10 причин плохого поведения детей

Главная » Дети до 3-х лет » Психология детского возраста

Каждый малыш в раннем и дошкольном возрасте ведет себя плохо время от времени. Иногда он капризничает, устраивает истерики в магазине и на игровой площадке, ругается и даже дерется со сверстниками.

10 причин плохого поведения детей

В чем же кроются мотивы плохого поведения малышей? Чего хотят добиться дети своими отрицательными поступками? Сегодня мы расскажем о стандартных причинах детских капризов и поделимся понятными и применимыми на практике советами о том, как сберечь свои и детские нервы.

Психологи условно делят мотивы плохих поступков детей на две большие группы: связанные с неправильным поведением родителей и обусловленные эмоциональным состоянием ребенка и его внутренними переживаниями. Вы удивитесь, но зачастую источником всех бед становятся воспитательные ошибки взрослых. Однако правильные действия мам и пап могут исправить ситуацию.

Причины плохого поведения детей

Безусловно, всех источников плохих детских поступков не перечислить. И все же можно выделить 10 основных причин серьезных нарушений поведения в раннем и дошкольном возрасте. О них мы сейчас и поговорим.

1. Недостаток родительского внимания

Это, пожалуй, главный мотив непослушания. И проявляется он по-разному на каждом возрастном этапе.

Младенцы привлекают внимание мамы криком и плачем, повзрослевшие дети изобретают более действенные методы: истерики, капризы, драки и угрозы.

Именно в этот момент родители оставляют все свои дела и спешат к неуправляемому малышу. Ответная реакция достигнута, пусть и с помощью плохого поведения.

Что делать?

  • Прежде чем наказать малыша, подумайте, может, ему попросту не хватает общения с вами. Возможно, вы замечаете его только тогда, когда он становится неуправляем?
  • Попробуйте уделять ребенку больше времени: организовывайте совместные походы, занимайтесь творчеством, спортом, просто чаще разговаривайте.
  • Реагируйте на плохое поведение прохладно, зато хвалите за хорошие поступки. В следующий раз, чтобы привлечь мамино внимание, кроха начнет вести себя намного лучше.

2. Постоянные запреты

Чрезмерное количество запретов ограничивает детскую самостоятельность. Ребенок может стать пассивным либо упрямым и капризным.

Тип реакции зависит от психологических особенностей – медлительные дети чаще подчиняются суровым требованиям, активные же стараются показать свой характер.

Что делать?

  • Постарайтесь уменьшить число запретов, оставив только те, которые касаются безопасности и уважительного отношения к окружающим людям.
  • Маленькие дети, стремясь познать мир, начинают рвать, кидать, грызть дорогие вам вещи. Поэтому положите их повыше, оставив в зоне досягаемости только игрушки.
  • Подросшему чаду обязательно объясняйте цель и смысл запретов, рассказывайте, что может произойти, если он поступит неправильно.

3. Избалованность

Еще один распространенный мотив плохого поведения заключается в том, что избалованные дети с помощью капризов и истерик стремятся получить желаемое. Ребенок, прослезившись перед витриной с игрушками, получает понравившуюся машинку. Стоит ли удивляться, что в семье появляется манипулятор, решающий все проблемы через крики и рев.

Что делать?

  • Не следует поддаваться на детские слезы, которые являются действенным инструментом манипулирования родителями. Поэтому не выполняйте любую прихоть только ради того, что кроха перестал рыдать.
  • Чтобы ребенок не стал относиться к вам потребительски, научитесь говорить «нет» на некоторые его просьбы. Старайтесь предложить альтернативу – вместо очередной куклы вы можете сходить в цирк.

4. Желание независимости

Ребенок может нарушать правила и вести себя вызывающе, стремясь обрести независимость. Особенно это касается детей, вступивших в кризис трех лет.

Малыши внезапно начинают по поводу и без говорить «Я сам», игнорировать любые просьбы мамы и папы, отказываться от помощи взрослых, хотя пока не могут выполнить самостоятельно элементарные вещи.

Что делать?

  • Если вы хотите избежать многочисленных конфликтов, начните доверять подрастающему ребенку. Пусть он хотя бы в пределах собственной комнаты почувствует себя самостоятельным человеком.
  • Предоставьте малышу поручения – пусть он вытирает пыль, поливает цветы, накрывает на сто. Возможно, пока у него не все будет получаться, и вам придется переделывать за ним, зато он удовлетворит свое желание независимости.
  • Не следует критиковать за ошибки, которых поначалу будет очень много. Негативные оценки могут отбить у ребенка стремление что-то делать, а значит, не за горой новые скандалы – уже в школьном возрасте.

5. Ревность к брату (сестре)

  • Чаще всего ревность возникает у первенца.
  • 10 причин плохого поведения детей
  • Малышу кажется, что мать с отцом больше времени уделяют братику или сестренке.
  • Он начинает прямо заявлять о своем недовольстве или действует исподтишка.
  • Если после рождения второго ребенка первый становится неуправляемым, начинает драться, капризничать, не отпускать от себя маму, возможно, все дело именно в соперничестве.

Что делать?

  • Постарайтесь проводить с каждым ребенком одинаковое количество времени. Пусть первенец побудет рядом, когда вы кормите, меняете подгузники. Возможно, скоро он захочет вам помочь в уходе за малышом.
  • В случае конфликтной ситуации не следует сразу же вставать на сторону младших детей. Сначала необходимо выяснить источник ссоры и установить виновного.

6. Любопытство

Детки в дошкольном и раннем школьном возрасте очень любопытны и любознательны. Иногда это приводит к нежелательному поведению. Например, маленький исследователь захочет узнать, что произойдет, если он скинет все книги с полки или спустит в унитаз золотую рыбку. Взрослые интерпретируют такие действия, как непослушание, а ребенок считает, что он проводит научный эксперимент.

Что делать?

  • Не стоит ограничивать естественную любознательность, однако нужно обсудить с ребенком границы дозволенного. Объясните, что можно делать, а каких поступков следует избегать.
  • Приобретите набор для опытов и экспериментов, с помощью которого малыш сможет активно и, главное, без особых последствий для обстановки, исследовать окружающий мир.

7. Утомление

Дошкольникам необходим дневной сон, поскольку детская психика за день перегружается.

Когда ребенок спит, его нервная система перерабатывает и усваивает полученную за день информацию. Если же малыш пропускает это важное мероприятие, то становится капризным, раздражительным и даже агрессивным.

Что делать?

  • Посещайте общественные места после дневного сна. Не забывайте брать с собой бутерброды для перекусов.
  • Старайтесь проводить меньше времени в шумных местах – парках развлечений, магазинах. После возвращения домой дайте крохе отдохнуть и восстановить силы.
  • Если ребенок достаточно взрослый, интересуйтесь периодически, не устал ли он, как его самочувствие.

8. Особенности психического развития

Еще одной причиной плохого поведения является нарушенное психическое развитие. Так, при гиперактивности дети чрезмерно подвижны, импульсивны, что приводит к различным проступкам.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) ведут себя плохо лишь потому, что не понимают простых правил поведения.

Что делать?

  • Обязательно обратитесь к специалисту, если вы думаете, что у вашего отпрыска есть проблемы в развитии. В этом случае непослушание выступает всего лишь симптомом серьезного нарушения.
  • Проконсультируйтесь с психологом по организации воспитательной и образовательной среды дома. И гиперактивность, и ЗПР в большинстве случаев проходят, правда, при условии своевременной помощи.

9. Подражание

  1. Дети социализируются и учатся правилам поведения, глядя на родителей, родственников, сверстников и других людей.
  2. 10 причин плохого поведения детей
  3. Еще один источник нежелательных поступков – вредные мультфильмы, телевизионные передачи и компьютерные и видеоигры, в которых есть сцены насилия и оскорбительные слова.

Что делать?

  • Обязательно проверяйте, чем занимается ребенок: во что он играет за компьютером, какие мультики предпочитает смотреть, с кем из приятелей чаще всего общается.
  • Следите за собственным поведением, помня о том, что именно вы являетесь главным образцом для подражания.

10. Семейные конфликты

Впечатлительные и эмоциональные дети тяжело переживают конфликты, ссоры и скандалы между близкими людьми.

Некоторые малыши пугаются, становятся замкнутыми. Другие же выражают протест, проявляют агрессивность и гнев по отношению к ровесникам и младшим членам семьи, повторяя ранее увиденные сцены.

Что делать?

  • Если конфликтных ситуаций не избежать, постарайтесь, чтобы ребенок не смог их увидеть.
  • Проводите чуть больше времени с малышом, стараясь показать, что он находится в полной безопасности.
Читайте также:  Видео: 8 лайфхаков как выбрать хороший детский садик

Не секрет, что детство – время игр, поэтому научить ребенка вести себя правильно и исправить плохое поведения помогут сюжетно-ролевые игры.

Проигрывайте конфликтные ситуации, дайте возможность крохе побыть сначала на одной, а затем на другой стороне.

Тем самым вы научите его справляться со своими чувствами и покажете образец нужного поведения.

10 причин плохого поведения детей: физиология и психология

10 причин плохого поведения детей

Не всегда дети ведут себя так, как нам бы хотелось. Особенно сейчас, когда им некуда выплеснуть энергию. Они бывают слишком активны, не всегда слушают учителей и родителей. Взрослые даже ищут, что они делают не так. Но стоит ли? Наш блогер Илья Казаков объясняет плохое поведение детей с научной точки зрения.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Все дети время от времени плохо себя ведут. Чаще всего родители начинают злиться и пытаются наказать ребёнка, отобрав игрушки или планшет на целый день. Мало кто задумывается, что в раннем возрасте психика ребёнка только формируется.

В виду физиологических и психологических особенностей детям гораздо сложнее взять себя в руки, чем взрослым.

Собрал для вас основные причины плохого поведения ребёнка и советы, как учителям и родителям помочь ему пережить переходный возраст.

1. Активный рост организма

Поведение детей прежде всего связано с их физиологическим развитием. В 6–11 лет возрастные изменения затрагивают большое количество систем организма, что сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка.

Например, крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие, поэтому бег и подвижные игры детям более свойственны, чем точные движения (рисование кистью или письмо).

С шести до десяти лет ребёнок вырастает минимум на 10–15%, полушария головного мозга активно развиваются.

К семи-восьми годам масса мозга достигает массы мозга взрослого человека, созревают лобные отделы больших полушарий и продольные проводящие пути головного мозга, процессы возбуждения и торможения уравновешиваются.

Так что резкая смена настроения и повышенная возбудимость — это не столько «плохое поведение», сколько результат гормональных, физиологических и эмоциональных перестроек.

2. Учащенный пульс и дыхание

Если ребёнку приходится долго сидеть за одним занятием (например, читать книгу), очень скоро ему понадобится выплеснуть скопившуюся энергию. Тогда начинаются «бунты» на стуле. Масло в огонь подливает и быстрый обмен веществ (метаболизм) — спонсор повышенной энергии у детей.

Вы наверняка замечали, как проворно семи-восьмилетние дети бегают по улице, карабкаются по деревьям, участвуют в подвижных играх. К счастью учителей и воспитателей, уже через пять-семь минут такой активности ребёнку необходим короткий перерыв, чтобы набраться сил на новые подвиги.

Такая особенность организма зависит от частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД). До трёх лет у ребёнка самые высокие показатели ЧСС (около 140 уд/мин).

Это обусловлено повышенной активностью симпатической системы, которая контролирует работу внутренних органов.

К восьми-десяти годам ЧСС снижается до 85 уд/мин, а к 15 годам она приближается к уровню взрослого человека — 75 уд/мин.

Частота дыхания также со временем снижается. Вплоть до 16 лет формируется структура лёгочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей и объём лёгких. В результате дыхание становится глубже. Десятилетний ребёнок вдыхает в четыре раза больше воздуха, чем грудничок, но в два-три раза меньше по сравнению со взрослым человеком.

Всё это обуславливает повышенную активность у детей. Чтобы организовать урок и сфокусировать внимание учеников, просто необходимо чередовать виды деятельности и их интенсивность. Полезно использовать подвижные разминки или физкультминутки.

3. Вегетативная дисфункция

В школьном возрасте дети часто испытывают повышенную тревожность, резко реагируют на раздражители, легко теряют самоконтроль. Ребёнок становится чрезмерно замкнутым, ему тяжело общаться со сверстниками и старшими. Такому состоянию может способствовать вегетативная дисфункция, когда нарушается регуляция сосудистого тонуса. Причём это явление затрагивает от 25% до 75% детей.

Как распознать вегетативную дисфункцию:

  • повышенная утомляемость;
  • снижение физической активности;
  • повышенная метеочувствительность;
  • вялость;
  • пониженная работоспособность и снижение памяти во второй половине дня.

Под таким натиском ребёнок становится ослабленным и раздражительным, поэтому может вспыхивать даже от самого мелкого замечания.

4. Соматические и психоневрологические заболевания

Довольно сложно бывает сфокусировать внимание детей на чём-то одном, особенно если это учёба. Кажется, они хотят делать что угодно, кроме того, во что его пытается вовлечь взрослый.

Иногда это связано с соматическими и неврологическими расстройствами.

Среди основных соматических причин нарушения внимания можно выделить повреждения и нарушения работы головного мозга (поражения лобных зон).

К психоневрологическим причинам можно отнести СДВГ, шизофрению и эпилепсию. Данные нарушения приводят к преобладанию пассивного (непроизвольного) внимания над активным (произвольным).

Такие дети чаще бросают начатые дела, отвлекаются на громкий звук, свет, движущиеся объекты, повторяют одни и те же слова или действия. Ребёнок может быть неуправляемым и неспособным продуктивно воспринимать информацию и выполнять какие-либо действия.

Причём не всегда очевидно, что причины такого поведения носят клинический характер. В таких случаях от взрослых требуется особая деликатность и чуткость в понимании происходящей ситуации.

5. Дефицит внимания и гиперактивность

Ритм жизни постоянно растёт, особенно в больших городах. В итоге занятые карьерой взрослые уделяют всё меньше внимания детям (да и себе самим). Но ребёнку с таким ходом вещей трудно мириться.

Он кричит, скандалит, портит вещи, пока родители наконец не переключатся на него.

В условиях дефицита общения с родителями ребёнок запоминает такую модель поведения как единственный эффективный способ завоевать внимание родителей и становится гиперактивным.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) встречается у 5% детей, у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. Основными проявлениями СДВГ можно выделить:

  • Невнимательность, которая проявляется в невозможности длительного выполнения неинтересного задания. При этом чем-то интересным для них (например, просмотром мультфильмов) они могут заниматься часами.
  • Гиперактивность. Когда дети не могут неподвижно сидеть во время урока, могут громко кричать и вести себя деструктивно (например, крутиться на стуле вставив в ноздри карандаши).
  • Импульсивность. Такие дети обычно выкрикивают ответы на уроке, не отвечая на них полностью, прерывают других учеников или учителя.

Сложно выделить как причины данного поведения детей, но большое влияние на формирование данной модели поведения у ребёнка влияют:

  • Генетический сбой. Об этом свидетельствуют частые случаи заболевания у близнецов.
  • Врожденное повреждение головного мозга. В 84% случаев синдрома дефицита внимания отмечены нарушения во время беременности или родов.
  • Социально-психологические факторы. Например, у детей, генетически предрасположенных к гиперактивности, конфликты в семье могут спровоцировать проявления заболевания до клинического уровня.

С таким ребёнком крайне важно уметь наладить контакт и заручиться его доверием. Вернуть его к продуктивной работе и спокойному состоянию помогает тактильный контакт, например, можно дать ребёнку мягкую игрушку или аккуратно погладить его по плечу.

6. Парабиоз нервной системы

Плотное расписание, сложности при общении со сверстниками, академическая нагрузка истощают ребёнка, и он попросту «выгорает». Сначала появляется раздражительность, за ней приходит апатия. Причины такого состояния описал академик Н. Е. Введенский в книге «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901), введя понятие парабиоза:

10 причин плохого поведения детей

Опираясь на наблюдения Введенского, можно выделить четыре фазы работы нервной системы:

  • нормальная фаза (чем выше стимул, тем выше реакция);
  • уравнительная фаза (реакция имеет определенное значение и слабо зависит от уровня стимула);
  • парадоксальная фаза (чем выше стимул, тем слабее реакция);
  • фаза торможения (реакция становится минимальной вне зависимости от стимула).

То есть в парадоксальной фазе и фазе торможения ребёнок неестественно реагирует на внешние раздражители, чем может вызвать недовольство других.

Парабиоз можно наблюдать, когда шумном в классе ученики плохо воспринимают речь преподавателя. При этом они часто не слышат громкую его речь, но отзываются на слова, сказанные спокойным тоном.

Если шум в классе продолжится, некоторые ученики не будут воспринимать речь преподавателя, находясь в «отключке».

Такое состояние опасно, потому что длительное торможение грозит отмиранием нервных клеток.

Парабиоз обратим. Отдых и минимизация раздражающих стимулов приводят нервную систему в нормальный режим работы. Поэтому при продолжительных стрессах и нагрузках важно находить возможность для отдыха и восстановления.

7. Эгоцентризм

Способность формулировать и отстаивать свою точку зрения прямо влияет на нашу способность воспринимать информацию, обучаться и общаться с другими людьми.

Однако в силу возраста ребёнок не в состоянии воспринимать мнение, отличное от своего, и объективно анализировать происходящее. Ему свойственно иметь лишь свою, понятную ему точку зрения, причём делиться с кем-либо своими мыслями абсолютно не обязательно.

Другими словами, ребёнок видит предметы не такими, каковы они на самом деле, а какими он их себе представляет. Раздражается, когда другие не понимают его с одного слова, негативно относится к любым наставлениям и советам, много и не по делу говорит или плачет, если взрослый не выполняет его просьбу.

Все указанные ситуации являются следствиями детского эгоцентризма.

Эгоцентрическая речь чаще всего представляет собой следующие категории: повторения какого-либо слова или фразы, монолога и коллективного монолога, когда дети одновременно говорят на разные темы, не нуждаясь в том, чтобы их выслушали.

Процент эгоцентрических речей у ребёнка зависит от возраста. В середине XX века в женевском «Доме малюток» (школа-лаборатория при Институте Ж.-Ж. Руссо) проводили исследования.

Читайте также:  7 фраз, которые нужно сказать каждой женщине после родов

Выяснилось, что до шести с половиной лет эгоцентрическая речь ребёнка достигает почти 50%, то есть его собственная речь составляет лишь половину из того, что он говорит. В семь лет коэффициент эгоцентризма снижается до 0,27% — начинается осмысленный диалог, дети лучше понимают друг друга.

Не будет преувеличением и утверждение, что до семи-восьми лет многие дети на логические рассуждения не способны.

8. Синкретизм мышления

Одним из самых важных следствий эгоцентризма является синкретизм — восприятие происходящего через глобальные образы, без анализа деталей и поиска аналогии между предметами или словами. Ребёнок связывает между собой разнородные явления, находит основание для всякого события, даже случайного.

Проще говоря, ребёнок не делит информацию на составные элементы и не строит причинно-следственные связи. Например, он воспринимает часы как неделимый объект, а не механизм из множества деталей. Ему сложно говорить сложноподчиненными предложениями (вместо союзов «потому что» и «так как» он использует «и»).

Во время исследования в «Доме малюток» у детей пяти-шести лет спрашивали, почему Луна (или Солнце) не падает. Вот как звучал один из таких диалогов:

— Солнце не падает, потому что жарко. Оно держится, потому что оно жёлтое.

— А Луна? Как она держится?

  • — То же самое, как Солнце, потому что оно лежит на небе.
  • Именно синкретизмом объясняется неспособность ребёнка к логическому мышлению.
  • Очень странные и совершенно нелогичные ответы связаны с особой структурой мысли ребёнка, а не с его желанием пошутить над старшим

Интересно, что субъект при этом не испытывает нужды прибегать к доказательствам. Зато ребёнок может оперировать «схемами целого»: в четыре года, не зная ни нот, ни букв, он отличает в сборнике песни по их заглавиям и просто глядя на страницу.

9. Темперамент

Очевидно, что в зависимости от типа личности дети по-разному реагируют на раздражители, даже если взрослые называют их дисциплиной.

  • Холерики импульсивны и несдержанны. В споре такие дети могут кричать на оппонента или и вовсе спровоцировать драку.
  • Сангвиники также бывают очень активны, непослушны, их редко удаётся в чём-то убедить, например, съесть нелюбимый суп.
  • Флегматики зачастую медлительны и рассеяны. Чаще всего они последними сдают работу на проверку, собирают вещи и так далее.
  • Меланхоликам свойственна утонченная натура, они болезненно воспринимают неудачи. Например, ребёнок может расплакаться, если ломается любимая игрушка или не получается выполнить какое-либо задание.

В реальности темпераменты могут встречаться в смешанном виде, но какой-то всё равно будет преобладать. По статистике 46,7% обладают «чистым» темпераментом.

10. Зависимость от гаджетов

При всем уважении, школьные пособия часто проигрывают в зрелищности развлекательному медиаконтенту, поэтому ребёнка сложно упрекнуть в тяге к гаджетам. Попадая из «идеального мира» в социум с конкретными людьми, ребёнок испытывает стресс и хочет вернуться в виртуальное убежище. Всё это подогревает войну между учителем и телефоном за внимание ученика.

Так ли беспочвенно это противостояние? Сотрудник детской больницы в Цинциннати Джон Хаттон (Dr. John S. Hutton) возглавил когнитивное исследование более 45 детей от трёх до пяти лет.

Дети, проводившие за телефонами более двух часов в день, показали худшие результаты — у них учёные выявили изменения в структуре белого вещества головного мозга. Этот участок отвечает за коммуникативные и абстрактно-логические способности.

Нарушения в их работе могут усложнять восприятие учебного материала и мешать общению со сверстниками.

Когда вы сталкиваетесь с плохим поведением ребёнка, то не стоит сразу на него злиться. Иногда достаточно вспомнить, какими вы были в этом возрасте.

Вряд ли повышенный тон собеседника помогал вам успокоиться, не так ли? Помните, что воспитание детей — это путешествие, через которое мы, учителя и родители, проходим вместе.

Любое ваше слово или действие может оказать влияние на всю жизнь ребёнка.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Почему дети ведут себя плохо и что с этим делать? Если ребенок не слушается

Содержание:

Указав ребенку на его плохое поведение — капризы у малыша, непослушание у дошкольника, грубость у подростка, — родители надеются, что ребенок вдруг перестанет вести себя плохо, исправится, причем изменит свое поведение сам.

Это вряд ли, считает педагог Алина Бикеева: ведь плохое поведение часто ребенку выгодно! Это родителям придется разобраться в причинах нежелательного поведения ребенка и попытаться их устранить. Вот как можно это сделать.

10 причин плохого поведения детей

10 причин плохого поведения

Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.

  1. Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно. А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
  2. Детям скучно. Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
  3. Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
  4. Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
  5. Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
  6. Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
  7. Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими «играющими» гормонами и т.п.).
  8. За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
  9. Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
  10. Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.

Как взрослые реагируют на поведение детей

Взрослые реагируют на плохое поведение детей разными способами: 1) агрессивно, 2) попустительски, 3) демократично, но твёрдо.

Агрессивное реагирование — это когда взрослые злятся, кричат на детей, допуская недопустимые выражения и высказывания. Причиной такого агрессивного поведения, кстати, не всегда являются дети.

Скорее всего, агрессивные взрослые чем-то сильно расстроены и недовольны в собственной жизни — работой, зарплатой, отношениями с начальством или коллегами, собственной личной жизнью и т.п.

Таких взрослых больше всего интересует, кто виноват.

Попустительское реагирование — это когда взрослые относятся к плохому поведению детей попустительски. Не пытаясь понять причины и что-то изменить. Вместо этого взрослые предпочитают не замечать проблем и продолжают общаться с детьми формально. Таких взрослых не интересует ни кто виноват, ни что делать.

Демократичное, но твёрдое реагирование. Взрослый ведёт себя спокойно, но твёрдо, а на провокации детей не поддается. Взрослые проводят незримые границы, которые детям переходить не разрешается. Они дают детям чёткое направление, куда следует двигаться, при этом не пользуясь оскорблением и унижением ребёнка.

Такие взрослые требовательны и последовательны. Они пытаются понять детей, налаживают с ними контакт и выясняют причины плохого поведения. Они чётко дают ребёнку понять свои требования, неукоснительно им следуя.

Но при этом они общаются с ребёнком дружелюбно, искренне и заинтересованно, помогая растущей личности вести себя по-другому и подсказывая ей выход из сложившейся ситуации.

Таких взрослых больше всего интересует, что делать.

10 причин плохого поведения детей

Какому взрослому под силу изменить поведение детей

Чтобы понять, какой же из способов реагирования на плохое поведение наиболее эффективен, давайте на минуту представим себе работу врача. Почему врача? А потому что если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он болен, хотя, скорее всего, не физически. С ребёнком что-то не так.

Итак, представим себе врача-практика. Агрессивные врачи будут ругать пациентов за то, что у тех поднялась температура или давление, а может, будут кричать и топать ногами из-за плохих анализов больных, громко возмущаясь тем, что эти несносные больные им «все нервы измотали». Представили? Ну, и какой же эффект будет от таких действий врачей?

Теперь представим себе врачей попустительских. Они не обращают внимания на симптомы болезней своих пациентов, делая вид, что всё идёт нормально. Они по-прежнему выписывают больничные и рецепты, ставят градусники и меряют давление, но не вникают в суть проблем своих пациентов, игнорируя очевидное. Интересно, много ли больных вылечат такие врачи?

А вот настоящие врачи будут возиться с каждым пациентом отдельно, разбираясь во всех деталях и нюансах, выискивая все причины и делая всё возможное, чтобы вылечить его.

У какого врача вы хотели бы лечиться? Вот с таким же взрослым хотели бы общаться наши дети.

Читайте также:  Как выкладывать новорожденного ребенка на животик: когда можно начинать и как правильно это делать

Плохое поведение детей: 10 самых распространенных причин

Как справиться с ребенком, который плохо себя ведет? Поверьте, этим вопросом время от времени задается каждый родитель.

Потому что взрослея дети непрерывно сталкиваются с новыми для себя проблемами, трудностями и испытаниями, жизнь подбрасываем им гораздо больше сюрпризов и вызовов, чем нам, взрослым.

Из-за этого малыши и начинают порой реагировать и действовать так, что мамы с папами хватаются за голову.

Причины, по которым дети плохо себя ведут, и как правильно реагировать

1. Родительское поведение

Дети часто подражают своим родителям, не забывайте об этом. Вот почему вы не можете требовать от ребенка вежливости, уравновешенности и аккуратности, если сами ведете себя по-другому.

Как вести себя

Обращайте внимание на то, как вы разговариваете с супругом(-ой). Говорите ли вы дома “доброе утро”, “спасибо”, “пожалуйста” и другие “волшебные” слова? Не позволяете ли себе повышать голос в присутствии детей, кричать, ссориться, сплетничать, хамить? Следите в первую очередь за тем, какой пример подаете ребенку, потому что ваши действия влияют на него гораздо сильнее, чем слова.

2. Стремление проверить дисциплину на прочность

С возрастом дети начинают все более критично воспринимать установленные родителями правила. Более того, они пытаются проверить, действительно ли их нужно соблюдать так строго, или можно позволить себе выходить за грани дозволенного; и если да, то как далеко.

Как вести себя

Будьте бдительны, всегда предупреждайте детей о последствиях плохого поведения и выполняйте свои угрозы.

3. Телевидение

Дети очень восприимчивы к окружающей их среде и могут легко нахвататься плохих привычек у героев фильмов или мультфильмов.

Как вести себя

Не запрещайте смотреть телевизор совсем. Для начала выясните, какая именно передача (фильм, мультик) вызвала изменения в поведении. Затем попробуйте найти альтернативное шоу, которое будет похожим по жанру на предыдущее, но даст ребенку позитивный пример для подражания.

4. Неспособность контролировать свои эмоции

Дети – эмоциональные существа, но иногда им бывает трудно управлять своими чувствами. Например, кто-то из взрослых его обидел. Это может заставить ребенка вести себя так же по отношению к другим людям, причем он сам не будет осознавать, почему ведет себя таким образом, ведь дети не способны анализировать свои переживания. 

Как вести себя

Объясняйте ребенку, что такое эмоции, какие они бывают, как их можно контролировать. Когда малыш станет более грамотным в эмоциональном плане,  он станет лучше управлять своим поведением.

5. Неспособность понять правила

Иногда родители формулируют запреты так, что дети не могут понять их правильно. Либо же правил однажды становится слишком много, и мозг ребенка попросту оказывается неспособным держать их все сразу во внимании.

Как вести себя

Убедитесь, что вы однозначно и просто описываете ограничения, которых должен придерживаться ваш малыш.

«Праздные руки – мастерская дьявола». Эта пословица подходит и для детей. Если у них есть слишком много свободного времени, то в конечном итоге они обязательно начнут баловаться, вредничать и шкодить.

Как вести себя

Убедитесь, что вы даете ребенку достаточную нагрузку, что у него грамотно организован досуг, что установлен комфортный режим дня и т.п. Находите чем занять не только ум, но и руки малыша.

Если вы запишите его на дополнительные развивающие занятия: в спортивную секцию, школьный творческий кружок, в танцевальный коллектив, художественную или музыкальную школу, то это даст дополнительное преимущество в виде саморазвития и приобретения новых навыков.

7. Родители сдаются во время истерики и потакают капризам

Вы можете быть очень строгим родителем, но лишь раз пойдя на уступки из-за слез и крика ребенка, вы спровоцируете его всегда добиваться желаемого таким ужасным способом.

Как вести себя

Нужно строго стоять на своем и не поддаваться давлению. Иногда дети выглядят такими несчастными, обиженными и вместе с тем такими милыми и невинным, что становится сложно сказать им «нет». Но вы должны понимать, чем ваше потакание капризам обернется в долгосрочной перспективе. Поэтому советуем не давать слабину несмотря ни на что.

8. Недостаток свободы

Дети начинают спорить, вредничать и противиться, когда чувствуют, что им не хватает контроля над своей жизнью. Это может перерасти в настоящую войну, противостояние не на жизнь, а на смерть, особенно в подростковом возрасте.

Как вести себя

Решение простое, но, к сожалению, многие родители не задумываются об этом. Давайте детям выбор, когда вы чувствуете, что зарождается серьезный конфликт.

Например, если вам нужно, чтобы они навели порядок в своих комнатах, предложите несколько вариантов на выбор, чтобы создать для них иллюзию контроля над ситуацией.

Например, скажите: «Вы хотите сначала посмотреть мультфильм, а потом убрать в комнате, или наоборот?».

9. Желание отомстить

Речь идет о случаях, когда дети намеренно ведут себя грубо с вами или кем-нибудь еще из взрослых. Например, ребенок перестал желать вам доброго утра, хотя обычно всегда это делал. Или вы сказали, что любите его, а он не ответил взаимностью и просто промолчал.

Как вести себя

Подумайте, какой инцидент мог спровоцировать ребенка на такое отношение и поведение. Возможно, он хотел поиграть с другом, а вы сказали вернуться домой, потому что начало темнеть.

Это вполне могло сильно обидеть ребенка, который посчитал вас бесчувственным человеком, не ценящим его желания и дружбу. В любом случае вам нужно поговорить с ним и выяснить, почему он расстроен. Затем объясните, почему поступили так, а не иначе.

Например, в приведенном выше случае вы можете сказать, что заботились о его безопасности, и поэтому настаивали, чтобы он вернулся домой до того, как станет слишком темно.

10. Страх перед неизвестным

Иногда ваш ребенок может говорить «нет» всему на свете. Даже если вы предложите ему попробовать что-нибудь, что, по вашему мнению, точно должно ему понравится, он скажет «нет».

На первый взгляд может показаться, что ребенок намеренно пытается вывести вас из себя. Но это не так.

Он просто боится неизвестного, в том числе боится совершить ошибку, сделать что-то неправильно, быть высмеянным и т.д.

Как вести себя

Это вопрос самооценки, поэтому вы должны чаще хвалить детей, говоря им “Ты можешь сделать это”, “Я горжусь тобой”, “У тебя все получится”.

Кроме того, начинайте с маленьких “трудностей”, преодолевая которые дети смогут натренировать уверенность в своих силах, а потом переходите к более сложным испытаниям.

Например, если речь идет о плавании, начните с детского бассейна, и только потом, когда ребенок там хорошо освоится, переходите в обычный.

Дети есть дети, и было бы неправильно обижаться на них только потому, что они плохо себя ведут. В то же время нельзя идти у них на поводу и позволять слишком многое, иначе в конце концов они начнут воспитывать вас, а не вы их.

И хотя единственного правильного и эффективного подхода к воспитанию детей не существует, важно понимать причины плохого поведения.

Как только вы определите их, сразу станет более понятно, какое решение в каждой конкретной ситуации будет лучшим.

Новое видео:

Новое видео:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *