12 советов как вам вырастить умного ребенка

Каждый родитель считает своего малыша самым лучшим и талантливым на свете. Однако чтобы он действительно вырос умным и образованным, старшему поколению придется долго и упорно трудиться. И, как это ни удивительно, начинать следует еще до появления младенца на свет.

12 советов как вам вырастить умного ребенка

Мы подобрали несколько полезных рекомендаций, которые обязательно помогут вам вырастить умного и счастливого ребенка.

Хотя психологи давно изучают детский интеллект, однако единой формулы по воспитанию гения не существует. И все же специалисты выделили несколько аспектов, которые помогут развить у детей природные задатки.

Прежде всего, будущей маме следует правильно питаться и передавать малышу положительные впечатления от музыки, посещения интересных мест.

Как вырастить умного ребенка?

Кроха появился на свет, а значит, вашего внимания ему потребуется еще больше, причем на каждом этапе развития. Безусловно, многие современные мамы вынуждены много работать, чтобы обеспечить детей всем необходимым. Но не забывайте, что материнская ласка даст фору всем самым «навороченным» игрушкам. О чем еще следует помнить?

1. Чаще обнимайте малыша

Американские нейропсихологии установили, что материнские ласки, прикосновения, объятия и поцелуи влияют на определенные участки головного мозга новорожденного, которые отвечают за обучаемость, эмоциональное равновесие, развитие памяти и устойчивость к стрессу.

Все эти качества обязательно пригодятся крохе, когда он станет немного старше.

2. Общайтесь с детьми

Чем чаще взрослые разговаривают с грудничком, тем выше будет его уровень интеллекта. Да, сейчас он мало что понимает, однако каждое слово, произнесенное родителями, создает в мозгу новую связь.

Когда ребенок начнет говорить, внимательно слушайте его, поощряя тем самым желание общаться. Используйте в речи неизвестные слова, употребляя их в знакомом контексте.

Вместо закрытых вопросов («Ты играл в садике?»), задавайте открытые: «Во что ты сегодня играл с ребятами?» Подобные вопросы помогают детям рассуждать, высказывать собственное мнение.

3. Читайте книги

  • Умный человек – читающий человек.
  • 12 советов как вам вырастить умного ребенка
  • Попробуйте заинтересовать малыша литературой практически с младенческого возраста, сначала читая короткие стихи, а затем сказки и басни.
  • Ежедневные 20-минутные сеансы чтения помогут речевому, эмоциональному, познавательному развитию, привьют моральные ценности.

Научив дошкольника читать, вы подготовите его к поступлению в школу. Начальные знания по истории, естествознанию и прочим наукам простимулируют детей к дальнейшей учебе.

Однако не стоит заставлять малыша читать, чтобы не привить отвращение к книгам.

4. Играйте

Что помогает интеллектуальному развитию ребенка? Конечно, игра!

Именно в игровой деятельности малыши знакомятся с окружающим миром, учатся новым навыкам, ненавязчиво развивают речь, воображение, творческое и логическое мышление.

Чтобы игра-занятие приносила не просто удовольствие, но и была полезной, соблюдайте определенные несложные правила:

  • первую половину дня посвятите упражнениям со схемами, цифрами, буквами, лабиринтами, геометрическими фигурами и прочими головоломками. Они задействуют левое полушарие головного мозга;
  • во второй половине займитесь «правополушарными» или творческими играми, например, пальчиковым рисованием, лепкой из пластилина или теста, гимнастикой для пальчиков.

5. Занимайтесь физкультурой

Оказывается, физические упражнения великолепно развивают детский интеллект. При занятиях спортом значительно увеличивается приток крови к мозгу, которая доставляет глюкозу и кислород. Благодаря этому повышается умственная концентрация, объем и распределение внимания.

К примеру, прыжки со скакалкой развивают вестибулярный аппарат, который, в свою очередь, совершенствует пространственные представления и пространственное мышление.

6. Познакомьте с музыкой

Многочисленные психологические исследования показали, что регулярное прослушивание музыкальных произведений (не обязательно классических) улучшает внимание и память у детей.

Изучение нотной грамоты, игра на музыкальных инструментах помогает в формировании абстрактно-логического мышления, что благоприятно влияет на понимание основ математики.

7. Расширяйте кругозор

Во время прогулок показывайте малышу все, что вы видите. Например, заприметив мост, объясните, для чего он необходим: «Посмотри, по нему катаются машины, похожие на те, с которыми ты дома играешь. Только эти машинки намного тяжелее».

Ходите на экскурсии в дельфинарий, зоопарк. Сначала сами рассказывайте, какие животные находятся в той или иной клетке, затем спрашивайте ребенка о главных отличительных чертах тигра, слона, дельфина. Подобные упражнения развивают словарный запас и память.

8. Поощряйте фантазирование и творчество

Начиная с трех лет, дети становятся удивительными фантазерами, а родители каждый день слушают невероятные истории.

Научитесь отличать фантазии от преднамеренной лжи, и ни в коем случае не пресекайте детское воображение.

Наоборот, предложите ребенку творческие занятия: рисование, лепка.

Старшему дошкольнику наверняка понравится выжигание по дереву, фотографирование, составление гербариев. Попробуйте сочинять с малышом волшебные истории, придумывая разные ситуации и благоприятный выход их них.

9. Ограничьте просмотр телевизионных передач

По мнению зарубежных психологов, значение развивающих телепрограмм для самых маленьких деток сильно преувеличено. Многие специалисты вообще крайне негативно относятся к просмотру телевизора детьми младше двух лет.

Если кроха очень долго сидит перед голубым экраном, он пропускает более важные для его умственного развития занятия: взаимодействие со сверстниками, игры, чтение книжек.

10. Обеспечьте здоровый сон

Полноценный отдых необходим ребенку точно так же, как еда и вода.

12 советов как вам вырастить умного ребенка

Если дошкольник спит меньше нормы, его родители рискуют столкнуться с регулярными нервными срывами и истеричностью. У малышей из-за недостатка сна ухудшается память, внимание и даже зрение.

Дети во сне не только физически отдыхают, но и набираются новых сил для дальнейшей умственной работы. Постарайтесь с раннего возраста приучить кроху к правильному распорядку дня, режиму сна и бодрствования.

11. Развивайте упорство и целеустремленность

Хотите воспитать умного ребенка целеустремленным, трудолюбивым и выносливым? Приучайте доводить начатые дела до логического завершения, не вмешивайтесь сразу, если кроха столкнулся с затруднением. Помните, что упорство порой намного важнее для человека, чем врожденные задатки и способности.

12. Кормите правильно

Для активизации мыслительных процессов необходимы продукты, богатые белками: яйцо, мясо, орехи, рыба. Находящиеся во фруктах и злаках углеводы помогают детскому мозгу с «топливом».

Для полноценного развития организма нужны минеральные вещества и витамины.

А вот к обработанным углеводам, которые содержатся в пакетированных соках, булочках, сладостях и гамбургерах, стоит относиться с настороженностью.

13. Выбирайте правильные компьютерные игры

Не секрет, что многочисленные гаджеты, компьютеры и информационные технологии все активнее проникают в жизнь ребенка. Предпочитайте те компьютерные приложения, которые учат малышей азбуке, математическим навыкам, музыке и другим полезным умениям.

Однако не забывайте, что в детском возрасте намного важнее общение с родителями и сверстниками.

14. Учите самостоятельности

Предоставьте ребенку действовать самостоятельно в играх и познании окружающего мира. Маленькому умнику нежелателен излишне строгий контроль со стороны родителей, поскольку ограничение независимости – главная преграда на пути к высокому интеллекту.

Конечно, в определенных «проблемных» ситуациях без взрослой помощи кроха не обойдется. Однако попробуйте руководствоваться девизом школы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

15. Учитывайте детскую индивидуальность

Большая ошибка родителей – стремление вылепить из своего чада идеального ребенка. Такой неосмотрительный шаг может убить в малыше индивидуальность. Поэтому если в вашей семье подрастает холерик, не следует ругать его за чрезмерную активность. И, наоборот, нельзя отчитывать маленького флегматика за постоянную медлительность. Обращайте внимание на сильные стороны своего отпрыска.

Итак, каждый малыш – это уникальная личность, обладающая неповторимыми способностями. Задача родителей – развить его природные задатки. Но даже если у вас не получится воспитать маленького гения, не расстраивайтесь. Все равно ваш ребенок неповторим, поэтому старайтесь любить его таким, какой он есть.

Как воспитать умного ребенка: эффективные способы

Узнайте, как развить интеллект ребенка во время прогулки, похода по магазинам или других повседневных дел.

Психологи утверждают, что интеллект на 49% обусловлен генетикой, а 51% — результат стимуляции. Таким образом, можно утверждать, что насколько грамотным вырастет ребенок, зависит от родителей. Важно не просто помогать в достижении лучших результатов, а вызывать в приобретении знаний и навыков энтузиазм.

Общайтесь интересно

Как воспитать умного ребенка? Задавайте открытые вопросы, на которые можно дать множество ответов, например — «Что произойдет, если по дороге в детский сад мы зайдем в магазин?».

Такие вопросы позволяют узнать, насколько широко мыслит малыш и отличный шанс использовать воображение и логику одновременно. Общаясь с дошкольником, используйте относительно сложную лексику.

Возможно, изначально кроха не поймет значения всех выражений, но слова, используемые повторно в другом контексте, раскроют их смысл. Таким образом, можно воспитать умного и эрудированного человека.

Читайте книги

Вырастить умного ребенка помогут и печатные издания. Исследования неоднократно показывали, что доступ к книгам и время потраченное на чтение, являются предикторами школьного успеха.

Чтение стимулирует мозг, налаживает нервные связи и строит общие знание о мире. Это основа обучения, позволяющая приобретать знания со всех полей, включая математику.

Итак, давайте моделировать привычку чтения!

Читающие для удовольствия родители — заразное явление. Собирайте книги, размещайте их в разных местах дома. Говорите о том, что вы прочитали, это хороший способ расширить словарный запас и развить умение рассуждать, делать выводы.

12 советов как вам вырастить умного ребенка

Хвалите правильно

Трудно избежать поражения, если нам все время говорят, что мы лучшие. Дети, которые воспитываются как великолепные гении, после поступления в образовательное учреждение не могут смириться с неудачами и плохими оценками. Дети, получающие от родителей похвалу за конкретные решения проблем, обладают лучшей мотивацией к учебе, чем те, кого считают самыми одаренными.

Замечайте любопытство

Любопытство, к сожалению, c возрастом теряется, поэтому стимулируйте его в той области, которой ребенок больше всего интересуется, даже если это куклы-монстры.

Покажите, чем увлекаетесь вы — игра в теннис, чтение или вышивание. Если вы привьете свои увлечения, то сможете наслаждаться ими вместе.

Воспитать умного ребенка могут и другие родственники, если будут действовать также, чем шире круг общения со взрослыми — тем лучше.

Используйте любые возможности

Попытайтесь инициировать ситуации, где понадобится практика приобретенных навыков. Например, когда вы находитесь в магазине попросите ребенка взять из кошелька два рубля или показать знакомые буквы на упаковке.

Независимо от того, каким умом обладает ваш сын или дочь, лучшее, что вы можете сделать, это участвовать в воспитании. Каким вы хотите видеть ребенка? Уверенным в себе, уважаемым, успешным? Слово «гениальным» врядли мы поставим в начало списка.

Ваша задача – не просто воспитать умного ребенка, а помочь ему стать лучше, насколько это возможно.

Читайте также:  Почему грудничок выгибает спину и плачет

12 советов как вам вырастить умного ребенка

Посещайте детский сад

Позвольте малышу посещать детский сад. Развитие ребенка, который хоть ненадолго остается без надзора родителей идет быстрее, он получает жизненноважные навыки, формируется логическое мышление и способность сочетать последствия с причиной.

Благодаря обществу, он узнает, что дружба с другими требует взаимных компромиссов. Ранняя социальная подготовка благотворно сказывается на способности организации отношений в школе и на работе. Такой кроха успешно налаживает контакты и решает спорные ситуации, что нельзя недооценивать.

Вы ярый противник садиков? Организуйте похожие условия у себя дома, где самостоятельность — главное правило.

Дополнительные занятия

Воспитать умного ребенка можно с помощью дополнительных занятий, творческих или спортивных, но при одном условии — будет соблюдаться мера.

Танцы, каратэ, художественная гимнастика… Иногда, малыш загруженный большим количеством занятий не получает от них удовольствия, даже если привлекательны. Отсутствие удовлетворения вызывает разочарование, что мешает обучению.

Перегруженный воспитанник не справляется и появляется убежденность, что он хуже других и менее способный. Выберите творческую и спортивную деятельность — этого будет достаточно до старших классов.

Развитие через игру

Дошкольник пяти лет впервые знакомится с написанием букв и первыми математическими занятиями. Подобное обучение направлено на стимулирование мозга к выполнению более сложных операций мышления. Ребенок анализирует, логически мыслит и делает выводы.

Как быстро дошкольник овладеет этими навыками, зависит от того, каким образом передаются знания. Дети лучше учатся через игру, а похвала и поддержка способствуют гармоничному запоминанию информации.

Помните, кроха имеет право на забывчивость, регулярное повторение пройденного напомнит всю цепочку полученной информации.

Мы никогда не знаем, какими будут наши дети:

  • Альберт Эйнштейн — разработал теорию относительности и стал отцом современной физики. Он ненавидел школу.
  • Опра Уинфри — американская телеведущая и актриса. Бабушка научила ее читать в возрасте 3 лет, а затем привила ей любовь к чтению.

Как вырастить умного ребёнка? Советы от мамы вундеркинда

12 советов как вам вырастить умного ребенка

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

12 советов как вам вырастить умного ребенка

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

– Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх — считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

– В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно.

Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить.

Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать — толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности.

Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами.

До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено.

Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом.

Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

– Получается, как будто он сам всему научился?

– Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора!»

– Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

– Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать — не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем.

Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк.

Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

При этом он сам говорит бесконечно. Стоит только о чём-то его спросить, он выдает лекцию на двадцать минут. У него в голове такой объем информации! Я просто поражаюсь. При этом его нужно слушать обязательно, ему нужна аудитория, даже не восхищение и апплодисменты, а люди, с которыми он мог бы знаниями поделиться. И он очень огорчается, если его не хотят воспринимать.

– И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим.

Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим.

И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству.

Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький.

Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

  • – То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?
  • – Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие.
  • Первое, это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе — окружение, оно имеет огромное значение.

Человек — создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом.

Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной — книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Читайте также:  5 негативных последствий детского послушания

Ну и третья, очень важная составляющая — педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали.

Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях.

Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

– В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

– В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы.

Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться.

Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

– На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

– Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно.

Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации.

И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора.

Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда.

Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд.

Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю.

Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

– А на самом деле хотят чего-то другого?

– Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят.

Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед.

Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко.

Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали.

Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли.

Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся.

А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей.

Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности.

Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь.

И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

– Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

– Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес.

Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы».

Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал.

Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания.

Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

первоисточник

источник

12 способов вырастить более умных, успешных и счастливых детей | Rusbase

Начались школьные занятия, и многие родители задумались о том, как улучшить эмоциональное и физическое состояние детей, а также их успеваемость. Издание Business Insider поговорило с педагогами и психотерапевтами и узнало 12 правил, которые помогут в новом учебном году.

12 способов вырастить более умных, успешных и счастливых детей Анна Полякова

Дети должны хоть немного разбираться в актуальных проблемах — от политики до изменения климата. «Родителям стоит смотреть новости вместе с детьми, чтобы те были в курсе вопросов, которые могут обсуждаться в классе. Разговоры о важных событиях помогут школьникам сформировать собственное мнение и развить навыки критического мышления», — отмечает Кэтрин Палмер, учитель в Калгари, Канада.

2. Покажите, как справляться с неудачами

Многие ощущают разочарование при неудачах, но способность продолжить работу — важный навык для учеников.

Читайте также:  Что делать, если малыш упал или съел бумагу: шпаргалка от врача

«Родители способны помочь детям достичь успеха, выработав вместе с ними подход к образованию, основанный на росте мышления.

Он научит школьников понимать, что ошибки являются частью обучения, и их не нужно стыдиться», — считает Эрин Томсон, онлайн-преподаватель средней школы Compass Charter School в Калифорнии.

3. Прививайте хорошие черты характера

Когда дети в раннем возрасте начинают стремиться к тому, чтобы быть хорошими друзьями и окружать себя достойными людьми, они с большей вероятностью будут поступать так же и во взрослой жизни.

«Каждый день говорите детям о необходимости быть добрым к окружающим, помогать учителю, замечать на детской площадке ребенка, который выглядит грустным или одиноким, и составлять ему компанию», — советует Карл Робертс, региональный координатор школы Compass.

4. Сделайте использование интернета позитивным

«Если ваш ребенок пользуется соцсетями, научите его оказывать на них положительное влияние», — говорит детский психолог Рина Б. Патель.

Она предлагает использовать аббревиатуру THINK («думай»): прежде чем разместить в соцсети запись, школьник должен спросить себя, является ли она T (true — «правдивой»), H (helpful — «полезной»), I (inspiring —«вдохновляющей»), N (necessary — «необходимой») и K (kind — «доброй»). Если это не так, то он должен пересмотреть содержание поста или вовсе отказаться от его публикации.

5. Хвалите за усилия

По словам Брайана Гэлвина, учителя Varsity Tutors в Сиэтле, исследования показывают, что подарки за хорошие оценки не слишком влияют на учеников. «Когда родители вознаграждают усилия, энтузиазм и готовность попробовать что-то новое (и, возможно, потерпеть неудачу), дети с большей вероятностью будут стараться», — указывает он.

6. Подкрепляйте свои слова действиями

«Поддержка со стороны родителей помогает молодым людям найти собственный источник силы. Но он не появляется в виде подарка, его нужно обрести самостоятельно.

По этой причине родителям необходима смелость, чтобы позволить детям учиться на своих ошибках.

Направить школьника поможет собственный пример, вербальные сообщения менее эффективны», — говорит Мэри Джо Подгруски из Академии здоровья подростков.

7. Создайте рабочее место для выполнения домашних заданий

Установите время и место для выполнения домашних заданий. «Ученики прогрессируют, когда у них есть режим, и они могут мысленно подготовить себя к работе», — отмечает Фрэнсис Квеллер, нью-йоркский эксперт по поступлению в колледж. Он рекомендует заниматься в хорошо освещенном месте без отвлекающих элементов.

Unsplash

8. Позвольте детям учить вас

Когда вас что-то волнует, вы хотите рассказать об этом миру — то же самое происходит и с детьми. «Разрешение быть ″учителем″ позволит школьнику не только рассказывать, чему он научился в школе, но и радоваться полученным знаниям. Празднуйте каждое достижение вашего ребенка, независимо от того, большой он или маленький», — говорит Эйприл Дж. Лиссабон, школьный психолог из Вирджинии.

9. Придавайте большое значение играм

Сколько раз вас просили вспомнить, каково это — быть ребенком? У этого есть причина. «Игра — это детская работа, именно так дети познают мир.

Они должны выйти из раннего периода жизни с любовью к учебе и игре, а также умением задавать вопросы и находить ответы на них.

Когда дети занимаются тем, что им нравится, они будут с большим энтузиазмом подходить к более формальному обучению и личным проблемам», — убежден Бенджамин Ньютон, соучредитель нью-йоркской компании по уходу за детьми Vivvi.

10. Не забудьте позаботиться о себе

Уход за собой — это не просто модная фраза, это то, что родители должны практиковать ежедневно. «Вы можете не осознавать этого, но ваше собственное беспокойство влияет на взгляд ребенка на мир. Часто забота о себе — лучшее, что вы можете сделать для детей», — отмечает Алисса Остерн, психолог из Нью-Джерси.

11. Позвольте детям переживать негативные эмоции

Родители часто пытаются уберечь детей от любых негативных эмоций. Обычно это стремление продиктовано любовью — трудно видеть своего ребенка расстроенным.

«Когда родитель говорит закаляться и не плакать или утверждает, что все будет хорошо, ребенок может понять это как необходимость отказаться от негативных эмоций.

Но дети должны научиться справляться с целым рядом переживаний», — добавляет Остерн.

12. Сделайте упор на правильное питание

Пища может зарядить нас энергией или истощить, поэтому важно подходить к выбору еды для детей с умом.

«Помогая детям развивать здоровые отношения с едой, мы также учим их важным жизненным навыкам, таким как умение исследовать, быть открытыми для нового и быть готовым к риску.

Я считаю, что питание влияет на лидерские качества детей на протяжении всей их жизни», — заключает Саския Сорроса, основатель и CEO Fresh Bellies.

Источник.

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире.

 Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу.

 Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они.

Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером.

Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

Прекратите опекать своего ребёнка. Дайте ему возможность научиться управляться со своей жизнью самостоятельно, пока ещё ошибки не так болезненны.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Если чувствуете себя чем-то вроде «золотого банкомата» для своих детей, тогда самым разумным решением будет закрыть свой бумажник.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *