отсутствие
  • привычки убирать);
  • ковырять в носу.

Привычек огромное количество, просто большая часть из них совершенно незаметна на первый взгляд. Ч.

Дахигг, автор известных книг о привычках, приводит вот какие цифры: почти половина того, что мы делаем, управляется именно привычками, а не чем-то другим.

Именно поэтому важно разговаривать с детьми, помогать им понять, как это все работает, — и учить их управлять своей жизнью, чтобы привычки не делали это за них.

Когда говорить?

Согласно исследованиям, первые привычки могут формироваться у детей уже в возрасте 1-2 года, но в этом возрасте ребенок еще не поймет объяснений про их механизм, поэтому лучше начинать с 3-4 лет. Слишком затягивать тоже не стоит. Общее правило такое: поговорить желательно до того, как это начало становиться проблемой.

У детей разного возраста есть определенные особенности, которые неплохо будет учесть при начале беседы.

Дошкольники. Нуждаются в очень конкретных и простых объяснениях, без особенного углубления в науку. Хорошо понимают идею вознаграждения, которое обязательно следует за любой привычкой.

Школьники. Могут понять, что привычка «работает» через определенный механизм в нашем мозге. Испытывают сложности с пониманием длинной временной перспективы, поэтому в качестве примеров лучше использовать привычки с краткосрочным эффектом.

Подростки. Способны заметить, как много в их жизни разных привычек и как сильно они влияют буквально на все. Понимают, что привычки бывают не только физическими. Уже могут выстраивать причинно-следственные связи и видеть возможные долгосрочные эффекты и последствия привычек.

Лучше всего привязать начало разговора про привычки к какой-то ситуации. Если вы заметили, что ваш ребенок делает что-то автоматически, используйте это. Спросите его/ее, почему он/а делает именно так и что получает в результате. То же относится и к героям сказок и фильмов. Можно использовать какую-нибудь свою привычку (лучше, если она будет достаточно простой и безобидной).

О чём говорить?

1. Как устроены привычки Согласно Чарлзу Дахиггу, у любой привычки есть три компонента: триггер, поведение и награда. Триггер — это конкретное событие, момент, предмет, мысль, человек и пр., на которые мы реагируем всегда одним и тем же способом, как будто ловимся на крючок.

Способ реагирования на триггер — это и есть поведение, составляющее основу привычки. А награда — то, ради чего мы это действие вообще повторяем (или когда-то повторяли, если привычка устарела и сейчас это уже не актуально).

Например, мытье рук: триггером тут будет ощущение грязи на руках или полученная мозгом информация о том, что руки побывали в нечистых условиях; способ реагирования — само мытье, а награда — облегчение от ощущения чистоты рук и сознания того, что никаких микробов или грязи на них нет.

Как правило, привычка формируется после многократного повторения в течение определенного времени (об этом см. дальше).

2. Избавление от вредных привычек

Одна из главных идей, которую вам нужно передать детям: если привычка уже сформировалась, от нее очень трудно избавиться. В некоторых случаях — почти невозможно. Поэтому при обнаружении какой-то нежелательной привычки нужно сосредоточиться на том, чтобы изменить ее, а не на том, чтобы ее убрать. Способность к изменению привычек не зависит от возраста и пола, это доступно всем. Для изменения привычки нужно ее хорошо изучить (см. пункт 1 «Как устроены привычки» — найти крючок-триггер и вознаграждение) и заменить промежуточное поведение таким, которое тоже достаточно вознаграждается. Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе триггера, потому что полезная привычка просто не сможет сформироваться, если она не привязана ни к чему хорошему. Так уж устроен наш мозг — и у взрослых, и у детей.

3. Привычки, не похожие на привычки

Есть определенная группа привычек, которые таковыми не выглядят. Например, страх перед зубными врачами у детей может быть связан с реальным плохим опытом лечения зубов. Но если такого опыта уже давно не было или он был всего пару раз, то этот страх может быть просто привычкой. К сожалению, подобные привычки могут здорово портить нам жизнь, ведь они мешают нашему спокойствию, заставляют плохо реагировать даже тогда, когда никакой причины для этого нет, и в итоге нам становится хуже на ровном месте.

Сложность еще и в том, что почти невозможно узнать, какое именно вознаграждение ребенок может получать от этой привычки. Кажется, что никакого.

Но это не так: например, тот же страх перед стоматологами может приводить ребенка в такое состояние, что ему уже не до фактической боли, то есть отвлекать от неприятных ощущений через более сильные ощущения.

И если помочь ребенку понять эту цепочку, можно будет пробовать другие виды поведения, которые не так сильно усугубляют ситуацию.

Мифы связанные с привычками

Миф 1. Мои дети — хорошие, у них не может быть вредных привычек! Ведь у нас в семье их нет. Большинству родителей свойственно думать, что их дети лучше других детей и не могут попасть в плохую ситуацию или приобрести вредную привычку. Но наши дети не всегда ведут себя так, как мы от них ожидаем, как бы ни было трудно это признавать.

Пробовать свои собственные жизненные правила, а не следовать ожиданиям родителей во всем — абсолютно нормально для детей, особенно в подростковом возрасте. Дети — великие экспериментаторы. Они все пытаются изучить и попробовать, и это легко может привести их к привычкам, которые не полезны.

Чтобы ребенок избавился от плохой привычки, надо его за это постоянно стыдить (вариант — один раз как следует отругать). В нашей культуре стыд, страх и вина десятилетиями были самыми главными способами воспитания детей. Прямо скажем, многие из нас на собственном примере хорошо знают, к чему это привело.

Стыд, вина и страх, если они используются постоянно, не так уж безопасны для детской психики. Конечно, они могут сформировать мотивацию чего-то не делать, но эта мотивация притащит с собой много других проблем.

В целом нейробиологический механизм привычки таков, что эмоции, конечно, могут на него повлиять, но для этого потребуется огромное количество усилий, и негативных эффектов тоже будет предостаточно. Так что проще и лучше идти по пути объяснений и осознавания наград.

Миф 2. Привычка формируется за 21 день без пропусков.

Этот миф возник довольно давно, после того как ученый Максвелл Мальтц в своей книге «Психокибернетика» написал, что психике нужен примерно 21 день для адаптации к изменениям. На самом деле количество дней, которое понадобится конкретному человеку для формирования новой привычки, может быть любым. Исследования дают цифру от 18 до 254 дней. Что же касается пропусков, эта идея принадлежит другому автору, Джерри Сайнфилду, который писал, насколько важно «не прерывать цепочку»: если вы пропустили день, начинайте все сначала. Новые исследования опровергли эту схему. Да, повторение поведения важно, но пропуск одного-двух дней в долгосрочной перспективе никак не влияет на формирование привычки. И уж точно нет никакой необходимости наказывать себя за это, начиная цепочку сначала.

Миф 3. Плохие привычки детей — следствие недостаточной силы воли, лени и низкого самоконтроля.

Безусловно, волевой компонент в формировании некоторых привычек присутствует. Но он не главный. Поведение большинства людей (и детей тоже) вовсе не управляется исключительно самоконтролем и волей. Очень многое мы делаем вообще неосознанно, без обдумывания и контроля, и большинство привычек лежат именно в этой области. Исследования показывают, что люди с высоким уровнем самоконтроля так же мало обдумывают свои действия, как и все остальные, и процент «правильных», с их точки зрения, привычек у них такой же.

Читайте также:  Избалованный ребенок: как перевоспитать избалованного ребенка

Так что причины плохих привычек скорее в недостаточной осознанности. Это хорошая новость — усилий и времени на изменения потребуется гораздо меньше, чем было бы нужно на тренировку волевых качеств ребенка и развитие самоконтроля.»

Вредные привычки: список. Виды вредных привычек

Вредные привычки — это то, что может в себе найти практически каждый среднестатистический человек! И многие люди предпочитают не видеть в этом проблемы и попросту не замечают собственные вредные пристрастия.

Часто можно услышать отговорку: «У меня всё под контролем, это вовсе не вредная привычка, а минутная слабость». На самом деле, человек часто даже не догадывается, сколько негатива в его жизнь несут вредные привычки и как хорошо будет, если от них избавиться.

Рассмотрим в этой статье самые распространенные виды вредных привычек и попробуем разобраться, что можно сделать, чтобы избавиться от них.

Вредные привычки: список

Прежде чем начать перечислять популярные вредные привычки, стоит дать определение, что же это такое.

Итак, что можно считать плохой привычкой? Закономерность действий, чётко повторяющихся на протяжении длительного времени, характерных для конкретного человека, — это привычка.

Вредной её можно назвать, если она несёт потенциальную угрозу здоровью, настроению, психологическому, физическому комфорту, чистоте окружающей среды и т. д.

Вот список самых часто встречающихся вредных привычек:

  • табакокурение;
  • распитие алкогольных напитков;
  • пристрастие к вредной еде (фастфуд, мучное, сладости);
  • игромания;
  • сквернословие;
  • шопоголизм.

Но это далеко не полный перечень вредных пристрастий, которыми страдают современные люди. Есть менее глобальные привычки, например праздное времяпрепровождение. Многие люди не видят в этом дурного пристрастия, а считают особенной чертой характера. Мол, он привык брать от жизни всё, умеет радоваться жизни и веселиться.

А на деле он обыкновенный лентяй, «прожигатель» жизни и попросту инфантильный человек. Привычка грызть ногти, ручку, закусывать губу и т. д. мелкая и не всегда заметная для окружающих. Однако такая мелочь может сильно раздражать даже самого обладателя проблемы.

А подобные действия, совершающиеся регулярно, наносят вред здоровью.

Привычки бывают разными, и есть среди них особенно интересные, на которые хочется обратить внимание в первую очередь.

Какие бывают вредные привычки у современных людей

Рассмотрим несколько распространённых и не очень популярных плохих привычек.

Табачная зависимость

Несмотря на то что сегодня всё больше становится популярен здоровый образ жизни, очень много людей подвержены пагубной привычке — курению. При этом стоит отметить, что современный мир расширил границы этого пристрастия. Сегодня люди зависимы не только от сигарет, но и от ароматического табака, который курят через кальяны.

Новомодное веяние — парение вейпов стремительно набирает обороты в нынешние дни. Абсолютно любая форма зависимости от табачных изделий пагубна. И даже применение высокотехнологичных устройств, вейпов, не решает, а усугубляет проблему.

Люди, страдающие этими привычками, ставят под угрозу собственное здоровье, наносят удар по организму собственных детей, членов семьи, окружающих.

Алкогольная зависимость

Пить пиво, вино, коктейли и крепкие алкогольные напитки небезопасно для психологического комфорта и физического здоровья. Все об этом знают. Однако многие люди подвержены этому пристрастию. Всё начинается с «безобидного» пива, вина или других лёгких алкогольных напитков и со временем нередко переходит в привычку, которая закладывает почву для формирования патологической зависимости.

Склонность к перееданию

Казалось бы, потребность человека в еде вполне объяснима и считается нормальным явлением. Однако гастрономия также может явиться почвой для формирования вредных привычек:

Питаться тоже нужно правильно и надо уметь контролировать свои гастрономические настроения. Иначе можно сформировать очень даже опасные привычки, которые ведут к ожирению, развитию сахарного диабета 2-го типа, проблемам с ЖКТ.

Шопоголизм

Оказывается, привычка постоянно что-то покупать тоже является вредной. Обратите внимание на то, как часто вы делаете необоснованные покупки.

Есть ли тяга к походам по магазинам, связанная с желанием подавить плохое настроение? Ответы на эти вопросы помогут определить, имеет ли место шопоголизм в вашем случае. А ведь это тоже может стать проблемой.

Необоснованная трата денег наносит урон семейному бюджету, формирует долги, мешает стабилизировать благосостояние.

Привычка лениться

Есть и такая привычка — лениться. Человек, который старается отодвинуть дела на потом, отлынивает от каких-то обязанностей, работает, учится спустя рукава, должен задуматься. Ведь это может стать стабильным проявлением его характера. Ленивые люди редко успешны. Никто не принесёт достижений и жизненных свершений на блюде с золотой каймой.

Привычка врать

Ко лжи в той или иной мере прибегает почти каждый человек в своей жизни. Есть так называемая ложь во благо. Иногда невинная ложь применяется для того, чтобы сгладить последствия каких-то событий для человека.

Однако есть и такие личности, которые врут просто потому, что им нравится говорить неправду. Патологические лжецы часто и сами теряют границы и уже не разбирают, где находится правда, а где есть ложь.  Наличие такой привычки делает человека отталкивающим для окружающих.

Нередко лживость ложится в основу формирования более серьёзных проблем.

Сквернословие

«Русский матерный» известен всем людям, живущим, родившимся на территории нашей страны. Чуть ли не с самого детства нам приходится слышать скверные слова где-то на улице, из телевизора, от сверстников и т. д. Есть люди, для которых мат становится привычкой.

Но «крепкое» словцо, сказанное на эмоциях в редких случаях не так страшно, как привычка «выражаться» по необходимости и без особой на то причины. Молодые девушки, из уст которых слышатся грязные ругательства, сразу теряют свой шарм. Парни и мужчины, которые не могут разговаривать без мата, также не притягательны для противоположного пола.

Сквернословие отталкивает и создаёт человеку неприглядную репутацию, что не может не сказаться негативно на жизни индивида, обладающего такой привычкой.

Одинаковые особенности имеет сквернословие и применение слов-паразитов. Второе может и не иметь столь глобальных последствий, но также выглядит отталкивающе и накладывает свойственный отпечаток на личность.

Привычка жевать кончик волоса

Есть и такие привычки, которые не связаны с какими-то пагубными поступками и действиями. Тем не менее они несут негатив.

Например, люди с длинными волосами иногда привыкают покусывать, накручивать на палец, жевать кончик локона. С одной стороны, ничего экстраопасного в этом нет.

Однако выглядит со стороны такое пристрастие очень неприятно. Да и самого носителя привычки это может жутко раздражать.

Привычка собирать/хранить ненужные вещи

Встречали ли вы людей, которые тянут в свой дом всякий ненужный хлам и не могут расставаться с вещами, складируя много устаревших, утерявших актуальность предметов у себя в жилище? А это, между прочим, ещё одна весьма вредная привычка! Человек захламляет территорию, что создаёт значительный дискомфорт для него и его близких, соседей. Иногда такое пристрастие к собирательству ненужного хлама принимает патологические формы. Дом в такой ситуации может превратиться в натуральную свалку. Человеку, чьё пристрастие переросло в патологию, необходима профессиональная помощь.

Виды вредных привычек

Читая вышеперечисленные вредные привычки, можно отследить некие признаки, по которым можно разделить пристрастия на виды.

В современной психологии выделяют:

  • физические зависимости;
  • психологические привычки;
  • психофизиологические привычки;
  • психоэмоциональные пристрастия.

Например, привычка грызть карандаш или ручку может быть отнесена к физическим проявлениям привыкания к закономерности действий. А вот тяга к курению сигарет, кальяна, вейпа относится к психофизиологическим патологическим потребностям.

Есть возрастные привычки, например детские: сосательный рефлекс, привязанность к родителям, привычка засыпать в обнимку с игрушкой. Старческие пристрастия: тяга к обсуждению чужой жизни, привычка ворчать, пристрастие к походу на рынок, в поликлинику, в магазин без видимой на то потребности.

 Есть варианты пристрастий, характерных для определённого пола. Например, привычка сидеть на диетах, сокрушаться о лишних килограммах больше характерна для женщин.

А вот пристрастие к карточным или другим азартным играм, привычка не соблюдать скоростной режим за рулём автомобиля чаще встречается у мужчин.

Вредные привычки можно разделить также на относительно безобидные варианты и опасные.

Например, если человек грызёт ногти, он рискует «заработать» заражение паразитами и инфекциями, что неприятно, но не так опасно, как риск «заработать» алкоголизм или наркотическую зависимость.

Лгунов и сплетников не любят в обществе, однако быть таким человеком относительно неопасно. Зато неверные пищевые привычки могут нанести непоправимый вред здоровью.

Что делать? Профилактика плохих пристрастий

Известно, что со всем негативом нужно бороться! Как же быть с вредными привычками? Ведь понятно, что даже самая безобидная вариация пристрастия может принять весьма пугающие и отталкивающие формы. Главное — понять и признать наличие пагубного пристрастия.

Только тогда удастся с ним справиться. В некоторых случаях избавиться от такой проблемы (курение, алкоголизм, игровая зависимость) можно только с помощью специалиста.

Люди, обладающие сильной волей и серьёзно нацеленные на результат, нередко находят в себе силы побороть в себе лишние, отрицательные черты характера. Прежде чем искоренить в себе негативные пристрастия, нужно познать себя, признать свои недостатки и найти верный путь для их устранения.

Важно понимать, что путь очищения от вредных привычек может быть нелёгким. Однако при должном упорстве спустя какое-то время нужные результаты будут достигнуты.

Как справиться с вредными зависимостями с помощью йоги

Выбирая йогу и становясь на путь самосовершенствования, саморазвития, самоисцеления, человек автоматически берёт курс на избавление от вредных пристрастий. Естественно, что для начала придётся осознать, что именно лишнее и почему оно так притягивает. Следует понять природу возникновения тех или иных привязанностей, привычек.

Йоги считают, что в основе большей части привычек лежит тяга к получению своеобразного «допинга» в виде особого прилива позитивной энергии. Однако важно понимать, что, выкуривая сигарету, выпивая банку пива, съедая очередной пончик, человек лишь получает «обманку» в виде сиюминутного удовольствия.

Это удовольствие не придаёт сил, не улучшает настроение, не оказывает положительного влияния на жизнь человека.

Напротив, со временем приходит расплата за неумеренное вредное увлечение: уходит здоровье, подрывается психологический комфорт, носитель вредных пристрастий всё чаще сталкивается с жизненными неудачами.

При помощи практик хатха-йоги можно получать реальный заряд позитивной энергией. Упражнения помогут очиститься духовно и оздоровить тело. Со временем человек обнаружит полное освобождение от пагубной тяги.

На определённом этапе занятий йогой можно научиться получать необходимый заряд в нужном количестве и тогда, когда это необходимо.

Ведические практики направлены на саморегулирование потоков энергии и осознанный отказ от всего лишнего, загрязняющего дух и формирующего карму.

Консультация для педагогов "Вредные привычки у дошкольников и их влияние на здоровье ребенка"

Вредные привычки у дошкольников и их влияние на здоровье ребенка

Привычка- сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки могут быть полезными и вредными. Вредная привычка- отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении; привычка нередко превращается в черту характера.

Важнейшую задачу воспитания наряду сформированием полезных привычек составляет борьба с вредными.

Для этого необходимо не только формирование отрицательного отношения к ним самого ребёнка, но и такое изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение вредных привычных действий, привычных форм поведения стало невозможным или было бы затруднено.

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе.

Привычки определённого типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребёнка.

Читайте также:  Котенок - подарок не для каждого

В раннем и младшем дошкольном возрасте многие из таких привычек объясняются незрелостью психофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезнет, заменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.

Так, маленький ребёнок, который дома привык сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец, по мере взросления сможет всё больше и больше времени проводить без соски, пользоваться горшком, а позднее и туалетом.

Ребёнок, увлечённо играя с игрушками, начинает забывать класть палец в рот, ведь руки нужны совсем для другого. Постепенно, к началу посещения дошкольного учреждения, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают.

Если они задерживаются- можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе могут рассматриваться как вредные.

Физиологическая основа привычек

Постоянное сосание пустышки препятствует формированию правильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведёт к появлению не только косметических, но и логопедических дефектов.

Привычка держать во рту палец и сосать его формируется очень рано. Сосательный рефлекс, необходимый для нормального вскармливания, является одним из основных для человеческой психики- он раньше всех появляется и позже всех угасает. Сосательные движения успокаивают ребёнка, способствуют засыпанию, понижению тонуса нервной системы.

Поэтому дети с пальцем или с пустышкой во рту кажутся заторможенными, они почти «спят наяву», не сразу и не сильно реагируют на разнообразные события вокруг них. С одной стороны так легче перенести стресс, но с другой-это препятствует ориентировке в окружающем, усвоению нового, формированию внимания и интеллектуальному развитию в целом.

Чисто физическое воздействие на зубы, губы и язык не даёт полноценно формироваться речевым умениям, постоянное сосание пальца выводит из активного употребления и руку, соответственно страдают речь, интеллект, развитие мелкой моторики. В целом привычка что-то сосать во время бодрствования является губительной уже у детей, начиная у детей с 6 месячного возраста.

Если пустышку предлагать перед сном или с целью успокоить плачущего ребёнка- это ещё допустимо, а часто и целесообразно. Но если ребёнок проводит целые дни с заткнутым ртом, скоро можно будет говорить о вероятном снижении темпа его психического и физического развития.

В детском саду обычно работают с детьми старше 2 лет, и если у последних имеется обыкновение сосать палец или пустышку, следует поговорить с родителями как можно раньше и объяснить, что этого в таком возрасте допускать нельзя.

Привычка сосать палец, игрушки, вещи, встречающаяся у многих детей, является результатом неудовлетворённой потребности в сосании, чувства незащищённости и служит простейшем механизмом, который неосознанна выбирает ребёнок, чтобы освободиться от страха, напряжённости, неуверенности.

Все эти привычки становятся опасными, вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребёнка, тормозя его на более ранних ступенях развития. Воспитатель группы, в которую ходят дети 2-3 лет, как правило, легко справляться со всеми привычками, которые и так должны исчезнуть в этот период.

В таком возрасте малыши очень охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто легче овладевают необходимыми умениями и гигиеническими навыками, чем дома. Чёткий режим, большое количество интересных занятий, привлекательных игрушек, пример более старших детей, похвала воспитателя обеспечивают нормальному ребёнку возможность вести себя «как большой».

Очень часто по мере адаптации в детском саду дети сами начинают вести себя соответственно возрасту сначала в учреждении, потом дома ( засыпать без пустышки, есть самостоятельно любую еду, пользоваться туалетом).

Постоянное пребывание в памперсах ребёнка старше 12-18 месяцев сковывает движения, ведёт к перегреву половых органом у мальчиков. Редкая смена памперсов может привести к переохлаждению и возникновению урогенитальных инфекций у девочек, у большинства детей- чревата экземами и дерматитами.

Частое непроизвольно опорожнение мочегого пузыря приводит к тому, что ребёнок не научается контролировать его наполнение, не получает сигналов о том, что нужно пойти на горшок, объём мочевого пузыря почти не увеличивается. К 1,5 годам дети должны уже прекрасно понимать, зачем их высаживают на горшок, уметь проситься в туалет.

К 2 годам ребёнок уже не испытывает сложностей в данном вопросе.

Невротические привычки

Второй тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог в детском саду- это невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идёт о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез, энкопрез, навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др.

Эти привычки не являются по сути привычками, а скорее, особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирование и закрепление на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций.

Чаще всего эти и некоторые другие привычки свидетельствуют в первую очередь о наличии огромного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных не всегда приемлемых, с нашей точки зрения, действий. Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии.

Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребёнка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.

Если в группе детского сада имеются дети с невротическими нарушениями, которые воспитатель склонен отнести к вредным привычкам, то первое и основное правило, из которого он должен исходить, очень простое: всеми силами обеспечить таким детям максимально спокойное и эмоционально комфортное состояние.

Напряжение, в котором прибывает такой ребёнок может возникнуть и усиливаться от самых, казалось бы, невинных вещей: кто-то боится самостоятельно делать новое действие (боится ошибки, негативной оценки, непринятия), кто-то теряется в незнакомой обстановке, кто-то не справляется с работой в одном темпе с группой, кто-то цепенеет и впадает в ступор, если нужно отвечать на вопрос, прочесть стишок или выполнить другое задание на глазах у зрителей. Есть дети, которые не могут попросить о чём-то воспитателей, стесняются задать вопрос, избегают прямого общения со взрослыми. При этом бывают и такие, которые легко вступают в контакт с педагогами, но не умеют играть, общаться, действовать вместе с детьми. В постоянном напряжении пребывают дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение и ещё не полностью адаптированные к новым условиям. Любое напряжение, которое испытывает ребёнок может выражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных действиях- это обычно и происходит с детьми, и никто этому не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны.

Но в некоторых ситуациях происходит по-другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется ( им запрещают плакать, наказывают за крик, двигательные реакции, высмеивают или иначе унижают за их поведение, которое могло бы им помочь справиться с растущим напряжением), как бы «загоняют» свои переживания внутрь.

В этом случае вместо сдерживаемых резких реакций, которые мог бы себе позволить маленький ребёнок, появляются тики, судороги, заикание.

Агрессия, которой не дали выхода, может обратиться на самого ребёнка- кусание себя, губ, языка, пальцев, грызение ногтей, иногда дёргание себя за волосы- это так называемые проявления аутоагрессии.

Грубость и резкость взрослых только усиливает напряжение ребёнка и соответствующие негативные проявления. И то, что мы считаем вредной привычкой (а на самом деле это формирующийся невроз), прогрессирует на глазах.

Задачи педагога по устранению невротических привычек у детей

Для предотвращения подобного развития событий воспитатель должен отличать невротические привычки от обычных и не пытаться «искоренять» их силовыми методами. Необходимо представлять себе и домашнюю ситуацию- практически все невротические привычки берут исток из дома, где ребёнок провёл первые годы жизни и обычно испытывал определённые трудности.

В то же время, отдавая себе отчёт, что изменить семью ребёнка невозможно, педагог детского сада в состоянии обеспечить его положение в группе, повысить самооценку, помочь подружиться с детьми, отвлечь от неприятных переживаний новой игрушкой, интересной книжкой, весёлой суетой, движениями, танцем, песенкой и т. д.

К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки, странности, особенности сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания, а только помогать ребёнку отвлечься от них. Конечно, важно и необходимо не привлекать к ним внимания других детей.

Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявиться уже опасные невротические привычки, полезно движение, музыка. Многим нравится рисовать. Всё, что посильно такому ребёнку, способствует его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе детского сада.

Однако если ребёнок боится, стесняется, не хочет участвовать в общей игре или в спектакле, не решается общаться со сверстниками- принуждать нельзя.

Его можно лишь приободрить, выразить уверенность, что в другой раз он, если захочет, поиграет со всеми вместе, съедет с горки, нарисует картину и т. д.

Робким, нерешительным детям иногда бывает легче сделать что- то «в паре» с умелым, «опытным» и более старшим ребёнком или взрослым. Таким детям надо всегда предлагать более лёгкое, наверняка посильное задание, даже если по возрасту они могли бы справиться с более сложным.

Дело в том, что они почти всегда «неумейки», не успели и не сумели вовремя научиться играть с детьми, есть ложкой, пользоваться карандашом, кисточкой, ножницами, у них плохо развиты навыки самообслуживания.

Постоянное напряжение, в котором они пребывают, ожидая неудачи и осуждения со стороны взрослых и детей, препятствует развитию необходимых навыков, буквально парализует их. И долг воспитателя- это напряжение снять.

Общаться с таким ребёнком часто приходится «как с маленьким», помогать, поддерживать, вселять уверенность, часто хвалить и избегать негативных оценок.

К 6 годам у большинства детей подобные невротические особенности сглаживаются, хотя бывают случаи, когда приходиться переводить такого ребёнка в другую группу ( часто более младшую по возрасту), где он будет чувствовать себя более компетентным.

Избалованность дошкольников

Третья группа вредных привычек, с которыми сталкивается воспитатель в детском саду, -это привычки, связанные с избалованностью, идущие от семьи. Это капризы и слёзы на тему «не могу, не хочу, не буду», до боли знакомы всем воспитателям.

Ребёнок, привыкший дома к мгновенному удовлетворению всех желаний, не умеющий и не желающий самостоятельно одеваться, есть, играть, требующий постоянного внимания и ждущий, что все его будут развлекать, первые дни и даже месяцы в детском саду не понимает почему здесь всё иначе, чем дома.

И он пытается требовать, чтобы его кормили с ложки, одевали, развлекали и т.д. Настаивая на своём, он кричит, плачет, отказывается выполнять просьбы взрослого. Они не ведают слов «нельзя», «не надо», не представляют себе, что значит слушаться, на малейший отказ со стороны взрослых или других детей обижаются или сердятся.

Манипулируя дома мамой или бабушкой, они привыкли, что слезами или криком добьются любого желаемого действия, и ждут, что эти «методы» сработают в детском саду. Разумеется, на первых порах им приходится тяжело.

К счастью, дети, даже очень избалованные, быстро привыкают делать так же, как другие, «за компанию».И это стремление помогает научиться новому и даже гордиться новыми умениями. Старые привычки уступают место новым, «полезным», усвоенным уже в детском саду.

Воспитатель только помогает такому ребёнку, проявляя необходимую твёрдость, настаивая на том, чтобы он расстался с привычкой, которая только мешает ему самому, и окружающим.

Твёрдое, но благожелательное отношение педагога, положительный пример других детей и, конечно, контакт с семьёй воспитанника- залог успеха.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *