Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

В общественном транспорте довольно часто можно столкнуться с возмущением пассажиров по поводу того, что ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста занимает сидячее место. На самом деле такая ситуация не только нормальна, но и необходима для обеспечения безопасности перевозки ребёнка.

Почему в России принято считать, что даже дошкольники должны уступать место старшим

Прошлый век для России был тяжёлым: страна пережила Великую Отечественную войну.

Социальные процессы в послевоенное время требовали от детей быстрого взросления: они достаточно рано начинали помогать родителям в домашних делах, на них возлагались различные ответственные обязанности.

В то время считалось нормальным, если дошкольники и младшие школьники уступали место в общественном транспорте ветеранам, пожилым людям и другим.

С тех пор прошло очень много лет, однако некоторые принципы жизни общества остались неизменны. И сегодня многие в России считают, что дошкольники и младшие школьники не имеют приоритета перед другими пассажирами общественного транспорта на сидячие места.

Почему дети в транспорте должны сидеть, а не стоять

Дошкольники и младшие школьники должны занимать сидячие места в общественном транспорте в силу некоторых физиологических особенностей:

  • из-за отсутствия чёткой координации движений. Центральная нервная система (ЦНС) в этом возрасте находится в стадии формирования. ЦНС отвечает за многие функции организма, в том числе за координацию движений. В связи с несовершенством ЦНС дошкольники и младшие школьники менее ловкие, чем более старшие люди. При резком торможении общественного транспорта дети могут потерять равновесие и упасть;
  • по причине хрупкого опорно-двигательного аппарата. В связи с этим при падении дети имеют повышенную вероятность переломов, вывихов и других травм;Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступатьИз-за непрочного опорно-двигательного аппарата дети имеют повышенную вероятность переломов и других травм
  • из-за невысокого роста. Если общественный транспорт переполнен и в нём начинается давка, голова ребёнка окажется зажатой между телами взрослых людей. В такой ситуации есть вероятность того, что ребёнок не сможет нормально дышать.Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступатьНаиболее опасна для стоящего ребёнка ситуация, когда автобус переполнен пассажирами

Не всегда является верным требование окружающих к родителю посадить ребёнка на колени и таким образом освободить сидячее место. Одно дело, когда вес ребёнка незначительный, а родитель — довольно крепкий человек.

В такой ситуации скорее всего взрослый сумеет удержать на коленях ребёнка при резком торможении транспорта или ДТП. Однако часто можно наблюдать картину, когда хрупкая мама держит на коленях крупного и тяжёлого ребёнка.

Такая тактика небезопасна для самого ребёнка, ведь в критической ситуации маме просто может не хватить сил для того, чтобы предотвратить его падение.

В целях обеспечения безопасности перевозки ребёнка кондуктор в общественном транспорте должен следить за тем, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста занимали сидячие, а не стоячие места.

Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

В целях безопасности дошкольники и младшие школьники должны в общественном транспорте сидеть, а не стоять

Как правильно реагировать родителям, если их настойчиво просят освободить место, подняв ребёнка

Если вас в транспорте просят поднять маленького ребёнка и освободить сидячее место, не соглашайтесь. Ваш ребёнок однозначно имеет приоритет на сидячее место перед другими пассажирами. При этом не реагируйте на такие требования агрессивно. Это вызовет только большую волну негодования у людей. Ведите себя спокойно, донося до окружающих свою позицию в тактичной форме.

А также не следует оправдываться перед пассажирами, ведь вы ни в чём не виноваты и поступаете верно. Неуверенность человека в своей позиции сразу видна окружающим и даёт повод для психологического давления.

Когда и как будет правильно учить ребёнка уступать место и кому

Учить ребёнка уступать место в общественном транспорте следует с десятилетнего возраста. К этому времени опорно-двигательный аппарат детей достигает достаточной прочности, а координация движений становится более уверенной. К тому же в этом возрасте многие дети сами стремятся к тому, чтобы вести себя по-взрослому.

Естественное стремление выполнять некоторые доступные взрослые функции формируется у детей уже к 10 годам, а то и раньше. И в этом возрасте ребенок может сам захотеть уступить место в транспорте, открыть дверь перед женщиной или людьми, которым требуется помощь.

Марина Смовж, аналитический психолог

https://letidor.ru/psihologiya/s-kakogo-vozrasta-rebenok-dolzhen-sam-ustupat-mesto-v-obshestvennom-transporte.htm

Родители должны поддерживать стремление ребёнку к достойным взрослым поступкам как за счёт личного примера, так и с помощью воспитательных бесед. Следует учить ребёнка уступать место пожилым людям, беременным женщинам и более младшим детям.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не должны никому уступать сидячие места в общественном транспорте. Только находясь в сидячем положении, ребёнок сможет избежать травм и ушибов во время проезда.

  • Екатерина Творогова
  • Распечатать

Кому и когда не нужно уступать место в общественном транспорте

Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

Злободневной темой для наших дней стал вопрос перемещения в общественном транспорте. Если в обычное время накал страстей не так велик и носит больше эпизодический характер, то в час пик уставшие горожане, выпив дозу «озверина», всеми правдами и неправдами стремятся по домам или напротив – на работу.

В городе общественный транспорт работает спустя рукава, градус пассажирских войн заметно растет, что выливается в ругань и в драки, взаимные оскорбления и претензии. Давайте постараемся разобраться в корне проблем и решить несколько болезненных вопросов.

Маршрутка

Маршрутки плотно вошли в жизнь городов как быстрая, относительно недорогая альтернатива муниципальным автобусам. На них можно быстро добраться до нужного места, учитывая, что маршрутов у них значительно больше, чем тех, которые охвачены автобусами.

Однако у маршрутки есть существенный недостаток – количество «мест». С точки зрения закона «места» бывают «сидячими», т.е.

оборудованные штатными сиденьями, и «стоячими», которые оборудованы штатными поручнями и иными приспособлениями для комфортной и безопасной езды стоя.

Как правило, маршрутки «Газели» вообще не имеют стоячих мест, некоторые другие виды маршруток стоячие места имеют, но в пределах 3 или 5, реже больше. Однако предприимчивые водители технично набивают свои маршрутки настолько, что бывает сложно закрыть дверь.

Количество и виды мест указываются в ПТС маршрутки и часто указаны в виде картинки внутри салона

Зачем они это делают?

Не вдаваясь в порядок оформления маршрута, расчета тарифа, бензина и прочего, скажу так – это деньги. Каждый маршрут имеет интервал движения, причем в обычное время и в час пик интервал движения отличается.

В теории это должно обеспечить потребность горожан в транспорте именно в час пик.

Берется статистический пассажиропоток на направлении, делится на количество штатных мест на маршруте, рассчитывается количество маршруток и автобусов, которые должны обеспечить пассажирам своевременный, комфортный и безопасный проезд.

Теперь задача: интервал движения – 7 минут. Водитель условно должен выполнить 10 поездок (туда-сюда) в день. На каждую поездку он тратит на бензин + амортизация 500 рублей (условно!), т.е. в день он тратит 5000 рублей. За каждую поездку он получает 1000 рублей, таким образом, чистая прибыль составляет 500 рублей.

В день выходит 5000 рублей, из которых 2500 он отдает «хозяину» маршрута. Всего его заработок составит 2500 в смену.

Внимание вопрос: какая будет чистая прибыль каждого из водителей, если они договорятся увеличить интервал в два раза, но перевозить будут то же количество людей? Ответ: (10 х 1000) – (5 (в два раза меньше трат и поездок) х 500) = 7500 – (2500 хозяину) = 5000. Конечно же, 5000 лучше, чем 2500.

Учитывая что и поездок меньше, поэтому такой сговор крайне выгоден именно водителям маршруток. Для пассажиров это выливается в искусственное создание «толпы спешащих», которые будут лезть в переполненный транспорт, понимая, что новая маршрутка придет нескоро. А когда придет, будет так же забита людьми до краев.

Кто должен контролировать?

Как ни странно, контролируют местные органы власти в лице транспортных департаментов, роспотребнадзоров, мэрии, компании-перевозчики, в общем, толком – никто! В теории они могут даже снять перевозчика с маршрута.

В тех городах, где нет монополии на перевозки маршрутками, проблем значительно меньше, предприниматели реально опасаются, что их могут лишить маршрута, и оперативно дают втык водителям, когда поступают жалобы, но если монополия сложилась и департамент «прикормлен», все строго наоборот!

Предпринимателю его водители – рабочие лошадки будут куда ближе абстрактной массы пассажиров и их удобств.

Возят? Трезвые? И ладно!

Косвенно этот вопрос контролируют ГИБДД, в основном это выливается в 500-рублевый штраф за нарушение правил перевозки пассажиров.

В случае остановки переполненной маршрутки водителя остановят, а стоящих пассажиров выкинут. Однако фундаментально это проблему не решает.

На практике это должны контролировать сами пассажиры, обращаясь с жалобами на несоблюдение интервалов движения транспорта; обращая внимание на наличие/отсутствие стоячих мест; требовать от водителя соблюдения правил перевозки – не переполнять маршрутку сверх количества имеющихся мест; самому не садиться в переполненный транспорт; сообщать в ГИБДД о номере маршрутки и водителе, который едет переполненный.

Читайте также:  Приставные кроватки для новорожденных - как правильно выбрать (популярные брэнды)

Успешное давление общественности на водителей имеет место в ряде городов, однако не во всех. И это рождает проблему №2.

«Уступить ли место?»

  • Уступать место старикам, женщинам (особенно беременным) и пассажирам (не обязательно «яжмамам») с детьми, инвалидам нас призывает не только совесть, но и устав автомобильного транспорта, который имеется в каждом городе.
  • Уступать место – не императивная норма, это выбор каждого, в соответствии со своей совестью, воспитанием и ситуацией, однако всегда ли нужно это делать?
  • Наличие беременности или инвалидности, как и пожилого возраста, не должно лишать пассажира разума. Если такие пассажиры зайдут в транспорт вроде автобуса/троллейбуса/трамвая – уступаю место, не задумываясь об обстановке, и на то есть три важных причины:

1. Так мне велит совесть/воспитание.

2. Транспорт оборудован удобными перилами, имеет оборудованные стоячие места, значит относительно безопасен для стоящего пассажира (меня).

3. Это целевой транспорт для этих категорий пассажиров, как самый технически приспособленный, учитывая свою большую мобильность, будет справедливо, что я постою.

Однако когда такой пассажир заходит в салон переполненной/с занятыми сидячими местами маршрутки, это становится его осознанным выбором перемещения стоя в необорудованном для этого транспорте.

Другими словами, с тем же успехом можно запрыгнуть в борт самосвала и жаловаться на некомфортную езду.

Помимо того, что такой пассажир становится источником опасности для других, он косвенно помогает водителю нарушать правила перевозки людей. Но не будем формалистами.

Бывают ситуации, когда действительно нужно! Срочно! Ну сел человек в полную маршрутку, стоит, никому не мешает, проехал пару остановок – вышел, нет вопросов.

Другое дело, когда в такую маршрутку заходит человек, заведомо не способный «перенести» поездку на ногах. Он таким образом перекладывает «заботу о себе» на сидящих в салоне пассажиров, плюс к опасности и косвенному пособничеству нарушениям КоАП РФ.

Разумеется, найдется человек, который уступит место, зачастую так делаю и я, но только в определенных ситуациях. Темное время суток, низкие температуры, поездки в отдаленных районах и местах с плохим транспортным сообщением или когда я понимаю, что человек не совсем отдает отчет в своих действиях, в некоторых других случаях.

ВСЕГДА уступаю место пассажирам с маленькими детьми, поскольку наш транспорт (никакой!) не адаптирован для перевозки стоящих детей.

Однако во всех остальных случаях человек, выбравший путешествие стоя, выбор сделал сам, осознанно подвергая себя неудобствам и рискам. Не говоря о том, что стоящий пассажир в необорудованном транспортном средстве гарантированно получит травмы даже при незначительном ДТП.

Если обобщить вышесказанное, пассажир, покорно набивающийся в переполненную маршрутку, инфантильно наблюдающий сговор водителей-перевозчиков, рассчитывающий на свою исключительность в силу пола, возраста или иных особенностей, у меня лично симпатии не вызывает, как и желания ему помочь.

В силу правового и государственного регулирования данной отрасли от «скотовозок» нас может уберечь только личное персональное участие в контроле. Не стесняйтесь делать водителю замечания, фиксируйте и публикуйте нарушения, запоминайте время ожидания, жалуйтесь в департамент и ГИБДД.

Из личной практики проживания в нескольких городах скажу сразу – объединение пассажиров и систематическая фиксация и публикация нарушений либо дисциплинирует перевозчика, либо департамент его меняет, чтобы не иметь с ним проблем.

Уступить место в общественном транспорте: право или обязанность?

Пост опубликован: Июль 29, 2016

Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

Граждане России обладают определёнными правами и обязанностями, которые закреплены Конституцией. Однако правила поведения в некоторых ситуациях конституционными предписаниями не учитываются. Одной из таких норм является предоставление сидячих мест для пожилых людей и инвалидов.

В Северо-Западный правовой центр (СЗПЦ) «Человек и Закон» прислали видео, снятое в одном из петербургских автобусов, где пассажиры просят молодого человека, сидящего под табличкой «Места для пассажиров с детьми, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста», уступить место бабушке, однако гражданин просьбам окружающих не внимает и равнодушно смотрит в окно.

Автор видеоролика интересуется: закреплена ли обязанность уступать места в общественном транспорте в каких-либо нормативных актах, и предусмотрено ли наказание за игнорирование этого правила? Побеседовав с экспертами, мы разобрались во всех тонкостях данного вопроса.

Норма морали

Необходимость уступать места является одним из правил пользования пассажирским транспортом, закреплённых Приказом администрации Санкт-Петербурга от 18 декабря 1997 года.

«Пассажиры и работники наземного пассажирского транспорта должны бережно относиться к подвижному составу, зданиям и сооружениям на промежуточных и конечных остановочных пунктах, соблюдать чистоту, общественный порядок, требования настоящих Правил и быть взаимовежливыми, — говорится в документе. — Информация о местах для пассажиров с детьми, с детскими колясками, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста (обозначенная соответствующими пиктограммами) и об обязанности освобождать их для указанных лиц размещается в салоне транспортного средства».

Однако, как сообщили в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга, за несоблюдение этого правила никакого административного наказания не предусмотрено. Эту информацию подтвердили и в учреждении «Организатор перевозок».

«Никаким законом, нормативным актом не установлено, что за непредоставление места для человека старшего возраста либо инвалида следует какое-либо административное наказание, — пояснил руководитель пресс-службы СПб ГКУ «Организатор перевозок» Роман Агапитов. —   В данном случае это всё переходит из юридического поля в этическое.

То есть разговор идёт уже об этике, о воспитании, о культуре поведения. И в метро, и в наземном транспорте есть специальные стикеры, обозначающие места для беременных, для пожилых, для инвалидов. Эти места предназначены специально для вышеперечисленных категорий граждан.

Причём в наземном транспорте, как правило, они располагаются в низкопольной части подвижного состава, чтобы не надо было далеко подниматься».

Таким образом, необходимость предоставления мест прописана в правилах пользования и отмечена в указателях над сидениями для определённой категории пассажиров, но какого-либо наказания за отступление от этих правил нет. Уступать место или нет – норма этики и морали, а не положение закона. Поэтому единственное, что может последовать за её неисполнением – это общественное осуждение.

Блюстители нравственности

Но если правила пользования общественным транспортом всё же содержат требование уступать места, следит ли кто-нибудь из сотрудников транспортной компании за его исполнением? Роман Агапитов отметил, что эту функцию может выполнять кондуктор.

«Кондуктор, конечно, может подойти и попросить уступить место пожилому человеку, но следить и не пускать здоровых людей на места для инвалидов не входит в его прямые обязанности.

Сделать замечание кондуктор может, но это ни к чему, как правило, не приводит.

У кондукторов и без того очень много работы, поэтому зачастую они сами не видят, что у них на местах для мам с колясками сидят здоровые лбы», — заключил эксперт.

В то же время есть немало людей, готовых вступиться за мучающихся в давке пенсионеров и отстоять их право на комфортный проезд в общественном транспорте. Иногда это сами пожилые люди, а порой – просто неравнодушные граждане наподобие тех, что прислали нам видеоролик.

Но эти истории не всегда оканчиваются торжеством справедливости. Писатель и журналист Евгений Коган стал очевидцем вопиющего случая, когда, набросившись на молодого человека, «борцы за справедливость» вдруг с ужасом обнаружили, что он инвалид.

Под натиском негодующей толпы парень уступил-таки место пожилому человеку, а сам, прихрамывая на негнущуюся ногу (очевидно, протез) протиснулся к дверям и вышел на следующей остановке.

«Надо было видеть лица поборников нравственности: они вдруг осознали, что не могут получить удовольствие от собственной победы», — заключил Евгений Коган.

О похожей ситуации рассказала и председатель региональной общественной организации «Союз защиты пожилых людей Санкт-Петербурга» Нина Михайловна Анисимова.

«Я вошла в автобус, все места были заняты, в том числе и там, где написано «для пожилых». Мне 79 лет. На местах для пожилых сидел молодой человек, лет 13-ти. Рядом сидит женщина, причём моложе меня намного – возможно, мама.

И я этому молодому человеку тихо говорю, что пожилым уступают место и указала на картинку. Молодой человек встал, и я, поблагодарив его, села. Когда я вышла на своей остановке, меня догнала женщина и со злостью сказала: «Вы не ленинградка! Потому что так не делают! Он больной человек».

Я ответила, что я истинная ленинградка, но не стала вступать в полемику.

После этого ходила несколько дней с таким неприятным осадком! А ведь в автобусе рядом со мной сидела молодая женщина, сопровождающая того парня, — скорее всего, мама. Она могла встать и уступить своему ребёнку место».

Читайте также:  Видео: 4 лучших способа укрепить иммунитет ребенка. Витаминное меню на каждый день

Выходит, у каждого – своя правда. И не всегда слова поборников нравственности приводят к желаемому результату. Порой инициатива этих людей оборачивается против них же самих. Такой случай произошёл 26 июля в Петербурге.

Молодой человек, ехавший в вагоне поезда метро со своей беременной супругой, попросил мужчину спортивного телосложения уступить место женщине с сумкой.

Но крепкий гражданин решил не сдавать своё место без боя, – и отстаивающего права женщин молодого человека в итоге госпитализировали с переломом руки и гематомами лица.

Сейчас агрессора ищет полиция. Ему грозит уголовное наказание. Но целесообразно ли вводить для не распускающих руки принципиальных граждан, отказывающихся уступать места пенсионерам, административную ответственность?

Со школьной скамьи

Нина Михайловна Анисимова считает, что в принятии такой меры нет никакого смысла.

«Я думаю, что это не поможет. Это только будет злить и бесить, потому что очень много среди тех, кто не уступает, не просто невоспитанных, но и душевно больных людей».

Между тем эксперт напоминает, что в России уважение к старшим – принятая норма поведения. А потому воспитывать её нужно с детства. В школах должен появиться специальный предмет – «этика». Чтобы можно было всем детям с ранних лет прививать культуру поведения, в том числе и в общественном транспорте.

«Учить этике нужно с первого класса, а, возможно, и с детского сада — как сейчас учат правилам дорожного движения. Только тогда мы можем воспитать людей, уважающих старость».

Но сейчас, по словам Нины Михайловны, детей крайне редко учат уступать места пожилым людям. И в невежестве подрастающего поколения зачастую виноваты сами родители.

«Родители ведь этому не учат. Они, скорее, посадят ребёнка, которому уже 12 лет, а сами будут стоять».

Как бы там ни было, человек, уступивший место другому (и не важно, кому – пенсионеру ли, румяному карапузу с ранцем или просто молодой девушке с тяжёлыми сумками), безусловно, достоин уважения. Но заслуживает ли он порицания, если так не поступил? — Вопрос спорный.

Как и тот, целесообразно ли вводить штрафные или иные санкции для таких лиц.

Ведь говорить о нравственности и высокой культуре человека стоит лишь тогда, когда он действует не из страха осуждения или опасения быть оштрафованным, а из моральных побуждений и желания помочь людям.

Анастасия Вербицкая
СЗПЦ «Человек и Закон»

Почему ребенок должен сидеть в общественном транспорте? 7 аргументов для здравомыслящей мамы

В общественном транспорте есть таблички с правилами, что следует уступать места пассажирам с детьми и инвалидам, пенсионерам. Почему важно, чтобы ребенок сидел, до какого возраста он может не уступать место, и как безопасность сочетать с этикетом?

Детям требуется место для сидения в зависимости от обстоятельств. Давай разберемся, какие правила безопасности и воспитания стоит учитывать.

Аргументы в пользу сидящего ребенка

Даже если ты настроена воспитать настоящего джентльмена или вырастить вежливую леди, учти такие аргументы в пользу того, чтобы ребенок в троллейбусе, трамвае, автобусе, метро или маршрутном такси занял место сидя:

  1. Детям до 10 лет нежелательно стоять в транспорте из-за неразвитого вестибулярного аппарата.
  2. Из-за низкого роста детей до 140 см легко просто не заметить при посадке или высадке.
  3. Кости растущего скелета только формируются и крепнут, ребенок более склонен к переломам, особенно в кризисные моменты взросления: 2-3 года, 6-7 лет, 9-10 лет.
  4. У детей из-за особенностей строения головного мозга ниже скорость реакции. Они не могут быстро принять решение уцепиться за что-то рядом, если возникает такая необходимость.
  5. Дошкольники еще не умеют держать баланс и при резком торможении могут упасть.
  6. Дети устают быстрее взрослых, поэтому неподвижное стояние в течение 15-20 минут истощает их организм.
  7. Уставший ребенок дошкольного возраста эмоционально нестабилен, более подвержен истерикам, начинает капризничать, отвлекая внимание водителя и пассажиров.

Читай также: Без компромиссов: безопасность в машине — прежде всего

Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

Правила безопасности ребенка в общественном транспорте

Для пассажиров с детьми недаром выделены специальные места в общественном транспорте. Главная задача родителей: независимо от возраста беспокоиться не о соблюдении правил приличия, а об обеспечении безопасности. Поэтому, ответ на вопрос, можно ли ребенку стоять в общественном транспорте, зависит от нескольких важных факторов:

  1. Ребенок может сам крепко держаться за поручень.
  2. Пассажир любого возраста хорошо себя чувствует, чтобы выстоять длинную дорогу.
  3. Вокруг стоящего достаточно свободного места (его не толкают).

Следующие варианты не являются безопасными и напрямую угрожают здоровью ребенка:

  • когда у низкорослого крохи есть опасность быть прижатым к чьему-нибудь пальто (особенно опасно, так как ворсинки могут забиться в рот) и задохнуться;
  • если в общественном транспорте много людей и давка есть риск быть затоптанным;
  • когда стиль вождения вызывает беспокойство: водитель резко начинает движение или тормозит (можно потерять равновесие);
  • младший школьник едет с уроков или занятий с большим рюкзаком (на спине он будет мешать пассажирам, из-за него тяжело удерживать равновесие, а одновременно держаться за поручень и нести в руках тяжелый груз для младшего школьника пока сложная задача);
  • у ребенка несколько занятий подряд, и поездка в транспорте — реальная возможность передохнуть, особенно когда речь идет о дополнительных спортивных тренировках.

Оцени риски заранее. Если ребенок может постоять, выбирай места возле низких поручней подальше от открывающихся дверей. Не спеши усаживать малыша на отдельное сидение. Если пассажиров много, рационально взять его на руки. 

Иногда с маленьким ребенком лучше дождаться следующего автобуса, пройти несколько остановок пешком или использовать коляску. Современные троллейбусы и трамваи в крупных городах уже оснащены специальной зоной для детского транспорта, где коляска, в которой сидит малыш, пристегивается дополнительно для его безопасности.

Читай также: Идем на детскую площадку: как все предусмотреть? Советы эксперта по детской безопасности

depositphotos.com

Стоять нельзя садиться: хам ли тот, кто не уступает место в общественном транспорте — ВашГород.ру

Меня мама с детства приучила всегда в автобусах уступать место пожилым, беременным и пассажирам с детьми.

На остановке зашла молодая девушка с двумя детьми, один грудничок на руках, второй (года полтора) — держит маму за руку, сам еле стоит на ногах, болтаясь от качки на рельсах. Желающих уступить место не нашлось.

И вот среди тех, кому места достались, нашёлся молодой парень. Кондуктор попросила его встать и посадить женщину с детьми. На что он ответил: «нет». Демонстративно сунул наушники в уши и отвернулся к окну.

На него с осуждением кинулся весь вагон: «Надо же какой невоспитанный!», «Это так мужчины себя ведут?», «Была бы я твоя мать, ремнём бы тебя выпорола!». Среди осуждающих была и я. Но молодому человеку было на всех наплевать.

Место маме с детьми уступила какая-то пожилая женщина, а он так и продолжил ехать сидя.

Приехала я на работу и с возмущением начала рассказывать коллегам: надо же, какой хам. На что мне ответили: а вдруг он инвалид, вдруг у него под штанами протез вместо ноги? Или ночь была тяжелая, работал, устал, не спал. Да и вообще, где написано, что кто-то должен кому-то уступать в транспорте место?

Действительно, где написано?

Законодательно (у нас в России любят это слово) нигде не прописано, что кто-то кому-то должен уступать место в общественном транспорте. Более того, это никак не наказуемо. Ну если не брать в расчёт карму и муки совести. Поэтому уступить место в транспорте вы можете лишь только по собственному желанию, основываясь на своих личных принципах.

Но, как это ни странно, согласно этикету поведения в общественном транспорте (да, есть и такой) места всё же некоторым людям уступать надо.

Согласно этикету, первыми в транспорт должны заходить:

  • инвалиды;
  • дети;
  • люди пенсионного возраста;
  • женщины.

Соответственно, они первыми имеют право занять удобные и специально отведённые для них места. Если есть свободные сиденья, то их могут занять женщины. Мужчины имеют право сесть только тогда, когда стоящие пассажиры не возражают.

Другое дело, когда в салон заходят пассажиры и встаёт вопрос: сидеть дальше или уступить место.

Дети в общественном транспорте: кто кому должен уступать

Сидеть нельзя стоять

Считается, что мужчина должен уступать женщине место в автобусе или другом транспорте. Однако это не совсем так. Уставший мужчина, возвращающийся домой после тяжёлого рабочего дня, должен сам решить, хватит ли у него сил на благородный поступок.

Но у этого правила есть исключения. Нетрудно догадаться, что мужчина должен уступить место женщине, если она беременна и если она с маленьким ребёнком. Кого считать маленьким, а кого большим, решать, видимо, пассажиру.

Также в этот список входят пожилые дамы и инвалиды. Важно отметить, что уступить место всем перечисленным категориям могут не только мужчины.

А вот с пожилыми мужчинами вопрос неоднозначный. С одной стороны, они мужчины, с другой — пожилые. Девушкам не рекомендуют уступать им место, поскольку так можно задеть мужское самолюбие пассажира. Если вам очень хочется сделать доброе дело, освободите место будто бы невзначай, рекомендуют правила этикета. А вот молодые мужчины вполне могут уступить место дедушке.

Но все мы люди, иногда есть необходимость присесть, даже если ты не на девятом месяце беременности и тебе ещё не 70. Тогда просто рекомендуется попросить кого-то из молодых людей уступить вам место и объяснить ситуацию. Как правило, люди идут на встречу.

Читайте также:  Как правильно надевать слинги (с кольцами, слинг-шарф, май-слинг) в положении на спине у мамы

Также не рекомендуется занимать места для пассажиров с детьми и инвалидами, если вы таковыми не являетесь. В противном случае, необходимо будет встать и уступить место тем, для кого они отведены. Потому что, как правило, они расположены рядом с выходом. А, например, для инвалида бывает непосильно сложным преодолеть даже лишнее расстояние.

Но даже соблюдая эти правила этикета, можно попасть в глупое положение. Со всеми же бывало? Например, уступаешь место пожилой женщине, а она ещё и обижается, мол, я не старая, постою. Или смотришь на девушку, а она то ли в положении, то ли плотно поела с утра.

И не знаешь, как быть. А ещё мужчины часто жалуются. Мол, уступаешь в автобусе место красивой женщине, она вся при параде, на каблуках, утром на работу едет. И даже в мыслях ничего не было, просто хочется доброе дело сделать.

А она на тебя косо смотрит, ещё и не садится: «Спасибо, я постою».

Вот и думаешь после этого. Стоит ли вообще уступать место?

Делать добро

В общем и целом, нет единых правил и ответа на вопрос: кто должен? С одной стороны, есть принятые нормы морали и этики, которые для меня, например, и так дают ответ на этот вопрос. С другой стороны, среди нас нет должников.

Вы вправе ехать в транспорте сидя, вы, как и все остальные, оплатили свой проезд. Вы можете быть уставшим, после смены на заводе, учёбы, да хоть операции.

Да неважно! Вы просто имеете право ехать сидя и никто не может этому препятствовать.

Но помните, что говорит голос из колонок в общественном транспорте? «Пассажиры, будьте взаимовежливы». И если вы видите, что можете сделать доброе дело, сделайте — уступите место старику, инвалиду, беременной женщине или человеку, у которого на руках маленький ребёнок. Им это важнее.

Сделайте это не ради них, а ради себя. Не лишайте себя удовольствия сделать доброе дело. Как тот парень из трамвая.

© ВашГород.ру

Должны ли дети (ваши)) уступать в транспорте места и с какого возраста? ( Прочитайте сначала дополнение внутри)

SlavuskaYa Мудрец (18034) 10 лет назад

Вырастила двоих сыновей, теперь уже и внуки есть.

Растила по тем-же принципам: мол старшие делают замечания — промолчи и извинись (даже если не виноват) ; в транспорте едет старый человек -место уступи; в магазине последняя буханка хлеба тебе досталась — отдай другому сам потерпи. Теперь понимаю — НЕ ПРАВИЛЬНО ЭТО! НЕЧЕСТНО! И по отношению к нашим детям и по отношению к нам.

Да, надо уступать место — но по ситуации.

Почему мой 7ми летний внук должен стоять в переполненном вагоне уткнувшись в вонючие попы, только потому, что видите-ли такая-же как я бабка помоталась со своей тележкой на колесиках на рынок за дешевой картошкой? Она чем лучше меня или моего внука? Почему чей-то сын, отработав ночную смену или отстояв на работе всю смену на ногах, еле волочась домой, должен уступить место какой-то девице, он что, меньше устал? Почему нужно уступать места бабам, у которых полные сумки продуктов, тяжелее их самих! Они что, не ведают что творят, или надеются на авось? Дети должны оставаться детьми всегда и везде. А старики порой не до такой степени и «древние» , что-бы плюхаться на мягкое место не успев войти в транспорт. Быть взаимовежливыми -не значить приносить своих детей или себя в жертву, все должно быть в разумных пределах. Ведь на то она и взаимная — вежливость (ИМХО)

Yue Мыслитель (5579) 10 лет назад Анечка Просветленный (36132) 10 лет назад

Мои соображения, что ребенка можно взять на руки! 🙂 Тогда никто не упадет, не сломает позвоночник, все будут довольны и воспитаны! ВОТ! 🙂 Я со второго класса сама в школу ездила и почему-то не падала, как и все мои сверстники.

Колхоз Мичурин Гуру (2625) 10 лет назад

Не хрен падать = держатся надо !!!Для этого в трамваях естьПОРУЧНИ. Пусть держится крепче — и не сломает себе ниче. Я когда учился в школе — мы с парнями НИКОГДА в транспорте НЕ САДИЛИСЬ. даже если есть свободные места !!!ВСегда ездили СТОЯ.

Марина Мыслитель (5683) 10 лет назад

Все индивидуально.

Ирина Владимировна Мудрец (11369) 10 лет назад

нет, конечно, мне бы было приятно, если бы мой сын уступил беременной или старушке место, но раз есть данные то, будем соблюдать их и сидеть до 12 лет, ни кому не уступая, а вообще культура культурой, а мне без разницы уступит мне чей то ребенок место или нет, мне их жалко, посмотрите как они со школы едут, тот ранец еще дотащить надо, книг, тетрадей и тому подобное, там такие сумки будто они с отоварки едут, пусть сидят пока, а там научим когда и кому уступать

Валентина Скворцова Мастер (1214) 10 лет назад

Я согласна, что ребенок не должен вставать в целях собственной безопасности, примерно до 14 лет. Но если так случается что нам приходится стоять, или уступать место я поддерживаю своего ребенка. Тяжело представляю, как должен затормозить автобус, что бы сломать позвоничник, это получается целая авария. Всего бояться глупо, как же жить тогда если жизнь дается один раз. Надо смелей жить.

Галина Мудрец (13738) 10 лет назад

Обычно ездит с тяжелым ранцем, автобусов у нас нет только маршрутки, в которых не удобно стоять. Здоровье моего ребенка важнее, чем постороннего человека!

Юлия Руднева Ученик (15) 10 лет назад

Ну будет очень некрасиво если ребенок будет сидеть, а рядом будет стоять старушка или беременная. Вобщем, ребенок еще в таком возрасте, что мама спокойно может взять его себе на колени!

Linka Гуру (2963) 10 лет назад извините, за нескромность. некоторые в 12 лет могут уже детей «делать». Что ж у них там «недоразвито». Хотя с врачами не спорю. Своих детей буду воспитывать в уважении. К этому возрасту сможет уже сам принять решение. Если едет один, то я его и заставить не смогу. А если со мной, и захочет уступить место, то будет со мной рядом стоять и я смогу его придерживать. Но и заставлять не буду. А если надо (беременная или пожилой ч. зашли) , то и сама смогу уступить место. и еще.. . наши дети — не инопланетяне безхребетные. Зачем мы так их воспитываем, как будто они из плассмасы сделаны? Так, конечно, что при любом торможении он может что угодно себе сломать. Спортом побольше и мультиков меньше. и на последок.. . в 14 лет никакой ребенок уже не приемлем «приучаться к новым правилам этикета». Если до этого им приказывали не уступать «ради здоровья», то в 12-14 лет, его уже не переубедишь, что вот сейчас уже «можно и НУЖНО» уступать. Ну заставите его, ну уступит, оскалившись. А сам будет ездить, начнет хамить тем, кто его попросит уступить.

А потом удивляемся, что ж это за поколение такое пошло.

Кошастик Искусственный Интеллект (140028) 10 лет назад а вы часто наблюдали такие ситуации когда 10-12 летний падали и ломал позвоночник? я ни разу! и водитель который везет не дрова а людей должен тормозить предельно аккуратно. Это от воспитания зависит конечно. Но основная часть детей и подростков об этом не слышали. Ну ладно дети Бог с ним, а подростки поле 15 лет? Эти не в жисть свою задницу не поднимут что бы бабушке место уступить!

А если ребенка не учить уступать с раннего возраста, потом эта привычка не выработается, меня в 7-8 лет только в путь поднимали с места и ни чего стояла ни чего не сломала. (хотя у нас черти как ездят да и дорого прощая жизнь)

nevernaya Мудрец (12880) 10 лет назад

это что? проба пера?… когда ребенок падает при торможении и ломает ПОЗВОНОЧНИК!.. пол автобуса ещё в гипсе должны быть госпитализированы, и не важно сидели пассажиры или нет, других историй нет?.. как сочините, обязательно пишите!.. а мы почитаем)))

ЛИнДА Искусственный Интеллект (227774) 10 лет назад

Я сильно сомневаюсь, что ребенок от простого падения позвоночник сломает. А вот у старушки с остеопорозом шансов на это несравнимо больше, а беременная вообще может потерять ребенка, и это тоже гораздо более вероятно. Они, конечно, не ваши родственники. Но ведь на их месте могут оказаться и ваши! Что вы сказали бы тогда?

Источник: Любовь тоже может быть чрезмерной. Как и эгоизм

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *