12 устаревших советов педиатров 80-90-х годов

gadovnet12 устаревших советов педиатров 80-90-х годов  Наш советский опыт во всю используется всем миром, и только у нас он уничтожается на корню. Международные компании любят коллективную работу, плановую экономику, правительства в стратегических областях обеспечивают гос контроль. В Великобритании,  Швеции, Дании, Ирландии и Италии действует бюджетная система здравоохранения, впервые созданная в Советском Союзе Николаем Семашко, известная во всем мире как система Семашко. Г.Э.Зигерист — историк медицины, дважды побывавший в нашей стране и высоко оценивший достижения советской медицины, в своей книге, посвященной здравоохранению в СССР, писал: «То, что происходит в Советском Союзе сегодня, — начало нового периода истории в медицине. Все, что было достигнуто до сих пор за 5 тысяч лет истории медицины, является только новой эпохой — периодом лечебной медицины. Теперь новая эра, период профилактической медицины, начались в Советском Союзе».

 После революционной разрухи начала 20в правительство и часть медицинского сообщества пришла к выводу, что единственным способом существования и развития здравоохранения молодой республики, является концентрация ресурсов и централизация управления и планированичя отраслью. На V Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918 г. был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен Н.А. Семашко, его заместителем — З.П. Соловьев.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:

  • единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;
  • равная доступность здравоохранения для всех граждан;
  • первоочередное внимание детству и материнству;
  • единство профилактики и лечения;
  • ликвидация социальных основ болезней;
  • привлечение общественности к делу здравоохранения.

И хотя эти принципы разрабатывались и в 19в, впервые в мире они были реализованы и положены в основу государственной политики в Советской России.

Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Хотя еще сохранялись ведомственные медицинские учреждения армии, железнодорожников, шахтеров и др.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.

Была организована специализированная система медицинских учреждений для детей, повторяющая систему для взрослых, от участковой поликлиники до специализированных научных институтов. Медицинская система уделяла особое внимание вопросам материнства и рождения.

Для поддержки материнства и младенчества была организована такая же вертикальная система — от женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.) и участковых роддомов опять-таки до специализированных институтов.

Для молодых матерей выделались самые лучшие медикаменты и условия, а обучение акушерству и женкой гинекологии считалось одним из наиболее престижных медицинских направлений. Параллельно с этим само правительство стимулировало рождение нового поколения, выплачивая за детей солидные субсидии.

Также создавалась и сеть специализированных детских поликлиник, способствовавших серьезному снижению показателей детской смертности.  Таким образом, численность населения страны за первые 20 лет увеличилась практически вдвое.

Еще одной важной реформой стала профилактика заболеваний, а также устранение изначальных причин их возникновения, притом как медицинских, так и социальных.

На различных производственных предприятиях страны, которые в то время создавались с большой скоростью, организовывались медицинские части, которые занимались выявлением, профилактикой и лечением профессиональных заболеваний.

Также они оказывали первую неотложную помощь при получении производственных травм различной степени тяжести, и курировали назначение работников в активно строящиеся оздоровительные санатории.12 устаревших советов педиатров 80-90-х годов

Профилактика понималась Семашко и в узком, и в широком смысле. В узком — как санитарные мероприятия, в широком — как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха — профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов государственной санитарной противоэпидемической службы на всей территории страны.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Сталинскую Конституцию СССР, которая первая в мире статьей 124 гарантировала право граждан на бесплатное здравоохранение..

К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс.

больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек.В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. С 50-х годов из года в год увеличивались ассигнования на здравоохранение,и к 1965 г. за 4 послевоенные пятилетки финансирование подошло к рекордной цифре — 6,5% ВВП.

Удалось на порядок увеличить все основные показатели материально-экономической базы здравоохранения. Число врачей с 14,6 на 10 тыс. чел. населения в 1950 г. выросло до 23,9 в 1965 г.

; средних медицинских работников с 39,6 до 73,0; госпитализация в городах увеличилась в это время с 15% населения до 20,1%, в сельской местности — с 7,7% до 18,9%; число коек в больницах возросло с 57,7 до 96,0 на 10 тыс. населения; число поликлиник и амбулаторий достигло 36,7 тыс.

, женских консультаций и поликлиник для детей — 19,3 тыс (Источник: The System of Public Health Services in the USSR / By red. U.P.Lisitsin. — M.: Ministry of Health of the USSR, 1967. — Р. 44.)

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.

Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, предусматривалось объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самостоятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпиднадзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву.

В 1960-е гг. получила развитие новая отрасль медицины – космическая медицина. Это было связано с развитием космонавтики, первым полетом Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. и другими событиями в этой области.

В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны шаги по направлению к интенсивному развитию отрасли.

12 устаревших советов педиатров 80-90-х годов

Наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью.

Предполагались преимущественное развитие так называемых первичных звеньев — амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более) и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи (В терапии стали выделяться и развиваться отдельные специальности (кардиология, пульмонология и т. д.).

Хирургия шла вперед семимильными шагами, так как разрабатывались принципы микрохирургии, трансплантологии и протезирования органов и тканей. В 1965 г. была проведена первая успешная пересадка почки от живого донора.) Это было генеральной  линией развития здравоохранения.

В середине 1970-х гг. активно открывались и оснащались диагностические центры, совершенствовалась охрана материнства и детства, много внимания уделялось сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Несмотря на все достижения, к концу 1970-х гг. советская медицина переживала период спада из-за недостаточного финансирования и недоразработки определенных государственных программ по здравоохранению.

В 70-х годах начался эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения. Это уже отход от традиционной советской системы здравоохранения — от ее чисто бюджетного варианта и полностью государственного регулирования.

Главные врачам получают право оперировать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактических учреждений.

Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей введения нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. И уже в конце 80-х гг. тяжелое финансовое состояние бюджетных ЛПУ  обусловило введение в ряде регионов СССР НХМ. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений. Многие медицинские учреждения перевели свою деятельность на принципы хозрасчета и получили право наряду с бюджетным финансированием получать доходы из других источников, и, прежде всего от оказания платных услуг. С этого момента начался переход от жесткой системы бюджетного финансирования здравоохранения, к многоканальной системе.

  • Эксперимент в виде НХМ здравоохранения предусматривал:
  • · переход от выделения ЛПУ средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, комплексно отражающим целевую деятельность учреждений;
  • · сочетание бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных услуг населению, а также выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе;
  • · развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;
  • · установление тесной зависимости размеров фондов производственного и социального развития ЛПУ и оплаты труда каждого работника от конечных результатов деятельности учреждения (подразделения),
  • · использование различных форм хозяйствования, включая внутрисистемные арендные отношения, кооперативную и прочую деятельность.
Читайте также:  9 интересных фактов о новорожденных

Для территориальных поликлиник и территориально-медицинских объединений нормативы бюджетного финансирования устанавливались в расчете на одного жителя по подушевому нормативу.

Поликлиники должны были оплачивать стационарное лечение пациентов, проживающих на их территории, по системе предварительного возмещения затрат из расчета средней стоимости за пролеченного больного с учетом профиля койки; услуги скорой медицинской помощи и консультативно-диагностических центров.

Поликлиники были заинтересованы в сокращении расходов на стационарное лечение, в связи с этим большое развитие получили дневные стационары и центры амбулаторной хирургии в поликлиниках, а также стационары на дому.

Наряду с бюджетными средствами ЛПУ получили возможность использовать дополнительные источники финансирования в т.ч.:

  1. · платные услуги населению и предприятиям;
  2. · средства социального страхования, сэкономленные в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;
  3. · добровольные взносы предприятий, учреждений и граждан и др.

НХМ не удалось решить проблемы финансирования здравоохранения. Причин для этого было много. Во-первых, бюджетные средства выделялись,все в меньших размерах и не могли обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений. А дополнительные доходы не могли обеспечить даже скудное функционирование ЛПУ, и рассматривать их как серьезный источник финансирования не приходится.

( НХМ явилось предпосылкой к многоканальной системе финансирования ЛПУ после развала СССР).

Но эта система уже начинает отходить от заданых канонов системы Семашко.

Часто приводят структурированность системы Семашко за ее недостаток, тк пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице, то пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Этот «либеральный» недостаток, который придумали скорее всего современники. Конкуренция между больницами или врачами русских-советских врачей это вообще нонсенс. Традиции советской медицины предусматривали взаимопомощь и коллегиальность.

Главной же проблемой системы Семашко называют недофинансированность. Но разве это проблема самой отрасли здравоохранения? Это проблема всего государства! И это вообще никак не может характеризовать саму систему.

Финансирование здравоохранения стало осуществляться по остаточному принципу.  Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 (65) г. — 6,6% (6,5%), 1970 г. — 6,1%, 1980 г. — 5,0% 1985 г.

— 4,6%, 1993 г. — 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны.

Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

При этом расходы на здравоохранение составляли в 90-е гг. ХХ в. на душу населения: в США – $2000, Турции – $150, в России – $50. Остаточный принцип финансирования отрасли здравоохранения, привел к тому, что состояние здоровья населения РФ стало постоянно ухудшаться.

Дефакто с развалом Советского Союза финансирование отрасли здравоохранения резко рухнуло. Началась тотальна дискредитация системы Семашко и вообще советской системы здравоохранения. Возникла платная часть ранее бесплатного здравоохранения. Медицина разделилась на платную для состоятельных и на государственную для бедных.

Как и чем и лечили детей в 80-х: Банки, синяя лампа и витаминки

Если ваше детство пришлось на 80-е, вы наверняка помните, как лечили нас доктора и медсестры, мамы и бабушки.

Увезли «на Мира»..

В нашем детстве лёгкую простуду особенно и не лечили. За болезни посильнее брались со всей серьёзностью. Долго температуривших или обнаруживающих другие серьёзные симптомы детей укладывали в больницу.

Самое страшное для нас было услышать «на Мира» (там находилась главная детская больница). У тех, кому ни разу не довелось там полежать, воображение рисовало облик больницы в самых жутких красках.

Именно там делались самые страшные уколы и – о ужас! – вырезали аппендицит.

Постельный «лежим»

Набор же домашних средств лечения был немногочисленным. Основу составляли банки, горчичники, йодная сетка, зелёнка, картофельные ингаляции и чёрная редька с мёдом от кашля. Такая экзотика, как цветолечение (в случае краснухи, например), была редкостью. И конечно, постельный режим. В детстве мне, кстати, слышалось постельный «лежим».

Остановлюсь на банках, уникальном советском средстве лечения. Нигде в мире их больше не ставили. У нас же часто детишки и взрослые щеголяли со спинами, усеянными симметричными синяками идеально круглой формы. Это и были следы от банок.

Сама процедура была безболезненной. Поэтому дети предпочитали их злым советским горчичникам, «прожигающим спины насквозь».

В банках было что-то шаманское, таинственное! Ты ложился на живот, оголяя спину. Ее мазали вазелином или детским кремом.

Бабушка или мама наматывали на ножницы вату, смачивали ее спиртом и поджигали. С помощью «факела» из круглой банки изгоняли воздух и немедля присасывали её на тебя. Потом ещё и ещё.

Ощущение горящего факела за спиной тревожило (вдруг он упадёт и ты займёшься, как кошкин дом?) Но вот ты лежишь под одеялом, а банки, всосавшие почти всю твою хилую спину, характерно позвякивают…

Снимать банки было отдельным удовольствием. Под каждую подсовывали палец, и банка «чпокала», отпуская больного. После банок, кстати, жестоко чесалась спина!

Порошки и уколы

«У моего сына кашель, что посоветуете?» – такого раньше в аптеке было не услышать. За советом люди шли к врачу, а не к фармацевту. Лекарства готовили в рецептурных отделах и выдавали по рецепту.

Это сейчас в аптеках такой ассортимент, что глаза разбегутся – не соберешь. Раньше витрины там были гораздо скромнее.

Витамины в виде мармелада и апельсинового желе, со вкусом малины и смородины… Мы даже мечтать о таком не могли. У нас на всё про всё была аскорбинка – жёлтые шарики, сладкие сверху, кислые внутри.

Они есть и сейчас, но это уже давно не круто. В нашем же детстве «витаминки» употреблялись в один приём (всю баночку!), отчего дети писали оранжевым, а многие покрывались сыпью, которая долго проходила.

А еще плюсом «всыпала» мама.;)

Еще «витаминки» бывали в виде белых крупных сладких таблеток, как и сейчас. Но самой крутой формой витаминок несомненно были порошки! Помните, такие маленькие свёрточки с порошком? Их разворачивали в длинный «желобок» и ссыпали содержимое на язык.

Казалось, съесть таких порошков можно было гору! Что, собственно, мы и делали. Благо в аптеках их отпускали без рецепта. Поэтому когда ватага ребят с нашего двора шла туда за резиновым серым жгутом (необходимая вещь для рогатки, помните?), заодно затаривались витаминками и гематогеном.

Кстати, он тогда был только натуральным, из бычьей крови. И вполне сходил за ириску.

Вернусь к порошкам. Часто лекарства выдавали в аптеках именно в растёртом виде, а не в таблетках.

Уговорить ребенка выпить горькие препараты, лишённые нейтральной по вкусу оболочки, было нереально.

Поэтому, сильно не заморачиваясь, врачи прописывали детям самое страшное – уколы.

Их ставили в процедурных кабинетах поликлиник или же медсестра приходила на дом. Я помню нашу медсестру тётю Катю. Хорошая была женщина. Но я её ненавидела всей своей детской душой.

Она доставала из эмалированных лотков стеклянные шприцы с металлическими поршнями и наконечниками, длинные толстенные иглы с гранеными блестящими основаниями, ампулы, пузырьки с препаратами, ватку, спирт.

Всё это тревожно звенело и побрякивало! И ты понимал: конец!

Кстати, когда появились одноразовые шприцы, мы, дети, не воспринимали их всерьёз. И для игры «в больничку» они абсолютно не годились. Нужны были только «настоящие», то есть те самые, из стекла и стали. Пластик считался барахлом.

Самым ужасным было то, что тётя Катя была моей соседкой по подъезду. Родители в качестве последнего козыря доставали из рукава жёсткую фразу: «А то позовём Катю!» И шалости заканчивались. Вообще уколы были страшной угрозой наряду с рёмнем, цыганами, ворующими детей, и …школьным стоматологом.

«На прививку, первый класс!»

Кроме комнаты медработника в школах были «зубные кабинеты». Жуткое местечко! Бригада стоматологов приходила в школы периодически и устраивала тотальные пытки.

Любой ученик от мала до велика знал: лучше попотеть на тысяче контрольных, чем идти к стоматологу.

Отсутствием такого страха могли похвастаться единицы. Чем же был страшен дантист? Неминуемой жужжащей бормашиной, полным отсутствием анастезии и жалости к детям.

В «зубном» после сверления ставили чёрные пломбы. Говорят, металлические. Когда кто-то из сверстников, открыв рот, обнаруживал чёрную пломбу, его тут же начинали уважать: «Выжил. ЧЕЛОВЕК!» К чести чёрных пломб нужно сказать, что ставились они на века.

Зубы в школе еще и удаляли. Пострадавших с ваткой во рту сразу же после действа отправляли на уроки, завещав «два-часа-не-есть-не-пить».

Медицинские артефакты из нашего детства

12 устаревших советов педиатров 80-90-х годов

На прогревание!

Никакое советское лечение не обходилось без восстановительных и целебных физиопроцедур. В каждом районе были открыты отделения или же кабинеты в поликлиниках. Врачи там были «добрее», а процедуры безболезненны и даже приятны.

Процедур было множество:  от замечательного кислородного коктейля и КУФа для прогревания до УВЧ (металлические пластины в тряпочках прикладывают на больные места) и электрофореза.

В каждом кабинете время действа засекали по песочным часам.

Россию погубит "поколение жесть"

Рожденных в конце 80-х – начале 90-х годах психологи окрестили «поколением Z». По оценкам специалистов, оно инфантильно, лениво, не готово и не способно трудиться – то есть поколение прирожденных тунеядцев

12 устаревших советов педиатров 80-90-х годовФОТО: ИТАР-ТАСС

Одному моему знакомому, начальнику отдела на бюджетном предприятии, руководство поставило в начале года сложную задачу: набрать молодые кадры. Дело в том, что кадры у них действительно устарели – большинству далеко за семьдесят. Мой знакомый – один из самых молодых, ему недавно стукнуло всего лишь 65.

Сложность поставленной задачи упиралась, прежде всего, в зарплату – заслуженные 80-летние физики и переводчики работают на предприятии за 12 – 15 тыс. в месяц. «Молодые кадры на такую зарплату не пойдут», – доказывал мой знакомый руководству. «Хорошо, дадим 25 тысяч», – пообещал директор.

Читайте также:  Подгузники pampers (памперс): от истоков до современных линий

И вот знакомый взялся за работу. Очень скоро выяснилось, что найти в Москве молодых физиков и переводчиков, готовых работать за 25 тыс. в месяц, нереально. Пришлось поднять начальную планку до 40 тысяч. Заслуженные ветераны начали ворчать: «Почему молодым платят в три раза больше?»

Очень скоро выяснилось, что платить молодым кадрам, в общем-то, и не за что.

Набранные переводчики переводили неправильно, программисты не могли напрограммировать ничего толкового, а физики предпочли вообще ничего не делать и весь день просто спали на работе.

Один молодой инженер-физик потом признался, что по ночам развозит жриц любви по клиентам на своей машине: «Жить-то на что-то надо! Не на ваши же жалкие 40 тысяч!»

Другие тоже чем-то подрабатывали. Но не все. Один курьер через неделю увольнялся, потом, спустя месяц, снова восстанавливался. На вопрос, что он делал этот месяц, отвечал простодушно: «Дома сидел. Работать неохота».

И история этого одного предприятия – не исключение из правил. Сейчас, спустя два десятилетия после развала СССР, на рынок труда вышли новые кадры.

Рожденных в конце 80-х – начале 90-х годах психологи окрестили «поколение Z» («поколение жесть»). По оценкам специалистов, поколение это инфантильно, лениво, не готово и не способно трудиться. Прирожденные тунеядцы.

Изучением «жести» занимается немало психологов, а одним из первых это понятие ввел Марк Сандомирский.

По словам Сандомирского, на психику этого поколения сильно повлияли стрессы (здесь и развал Советского Союза, и отсутствие идеологии, и мутные перспективы).

Причем отрицательное воздействие глобальных потрясений нынешние 20-летние испытали еще в утробе матери – доказано, что стрессы во время беременности влияют на психику ребенка самым пагубным образом.

Одно из последствий всех этих политических и экономических глобальных потрясений – хронический инфантилизм.

«Нынешние 20-летние так и не смогли повзрослеть – они даже в зрелом возрасте сохранили детские черты и ведут себя по-детски, не осознавая этого», – считает Марк Сандомирский.

Соответственно, работники из нынешней молодежи, в основном, скверные – безответственные, неисполнительные «и при этом, как дети, постоянно ждущие от окружающих и от руководителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.

У 20-летних сегодня отмечается детский эгоцентризм и потребительское отношение к жизни. И это заметно по статистике любой службы занятости – молодежь требует зарплату не ниже 40 тысяч, имея при этом никудышнее образование и отсутствие какого-либо опыта работы», – констатирует психолог.

В этом же кроется и причина того, что престиж рабочих профессий упал сегодня до нуля. «Поколение жесть» особенно не любит все, связанное с физическим трудом.

«Если относиться к жизни и к работе инфантильно, как к игре, то напрягаться ни в коем случае нельзя! – объясняет Сандомирский.

– Ведь в игре все делается понарошку, имитируется занятость и бурная деятельность. И желающих «пахать», «вкалывать», напрягаться всерьез становится все меньше и меньше.

Молодежь ищет виртуальную работу, но даже на реальной работе умудряется показывать виртуальный результат».

А что же дальше? Возможно, следующее поколение, рожденное при Путине, будет вкалывать за троих? Как бы не так, считают психологи. «Следующие подрастающие поколения будут брать пример с нынешних.

Это то же самое, что дедовщина в армии – она передается по инерции. А началось все с того, что в 60-х годах начали брать в армию с криминальным прошлым, и эти криминальные элементы быстренько ввели дедовщину. Теперь, что ни делай, дедовщину не победить.

Когда явление прижилось, с ним очень сложно бороться».

Детям 60-х,70-х,80-х прошлого века посвящается!

Часть первая. Детям 60-х, 70-х, 80-х посвящается!

  • «Невероятно, но МЫ ВЫЖИЛИ!
  • Если Вы были ребёнком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня…
  • Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок, никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме… мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари… целый день никто не мог узнать, где мы: мобильных телефонов НЕ БЫЛО (!)… мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд…
  • Помните, мы дрались до крови и ходили в синяках… бывало всякое, виноваты были только мы, и никто другой!
  • У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникого телевидения, компактдисков, сотовых телефонов, интернет… зато у нас были друзья – мы выходили из дома, находили их: катались на великах, сидели на лавочке, на заборе или школьном дворе и болтали о чём хотели…
  • Вечером, когда родители думали, что мы спим, включали чёрно-белый телевизор, где показывали польский многосерийный телефильм «Четыре танкиста и собака», а мы подглядывали из-под одеяла и переживали за главных героев: Янека и Марусю, Густлика, Григория, Томаша и, конечно же пса Шарика…

Когда нам кто-то был нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними, помните? Без спросу, сами, одни в жестоком и опасном мире, без охраны… Как мы вообще выжили?..

  1. Идя из магазина с хлебом, съедали корку, а молоко пили прямо из крышки бидона… а корочки хлеба, натёртые чесноком с солью… а кто грыз сухой кисель или жевал битум вместо жвачки
  2. Мы ключи от квартиры клали под половик перед дверью и оставляли записки, что ключи там…
  3. Мы взрывали «дихлофоски» в костре, стреляли карбидом и делали «пугачи» и «поджиги», отливали свинцовые биты в алюминевых ложках на газовой горелке на кухне и счастливые с полными карманами пробок из-под пива или лимонада (которые собирали под скамейками в сквере у танцплощадки или клуба культуры) шли играть во двор, находя ровную площадку асфальта или бетонную плиту…

Мы просыпались утром под звуки трубы и слова в радиоточке: «ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! В эфире «ПИОНЕРСКАЯ ЗОРЬКА!».

  • Пионерский галстук каждый день мокрый расправляешь и — под утюг, шипит, думаешь, ну, конец ему, но ничего — красавчик, завязываешь красиво и бегом в школу!
  • Девчонки ходили только в платьях и юбках… и какие были все красивые…
  • Наши поступки были нашими собственными – мы были готовы к последствиям, прятаться было не за кого…

ДА, МЫ БЫЛИ ТОГДА ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВЫМИ! МЫ УМЕЛИ ДРУЖИТЬ, ПРОЩАТЬ, СЛУШАТЬ, МЕЧТАТЬ!

Если Вы один из этого поколения, я Вас поздравляю: «Вам повезло!..»

Часть вторая. Она была суровой, совсем не ласковой с виду…

«Она была суровой, совсем не ласковой с виду. Не гламурной. Не приторно любезной. У неё не было на это времени. Да и желания не было. И происхождение подкачало. Простой она была.

Всю жизнь, сколько помню, она работала. Много. Очень много. Занималась всем сразу. И прежде всего — нами, оболтусами.

Кормила, как могла. Не трюфелями, не лангустами, не пармезаном с моцареллой. Кормила простым сыром, простой колбасой, завёрнутой в грубую серую обёрточную бумагу.

Учила. Совала под нос книги, запихивала в кружки и спортивные секции, водила в кино на детские утренники по 10 копеек за билет. В кукольные театры, в ТЮЗ. Позже — в драму, оперу и балет.

Учила думать. Учила делать выводы. Сомневаться и добиваться. И мы старались, как умели. И капризничали. И воротили носы.

И взрослели, умнели, мудрели, получали степени, ордена и звания. И ничего не понимали. Хотя думали, что понимаем всё…

А она снова и снова отправляла нас в институты и университеты. В НИИ. На заводы и на стадионы. В колхозы. В стройотряды. На далёкие стройки. В космос.

Она всё время куда-то нацеливала нас. Даже против нашей воли. Брала за руку и вела. Тихонько подталкивала сзади. Потом махала рукой и уходила дальше, наблюдая за нами со стороны. Издалека.

Она не была благодушно-показной и нарочито щедрой. Она была экономной. Бережливой. Не баловала бесконечным разнообразием заморских благ. Предпочитала своё, домашнее.

Но иногда вдруг нечаянно дарила американские фильмы, французские духи, немецкие ботинки или финские куртки. Нечасто и немного. Зато все они были отменного качества — и кинокартины, и одежда, и косметика, и детские игрушки.

Как и положено быть подаркам, сделанным близкими людьми.

Мы дрались за ними в очереди. Шумно и совсем по-детски восхищались. А она вздыхала. Молча. Она не могла дать больше. И потому молчала.

И снова работала. Строила. Возводила. Запускала. Изобретала. И кормила. И учила.

Нам не хватало. И мы роптали. Избалованные дети, ещё не знающие горя. Мы ворчали, мы жаловались. Мы были недовольны. Нам было мало.

И однажды мы возмутились. Громко. Всерьёз.

Она не удивилась. Она всё понимала. И потому ничего не сказала. Тяжело вздохнула и ушла. Не насовсем и не навсегда. Оставила нас наедине с диким агрессивным окружением, чтобы мы могли сами всё обдумать и осознать.

Она не обиделась. За свою долгую трудную жизнь она ко всему привыкла.

Она не была идеальной и сама это понимала. Она была Живой и потому ошибалась. Иногда серьёзно. Но чаще трагически. В нашу пользу. И мы были в ней Живые.

Теперь же нас записали в мёртвые помимо нашей Свободной Воли. Нас обманным путём записали как мёртвый груз, безправных рабов в статусе Capitus Deminition Maxima согласно римского права, как это указано в псевдо-паспортах для населения оккупированных территорий.

Она просто слишком любила нас. Хотя и старалась особенно это не показывать. Она слишком хорошо думала о нас. Лучше, чем мы были на самом деле. И берегла нас, как могла. От всего дурного. Мы думали, что мы выросли давно.

Читайте также:  Как вести себя с женщиной, потерявшей ребенка: распространенные ошибки. Мнение психолога

Мы были уверены что вполне проживём без её заботы и без её присмотра.

Мы были уверены в этом. Мы ошибались. А она — нет.

Она оказалась права и на этот раз. Как и почти всегда. Но, выслушав наши упрёки, спорить не стала.

И ушла. Не выстрелив. Не пролив крови. Не хлопнув дверью. Не оскорбив нас на прощанье. Ушла, оставив нас жить так, как мы хотели тогда.

Вот так и живём с тех пор.

Зато теперь мы знаем всё. И что такое изобилие. И что такое горе. Вдоволь.

  1. Счастливы мы?
  2. Не знаю.
  3. Но точно знаю, какие слова многие из нас так и не сказали ей тогда.

Мы заплатили сполна за своё подростковое нахальство. Теперь мы поняли всё, чего никак не могли осознать незрелым умом в те годы нашего безмятежного избалованного детства.

Спасибо тебе! Не поминай нас плохо. И прости. За всё! Советская Родина…»

Это из сети. Автор Пётр Войков, называется «Прости настоящая Родина». Хотя если прочитать отрывок на просторах интернета, то Пётр Войков после публикации указал, что автором он не является, настоящий автор не известен.

12 устаревших советов педиатров 80-90-х годов

Переломный период в истории России (80–90 гг. XX в.)

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ политического устройства и духовной жизни общества.

Коренные изменения условий развития производства и методов руководство экономикой, преобразование в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечавшиеся перестройкой.

Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десяти лет советской системы.

К началу 80-х гг. Советский Союз достиг нового технического уровня, развились отрасли промышленности (электроника, точное приборостроение, атомная промышленность и др.). Массовым явлением стало создание производственных, научно-производственных, агропромышленных, межколхозных объединений.

Сформировались и действовали единые энергосистема, транспортная система, система автоматической связи, нефти- и газоснабжения. Более тесными стали хозяйственные связи республик и регионов.

Однако административно-командная система управления, практика планирования и опека директивных органов над предприятиями сохранялись.

Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г.

Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет министров СССР на тот момент возглавил Н. И. Рыжков. М. С.

 Горбачев и поддерживавшие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».

Суть «обновления общества» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединение социализма и демократии, в установление «лучшего социализма». В состав Политбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделявшие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ельцин и А. Н. Яковлев.

Курс на повышение доходов населения, на рост его образования и улучшения жилищных условий способствовал развитию потребностей, повышению спроса на новые, более качественные товары и предметы потребления.

Однако производство товаров народного потребления, организация снабжения продовольствием, развитие сферы услуг, торговли, транспорта, индустрии отдыха и культуры, медицинского обслуживания было на низком уровне. В 60-е — первой половине 80-х гг.

возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни.

Для более глубокого понимания выше перечисленных проблем остановимся на краткой характеристике политического развития СССР.

Перемены в общественно- политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало новый всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждения нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан.

На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления разъяснял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных городов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Противники нового курса имелись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей.

Были заменены председатель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компартии большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразование в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи совершенствования социалистического общества.

Реформы политической системы: В 1985–1986 г. Развернулась борьба с нарушениями производительной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряды бывших государственных деятелей.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.

) На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросам о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения М. С.

 Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразованию политической системы общества.

Михаил Сергеевич Горбачёв, ставший в 1985 г. генеральным секретарём КПСС, был встречен обществом как лидер совершенно новой формации.

  • После коротких правлений Андропова и Черненко молодой лидер вернул обществу ощущение долгосрочной стабильности
  • Людей подкупала его молодость, выступления без бумажек, выходы в народ и программа реформ, лозунги которой — «перестройка, ускорение, гласность» — на несколько лет превратились в символы обновления страны.
  • Горбачёв имел свой взгляд на природу кризиса советской системы.
  • По его мнению, причина лежит не в недостатках социализма, а в недостаточном использовании его возможностей.
  • Это и предопределило цели его реформаторского курса:

—         «перестройка», т. е. внесение структурных и организационных изменений;

—         «гласность», т. е. выявление всех недостатков, препятствовавших ускорению социалистического развития;

—         «ускорение», т. е. вывод советской экономики на мировой уровень за счёт:

  1. —         — опоры на живое творчество масс;
  2. —         — поворота к науке;
  3. —         — приоритета социальной сферы;
  4. —         — избавления от искажений социалистической морали.
  5. Замысел реформ был изложен Горбачёвым на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.

В короткий срок был омоложен верхний эшелон руководства: Николай Рыжков стал премьер-министром, Борис Ельцин — секретарём ЦК и позже 1-ым секретарём Московского горкома партии и т. п.

Аппарат не только омолаживался, но и освобождался от наиболее консервативных членов — к 1987 г. было заменено 70 % Политбюро, 60 % секретарей обкомов партии, 40 % членов ЦК.

Политическое реформирование (1988 — март 1990 гг.)

Первый этап экономических реформ (1985–87 гг.) был направлен на подъём экономики с минимальными затратами за счёт «скрытых резервов».

На этом этапе не затрагивалась сама политическая система, а признавалась лишь необходимость совершенствования избирательной системы и контроля «снизу».

Концепция экономических реформ, разработанная к лету 1987 г., лишь в отдалённом будущем предполагала вхождение в рыночные отношения.

Ближайшей же задачей ставилась перестройка управления экономикой — переход от преимущественно административных к экономическим методам управления, т. е. перевод предприятий на хозрасчёт и самофинансирование.

  • Таким образом, наряду с экономической самостоятельностью должно было сохраняться государственное планирование экономики.
  • Эти идеи вылились в Закон о госпредприятии 1987 г.:
  • —         сохранялся принцип плановой экономики в виде госзаказа;
  • —         разрешение различных форм кооперации (однако, такие формы как акционерная, коллективная и частная ещё не предусматривались).
  • Важную роль сыграли и скороспелые и ничем не подкрепленные мероприятия Горбачёва.
  • —         Перенос упора с нового строительства на техническое перевооружение действующих предприятий.
  • —         Импорт был переориентирован с ширпотреба на новейшую технику, но из-за неправильной эксплуатации, отсутствия специалистов, запчастей и сырья необходимого качества эта техника простаивала.
  • —         В школьной реформе упор делался на всеобщее компьютерное обучение, чтобы быстро создать кадровую базу для научно-технического прогресса.
  • —         Но наша компьютерная техника была настолько отсталой и слабой, что не могла обеспечить этих нужд не только в качественном принципе, но и в количественном.
  • —         Постановление ЦК «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» 1985 г.

—         Эта мера, направленная на укрепление дисциплины, напоминала эпоху Н. С. Хрущёва.

—         «Закон о госприемке» должен был повысить дисциплину и качество на производстве, но привёл лишь к сокращению производства.

—         Промышленность не способна была соответствовать заявленному уровню качества.

В октябре 1987 г. неожиданно с критикой хода «перестройки» выступил Б. Н. Ельцин.

  1. Он критиковал не только консервативизм Лигачёва, но и нерешительность и полумеры самого Горбачёва.
  2. В 1990 г. в верхах было разработано две экономические программы, что ознаменовало переход ко 2-ому этапу экономических реформ:
  3. Правительственная (Рыжков) и «500 дней» (Шаталин — Явлинский).

Обе программы склонялись к радикализации реформ и переходу к рыночным отношениям, обе включали признание частной собственности и приватизацию, как передачу гос. собственности пока только в собственность трудовых коллективов, базовые же отрасли (энергетика, топливо, транспорт и т. п.) должны были оставаться в руках государства.

Второй этап «перестройки» (1988 — март 1990 гг.) начался с XIX Всесоюзной конференции КПСС (лето 1988 г.), на которой была поставлена задача радикальной демократизации партии, а через неё и общества.

  • Партия должна была сохранить роль политического авангарда, а административно-управленческие функции и государственная власть планировалось передать Советам.
  • Но партийная бюрократия не желали лишаться даже части своей власти, что подтолкнуло реформаторов к идее полного переноса власти в Советы, которые выступали на реформаторских позициях.
  • Подобный курс был с радостью встречен либерально-демократическими силами.
  • В обществе из «неформалов» возникают политические группы и организации, объединившие различные общественные силы.
  • В национальных республиках и городах формируются «Народные фронты», повсеместно проходят митинги и манифестации.
  • К сожалению, переносом власти в местные Советы воспользовались и национальные сепаратисты, выступающие на националистических позициях.
  • Наиболее кровавые столкновения на национальной почве произошли в Карабахе и в Грузии.

Карабахский конфликт, начавшийся осенью 1987 г., превратился в один из самых кровавых на территории СССР, продолжившись и в постсоветское время.

Нагорный Карабах, являясь автономной областью в составе Азербайджанской ССР, на 80 % был населен армянами.

Эта область была создана на армянской территории в 1923 г. для укрепления интернационализма между армянами и азербайджанцами.

Но в конце 80-х эта земля превратилась в первую «горячую точку» на советском пространстве.

Начало 1989 г. прошло на волне политической активности народных масс — общество было захвачено выборами I съезда народных депутатов СССР.

После распада СССР страна столкнулась с большими трудностями и в социально-экономической и политической областях. В этой связи приведем оценку состояния экономики России, данную в постановлении Совета Министров Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. о социально-экономическом положении страны: за январь — сентябрь 1993 г.

по сравнению с тем же периодом прошлого года произведенный национальный доход сократился на 15 %, объем промышленного производства — на 16,5 %, общая задолженность промышленных предприятий и строительных организаций возросла, составив 11,3 трлн.

рублей, замедлились темпы приватизации крупных и средних предприятий, не удалось добиться повышения жизненного уровня населения.

Литература:

1)      История России А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева. Т. Ф. Сивохина

2)      «История России» Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов

3)      История России Б. В. Леванов, В. А. Корнилов, В. В. Рябов.

Основные термины (генерируются автоматически): XXVII, государственная власть, общество, реформа, советская система, эта.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *